В этой теме следует размещать статьи о художниках повлиявших на развитие Модерна в России, о художниках на которых повлиял Модерн и обсуждать изобразительное искуство эпохи Модерна. Лозунгом австрийских художников-модернистов были слова критика Людвига Хевеси: Эпохе – свое искусство искусству – своя свобода.
над модерном издевались авангардисты всех мастей. Художник изображает в своих произведениях два рода вещей: реально существующие и видимые глазом предметы, пейзажи, людей и т. п., а также всевозможные необычные, вымышленные существа, предметы. Рёскина и У. Морриса по возрождению традиций средневекового ручного ремесла.
Появились оригинальные виды колье – ожерелья с жемчужной или бриллиантовой «бахромой», хорошо сочетавшиеся с мысообразными декольте широкие ошейники, обильно украшенные камнями тонкие обручи с камнем на длинном стержне, спускавшемся на грудь поразительной красоты гребни, декорированные золотом и камнями. Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О. Цадкин), музыке (А. Истоки этой метаморфозы следует искать в английском искусстве. Фоном для его живописных работ с их неизменно женскими персонажами (Россетти влюблен в женскую красоту. ) обычно служит условно выписанный растительный орнамент, в котором преобладает знаменитая линия Россетти – изысканная линия длинных стеблей лилии и распущенных женских волос. Первый шаг в этом направление был сделан английскими графиками и архитекторами (Мак Мардо Артур, Крейн Уолтер), затем бельгийцами, парижскими, венскими и мюнхенскими художниками.
Гениально одаренный художник польского происхождения (польск. Бакст с его бездумной обволакивающей стихией цвета. Ропет активно сотрудничал в периодически выходившем издании Мотивы русской архитектуры (1874-1880), проводившем горностаевскую, национально-фольклорную линию архитектурного развития.
Врубель был настоящим романтиком, «рыцарем средневековья», ощущавшимся им не как прошлое, а как живое настоящее. Предшественницей сюрреализма была группировка "Дада" из Швейцарии. Интересно, что молодой Муха посылал свои работы в художественное училище.
Обустройство загородного дома в стиле модерн во многом обусловлено исторически. Далее – 9 января 1905 года, первая русская революция. Но ведь и художники следующего поколения не смогли создать свой стиль. Рубеж XIX-XX вв. Французским единомышленником Орта был Эктор Гимар. Билибин спросил его о судьбе акварелей. После длительного периода эклектики искали его историко-культурное обоснование. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни.
В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Отсюда название. Несомненно, то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей.
Появляются новые имена в мире моды. Их отличает подлинно классическая строгость пропорциональных членений фасадов, но с характерной асимметричностью композиции, полукруглые или многогранные эркеры, майоликовые фризы, сильный вынос кровли на кронштейнах, ассоциирующийся с итальянской архитектурой, мелкая расстекловка окон, часто трапециевидных или с закругленными углами и нарядными наличниками – парафраз северного, «петровского барокко», такого родного для Петербурга. Предшественниками абстракционизма были кубизм, футуризм и дадаизм. Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. Зимина, Руслан и Людмила М. И.
Окна – прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. В оформлении внутренних помещений царили вытянутые изящные формы, плавные переходы. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно Микула Селянинович (1935-1936 гг. ), он вернулся на родину, поселившись в Ленинграде. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов13.
Это говорит о том, отдельные течения в искусстве Модерна не существовали изолированно, а тесно взаимодействовали. Интересен тот факт, что В. Кандинский жил и учился в Одессе. Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть — буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трех- или четырехстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии.
Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Однако картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью.
Эти детали важно обозначить, так как буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена— изменить ее было не под силу даже такому «своенравному стилю», как модерн. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Сологуба (1908) – для театра Лукоморье, к операм Золотой петушок Н. А. В 1908-1909 гг.
в Москве с большим успехом прошла выставка шотландского художника Ч. Макинтоша. Но у искусства модерна были свои предтечи. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики2. Это было типично романтическое ретроспективное мышление.
Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Римского-Корсакова.
«Модерн» находили у этрусков, в итальянском Маньеризме конца XVI в., в стиле интернациональной или «пламенеющей готики». В духе искусства Возрождения написаны картины «Надгробный плач» (1890), «Распятие» (1890). И лишь потом Муха начал разрабатывать эскизы украшений на заказ. В 1897 г. Климт стал президентом «Сецессиона».
Графики учились обрабатывать бумагу разными кислотами, чтобы превращать ее в подобие пергамента. Так, причудливые «цветы» из металла Э. Гимара у входов в парижское метро абсолютно новые формы, лишь ассоциирующиеся, но никак не изображающие реальные растения. При этом возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все "до последнего гвоздя": от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов.
С французского языка moderne переводится как «современный». тогда, когда во Франции начинался фовизм. Альфонс Муха писал для спектаклей ее театра декорации и плакаты.
А цвета коня и юноши звучат, как музыка. По его наблюдениям, определённые цвета вызывают у людей конкретную реакцию. Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли— автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». Врубель много занимался майоликой, а о своей картине «Сирень» он сказал, что не хотел бы, чтобы она попала в музей, так как «музей – это покойницкая», а желал бы видеть ее «вделанной в стену в жилом доме, чтобы она абсолютно слилась со стеной». Европа, а с нею и Россия, была чревата революцией. В искусстве модерна декорация начала отделяться от конструкции и становиться самоцелью.
Художественные приемы футуризма схожи с фовизмом и абстракционизмом. Словно на интересном уроке побывали. В том же плане воспринимается лейтмотив картины А. А. Рылова «Зеленый шум» (1904) или «Вихрь» Ф. А. Малявина (1906), праздничное веселье разгорается как пожар, как стихия крестьянского бунта. В 1896году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». "Прекрасная эпоха" (фр.
В 1912 году К. С. Петров-Водкин создает картину «Купание красного коня», смысл и значение которого сам художник вполне осознает после Октябрьской революции. Это течение близко соприкасалось с возникшим сначала в Швеции и Финляндии, а затем в Петербурге, в рамках национально-романтического движения, «северным модерном». Последние годы жизни художник посвящает созданию монументального цикла из двадцати полотен – «Славянского эпоса», на сюжеты славянской мифологии, в которых открылись новые грани его разностороннего дарования. Трагическое противоречие, «безысходность» Модерна состояла в том, что искусство этого периода разрывалось между идеальными устремлениями стилизации жизни, художественного синтеза, символизмом форм и рационализмом, прагматизмом технического века.
Прошло несколько лет. Эстетика Модерна развивала идеи символизма и эстетизма, «философии жизни» Ф. Ницше.
Цвета – неяркие, приглушенные, лучше полутона. Модерн (под различными названиями: «ар нуво» в Бельгии и Франции, «сецессион» в Австро-Венгрии, «югендштиль» в Германии, «стиль либерти» в Италии, «модерн стайл» в Великобритании, «стиль Тиффани» в США, «стиль модерн» в России) проявился как общеевропейское явление особенно отчетливо в архитектуре, в прикладном искусстве и моде. Это классика Модерна. Ещё в начале века модерн называли не художественным стилем, а стилем жизни. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. Во-вторых, для постмодернизма типично отсутствие каких-либо правил.
Период модерна относительно короток имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х гг. Оформлял обложки, титульные листы, адреса, афиши, торговые марки и т. п. В 1927-1931 гг. В этот период Билибин сотрудничал в издательствах А. Ф. Они обратились не к прошлому искусства и не к будущему, которого еще не видели, а к природе. Художники модерна своей дерзостью ломали все привычные границы.
В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов. Английский коммерсант Сэмюэл Бинг (1838-1919) в 1876 г. открыл в Париже магазин "La Porte Chinoise" (фр. Таково искусство Густава Климта (1862-1918) – австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика.
он участвовал в оформлении оперы Борис Годунов М. П. Не редко в их сплетении на холстах возникали женские фигуры или мистические существа. Дягилева в Париже. Благодаря таланту авторов таких украшений ювелирное искусство, наряду с архитектурой и художественным стеклом, вышло на авансцену развития искусства, во многом определив декоративные особенности нового стиля. На первоначальном этапе в образном строе ювелирных украшений, так же как и в искусстве модерна в целом, яркое развитие получило флоральное направление (от французского слова floral – цветочный), которое в наибольшей степени отвечало художественным устремлениям того времени.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Стремление русских художников к организации целостной «художественно-романтической» среды проявилось в необычайно ярком явлении культуры «fin de siecle» – знаменитых «дягилевских сезонах» в Париже. В туманной дали видны фигуры Данте и Любви, наблюдающие за ней. В их числе часто называют У. Морриса, Дж. Позже художник исполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклям Действо о Теофиле Рютбефа (1907), Фуэнте Овехуна Лопе де Вега и Чистилище св. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления.
Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. На столе надпись- "Храните сердца, которые завоевали".
Его портрет работы Б. Кустодиева 1901 года прекрасно передает образ представителя столичной богемы и стиля модерн. Нижнюю часть триптиха «Воспоминание о Париже» художник украсил скульптурным орнаментом, выразив таким образом свойственную эстетике символизма идею объединения раз-личный видов искусств. Конечно, впоследствии художник жалел о, казалось, навсегда потерянных работах. Ареной столкновения старого любимого и нового казенного и уродливого становится капиталистический город – мегаполис.
Вместе мы сможем не только рассмотреть разные стили живописи с их особенностями, но и самостоятельно реализовать свой потенциал в тех или иных течениях с применением специальных художественных техник. художник исполняя заказ Министерства культуры, создал три монументальных панно для актового зала Венского университета («Философия», 1900 «Медицина», 1901 «Юриспруденция», 1903).
Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть— буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трёх- или четырёхстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). Такая свобода подарила искусству много свежих творческих идей. Благодаря модным журналам широкая публика имела возможность познакомиться с самыми последними ее тенденциями, рождавшимися в мире богемы и в модельных домах Парижа, которые, как и поэты того времени, создавали культ «инфернальной» женщины, капризной и томной, чувственной и экзотической. Модернизм во многом определил пути современного искусства.
Этот декор лишь внешне, хотя подчас и очень «натурально» изображает растения, но, прежде всего символически преображает самые заурядные конструкции из дерева, железа и бетона, объединяя в единое целое конструкцию, форму и стилизованную поверхность, что и определяет их принципиальную атектоничность, пластицизм. Рассмотрим это на примере картины в стиле модерн, написанной Михаилом Врубелем – «Летящий демон» – это полотно пронизана трагичностью. Многим, вероятно, тогда казалось, что на их глазах создается абсолютно новое искусство. Да и весь характер стиля – женский: в нем ясно чувствуется желание нравиться. дела), зал просто замер, хотя она сознательно никаких картинок на экран не поместила.
Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей. Таким началом могло служить все что угодно: исторические и национальные стили, элементы народного и примитивного искусства (Абрамцево, Талашкино), природные формы (флореальное течение), геометрический мотив («Венские Мастерские», И. Хоффманн), новые конструкции и свойства новых материалов – стали, стекла, бетона (конструктивное течение). «Чем более ужасен мир, тем более абстрактным должно стать искусство», – писал немецкий художник Пауль Клее. Характерными чертами, как известно, обладал и югендстиль в Германии и сецессион – в Австрии и ар нуво – во Франции.
А бстракционизм порвал связь с природой окончательно. Шенберг, К. Пендерецкий). Его наступление не ограничилось только направлениями чистого искусства – живописью и скульптурой, – но распространилось и на декоративное искусство – архитектуру, прикладное искусство, графику.
В 1893 г. бельгийский архитектор Виктор Орта (1861 -1947) создал знаменитый интерьер особняка Тассель, в котором причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции: конструкция плавно переходит в форму, а форма – в декор на плоскости или изогнутых поверхностях. Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. К примеру, экспрессионизм в скульптуре был менее ярким и значительным, достигнув своего апогея в живописи. Не случайно еще в начале века модерн называли не художественным стилем, а «стилем жизни», так как новые веяния пронизывали собой все стороны существования человека. Однако мнение это, конечно же, разделили не все.
Для постмодернизма характерны несколько признаков. В Германии он получил известность благодаря Дрезденской выставке, организованной в 1897 г. после этого он работал главным образом в Берлине. Мусоргского и танцевальной сюиты Пир для антрепризы С. П.
Станислава Пшибышевского: ""Крик". Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. По воспоминаниям соучеников, Врубель слыл «чужаком» в классах петербургской Академии художеств и по-настоящему учился у любимых им мастеров Византии иконописцев итало-критской школы и мозаичистов собора Сан Марко в Венеции.
Оно возникло не в Англии, которую считают колыбелью модерна, а в Испании. «Визитной карточкой» стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича». Одной из лучших картин этого периода можно назвать Леди Лилит – своеобразное понимание образа первой женщины Адама, о которой повествует старинная легенда Талмуда.
Хронологические рамки эпохи модерна очень узки, немногим более двух десятилетий, но значение этого стиля для развития ювелирного искусства необычайно велико. «Его искусство – одно из лучших выражений той влюбленности в странное, которая охватила людей в конце XIX века». Дадаисты, подобно кубистам, пользовались техникой коллажа, т. е.
склеиванием разных материалов и включали в картины случайные предметы. Первый шаг в этом направлении был английскими графиками и архитекторами (Макмардо Артур Крэйн Уолтер Имейдж Селвин), затем бельгийцами, парижскими, венскими и мюнхенскими художниками.
Зрелым художником со сложившейся манерой письма Климт предстает в «Бетховенском фризе» (1902), вошедшем в монументальный ансамбль здания «Сецессиона». Это приводило к двояким последствиям.
Группа молодых художников во главе с Анри Матиссом стала употреблять чистые, звучные цвета, сильные и размашистые мазки. Важно отметить, что язык стиля формировался долгие годы, во многом не без идей символистов из Франции и России. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. В сюжете картины молодой демон, отказался от зла, но люди не захотели его принять и так как он предал свои идеалы мир демонов так же его не принимает и он обречен до конца своих дней летать и сетовать на судьбу.
Впервые его изображение появилось на афише к Медее. Вообще же организаторы не обманули ожиданий (даже превзошли, я бы сказала): фильма была великолепная, практически все (Кроме одного, но тут дама стала говорить ровно то, что ее просили не говорить, т. к. Вот таким образом некоторые художники пробовали дать выход этим тайным силам, позволить им управлять рукой художника – так, чтобы произведение возникло как бы само собой, без контроля разума. Еще ранее, в 1856 г., Ф. Бракмон открыл парижанам красоту японских гравюр.
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Поп-художники часто используют фотоснимки, коллажи, готовые предметы, необычные материалы.
Но по сути это была своеобразная форма эстетического бунтарства. В архитектуре и произведениях декоративно-прикладного искусства позднего модерна уже прослеживались черты конструктивизма. Абстракционисты использовали также одно явление, замеченное еще в эпоху Возрождения, – что по-разному проведенные линии и цветовые созвучия могут вызывать у зрителя определнные настроения.
Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Началась новая эра графики. Мировое искусство оказалось в трущобах модернизма. Все это вместе отсылает к историческому стилю, одним из лозунгов которого стал когда-то девиз: «Назад, к природе». Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.
Начало искусству "модернизм" положили еще постимпрессионисты. Начав с живописи, он затем бросает «бесцельное изобразительное искусство» и весь отдается стихии орнамента «удара бича». Журналисты окрестили эту характерно изогнутую линию удар бича. Постройка оказалась слишком дорогой, а создатель храма Дж.
«современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Поэтически задумчивые, словно окутанные дымкой легкой печали образы Борисова-Мусатова созвучны настроениям литературного символизма. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. moderne от лат. И такими созвездиями полна та эпоха.
Египет» (1911) М. С. Сарьяна впервые возникает, как это ни удивительно, многоцветье советского искусства. Творчество непревзойдённого мастера цвета стала известна лишь после его смерти. Ритм вытянутых фигур «Бетховенского фриза» напоминает изменяющийся темп музыкального произведения. Это творчество художников-любителей, которое называют наивным или примитивным. Точно так же в XVIII в. в. Футуризм позиционировался как искусство будущего.
Тиффани) в США, модерн стай (современный стиль) в Англии, стиль либерти в Италии, модернизмо в Испании, Арт Нуво (новое искусство) во Франции, югендштиль в Германии, еловый стиль в Швейцарии. С тем, чтобы привлечь более широкую клиентуру, в последующих произведениях Муха отбросил орнаментальную избыточность в пользу большей строгости. Самое известное украшение, созданное Фуке по эскизам Мухи – это золотой браслет, получивший в Европе название «роза руки».
Не все художники стиля модерн придерживались столь глубоких тем, но все же — большинство. Главный смысл этого стиля – отстранение от привычного осознанного творчества. Главным средством выражения они изобрели цвет. Современное искусство (искусство XXвека) состоит из ряда течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположны друг другу.
Период модерна в России оказался сравнительно непродолжительным. Однако в архитектуре символизм принес неожиданные плоды. В природе нет прямых линий, – любил подчёркивать Гауди, король стиля Арт Нуво.
Стоит помнить, что именно в эту эпоху появилась профессия «дизайнер», благодаря которой каждый человек может создать в своём доме неповторимый, своеобразный интерьер. Зато сюрреализм породил в первой трети XX столетия так называемую «мобильную скульптуру», созданную американцем Александром Колдером. Модерн стремился впитать в себя все. Все эти направления уходили от природы, но все же сохраняли с нею хоть слабую связь.
Для их создания Муха изучал историю и фольклор. Среди излюбленных мотивов художников-ювелиров были также морская волна, лебединая шея, томные женские головки или фигуры с распущенными волосами и извивающимися руками в «летящих» рукавах. Наготу осеняют, пронзают и скрывают радуги, травы, море" (1872-1874).
Во Франции этот стиль именовался ар-нуво, в Германии и Скандинавии — югендстиль. Если устремления отдельных художников объединения «Мир искусства» можно принять за чистый эстетизм, то Серов, Левитан, Серебрякова основывают свое творчество на природе, выявляя ее красоту, как и в жизни человека. К сожалению, в годы Второй мировой войны все три панно были уничтожены. В 1891 г. знаменитая актриса Сара Бернар заказала ювелиру Рене Лалику (1860-1945) парюру (комплект украшений). Появляется множество группировок, порожденных модернизмом. В 1896 году в Мюнхене начал выходить журнал Югенд.
В архитектуре изогнутую линию впервые применил бельгиец В. Орта в интерьерах особняка Гассель (1839 год). Конструкции стиля— часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). В результате эпоха модернизма привнесла в искусство множество идей. Творчество художников Мира искусства (также как и Братства прерафаэлитов) явилось реакцией на то духовное одичание, которое внесла в жизнь буржуазная действительность. Особенно популярна светло-зеленая гамма и оттенки лилового.
Наиболее фантастические формы символизм модерна приобрел в Испании, в творчестве гениального архитектора-символиста А. Гауди. Безусловно, модернизм – особый стиль художественного мышления. Кроме того, он исполнял плакаты, афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых), рисунки для открыток Общины св.
В 1890-1900-е гг. Графика Бёрдсли – классика модерна. От ранних работ (Детство Марии Девы, Встреча Данте с Беатриче, Ангел с цветком лилии в руках, подсказанных религиозно-мистическим вдохновением и чувственным отношением к красоте) молодой Россетти стал постепенно переходить к романтическим сюжетам, богатство которых ему открылось в произведениях английских романтиков.
Стены помещений покрывались не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Товарищество передвижных художественных выставок и объединение «Мир искусства» воспринимались многими как антиподы, но это верно лишь исторически, в плане же эстетики и, стало быть, содержания, здесь сказывались скорее особенности развития московской и петербургской школы живописи, с существованием двух центров обучения: Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, между которыми были и связь и различия. архивы тоже прочесывает по истории сестр. Тем не менее все эти термины – не синонимы, они имеют разный смысл. Украшение было изготовлено в 1899 году для Сары Бернар игравшей роль Клеопатры.
Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства модерна. Новый стиль характеризуют волнистые кривые линии, которые выражают динамику в плоскости. Вслед за «Жисмондой» появились другие, не менее удачные плакаты, они время от времени переиздавались, а потом были выпущены в виде почтовых открыток. Возрождались классические мотивы и материалы, а также редкие техники эмалирования иризации и росписи стекла эмалями, краклэ – приемы венецианского стеклоделия эпохи Возрождения.
Стиль Гауди назвали «каталонским модернизмом». Метод художественной стилизации и вывел искусство модерна в разряд романтического. Пушкина (1906-1907).
Бентли скончался от сердечного приступа, не увидев окончания работ. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре1. Бородина (1930), Борис Годунов М. П. Вершин фантасмагории эта тенденция достигла в творчестве испанского архитектора А. Гауди. Так начался творческий путь художника. Вот таким образом «художникам приходилось расплачиваться за модерн и преодолевать его и одновременно благодарить за то, что какие-то пути вперед были намечены». Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Многие тогда видели в «стиле модерн» некий «венец художественного развития» европейской культуры, единый интернациональный стиль.
Отсюда термин "венецианское возрождение" (англ. Новый стиль стал последним воплощением идеалов романтизма в художественном творчестве.
В формах – подчеркнутая асимметрия. В искусстве модерна с большой силой проявился сентиментализм и пессимизм, недаром в России «стиль модерн» грустно именовали «вообще последним стилем». Главным образом слиянием с принципами кубизма. Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма. Модерн всегда был стилем, пропагандирующим индивидуальность.
Г. Климт соединял живопись маслом с аппликацией и инкрустацией, введением в картину смальты, майолики, меди и латуни, полудрагоценных камней и даже кораллов. Графика Бёрдсли— классика модерна. Глобальные изменения претерпевало в начале ХХ века и музыкальное искусство.
Кафка, А. Камю), театре (Э., словно окутывающего своего Демона в драгоценное оперение.
belle Epoque) оказывается при ближайшем рассмотрении не такой уж прекрасной. Подобную особенность художественного мышления точнее называть не стилизацией, а историзмом, в котором «готические» формы являются свободными романтическими фантазиями на историческую тему. Не одного резкого движения, наоборот, движения спокойные, легко текущие.
У русского футуризма судьба весьма трагична. К примеру, фантастические цветы в стекле Э. Галле и ювелирных изделиях Р. Лалика кажутся иллюстрациями к "Озарениям" ("Illuminations") А. Рембо: "О, потаенные самоцветы – раскрывшиеся цветы. Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. Учился он сначала в Мюнхене, а затем в Париже.
Отсюда название: орнаментально-декоративное течение. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. В постройках Ф. Журдэна (магазин "Самаритэн" в Париже, 1905) и особенно в произведениях Э. -Ж. Но основной упор делается на передачу ритма и движения современной жизни.
К ней летит птица с цветком мака в клюве. Подобный прием активно эксплуатируется и сегодняшними дизайнерами. Примером могут служить работы всемирно известного Луиса Комфорта Тиффани, который изобрел ирризирующее стекло античного и венецианского типа и так называемое "фавриль глас".
На его выставках принимают участие Врубель, Борисов-Мусатов, Серов, которых мирискусники принимали за своих, а затем и они присоединяются, но ядро «Союза русских художников» составляли выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которые, владея всеми новациями европейской живописи, не покидали почву русской национальной школы. Представители «Голубой розы» преображение действительности связали с театром, а именно с символическим театром. Но бесспорно, но также и то, что модерн ознаменовал собой начало нового искусства. В 1907 году в Москве состоялась выставка группы молодых художников, закончивших недавно Училище живописи, ваяния и зодчества, под названием «Голубая роза».
Стилевое новаторство становится самоцелью. О творчестве этого художника с трагической судьбой спорят до сих пор. И действительно, Романтизм был главным содержанием «эпохи модерна», так же как он характеризовал период бидермайера начала XIX столетия.
Мак – эмблема смерти. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Волнистые линии орнаментики Ар Нуво сравнивали с крито-микенским искусством.
В конце XIX века художники (особенно импрессионисты) стали устраивать свои выставки, а торговцы картин — популяризировать работы живописцев. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»9. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. Все подписали, кроме делегатов, которые уже никого не представляли. Ювелирная отделка деталей использование необычных материалов проникают в живопись.
Римского-Корсакова, Князь Игорь А. П. И никаких полутонов. Этот тип здания стал наиболее приемлемым вариантом, открывшим богатейшие возможности для зодчих нового стиля. Русский модерн, художники модернизма, делали не похожим на западный, у нас преобладал панэстетизм — все во славу искусства. Браслет и кольцо шокируют своей натуралистичностью (свернувшиеся кольцом змеи), которую до определенной степени сглаживает экзотика материалов – опалов, рубинов, бриллиантов и эмали. Термин охватывает такие течения этого периода, как: дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, функционализм и др. Слово «moderne» (фр. ) означает «новый», «современный».
Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. В европейском и американском искусстве термин относится только к одному направлению в искусстве, называемому «модерном» (югендстиль, ар нуво и др. ). Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент. Художник называл своё искусство «музыкой цвета». «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы.
Этим во многом объясняется разноплановость эстетики модерна, его, казалось бы, столь противоречивые проявления – например, художественное стекло от Тиффани или рериховские настенные росписи, тонетовские стулья или виллы Гауди, а также многие другие понятия, ставшие символами. На смену модернизму, который был непонятен широкой публике, пришел постмодернизм. Новой идейной платформой стала духовная революция как качественно новое сознание, новое жизнепонимание. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье (Брюнетка, Зодиак и др. ). Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Хронологические рамки искусства модерна очень узки: приблизительно 1886-1914 годы.
Однако именно в силу консервативности конструкции буфет стал отличной основой для воплощения творческих идей художников эпохи. Цветы, что растут лишь в снах, Распускаясь, звенят и сияют. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Русское искусство конца XIX – начала XX вв. Это была единственная выставка, но ее участники вошли в историю русского искусства.
Но у искусства модерна были свои предшественники. В 1900-1910-е гг., прежде всего в школе венского модерна – последователей архитектора О. Вагнера – использовались иные формы: прямые линии и углы, мотив "шахматной сетки". Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Волнистые линии орнаментики Арт Нуво сравнивали с крито-микенским искусством.
Римского-Корсакова (1908-1909) и Аскольдова могила А. Н. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ.
Примыкал к абрамцевскому кружку С. И. Мамонтова. Европейский модерн обрел приверженцев и в Америке. Римского-Корсакова (1914) – для театра Народного дома в Петербурге. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка.
Самые яркие из них Бакст и Бенуа, Добужинский и Сомов. Отдельное место в модерне и в сердцах многих ценителей занимает Альфонс Муха. Они только отразились по-разному в его многообразных течениях.
Это течение неопределенное и оставляющее впечатление болезненного. По материалам поездок он написал ряд статей, а привезенные фотографии передал И. Э. Постоянная экспозиция, посвященная модерну, на лучших образцах отечественного и западноевропейского производства иллюстрирует основные этапы сложения стиля, роль России в развитии общеевропейского модерна и связи русского искусства с основными тенденциями, наблюдавшимися в мире на рубеже эпох. Им представлялся тупиковым путь прерафаэлитов, усилия Дж.
это противоречило концепции конф. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Райта14.
На первой стадии развития, согласно лозунгу, выдвинутому А. Ван де Велде: "Назад к природе", художники стремились освободиться от излишеств декора, свойственных эклектизму "викторианского стиля", второго ампира, необарокко и "неоренессанса" середины XIX в. На второй стадии архитекторы модерна переходили к целостному проектированию здания "изнутри наружу" (ранее господствовал противоположный метод отдельного оформления фасада по принципу "слоеного пирога"). И в тот памятный день, когда он впервые переступил порог московской квартиры Е. П. Таким образом, «модерн» и модернизм – это два разных понятия. Столетие назад загородные коттеджи в стиле модерн проектировались самыми известными архитекторами своего времени заказчиками же выступали, как правило, представители отечественной интеллигенции или буржуазии, а также состоятельные иностранцы. "yacht style").
«Модерн», стиль «модерн» (франц. Заказы сыпались на художника как из рога изобилия.
Это направление полнее всего представлено в творчестве мебельных мастеров Рихарда Римершмидта и Отто Панкока. Вот откуда «фанатизм стиля», характерный для человека «поворота столетий». В 1902-1904 гг.
Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру именно васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались – богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, стали визитной карточкой красной армии. Их художественное мышление характеризовалось удивительно быстрым ростом. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна— «югендстиль».
Для «стиля модерн» главным принципом стала стилизация, но не в смысле интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, как это было в период Историзма второй половины XIX в., а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу. На полотнах художников нового направления женщина появляется гораздо чаще, чем мужчина.
Французским единомышленником Орта был Эктор Гимар. В зависимости от территориальной принадлежности он носил различные названия: венский, берлинский и парижский модерн – в Западной Европе, московский, петербургский, рижский и провинциальный модерн — в России и Восточной Европе. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Они сцеплены друг с другом так, что начинают двигаться при малейшем дуновении ветерка.
Модерн повсюду способствует распространению форм лёгких, мягких, нежных. трагичностью неразрешимости противоречий. Началась новая эра графики.
"Мы гребень вставшей волны", – писал В. Брюсов. Архитектура периода модерна сложна, многообразна, метафорична: для фасадов зданий модерна характерна ассиметрия, которая, в отличие от внешней, формальной схемы классицизма, проистекает от органичного движения объемов "изнутри наружу". Как и сюрреализм, футуризм в живописи берет свои идеи из литературы. Земля отходит ко сну.
Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала DieJugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modernstyle, букв.
Но позже, когда Альфонс занимался росписью стен в графском замке, его работу заметил профессор академии и был ею восхищен. Некоторые особенности модернизма, такие как – твердое убеждение познаваемости мира и уверенности в беспредельных возможностях человеческого разума активно использовал в своих полотнах Николай Рерих. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947).
В архитектуре «чистыми классиками» в это время слыли И. Фомин, А. Таманян, В. Щуко, А. Щусев, И. Жолтовский. Как подлинный романтик он ощущал прошлое живым настоящим. Он как будто бы вырастал прямо изо всех жизненных интересов людей своего времени. А многочисленные декоративные детали: рельефы и скульптурные маски на «замковых» камнях, «ренессансная» рустовка, декоративные решетки, светильники, обелиски, башни, шпили, как будто, рассказывают о том историческом пути, который прошла вся европейская архитектура). Не стоит путать художников модерна и художников-модернистов. Модерн стремился впитать в себя всё.
Его обложка для книги Городские церкви Рена (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики. Произведения восточного искусства коллекционировали Э. Золя и братья Гонкур. Душой и вдохновителем братства становится Д. Г. Россетти, даровитый поэт и художник. Это объясняет и пристрастие художников модерна к «вечным философским темам бытия», таинственной, часто мрачной символике, ощущению тайны.
Вот почему, наряду с термином «период модерна» возможно использование понятия «стиль модерн», объединяющего в себе то новое, что появилось в те годы в искусстве разных стран. Первый наивист, принятый всерьез, был француз Анри Руссо. В 1931 г. он оформил балет Жар-птица И. Ф. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели.
Мастера немецкой графики искали новые технические приемы. Многие убеждены, что художники модерна так и не смогли решить поставленные ими же грандиозные задачи по созданию нового «большого стиля» и потому модерн так и остался переходным периодом.
Они были возвращены с пометкой о полном отсутствии в них таланта. Недаром ведущим архитектором русского модерна явился Ф. О. Шехтель (1859-1926), выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества, как и Левитан, с которыми в одни годы сформировался студент медицинского факультета Московского университета как писатель. Творец вправе выбрать любую форму и манеру исполнения своей работы. Женский костюм стал определяться строгой конструктивностью. Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно (Драгоценные камни).
В дальнейшем это стало главным принципом стиля модерн. Всё это придавало картинам большую выразительность. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «NieuweKunst» в Голландии, «еловый стиль» (stylesapin) в Швейцарии.
утверждал, что естественная эволюция художественного мышления, не нарушаемая искусственными попытками повернуть назад, всегда приводит к появлению нового оригинального стиля. Зачастую он представлял собой простой деревянный сруб, водруженный на высокий цоколь, декорированный красным кирпичом или «рваным» серо-коричневым бутовым камнем. На сегодняшний день, постмодернизм является наиболее популярным стилем в мировой живописи. Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы.
Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Модерн – это сказочность, миф, мир иллюзий, быть может, чем-то похожий на эпоху Готики. Под модернизмом (в широком смысле) понимают общее название направлений, развивавшихся в искусстве и архитектуре конца XIX – первой половины XX века.
Райта. Линия приобрела удивительную силу. Те же причины, которые придали реализму абсолютно новый оттенок – развитие индивидуализма и преобладание мистического начала в английской, да и вообще в европейской культуре, – продлили и в России возрождение декоративного искусства.
Это был окончательный эстетический переворот в Европе в середине 20-го века. Большую роль в развитии венского модерна (югендстиля) сыграл «Сецессион» — объединение художников и архитекторов, отвергавших традиции академического искусства. Возникло новое направление в мире моды — «гарсон», ориентирующееся на полудевичьи и полумальчишеские фигуры. Модерн (от фр. В 1900 г. в Вене, а затем в 1902-1903 гг.
Украшения, выполненные Фуке, действительно громоздки и несколько эклектичны, как, например, предназначенная для Сары Бернар, брошь для корсажа отягощенная гроздьями маленьких камешков неправильной формы. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов. В России дань модерну отдал знаменитый ювелир К. Фаберже. Вот почему, несколько парадоксально, мы все же называем искусство модерна «последним большим художественным стилем».
Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные. Таким образом искусство модерна завершило вначале XX в. свой стилистический цикл развития и, по мнению многих исследователей, вообще «классический» период романтизма европейского искусства. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. Линии на такой бумаге выглядели по-новому. Разновидностью модерна является символизм.
Это движение стало переломным по содержанию. Автор великолепно передал безысходность и динамику противоположных чувств. И что же. В архитектуре Русский стиль раскрыл А. М. Горностаев. artnouveau, букв. Шехтель строил частные особняки, – хрестоматийный пример: особняк С. П. Рябушинского в Москве (1900-19002), со всем его внутренним убранством, – доходные дома, здания торговых фирм, вокзалов, театров, кинематографов.
В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. В 1903 году учреждается новое выставочное объединение «Союз русских художников». Следующим важным отличием является отсутствие каких-либо правил.
Сам он называл свои работы l39architecte d39art. wrobel – воробей). А после выхода в свет монографии Э. Гонкура о К. Утамаро (1891) «японизмы» стали всеобщей модой.
Он согласился вернуть художнику «его детей», но, увы, любимой работы среди них не оказалось. С 1894 по 1901 гг. Возникло течение «модерн-классицизм» или модернизированная классика, представленное в Петербурге творчеством Ф. Лидваля, М. Лялевича, А. фон Гогена, Н. Захарова, М. Перетятковича. Это вам и ар нуво и югендстиль и сецессион. Чем неопределеннее форма из мира природы, тем ближе она духу художника – модерниста.
Художника считают основоположником русского модерна, он находился у его истоков. А как же тогда кубизм. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна — югендстиль.
Патрика П. Кальдерона (1911) – для Старинного театра, Честь и месть Ф. К. В этих течениях исчезло человеческое, художественно-образное содержание искусства и прервалась «связь времен». Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Среди основных течений искусства модерна обычно выделяют: флореальное искусство или Арт Нуво, неоромантическое (национально-романтическое), рациональное или геометрическое, неопластицизм, неоклассицизм.
Например, красный воспринимается, как команда, руководство к действию. Мария Германова, актриса из молодого поколения артистов МХТ, писала в воспоминаниях, как она дорожила, осознанно культивировала то настроение, соответственно и образ жизни, что называли декадентством: «С окончанием гимназии я свободней и смелей отдавалась влиянию современности, стала тем, что теперь называют «модерн», а тогда определяли «декаденткой». Все эти течения объединяло общее мировоззрение «fin de siecle», отличающееся, с одной стороны растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой – настойчивыми поисками нового «большого стиля» во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством. Для русского модерна было также характерно тесное переплетение жанров и видов искусства. Наиболее яркие представители стиля – Йозеф Бойс и Сандро Киа. В России утвердился термин "модерн" (в западноевропейском искусствознании он не используется, обычно применяют название "ар нуво", а слово "модерн" означает просто современный, актуальный, передовой). Малявин с его вихрем пестрых красок, словно ветром нанесенных на холст.
При стилизации, как мы увидели усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности ему и удаляется частное или случайное. Еще решительней, чем К. А. Тон, отойдя от классицизма к декоративным приемам, непосредственно восходящим к искусству национального Средневековья и фольклора, Горностаев увлек за собой целую плеяду молодых архитекторов (И. И. Горностаев, В. А. Гартман, И. С. Богомолов, Ф. С. Харламов и др. ), среди которых занял видное, едва ли не центральное место Иван Павлович Ропет избравший этот псевдоним в виде экзотической анаграммы своей обыденной фамилии Петров. Плавные контурные линии, вытянутые фигуры, соединяющиеся цветовые плоскости (нередко монохромные) делали изображение очень эффектным. Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру.
Художники модерна творили во всех странах Европы и Америки: Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Голландии, России, США и др. Немецкий экспрессионизм зародился в начале XX века, т. е. Собиратель получил ее в обмен на другие рисунки у жившего в Москве на Таганке художника Кузнецова. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий.
Сообразуясь с орнаментальной эстетикой «нового стиля», архитекторы вынуждены были задумывать и воплощать свои проекты целиком, вплоть до «последнего гвоздя»: дверной ручки, светильника, оконного переплета или вентиляционной решетки, которая неожиданно могла стать главным декоративным акцентом всего ансамбля. Модерн называли «последней фазой искусства прошлого века, вздохом умирающего столетия». Самый поздний виток развития модернизма – это постмодернизм. Окна— прямоугольные, удлинённые вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна»— широкие, наподобие витрин.
С целью усиления художественного впечатления все чаще используют в комбинации различные металлы – медь, латунь или бронзу, но только не литые, а кованые. Во Франции: "флореальное" или ар нуво ("новое искусство"), в Австрии и Шотландии – геометрическое, в Германии близкое французскому ар нуво искусство именовали "югендштилем", в Италии – "либерти", в Польше – "сецессией". Не осталось в стороне от поисков новых технологий и форм и стекольное производство России. Особенно радикальным и влиятельным оказался кубизм, ставший прародителем абстракционизма. На искусство модерна возлагались большие надежды.
Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. Художник-модернист Иван Яковлевич Билибин (1876-1942 гг. ), знаменитый книжный иллюстратор и театральный оформитель, был участником объединения «Мир искусства». Вот таким образом даже отвлеченная декоративная композиция с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена на шпалере X. Обриста (1895) – линии, названной критиками "ударом бича", – кажется полной напряжения, скрытой конструктивной основы. Об этом с горечью писал в 1917г. Вот таким образом, как заметила А. Русакова, немецкое им выражение «Jahrhundertwende» – «поворот столетий» точнее определяет содержание этого переходного периода, чем традиционное французское «fin de siecle» – «конец века».
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «findesiecle» (букв. Вождем группировки фовистов был Анри Матисс. Как торжество новой жизни. В каждом случае художники модерна искали целостности, органичности, гармонии ансамблевых решений – изображения и плоскости, отсюда декоративность рельефов и росписей, как бы вырастающих из поверхности стен зданий орнамента и конструкции – «орнаментализации» конструктивных элементов стальных каркасов, железных решеток, формы и пространства интерьера и экстерьера.
На грани веков в России появились издания, пропагандирующие идеи стиля модерн – ежемесячник «Весы», журналы «Искусство и художественная промышленность» и «Мир искусства», ведущие деятели которых тоже представляли своим творчеством русский модерн. Тиффани. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне12. В дальнейшем это стало главным принципом искусства модерна. Этой же эстетики придерживался Чехов.
Модерн (фр. Первой работой, моментально прославившей имя чешского художника, была афиша к спектаклю театра Сары Бернар «Жисмонда», появившаяся утром 1 января 1895 г. на плакатных щитах Парижа. В более глубоком смысле следование «новому стилю означало стремление к созданию «нового стиля жизни» – художественного «синтеза окружающей человека среды, пространства и времени, в котором он живет, а это воистину задача «Большого стиля». Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия).
Фокина для театра Colon в Буэнос-Айресе. При последовательном использовании идеи так называемого Gesamt-kunstwerk, заключающейся в стремлении к полному единству всех выразительных художественных средств, Орта делает железо первостепенным материалом, придавая ему функции структурные и экспрессивные. И никаких полутонов. Модерн охватил все страны Европы и Америки.
Прошло еще двенадцать лет, Билибин вернулся на родину.
Прообразом современного коттеджа в стиле модерн, возводимого из новейших материалов, законченный вид которому придают не менее качественные «продукты» высоких технологий, является классический дом окрестностей Петербурга начала прошлого века. Города и населенные пункты символизируют цветы и растения. Исчезают границы между отдельными видами искусства, так как всё подчиняется господству орнамента.
Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. Во-первых, обязательно наличие готовой формы. В его основе лежит отказ от прошлых традиций, стилей, форм и конструкций.
Мусоргского (1931). Увлекалась я очень этим декадентством». Вот что значит профессионализм и харизма. Возникло новое направление в Соединенных Штатах Америки.
Ионеско, Ж. П. Грабарю для его книги История русского искусства. В 1904 г. Билибин впервые обратился к сценографии, оформив для Национального театра в Праге оперу Снегурочка Н. А. moderne — современный) или ар-нуво (фр. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947).
Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. Мартовское солнце. развивалось стремительно и поражало обилием талантов.
Это было так чуждо и непривычно для зрителей, что таких художников стали называть "фовистами" (от французского слова "хищник"). В 1926-1927 гг.
Но и традиционные виды украшений приобрели новые оригинальные черты. В эпоху модерна на первый план в ювелирном деле вышел не мастер-ремесленник изготавливавший похожие друг на друга «коммерческие драгоценности», а ювелир, создававший индивидуальные и по-настоящему художественные украшения, которые обладали новой образностью, отражавшей дух времени. Стремление изменить искусством мир в рамках капиталистического общества было глубоко утопичным.
Модерн сравнивали с рококо, не замечая при этом того художественного разлада, которого не было ни в искусстве древности, ни даже в маньеризме или рококо в период их «классического» развития. Конечно, разговор о стилях живописи 20-го века стоит начать с модерна. Сюжеты его картин символичны и литературны. В последние годы, накануне первой мировой войны искусство модерна, главным образом архитектура, сменило свою пластичность, «органогенность» на конструктивную ясность, простоту, рациональность, аскетизм.
Балетные постановки С. Дягилева с их соединением театра, музыки искусства костюма и декорации называли «утонченной стилизацией модерна». Родоначальником модерна считается Англия — старейшая страна капитализма. К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Вот таким образом в период модерна существовали разные стилистические течения. Подобные сентенции можно отнести к разряду основных декоративных признаков стиля модерн.
"venetian revivah). Его обучение взялся оплачивать граф Куэн. Двери стиля модерн— прямоугольные, часто арочные. Особое место занимал в искусстве модерна символизм.
Рёслина, английских графиков Крейна и Блейна. Стоит, однако упомянуть, что термин «модерн» (фр. Сотрудничество между художником и ювелиром началось в 1898 году или около того. Основные черты модернизма заключаются в том, что художник направляет свою субъективную волю на борьбу с жестокой реальностью, этим стирая границы прежних идеалов.
Более долгая жизнь была суждена сюрреализму (от французского "сверхреальное", "сверхестественное"). Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития.
Примитивизм в живописи – это намеренное искажение образов, методом упрощения. В этом удивительном здании главная лестница выполнена в романтической стилизации под формы готики, парадный зал – в формах ампира, а гостиная – в стиле рококо (уже четвертого по счету, после периодов «второго» и «третьего рококо» в Европе). Не случайно одно из многочисленных прозвищ модерна – стиль женщин и цветов. С 1930 г. он стал получать заказы от французских издательств, для которых иллюстрировал сборники русских, французских и немецких сказок, сочинения по истории.
Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Причем эти вымышленные интерьеры обставлялись подлинной музейной мебелью.
Данное течение не диктует автору критерии для самовыражения. Ведь неоготика была одним из важных стилевых течений искусства модерна. Причем характерно, что ретроспективизм «русского стиля», к примеру в графике Е. Поленовой, соединялся с интернациональными приемами стилизации и обобщения формы, выработанными английским модерном У. Крэйна или французским Ар Нуво. Он и стал основой творчества в стиле модерн. Эти течения взаимодействовали между собой.
В этой картине присутствуют основные черты модернизма — автор своим произведением, как бы заставляет зрителя «зависнуть» – сейчас поясню. Новая мода попала во власть чистой геометрии. Модерн оказался стилем чрезвычайно многогранным, а потому благодатным для полета творческой фантазии. Двери стиля модерн – прямоугольные, часто арочные.
Для живописи характерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и «вылепленных» со скульптурной чёткостью фигур и лиц первого плана (Густав Климт, Фернан Кнопф, Михаиль Врубель), а также больших цветовых плоскостей (Леон Бакст, Эдвард Мунк) и тонких подчёркнутых нюансов (Михаил Врубель, Александр Бенуа). Сюрреализм в живописи – это образы и сюжеты, взятые из глубин собственного подсознания. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей.
Немецкое "Jahrhundertwende" – "поворот столетий", лучше определяет содержание этого периода, чем традиционное французское выражение "fin de siede" (конец века). Трагический Врубель, каждый мазок которого – обнаженный нерв, страдание, боль. Следующее произведение Ф. Шехтеля – особняк С. Рябушинского в Москве (1900-1902), в котором «застывшая волна» лестницы особняка напоминает скульптуру, ее форма вызывает в воображении фантастическое чудовище, она изобразительна и абстрактна в одно и то же время.
Глинки (1913) и Садко Н. А. Рёскина, английских графиков Крэйна и Блейка. Сам он называл свои работы larchitecte dart. "Новый стиль" развивался столь интенсивно, что уже в следующем строении В. Орта – "Народном доме" в Брюсселе (1896-1898) – заметнее становятся элементы конструктивизма. На выставке представлены работы француза Эмиля Галле.
Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Новаторские оформления балетных и оперных спектаклей были признаны шедеврами.
Во всех его работах проявляется неисчерпаемая изобретательность и легкость. Мотив изогнутой линии стал определяющим формальным элементом во всех видах искусства. Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. Альфонс Муха не был ювелиром. В других странах модерн называется так же: тиффани (по имени Э. К.
Посему картины этого плана полны причудливыми галлюцинациями. Врубель любил заходить в ломбард и любоваться игрой драгоценных камней, пересыпая их из одной ладони в другую.
К. Ф. Юон. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Он возник еще в 1950-х годах, но расцет его произошел лет на десять позднее. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. На сей раз роли поменялись, коммерсант испытывал большие затруднения. Даже принимая во внимание тот факт, что в это продвинутое время эра Art Nouveau уходила в забвение, нужно отдать должное искусному стилю исполнения Мухи и его способности создавать унифицированный стиль, трансформируя материальный мир в элегические и идеализированные формы. Альфонс Муха проявил себя не только как замечательный плакатист, не менее известны его ювелирные украшения, книжные иллюстрации и скульптура.
Стиль модерн, он же Ар Нуво, однозначно является моим самым любимым стилем. Здесь стремление к внешней красивости дополняется склонностью к самолюбованию и изрядной долей кокетства. В 1891 г. вышла в свет монография Э. Гонкура о японском художнике К. Утамаро. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Коттедж в стиле модерн – это обязательно ансамбль, сочетающий сразу множество выразительных средств имеющих мягкие текучие формы, плавный изгиб и характерный декор: упругие завитки и витые линии. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы. Модерн очень интересный стиль в плане прикладного применения в живописи, архитектуре, декоре интерьеров.
Он также создал графические серии по русским былинам: Вольга и Микула (1902-1904), Добрыня Никитич (1904), Илья Муромец (1904) иллюстрации к Сказке о царе Салтане (1904-1905) и Сказке о Золотом петушке А. С. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Линия приобрела удивительную силу. Конструкции стиля – часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас).
В Англии это выразилось в идеологии прерафаэлитской школы живописи, в единении сложных страстей XIX в. с наивным миросозерцанием ранних итальянских художников, работавших в Сиене в XIII-XV вв., так называемых примитивов. В 1892 г. бельгийский художник Анри Ван де Велде (1863- 1957), увлекавшийся живописью Ж. Сера, отрекся от "фигуративного искусства" и обратился сначала к абстрактному творчеству, а затем к орнаментике волнообразно изогнутых линий. В их числе называют У. Моррис, Дж. «новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. 1915.
Именно в стекле – этом податливом материале – модерн воплотился наиболее ярко. Художественный стиль ар нуво эволюционировал. В России этот период получил звание «серебряного века», во Франции символизм быстро переродился в сюрреализм. Как тут не вспомнить Врубеля с его девизом Декоративно все и только декоративно. К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность.
В начале 1900-х гг. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Причем применительно как к самой архитектуре, так и к искусству оформления интерьера.
Развивая идеи, заложенные Дж. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. Модерн прибегал к эклектике, включал в себя множество течений и стилевых направлений: неоромантизм— использовались элементы романского стиля, готики, ренессанса и других стилей Неоклассицизм Рационализм, направление с преобладанием более простых форм Иррационализм Кирпичный стиль, когда архитекторы отказывались от штукатурки и все декоративные детали здания делались из кирпича.
В Бельгии, Великобритании и США оно известно как «новое искусство» (Art Nouveau), в Германии — «югендстиль» (Jugendstil), в Австрии — «стиль Сецессиона» (Sezessionstil), в Италии — «стиль Либерти» («stile Liberty»), в Испании — «модернизм» (modernismo). Его скульптуры, кратко именуемые «мобилями», представляют собой изящно подвешенные проволочные конструкции. Модернизм дробит течения в искусстве, но, независимо от ломки форм и игры с цветом, отчетливо выделяется творчество тех художников, которые не уходят в эксперименты, как авангардисты, а сохряняют кровную связь с природой и с жизнью народа, те же представители «Бубнового валета», которые по сути зачинают советское искусство еще до революции, как и Репин с его эпохальной картиной «Заседание Государственного Совета» и Петров-Водкин с его мадоннами и «Купанием красного коня» и Малявин с его «Вихрем» и Серебрякова с ее крестьянской темой и женской и детской чистоты и красоты и Юон с пейзажами, полными света. Мунка называют предтечей импрессионизма.
Модерн как умонастроение художественной интеллигенции, что заключало в себе особое настроение утонченной поэзии и грусти в восприятии природы и явлений искусства (мирискусники), вплоть до болезненной меланхолии (Борисов-Мусатов) или высших устремлений (Врубель) критика и публика воспринимала как декаданс, кто с критикой, кто с узнаванием своего мироощущения. Так, с 1895 г. в Лондоне по проекту архитектора Джона Бентли (1839-1902) возводился грандиозный католический Вестминстерский собор. Н. И. Сапунов, С. Ю. Судейкин принимали участие в постановках пьес М. Метерлинка, Ибсена, Блока. В кузнечное ремесло возвращаются традиционные способы обработки.
Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн — декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера — конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Удивительное впечатление производит эта картина даже рядом с «Мартом» Левитана. Художник исполнил серию картин на сюжеты арабских сказок для детских учреждений. Здание или интерьер рассматриваются как единое целое вплоть до последней детали.
Билибин провел также персональные выставки в Праге (1927) и Амстердаме (1929, совместно со Щекатихиной-Потоцкой), был одним из инициаторов последней выставки общества Мир искусства (Париж, 1927) и участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1931, 1932), Праге (1935). С годами в нем возобладали лояльные к советскому строю убеждения. Экспрессионисты хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить его. Ярким образцом живописи модерна являются полотна Климта. Это художественная переработка (стилизация) разнообразных форм растительного мира.
Затем о модерне просто забыли, было забыто и богатейшее наследие Альфонса Мухи. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные6. Для света – белая бумага, для тьмы – черная тушь. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. В каждой стране он именовался по-разному. Парижанки укоротили причёски, а затем и юбки, надели платья без рукавов.
Дальше – больше. Группа музыкантов под его руководством, решив, что тональная музыка исчерпала себя, создала атональную музыку, которую назвали «додекафонией» или «серийной техникой». Продолжали создаваться композиции в духе историзма и эклектики, стилизаций в русле национально-романтического движения. Вот таким образом, термин «модерн» правильнее употреблять по отношению к определенному историческому периоду, а не к стилю, аналогично понятиям «античность», «средневековье», «ренессанс».
За пристрастие к этим формам австрийского архитектора И. Хоффманна (1870- 1956) прозвали "дощатым" или "квадратным Хоффманном". Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием. Эти созвучные стили живописи часто путают между собой. Стравинского в постановке М. М. Эта линия идущая от Боттичелли и сиенцев треченто, стилизованная прерафаэлитами, позднее станет излюбленным мотивом, украшающим фасады многих зданий больших городов Европы, а в чертах молодой женщины с длинными распущенными волосами на фронтоне домов угадывается сходство с Беатриче.
"Ворота в Китай"), а в 1895 г. магазин "Maison de LArt Nouveau" (фр. Верстовского (1912-1913) – для московского Оперного театра С. И. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В 1890-е годы во Франции даже амбициозные представители «высокого искусства» изменили свое отношение к творчеству ювелиров: их произведения начали допускать на выставки Национального общества изящных искусств, в Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства, устраивались персональные выставки художников-ювелиров их изделия стали публиковаться в журналах, закупаться музеями. В живописи и графике – В. Шухаев и А. Яковлев. Во многих из них он имел свои названия: югендстиль, ар-нуво, «конец века», либерти и другие.
Отсюда первое, натуралистическое, «флореальное», течение искусства Модерна. Виктор Орта в интересах единства произведения рассматривает сталь в своих орнаментальных фантазиях как единое целое. Ни одного резкого движения, наоборот, движение спокойное, легко текущее. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира.
Социал-демократические партии в странах Европы пошли на услужение капиталу, как ныне в России так называемая «Единая Россия» и они-то выступили идеологами нового передела мира, с развязыванием Первой мировой войны. С другой стороны его целью было выразить безусловное визуальное утверждение Арт Нуво.
Но эпоха модерна – романтическая эпоха – вновь побудила классический балет окунуться в стихию романтизма, благодаря исканиям мирискусников, с прорывом к высокой классике, что и стало откровением для Европы и что сохранялось в советском балете наравне со школой мирового значения. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Если на афишах эти украшения выглядели убедительно, – как и совершенно все изображения украшений, сделанные Мухой, – то при воплощении оказались чем-то спорным.
Основные черты югендстиля состоят в показе человеческих страстей (знаменитый Поцелуй П. Беренса) стал одним из первых решений этого мотива. В любом случае узнаваемыми приемами архитектурного модерна станут выразительный силуэт дома с динамичным композиционным решением, контрастами цветов и фактур (чаще дерева и натурального камня разных пород) и характерными для него элементами декора. Фовисты не ставили перед собой цель точно изображать природу.
В некотором смысле данный стиль подражает первичным, примитивным этапам развития живописи. В 1899-1902 гг. Отдельных слов заслуживает Михаил Врубель (1856-1910 гг. ). Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Николай II удалил его с поста всевластного министра финансов, назначив председателем кабинета министров, который не имел прерогатив власти, присвоенных царем и он «вляпался в войну с Японией», как выразился граф Витте.
В 10-х и 20-х гг. Их соединяло настойчивое стремление к эстетизации отдельных формальных приемов: «органогенности», плоскостности, орнаментальности. Вместе с тем, правы те, кто считает, что модерн нельзя «модернизировать», включая в него позднейшие течения, которые тогда еще только зарождались и выделились из искусства модерна позднее. Ренессансная пассионарность, если угодно. Характерны жемчужно-серые цвета, а также насыщенные золото и охра. Для света— белая бумага, для тьмы— черная тушь.
Вслед за ней появляется картина Возлюбленная. На картинах «Мираж в степи» (1912) П. В. Кузнецова, «Финиковая пальма.
Билибин работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: Сказка о царе Салтане (1929) и Царская невеста (1930) Н. А. Во Франции художника называли Мюша. Существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями. Был широко распространен в Италии и России. Большое значение имело также давнее знакомство бельгийцев и французов с восточным, в особенности японским искусством.