Эпоха модерна оказала огромное влияние на искусство всего 20 века, ведь этими прекрасными произведениями художников, скульпторов и архитекторов невозможно не наслаждаться. В этой теме следует размещать статьи о художниках повлиявших на развитие Модерна в России, о художниках на которых повлиял Модерн и обсуждать изобразительное искуство эпохи Модерна. Лозунгом австрийских художников-модернистов были слова критика Людвига Хевеси: Эпохе – свое искусство искусству – своя свобода.
Сологуба (1908) – для театра Лукоморье, к операм Золотой петушок Н. А.
Это была единственная выставка, но ее участники вошли в историю русского искусства. На картинах «Мираж в степи» (1912) П. В. Кузнецова, «Финиковая пальма. Немецкое "Jahrhundertwende" – "поворот столетий", лучше определяет содержание этого периода, чем традиционное французское выражение "fin de siede" (конец века). Такая свобода подарила искусству много свежих творческих идей. Постройка оказалась слишком дорогой, а создатель храма Дж. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне12. На первой стадии развития, согласно лозунгу, выдвинутому А. Ван де Велде: "Назад к природе", художники стремились освободиться от излишеств декора, свойственных эклектизму "викторианского стиля", второго ампира, необарокко и "неоренессанса" середины XIX в. На второй стадии архитекторы модерна переходили к целостному проектированию здания "изнутри наружу" (ранее господствовал противоположный метод отдельного оформления фасада по принципу "слоеного пирога").
Однако его работы имеют характер скорее инженерный и декоративный, нежели архитектонический. В конце XIX века художники (особенно импрессионисты) стали устраивать свои выставки, а торговцы картин — популяризировать работы живописцев. Идея синтеза искусств пронизывает стиль модерн. Николай II удалил его с поста всевластного министра финансов, назначив председателем кабинета министров, который не имел прерогатив власти, присвоенных царем и он «вляпался в войну с Японией», как выразился граф Витте.
После длительного периода эклектики искали его историко-культурное обоснование. Модерн стремился впитать в себя все. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты.
Нижнюю часть триптиха «Воспоминание о Париже» художник украсил скульптурным орнаментом, выразив таким образом свойственную эстетике символизма идею объединения раз-личный видов искусств. Это течение формировалось в разные годы, в разных странах и различными художниками, как правило, не знавшими друг друга, но связанными общими идеалами и идеями. Графика Бёрдсли – классика модерна.
Возникло новое направление в Соединенных Штатах Америки.
В 1897 г. Климт стал президентом «Сецессиона». Рёскина и У. Морриса по возрождению традиций средневекового ручного ремесла. Он возник еще в 1950-х годах, но расцет его произошел лет на десять позднее. Это вам и ар нуво и югендстиль и сецессион. В 1912 году К. С. Петров-Водкин создает картину «Купание красного коня», смысл и значение которого сам художник вполне осознает после Октябрьской революции. В 1908-1909 гг.
Модерн – это сказочность, миф, мир иллюзий, быть может, чем-то похожий на эпоху Готики. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Дальше – больше. Фокина для театра Colon в Буэнос-Айресе.
«Модерн» находили у этрусков, в итальянском Маньеризме конца XVI в., в стиле интернациональной или «пламенеющей готики». Примыкал к абрамцевскому кружку С. И. Мамонтова. А цвета коня и юноши звучат, как музыка. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий.
Современное искусство (искусство XXвека) состоит из ряда течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположны друг другу. Их отказ от идей модерна стал отказом вообще от идей художественности и привел к модернизму: конструктивизму, функционализму, абстрактивизму. Все эти течения объединяло общее мировоззрение «fin de siecle», отличающееся, с одной стороны растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой – настойчивыми поисками нового «большого стиля» во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством.
В 1890-1900-е гг. В 1926-1927 гг.
В 1899-1902 гг. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала DieJugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modernstyle, букв. Тиффани.
"yacht style"). Интересно также сравнить "стиль Гимара" с флореальными мотивами неорусского стиля этого периода. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все другие виды искусства – от живописи до моделей одежды. Европа, а с нею и Россия, была чревата революцией.
Они только отразились по-разному в его многообразных течениях. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. И действительно, Романтизм был главным содержанием «эпохи модерна», так же как он характеризовал период бидермайера начала XIX столетия. В 1892 г. бельгийский художник Анри Ван де Велде (1863- 1957), увлекавшийся живописью Ж. Сера, отрекся от "фигуративного искусства" и обратился сначала к абстрактному творчеству, а затем к орнаментике волнообразно изогнутых линий. В Германии и Латвии он именовался Jugendstil («молодой стиль»). Тем не менее все эти термины – не синонимы, они имеют разный смысл.
Был широко распространен в Италии и России. В кузнечное ремесло возвращаются традиционные способы обработки. Поэтически задумчивые, словно окутанные дымкой легкой печали образы Борисова-Мусатова созвучны настроениям литературного символизма. Автор великолепно передал безысходность и динамику противоположных чувств. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно Микула Селянинович (1935-1936 гг. ), он вернулся на родину, поселившись в Ленинграде.
Товарищество передвижных художественных выставок и объединение «Мир искусства» воспринимались многими как антиподы, но это верно лишь исторически, в плане же эстетики и, стало быть, содержания, здесь сказывались скорее особенности развития московской и петербургской школы живописи, с существованием двух центров обучения: Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, между которыми были и связь и различия. Глинки (1913) и Садко Н. А. Этой же эстетики придерживался Чехов.
Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. В этом удивительном здании главная лестница выполнена в романтической стилизации под формы готики, парадный зал – в формах ампира, а гостиная – в стиле рококо (уже четвертого по счету, после периодов «второго» и «третьего рококо» в Европе). На искусство модерна возлагались большие надежды. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн — декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера — конструктивной (прямолинейность, ясное построение).
Главный смысл этого стиля – отстранение от привычного осознанного творчества. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и объединение в группировки художников с общими программами.
Главным образом слиянием с принципами кубизма. Все эти направления уходили от природы, но все же сохраняли с нею хоть слабую связь. Он согласился вернуть художнику «его детей», но, увы, любимой работы среди них не оказалось. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Райта14. Билибин работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: Сказка о царе Салтане (1929) и Царская невеста (1930) Н. А. И никаких полутонов.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). Словно на интересном уроке побывали. Эти течения взаимодействовали между собой. У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием.
Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Многие тогда видели в «стиле модерн» некий «венец художественного развития» европейской культуры, единый интернациональный стиль. Стоит помнить, что именно в эту эпоху появилась профессия «дизайнер», благодаря которой каждый человек может создать в своём доме неповторимый, своеобразный интерьер.
Патрика П. Кальдерона (1911) – для Старинного театра, Честь и месть Ф. К. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы. Дадаисты, подобно кубистам, пользовались техникой коллажа, т. е.
Началась новая эра графики. Это творчество художников-любителей, которое называют наивным или примитивным. И в тот памятный день, когда он впервые переступил порог московской квартиры Е. П. Художественные приемы футуризма схожи с фовизмом и абстракционизмом. Термин охватывает такие течения этого периода, как: дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, функционализм и др. Слово «moderne» (фр. ) означает «новый», «современный». В последние годы, накануне первой мировой войны искусство модерна, главным образом архитектура, сменило свою пластичность, «органогенность» на конструктивную ясность, простоту, рациональность, аскетизм.
Интересно, что молодой Муха посылал свои работы в художественное училище. Всё это придавало картинам большую выразительность.
Если, скажем, архитекторы классицизма, проектируя здание, думали прежде всего о внешнем облике здания и лишь затем приступали к распространению внутренних помещений, то в эпоху модерна действовали противоположным образом – здание словно складывали из помещений различной формы и различного назначения. С особым увлечением художники-модернисты выводят кривые, форма которых переходит от вогнутой к выпуклой. он участвовал в оформлении оперы Борис Годунов М. П. Еще решительней, чем К. А. Тон, отойдя от классицизма к декоративным приемам, непосредственно восходящим к искусству национального Средневековья и фольклора, Горностаев увлек за собой целую плеяду молодых архитекторов (И. И. Горностаев, В. А. Гартман, И. С. Богомолов, Ф. С. Харламов и др. ), среди которых занял видное, едва ли не центральное место Иван Павлович Ропет избравший этот псевдоним в виде экзотической анаграммы своей обыденной фамилии Петров. Во-вторых, для постмодернизма типично отсутствие каких-либо правил. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов.
belle Epoque) оказывается при ближайшем рассмотрении не такой уж прекрасной. В 1891 г. знаменитая актриса Сара Бернар заказала ювелиру Рене Лалику (1860-1945) парюру (комплект украшений). Набор столешницы, созданный по рисунку мастера, – своеобразный ботанический атлас провинции. В более глубоком смысле следование «новому стилю означало стремление к созданию «нового стиля жизни» – художественного «синтеза окружающей человека среды, пространства и времени, в котором он живет, а это воистину задача «Большого стиля». Таково искусство Густава Климта (1862-1918) – австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика.
Данное течение не диктует автору критерии для самовыражения. Причем характерно, что ретроспективизм «русского стиля», к примеру в графике Е. Поленовой, соединялся с интернациональными приемами стилизации и обобщения формы, выработанными английским модерном У. Крэйна или французским Ар Нуво. Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. Это объясняет и пристрастие художников модерна к «вечным философским темам бытия», таинственной, часто мрачной символике, ощущению тайны. Отсюда название: орнаментально-декоративное течение. Окна – прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин.
Но позже, когда Альфонс занимался росписью стен в графском замке, его работу заметил профессор академии и был ею восхищен. В их числе часто называют У. Морриса, Дж. Во Франции: "флореальное" или ар нуво ("новое искусство"), в Австрии и Шотландии – геометрическое, в Германии близкое французскому ар нуво искусство именовали "югендштилем", в Италии – "либерти", в Польше – "сецессией". В 1931 г. он оформил балет Жар-птица И. Ф.
Он и стал основой творчества в стиле модерн. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни.
Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма. Стилевое новаторство становится самоцелью. В этих течениях исчезло человеческое, художественно-образное содержание искусства и прервалась «связь времен».
Социал-демократические партии в странах Европы пошли на услужение капиталу, как ныне в России так называемая «Единая Россия» и они-то выступили идеологами нового передела мира, с развязыванием Первой мировой войны. архивы тоже прочесывает по истории сестр. Первый наивист, принятый всерьез, был француз Анри Руссо. Отсюда первое, натуралистическое, «флореальное», течение искусства Модерна. Модерн как умонастроение художественной интеллигенции, что заключало в себе особое настроение утонченной поэзии и грусти в восприятии природы и явлений искусства (мирискусники), вплоть до болезненной меланхолии (Борисов-Мусатов) или высших устремлений (Врубель) критика и публика воспринимала как декаданс, кто с критикой, кто с узнаванием своего мироощущения. Хронологические рамки искусства модерна очень узки: приблизительно 1886-1914 годы.
Наготу осеняют, пронзают и скрывают радуги, травы, море" (1872-1874). «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «NieuweKunst» в Голландии, «еловый стиль» (stylesapin) в Швейцарии. В России этот период получил звание «серебряного века», во Франции символизм быстро переродился в сюрреализм. В каждом случае художники модерна искали целостности, органичности, гармонии ансамблевых решений – изображения и плоскости, отсюда декоративность рельефов и росписей, как бы вырастающих из поверхности стен зданий орнамента и конструкции – «орнаментализации» конструктивных элементов стальных каркасов, железных решеток, формы и пространства интерьера и экстерьера. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв. Эти созвучные стили живописи часто путают между собой. Оформлял обложки, титульные листы, адреса, афиши, торговые марки и т. п. В 1927-1931 гг.
В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов13. ПОЗДНЕЕ РОССЕТТИ ПЕРЕСТАЛ ПИСАТЬ МАЛЕНЬКИЕ КАРТИНЫ романтического содержания, проникнутые литературным чувством и обратился к большим полотнам, не изменив, однако, культу красоты и мистицизма. "Прекрасная эпоха" (фр.
Художника считают основоположником русского модерна, он находился у его истоков. Название Jugendstil возникло в связи с названием мюнхенского литературно-художественного журнала «Jugend», вокруг которого объединялось молодое поколение. Цветы, что растут лишь в снах, Распускаясь, звенят и сияют. Вот почему, несколько парадоксально, мы все же называем искусство модерна «последним большим художественным стилем». Так начался творческий путь художника.
В частности, для живописи модерна характерен эклектичный прием соединения фантастических и натуралистичных элементов. Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя столько различных направлений и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается эклектика и начинается модерн и где заканчивается модерн и начинается ар-деко. По материалам поездок он написал ряд статей, а привезенные фотографии передал И. Э. Но у искусства модерна были свои предтечи. Особенно радикальным и влиятельным оказался кубизм, ставший прародителем абстракционизма.
Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна— «югендстиль». Вместе с тем, правы те, кто считает, что модерн нельзя «модернизировать», включая в него позднейшие течения, которые тогда еще только зарождались и выделились из искусства модерна позднее. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции.
Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»9. На его выставках принимают участие Врубель, Борисов-Мусатов, Серов, которых мирискусники принимали за своих, а затем и они присоединяются, но ядро «Союза русских художников» составляли выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которые, владея всеми новациями европейской живописи, не покидали почву русской национальной школы. Прошло еще двенадцать лет, Билибин вернулся на родину. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть — буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трех- или четырехстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). К примеру, фантастические цветы в стекле Э. Галле и ювелирных изделиях Р. Лалика кажутся иллюстрациями к "Озарениям" ("Illuminations") А. Рембо: "О, потаенные самоцветы – раскрывшиеся цветы. В конце 19 столетия с зарождающимся стилем в той или иной мере были связаны архитектор Антонио Гауди в Испании, бельгийский архитектор В. Орта, художники и графики А. де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, художники группы «Наби» во Франции, Э. Мунк в Норвегии, О. Бёрдсли в Великобритании, Ф. Валлоттон в Швейцарии.
Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. "venetian revivah). Свое кредо архитектор определил следующим образом: "Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике и подобно готике выявить материал, а природу – отобразить в стилизованном декоре".
На столе надпись- "Храните сердца, которые завоевали". Модерн сравнивали с рококо, не замечая при этом того художественного разлада, которого не было ни в искусстве древности, ни даже в маньеризме или рококо в период их «классического» развития. В качестве самостоятельного художественного течения символизм получил развитие преимущественно в литературе, в особенности в поэзии начале XX века. Билибин провел также персональные выставки в Праге (1927) и Амстердаме (1929, совместно со Щекатихиной-Потоцкой), был одним из инициаторов последней выставки общества Мир искусства (Париж, 1927) и участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1931, 1932), Праге (1935). С годами в нем возобладали лояльные к советскому строю убеждения.
Как подлинный романтик он ощущал прошлое живым настоящим. В 1900 г. в Вене, а затем в 1902-1903 гг. Позже художник исполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклям Действо о Теофиле Рютбефа (1907), Фуэнте Овехуна Лопе де Вега и Чистилище св. Кафка, А. Камю), театре (Э.
Художники модерна своей дерзостью ломали все привычные границы. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Предшественниками абстракционизма были кубизм, футуризм и дадаизм. Одним из самых сложных, самых спорных направлений в свременном искусстве был и остается до сих пор абстракционизм. развивалось стремительно и поражало обилием талантов. Для света— белая бумага, для тьмы— черная тушь.
В каждой стране он именовался по-разному. Появляется множество группировок, порожденных модернизмом. Их художественное мышление характеризовалось удивительно быстрым ростом. это противоречило концепции конф. Рёскина, английских графиков Крэйна и Блейка. Появляются новые имена в мире моды.
Рассмотрим это на примере картины в стиле модерн, написанной Михаилом Врубелем – «Летящий демон» – это полотно пронизана трагичностью. Обустройство загородного дома в стиле модерн во многом обусловлено исторически. Особенно популярна светло-зеленая гамма и оттенки лилового. В дальнейшем это стало главным принципом искусства модерна. «новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века.
Но ведь и художники следующего поколения не смогли создать свой стиль. Римского-Корсакова (1908-1909) и Аскольдова могила А. Н. Английский коммерсант Сэмюэл Бинг (1838-1919) в 1876 г. открыл в Париже магазин "La Porte Chinoise" (фр. Но основной упор делается на передачу ритма и движения современной жизни. Вот таким образом «художникам приходилось расплачиваться за модерн и преодолевать его и одновременно благодарить за то, что какие-то пути вперед были намечены».
Немецкий экспрессионизм зародился в начале XX века, т. е. Новая мода попала во власть чистой геометрии. Это было так чуждо и непривычно для зрителей, что таких художников стали называть "фовистами" (от французского слова "хищник"). Римского-Корсакова, Князь Игорь А. П. Художники русского модерна, такие как Билибин и Борисов-Мусатов, Васнецов и Врубель, Головин, Малютин и Нестеров, женщины-модернистки Голубкина, Поленова, Якунчикова в своем творчестве перекликались с общеевропейским направлением, но привнесли в модерн национальные и социальные черты. moderne — современный) или ар-нуво (фр.
Во Франции этот стиль именовался ар-нуво, в Германии и Скандинавии — югендстиль. Линия приобрела удивительную силу. Самые яркие из них Бакст и Бенуа, Добужинский и Сомов. Отсюда происходит и название стиля Secession или Sezessionsstil («отделение»), которое привилось в Австрии и др. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели.
Существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями. Отсюда название. Французским единомышленником Орта был Эктор Гимар. Прошло несколько лет. А бстракционизм порвал связь с природой окончательно. Для света – белая бумага, для тьмы – черная тушь.
Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные. Модернизм во многом определил пути современного искусства. Вслед за ней появляется картина Возлюбленная. moderne от лат. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии.
Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Рубеж XIX-XX вв. В модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). В искусстве модерна с большой силой проявился сентиментализм и пессимизм, недаром в России «стиль модерн» грустно именовали «вообще последним стилем».
В его основе лежит отказ от прошлых традиций, стилей, форм и конструкций. Оно возникло не в Англии, которую считают колыбелью модерна, а в Испании. Маркса, Р. Голике и А. Вильборга, Шиповник, Московском книгоиздательстве, в журналах Мир искусства, Золотое руно, Народное образование, Солнце России, Художественные сокровища России и других.
Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. От ранних работ (Детство Марии Девы, Встреча Данте с Беатриче, Ангел с цветком лилии в руках, подсказанных религиозно-мистическим вдохновением и чувственным отношением к красоте) молодой Россетти стал постепенно переходить к романтическим сюжетам, богатство которых ему открылось в произведениях английских романтиков. На сей раз роли поменялись, коммерсант испытывал большие затруднения.
Все это вместе отсылает к историческому стилю, одним из лозунгов которого стал когда-то девиз: «Назад, к природе». Наиболее яркие представители стиля – Йозеф Бойс и Сандро Киа. Мусоргского и танцевальной сюиты Пир для антрепризы С. П. Мак – эмблема смерти. Ионеско, Ж. П.
Период модерна в России оказался сравнительно непродолжительным. Подобный прием активно эксплуатируется и сегодняшними дизайнерами. Истоки этой метаморфозы следует искать в английском искусстве. В архитектуре «чистыми классиками» в это время слыли И. Фомин, А. Таманян, В. Щуко, А. Щусев, И. Жолтовский.
Волнистые линии орнаментики Ар Нуво сравнивали с крито-микенским искусством. В любом случае узнаваемыми приемами архитектурного модерна станут выразительный силуэт дома с динамичным композиционным решением, контрастами цветов и фактур (чаще дерева и натурального камня разных пород) и характерными для него элементами декора. В этом произведении выразилась попытка мастера с помощью живописно-аллегорических образов интерпретировать Девятую симфонию Бетховена. Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли— автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». Более долгая жизнь была суждена сюрреализму (от французского "сверхреальное", "сверхестественное"). Так появился однотонный дизайн обоев для кухни и других комнат, создавались узкие прихожие с дизайном строгого модернизма и так далее.
Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Причем эти вымышленные интерьеры обставлялись подлинной музейной мебелью. Стиль модерн в архитектуре стремился отвечать практическим потребностям, хотя нередко этому препятствовало нагромождение характерных для модерна украшений. Во многих из них он имел свои названия: югендстиль, ар-нуво, «конец века», либерти и другие. Еще ранее, в 1856 г., Ф. Бракмон открыл парижанам красоту японских гравюр.
тогда, когда во Франции начинался фовизм. Стремление русских художников к организации целостной «художественно-романтической» среды проявилось в необычайно ярком явлении культуры «fin de siecle» – знаменитых «дягилевских сезонах» в Париже. Эти слова можно считать программой художественного синтеза – основной идеи искусства "стиля модерн", которая пронизывала собой все виды искусства. Далее – 9 января 1905 года, первая русская революция. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л.
В некотором смысле данный стиль подражает первичным, примитивным этапам развития живописи. Однако в архитектуре символизм принес неожиданные плоды. Как тут не вспомнить Врубеля с его девизом Декоративно все и только декоративно.
Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные6. Родоначальником модерна считается Англия — старейшая страна капитализма. Для живописи характерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и «вылепленных» со скульптурной чёткостью фигур и лиц первого плана (Густав Климт, Фернан Кнопф, Михаиль Врубель), а также больших цветовых плоскостей (Леон Бакст, Эдвард Мунк) и тонких подчёркнутых нюансов (Михаил Врубель, Александр Бенуа). Во всех его работах проявляется неисчерпаемая изобретательность и легкость.
Началась новая эра графики. Окна— прямоугольные, удлинённые вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна»— широкие, наподобие витрин. Предшественницей сюрреализма была группировка "Дада" из Швейцарии. О творчестве этого художника с трагической судьбой спорят до сих пор.
Шенберг, К. Пендерецкий). Подобные мотивы нередко увлекали не только современных ему художников, но и мастеров прошлых эпох. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Таким образом искусство модерна завершило вначале XX в. свой стилистический цикл развития и, по мнению многих исследователей, вообще «классический» период романтизма европейского искусства. Сам он называл свои работы larchitecte dart.
В кузнечные работы с использованием нагрева вошла и отделочная чеканка на листе, этим способом выполняли такие пластические работы, которые ранее можно было получать только литьем. Черно-белые открытки с изображениями картин Васнецова, миллионными тиражами издававшиеся в годы Первой мировой войны, способствовали высокому патриотическому подъему русского духа. Он не делает различия между литыми и коваными изделиями точно так же, как и между стеклом, кладкой и обоями.
Развивая идеи, заложенные Дж. Ропет активно сотрудничал в периодически выходившем издании Мотивы русской архитектуры (1874-1880), проводившем горностаевскую, национально-фольклорную линию архитектурного развития. Творчество художников Мира искусства (также как и Братства прерафаэлитов) явилось реакцией на то духовное одичание, которое внесла в жизнь буржуазная действительность. Вот что значит профессионализм и харизма.
Дягилева в Париже. Не все художники стиля модерн придерживались столь глубоких тем, но все же — большинство.
Зачастую он представлял собой простой деревянный сруб, водруженный на высокий цоколь, декорированный красным кирпичом или «рваным» серо-коричневым бутовым камнем. Характерны жемчужно-серые цвета, а также насыщенные золото и охра. К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. В этот период Билибин сотрудничал в издательствах А. Ф.
Вот откуда «фанатизм стиля», характерный для человека «поворота столетий». Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре1.
Коттедж в стиле модерн – это обязательно ансамбль, сочетающий сразу множество выразительных средств имеющих мягкие текучие формы, плавный изгиб и характерный декор: упругие завитки и витые линии. Некоторые его представители, например Игорь Терентьев, были расстреляны, некоторые – отправлены в ссылку, остальные – преданы забвению. Двери стиля модерн – прямоугольные, часто арочные.
Шехтель строил частные особняки, – хрестоматийный пример: особняк С. П. Рябушинского в Москве (1900-19002), со всем его внутренним убранством, – доходные дома, здания торговых фирм, вокзалов, театров, кинематографов. Ярким образцом живописи модерна являются полотна Климта. К сожалению, в годы Второй мировой войны все три панно были уничтожены. Для постмодернизма характерны несколько признаков. Мунка называют предтечей импрессионизма. В 1893 г. бельгийский архитектор Виктор Орта (1861 -1947) создал знаменитый интерьер особняка Тассель, в котором причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции: конструкция плавно переходит в форму, а форма – в декор на плоскости или изогнутых поверхностях.
artnouveau, букв. Их соединяло настойчивое стремление к эстетизации отдельных формальных приемов: «органогенности», плоскостности, орнаментальности. Подобную особенность художественного мышления точнее называть не стилизацией, а историзмом, в котором «готические» формы являются свободными романтическими фантазиями на историческую тему. Представители «Голубой розы» преображение действительности связали с театром, а именно с символическим театром.
Он также создал графические серии по русским былинам: Вольга и Микула (1902-1904), Добрыня Никитич (1904), Илья Муромец (1904) иллюстрации к Сказке о царе Салтане (1904-1905) и Сказке о Золотом петушке А. С. Египет» (1911) М. С. Сарьяна впервые возникает, как это ни удивительно, многоцветье советского искусства. Бородина (1930), Борис Годунов М. П. В постройках Ф. Журдэна (магазин "Самаритэн" в Париже, 1905) и особенно в произведениях Э. -Ж. Следующим важным отличием является отсутствие каких-либо правил.
Главным средством выражения они изобрели цвет. В 1920 году в Париже открыла свой модный салон авангардистка Соня Делоне, которая украшала свои модели яркими узорами разных геометрических форм.
В 1891 г. вышла в свет монография Э. Гонкура о японском художнике К. Утамаро. Пушкина (1906-1907). "Мы гребень вставшей волны", – писал В. Брюсов. Билибин спросил его о судьбе акварелей.
По воспоминаниям соучеников, Врубель слыл «чужаком» в классах петербургской Академии художеств и по-настоящему учился у любимых им мастеров Византии иконописцев итало-критской школы и мозаичистов собора Сан Марко в Венеции. Все подписали, кроме делегатов, которые уже никого не представляли. Его обучение взялся оплачивать граф Куэн.
Цвета – неяркие, приглушенные, лучше полутона. Модерн считается начавшимся, когда группа художников в знак протеста против официального академического искусства вышла из состава мюнхенской выставочной организации «Glaspalast».
Верстовского (1912-1913) – для московского Оперного театра С. И. И такими созвездиями полна та эпоха. Особое место занимал в искусстве модерна символизм.
Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства модерна. Бентли скончался от сердечного приступа, не увидев окончания работ. Земля отходит ко сну. Безусловно, модернизм – особый стиль художественного мышления. Стиль модерн, он же Ар Нуво, однозначно является моим самым любимым стилем.
Стравинского в постановке М. М. Новаторские оформления балетных и оперных спектаклей были признаны шедеврами. Большую роль в развитии венского модерна (югендстиля) сыграл «Сецессион» — объединение художников и архитекторов, отвергавших традиции академического искусства. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Этот декор лишь внешне, хотя подчас и очень «натурально» изображает растения, но, прежде всего символически преображает самые заурядные конструкции из дерева, железа и бетона, объединяя в единое целое конструкцию, форму и стилизованную поверхность, что и определяет их принципиальную атектоничность, пластицизм.
«Его искусство – одно из лучших выражений той влюбленности в странное, которая охватила людей в конце XIX века». Его скульптуры, кратко именуемые «мобилями», представляют собой изящно подвешенные проволочные конструкции.
«Визитной карточкой» стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича». Линии на такой бумаге выглядели по-новому. Декоративные росписи и витраж Врубеля в особняке Морозовой искусно стилизованы под средневековье. Но по сути это была своеобразная форма эстетического бунтарства.
Так, причудливые «цветы» из металла Э. Гимара у входов в парижское метро абсолютно новые формы, лишь ассоциирующиеся, но никак не изображающие реальные растения. Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Именно в стекле – этом податливом материале – модерн воплотился наиболее ярко. Посему картины этого плана полны причудливыми галлюцинациями. Конструкции стиля— часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас).
Примитивизм в живописи – это намеренное искажение образов, методом упрощения. Модерн охватил все страны Европы и Америки. Вот таким образом в период модерна существовали разные стилистические течения. В туманной дали видны фигуры Данте и Любви, наблюдающие за ней.
Душой и вдохновителем братства становится Д. Г. Россетти, даровитый поэт и художник. Сюрреализм в живописи – это образы и сюжеты, взятые из глубин собственного подсознания. Некоторые особенности модернизма, такие как – твердое убеждение познаваемости мира и уверенности в беспредельных возможностях человеческого разума активно использовал в своих полотнах Николай Рерих. Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо.
Линия приобрела удивительную силу. Плавные контурные линии, вытянутые фигуры, соединяющиеся цветовые плоскости (нередко монохромные) делали изображение очень эффектным. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму.
Вообще же организаторы не обманули ожиданий (даже превзошли, я бы сказала): фильма была великолепная, практически все (Кроме одного, но тут дама стала говорить ровно то, что ее просили не говорить, т. к. В 1896 году в Мюнхене начал выходить журнал Югенд. Как уже отмечалось выше, стиль модерн в живописи и архитектуре носил такое название именно в России и, конечно же имел свои национальные черты. Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы. Метод художественной стилизации и вывел искусство модерна в разряд романтического. К таким журналам относились "The Studio" в Англии, "Van Nu an Straks" в Бельгии, "Art et Decoration" во Франции, "Ver Sacrum" в Вене, "Мир искусства" в России, "Juventut" в Барселоне и, наконец, "Volne srnery" в Праге.
Его иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова изумительны, Блок называл рисунки Врубеля причудливыми чертежами, похищенными у вечности. Кроме того, он исполнял плакаты, афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых), рисунки для открыток Общины св. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка.
Вот таким образом даже отвлеченная декоративная композиция с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена на шпалере X. Обриста (1895) – линии, названной критиками "ударом бича", – кажется полной напряжения, скрытой конструктивной основы. Как торжество новой жизни.
Направления модернизма не были связаны с национальными традициями стран, в которых они развивались. Но бесспорно, но также и то, что модерн ознаменовал собой начало нового искусства. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей., словно окутывающего своего Демона в драгоценное оперение.
Подобные сентенции можно отнести к разряду основных декоративных признаков стиля модерн. В европейском и американском искусстве термин относится только к одному направлению в искусстве, называемому «модерном» (югендстиль, ар нуво и др. ). Конечно, впоследствии художник жалел о, казалось, навсегда потерянных работах. Под модернизмом (в широком смысле) понимают общее название направлений, развивавшихся в искусстве и архитектуре конца XIX – первой половины XX века.
В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Во-первых, обязательно наличие готовой формы. Вождем группировки фовистов был Анри Матисс. В 1907 году в Москве состоялась выставка группы молодых художников, закончивших недавно Училище живописи, ваяния и зодчества, под названием «Голубая роза». Парижанки укоротили причёски, а затем и юбки, надели платья без рукавов.
Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. В архитектуре Русский стиль раскрыл А. М. Горностаев.
до 1914 г. Социальная характеристика модерна противоречива: художественная общественность мечтала о всеобщем царстве красоты, но в реальности получился первый чисто буржуазный стиль. Отсюда термин "венецианское возрождение" (англ. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Для живописи модерна характерны сочетание «ковровых» орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета.
Его обложка для книги Городские церкви Рена (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики. Эти детали важно обозначить, так как буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена— изменить ее было не под силу даже такому «своенравному стилю», как модерн. Двери стиля модерн— прямоугольные, часто арочные. Не осталось в стороне от поисков новых технологий и форм и стекольное производство России. Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О. Цадкин), музыке (А.
Графика Бёрдсли— классика модерна. Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру именно васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались – богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, стали визитной карточкой красной армии. Стиль Гауди назвали «каталонским модернизмом». Станислава Пшибышевского: ""Крик".
На грани веков в России появились издания, пропагандирующие идеи стиля модерн – ежемесячник «Весы», журналы «Искусство и художественная промышленность» и «Мир искусства», ведущие деятели которых тоже представляли своим творчеством русский модерн. Поп-художники часто используют фотоснимки, коллажи, готовые предметы, необычные материалы. В их творениях мир зачастую предстаёт жестоким, абсурдным, противоречивым, а человек – одиноким, бессильным и обречённым.
странах бывш. wrobel – воробей). Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947).
А если вспомнить, что это одна из зим суровых военных лет, становится ясно, что это не просто воспоминание, а образ Родины в тяжелые, грозовые годы. Они были возвращены с пометкой о полном отсутствии в них таланта. Однако наивное, легкое искусство без четких рамок и классических приемов серьезно повлияло на творчество маститых творцов. Ведь неоготика была одним из важных стилевых течений искусства модерна. Это течение неопределенное и оставляющее впечатление болезненного.
Это искусство не стремится к верной передаче природы, но ставит своей целью самовыражение художника, выражение его чувств и настроений. Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. Следующее произведение Ф. Шехтеля – особняк С. Рябушинского в Москве (1900-1902), в котором «застывшая волна» лестницы особняка напоминает скульптуру, ее форма вызывает в воображении фантастическое чудовище, она изобразительна и абстрактна в одно и то же время.
Точно так же в XVIII в. в. Если устремления отдельных художников объединения «Мир искусства» можно принять за чистый эстетизм, то Серов, Левитан, Серебрякова основывают свое творчество на природе, выявляя ее красоту, как и в жизни человека. 1915.
Но в отличие от фовистов немецкие экспрессионисты не стремились к красоте и на некоторых зрителей их творчество оказывало угнетающее впечатление. Детская интерпретация человеческой сущности, обрисованная мелкими деталями, сделала этот стиль популярным среди художников самоучек.
Люди искусства считают, что только художественное творчество способно преобразить мир. Экспрессионисты хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить его. художник исполняя заказ Министерства культуры, создал три монументальных панно для актового зала Венского университета («Философия», 1900 «Медицина», 1901 «Юриспруденция», 1903). В живописи и графике – В. Шухаев и А. Яковлев. Причем применительно как к самой архитектуре, так и к искусству оформления интерьера. Римского-Корсакова.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). трагичностью неразрешимости противоречий. Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Художник-модернист Иван Яковлевич Билибин (1876-1942 гг. ), знаменитый книжный иллюстратор и театральный оформитель, был участником объединения «Мир искусства». К. Ф. Юон.
Малявин с его вихрем пестрых красок, словно ветром нанесенных на холст. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Модерн (фр. Это был окончательный эстетический переворот в Европе в середине 20-го века.
Не стоит путать художников модерна и художников-модернистов. Прообразом современного коттеджа в стиле модерн, возводимого из новейших материалов, законченный вид которому придают не менее качественные «продукты» высоких технологий, является классический дом окрестностей Петербурга начала прошлого века. Ренессансная пассионарность, если угодно. А после выхода в свет монографии Э. Гонкура о К. Утамаро (1891) «японизмы» стали всеобщей модой.
дела), зал просто замер, хотя она сознательно никаких картинок на экран не поместила. Ритм вытянутых фигур «Бетховенского фриза» напоминает изменяющийся темп музыкального произведения.
Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. Европейский модерн обрел приверженцев и в Америке. Самый поздний виток развития модернизма – это постмодернизм. Модерн называли «последней фазой искусства прошлого века, вздохом умирающего столетия».
Это относится к заборам и решеткам, оформлению крыльца и фонарям, перилам, элементам садовой архитектуры и малым ландшафтным формам. Разновидностью модерна является символизм. В 1896году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». Так, с 1895 г. в Лондоне по проекту архитектора Джона Бентли (1839-1902) возводился грандиозный католический Вестминстерский собор. Идея стилистической целостности пространства способствовала широкому распространению гарнитуров мебели, выполненных в едином стиле и вписанных в общее пространство помещения.
Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. Врубель был настоящим романтиком, «рыцарем средневековья», ощущавшимся им не как прошлое, а как живое настоящее.
Им представлялся тупиковым путь прерафаэлитов, усилия Дж. В этой картине присутствуют основные черты модернизма — автор своим произведением, как бы заставляет зрителя «зависнуть» – сейчас поясню. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей. Это движение стало переломным по содержанию.
Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики2. Модерн всегда был стилем, пропагандирующим индивидуальность. Это течение близко соприкасалось с возникшим сначала в Швеции и Финляндии, а затем в Петербурге, в рамках национально-романтического движения, «северным модерном». Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов. Римского-Корсакова (1914) – для театра Народного дома в Петербурге.
Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. В России утвердился термин "модерн" (в западноевропейском искусствознании он не используется, обычно применяют название "ар нуво", а слово "модерн" означает просто современный, актуальный, передовой). Модерн (от фр. Трагическое противоречие, «безысходность» Модерна состояла в том, что искусство этого периода разрывалось между идеальными устремлениями стилизации жизни, художественного синтеза, символизмом форм и рационализмом, прагматизмом технического века. Не редко в их сплетении на холстах возникали женские фигуры или мистические существа.
«современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Таким началом могло служить все что угодно: исторические и национальные стили, элементы народного и примитивного искусства (Абрамцево, Талашкино), природные формы (флореальное течение), геометрический мотив («Венские Мастерские», И. Хоффманн), новые конструкции и свойства новых материалов – стали, стекла, бетона (конструктивное течение). Сообразуясь с орнаментальной эстетикой «нового стиля», архитекторы вынуждены были задумывать и воплощать свои проекты целиком, вплоть до «последнего гвоздя»: дверной ручки, светильника, оконного переплета или вентиляционной решетки, которая неожиданно могла стать главным декоративным акцентом всего ансамбля. Французским единомышленником Орта был Эктор Гимар. Здание или интерьер рассматриваются как единое целое вплоть до последней детали.
Мировое искусство оказалось в трущобах модернизма. Зрелым художником со сложившейся манерой письма Климт предстает в «Бетховенском фризе» (1902), вошедшем в монументальный ансамбль здания «Сецессиона». В России дань модерну отдал знаменитый ювелир К. Фаберже.
Графики учились обрабатывать бумагу разными кислотами, чтобы превращать ее в подобие пергамента.
Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. И никаких полутонов. Как и сюрреализм, футуризм в живописи берет свои идеи из литературы. Вот почему, наряду с термином «период модерна» возможно использование понятия «стиль модерн», объединяющего в себе то новое, что появилось в те годы в искусстве разных стран. Модерн в переводе с французского языка означает новый, современный.
Ни одного резкого движения, наоборот, движение спокойное, легко текущее. Увлекалась я очень этим декадентством». Вот таким образом, как заметила А. Русакова, немецкое им выражение «Jahrhundertwende» – «поворот столетий» точнее определяет содержание этого переходного периода, чем традиционное французское «fin de siecle» – «конец века». Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Многие убеждены, что художники модерна так и не смогли решить поставленные ими же грандиозные задачи по созданию нового «большого стиля» и потому модерн так и остался переходным периодом. Возникло течение «модерн-классицизм» или модернизированная классика, представленное в Петербурге творчеством Ф. Лидваля, М. Лялевича, А. фон Гогена, Н. Захарова, М. Перетятковича.
Для русского модерна было также характерно тесное переплетение жанров и видов искусства. Ювелирная отделка деталей использование необычных материалов проникают в живопись. Футуризм позиционировался как искусство будущего.
Художественный стиль ар нуво эволюционировал. Это было типично романтическое ретроспективное мышление. В формах – подчеркнутая асимметрия. Однако картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью.
К ней летит птица с цветком мака в клюве. Не случайно еще в начале века модерн называли не художественным стилем, а «стилем жизни», так как новые веяния пронизывали собой все стороны существования человека. Зимина, Руслан и Людмила М. И.
В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). Кроме того, в Италии и России сильное влияние на него оказали национальные традиции: в этих странах образцы модерна носили отпечаток традиционных форм.
В начале 1900-х гг. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна — югендстиль. Многим, вероятно, тогда казалось, что на их глазах создается абсолютно новое искусство.
Конечно, разговор о стилях живописи 20-го века стоит начать с модерна. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В 1903 году учреждается новое выставочное объединение «Союз русских художников».
Фоном для его живописных работ с их неизменно женскими персонажами (Россетти влюблен в женскую красоту. ) обычно служит условно выписанный растительный орнамент, в котором преобладает знаменитая линия Россетти – изысканная линия длинных стеблей лилии и распущенных женских волос. В том же плане воспринимается лейтмотив картины А. А. Рылова «Зеленый шум» (1904) или «Вихрь» Ф. А. Малявина (1906), праздничное веселье разгорается как пожар, как стихия крестьянского бунта. Мастера немецкой графики искали новые технические приемы. Отдельных слов заслуживает Михаил Врубель (1856-1910 гг. ). На смену модернизму, который был непонятен широкой публике, пришел постмодернизм. К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Возникло новое направление в мире моды — «гарсон», ориентирующееся на полудевичьи и полумальчишеские фигуры.
Конструкции стиля – часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас).
Художник чешского происхождения завоевал мировую славу благодаря театральным афишам и рекламным плакатам в стиле модерн или ар-нуво. Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель.
Это приводило к двояким последствиям. У русского футуризма судьба весьма трагична. Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть— буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трёх- или четырёхстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). Зато сюрреализм породил в первой трети XX столетия так называемую «мобильную скульптуру», созданную американцем Александром Колдером. Модерн (под различными названиями: «ар нуво» в Бельгии и Франции, «сецессион» в Австро-Венгрии, «югендштиль» в Германии, «стиль либерти» в Италии, «модерн стайл» в Великобритании, «стиль Тиффани» в США, «стиль модерн» в России) проявился как общеевропейское явление особенно отчетливо в архитектуре, в прикладном искусстве и моде.
Творец вправе выбрать любую форму и манеру исполнения своей работы. Удивительное впечатление производит эта картина даже рядом с «Мартом» Левитана. Главной чертой его стало соединение элементов различных культур – Востока, Африки, Индии, Западной Америки, европейской культуры.
Трагический Врубель, каждый мазок которого – обнаженный нерв, страдание, боль. Начало искусству "модернизм" положили еще постимпрессионисты.
склеиванием разных материалов и включали в картины случайные предметы. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Отдельное место в модерне и в сердцах многих ценителей занимает Альфонс Муха. Их отличает подлинно классическая строгость пропорциональных членений фасадов, но с характерной асимметричностью композиции, полукруглые или многогранные эркеры, майоликовые фризы, сильный вынос кровли на кронштейнах, ассоциирующийся с итальянской архитектурой, мелкая расстекловка окон, часто трапециевидных или с закругленными углами и нарядными наличниками – парафраз северного, «петровского барокко», такого родного для Петербурга. А многочисленные декоративные детали: рельефы и скульптурные маски на «замковых» камнях, «ренессансная» рустовка, декоративные решетки, светильники, обелиски, башни, шпили, как будто, рассказывают о том историческом пути, который прошла вся европейская архитектура).
Мартовское солнце. В духе искусства Возрождения написаны картины «Надгробный плач» (1890), «Распятие» (1890). На выставке представлены работы француза Эмиля Галле. А как же тогда кубизм. Он как будто бы вырастал прямо изо всех жизненных интересов людей своего времени. Вот таким образом, термин «модерн» правильнее употреблять по отношению к определенному историческому периоду, а не к стилю, аналогично понятиям «античность», «средневековье», «ренессанс». Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.
В искусстве модерна декорация начала отделяться от конструкции и становиться самоцелью. Модернизм дробит течения в искусстве, но, независимо от ломки форм и игры с цветом, отчетливо выделяется творчество тех художников, которые не уходят в эксперименты, как авангардисты, а сохряняют кровную связь с природой и с жизнью народа, те же представители «Бубнового валета», которые по сути зачинают советское искусство еще до революции, как и Репин с его эпохальной картиной «Заседание Государственного Совета» и Петров-Водкин с его мадоннами и «Купанием красного коня» и Малявин с его «Вихрем» и Серебрякова с ее крестьянской темой и женской и детской чистоты и красоты и Юон с пейзажами, полными света. С французского языка moderne переводится как «современный».
Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. в Москве с большим успехом прошла выставка шотландского художника Ч. Макинтоша. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы.
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. Наиболее известна его знаменитая картина Беатриче блаженная, где она изображена в состоянии предсмертного транса. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Вершин фантасмагории эта тенденция достигла в творчестве испанского архитектора А. Гауди. Произведения восточного искусства коллекционировали Э. Золя и братья Гонкур. Гениально одаренный художник польского происхождения (польск.
"Ворота в Китай"), а в 1895 г. магазин "Maison de LArt Nouveau" (фр. В результате эпоха модернизма привнесла в искусство множество идей. Для «стиля модерн» главным принципом стала стилизация, но не в смысле интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, как это было в период Историзма второй половины XIX в., а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу.
Художник исполнил серию картин на сюжеты арабских сказок для детских учреждений. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Балетные постановки С. Дягилева с их соединением театра, музыки искусства костюма и декорации называли «утонченной стилизацией модерна». Скандалы, протесты и дикие дискуссии сопровождали рождение нового стиля, который имеет полное право называться стилем, так как своим универсальным художественным рядом он охватил все разнообразные проявления современной жизни – от монументальной архитектуры, через городские здания, живопись, скульптуру, до всех видов прикладного искусства. Русское искусство конца XIX – начала XX вв.
Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. Мария Германова, актриса из молодого поколения артистов МХТ, писала в воспоминаниях, как она дорожила, осознанно культивировала то настроение, соответственно и образ жизни, что называли декадентством: «С окончанием гимназии я свободней и смелей отдавалась влиянию современности, стала тем, что теперь называют «модерн», а тогда определяли «декаденткой». Это классика Модерна. Первый шаг в этом направлении был английскими графиками и архитекторами (Макмардо Артур Крэйн Уолтер Имейдж Селвин), затем бельгийцами, парижскими, венскими и мюнхенскими художниками.
Сюжеты его картин символичны и литературны. Они сцеплены друг с другом так, что начинают двигаться при малейшем дуновении ветерка. В оформлении внутренних помещений царили вытянутые изящные формы, плавные переходы. Врубель много занимался майоликой, а о своей картине «Сирень» он сказал, что не хотел бы, чтобы она попала в музей, так как «музей – это покойницкая», а желал бы видеть ее «вделанной в стену в жилом доме, чтобы она абсолютно слилась со стеной».
Стоит, однако упомянуть, что термин «модерн» (фр. В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики).
За пристрастие к этим формам австрийского архитектора И. Хоффманна (1870- 1956) прозвали "дощатым" или "квадратным Хоффманном". "Новый стиль" развивался столь интенсивно, что уже в следующем строении В. Орта – "Народном доме" в Брюсселе (1896-1898) – заметнее становятся элементы конструктивизма.
Мусоргского (1931). На сегодняшний день, постмодернизм является наиболее популярным стилем в мировой живописи. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Сам он называл свои работы l39architecte d39art.
Таким образом, «модерн» и модернизм – это два разных понятия. Недаром ведущим архитектором русского модерна явился Ф. О. Шехтель (1859-1926), выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества, как и Левитан, с которыми в одни годы сформировался студент медицинского факультета Московского университета как писатель. Об этом с горечью писал в 1917г. Города и населенные пункты символизируют цветы и растения. Женский костюм стал определяться строгой конструктивностью.
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «findesiecle» (букв. Бакст с его бездумной обволакивающей стихией цвета.
Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Фовисты не ставили перед собой цель точно изображать природу. В 1902-1904 гг.
Эти вымышленные сюжеты художник черпает из литературных сказок, мифов из истории, а больше всего – из собственной фантазии. Райта. Начав с живописи, он затем бросает «бесцельное изобразительное искусство» и весь отдается стихии орнамента «удара бича».