Учащиеся получают распечатку с кратким описанием творчества знаменитых художников 17го века и иллюстративную подборку.
Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. Правда, в теоретических рассуждениях мастер более последователен, чем на практике. В данном факте снова сказываются черты общности в развитии отдельных художественных школ.
1630). В церкви Сайта Мария ин Валличелла в обрамлении позолоченной лепнины, покрывающей стены и своды, представлены Экстатически жестикулирующие святые, сцены чудес, летящие ангелы (1647—1651). Перелом наступает в 1642 году, когда умирает первая жена Рембрандта. Такова, например икона «строгановской» школы Прокопия Чирина «Никита – воин» (1583 год).
В культуре отчётливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Но некоторые из них заслуживают специального внимания.
Он являлся фактически ведущей фигурой в новом течении. Во главе неё был поставлен один из наиболее образованных людей того времени боярин Б. М. Противоречивость историко-художественного процесса и многосложность проблематики на данном этапе общественного развития явились причиной того, что в рассматриваемую эпоху сложились не одна, а две стилевые системы — барокко и классицизм, но, как мы увидим ниже и они не охватывали целиком все искусство 17 века.
В ней нет буйного, чувственного веселья его вакханалий. Вот таким образом общая картина развития искусства в этом столетии отличается особой сложностью. На протяжении 40-х годов конфликт расширяется и углубляется. Во Франции создается Академия живописи и скульптуры.
Истоки этого жанра восходят к венецианцу Якопо Бассано. Веласкеса в чем-то на два столетия опередила открытия импрессионистов. А так же его живопись был достаточно предметна в плане одежды и человеческого тела. 17 в. на почве академической живописи складывается стиль зрелого барокко.
С первых же шагов своего творчества Караваджо обращается к изображению бытовых сцен. В противоположность традиционной иконографии, трактующей эту тему как мистическое вознесение Марии на небо, Караваджо изобразил смерть простой женщины, оплакиваемой близкими людьми. Часть картин была выполнена в официальном стиле, а другая часть – в западноевропейском. Характерно, что все крупнейшие художники 17 в. в той или иной степени отдали дань караваджизму. Все его творчество можно назвать искусством портрета.
Ощущению жизненности и непосредственности натуры способствует трехчетвертной поворот, наклон головы, сама живописная манера — подвижный, легко скользящий по холсту мазок. Лиризм в сочетании с композиционной построенностью позволяет Лоррену с большой поэтической силой воспевать,, блаженный покой аркадских сцен фантастической страны (Рейнольдс). Это важный шаг на пути развития реалистического метода.
Жанрово-реалистические искания получили наиболее отчетливое выражение в творчестве Доменико Фетти (1589—1623), работавшего в Риме, Мантуе (с 1613 г. ), где он сменил в роли придворного живописца Рубенса и в Венеции (с 1622 г. ). Что касаемо голландской живописи, то в ее расцвете пробладают идеи реализма. Большое влияние вносит Итальянское искусство. Большую роль начинает играть в них окружающая среда, бытовой интерьер и натюрморт (Караваджо принадлежит один из первых натюрмортов в европейском искусстве).
Уроженец маленького ломбардского городка Караваджо, сын местного архитектора, он еще мальчиком (1584—1588) прошел обучение в мастерской незначительного миланского маньериста Симоне Петерцано. Великий пейзажист Сальватор Роза, Алессандро Маньяско, Джованни Серодине, Доменико Фетти – вот далеко неполный список последователей Караваджо. Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1610) является крупнейшим мастером реалистического искусства 17- го века. «Строгановская» икона – небольшая по размеру, не столько моленный образ, сколько драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства.
Сенекой, Горацием, знал шесть языков, включая латынь. Но зачастую в его картинах, особенно тех, что написаны после переезда в Англию (1626), сильны тенденции к манерной идеализации образов. Эрмитаж) имеет важное значение. Это означает, что «мифологизация» темы даже в рамках внестилевой линии в искусстве 17 в. была одним из необходимых средств для достижения той высокой степени художественного обобщения, которая свойственна лучшим произведениям искусства того времени. Такое определение не является вполне точным.
В строгой перспективной построенности и композиционной упорядоченности нельзя не почувствовать великие традиция итальянских зодчих и живописцев эпохи Возрождения. Три года, проведенные в Риме (1621—1623), были самыми плодотворными в его деятельности. Создается новый алтарный тип картины, например, «Мадонна, являющаяся святому Луке». Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-е гг. ) – это искусство праздничное, яркое, торжественное. В отличие от выше названных росписей Ростова, росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1681, главные мастера Г. Кинешемцев, С. Савин) и Иоанна Предтечи (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) насыщены активностью.
На темном фоне некрасивое лицо герцога предстает во всей своей значительности. Значение этого мастера не ограничивается рамками одной страны. Формы этой борьбы были чрезвычайно многообразны. Грязные пятки блудного сына, торчащие на переднем плане, живо напоминают приемы Караваджо. Период успеха и благополучия длился недолго.
Пейзаж в картинах Фетти (например, «Товий исцеляющий отца», начало 1620-х гг. Опыты Караваджо на раннем этапе творчества – один из источников развития бытовой жанровой живописи в искусстве 17 века, например картина «Гадалка». 1626, Лувр), Джентилески рисуется весьма незаурядным мастером.
В молодости Гверчино испытал сильнейшее влияние Караваджо. Для широкой пропаганды своих идей Карраччи основали в Болонье в 1585 г. так называемую «Академию направленных на истинный путь» («Academia degli Incamminati»), явившуюся прообразом позднейших художественных академий. Творчество Караваджо является наиболее ярким воплощением реалистических тенденций, так как он впервые в итальянской живописи стал необычайно реалистично трактовать библейские и евангельские сюжеты и изображать фигуры и предметы, что шокировало публику (изображение босоногих апостолов, фруктов с гнильцой). Пусть и в меньшей мере, но то же самое можно сказать о Л. Альберти, Ф. Брунеллески. Теперь такие масштабные фигуры становятся редкостью.
Алтарный образ Гверчино «Погребение и взятие на небо св. Рубенс не был ученым и изобретателем, но разбирался в проблемах астрономии и археологии, проявлял интерес к часам без механизма, к идее вечного движения, следил за новинками в философии, понимал толк в политике и активно участвовал в ней. Его жизнь вступает в полосу внешнего благополучия. У Рубенса было много учеников.
Достижения Рейсдаля были по-настоящему оценены лишь в ХIХ веке и продолжены барбизонцами. Иное положение мы наблюдаем в 17 веке. Творческое воображение Строцци не отличается богатством или поэтической тонкостью. На передний план стал выходить реальный мир с реальными судьбами и процессами.
В 1580—1590-е гг.
Одна стрела должна была попасть в дерево, другая – в ленту, а третья – в парящую птицу. К середине столетия техника письма «строгановских» мастеров с миниатюрных произведений переходит на крупные.
Религиозный сюжет служит ему лишь предлогом для нагромождения живописных анималистических натюрмортов, для изображения в одной картине всевозможных животных («Изгнание торгующих из храма», Лувр «Ной, созывающий зверей» в Дрездене и Генуе). Бассано, Тинторетто, Веронезе) и воспринявшего нечто от капризной произвольности графики маньеристов (Пармиджанино, Белланж), заметно отличается от холодной и сухой манеры римских художников.
В этой сложной и противоречивой обстановке складывается неповторимый живописный стиль Эль Греко. Еще извивается тело издыхающего дракона, бьются крылья Пегаса, волнуются складки одежды героя. Он работал в Италии, Фландрии, Франции.
Это Балансная школа (братья Караччи) и караваджизм Микеланджело Меризи да Караваджо. Черты классицизма полнее сказываются в творчестве другого представителя болонского академизма — Доменико Цампьери, прозванного Доменикино (1581 — 1641) недаром он был учителем и любимым мастером Пуссена.
Непосредственно известные личности голландской живописи: Франс Хальс, Рембрандт Харменс ван Рейн, Ян ван Гойен, Паулус Поттер, Альберт Кейп, Ян Порселлис, Герард Доу, Герард Терборх, Ян Вермеер Делъфтский, Адриан ван Остаде, Филипс Воуверман. Поэзии стал достоин реальный человек, а не только божественный или святой. Такова картина «Блудный сын» (между 1639 и 1649 гг. В пустой почти комнате молодая женщина, молча, склонилась в поиске монеты.
Зодчество Франции XVII века имеет ряд характерных признаков, определивших его стиль. В его портретах представители провинциальной знати изображены в окружении аллегорических фигур, всякого рода «Слав» и «Добродетелей», невольно вызывая в памяти композиции барочных надгробий.
Для своих картин он выбирает простонародный типаж, решая религиозную тематику в чисто жанровом плане («Товий исцеляющий отца», ок.
Изменения также затронули и иконопись. Там, в среде приезжих голландских художников, зародилось целое течение жанровой живописи, представители которого назывались «бамбоччанти» по имени работавшего в Риме (с 1625 по 1639) гарлемского художника Питера ван Лара, прозванного в Италии Бамбоччо. Многие его работы находятся в как бы зависимости от академического искусства. Локальный колорит, плоская барельефность и ясная уравновешенность композиции «Авроры» говорят о зарождении элементов классицизма в русле академического направления.
Обрёл новую форму светский жанр – портрет.
Следовательно, борьба прогрессивных и консервативных тенденций протекала также внутри того лагеря художников, который образуют сторонники этого метода (так же как это происходило в искусстве барокко и классицизма). Его произведения также наполнены бурным динамизмом. Но в отличие от голландской живописи этой поры, фламандская (страна Фландрия, а искусство Фландрии принято называть фламандским. ) живопись в бльшей степени отвечала интересам высшей аристократии, которая в этой части Нидерландов после поражения в ней буржуазной революции имела очень большой вес.
И все же Италия не стала той почвой, на которой выросло мощное искусство Рубенса. Пуссен и здесь старается предельно ясно выражать свои мысли в картинах. Родился в Лейдене в семье зажиточного владельца мельницы. 1629— 1633) и алтарные картины («Видение св. В многочисленных композициях, портретах и в авто портретах Рембрандт изучает возможности выразительных средств живописи (в особенности светотень) в передаче различных состояний человече свого лица, мимики и характера.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) родился в немецком городе Зигене, куда эмигрировала семья Рубенсов во время острых политеческих событий во Фландрии. Однако его фламандский темперамент далеко не все принял от великих итальянцев. Если на предшествующих этапах развития искусства стиль мог существовать благодаря своей стабильности и отточенности на протяжении чрезвычайно длительного времени, то теперь, в пределах одного столетия, рождаются и сосуществуют несколько стилей. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
Наряду с Рибера можно обозначить фигуру Франсиско Сурбарана. Так рассказывает биограф (Беллори) о написанной Караваджо «Гадалке» (ок. Многие его произведения находятся в прямой зависимости от академического искусства. Здесь сосредоточились лучшие художественные силы.
Таким образом, общей тенденцией развития русской живописи 17 века является ее «обмирщение». Самым талантливым из них был Лун Ленен (1593-1648), героями картин которого стали простые крестьяне. В целом эволюция искусства 17 столетия делится на несколько основных Этапов.
Постепенно происходит дифференциация жанров у художников. Характерен рукописный фолиант «Титулярники», созданный в 1670-х годах, с многочисленными изображениями царей и князей XVI-XVII веков. 1600—1665).
Они считали его произведения грубыми, лишенными возвышенной идеи изящества, а самого художника называли «разрушителем искусства». В фреске «Аллегория божественного провидения» (1633—1639) в палаццо Барберини потоки человеческих фигур распространяются во все стороны за пределы плафона, соединяясь с другими частями декоративной росписи зала. Все становилось более светским и жизнеподобным.
Кроме здания Большого дворца Жюль-Ардуэн Мансар создал удивительный по строгости и красоте пропорций Большой Трианон, в композиции фасада которого обращают на себя внимание сдвоенные колонны ионического ордера и мотив французского окна-двери с мелкой расстекловкой переплёта рамы, принято называть порфенэтр. Так, например, складываясь вне рамок стиля, новая система лишается его ценнейшего качества — синтетической подосновы, возможности образного слияния всех видов пластических искусств в единый художественный ансамбль. По-настоящего его искусство было открыто лишь в начале XIX века, в эпоху романтизма. Античная мифология, которую прекрасно знал и любил Рубенс, привлекала его с ранних лет. Грязные пятки коленопреклоненного блудного сына изображенные прямо на переднем плане, очень напоминают приемы Караваджо. В то же время жанровые картины мастера (Крестьянский, Кермесса и др. ) приобретают почти монументальный характер, столь высока степень художественного обобщения, сближающего их с мифологическими сюжетами.
Это можно проследить по иконам «строгановской школы». 1616), а около 1619 г. появился в Италии. Так назывались портреты – искажённое слово персона. Другие испанские художники: Бартоломее Эстебан Мурильо, Вальдес Леаль. В данном случае показательно творчество Трухменского.
Но наряду с ними в искусстве этих стран можно обнаружить черты взаимной общности, позволяющие говорить о 17 столетии как об определенном целостном этапе в истории западноевропейского искусства. Эти мастера-жанристы, среди которых большинство составляли голландцы, но встречались и итальянцы (Микеланджело Черквоцци, 1602—1660 Вивиано Кодацци, 1611—1672), в своих маленьких картинах изображали непритязательные уличные сценки, быт городской и деревенской бедноты. Фото картины Доменикино «Охота Дианы» Художник изобразил на картине состязание нимф по меткости в стрельбе, как это было описано в «Энеиде» древнеримским поэтом Вергилием. Но архитекторы классицизма применяют для этого иные средства.
Несмотря на тягу к подробностям и остродинамичным решениям композиций (например «Битва Гедеона»), преобладают черты монументальной живописи. И есть еще одна особенность искусства XVII века, которую не знали предшествующие эпохи — одновременное развитие искусства сразу в нескольких странах, отсутствие национальной замкнутости, усиление по сравнению с прошлым того, что на современном языке принято называть культурными контактами (общение между художниками разных стран, обучение и поездки в другие страны и т. д. ). Изображению человека он тоже уделяет большое внимание. нет патетики и т. д. В 1602 году художник возвращается в Антверпен и сразу получает признание у себя на родине. В картине,, Бобовый король художник изображает традиционный праздник, справлявшейся в день поклонения королей Христу.
Очень сильное влияние римских работ Караваджо испытали два других утрехтских мастера — Хендрик Тербрюгген (в Риме с 1604 по 1614) и уже упоминавшийся Хонтхорст (в Риме с 1610 по 1621). Некоторые работы: Селена и Эндимион, Вдохновение поэта, Аркадские пастухи, Царство Флоры. Рембрандт является одним из крупнейших художников прошлого. Основная идея часто теряется среди второстепенных деталей, которым отдается предпочтение.
Жесты его героев неспешны иногда они как бы застывают в величавом покое. Лючии» (1608 Сиракузы, церковь Санта Лючия), в «Воскрешении Лазаря» (1609 Мессина, Национальный музей) художник отказывается от всякой сколько-нибудь нарочитой построенности. Вера в силу благородных чувств, в неисчерпаемые духовные возможности чело века отразилась в произведениях Пуссена этого периода. Появляются первые «Титулярники», в которых изображены портреты иностранных и русских государей. Подобная художественная организация не была новостью.
Трагическая тема «Положение во гроб» решена мастером с большой силой и благородной сдержанностью. Влияние Караваджо на последующее развитие европейской живописи огромно.
Самым значительным итальянским живописцем этого времени был Микеланджело Караваджо (1573 — 1610), которого можно причислить к крупнейшим мастерам XVII века. Он писал как на тему библейских сюжетов, так и события соврененности. Из его учеников и соратников наиболее известные Гвидо Рени и Доменикино. Покинув Италию, Эль Греко отправился в Мадрид.
Здесь более всего сказалась преемственная связь с идеями болонского академизма и выработанными им формами «большого стиля». Искусство представителей этой третьей из главных художественных систем в живописи 17 столетия в научной литературе нередко обозначается термином «реализм» и в качестве такового противопоставляется барокко и классицизму. Но в эту же эпоху в Италии воздвигались многочисленные светские сооружения, представляющие важный этап в развитии мировой архитектуры.
Этот аспект даже в какой-то мере лишает эсхатологические сцены ощущения драматической напряженности. А. С. Пушкина «Нахождение Кира», Генуя). В тесной связи с точными и естественными науками развивалась и философия. Художники пробуют, экспериментируют. Как всегда, Хальс использует все богатство фактурных приемов. На маленьком стульчике сидит скорбящая девушка.
Его «Портрет музыканта» (Дрезден, Картинная галлерея) скорбной проникновенностью образа решительно выделяется на фоне всех официальных произведений мастера. Ограниченный и наивный в его первых работах, реализм Караваджо обретает в его последних холстах замечательную художественную и духовную зрелость. В их работах отражались существовавшие противоречивые тенденции живописи. Задачу обновления живописи взяли на себя болонские художники Лодовико Карраччи (1555—1619) и его двоюродные братья Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) Карраччи.
Лукой», 1592, Лувр). В Италии появляются две школы, протестующие против маньеризма (стиль это характеризуется утратой гармонии между природой и самим человеком, духовным и телесным). Иллюзионистическими средствами Гверчино добивается необычайной зрительной убедительности, того эффекта обманчивого «правдоподобия», которым так увлекались все монументалисты 17 века. Родом из Лотарингии (по-французски — Лоррень, что и дало ему прозвище), он тоже почти всю жизнь провел в Италия.
Наиболее известные работы: Апостол Матфей и ангел, Гадалка, Призвание апостола Матфея, Положение во гроб. В них показаны резкие контрасты света и тени, а также реалистично, как не было принято в ту пору, переданы фигуры главных действующих лиц (апостол Матфей с ангелом написан босым, лысоватым пожилым мужчиной). От его жанровых и религиозных композиций все более вест духом демократизма («Святое семейство», Эрмитаж). А. С. Пушкина — обе ок. Караваджо понимает «натуру» как объект непосредственного отображения в искусстве.
Превосходный рисовальщик, он чувствовал себя в рисунке свободнее от созданных им самим условных художественных канонов: недаром с его именем связано возобновление (после Леонардо да Винчи) такого жанра, как карикатура. Что касается изобразительного искусства, то репрезентативные качества барокко в большей степени соответствовали требованиям абсолютизма и не случайно, что барочная линия сохраняла свое значение во Франции преимущественно в монументально-декоративной живописи (Лебрен) и в парадном портрете (Риго и Ларжильер). 1712) или маленькие мифологические картины, несколько напоминающие работы Альбани («Амуры, обезоруженные нимфами», ГМИИ им. Позднее эти тенденции усиливаются.
Хитрово. Однако кисть художника облагораживает все тончайшим плетением живописной ткани. Уже в конце 16 века в русской иконописи стали проявляться черты светского искусства. Король, однако, не сумел по достоинству оценить дарования молодого художника, которому суждено было прославить испанскую живопись. В науке и культуре господствовали в то время два кумира — разум и природа.
Мы можем отметить и его прочную связь с национальной традицией в искусстве Франции, вспомнив рациональную конструктивность французской готики, гармоничность и уравновешенность ренессансной пластики (Гужон), живопись Фуке, выделяющуюся среди произведений его современников ясностью и спокойствием. Темный фон благодаря горячим красноватым пятнам приобретает глубину и воздушность. В картине Караваджо «Успение Марии» в первую очередь обращают на себя внимание апостолы, убитые горем и собравшиеся вкруг умершей Божьей Матери. Особенным успехом пользовалась его контрастная сумрачная светотень.
Однако за грубое оскорбление одного из руководителей ордена Караваджо был брошен в тюрьму, бежал из нее и некоторое время работал в городах Сицилии и снова в Неаполе (1608—1609). Самые главные направления – это барокко и классцизм. В это время строятся известные сооружения такие как (Версальский дворец, восточный фасад Лувра), разбиваются регулярные парки (Версальский парк) интерьеры дворцов и территории парков украшаются скульптурой дворцовые залы и галереи декорируются монументальной живописью на мифологические темы.
В надежде на прощение папы он отправился морем в Рим. Уделял большое внимание человеческому образу, лицу, на фон же обращал меньше внимания.
Роспись церкви Троицы в Никитниках является важным этапом в русской живописи 17 века. Язык тел (выражение самого художника) здесь предельно красноречив: в напряженную неподвижность фигур Танкреда и Вафрина патетической нотой вторгается резкое движение Эрминии.
Веласкес никому не льстил, никогда не приукрашивал и не идеализировал своих героев. С 1621 г. он жил в Венеции, где сблизился с Фетти. Будучи резко отличны друг от друга в своих наиболее «чистых» выражениях, барокко и классицизм в других своих формах нередко сближаются, образуя в отдельных произведениях своеобразный сплав. В барочных культовых постройках — церквах и монастырях — все богатейшие возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства использованы для того, чтобы поразить воображение зрителя, заставить его проникнуться религиозным чувством, склониться перед авторитетом церкви.
Маньяско, с одной стороны, тяготеет к эмоционально субъективному осмыслению пейзажа, а с другой – к изображению пейзажа как декоративного панно («Светская компания в саду» Генуя, палаццо Бьянко). Под стать ему изрядно подвыпившие, восторженно приветствующие его домочадцы. Быть может, с наибольшей отчетливостью это проявилось в портретах. Ранее эта картина называлась,, Падение Амана.
Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. В качестве одной из причин такой датировки выдвигалось заметное здесь влияние фламандцев. Другие же свидетельствуют об увлеченности караваджизмом. Рубенс нарушает все это в пользу движения.
Было модно привозить в подарок царю картины с изображением монархов. В его «Распятии Петра» нет ничего героического. Большинство итальянских караваджистов—художники, жившие отблеском славы великого мастера. Напротив, здесь встречается множество переходных форм, а примеры своеобразного слияния признаков различных систем — даже при преобладании одной из них — можно видеть в творчестве многих мастеров (у Караваджо в Италии, Риберы в Испании, Рубенса и Иорданса во Фландрии, не считая большого числа живописцев менее значительных). «Успение Марии» дается как правдивая жизненная драма. Лишь те картины, в которых большое место отводится пейзажу, не лишены поэтической свежести и оригинальности, например «Охота Дианы» (1618 Рим, галлерея Боргезе) или «Последнее причащение св.
При всей своей эмоциональности пейзажи Маньяско далеки от реальной природы. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. В его работах, как было принято в классицистическом пейзаже, существуют и сюжеты (чаще библейские иногда античные), но значение маленьких фигурок людей, написанных, кстати, не Лорреном, а итальянцем Филиппо Лаури, не выходит за пределы стаффажа. Иосиф Владимиров в своем труде «Трактат об искусстве» дает обоснование законности существования светской живописи и поддерживает развитие портретного жанра в живописи, а Симон Ушаков определяет живопись как зеркало, которое должно правдиво отражать реальный мир и облик человека.
Эмоциональный ключ этого пейзажа Гварди (как и парного к нему в том же музее) — любовь к своему родному городу, прекрасной Венеции. Оформление рукописных книг религиозного содержания «обмирщалось». Художник изобразил себя с карандашом в руке, его голова небрежно повязана платком. Работал Эль Греко много и упорно, с какой-то неистовой одержимостью. Ириной, подобравшей его тело и промывшей раны, нанесенные стрелами римских лучников. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх», «Мальчик с фруктами», «Вакх», «Гадалка», «Лютнист», он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи.
Не говоря уже о появлении многочисленных последователей итальянского мастера во многих странах Западной Европы, почти все крупнейшие художники 17 столетия на раннем этапе своего творческого пути в той или иной форме пережили увлечение его искусством. Тем самым художник положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа. Скупыми живописными средствами художник сумел создать тонкий психологический образ.
Задача монументальной выразительности образа по-иному решается Караваджо в двух картинах из жизни апостолов Петра и Павла в церкви Санта Мария дель Пополо. Так, например, памятники романского стиля подчас соседствовали с готическими или готические с ренессансными, но в этом случае один из стилей переживал стадию угасания, а другой еще только формировался, то есть происходил процесс естественной исторической смены одного стиля другим. Среди работ Фетти особняком стоит прекрасный портрет актера Габриэли (начало 1620-х гг.
Ранние и поздние произведения мастера теснее связаны с академизмом. Что бы Маньяско ни изображал: мрачные пейзажи или вакханалии, монастырские покои или застенки, религиозные чудеса или жанровые сцены — на всем лежит печать болезненной экспрессии, глубокого пессимизма и гротескной фантастики. Лишь патетический жест вскинутых рук Магдалины нарушает скорбное безмолвие группы. В Венеции работал и Ян Лисе (ок. Терборх — великолепный мастер сюжетного построения.
Но он сознательно отказался от карьеры придворного и выбрал для себя путь живописца. Он родился на Крите и был греком по происхождению (отсюда его прозвище). Представителями того времени были Никола Пуссен (он считался основателем классицизма во Франции), Эсташ Лесюер, Филипп де Шампань.
От «героического» пейзажа академистов его отличают черты интимности и поэтичности, которые позднее развились в так называемом романтическом пейзаже. Классицизм стал стилем французской монархии преимущественно в архитектуре. Гверчино — один из самых блестящих рисовальщиков своей эпохи. Тесно связанный с искусством болонцев, Ланфранко в своей росписи «Вознесение Марии» в куполе церкви Сант Андреа делла Балле (1625—1628) дает решение, отличное от декоративной системы росписей академистов. Молодой Рубенс получил блестящее по своему времени гуманитарное образование.
Образы своих пасторалей Кастильоне повторял в мастерски выполненных офортах, рисунках и монотипиях (он был изобретателем техники монотипии). В ХVII веке огромное значение приобретает проблема художественного стиля. Основной темой искусства стал именно человек. Это было не просто непонимание или неприятие новаторства и необычности искусства Рембрандта, суть конфликта заключалась во внутренней органической несовместимости гуманизма художника с самодовольством и духовной ограниченностью буржуазного общества.
Первое народное ополчение. Булат Окуджава. Как и Фетти, Строцци испытал благотворное влияние Караваджо, Рубенса и венецианцев. Живописная манера Пуссена отличается тщательностью, гладкостью, сухостью.
Об этом же свидетельствуют такие его картины, как «Апостол Павел в темнице», «Христос в Эммаусе» и др., где на первый план выходят психологические переживания, размышления о смысле жизни и бытия. В них без труда угадываются очень характерные испанские народные типы.
Новое веяние широко захватило многих живописцев, зачастую никогда не бывавших в Италии. Эта подчеркнутая предметность, натюрмортность присуща большинству его ранних картин.
Эскизы знамён тоже принадлежат С. Ушакову. Композиционному построению своих работ Пуссен придавал первостепенное значение. При Оружейной палате состоял целый цех «знаменщиков», то есть рисовальщиков, которые создавали рисунки для икон, церковных хоругвий, полковых знамён, шитья, ювелирных изделий. Эти росписи погибли вместе с дворцом. Это направление также представлено талантливыми мастерами, среди которрых Кондратий и Гаврила Ивановы, Григорий Благушин, Леонтий Бунин, Василий Корень, Афанасий Трухменский.
Здесь все характерно для его темпераментной, субъективной манеры — преувеличенно вытянутые фигуры монахов в белых одеждах их подчеркнуто экспрессивные позы и жесты, пейзаж с полуразрушенной аркадой и беспокойным, призрачно освещенным небом. Его творческий диапазон был необычайно широк. Особенно характерны его пейзажи с фигурами солдат или бандитов («Трубящий солдат», Рим, галлерея Дориа-Памфили «Солдаты играющие в кости», ГМИИ им. Не малую роль во французской живописи сыграл Шарль Лебрен.
Луи Ленен (1598 —1648) умел, как никто другой, сообщать своим скромным крестьянским жанрам значительность, серьезность и подлинную монументальность. 1600—1660), работавшего в Виченце. Луки, созданная в 1593 г. известным маньеристом Федериго Цуккари.
В глубокой задумчивости стоит у изголовья Марии молодой Иоанн. Жирными пастозными мазками лепит он лицо, достигая необычайной рельефности.
В распространенном христианском сюжете — мученичестве св. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма.
Искусство стенописи предназначено теперь на более широкий круг зрителей. Самым значительным из них был огромный плафон римской церкви Сант Иньяцио (1691—1694). Однако оба мастера представляют интерес прежде всего как портретисты.
Но архитектура в то же время призвана обслуживать все общество в целом например, культовые сооружения предназначены для самых широких кругов, для представителей всех классов общества. 17 век был также временем подъема различных видов искусства. Соответственно этому формируется система художественных жанров. Подобная манера рисования, в противовес более тщательным штудиям с натуры, сделалась вскоре типичной для большинства итальянских мастеров 17 в. и была особенно популярной у художников барочного направления. Мастера не уделяют внимания стройности силуэтов изысканности линий.
1635 Эрмитаж). Картина написана молодым Риберой в Неаполе, где он прожил до конца жизни. Почти одновременно с «Рынком» Креспи пишет «Избиение младенцев» (Уффици), напоминающее своей нервозной драматичностью работы Маньяско. С именем неаполитанца Сальватора Роза (1615—1673) обычно связывают представление о так называемом романтическом пейзаже и вообще о своеобразном «романтическом» направлении в живописи 17 века. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином.
Его титульный лист «Истории о Варлааме и Иоасафе», выполненный по рисунку Симона Ушакова, свидетельствует о свободном владении техникой резьбы по меди. Пропорции ее фигуры далеки от классического совершенства. Жена его заснула прямо за столом. Сквозь иллюзионистический прорыв свода этот свет льется в интерьер церкви. В начале 30-х годов Рембрандт переезжает в Амстердам. Получив гуманитарное образование в латинской школе в Антверпене, зная много иностранных языков, он был ещё и дипломатом, которого принимали при всех дворах Европы.
Рубенс писал картины на мифологические сюжеты, библейские, портреты. Он не боится вводить в свою живопись даже черную и белую краску. В качестве одного из главных завоеваний искусства 17 в. должно быть отмечено обращение художников к жизни народа. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. Однако Гверчино так и не стал последовательным сторонником Караваджо.
Нужно, однако, отметить, что в 17 в. роль этих стилей не была вполне равноценной. У Йорданса им становится отец семейства, почтенный, но безудержно веселый старик. Многие миниатюры являются хорошо скомпонованными жанровыми композициями. Также следует отметить типичные для этого времени Сийское евангелие (1693, Библиотека Академии наук), «Лекарство душевное» (1670, Государственная Оружейная палата), в которых множество бытовых подробностей. Все эти детали оттесняют религиозную идею иконы на второй план.
Портрет предельно сдержан по цвету. Здесь он пытался обосноваться при дворе Филиппа II.
Канонические «лики» отошли на второй план и уступили место житейским отношениям и личности в целом. Но самым интересным мастером среди римских караваджистов был Джованни Серодине (1600—1630).
Одним из значимых художников того времени был Хосе Рибера. Особенно изыскано в этом отношении икона 20-30-х годов XVII века «Иоанн Предтеча в пустыне». Картина кажется согретой мягким лиризмом. С именем Сальватора Роза из Неаполя (1615—1673) часто связывают представления о так называемых романтических пейзажах и вообще о характерном «романтическом» направлении в живописи 17 – го века. Живописное творчество Сальватора Роза очень неровное и противоречивое.
Примером могут служить иконы «Иоанн в пустыне» (1620-1630-е гг. ) или «Благовещение с акафистом» (1659, авторы Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Симон Ушаков). Всем этим объясняются противоречивые черты в архитектуре барокко. Параллельно этому процессу на рубеже 16 и 17 вв.
Фото картины Джованни Серодине «Христос, проповедующий в храме»В картине «Христос, проповедующий в храме» резкий свет выявляет выразительную палитру Серодине, в которой преобладают коричневатые и красноватые тона. Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. Однако благодаря сложной системе рефлексов, умению достигнуть цветовой гармонии или, напротив, резкого цветового диссонанса, Эль Греко заставляет свои полотна буквально светиться и, если прибегнуть к евангельскому выражению, говорить языками человеческими и ангельскими.
Один из критиков того времени назвал их художниками «раскрытого окна». Сам Фетти проявил себя превосходным колористом. Тем не менее, в его работе «Спас Нерукотворный» заметно стремление к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. Он был близок к гуманистам, увлекался классиками Античности – Плутархом. Во-первых, столь широкое понятие, как реализм, сводится тем самым только к наименованию одного из художественных явлений эпохи, как бы приравниваясь к терминам «барокко» и «классицизм».
Вот таким образом, в отличие от искусства Высокого Ренессанса, в котором обычно давался обобщенный, «внеклассовый» образ человека, для искусства 17 в. характерна отчетливая социальная окраска образов. Сама по себе новая форма художественного отражения действительности не возникла внезапно — она подготовлена предшествующими этапами истории искусства, где в ряде случаев (в особенности это относится к искусству позднего Возрождения) можно видеть те или иные ее отдельные проявления. Первым представителем зрелого барокко был Джованни Ланфранко (1582—1647), уроженец Пармы, ученик Агостино и Аннибале Карраччи. Интересны женская и мужская аллегорические фигуры «Мир» и «Брань»: они трактованы вполне реалистически, так же как и архитектурное обрамление листа.
Художник любуется лукавой кухаркой, видом битой дичи и утвари. Подобная «мифологизация» темы присуща творчеству многих живописцев, начиная с такого смелого реформатора, как Караваджо и кончая одним из величайших мастеров эпохи — Рембрандтом, в сюжетных композициях которого главенствуют образы библейско-мифологического характера. Заслуга «строгановских» мастеров в том-то, что они впервые в истории древнерусской живописи открыли красоту и поэтичность пейзажа.
Терезы» Бернини. Однако на рубеже XVI и XVII веков здесь появляется такая значительная фигура, как Эль Греко (Доменико Теотокопули 1541—1614), первый подлинно великий художник Испании. Его картины исполненные с подлинным живописным блеском открытыми и торопливыми мазками, свободно разбросанными по холсту, подготовляют почву для Маньяско и венецианцев 18 века. Сходное место в итальянской живописи 17 в. занимает генуэзец Бернардо Строцци (1581—1644), с 1630 г. переселившийся в Венецию.
Больше всего он любил саму человеческую жизнь. К середине XVII века достигает расцвета голландская пейзажная живопись. Другой вариант однофигурной жанровой композиции Строцци представляет дрезденская «Музыкантша». краеведческий музей, город Истра). Искусство Испании, как я вся испанская культура, отличалось большим своеобразием.
Эстетические вкусы запада постепенно начали перетекать и в Россию. они совместно украшают фресками ряд дворцов Болоньи. Очутившись в Неаполе, он оттуда в поисках работы переправился на Мальту, где, пробыв год (1607—1608), был принят в члены ордена благодаря покровительству гроссмейстера, портрет которого он написал. Центральной фигурой испанской живописи 17 века является Диего де Сильва Веласкес. Портрет старушки из собрания Музея изобразительных искусств, выполненный Рембрандтом в поздний период творчества, принадлежит к самым,, успокоенным и умиротворенным образам его стариков. Речь идет именно о своеобразной мифологической оболочке ибо трактовка образов при этом может отличаться глубокой правдивостью и жизненной полнотой, порожденными в первую очередь впечатлениями реального бытия.
В частности, его знаменитая «Даная» выглядит весьма чувственной и плотской, но не до такой степени, как это исполнил бы Рубенс. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы.
От Караваджо он явно позаимствовал свою сочную светотень и склонность к реалистическому типажу под влиянием караваджистского «тенеброзо» выработал он и свой колорит с его тяготением к монохромным серебристо-серым и золотистокоричневым тонам. По-особому ярко они проявляются в полотнах «Портрет старика в красном», «Портрет старушки».
Из всего этого, однако, не следует, что Караваджо слепо копировал натуру. Изобразительное искусство барокко не может быть понято вне его связи с зодчеством.
Люди составляют лишь частицу этой стихии, растворяются в ней. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Живописное творчество Роза очень неровно и противоречиво. Вокруг датировки этого маленького шедевра Ватто (1684— 1721) среди исследователей было много споров.
Позднее на французскую живопись оказывает влияние караваджизм. Фото картины Сальватора Роза «Блудный сын»Романтическое описание пейзажа и жанровых сценок в творчестве Роза было как бы оппозицией официальной барочно-академической живописи. Творческая деятельность братьев Карраччи привлекала к ним в Болонье и в Риме молодых художников, продолжавших идеи Карраччи в монументально-декоративной и пейзажной живописи. Композиции барочных полотен пронизаны повышенной динамикой. Караваджо «Гадалка»Однако в живописи на традиционные сюжеты Караваджо остается верен себе – он «перевел» Священную Историю на народный язык.
Он делал упор на религиозную тематику. Композиция картины очень жизненна и непринужденна. В них проявился и неудержимый фламандский темперамент художника, склонного к драматизации, ярко выраженной во внешнем действии, в позах и жестах, в подчеркнутой динамике композиций, в резких светотеневых контрастах и звучных цветовых аккордах.
Стиль французской архитектуры середины и второй половины XVII века можно определить как классицизирующее барокко или же классицизм XVII века (в противоположность классицизму XVIII века). Он культивирует тип свободного эскизного рисунка. Такова, например, картина «Блудный сын», где изображен коленопреклоненный молодой пастух рядом с овцами и коровой.
Наиболее притягательными для Рембрандта являлись модели старого возраста так как именно морщины на лице, жилистые натруженные руки, печальный, умудрённый жизненным опытом взгляд, представляли для этого художника интерес. 1597 — ок. Как мрачный эпилог, неизбежно завершающий жизнь человека с ее радостями и печалями, показан последний обряд — «Соборование».
Исходя из этого меняется роль произведений живописи: икона теперь является не только священным изображением, но также и предметом любования. Серодине пишет сильными пастозными мазками, стремительное движение которых придает его образам драматическую напряженность свет и цвет образуют у него органическое живописное единство («Портрет отца», 1628 Лугано, Музей). Его позднее «Видение св. Художественное обобщение здесь достигается путем отбора наиболее типичных образов и явлений действительности и раскрытия их существенных особенностей.
Как это часто бывает у Ватто, характеристика здесь полна юмора и даже иронии. Это полотно принадлежит к лучшим портретным работам Рубенса. Но развитие культуры не могло остаться вне воздействия сил народного протеста. Примерно к 30-м гг. В живописи важный вклад в становление искусства барокко внесли — при всех их отличительных особенностях от собственно барочной манеры — болонские академисты (братья Карраччи, Гвидо Рёни, Гверчино).
Картины Йордана лишены той высокой меры обобщения, которая была свойственна Рубенсу. Среди зрелых произведений мастера его «Атаданта и Гиппомен» (ок. От Ланфранко идут все другие художники-декораторы римского барокко.
В XVII веке развивалась гравюра по дереву, а затем по меди. За исключением «Исповеди», все остальные картины составляют целостный цикл, эмоциональное единство которого подчеркивается кажущимся однообразием приглушенного коричневато-золотистого колорита. В их творчестве стиль болонского академизма достигает окончательной канонизации. Гвидо Рени (1575—1642) известный, как автор многих религиозных, а также мифологических работ, умело выполненных, но скучных и сентиментальных. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр.
В своих лучших вещах, согретых теплым лиризмом («Лютнистка», Вена, галлерея Лихтенштейн «Отдых на пути в Египет», ок. Его дух не могут сломить продолжающие преследовать его несчастья. Западный фасад Лувра с Павильоном часов построил Жак Лемерсье. Особое место занимала группа так называемых живописцев реальности. Караваджистами называют как истинных последователей, постигших сущность реформы Караваджо (Орацио Джентилески, Джованни Серодине), так и многочисленных подражателей, заимствующих мотивы и приемы из произведений художника. В 17 веке в Италии выразительно развитая форма барокко с присущей ей ощущения «естественности» стирала как бы грань между иллюзией и реальностью.
Художник стремится подчеркнуть красоту материального мира. 1595 Лувр). Матфей, видимо, не совсем понимает, чего от него хотят, двое юношей в щегольских куртках и шляпах с удивлением и любопытством разглядывают незнакомцев, двое других даже не подняли головы, занятые подсчетом денег (по преданию, Матфей был сборщиком податей). Его вакханалии исполнены мощи и разгула, его Венеры, Андромеды и Магдалины полны женственного обаяния и, одновременно, здоровья и физической силы, свойственных народному типу фламандской красавицы.
Но не эти подражатели определили судьбу европейского караваджизма. Выходец из бедного сословия, данный художник обращался к темам из жизни крестьянства. Ученикам преподавалась перспектива, архитектура, анатомия история, мифология, рисование с античных слепков и с натуры и, наконец, практика живописи.
Недаром в качестве одной из ведущих тенденций в тематике 17 века оказывается человек в его реальном бытии. Среди немногочисленных портретов Креспи (1665 — 1747) встречаются выдающиеся произведения, к которым относится и его,, Автопортрет. Герои художника обычные люди, он старается приодеть их в красивые одежды и сделать как можно миловиднее. Она еле заметно склонила голову, руки ее неподвижно покоятся на коленях. Уже ранние работы, первой половины 1590-х гг., свидетельствуют об остром интересе юного мастера к реальному человеку, к окружающему его миру неодушевленных вещей (так называемый «Больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов» в галлерее Боргезе, Рим «Мальчик, укушенный ящерицей» в собрании Р. Лонги во Флоренции и «Вакх» в Уффици).
Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде.
К числу лучших произведений Креспи принадлежит его «Автопортрет» (ок. Художник выбирает момент после свершившегося подвига. Свои небольшие холсты, написанные с любовной тщательностью и почти осязаемой достоверностью деталей, он заполняет всего лишь одной полуфигурой (позднее — двумя-тремя), вызывающе придвигая ее к зрителю и заставляя разглядывать ее пристально и неторопливо.
Сопоставление «Рынка в Поджо-а-Кайано» и «Избиения младенцев» говорит о тех крайних колебаниях от реалистического жанра к религиозной Экспрессии, в которых раскрывается вся противоречивость художественного мировоззрения Креспи. В них все как бы ближе к земле, все гораздо проще, естественнее, правдивее, жизненнее. Художники изощряются в писании картин с острыми эффектами ночного освещения один из живших в Италии голландских караваджистов, Герард Хонтхорст, получил даже прозвище Герардо делле Нотти («Герардо ночной»). Такие ученые, как Гарвей, Мальпиги, Сваммердам и Левенгук, внесли важный вклад во многие разделы биологии.
Братья Ленен писали в основном в жанровой тематике. Современники Караваджо, приверженцы «высокого» искусства, единодушно негодовали против его реализма. «Романтический» пейзаж Роза вырос на основе академического, с которым его сближают общие приемы композиционного и колористического построения картины (эта близость особенно заметна в многочисленных «Гаванях»).
Таким образом, управление развитием культуры России осуществлялось централизованно. В евангельских сюжетах, в иллюстрации притч, во фресках на темы Апокалипсиса авторы заимствуют различные атрибуты из окружающей их жизни. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Главное в его произведениях – не повествование о событии, а характерный типаж.
Католицизм, стоявший в это время во главе всех реакционных сил и боровшийся за свое утверждение огнем и мечом, перешел к более активному воздействию на сознание масс, уделяя в этих целях огромное внимание всем формам идеологической пропаганды. Церемониальный портрет сошёл со сцены русского художества. Из жанровых произведений Строцци выделяется его «Кухарка» (Генуя, палаццо Россо), во многом близкая к работам нидерландцев Артсена и Бейкелара. Поцелуй украдкой — одно из лучших произведений позднего периода творчества Фрагонара (1732 — 1806). Самой неприемлемой для обывателей оказалась техника Рембрандта глубоко отличная от лессировочной живописи той поры.
Стало популярным заниматься портретами как увлечением. Центральная работа Рени — плафонная фреска «Аврора» (1613) в Казино Роспильози в Риме. Утверждались гуманистические и демократические идеалы. Образцом для барочных алтарных образов послужила его картина «Видение св. И все же возникновение внестилевой линии явилось чем-то принципиально новым.
Следует отметить, что в росписях на стенах новые веяния дают о себе знать наиболее отчетливо: это и занимательность рассказа и многочисленные бытовые подробности использование в качестве ориентира западноевропейских образцов (в частности известной Библии Пискатора изданной в 1650 году в Амстердаме). Начав с жанровых сцен из жизни крестьян («Ссора игроков» Нюрнберг), Лисе затем переходит к мифологической и религиозной тематике («Наказание Марсия» Москва, Музей изобразительных искусств им.
Хотя Хальс (1580— 1666) не стремился, подобно Рембрандту, к глубокому проникновению во внутренний мир человека, его портреты наделены исключительной характерностью и индивидуальностью. Среди других голландских жанристов творчество Яна Стена (1626— 1679) отличалось наибольшим демократизмом, живостью, а подчас и некоторой грубоватостью.
Но движение как бы замирает перед красотой целомудренно склонившейся Андромеды. Эрмитажный портрет представляет собой прекрасный образец зрелого, наиболее плодотворного периода творчества Гейнсборо (1727—1788). Традиции этого скромного течения, пользовавшегося неизменным успехом, подготовили почву для нового подъема бытового жанра уже в чисто итальянских формах в первой половине 18 в. Не без влияния голландцев развивается в Неаполе и в Северной Италии живопись натюрморта, первый пример которой дал Караваджо. С Еленой Фоурмен связан последний и самый плодотворный период в творчестве Рубенса, стеновский (по названию его поместья и замка Стен). Иеронима» (ок. Около 1603 г. он вместе с учениками выполнил несколько картин, в которых пейзаж полностью господствует над фигурами («Бегство в Египет» и другие Рим, галлерея ДориаПамфили).
Она помогла централизовать французскую живопись. В Риме работал немецкий художник Эльсгеймер, внесший важный вклад в сложение отдельных жанров в живописи 17 в. и здесь же сформировалось своеобразное направление в бытовой картине, представленное группой голландских и итальянских мастеров («бамбоччанти»).
Он занимался восстановлением икон в Благовещенском соборе.
Наиболее последовательно художественная политика церкви осуществлялась в Италии. Во второй половине столетия живопись в 17 веке в России набрала большие обороты. Себастьяна Рибера (1591—1652 гг. ) избирает редко изображавшийся момент— спасение мученика св. Но и оказала воздействие на искусство всех европейских художественных школ 17 века. Петрониллы» (1621 Рим, Капитолийский музей), несмотря на типично академическое деление композиции на «земную» и «небесную» части исполнен большой силы и простоты.
А. С. Пушкина). Его персонажи держатся с изяществом, в котором проскальзывает подлинная непринужденность, а иногда и фривольность. Картина «Синдики» становится вершиной искусства группового портрета.
Петр и Павел Эль Греко (1541 — 1614) принадлежит к тем произведениям, которые в равной степени можно отнести к двум жанрам — групповому портрету и религиозной картине. Тонкий, порой немного ироничный наблюдатель, он подмечает в жестах и позах своих дам и кавалеров все те неуловимые оттенки из которых складывается легкая, скользящая по поверхности светская беседа. Под его куполом, сооруженным великим Микеланджело, возвышается грандиозное монументально-декоративное сооружение – тридцати метровая сень, а в алтаре – столь же величественная мраморная кафедра Петра, украшенная золотом и фигурами изображающими ангелов и амуров, отцов Церкви и святых. Естественно, его влияние не закончилось и сегодня, но оно стало не столь значимым.
Его считают автором группового портрета «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру» (около 1667 г., Обл. Мантуанец Бартоломео Манфреди (ок. происходило формирование, а затем широкое распространение принципов барочного искусства. Яркий свет неравномерно выхватывает из темноты отдельные части фигур, лиц, предметов. В эти годы художник обращается к Библии, как к источнику, в котором сконцентрирован многовековой опыт человеческой мудрости. Несмотря на то, что караваджизм не сумел сохранить свои позиции и был сравнительно скоро оттеснен на задний план художественной жизни Италии, возбужденный им интерес к «низменному» жанру сохранялся даже в самом Риме, где с 1630-х годов, казалось бы, безраздельно господствовало искусство барокко.
Рембрандт (1606—1669) трактует его абсолютно по – новому. Но, в отличие от академистов, Роза вносит в пейзаж элементы живого, эмоционального восприятия природы, передавая ее обычно как мрачную и взволнованную стихию («Пейзаж с мостом», Флоренция, галлерея Питти «Прощание Астарты с пастухами», Вена, Художественно-исторический музей). Русское искусство этого столетия – явление крупное, художественно яркое и противоречивое. Одновременно в их искусстве складывается новый тип алтарной картины, лучшие из которых принадлежат Аннибале («Вознесение Марии», 1587, Дрезден «Мадонна со св. Николая Толентинского)- типичный пример барочного алтарного образа.
Еще необычнее композиция «Обращение Павла». Сицилианец Орацио Борджанни (ок.
Некоторая натюрмортность, обычно обедняющая образы Строцци, здесь как нельзя кстати.
В их представлении «натура» слишком груба и требует обязательной переработки и облагораживания в соответствии с каноническими понятиями идеальной красоты и изящества. В них много чисто декоративной эффектности идущей не от жизни, а от манеры художника. Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, то в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых и мыслителей, к собственно научным методам познания действительности. Венецианец Карло Сарачени (ок. Сломленная горем, она положила свою голову на руки и плачет.
Россия стояла на пороге нового времени. Тот, кому доставался кусок пирога с запеченным в нем бобом, считался королем праздника. Примеры одновременного сосуществования двух стилей можно было наблюдать в некоторые промежутки времени и прежде. На этой здоровой почве сложился его живописный стиль. Вскоре Урия был убит. Аннибале Караччи создавал торжественное монументальное искусство, особенно применяемое в росписях церквей, дворцов и алтарных образов.
Тесной группой стояли они в молитвенных позах. Маргариты Кортонской» (Флоренция, галлерея Питти), которая прямо предвосхищает «Экстаз св. Композиция картины строится на последовательном развертывании ритмов склоняющихся фигур. В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях. Образы людей из народа эпизодически появлялись и в искусстве Возрождения (преимущественно в ранний и поздний его периоды). В данной работе мастеров проявляется приверженность к повествовательности.
Веласкес внес много нового во все жанры живописи, к которым он обращался. Пьеро делла Франческе, Ф. Рабле и др. Хотя часто повторяемые евангельские сюжеты иногда страдают у него некоторым однообразием, живопись его поражает своим совершенством — не случайно многие современники и даже позднейшие исследователи называли его учеником Тициана (чего в действительности не было).
Тосканец Орацио Джентилески (1565—1639) также исходил от раннего Караваджо, тяготея, однако, к более идиллической передаче образов и к более холодному, высветленному колориту. Больше того — необычайная широта охвата жизненных явлений, остававшихся до того за пределами искусства, а также многообразие новых художественных средств уже не позволяли выразить все художественное содержание эпохи в рамках только двух стилей. С четырнадцати лет он начинает брать уроки живописи. Крупнейшим завоеванием его творчества явилось так называемое погребное или подвальное освещение – эффект освещения идущего часто от неясного источника света в тёмном помещении. В 17 веке произошло еще одно не маловажное событие.
До сих пор неясно даже значение этого слова, которое стало употребляться в ХVIII веке. Киевское полотно,, Похороны монаха относится к типичным произведениям Маньяско (1667 —1749). Новые общественные отношения, новый взгляд на мир накладывают свой отпечаток на искусство.
«Романтические» наклонности Роза проявились в его сражениях, сценках военного быта и пейзажах. В сцене исцеления Елисеем отрока художник основное внимание уделяет изображению жатвы.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. В этот ранний, так называемый лейденский период своего творчества он лишь нащупывает самостоятельный путь в искусстве. Эрмитаж), в которой изображен коленопреклоненный пастух рядом с коровой и овцами.
Уже в 40-е, но в особенности в 50-е годы искусство Рембрандта заметно меняется. Дело, разумеется, не только в сюжетно-тематической стороне его портретов.
Характерные изменения в самом характере художественного образа также видны в иконе Прокопия Чирина «Святой Никита» (1593, ГТГ). И в 17 столетии интересы правящего. В «Усекновении главы Иоанна Крестителя» (1608 Мальта, Ла Валетта, собор), в «Погребении св. Он учился у Пуссена. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в Лейдене в семье мельника. Рембранд Харменс ван Рейн (1606-1669) – великий голландский художник и график XVII века. Ромуальда», ок.
У одних живописцев (Рибера) сильнее сказываются реалистические тенденции, у других (Вальдес Леаль) достигают своего предельного выражения реакционно-мистические стороны барокко. Репродукция картины Доменико Фетти «Притча о потерянной драхме». Просто и поэтично рассказывает художник о притче с потерянной драхмой.
Голубоватые тона проникают и в кружева платья и в серебристую пудру прически. В картине раннего его творчества «Гадалка» он описывает женщину в белой кофте, которая предсказывает молодому человеку, одетому в шелковый камзол плащ и в шляпе со страусовым пером его судьбу. Колорит картины выдержан в золотистых тонах.
Портрету присущ налет загадочной романтичности и непринужденного артистизма. Стиль религиозно-мифологической декоративной живописи выступает окончательно сложившимся в творчестве живописца и архитектора Пьетро Берреттини да Кортона (1596—1669) игравшего в живописи примерно ту же роль, что и Бернини в скульптуре. Однако он считал ее лучшим своим произведением. Трогателен бродяжка – савояр (уроженец провинции Савойи) с флейтой и ящиком из которого ручной сурок должен вытаскивать билетики со счастьем. Как найти и узнать близкого человека.
Высшие достижения классицизма в живописи связаны с творчеством крупнейшего художника Франции Никола Пуссена (1594-1665). Для них более важно действие, сюжет. семейство», ГМИИ им.
Низкий горизонт укрупняет фигуры, они выстраиваются в ряд, как на античном рельефе. Живопись в 17 веке в России изменила свой вид. В 17 веке Москва стала центром русского искусства. Росписи насыщены занимательными подробностями.
Без этого качества, без возможности художественного отражения исторической действительности в ее противоречивой сложности, стилевые формы в эту эпоху вообще утратили бы возможность существования. 1605 Рим, церковь Сант Агостино), «Мадонна с четками» (1605 Вена, Художественно-исторический музей), а позднее, незадолго до смерти, — трогательное «Поклонение пастухов» (1609 Мессина, Национальный музей). Фигуры, представленные в резких ракурсах, снизу вверх, кажутся парящими в прорыве купола.
Французская архитектура XVII века – архитектура времени совершенной монархии. Важную веху представляло 17 столетие и в истории музыки. Таковыми, в частности, являются полотна «Битва амазонок», «Похищение дочерей Левкиппа», «Охота на львов», «Охота на кабана».
Портреты могли заказать и семьи, но не выставляли их напоказ, а оставляли в своём кругу. В иконе мастера Никифора Савина «Чудо Федора Тирона», которая относится к началу XVII века (ГРМ), на небольшом поле объединено в одну композицию несколько эпизодов.
В зрелый период и особенно после знаменитого «Ночного дозора» эти тенденции еще более усиливаются. Недаром он был создателем одного из первых натюрмортов в европейской живописи («Корзина с фруктами», 1596 Милан, Амброзиана).
К лучшим произведениям данного направления можно отнести изображения царя Федора Иоанновича (вторая четверть XVII века, ГИМ), князя Скопина-Шуйского (вторая четверть XVII века, ГТГ)», Ивана IV (вторая четверть XVII века, Копенгаген, Национальный музей). Помимо Генуи Кастильоне долго работал при мантуанском дворе и в других городах Италии. Хальс не был мастером углубленного психологического портрета. Позднее огромное значение приобретает у него контрастная светотень («тенеброзо»), служащая не только для рельефного выделения объемов, но и для эмоционального усиления образов и для достижения естественного единства композиции.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – выдающийся фламандский художник XVII века, самый яркий художник стиля барокко. Они прорываются то в нарочитой жестокости «Бичевания Христа» (1607 Неаполь, церковь Сан Доменико Маджоре), то в преувеличенной хаотичности композиции «Семи деяний милосердия» (1607 Неаполь, церковь Пио Монте делла Мизерикордиа), где движения фигур, подобно более раннему «Мученичеству апостола Матфея» из Сан Луиджи деи Франчези, стремительно направляются из центра во все стороны за пределы картины. Колорит лишь на первый взгляд может показаться монохромным. Перебравшись около 1590 г. в Рим (есть предположение, что он уже побывал там раньше), Караваджо вначале влачил нищенское существование живописца-ремесленника, помогая в работе другим мастерам.
Огромные фигуры заполняют собой весь холст. Самой знаменитой фигурой европейского барокко является фламандский художник П. Рубенс (1577-1640). 306. ). Прекрасный фресковый ансамбль Москвы – роспись церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). Также по рисункам Ушакова Трухменский исполнил гравюры к «Псалтири в стихах» (1680), «Обеду душевному» (1681), «Вечери душевной» (1682). «Священным» является только сюжет произведения, облеченный в форму увлекательной сказки. После реализма обороты начинает набирать классицизм.
О том, насколько актуальны были открытия Караваджо, свидетельствует их необычайно быстрое распространение в искусстве различных национальных школ. Характерными примерами являются росписи Архангельского собора (1652-1666). Для Франции XVII век был веком больших достижений в разных сферах художественной культуры. В связи с этим росписи становятся более сложными по детализации.
В ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества. Иеронима» (1614 Ватиканская пинакотека) с прекрасно написанным вечерним пейзажем. Тем не менее пока еще небо над ним ясно и безоблачно. Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны. Здесь впервые русские мастера овладели техникой масленой живописи, живописи по тафте и другими живописными техниками. У каждого брата был разный уровень мастерства. При внимательном рассмотрении в сдержанной, зеленовато-коричневой гамме открывается истинное живописное богатство. Он уверенно провозглашает свое право на изображение жизни такой, как он ее видит.
Другие, наоборот, свидетельствуют об увлечении караваджизмом. Жанровые картинки Терборха (1617 — 1681), к прекрасным образцам которых относится,, Бокал лимонада, отличаются остротой и ясностью сюжета, тонкой характеристикой действующих лиц, продуманностью и простотой композиции, состоящей обычно из двух-трех фигур. Они облачены в праздничные разноцветные одежды.
Богатые купцы Строгановы были почитателями икон. Рейсдаль (1628/29—1682) был одним из самых значительных мастеров не только голландского, но и европейского пейзажа XVII века. Венчаемый богиней славы Персей помогает освобожденной красавице спуститься со скалы. Наиболее сильной стороной творчества Йорданса (1593—1678) были жанровые картины. В буржуазном искусствознании 17 столетие обычно именуется веком барокко (Происхождение самого термина «барокко» не установлено.
Фетти отдал дань и караваджизму и барочной живописи в его искусстве можно заметить следы влияния венецианцев Тинторетто и Бассано, Рубенса и Эльсгеймера (в пейзаже), способствовавших сложению его живописной манеры. Здесь находило свое отражение и воздействие других социальных сил. В то же время наблюдается усиление субъективного начала в искусстве. Основой его является рационализм. Большую художественную активность имеют также кажущаяся свобода и случайность в композиционном построении картины, сознательно противопоставленные культу красивого «сочинения» у эпигонов ренессансного искусства. Дворец и парк Ришелье, созданные Жаком Лемерсье, стали первым классицистическим ансамблем.
Художники «строгановской школы» тщательно выписывали на иконах мельчайшие детали, строили сложные композиции использовали яркие краски, которые делали иконы праздничными. Ушаков расписывал стены Коломенского дворца Алексея Михайловича. Несмотря на то, что как и в росписях, еще достаточно много произведений, в которых преобладают каноны прошлого века, в целом в иконописи также наблюдается склонность к частным подробностям, появляется изысканность, тонкость, «ювелирная» техника живописи. Живопись маньеризма была одним из проявлений кризиса ренессансного гуманизма, продуктом его распада под натиском феодально-католической реакции, которая, однако, была бессильна вернуть Италию к средневековью.
С самого начала творчества он писал в стиле реализма. Он пишет в основном картины на библейские и мифологические сюжеты.
Даже у Пуссена можно найти произведения, близкие по своему складу к барокко, точно так же как у представителей итальянской барочной живописи (Доменикино) нередки образы, родственные классицизму. Именно в этот период прогрессивные направления играют ведущую роль во всех национальных школах (за исключением, может быть, Италии, где на протяжении всего столетия официальная линия в искусстве была сильнее, чем где-либо). в домовой церкви Никитниковых в Москве, они пожелали запечатлеть и себя.
Вся его короткая жизнь прошла в скитаниях и лишениях. Новый подход означает, что художественный образ возникает уже не в рамках определенного законченного идеала, своеобразной «стилевой нормы», закрепленной в традиционных приемах изобразительного языка, а на основе непосредственного обращения художника к явлениям реального мира, ко всему богатству натуры. Меняетсяобразныйстрой картин.
Прекрасный пример тому — картина Ассур, Аман и Эсфирь (Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), рассказывающая о том, как царица Эсфирь раскрыла перед царем коварные замыслы его фаворита Амана и спасла от гибели свой народ. Живописи барокко присуща известная театральность.
Особенно выразительно движение безжизненно свисающей руки Христа, повторенное позднее Давидом в его «Марате». Вся картина проникнута динамикой. Но больше всего у Маньяско монахов.
К 1610 г. Гвидо Рени — ведущая фигура академического направления в Риме. Карраччи считали, что «хорошая» живопись (или, как тогда говорили, «большой стиль») должна основываться на заимствовании лучших качеств у выдающихся мастеров Возрождения. В нем призыв и неуверенность, стыдливость и колебание. В его творчестве воплотились все наиболее характерные черты стиля – и сильные и слабые. Подобно тому как различные мастера в рамках образного строя барокко (или классицизма) создавали произведения различного идейного звучания, так и метод непосредственного обращения к явлениям реальной действительности сам по себе не означал обязательного идейного единства всех придерживавшихся его мастеров. Большая популярность и спрос на живопись исходила от частников.
Фреска Гверчино «Аврора» (между 1621 и 1623) в римском Казино Людовизи завершает линию академической монументально-декоративной живописи, во многом предвосхищая стиль зрелого барокко. Размещено на реф. рфЭти мастера работали при короле Людовике XIV. Следует отметить, что еще на рубеже XVI-XVII столетий вместе с течением в иконописи, следовавшем монументальному стилю живописи XV-начала XVI веков, называемым «годуновскими» письмами, получило развитие другое направление. Портрет графа Оливареса герцога Сан-Лукар де Барракудо создан Веласкесом (1599—1660) в пору зрелости его творчества. Это направление представлено иконами так называемого «строгановского» письма.
К Манфреди были близки Валантен, выходец из Франции, хотя и итальянец по происхождению и Дирк ван Бабюрен из Утрехта, находившиеся в Риме в это же время. Картина,, Юноша с лютней принадлежит к раннему периоду творчества Караваджо (1573 — 1610). Красочный слой тонок, он весь соткан из полутонов и цветовых переливов. В художественной теории апологеты барокко оперируют понятием «большого стиля», основу которого составляют отвлеченные категории «красоты», «грации», «благопристойности». Это одна из самых лирических композиций Рубенса.
То же самое с классицизмом. В этом своем значении термин «стиль» есть понятие историческое, так как оно характеризует существенные особенности той или иной художественной эпохи. Жест ее правой руки выражает целую гамму чувств. Трудами исследователей была создана база для технического прогресса.
В искусстве 17 в. значение окружающей человека среды многократно возрастает. Рубенс является одним из самых значительных фигур в искусстве, начиная с 16-17 веков и по сей день. 1700 Эрмитаж). Прежде всего, следует отметить Симона Ушакова.
Апостол — мужественный старик с плебейской физиономией.
А. С. Пушкина). Им был выполнен для царя чертёж «Течение Дона от Воронежа до Азова». Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Вместе с этим иллюстрации становились более пышными их орнаментация усложнялась. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Французская живопись тоже была подвржена влиянию реальизма и демократичности.
Одним из первых художников-реалистов во Франци был Жак Калло. Тяжеловесные фигуры располагаются красивыми группами, каждое движение и жест, складки плащей строго рассчитаны, приведены в соответствие с канонами «классической» красоты. В это время во Франции главными типами построек являются дворцы знати и церкви.
Нередко они служили пособиями для русских художников. В таких жанровых картинках Шардена (1699—1779), как,, Молитва перед обедом, явственно проступают его прочные связи с мелкобуржуазными кругами Парижа. Среди росписей, сделанных в 1652-1653 г. г. В1643 году в штате Оружейной палаты учредили новую должность – «художник» – придворный портретист, на которую взяли Иоганна Детерсона, умевшего исполнять «парсуны» с «живства»- натуры. При помощи энергичной светотени и напряженной, звучной живописи, выразительность которой строится не столько на яркости цвета, сколько на тональных градациях, Рибера добивается необычайной внутренней экспрессии.
В образе мертвого Христа Караваджо стремился воплотить идею героической смерти. В жанровой картине «Рынок в Поджо-а-Кайано» (1708 – 1709 Уффици) передано праздничное оживление деревенского рынка. Ирины и мрачной темноты фона. За это он неоднократно подвергался судебным преследованиям и тюремному заключению. Художник завален выгодными заказами, слава его стремительно растет. Его престиж в обществе необычайно высок. Обе эти тенденции уже в развитом виде мы позднее встретим у пейзажистов 18 века.
Возникли новые жанры — бытовой жанр, натюрморт сложился в своих развитых формах пейзаж решающие сдвиги произошли и в жанрах имевших вековые традиции, — библейских и мифологических композициях исторической картине, портрете. Хотя в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, авторы стараются натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире. Огромное влияние навевалось с запада.
Творчество Алессандро Маньяско (1667—1749) нередко связывают с романтическим направлением в итальянском искусстве XVII века. Новые веяния в русской живописи 17 века отчетливо проявились в «парсуне» (происходит от слова «персона»), ставшей начальным этапом становления реалистического портрета. Вместе с Пуссеном создателем французского пейзажа был Клод Желле, более известный под именем Лоррена (1600-1682). Своими пейзажами (например, «Пейзаж с переправой» Рим, галлерея Дориа-Памфили) Доменикино подготовляет почву для классицистического пейзажа Пуссена и Клода Лоррена. А. С. Пушкина).
Живописное мастерство Рембрандта поднимается на новую, недостижимую до сих пор высоту. Живописная техника Гейнсборо артистична и непринужденна. Основными типами произведений и жанрами, господствовавшими в живописи барокко, были монументально-декоративные росписи (главным образом плафоны) культовых и дворцовых сооружений, алтарные картины для храмов с изображениями апофеозов святых, сцен чудес и мученичеств, огромные «исторические» и аллегорические композиции, наконец, парадный портрет. Выдающимся иконописцем того времени был Симон Ушаков (1626-1686). Его живопись становится все более зрелой и значительной. Вот таким образом его рассказ так обстоятелен и нетороплив, вот таким образом столько сердечной теплоты и искренности в его живописи. XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры.
Но образы крестьян в его работах сильно идеализированы, в них подчёркнуто высокое морально-этическое начало и в данном смысле реализм Ленена должна быть назван реализмом с большой долей условности (Семейство молочницы, Кузница). Уроженец Ольденбурга (северная Германия), он учился в Гарлеме (ок. Очень выразительны головы мальчиков слева, представляющие великолепный этюд с натуры. И еще: художник — стоящий человек, если он умеет хорошо писать и хорошо передавать натуру.
Еще шире и разнообразнее в этом отношении возможности ренес-сансного искусства. «Призвание апостола Матфея» (Сан Луиджи деи Франчези), одна из лучших работ Караваджо, задумана наподобие жанровой сцены.
Выработанные в Италии формы церковного зодчества — так называемый иезуитский стиль — в тех или иных вариантах проникли во все католические страны Европы, от Португалии до Польши. Яркой особенностью этих особняков являются французские крыши с переломом и большое количество высоких дымовых и вентиляционных стояков на крышах (Люксембургский дворец в Париже, спроектированный Саломоном де Бросом). Главное, что создано французским зодчеством XVII века было граничит с заказами двора. 1580—1620), первоначально находившийся под сильным влиянием Адама Эльстгеймера, от которого он унаследовал свою манеру письма мелкими мазочками, любовь к картинам маленького формата и мастерство живого повествования, проявил себя затем как оригинальный истолкователь идей римского караваджизма в области пейзажной живописи («Падение Икара» и «Погребение Икара Дедалом» в неаполитанском музее Каподимонте).
Сакки, как и его соперник Пьетро да Кортоыа, писал преимущественно декоративные плафоны («Божественная мудрость» в палаццо Барберини, ок. Если в Риме после Караваджо почти безраздельно господствовало барочно-академическое направление, то в других центрах Италии (Мантуе, Генуе, Венеции, Неаполе) в первой половине 17 столетия возникают течения, представители которых пытаются примирить барочную живопись с караваджизмом. Можно сделать вывод, что роль отдельной личности как человека возросла. Декоративная система фресок Карраччи тяготеет к одному центру, которым является композиция «Триумф Вакха и Ариадны», а их восприятие строится на контрасте иллюзорной пространственности еще разобщенных живописных композиций и обрамления имитирующего скульптуру. Он пишет большие религиозные композиции («Смерть Иосифа», Эрмитаж «Св.
С другой стороны, обозначение новой художественной системы термином «реализм» может быть понято как свидетельство того, что барокко и классицизм, в отличие от нее, не обладают реалистической подосновой и тем самым оказываются менее значительными явлениями историко-художественного процесса, чем это было в действительности. Произведения Маффеи, как и близкого к нему флорентийца Себастьяно Мацпони (1611—1678), работавшего в Венеции, лучше всего представляют то своеобразное направление барочной живописи, отмеченное высокой колористической экспрессией, которое к середине 17 в. сложилось в Северной Италии, точнее — в Венеции и Генуе — и которое явилось переходным этапом от искусства Фетти, Строцци и Лисса к искусству художников 18 столетия. Ярким представителем итальянского барокко является римский архитектор, скульптор и художник Л. Бернини (1598-1680). Рембрандт достигает полной творческой зрелости и свободы. Из его школы вышли Антонис ван Дейк, Йорданс, Снейдерс. Построенные с живым и в то же время мягким ритмом группы располагаются на фоне пейзажа, зелень которого оттеняет сияющие нежными переливами цвета одежд.
Петра. Он находит два-три наиболее выделяющихся качества портретируемого, заостряет я разрабатывает их, делая лейтмотивом каждого портрета. В пользу этого мнения говорит, в частности, зрелое мастерство, с которым написан,, Савояр. Эрмитаж). Лысые головы мужчин склонились в скорбном молчании, кое-кто, горюя, смахивает слезу. Недаром впоследствии даже Делакруа, художник романтик, враждебный классицизму, подчеркивал его,, силу концепции, точность, доведенную до последнего предела Свободные, счастливые люди, окруженные прекрасным пейзажем, вдруг оказываются перед гробницей с надписью: «И я жил в Аркадии» («Аркадские пастухи») и зритель легко понимает мысль художника о недолговечности даже самой безоблачной жизни. Праздничность ярославским росписям придает особенный колорит: краски в них яркие, звонкие.
1628 Венеция, церковь св. Академия объединяла очень небольшое число художников и просуществовала недолго. Через Гверчино дошли до Креспи отголоски реалистического искусства Караваджо. С этого времени живопись начала развиваться, а не стоять на месте. Примечательно, что Аннибале Карраччи, столь последовательно выступавший как создатель нового, «возвышенного» стиля известен также как автор жанровых композиций, написанных просто и с большой живописной непринужденностью.
Это бытовой жанр, пейзаж со своими поднаправлениями, маринисты. Эль Греко настолько субъективно и эмоционально преображает реальную действительность, что в результате рождается какой-то особый, существующий лишь в его полотнах мир, в котором земное и небесное образуют нерасторжимый сплав. Жизнь рисуется ему в виде прекрасной идиллии на лоне природы («Вакханалия», Эрмитаж «Пастораль», ГМИИ им. С поразительной пластичностью и убедительностью пишет он напряженные, полные страдания лица своих героев, стойко переносящих жестокие мучения.
Драматический световой эффект предвосхищает картины Рембранта.
Это граничит с чрезвычайной лаконичностью, строгостью, репрезентативностью в решении фасадов Версальского дворца, в которых активно используются элементы ордера и барочной роскошью внутреннего убранства интерьеров, блещущих различными оттенками мрамора, позолотой, бронзой, зеркалами, зрительно раздвигающими границы пространства (Зеркальная галерея Версальского дворца, Зал войны). Потом отношение к ним изменилось и их третировали как жалких эклектиков.
Нидерландская революция превратила Голландию, по словам Маркса, «в образцовую капиталистическую страну Х столетия». Так, в композициях, повествующих о пророке Елисее, содержится множество подробностей и побочных эпизодов. Однако даже его постоянный соперник строгий академист Рейнольдс признавал, что,, незаконченная манера (как он называл технику Гейнсборо),, именно и содействовала созданию разительного сходства, отличающего его портреты.
Заказчик не мог бы пожаловаться на недостаток импозантности в портрете. Монументально-декоративные росписи занимают ведущее место в живописи барокко. Караваджо прожил недолгую, но полную приключений, бурную жизнь. Будучи в Италии, Рубенс прошел хорошую художественную школу. Этим приемом Караваджо замечательно передает драматическое напряжение сцены.
Оно стало не только веком науки, но и веком искусства. «Вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и отчетливо истинны», — говорил Декарт, — «и ясность и отчетливость воцарились в литературе и искусстве». Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей.
Выявлению противоположных типов личности художник подчиняет все средства живописи. Даже в ранних работах он умел предметно изображенную натуру облечь в обобщенные, монументальные формы.
И тогда вместе с «Успением Марии» возникают «Мадонна пилигримов» (ок. Завоевание национальной независимости, уничтожение феодальных пережитков, бурное развитие производительных сил и торговли дали ей возможность войти в число самых передовых европейских стран.