Бытовой жанр на картинах художников. Бытовой жанр в искусстве Быт Бытию Естественный ход событий Повседневный быт Особенности бытового жанра Разнообразие бытового жанра. Художники бытового жанраи сегодня продолжают обогащать многовековую традицию, останавливая мгновения и претворяя их в символы времени. Творчеством художников-передвижников завершилось формирование бытового жанра в русском изобразительном искусстве. Большое количество художников в это время быстро обусловило специализацию даже в пределах пейзажного и бытового жанров.
Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Как говорил сам художник, он стремился «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого-либо художника»1.
«Написать картину абсолютно невозможноне зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра», – пишет Перов. Черты нового направления – критического реализма – заложил в бытовом жанре Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852), чьи произведения буквально проникнуты духом сатиры. Однако, поэтическое видение мира в ней является также определяющим. Как в самой крестьянской жизни, где уживаются наивные суеверия и трезвая разумность, так и в картине убедительно и появление колдуна и беспокойство родственников, побаивающихся «дурного глаза» и их любопытство и деланное равнодушие дьячка, «не замечающего» колдуна и т. п. Вместе с тем в этой патриархальной деревне с ее народным искусством и полуязыческими обрядами есть что-то очень поэтическое.
Фрагонар внесли эмоциональную тонкость и остроту жизненных наблюдений, сентиментально-дидактическими композициями Ж. Б. У Венецианова было много учеников, получивших специальное образование в училище, открытом им в имении Сафонково (Тверская губерния). К концу двадцатого века в жанре появились энергичные, темпераментные картины, отлично отражающие дух времени и вместе с тем обогащающие традицию, сохраняющуюся со средневековья.
Во второй половине XVII – начале XVIII вв. Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. Де Хоох. К картинам бытового жанра принадлежит, например, полотно Г. Мясоедова (1835-1911).
Никакой романтики нет в этих высохших, очерствелых душах. У него старообразная физиономия сатира. считает, что произведения Ерменева не лишены некоторой театральности, поскольку «во всех них одинаковый низкий горизонт, фон как огромное и безлюдное пространство силуэт персонажей показан крупно, композиция предельно ясна, герои статичны». Иной общественный слой представляет картина «Разборчивая невеста» (Приложение 9).
Русский художник бытовой живописи стремился рассказать о жизни народа не только то, что он в ней заметил, его влекла еще задача высказать в искусстве то, что сам народ думал о себе и к чему он стремился, не ограничиться ролью наблюдателя, но стать выразителем в искусстве народных чаяний и надежд.
бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. В скульптуре бытовой жанр представлен у М. М. Антокольского, Е. А. Лансере и М. А. Чижова, затем у В. А. Беклемишева, П. П. Трубецкого и С. Т. Конёнкова. Делакруа, О. Верне). В искусство XIXв. Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами.
В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. Сам писатель отмечал, что исторические художники изображают то, что знают как случившееся, а жанристы – выступают очевидцами показанных событий. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Примитивная прямолинейность обиаруживает себя и в главе семьи.
Благодаря данным особенностям она получила высокую оценку среди критиков и современников художника. Шер-Гил, К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в Индонезии, М. Сабри в Ираке, А. Тэкле в Эфиопии, скульпторы Кофи Антубам в Гане, Ф. Идубор в Нигерии). Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». Если облик персонажей первого произведения был окарикатурен в целях, как казалось мастеру, более резкого выделения идеи (это касается не тольshyко образа кавалера, но и кухарки, с ее лоснящимся, будто жиром смазанshyным, неприятным лицом, воровато бегающими глазками, со вспучпвшейся на животе одеждой), то основные персонажи второй картины выглядят даже симпатичными.
Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник. Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций. А. Бронников, К. Е. Маковский). Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII в. в обстановке борьбы феодального и буржуазного укладов и утверждал частный и народный быт как общественно значимое явление. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов».
Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. В 1779 г. исполнена картина (1739 – 1799 гг. ) «Праздник в деревне». Одной из лучших работ Венецианова является картина «На жатве. Какими беспощадными штрихами дан образ старой девы. Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер. Краснобаев обращает внимание на время создания этих картин.
Он относится к ним с неменьшим уважением, чем к помещице. Большую эмоциональную роль в картине играет невзрачshyный пейзаж деревенской околицы. М., 1961, с. 16.
В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники». Заметно преобладание национальной российской сюжетики и особенно «больных» вопросов российской жизни. Бытовой жанр, жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Весна». Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне. Саввинская слобода", 1883). Была приурочена к 250-летию изгнания польско-литовских интервентов из пределов России.
И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847).
Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства. Сама жизнь сформировала этот тип.
Но и здесь художник в первую очередь подчеркивает дружелюбие во взаимоотношениях крестьян. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. Поза «свежего кавалера» – пародия на величие античных статуй: выставленная вперед босая нога, халат, подобный тоге, горделивый жест, надменный взгляд. Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. К середине 1840-х гг.
Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. в русском искусстве — в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) — появились представители нового класса — пролетариата. В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. Идейной программой для русских художников второй половины XIX века стала диссертация Н. Г. Хиллестрём), Польши (Я.
Не один Шибанов обращался к этой теме. При всем внешнем высокомерии, майор не покидает купеческое «темное» царство, а входит в него. И часто через предметы быта, обстановку художнику легче раскрыть суть изображаемой сцены, выявить внутренний мир, поступки, переживания героев своих произведений. Одна из них – «Крестьянская пирушка» Ал. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. Коржев, В. Е. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ).
Крупным явлением в развитии русской национальной школы живописи стала картина «Бурлаки» (1870 – 1873), в которой молодой художник со всей мощью таланта дал волнующий образ угнетенного, но не сокрушимого в своей силе народа. Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). Содержание ее раскрывается в ясных и выразительных формах. Композиция этого полотна отличается серьезностью и продуманностью.
Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. Действие происходит в тесной и темноватой комнатушке. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Настроение одиночества создается светом и мастерски подобранной цветовой гаммой.
Его «Бокал лимонада» (между 1655 и 1660 гг., Ленинград, Эрмитаж) и «Деревенский почтарь» (Ленинград, Эрмитаж) содержат элементы недосказанности, своеобразного поэтического очарования, которое определяется эмоциональным состоянием, связывающим персонажи картины. «Танцоры и музыканты». Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец).
Кроме того, в архитектуре того времени тоже широко применялся бытовой жанр – примеры можно увидеть в каменных узорах готических соборов изображающих дровосеков и пастухов, виноделов и пекарей. Идеализации советского быта с 1960-х годов противостояла ироническая тенденция в произведениях андерграунда и соц-арта. Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина — самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Французские романтики (Т.
Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами. В 1768г. Программной работой этих лет стала картина «Утро помещицы» изображающая повседневную сцену из жизни помещичьей усадьбы.
Многое сближает это полотно с одновременно написанным «На пашне. Он любовно и внимаshyтельно передает внутреннее пространство гумна. Природы и ее бесконечной энергией.
Какими беспощадными штрихами дан образ старой девы. Их хлопотливые труды — наглядная иллюстрация земного времени, в повседневных делах свершающего свой годовой цикл. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. Но «благородство происхождения» отнюдь не мешает ему принять законы чистогана, выдвинутые новым социальным слоем, когда все и вся объявляется товаshyром. Рядом с ней смышленый мальчик с загорелым широкоскулым лицом, с пытливым взором. Как говорил сам художник, он стремился «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого-либо художника».
Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. «Рыбный рынок» (1662, Лондон, Национальная галерея), «Рынок в порту» (ок. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников.
Часто действия его картин построены на конфликте, где дается социальная характеристика людей. Плес", 1889 "Свежий ветер. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. Эта юмористическая нотка оживляет картину и сообщает ей еще большую теплоту. Золотой Плес", 1889 " После дождя.
Несмотря на скованность движений они сохраняют жизненное правдоподобие. Серебрякова, Д. Д. Нередко подобные картины небольшие по размеру. Остро стилизованные имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского 171звериного стиля187 (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации искусстве классической античности и эллинизма.
Иной общественный слой представляет картина «Разборчивая невеста» (Приложение 9). Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как «Утопленница» (1867 г. ) и «Последний кабак у заставы» (1868 г. ). В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Возможны и иные варианты взаимоотношений искусства и действительности: «Часто произведения искусства имеют и другое значение – объяснение жизни», а также «приговора о явлениях жизни». художники демократического направления обращались к бытовому жанру как к программному искусству, позволявшему критически оценить и разоблачить социальные отношения и моральные нормы, господствовавшие в буржуазно-дворянском обществе и их проявления в повседневном быту.
Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Однотонные желто-коричневые краски (желтый гроб, желто-коричневые тулупы, гнедая лошадь), объединяя в цветовом решении изображенную группу, также молчаливо говорят об одиночестве запечатленных людей, предоставленных в жизни только самим себе. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в частности, такие его высказывания как «Воспроизведение жизни – общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его» Иванов И. Передвижники.
Художники объединения ОСТ (А. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова. «Свежий кавалер» – это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости.
Крылова (очень, кстати, ценившего художника), как не сатира на брак по расчету. Жилинский, Г. М. передвижники. Крестьяне в его картине позируют и Венецианов не скрывает этого. Ее попытка ускользнуть в соседнюю комнату сразу же разга-дывается как кокетство. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв.
Но «благородство происхождения» отнюдь не мешает ему принять законы чистогана, выдвинутые новым социальным слоем, когда все и вся объявляется товаром. Не один Шибанов обращался к этой теме. Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, включённых в мифологические и аллегорические композиции, утверждение заключённых в народе могучих жизненных сил характерны для произведений П. П. Рубенса и Я. Йорданса во Фландрии, полемизирующих с принципами официального барокко. Взгляните только на «Бурлаков» г. Репина и вы тотчас же принуждены будете сознаться, что подобного сюжета никто еще не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видели.
Иные художники даже обижаются, когда их называют жанристами, считая, что это определение незаслуженно принижает их творчество. Но все же нельзя не задуматься над датами создания картин, в которых сочувствие, уважение художника к крестьянам бросается в глаза» «Сговор» переносит зрителя в праздничную обстановку. что тоже чувствуется в этой работе. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Мурашко, З. Е. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. Многое сближает это полотно с одновременно написанным «На пашне.
Деталь фрески. genre, нем. Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Логичность конструкции картины, отображение подробностей обстановки и естественность положений являются признаками бытового жанра художника. Взгляните только на «Бурлаков» г. Репина и вы тотчас же принуждены будете сознаться, что подобного сюжета никто еще не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видели.
Его эволюция в жанровой живописи – от образа карикатурного к трагическому, от перегруженности в деталях, как в «Свежем кавалере» (1846), где все «обсказано»: гитара, бутылки, насмешливая служанка, даже папильотки на голове незадачливого героя, – к предельному лаконизму, как во «Вдовушке» (1851), к трагическому ощущению бессмысленности существования, как в последней его картине «Анкор, еще анкор. » (1851 – 1852). Корин). «Написать картину абсолютно невозможноне зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра», – пишет Перов. Волга", 1891–1895). А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский).
Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. Не один Шибанов обращался к этой теме. Та же эволюция и в понимании колорита: от цвета, звучащего вполсилы, через чистые, яркие интенсивные, насыщенные краски, как в «Сватовстве майора» (1848) или «Завтраке аристократа», до изысканной цветовой гаммы «Вдовушки», передающей предметный мир как бы растворяющимся в рассеянном свете дня и цельности единого тона его последнего полотна («Анкор. »). Едкий обличитель нравов превращается в «поэта скорби». Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе и в Азии.
(1851-1852). Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К. У него старообразная физиономия сатира. Майор подкупает молодечеством, выправкой, сохранившимися несмотря на возраст.
Большую эмоциональную роль в картине играет невзрачный пейзаж деревенской околицы. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти – 14 век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс – 15 век) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Комический случай приобретает в трактовке Федотова большой обобщающий смысл, образ «свежего кавалера» становится сатирическим образом.
Венецианов еще не связывает фигуры единым действием или сюжетом. В картинах мастеров XIX160в. В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением.
Вместо евангельских эпизодов художники бытового жанра рассказывали о крестьянах, вдохновляясь плодами матери. Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П. А. Пластов), города (Ю. И. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. Характер изобразительных сюжетов тоже различен.
Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. жанристами-демократами – В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты.
Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Если облик персонажей первого произведения был окарикатурен в целях, как казалось мастеру, более резкого выделения идеи (это касается не только образа кавалера, но и кухарки, с ее лоснящимся, будто жиром смазанным, неприятным лицом, воровато бегающими глазками, со вспучпвшейся на животе одеждой), то основные персонажи второй картины выглядят даже симпатичными. Большое количество художников в это время быстро обусловило специализацию даже в пределах пейзажного и бытового жанров.
В конце XV – начале XVI вв. Т. В. В 1779 г. исполнена картина И. М. Танкова (1739 – 1799 гг. ) «Праздник в деревне». Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини «Проводов покойника» (1865 г. ), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире. Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. Невеста же попросту миловидна. «Свежий кавалер» – это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости.
Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Спящие дети», «Странник». С огромной силой характеризует Федотов действуюshyщих лиц. Прослеживается влияние на историческую картину передвижников голландской жанровой живописи на примере данного произведения. Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был П. А. Федотов (1815-1852).
М. Татевосян) и др. Богатая гостиная обставлена по последней моде. Или же обличение пустоты светского хлыща, пускающего пыль в глаза, – в «Завтраке аристократа». »). Он замер, любуясь расцветкой крыльев бабочки.
Основой его творческого метода стало изучение действительности. В обыденных предметах крестьянского быта Венецианов умеет найти особую прелесть. Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба».
Тогда искусство было способом взаимодействия с окружающим миром, попыткой усилить воздействие магических обрядов. С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету».
В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист. Плотные краски способствуют созданию насыщенного художественного образа. способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. Художники воссоздают жизнь деревни (А.
Бытовой жанр (ныне 8212 просто жанр) несколько обесценился. Поворот головы крестьянки и взор мальчика, устремленный к ее руке, связывают их воедино. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». Таковы образы А. Венецианова в России, либо, напротив, запечатлевал социальные недуги общества с выразительностью, не уступающей литературе критического реализма.
в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена). Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). Произошло изменение жанровой структуры в искусстве второй половины XIX века, перенесение центра тяжести на жанровую живопись, большое значение портрета и пейзажа изменение роли исторической живописи.
В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры). Возможны и иные варианты взаимоотношений искусства и действительности: «Часто произведения искусства имеют и другое значение – объяснение жизни», а также «приговора о явлениях жизни». Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф. В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. Лето» (1830-е гг), в которой больше бытовой характерности (Приложение 6).
Комиshyческий случай приобретает в трактовке Федотова большой обобshyщающий смысл, образ «свежего кавалера» становится сатиричеshyским образом. Их веками игнорировало, не замечало искусство. Работа над картиной «Гумно» стала настоящей школой для Венецианова. Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. В таком же духе он трактует и библейские сюжеты, перенося действие в современную ему голландскую действительность и оживляя их юмористическими эпизодами.
В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. В них находит своё отображение типичный поток времени. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. н. э., хотя и имели поучительный, дидактический характер в пределах религиозно-философских идей. Широкая гамма неброских тональных отношений в живописи, свободный и точный рисунок, внимательная разработка необходимых подробностей композиции характерны для большинства жанровых картин передвижников. В них находит своё отображение типичный поток времени.
Венецианов еще не связывает фигуры единым действием или сюжетом. В 1779 г. исполнена картина И. М. Танкова (1739 – 1799 гг. ) «Праздник в деревне». Это был путь от простого бытописательства к претворению в ясных, сдержанных образах важнейших проблем русской жизни ибо что такое, например, «Сватовство майора», как не обличение одного из социальных фактов жизни его времени – браков обедневших дворян с купеческими «денежными мешками».
Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441). В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Ракши, «Летом» А. И. Горбатый жених, одетый со всей роскошью моды, с превеликим трудом преклонил перед нею колени, преподнося букетик цветов. Но художник продолжал настойчиво совершенствовать свое мастерство.
Бытовой жанр 30-х гг. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Одна из них – «Крестьянская пирушка» Ал. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский).
При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ). Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. Такие сценки наглядно иллюстрировали ход земного времени, наполненного повседневными делами. Его мастерство в обрисовке характеров ярче всего проявляется в интимных камерных картинах, таких, как «Больная и врач» (ок. Федотова. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме.
Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. И все же глядя на эти картины, показывающие устрашающих нищих в одежде с громадными заплатами, зритель чувствует подлинную монументальность персонажей. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). Это был путь от простого бытописательства к претворению в ясных, сдержанных образах важнейших проблем русской жизни ибо что такое, например, «Сватовство майора», как не обличение одного из социальных фактов жизни его времени – браков обедневших дворян с купеческими «денежными мешками».
1862-1864 годы художник проводит за границей. Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами. Лицо помещицы, ее взгляд, ее жест обращены к присевшей на корточки крестьянке, держащей пряжу. Сокольники", 1879, "Мостик.
Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). В полотнах воспевался мирный труд.
480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным. Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. Либерман в Германии, Э. Вереншёлль, К. Крог в Норвегии, А. Цорн, Э. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Великобритании, Т. Эйкинс в США, В. А. Серов, Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон в России).
В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. Полотно изображает канцеляриста, отмечавшего накануне вечером бурной пирушкой награждение орденом Станислава III степени (кстати, низшим из орденов российской империи) и теперь безусловно бахвалящегося перед сожительницей, развязной служанкой. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением.
Поворот головы крестьянки и взор мальчика, устремленный к ее руке, связывают их воедино. Расплываясь в угодливой, довольной улыбке, он спешит навстречу долгожданному гостю. Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. Ее попытка ускользнуть в соседнюю комнату сразу же разга-дывается как кокетство.
Уже в 1920—1930-е гг. Соединение рук и слова клятвы были во времена ван Эйка явным свидетельством происходящей брачной церемонии. В XV веке ещё не нужно было присутствие священника и свидетелей, чтобы сочетаться законным браком. Этому способствует ритм уходящих в глубину бревен.
Художник в полной мере отразил идеи передвижников. Программной работой этих лет стала картина «Утро помеshyщицы» изображающая повседневную сцену из жизни помеshyщичьей усадьбы. Ходовецкий), Швеции (П.
Поза «свежего кавалера» – пародия на величие античных статуй: выставленная вперед босая нога, халат, подобный тоге, горделивый жест, надменный взгляд. Иной жизненный и творческий путь прошел Питер де Хоох (1629 — после 1683 г. ), бытовая живопись которого носит созерцательно-лирический характер. Рождение бытового жанра граничит с творчеством А. Г. Венецианова (1780-1847). При всем внешнем высокомерии, майор не покидает купеческое «темное» царство, а входит в него.
Лонги), Германии (Д. Наибольший вклад в эту борьбу внесли так называемые «передвижники». Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом.
Для майора служит товаром его титул, а для купца – приданое дочери. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. В левой стороне картины мужик, плутовато ухмыляясь, держит в руках штоф и стакан и готовится «перейти к делу». Так в русскую живопись вошла новая тема, связанная с поэтической стороной народного быта.
Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. Майор подкупает молодечеством, выправкой, сохранившимися несмотря на возраст. Черты академизма в данной работе: светотень, пластическое решение фигур, композиционное построение. В картине «Гумно» изображенный изнутри сарай освещен ровным, спокойным, рассеянным светом.
В. Герасимов). Но «благородство происхождения» отнюдь не мешает ему принять законы чистогана, выдвинутые новым социальным слоем, когда все и вся объявляется товаром. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. Идилличность сохраняется во многих, в том числе и поздних, работах Венецианова. В русской живописи социальный бытовой жанр был ориентирован на и изображение разных сторон крестьянского быта и жизни небогатых горожан (Венецианов А. Г., Федотов П. А., Перов В. Г., Репин И. Е. и обширная плеяда художников передвижников) В Бытовой жанр русского критического реализма сатирическое разоблачение крепостнического уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета и отношений героев.
Де Витте.
Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. Взгляд зрителя от фигур крестьян, сидящих на первом плане, следует дальше. В работах Ерменева абсолютно отсутствует светлое настроение, так характерное для русского искусства. Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ). Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – «Странник».
Бытовой жанр (фр. В области изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры – вся вторая половина XIX века прошла под знаком борьбы с господствующим в первой половине академизмом. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров 8212 едва ли не все профессии средневекового мира.
Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. Фигурки трудолюбивых слуг предстают в виде магических заместителей живых людей, призванных обслуживать своего хозяина в загробном мире. В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С.
Г. Перов и др. ). При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума.
Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. Взгляд зрителя от фигур крестьян, сидящих на первом плане, следует дальше. Г. Г.
И не отбыв за границей положенных ему как пенсионеру Училища пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее — А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты советского быта, героики созидания.
П. Норблин). В бытовой жанр проникают картины из жизни самых различных слоев общества, эпизоды баррикадных боев. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники». Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века.
объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. В полотнах воспевался мирный труд. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Идилличность сохраняется во многих, в том числе и поздних, работах Венецианова. Эта картина продолжает критическую линию, определившую дарование Федотова.
Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Учился у Робера Компена, . Комический случай приобретает в трактовке Федотова большой обобщающий смысл, образ «свежего кавалера» становится сатирическим образом. Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами. Особенно важное значение для решения крестьянской темы в живописи передвижников имела картина «Земство обедает» (1872), показанная на 2-й Передвижной выставке. В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме.
Для майора служит товаром его титул, а для купца – приданое дочери. Этому способствует ритм уходящих в глубину бревен. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны.
Французские романтики (Т. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). В 1850—60-х гг. Он относится к ним с неменьшим уважением, чем к помещице.
В 1768г. Не отличаясь глубиной содержания, картины Терборха построены на обрисовке характеров и взаимоотношений действующих лиц более тонких, чем у Метсю. В ней господствуют темы повседневного бюргерского быта. Каждое из этих направлений живописи 19 века имело значительное влияние на культуру Европы в дальнейшем, некоторые имели значение только для развития искусства иные стали определённым социальным фактором формирования общественного мнения и даже мировоззрения конца 19 – начала 20 века. Творчеством художников-передвижников завершилось формирование бытового жанра в русском изобразительном искусстве.
В его картинах присутствуют самые обыденные и простые сцены из деревенской жизни: крестьяне в повседневной и нелегкой работе, простых крепостных девушек, на жатве или мужиков на сенокосе или на пахоте. Более широким по тематике, демократичным бытописателем был Ян Стен (1626/27— 1679), художник темпераментный и жизнерадостный, создатель картин на сюжеты из частной жизни бюргеров, предпочитавший изображение сцен пирушек и народных праздников.
С первых лет Советской власти художники (Б. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Содержание событий мгновенно угадывается зрителем. Жизнерадостным демократизмом, поэтической красочностью восприятия мира проникнуты ранние произведения на бытовые темы испанца Ф. Гойи. Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К. Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ).
Крупным явлением в развитии русской национальной школы живописи стала картина «Бурлаки» (1870 – 1873) И. Е. Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии – в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая). Шардена сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали.
Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской. Терборх. Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Это брак без поэзии чувства, без любви – это сделка.
Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. Персонажи картины «Тройка» (1866 г. ) изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя. Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини «Проводов покойника» (1865 г. ), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире. В картине «Проповедь в селе», созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви.
Каждая из них – законченная новелла о человеческом горе. Художник изобразил молодого офицера, который вечер за вечером проводит в отупляющей скуке. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И.
Ок. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). Бытовой жанр представили такие мастера, как Петров-Водкин, Борисов-Мусатов, Ходлер и Сегантини. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями.
Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни. Бравый служака с его горделивой осанкой смотрится как существо иного, «высшего» по отношению к купеческому миру порядка.
Лактонова и многих других. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России). Большие картины остаются незаконченными.
Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. Пластов, А. А.
Сюжет картины построен на контрастном сопоставлении. События могут развертываться на природе или в помещении. Нетсхер в Голландии).
Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки. Искусство тесно связывается с реальной действительностью. И бытовая жизнь, внешне абсолютно обыденная, занимала в этой тайнописи почетное место: рыбная ловля обозначала крещение, строительство — созидание церковной общины, веселое застолье — блаженство праведных душ в раю. Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день.
«Сговор» переносит зрителя в праздничную обстановку. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные стороны общественной жизни (Свежий кавалер, 1846 Сватовства майора, 1848). В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. Оп – настоящая «военная косточка». Эта юмористическая нотка оживляет картину и сообщает ей еще большую теплоту.
Но и здесь художник в первую очередь подчеркивает дружелюбие во взаимоотношениях крестьян. Метсю. Бытовые ("жанровые") сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С.
Эта юмористическая нотка оживляет картину и сообщает ей еще большую теплоту. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Вальдмюллер, К. Шпицвег). Одинокая фигура крестьянки в санях кажется воплощением безысходного терпения. В итальянской живописи 16 века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (веницианцы – Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Бытовые сцены известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху.
Белинского, Н. А. О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА. Но и здесь художник в первую очередь подчеркивает дружелюбие во взаимоотношениях крестьян. На рубеже 19 и 20 вв.
Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. -1864 годы художник проводит за границей. Как в самой крестьянской жизни, где ужиshyваются наивные суеверия и трезвая разумность, так и в картине убедиshyтельно и появление колдуна и бесshyпокойство родственников, побаивающихся «дурного глаза» и их любопытство и деланное равнодуshyшие дьячка, «не замечающего» колshyдуна и т. п. Вместе с тем в этой патриархальной деревне с ее народshyным искусством и полуязыческими обрядами есть что-то очень поэshyтическое. Художники начали изображать карнавальные и свадебные обряды, а также сцены, посвященные жизни разных сословий. У него старообразная физиономия сатира.
Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ). Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. В 1878 году на 6-й Передвижной выставке показал картину «Встреча иконы» (1878). объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е.
Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Спящие дети», «Странник». Крестьяне в его картине позируют и Венецианов не скрывает этого.
ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Сама жизнь сформировала этот тип. Каждая из них – законченная новелла о человеческом горе. Это брак без поэзии чувства, без любви – это сделка. Его картины были открытием в русской живописи 20-х годов (На пашне. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – «Странник».
Между тем колдун – живое воплощение далеких языческих обрядов, сохранившихся в патриархальной деревне. В картине «Гумно» изображенный изнутри сарай освещен ровным, спокойным, рассеянным светом. Отметим этапы творчества художника. Для успеха в этом, мне надобно было совершенно оставить все правила и манеры, чтобы ничего не изображать иначе, чем в натуре является и повиноваться ей одной, без примеси манеры какого-нибудь художника. » В картине «Гумно» изображенный изнутри сарай освещен ровным, спокойным, рассеянным светом.
Бытовой жанр как один из видов русского изобразительного искусства получил свое самостоятельное развитие довольно поздно – во второй половине XIX века, когда на смену классическому и романтическому направлению пришел реализм, стремившийся к изучению и изображению частной и общественной жизни человека. Нарядность одежды не скрывает прямолинейности ее натуры (по округлым очертаниям рта можно замеshyтить – она кричит: «Дура. »). Горячая, прогретая земля. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи.
Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор. Несмотря на скованность движений они сохраняют жизненное правдоподобие. При взгляде на такие картины создается ощущение, что художник писал сюжет с натуры. В картине этого же периода «Жнецы» (Приложение 5) Венецианов дает действующих лиц крупным планом, приближает их к зрителю. Черты нового направления – критического реализма – заложил в бытовом жанре Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852), чьи произведения буквально проникнуты духом сатиры. В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г.
Так назывались художники, которые в 1870 г. образовали в Петербурге по инициативе И. Крамского и Г. Мясоедова «Товарищество передвижных художественных выставок». Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ). Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». Невеста же попросту миловидна. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена».
Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения. В XVIII в. Ж. Б. С. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия. Та же эволюция и в понимании колорита: от цвета, звучащего вполсилы, через чистые, яркие интенсивные, насыщенные краски, как в «Сватовстве майора» (1848) или «Завтраке аристократа», до изысканной цвеshyтовой гаммы «Вдовушки», передающей предметный мир как бы растворяющимся в рассеянном свете дня и цельности единого тона его последнего полотна («Анкор. »). В 20-х гг. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией.
М. Татевосян) и др. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю). Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889). Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Центральная часть триптиха – «Благовещение». Венецианов еще не связывает фигуры единым дейshyствием или сюжетом. Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как «Утопленница» (1867 г. ) и «Последний кабак у заставы» (1868 г. ). Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). Бытовой жанр представили такие мастера, как Петров-Водкин, Борисов-Мусатов, Ходлер и Сегантини.
Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). П. Федотов «Сватовство майора» П. Федотов «Свежий кавалер» Картина Федотова «Завтрак аристократа» показывает нам модный кабинет молодого человека, очевидно промотавшего свое состояние, но сохраняющего видимость вполне обеспеченного господина. Правда, многим работам свойственна некоторая идилличность. М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты.
(«Бурлаки на Волге», 1870—1873, ГРМ4 «Не ждали», 1884—1888 «Арест пропагандиста», 1880— 1892, обе в ГТГ). В левой стороне картины мужик, плутовато ухмыляясь, держит в руках штоф и стакан и готовится «перейти к делу». В конце XV – начале XVI вв. Действующие лица на этом полотне живут в пространстве естественно и свободно.
Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н.
В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шопенгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии).
Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» – это конкурсная работа в связи с окончанием Академии. В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», 1876. Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж.
Художники объединения ОСТ (А. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ).
Оп – настоящая «военная косточка». Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. Изображая крестьянок, Венецианов подчеркивает их красоту и спокойное достоинство. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма.
Бытовой жанр появился в Голландии, где в XVII веке люди вели тихую, размеренную жизнь и им вовсе не интересно было украшать свои скромные жилища портретами королей или мифологическими картинами. Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности.
Плиний Старший в 171Естественной истории187 (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии.
В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии). Но дальше этюдов работа не двигается. Главное для него – верно изобразить натуру. Идейной программой для русских художников второй половины XIX века стала диссертация Н. Г. Бравый служака с его горделивой осанкой смотрится как существо иного, «высшего» по отношению к купеческому миру порядка. В 16–18 вв. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. Богатая гостиная обставлена по последней моде.
У него была поразительная наблюдательность, точность в воспроизведении натуры. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейнс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. В 20-х гг. Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества).
Среди голландских мастеров бытового жанра выделяется своей верностью демократическим идеалам и новаторскими поисками Эмануэль де Витте (1617—1692), в искусстве которого наметились тенденции к более широкому образному охвату явлений действительности. Одинокая фигура крестьянки в санях кажется воплощением безысходного терпения. В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. Особенно заметна переоценка ценностей в появлении рыночных сценок. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом.
Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. Их манера повествования медлительна и спокойна. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии – в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая). Веласкес и др. ).
Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Весна, На жатве. Колорит картины очень темный, лица крестьян маловыразительны. М. Пэн), Латвии (Я.
Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI – XVII вв. Бытовые (жанровые) сцены известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе).
в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена). К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Он не злобно высмеивает своих героев, а сожалеет, что так мелочны их интересы. Выражение томного восторга написано на ее лице.
отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. Если бытовой жанр Остаде и Стена носил более демократический характер, то в искусстве Герарда Терборха (1617—1681) и Габриэля Метсю (1629—1667) преобладает интимно-лирический подход к тематике быта зажиточной буржуазии и патрицианских семей. Особое место в искусстве XIXв. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи. Нарядность одежды не скрывает прямолинейности ее натуры (по округлым очертаниям рта можно заметить – она кричит: «Дура. »).
Это подчеркивается колористической взаимосвязью фигур жениха и невесты (светло-розовое пятно платья декоративно сочетается с зеленой окраской стены передней и темно-зелеshyного мундира ибо при внешней контрастности они составляют так назыshyваемые дополнительные по отношению друг к другу тона). В разных национальных школах XVII в. сложились и различные виды и принципы бытового жанра, нередко утверждавшиеся в борьбе с идеализирующими тенденциями. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер).
По стилю работ ученик Боровиковского. О чём рассказывает бытовая картина. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. (К.
«Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. В картинах мастеров XIXв. Картины «Хозяйка и служанка» (ок. Если облик персонажей первого произведения был окарикатурен в целях, как казалось мастеру, более резкого выделения идеи (это касается не только образа кавалера, но и кухарки, с ее лоснящимся, будто жиром смазанным, неприятным лицом, воровато бегающими глазками, со вспучпвшейся на животе одеждой), то основные персонажи второй картины выглядят даже симпатичными. Бытовой жанр во времена Просвещения Несмотря на всю живописность, картины эпохи Возрождения несли в себе и некоторую дидактичность.
Едкий обличитель нравов превращается в «поэта скорби». Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне. В процессе развития и становления бытового жанра в русском искусстве определились присущие ему возможности – от достоверной фиксации увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей в быту до глубокого раскрытия внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни.
П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. Вишнякова. Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. Их герои – чудаки идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с природой. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. Лето» (1830-е гг), в которой больше бытовой характерности (Приложение 6). Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец).
Персонажи картины «Тройка» (1866 г. ) изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя. Содержание ее раскрывается в ясных и выразительных формах. Но дальше этюдов работа не двигается. на смену академическому искусству пришел реализм. На рубеже 19 и 20 вв.
1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы. Весна». Буше во Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира.
Стен. Взгляд зрителя от фигур крестьян, сидящих на первом плане, следует дальше. Плотные краски способствуют созданию насыщенного художественного образа. обездоленные и рабы окончательно потеряли декоративность, они страдают откровенно, не скрывая растерянности, боли и тоски. Киров). Искусство тесно связывается с реальной действительностью. П. Кончаловский).
В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. В творчестве Караваджо в Италии, оказавшем влияние на развитие реализма в европейском искусстве XVII в. (Караваджизм), подчёркнуто правдивое, монументальное изображение сцен жизни общественных низов в религиозных композициях противопоставлялось идеализирующим принципам академизма. В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении советского искусства, многосторонне отражая строительство социализма и коммунизма, формирование духовного мира советских людей. Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (между 1657 и 1660 гг., Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни. Все последующие периоды расцвета бытового жанра связаны с ростом демократических и реалистических тенденций в искусстве. Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер.
С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. Большие картины остаются незаконченными. 1657 г., Ленинград, Эрмитаж) и «Кладовая» (ок. Не зная почти ничего о Шибанове, мы не можем, к сожалению, ответить на эти вопросы. В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями.
Но у всех на лицах благожелательные улыбки, жених ласково держит ее за руку, готовясь усадить в красный угол. С огромной силой характеризует Федотов действующих лиц. Венецианов показывал душевную привлекательность крестьян, утверждал в нем личность, отстаивая тем самым его человеческие права.
Едва только взглянув на полотно, он останавливается на светлом силуэте фигуры купеческой дочери, вырисовывающейся на общем приглушенном темном фоне помещения. Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей).
В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, позже Кореи, Японии). Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина. Это подчеркивается колористической взаимосвязью фигур жениха и невесты (светло-розовое пятно платья декоративно сочетается с зеленой окраской стены передней и темно-зеленого мундира ибо при внешней контрастности они составляют так называемые дополнительные по отношению друг к другу тона). Содержание ее раскрывается в ясных и выразительных формах.
Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в частности, такие его высказывания как «Воспроизведение жизни – общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его». На рубеже XIX—XX вв.
Взгляните только на «Бурлаков» г. Репина и вы тотчас же принужshyдены будете сознаться, что подобного сюжета никто еще не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видели. Это сатира на ту форму брака, которая была принята в «свете». В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано).
Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью 8212 эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. Добролюбова и Н. Г. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Эта картина продолжает критическую линию, определившую дарование Федотова.
Побудительным мотивом к ее созданию, как сообщает саем художник, было знакомство с картиной Франсуа Гране «Внутренний вид капуцинского монастыря в Риме», находящейся в Эрмитаже. Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок. Сговор переносит зрителя в праздничную обстановку. Заметно преобладание национальной российской сюжетики и особенно «больных» вопросов российской жизни. Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Картина написана чрезвычайно детально, с неослабным вниманием к каждому предмету. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников.
Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. Н. Г. Действующие лица на этом полотне живут в пространстве естественно и свободно. Со второй половины 50-х гг.
Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). Тени в картине прозрачны – это результат тонких наблюдений художника на натуре. Художник точно и бесхитростно следует натуре, он внимателен ко всем ее проявлениям.
к трагическому ощущению бесshyсмысленности существования, как в последней его картине «Анкор, еще анкор. » (1851 – 1852). Фигура попа, как олицетворение всего темного царства". Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции. В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851).
Не зная почти ничего о Шибанове, мы не можем, к сожалению, ответить на эти вопросы. Салонная живопись К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Выражение томного восторга написано на ее лице. Пименов), семьи (П. И, в то же время, картины такого рода часто упрекают в анекдотизме, мелочной описательности.
Курбе и Ж. Ф. В XVI-XVIII вв. Примитивная прямолинейность обиаруживает себя и в главе семьи. В 17 веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии).
Действующие лица на этом полотне живут в пространстве естественно и свободно. В 1868 году Перов создает одну из лучших своих картин – «Последний кабак у заставы» (Приложение 15), отличающуюся большой эмоциональностью художественного образа. Е. А. Федотов, говоря словами Белинского, обладал «вероным взглядом на жизнь» и этот взгляд открыто выражен во всех его произведениях. Произведения бытового жанра 60-80-х гг.
Основываясь на материалистической эстетике В. Г.