В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв.
Однако мнение это, конечно же, разделили не все. В Испании он был Модерниста в честь модернистского движения в Барселоне и его главного сторонника архитектора Антонио Гауди (1852-1926).
Будучи ещё совсем молодым человеком, он работал во Франции, у архитектора Ж. Дюбуйссона. Окна— прямоугольные, удлинённые вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна»— широкие, наподобие витрин. Обристпоказал гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена – линии, удачно названной критиками «ударом бича».
Вот таким образом ВХУТЕИН не смог удовлетворительно справиться с задачей воспитания советских художественных кадров. Представители этого стиля игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление предметов. Украшения, выполненные Фуке, действительно громоздки и несколько эклектичны, как, например, предназначенная для Сары Бернар, брошь для корсажа отягощенная гроздьями маленьких камешков неправильной формы. Среди преподавателей было много формалистов. Учрежден в Москве в 1926-27 на базе ВХУТЕМАСа. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Однако архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений. Первые произведения Арт Нуво появились в 1893 году при оформлении особняка Тасселя в Брюсселе Виктором Орта (1861-1947).
Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель. Les Vingt, как и большинство художественных сообществ по всей Европе и Америке, отметили ведущие теоретики 19-го, такие, как французский неоготический архитектор Эжен-эммануэль Виоллет-ле-Дюк (1814-1879) и британский арт-критик Джон Рескин (1819-1900). Здесь его называли по-разному: стиль Жюля верна, Le Style Mtro (после того, как Гектор Гимара сделал из железа и стекла входы в метро), Art belle Epoque и Искусство fin de sicle (конца века). «Дом Нового Искусства»), где показывались произведения традиционного искусства Китая, Японии, а также работы молодых парижских художников Анри Ван де Велде, Э. Галле, П. Боннара, Ф. Брэнгвина, Огюста Родена, Луиса Комфорта Тиффани, выполненные в «новом стиле», отчасти напоминающем восточный, Искусство Востока было одним из источников Ар Нуво. Впервые этот термин появился в 1881 г. на страницах журнала «Современное искусство» («LArt Moderne»), основанного в Брюсселе О. Маусом и Э. Пикаром.
(Или кто-то просто очень хотел его закрыть. ) В 1930 ВХУТЕИН был закрыт. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы. На графическом факультете ВХУТЕМАСа были отделения ксилографии, литографии, гравюры на металле, фотомеханики и наборно-печатное. Эти годы отмечены необычайной творческой активностью, смелыми новаторскими проектами в области дизайна, поисками новой художественной формы. Это не просто слова — с именем этой фирмы была связана в представлении людей такая массовая продукция, какой не было прежде. В особняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную «удар бича», которая стала образным выражением напряжённого духа времени того периода, а её изящество — образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн.
Стиль Арт-Нуво появился в начале 1890-х годов и быстро распространился в Европе и Америке. В 1898 г. Эктор Гимар создал свои знаменитые биоподобные решетки входов в парижское метро, а в Мюнхене в том же году -Август Энделль (August Endell) – фантастический декор фасада фотоателье «Эльвира». Именно эта линия стала впоследствии «визитной карточкой» «стиля модерн» в Европе. Его особенностью было и остается наличие композиционного центра интерьера.
Вторым после Парижа центром французского Ар Нуво стала школа Нанси во главе сЭмилем Галле (Emile Galle), Л. Мажореллем и братьями Даум. Благодаря модным журналам широкая публика имела возможность познакомиться с самыми последними ее тенденциями, рождавшимися в мире богемы и в модельных домах Парижа, которые, как и поэты того времени, создавали культ «инфернальной» женщины, капризной и томной, чувственной и экзотической. Действительно, спектр художественных тенденций перед началом первой Мировой Войны, в том числе в живописи и раннем дизайне, могут быть отнесены к легкой руке Ар Нуво.
Например The Studio впервые публикует линеарные символические рисунки Обри Бердслея (1872-1898), созданные как иллюстрации к произведению Оскара Уайльда Саломея (1894). Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.
С другой стороны его целью было выразить безусловное визуальное утверждение ар-нуво. Лестница, ведущая на второй этаж, потрясает изяществом изогнутых линий и напоминает хрупкость и красоту природы — травы и деревьев. В Германии это был Югендштиль (молодежный стиль с легкой руки популярного журнала Die Jugend). В 1895 г. антиквар из Гамбурга С. Бинг открыл в Париже магазин «Maison de LArt Nouveau» (франц.
Стиль ар-деко не всегда было принято обозначать как самостоятельный. ВХУТЕИН – Высший государственный художественно-технический институт. Это было первое архитектурное сооружение, выполненное в стиле Арт Нуво, а вслед за ним последовали декорации Обри Бердсли (1872-1898) к пьесе Оскара Уайльда "Саломея". В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов. 13 Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму.
Однако в программах и практике обучения ВХУТЕИНа еще сохранялись элементы формализма. Сервиз почти ручной работы, однако, бескомпромиссная экономия Хоффманна наделила изделие абсолютно прямыми гранями, выпуклыми крышечками и квадратными ручками.
Создание же определенного лица фирмы (архитектурный облик сооружений, шрифт реклам и т. п. ) было только одним из средств для достижения этой цели. С 1897 года Виктор Орта начал преподавание в этой академии, а в 1927 году он её возглавил. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Фирма поставляла восточную керамику и текстиль эстетствующей лондонской знати в 1870 году и производила в английской версии модерна серебряные изделия на основе так называемого Кельтского Возрождения Кимрик и Тутрик (серебро Арчибальда Нокса, 1864-1933). Почему. Стиль Ар Нуво исторически связан с Францией.
Декоративность контуров и плоскостного пятна культивировалась английскими прерафаэлитами, художниками круга У. Морриса – У. Крэйном, Э. Берн-Джонсом и, несколько позднее, А. Макмардо и участниками «Эстетического движения», возглавляемого Оскаром Уайлдом. Модерн прибегал к эклектике, включал в себя множество течений и стилевых направлений: неоромантизм— использовались элементы романского стиля, готики, ренессанса и других стилей Неоклассицизм Рационализм, направление с преобладанием более простых форм Иррационализм Кирпичный стиль, когда архитекторы отказывались от штукатурки и все декоративные детали здания делались из кирпича. Однако его чаще всего называют Арт Нуво после создания Зигфридом Бингом (1838-1905) галереи de LArt Nouveau ("Дом нового искусства") с магазинами и художественными мастерскими в Париже в декабре 1895 года. Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения, препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому принципу).
Далее он продолжил обучение в Брюсселе, в академии изящных искусств. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
В Бельгии он назывался Стиль Нуиль или Стиль куп де фйе. Виктор Орта выстроил знаменитый отель Тассель (Hotel Tassel, Brussels) в Брюсселе с металлическими конструкциями, стилизованными под извивающиеся стебли растений. Стиль модерн обратился также к элементам традиционного японского искусства (японизмы), которые заполонили западные рынки, в основном в виде ксилографических оттисков. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. И этот чайный сервиз является самым выдающимся примером геометрического направления. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв.
На первоначальном этапе в образном строе ювелирных украшений, так же как и в искусстве модерна в целом, яркое развитие получило флоральное направление (от французского слова floral — цветочный), которое в наибольшей степени отвечало художественным устремлениям того времени. Здание полностью отвечало запросам владельца и даже превосходило их. Высшие художественно-технические мастерские были открыты в Москве 29 ноября 1920 года. Павильон Union Centrale des Arts Dcoratifs (Объединения декоративно-пригладного искусства) отражал стремления к возрождению и модернизации декоративного искусства в качестве экономического стимула и выражения национальной самобытности.
Недаром многие считают его первым дизайнером в настоящем смысле этого слова. Независимо от них, французы Эдгар Дега, Поль Гоген и «понтавенцы», Эдуфрд Мане, Ж. -Л. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре1. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. С середины 1920-х годов он резко меняет направление своего творчества.
Хотя галерее приписывают популяризацию движения и связывают его с именем Бинга, стиль модерн достиг международной аудитории главным образом и посредством тиражной графики (издания Савой, La Plume, Jugend, Dekorative Kunst, Желтые страницы и The Studio). После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Состоял из основного (общеобразовательного) отделения и факультетов: архитектурного, скульптурного, живописного, полиграфического, деревоотделочного, металлообрабатывающего и текстильного. Нельзя сказать, что его произведения особенно выделялись в общем стиле модерн.
В России он назывался Стиль модерн. Эта продукция не имела прообразов, даже отдаленных.
К 1890-м годам мода перестала быть привилегией высших классов. ВХУТЕМАС, первоначально (до 1921 года) – Свободные художественные мастерские, основаные в 1918 в Москве на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища. Арт Нуво Бинг представил серию из шести интерьеров, вдохновленных искусством символистов. Работы других влиятельных художников-графиков, включая Альфонса Муху, Жюля Чере и Анри де Тулуз-Лотрека, чье яркое искусство плаката часто превозносит роль женщины, согласно принципу сообщества Бель-Эпок (belle poque society) – femme nouvelle (новая женщина, отвергающая традиционные идеалы женственности, семьи и подчинения). В 1926-1927 ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН. Отсюда выработалось кредо последователей Ар Нуво: искусство ради искусства.
В 1892-1893 гг. Он родился в Бельгии, в Генте, 6 января 1861 года. Он заменил перегородки хорошо выполненными металлическими конструкциями. Отсюда и противоречивые сочетания прогрессивных и классических форм в рамках одного стиля.
Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные6. В США – Стиль Тиффани в честь легендарного Favrile glass художника Луиса Комфорта Тиффани. Важнейшим событием в художественно-технической жизни того времени было приглашение Петера Беренса художественным директором Всеобщей электрической компании (АЭГ), монополизировавшей производство электрических ламп, электроприборов, электромоторов и т. п. на всем западном полушарии. Родоначальником модерна считается Англия— старейшая страна капитализма. Особняк Тасселя это воплощение богатой фантазии и художественного вкуса его создателя.
Комнаты особняка были просто залиты светом. Также Pavillon Bleu – ресторан рядом с Pont dIena у подножия Эйфелевой Башни работы Гюстава Бови (1858-1910).
Двери стиля модерн— прямоугольные, часто арочные. Его фантазия в отделке интерьера переходит границы архитектуры и стремится к свободе живописи. Удачные и не очень примеры смотрите ниже. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Виктор Орта радикально изменил пространство внутри здания, открыл его.
Роскошная мебель с инкрустацией позолоченными литыми вставками представлена ведущими краснодеревщиками Жорж-де-Фье (1868-1943), Луи Мажорелем (1859-1926), Эдуардом Колонна (1862-1948) и Эженом Гайар (1862-1933). 60).
Характерно и то, что Париж оказался готов к принятию этих пластических качеств, так как задолго до этого они формировались всей эволюцией европейского изобразительного искусства. Первой самостоятельной работой Виктора Орта стали три дома в родном городе Гента. Еще один крупный центр дислоцировался в Австрии и Венгрии, где назывался Сезессионстил.
Первая мировая Война вытеснила эту чувственность. Конструкции стиля— часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас).
П. Беренс пришел на должность «художественного директора» фирмы имея за плечами большой опыт строительства архитектурных сооружений, проектирования мебели, посуды, текстиля (рис. Потом появился ряд домов в Брюсселе, а также особняк Тасселя. Это своеобразное соединение Запада и Востока, символизма и декоративизма и было воспринято группой бельгийско-французских архитекторов-декораторов во главе с Анри Ван де Велде, Виктором Орта (Victor Horta) и Эктором Гимаром, создававших свои флореальные «биоподобные» формы (биоморфизм). Его истоки естественным образом трансформировались из стиля ар нуво.
В 1890-е годы во Франции даже амбициозные представители «высокого искусства» изменили свое отношение к творчеству ювелиров: их произведения начали допускать на выставки Национального общества изящных искусств, в Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства, устраивались персональные выставки художников-ювелиров их изделия стали публиковаться в журналах, закупаться музеями. Во Франции художника называли Мюша. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики2.
Создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и в частности языческой, дохристианской истории (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Термин «Ар Нуво» охотно использовали в отношении своего творчества тесно связанные с редакцией журнала художники Анри Ван де Велде, Виктор Орта, Э. Грассе, Эктор Гимар. И что же.
В 1895 г. X. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм. Форэн, А. де Тулуз-Лотрек и даже Винсент Ван Гог усваивали уроки японской гравюры. Его учителем был А. Бала.
Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха (Alfons Mucha). Это кредо послужило основой неповествовательных картин, например, Ноктюрнов Вислера. Впервые демонстрируются уникальные проекты, включая Porte Monumentale entrance – продуманная инженерная конструкция полихромного купола с электрической подсветкой, спроектированная Рене Бине (1866-1911). Различные мануфактуры и предприятия продемонстрировали образцы инновационного направления. В обеих работах художники акцентируют внимание на волнообразных линиях. П. Беренс, авторитетный и властный человек, очень последовательно проводил линию на подчинение разнообразной продукции одному им предложенному, принципу стилеобразования.
Можно рассмотреть вариант использования нескольких элементов другого стиля, модерн, с его уникальными плавными линиями, подойдёт как нельзя лучше. Дивизионист Жорж-Пьер Сёра, а вслед за ним М. Дени и художники группы «Наби», стали придавать символическое значение изогнутым линиям, «восходящим» и «нисходящим» музыкальным контурам. Они выступали за единство всех искусств, возражая против сегрегации между изобразительным искусством, живописью и скульптурой и декоративно-прикладным искусством. Широкую известность приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898).