Еще в 1431 г. Ян нарисовал приехавшего к бургундскому двору в качестве папского легата кардинала Никколо Альбергати (Дрезден, Гравюрный кабинет). Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета. Варвара» (1437, Антверпен), вернее рисунку, выполненному тончайшей кистью на загрунтованной доске. Его жизнь относится наполовину к 17, наполовину к 18 веку. С прекрасным человеческим образом посетитель знакомится в картине Святой Себастьян художника Антонелло да Мессина (около 1430-1479), находившегося под влиянием ранненидерландских мастеров (илл. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи.
Каждый персонаж сохраняет совершенную и безусловную серьезность. Это веяние было характерно для начала и первой половины 16 века. Рогир создал особый тип портрета. Она пронизана движением ритма (его создает особое расположение в пейзаже высоких, обнаженных деревьев: одно далекое, маленькое, — и рядом большая пространственная пауза два, уже больших — и пространство меньше и, наконец, три высоких, расположенных почти вплотную с краем створки). Так появляются многослойные, явственно падающие от различных источников освещения тени, так на излюбленной нидерландцами металлической посуде возникают натуральные следы какой-то рыжеватой жидкости, а на уступе камина — позабытый там сосуд (все названное — в «Тайной вечере»). Глаз не устает любоваться изумительно написанной синей с золотом епископской ризой св.
В конце 14 в. Клаус Слютер (ум. Все это объяснимо подготовительным, черновым назначением рисунка. А он (по-прежнему это святой Антоний) сидит между ними — читает, думает («Св. Иакова, а также полиптих, Таллин, Музей). Цветовая гамма этого яруса кажется плотной, тяжелой.
«Мадонна у камина» (ок. Но уже в следующей алтарной картине метод художника приобретает большую усложненность. Цвет не несет никаких психологических функций. 1390—1441)—сыграли решающую роль в становлении нидерландского Ренессанса.
Собственно, ценность человека состоит для ван Эйка в способности ощущать свою нерасторжимую связь, слитность с миром. Можно уже говорить об образе изображенного. Мастер изображает зеленые холмы с идущими девушками, морской берег с белыми барашками волн, далекие города и кавалькады нарядных всадников.
Еще со времен средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Однако сделать это чрезвычайно трудно, так как живописное исполнение алтаря — единообразно во всех частях. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Архитектурно-пейзажная часть не составляет с людьми лирического и гармонического единства, но выступает как важный, самостоятельный образ: Ролену противопоставляется пейзаж с жилыми домами, Марии — панорама церквей, а линии расположенного по центральной оси далекого моста с движущимися по нему фигурками пешеходов и всадников как бы устанавливают связь между Роленом и благословляющим жестом младенца Христа. Тонко введенные капельки света и цвета (на груди переливаются камни броши, а на ухе дрожит слабый отблеск серьги) снимают некоторый прозаизм образа. Здесь и пейзажная даль и человек и деталь предмета обладают такой подчеркнутой выразительностью, что та, в какой-то мере лишая сцену ее бытовой естественности, делая ее более «натюрмортной», придает ей огромную силу художественного и эмоционального воздействия.
Из-за этого они кажутся не индивидуальными. Нидерландские (собственно фламандские) мастера еще в 14 в. пользовались большой известностью в Западной Европе и многие из них сыграли важную роль в развитии искусства других стран (особенно Франции). Это мы видим и у Франча. Пастухи лезут на крышу и заглядывают из-за угла. Но по сторонам скалистого пригорка из которого на сочных стволах выросла эта странная роща, расстилаются пейзажи чисто итальянского характера, напоминающие картины флорентийцев и умбрийцев середины XV века.
Таков неизвестный с его сухими узкими чертами лица и недоуменным взглядом. Можно в этом периоде выделить и Корреджо. Варвара была заключена в башню, которая стала ее атрибутом. Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь.
Святая изображена сидящей у подножия строящейся соборной башни. (1436, Брюгге), с крупными фигурами, вдвинутыми в тесное пространство низкой романской абсиды. Направление в живописи, которое началось с Джотто, подразумевало объемную трактовку пространства как трехмерного и реального.
«Стог сена» — одна из наиболее значительных работ Босха.
Легкому изяществу Дрезденского триптиха противостоит тяжелое великолепие «Мадонны каноника ван дер Пале». Но теперь на смену Антонию явилось все человечество. Этот период открывается творчеством Иоса ван Вассенхове (или Иос ван Гент между 1435—1440 гг. — после 1476 г. ), художника, сыгравшего немалую роль в становлении новой живописи, но уехавшего в 1472 г. в Италию, акклиматизировавшегося там и органически включившегося в итальянское искусство. Фото картины Чимабуэ «Богоматерь на троне в окружении ангелов»В истории европейского искусства живописи Джотто всегда считался первым, кто принес в живопись черты реализма. И их обнимает сумеречный свет — сиреневый, неотчетливый.
Интерес к многообразию аспектов ярко выражен в богатом разнообразии человеческих лиц. В 1514-15 гг. Образ человека превращается в непосредственное отражение душевного мира самого художника.
Корреджо является выдающейся личностью живописи Пармы 16 века. Таков отличающийся известной обыденностью алтарь Генриха ван Верль (1438 Мадрид, Прадо). Антония. Но его искусство становится нервным и напряженным. Для понимания творчества Гертгена много дает его «Семейство Христа» (Амстердам, Рейксмузей), представленное в церковном интерьере, трактованном как реальная пространственная среда. Большинство исследователей отождествляют этого художника (названного по трем картинам Франкфуртского музея, происходящим из селения Флемаль близ Льежа, к которым присоединен по стилистическим признакам ряд других анонимных произведений) с упоминаемым в нескольких документах города Турне мастером Робером Кампеном (ок.
Правда, «пантеизм» Кампена особый. Как и у Рогира, пространство в лувенском алтаре Боутса теряет свою сверхреальную выразительность. Элигий превращен в обычного золотых дел мастера. Это кошмарный финал долгого, пленительного и чудовищного спектакля.
Резко выделяются на этом общем фоне упомянутые Grandes chroniques de St. Его имя дано родителями по месту рождения – Корреджо, одной из его самым популярных и одновременно ранних работ можно назвать «мадонна со святым Франциском», она также характеризуется тем, что автор ее сотворил одновременно с появлением «Сикстинской мадонны», написанной Рафаэлем. Среди формальных проблем их более интересовали вопросы, связанные с решением не столько выразительных, сколько изобразительных задач (не острота рисунка и экспрессия цвета, а пространственная организация картины и естественность, натуральность световоздушной среды). При такой портретной системе критерием ценности человека оказывается не только и не столько этический фактор, а способность модели воспринимать красоту мироздания. Центр композиции занимает колоссальный куст или, вернее, букет деревьев, увитый всевозможными растениями (шиповником, земляникой и проч. ) и на этом букете восседает Богоматерь с Младенцем на руках. 1380—1439) создал композицию «Голгофа» (1395—1406), дошедший до нас украшенный статуями постамент которой (так называемый Колодец пророков) отличается мощью форм и драматичностью замысла. К худодникам, чьи произведения отличаются особой притягательностью, относится и Ботичелли.
Он мыслится не столько частью вселенной, сколько реальной, жизненно-бытовой средой. И очертания алтаря, будто уступая этому напряжению чувств, резко ломаясь, образуют выступ. Выглядывающие из кухни прислужники и два других скромных свидетеля таинства (в одном из них видят автопортрет Боутса) ничем не нарушают чинности трапезы. С этой целью изобрели они и новую живописную технику, предшествующую современной технике масляного письма.
Поиски объединяющего начала, но уже не декоративного, а глубоко эмоционального видны в его «Поклонении волхвов» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Это аллегория греховной жизни людей.
Художник ставит своей целью передачу бесконечной, живой, всепроникающей красоты Земли. Таким же статуарным характером отличаются фигуры «Мадонны» и «Св. Сложное содержание основной композиции почерпнуто из Апокалипсиса и других библейских и евангельских текстов и граничит с церковным праздником всех святых. Все детали в картине написаны с такой тщательностью, что напоминают ювелирные изделия. При всей закономерности и исторической прогрессивности отхода от прежних «пантеистических» форм живописи для художественной ценности искусства 15 в. этот процесс был достаточно неблагоприятен. Здесь завершается цикл, начатый ван Эйками. Он как бы трепещет легкими, ясными оттенками.
Вот таким образом лицо передается с натюрмортной подробностью (как предмет созерцания), а длительный неподвижный взгляд обладает почти неестественной для этого лица одушевленностью (выражая созерцательность модели). Вазари, вероятно основываясь на более ранней традиции, подробно рассказывает об изобретении «изощренным в алхимии» Яном ван Эйком масляной живописи. Оно не оставляет места ни надежде, ни человечности.
Прозрачную светоносную сцену «Благовещения» сменяет величественный и великолепный ряд фигур. Их подлинность подтверждена экспертами ГМИИ им. Это единство закономерно и естественно. Наибольшей выразительностью среди них выделяется спящий воин.
Но строй его чувств уже далек от вселенской гармонии и художник это сознает. Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра во Франции. Это например Иоганн Лис и Никола Ренье, Доменико Фетти, Рубенс и Бернардо Строцци.
Фоны позади его жертвователей или закрыты драпировками (Муленский алтарь) или открываются на пейзажи общего для XV века типа – на плоские холмы с рядами деревьев6. Однако было бы неверно думать, что Босх тяготеет к методу аллегорических уподоблений. Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. В этом следует видеть причины трагического надлома, которым завершилось творчество Рогира.
Наиболее знаменитое его произведение, созданное еще в молодые годы, — «Снятие с креста» (ок. С удивительной убедительностью передан интерьер бюргерской комнаты в композиции «Рождество Иоанна Крестителя» и готической церкви в «Заупокойной мессе». И огромную роль играют паузы — в пространственном решении и в действии. Два эти эпизода почти не имеют самостоятельного смысла. Лишь одна картина «Три Марии у гроба Христа» (Роттердам) может быть оставлена за ним без особых колебаний.
Во всяком случае, предание гласит, что коронованным любителем была написана картина с таким же сюжетом. 3 Бушо, однако, хочет видеть в них типичные виды Бурбонской области (1е Bourbonnais). 4 Значительное число примеров таких фонов можно видеть в Святом Иерониме, хранящемся в Императорской публичной библиотеке. 5 Дюррие предлагает видеть в этих изумительных миниатюрах иллюстрирующих Coeur damourepris, работу придворного художника доброго короля Рене Бартелеми де Клерк, умирающего в 1476 году. Справа, вдали — летит в ночи светлый ангел и, ослепленный, падает пастух. В этом алтаре обнаженное чувство реальности сплавляется с аллегоричностью. Особенно замечателен образ Марии.
Даже взгляд его кажется лишенным устойчивой неподвижности. Комната св. Она является для него скорее качеством, определяющим место человека в мире (как для итальянских портретных изображений таким качеством была способность к действию, к активному проявлению своей внутренней энергии).
Флемалъский мастер. Некоторые работы Кристуса показывают, что он пытался приспособить традицию ван Эйка к требованиям времени («Благовещение» и «Поклонение младенцу», 1452 Берлин). Это блудный сын, уходящий в отчий дом (В настоящее время выражено сомнение в правильности этого традиционного определения сюжета. ). Однако постепенно он перешел к принципам Рогира («Пьета» Брюссель, Музей). Таково же изображение молодой женщины (Вашингтон, Национальная галлерея): ритм, тонкие оттенки цвета, нежиданно введенное красное пятно пояса с золоченой пряжкой здесь соединяются в едином ощущении нарядности, чистоты и не лишенного гордости изящества.
А надо всем — на облаке — маленький воздевший руки Христос. Он тщательно переносил на бумагу черты лица, по нескольку раз возвращался к линиям, не удовлетворявшим его, отметил в надписи цвет глаз и другие необходимые для живописной работы подробности. Здесь очевидна параллель Гентскому алтарю в фигурах Адама и Евы анатомия, конструкция тела передавались достаточно приблизительно, тогда как поверхность кожи — с редкой наблюдательностью (у Адама изображен на теле каждый волосок). Часто же он замыкает проемы фона или излишне пространственный задний план фигурами, движущимися из глубины («Пасха», «Авраам и Мельхиседек»).
Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. КУПИТЬ СТАРИННЫЕ КАРТИНЫ. И не случайно в позднем творчестве Босха постепенно усиливается роль реального начала и возрождается изначальный интерес нидерландского искусства к неограниченным пейзажным перспективам. Быть может, четче всего эти тенденции проявлялись в творчестве Боутса.
О первых шагах Возрождения в Нидерландах позволяют судить живописные работы братьев, выполненные в 20-х гг. и среди них такие, как «Жены-мироносицы у гроба» (возможно, часть полиптиха Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген), «Мадонна в церкви» (Берлин), «Св. 15 столетие в Нидерландах было порой великого искусства. Вероника», «Добрый разбойник на кресте» — все во Франкфурте, в Штеделевском институте), а вещи как бы преувеличены во всех своих измерениях. Можно выделить художников римской и болонезской школы. Правда, оба они строят свои портреты на раскрытии того, как человек воспринимает мир. Вместо сюжета, понимаемого как развитие действия, драматический рассказ, мы видим предстояние, общую «экспозицию» людей и предметов.
Но напрасно гадать о ее конкретном содержании. Из них наиболее убедительна версия, по которой этот художник получает имя Робер Кампен и довольно развитую биографию (Ранее именовался Мастером алтаря (или «Благовещения») Мероде.
В 40-х гг. Четыре вытянутые руки составляют своего рода драматическую градацию одного чувства, завершающуюся застылым жестом как бы влачащейся руки Марии. И каждая подчинена радостной, торжествующей иерархии, во главе которой — бог. Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой».
Их заменяет длительная, вневременная созерцательность. В 1434 г. ван Эйк написал портрет, обычно считающийся изображением купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, Джованни Арнольфини и его жены Джованны (Лондон, Национальная галлерея).
Авторство Губерта (. Последнего он хочет достигнуть при помощи изящества и декоративности. За единичными исключениями (Ян ван Эйк), художники, подобно ремесленникам, были объединены в цеха. Люди в его композициях не получают главенствующей роли и не отрываются от пейзажной среды, представленной всегда с острой наблюдательностью.
Зато вещи проявляют неожиданную активность. Художник старательно избегает ограниченности пространства. Екатерины на внутренних створках (Дрезден), впечатление уходящего вглубь пространства церковного нефа доходит почти до полной иллюзии. Но только цвет и выделяет его. Рогир знает о человеке уже больше, чем ван Эйк. Событие утрачивает свой величественный размах. Впрочем и ближе других стоящий к нему Мастер Брауншвейгского диптиха («Св.
Но здесь патрон ювелирного дела св.
1378—1444). фазу развития искусства Нидерландов. Правая створка кажется легкой. И словно для доказательства единства двух этих аспектов жизни — всеобщего, возвышенного и реального, бытового — центральные панели «Благовещения» отводятся виду на далекую перспективу города и изображению трогательной подробности домашнего обихода — умывальника с висящим подле него полотенцем. 1 Храм Христа слева напоминает еще схему Джотто, Гадди и Джованни да Милано. 2 Идею этой картины мог, пожалуй, дать сам король Рене.
За интенсивностью цвета нет ни духовного напряжения, ни ощущения драгоценности мироздания. Арнольфини — видный представитель итальянской торговой колонии в Брюгге). Созданный мастером образ глубоко трагичен. Михаила с заказчиком и св. В «воинах» и «судьях» оживает пышное великолепие бургундского двора и рыцарства.
Скульптура отразила проблески нового сознания значительно ярче.
Но нельзя не признать, что он создан душевным порывом художника. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с 12-го века вели героическую борьбу против феодальной зависимости. В сочетании с пространственностью «Поклонения» цвет одежд бога-отца пламенеет еще глубже.
Попытки доказать подложность надписи и объявить Губерта «легендарной личностью» следует считать бездоказательными. И все пространство комнаты освобождает, наполняет светом. В изображении Иодокуса Вейда придирчиво прорисованы все детали его лица.
Так, в изображении Варвары Флендерберг (Брюссель, Музей) черты лица отличаются простоватостью, но художник прибегает к неожиданному приему: едва заметный край наброшенной на голову кисеи он проводит как раз через зрачок своей модели, что делает взгляд ее обоих глаз разным и более сложным. Во всем чувствуется схематичность, вялое, ремесленное отношение к делу. Оба они — Губерт (ум. Особое место среди произведений Яна ван Эйка принадлежит крохотной картине «Св. Миниатюры в летописи относятся к 1467-1470 годам, алтарь – к 1459 году.
Художники (например, Мельхиор Брудерлам, ок. Таким образом, в Гентском алтаре гениальные находки автора миниатюр Туринского часослова дали грандиозные результаты. статью в разделе История искусства). И остановленность действия — не вневременная пауза (как было это у ван Эйка) и не экспрессия, сведенная к условно выразительному знаку (как у Рогира), а следствие пристального внимания художника к натуре. Из работ Слютера и де Верве должны быть отмечены также фигуры плакальщиков для гробницы Филиппа Смелого (1384—1411 Дижон.
Реальность в его видении лишена жизни, выхолощена. Ян ван Эйк был одним из великих мастеров портрета. Де Крои — узколицый, с резкими чертами и торчащей нижней губой, словно внезапно остановленный, с глазами быстрыми и несколько печальными, человек порывистой изменчивой внутренней организации. Отсутствие в большинстве случаев подписей художников на картинах и скудость документальных данных потребовали значительных усилий многих исследователей для того, чтобы путем тщательного стилистического анализа восстановить наследие отдельных художников.
Аналогичным образом разработана правая сторона алтаря. Нельзя сказать, что человек здесь вступил в противоречие с миром. В трех залах с верхним освещением (117-119) размещены Итальянские мастера 15-го и 16-го века. Так же поступил и ван Эйк.
Мастер открыл новые портретные возможности. Участники ее сидят в просторной светлой комнате за большим квадратным столом. Экспрессия чувств превратилась только в отражение смятенного духа мастера.
Из отдельных французских картин нас может интересовать в этом месте алтарная картина, перешедшая в Лувр из Дворца Правосудия, с видами (позади фигур Распятия и святых) Парижа и какого-то города на холме с башней, напоминающей флорентийскую Синьорию, а также картина Мюнхенской Пинакотеки Легенда о святых отшельниках, ныне не без основания приписанная французской школе. Можно привести и другие примеры подобных портретных решений. В замечательном алтаре с «Поклонением волхвов» (Мюнхен) в центре композиции оказываются юная Мария и седой коленопреклоненный волхв, подносящий к губам ручку младенца. Ян был, видимо, весьма образованным человеком изучал геометрию, химию, картографию, выполнял некоторые дипломатические поручения бургундского герцога Филиппа Доброго, на службе у которого, между прочим, состоялась его поездка в Португалию.
Доната обретает невероятную цветовую звучность. С пристальным вниманием переданы поверхность тела, покрывающие его волоски.
Быть может, наиболее Значителен среди них Мастер Virgo inter virgines (назван по картине Амстердамского Рейксмузея изображающей Марию среди святых дев), тяготевшего не столько к психологической оправданности эмоции, сколько к остроте ее выражения в маленьких, довольно бытовых и порой почти нарочито уродливых фигурках («Положение во гроб», Сент Луис, Музей «Оплакивание», Ливерпуль «Благовещение», Роттердам).
Другой путь олицетворяется в первую очередь работами Дирика Боутса и Альберта Оуватера. Существенно влияет названный принцип ранней нидерландской живописи на портрет. Взгляд Тимофея устанавливает определенное соотношение между ним и внешним миром. Там человек сливался с мирозданием в своего рода пейзажном единстве.
Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». Георгий, приветливо приподняв шлем, представляет его мадонне.
Но есть и черта, которая их объединяла – это стремление не зависеть от мировоззрения окружающих, показать непосредственно свое видение и взгляд. Однако движения фигур скованы, позы неустойчивы. Было сделано немало остроумных попыток определить его подлинное имя и происхождение.
Св. Пейзаж показывается здесь не как вид из окна (ср. Цвет, ритм или композиционный прием служат эмоциональным зерном портрета. Их позы свободны (быть может, даже нарочито), облик простонароден. И печальная, тихая Мария, так несхожая с привычным типом богоматери в нидерландском искусстве и характер цветового решения (сиреневато-серая мутноватая пелена цвета прерывается звучанием красного, выделяющего безжизненную бледность Марии), особая концепция действия и пространства (в нем много пустых промежутков, они действуют как умолчания), наконец, последовательность композиционных акцентов — все это говорит о новых исканиях художника.
Здесь они, однако, не несут с собой оттенка мрачной фантастики. Но на худом лице горят завороженные глаза — они прикованы к чему-то невидимому нами. Среди них первое место бесспорно принадлежит так называемому Флемальскому мастеру.
В искусстве все сильнее обозначалась тяга к конкретному индивидуальному, частному. Помещенная на алтаре надпись в стихах сообщает, что он был начат Губертом ван Эйком, «величайшим из всех», закончен его братом «вторым в искусстве» по поручению Иодокуса Фейта и освящен 6 мая 1432 года. Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине. Два раза Креспи побывал в Венеции, обучаясь сам и вдохновляя других. Венеция и Рим были большим очагом развития искусства 18 века, Болонья и Неаполь тоже имели собственные выдающиеся достижения. Однако замечательно, что мастер не делает никаких попыток выявить характер (если о нем все же можно говорить, то тому причиной выразительность лица Альбергати, а не психологический анализ ван Эйка). В алтарных композициях, как уже говорилось, этот процесс также имел место. Таков, например, алтарь с «Искушением св.
Большое влияние имела школа Феррары. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре.
дрезденский триптих и «Мадонну канцлера Ролена» Яна ван Эйка) и не как отдаленная точка перспективы («Жены-мироносицы у гроба» его же), но как всеобъемлющая картина, только незначительную часть которой занимают сюжетно необходимые фигуры. Он средоточие всей системы. Его в равной мере тянет подчинить предмет пространству, поставить его в общий перспективный ряд (отчего все предметы у него так легко подчиняются перспективной схеме), но одновременно он хочет показать его со всей доступной его искусству наглядностью (см., например, «Мадонну перед экраном», Лондон, Национальная галлерея, «Мадонну с младенцем», Ленинград, Эрмитаж, «Мадонну в абсиде», дошедшую в многочисленных репликах. ) Эта двойственность характерна и для Кампена и для искусства 1420— 1430-х гг.
Чувство в «Успении» обнажено. Но, словно для восполнения ослабленной цветовой активности, они представлены поющими. Подобно «Благовещенью», картина освещена ровным, сильным светом и выдержана в холодном колорите. Такова оставляющая ощущение острой обнаженной боли совсем маленькая (0, 24, 5 X 0, 24) картина изображающая страдающего Христа (Утрехт, Музей).
Однако почти все они не выходят из русла средневекового искусства. А в центре он помещает маленькую беззащитную фигурку св. Выявление этого стиля заменяет ему детальный психологический анализ. Его святой напоминает скорее греческую фигуру Апполона, нежели христианского мученика. После Клауса Слютера (а он выступил еще до формирования принципов нидерландского Возрождения) Нидерланды не знали ни одного значительного скульптора.
Юлиан и Марта»). Будучи учеником Карло Киньяни, который в свою очередь учился у Франческо Альбани, он овладел академическим художественным языком, выделявшим болонезскую живопись со времен Каррачи. И хотя для Кампена, как и для других современников, далевые точки пейзажа всегда обладают особой притягательностью, он подводит нас к ним не сразу- Мы прослеживаем все изгибы дороги, следуем мимо длинного плетня, встречаем выходящих на дорогу путников, догоняем, видимо, выехавшего из ворот всадника и только потом, внимательно рассмотрев ряд ветел (любопытно, что у трех деревьев спилены ветви, а за другими, лишенными листвы, отчетливо проступает линия дороги), — только потом мы выходим к далекому ряду домов, в дверях каждого из которых видны крохотные женские фигурки, а в стойле — лошадь затем следует море с лодкой и парусным корабликом, морская гладь и т. п. Такое замедление в движении взгляда зрителя вызвано стремлением представить мир как можно более подробно и естественно — с этим же связано насыщение пейзажа реальными деталями.
В трапезной этого храма находится одна из самых знаменитых фресок в мире — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
При всем том, однако, связь этой картины с французским искусством очевидна. Миниатюры эти неожиданно реальны. Примером творчества Кампена может служить алтарь с «Благовещением» в центре, донатором Ингельбрехтом с женой на левой створке и святым Иосифом на правой (прежде — собрание Мероде, теперь Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Искусство 20—30-х гг. Если в портретах Тимофея и человека в тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника.
Акцентировка черт, свидетельствующих о внимании художника к реальности изображенного события и, напротив, ослабление символического или религиозно-философского начала в произведении, умеренная пространственность алтаря (фигуры второго плана движутся из глубины), торжественное и одновременно лирическое решение целого — все это можно причислить к большим завоеваниям Рогира. Алтарь открывался только в праздничные дни.
Позднее Рогир к таким решениям не прибегал. Вероники той же природы, что и других фигур (в ее головном уборе слияние желтого с синим приобретает ядовитый, циничный оттенок). Пейзаж же вдали не фантастический и не баснословный. Мы знаем, однако, что льняное и другие высыхающие масла были известны в качестве связующего уже в раннем средневековье (трактаты Гераклия и Феофила, 10 в. ) и довольно широко применялись, по данным письменных источников, в 14 веке.
По вложенному в пейзаж настроению это едва ли не самая выразительная картина XV века. Один из наиболее интересных портретов — изображение девочки из семейства Тальбот (Берлин). О Кампене известно, что он родился в 1378 или 1379 г. в Валансьене, получил звание мастера в 1406 г. в Турнэ, там жил исполнил помимо живописных работ немало декоративных, был учителем ряда живописцев (в том числе Рогира ван дер Вейдена, о котором речь пойдет ниже, — с 1426 г. и Жака Дарэ — с 1427 г. ) и умер в 1444 году. Но ван Эйк пошел еще дальше. Варвары, сидящей на скамье у камина и погруженной в чтение (1438, Мадрид), относится к позднему периоду его творчества. Мотив здесь северный и, вероятно, с севера он перешел затем и в венецианское искусство (известен ряд картин, в которых дерево или куст играют центральную роль).
Алтарь становится вдвое больше (благодаря раскрытым створкам), он обретает широкую и торжественную многозвучность. Он родился в Корреджо, отсюда происходит его художественное имя. Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, хрустальные четки висят на гвоздике, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов, а символ верности — собачка таращит пуговичные глаза.
Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. На пороге Высокого Возрождения стоит Крещение Христа кисти Франческо Франча (около 1450-1517). Речь идет о «Мадонне канцлера Ролена» (Лувр). Первый из них, так называемый алтарь Монфорт (Берлин), дошел с довольно значительными утратами: не сохранились крылья (то есть боковые композиции) исчез, видимо, прямоугольный выступ над серединой центральной створки.
Он как бы нарочито мешает своим героям стать исключительными. Сюда же направляются изображенные на правых боковых створках отшельники и пилигримы, во главе с великаном Христофором. Он долго работал в месте, недалеко от Корреджов Парме. В центре, на лугу, поросшем цветами, возвышается на холме престол с агнцем, кровь из раны которого стекает в чашу, символизируя искупительную жертву Христа несколько ниже бьет фонтан «источника живой воды» (т.
Однако этот опыт не пропал даром. Этот портрет отличается удивительно точной, выверенной недосказанностью. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. Она отделена этим сиянием и от них и от тьмы, слившейся с ними.
Denis в Публичной библиотеке (разумеется, в этой летописи не следует искать точной осведомленности об иллюстрируемых ею событиях древних времен) и дивные миниатюры аллегорического романа короля Рене, Coeur damour йpris в Венской библиотеке. Такие художники, как Франческо Тревизани, Помпео Джироламо Батони и Джованни Антонио Бутти являются тому примером. И даже светлое, почти белое лицо св. Эти фигуры привлекали внимание художников и в 16 веке, например Дюрера. 19 век изначально был веком некоторого застоя в западноевропейской живописи.
Одним из лучших портретных произведений Мемлинга является портрет, считавшийся изображением Марии Морель (Брюгге, музей Мемлинга). Интереснее других весьма повествовательный Мастер легенды св. Наиболее обоснованной представляется гипотеза, согласно которой Ян использовал и доработал начатые Губертом части алтаря, а именно — «Поклонение агнцу» и первоначально не составлявшие с ним единого целого фигуры верхнего яруса, за исключением выполненных целиком Яном Адама и Евы принадлежность последнему целиком внешних створок никогда не вызывала дискуссий. II все же такое немасштабное совмещение фигуры и архитектуры не производит впечатления неправдоподобности ибо в картине ван Эйка господствуют не совсем те же отношения и связи, что в жизни.
Несмотря на сложный рисунок, композиция отличается предельной ясностью все фигуры, составляющие три группы, объединены в одно неразрывное целое единство этих групп построено на ритмических повторениях и равновесии отдельных частей. Варваре» (1437 Антверпен, Музей) оно заметно в трактовке второго и третьего планов, где обстоятельно изображено возведение храма, а далекие холмы получают ясное и упорядоченное решение. Художник не знает удержу своей чудовищной фантазии.
Название произведения «Impression, soleil levant» с легкой руки журналиста Л. Леруа стало именем художественного направления «импрессионизм». Импрессионизм (фр. Цвет в портретах Рогира может быть резким или приглушенным, но он всегда мгновенен — если такое определение применимо к цвету. Они как младшие сестры Марии. К концу века оно исчерпало себя.
Их нагота не просто обозначена, но предъявлена во всей ее очевидности. Так, «Несение креста» (Гент, Музей) отличает щемяще холодная интенсивность цвета. Следующими представлены ангелы. Салон «несогласных», а также поддержка первых смельчаков-коллекционеров сделали свое дело – импрессионизм сумел завоевать сердца многих. Сегодня среди коллекционеров антикварной живописи картины импрессионистов занимают особое место. В мюнхенском алтаре новая концепция принимает абсолютно определенные формы.
XIX век оставил неизгладимые отпечатки на всех видах искусства. Постимпрессионисты, фовисты, кубисты и др. Он ищет характеристику острую и точную, подобную формуле. И цвет в этих створках меркнет и становится теплее. Техническим средством передачи его на плоскости картины имеющей два измерения, явилась математическая конструкция перспективы, которая была открыта во второе десятилетие 15-го века, по всей вероятности, во Флоренции.
Губерт ван Эйк. Они стоят в рост, выпуклые реальные. Он придает каждому действующему лицу вполне бытовой жест. Пейзаж «Поклонения» обладает не только тонкими световыми и воздушными оттенками, но как бы чувством еле заметной пульсации жизни.
От триптиха «Снятие с креста» (композиция его известна по старинной копии в Ливерпуле) сохранилась верхняя часть правой створки с фигурой разбойника, привязанного к кресту, у которого стоят два римлянина (Франкфурт). Даже полотенце, которое так ровно, даже торжественно висело подле Марии в «Благовещении» Гентского алтаря, здесь покосилось и съехало на сторону. Их необузданный характер, смелость и готовность к борьбе сочетаются с исключительным талантом и легкостью восприятия, что дает им полное право занимать существенную и значимую ячейкув истории. В этом монументальном образе художник сохранил традиционный золотой фон. Они сбились в тесную группу, которая представляет лишь малый эпизод целого. Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью».
в Кореджо он пишет для церкви Сан Франческо Мадонну со святым Франциском. 15 в. («Легенда св. В «Мадонне у фонтана» (1439 Антверпен, Музей) оно видно в желании нейтрализовать активность перспективного построения фона (при помощи фигурок ангелов, держащих занавес и цветов) и сосредоточить внимание на образе человека. Ренессанс Италии понимался как исходная точка далеко идущих поисков. Наблюдательность Боутса имеет оттенок буквальности.
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Он родился в 1399 или 1400 г., прошел обучение у Кампена (то есть в Турнэ), в 1432 г. получил звание мастера, в 1435 г. переехал в Брюссель, где был официальным живописцем города: в 1449—1450гг. Едва ли это положение справедливо.
Зритель сразу охватывает взглядом недвижно застывшую группу переднего плана. Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал.
В этой связи показательно изображение интерьера. Этой блекло-сиреневатой (неожиданно для нидерландцев написанной на холсте) картине свойственна волнующая медлительность ритмов. Смерть (в 1441 г. ) прервала его дальнейшую деятельность. Если в гентском полиптихе художник старался создать обобщенную, синтетическую картину, которая множество отдельных явлений сочетала бы в единую картину мироздания, то здесь в основу решения кладется конкретный факт и хотя здесь еще вполне сохранилось стремление передать красоту мироздания — не случайно с таким восхищенным увлечением написано выпуклое зеркало (в нем, как в капельке росы, дрожит и играет отражение целого мира, ) — все же предметы — носители этой красоты — уже утрачивают главенствующую роль. Урсулы» Брюгге, Монастырь черных сестер), неизвестный автор не лишенных мастерства портретов супругов Барончелли (Флоренция, Уффици), а также очень традиционный брюггский Мастер легенды св.
Впрочем, некоторые черты близости «Поклонению волхвов» можно заметить и в «Евхаристии» (Урбино, Музей), выполненной художником уже в Италии. Антония» на центральной створке из Лиссабонского музея. Каждая фигура Это как бы извлечение, концентрация реальности. Тяготение к земному возможно только в формах пантеистических.
В молчании или с пением они окружают священного агнца — символ жертвенной миссии Христа. Элигий» (1449 Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Гертген умер рано, но принципы его искусства не остались в безвестности. Но, в общем, вся эта масса картинок, основным смыслом которых было иллюстрирование текстов (часто одних и тех же), довольно монотонна и изучение ее утомительно. Нидерландец не склонен видеть в людях центр вселенной.
Нарастание определенности образов (Ролен — один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы. Согласно легенде, св.
Это столети отмечено, как время усиливающегося католицизма, церковной консолидации. Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена и Жака Дарэ, автора, чрезвычайно зависевшего от Кампена (см. Особого внимания заслуживает, в частности, пейзаж, среди которого развертывается зрелище с поразительной точностью переданы многочисленные породы деревьев и кустарников, цветы, покрытые трещинами скалы и раскрывающаяся на заднем плане панорама дали.
Вероники» (Франкфурт) — фрагменты другого большого алтаря. Он изображал людей цельных, гармоничных, фоном служили красивые пейзажи или величественная архитектура. Пальма Веккио (около 1480-1528) изображает в своей картине Иаков и Рахиль, созданной около 1515 года, пастушескую идиллию. Лючии («Алтарь св. Это время характерно тем, что у человека зарождается неподдельный интерес к анатомии, перспективе, он хочет изучать тело, в том числе и обнаженное. Его герои закованы в броню и статуарны. Художник хочет воссоздать определенное событие так, как могло бы оно происходить в жизни. Он не чувствует гармонического единства мира и не случайно все вещи в его алтарях кажутся разобщенными.
В несомненно болезненном характере этих работ чувствуется гибель целого мира. Екатерина (правая створка) в светлом, голубом одеянии, держа в руке сияющий меч с прозрачной сапфировой рукояткой, наклоняет голову над молитвенником и наклону ее головы вторят, как листья пальмы, расходящиеся линии сводов, а за ней в открытом окне далекие здания и синеющие горы. Интерьер напоен легким золотистым светом.
Рогир не касается мелочей характеристики. В основе его творческого метода лежит пусть ослабленное, обедненное, но все то же представление о вселенной как о некоем целом, хотя это представление и подвергалось в его творчестве сильнейшей конкретизации. Донатиана, драгоценным доспехом и особенно кольчугой св. Далее художник старается придерживаться стиля барокко, уже не наблюдается того уединения и покоя, фигуры на его картина начинают двигаться, прекрасным примером может служить картина «Мадонна со святым Себастьяном», являющаяся алтарной. Однако в этот жизненно убедительный интерьер мастер помещает фигуру Марии, головой достигающую окон второго яруса.
Мы имеем в виду его знаменитого «Блудного сына». Фигуры рельефны. Природа же предстает одухотворенной и безмолвной.
Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень. Внимание ван Эйка привлекает не скульптурная масса головы, а мягкая податливость старческой кожи, а если говорить о трактовке личности — то не способность человека к действию, а его индивидуальная мимика (например, манера немножко косить ртом). Этот образ можно было бы признать совершенным образцом сочетания конкретных и возвышенных черт, если бы сам же Мемлинг не создал несколько позже диптих с мадонной на одной створке и портретом Мартина Ньювенхове — на другой (1487 Брюгге, музей Мемлинга).
Они материальнее, они не сплавлены с фоном. Михаила, великолепным восточным ковром. Можно сказать, что художник с добрым вниманием воспроизводит черты лица модели: чуть приплюснутый нос, застенчивый рот, лучистые глаза. В «Мадонне ван дер Пале» художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции. Маргарита кажется как бы вовлеченной в его мерное ускорение.
28). В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Для Рогира — отчетливое выражение стиля, «повадки» человека, особенностей его личности в целом.
Более субъективный, эмоциональный строй «Рождества» свидетельствует о приближении искусства Рогира к жизни. Чего только стоят такие всемирно известные картины, как «Олимпия» или «Завтрак на траве». Здесь опять возникают мириады странных и болезненных созданий.
Бавона) принадлежит к великим шедеврам мирового искусства. Мы видим, как розовеет кожа на коленях и кистях рук Адама, как круглятся формы Евы. Он сообщает своим многофигурным драматическим феериям жуткий в своей всеобщности оттенок. Его герои все словно остановлены, как бы неожиданно для них выключены из времени и среды.
Особое место не только в творчестве Яна ван Эйка, но и во всем нидерландском искусстве 15—16 веков принадлежит «Портрету Джованни Арнольфини и его жены» (1434, Лондон. его «Поклонение волхвов» и «Встречу Марии и Елизаветы», 1434— 1435 Берлин), отчетливо выявляют интерес к искусству этого мастера, в чем безусловно проявляется тенденция времени. Угловатые формы Адама противопоставлены округлости женского тела.
При всей архаичности их облика бросается в глаза понимание художниками строения тела. Таковы две картины на тему суда Оттона III (не ранее 1468 г. Брюссель, Музей). И в этой перестановке акцента с обращенности человека в мир на его погруженность в себя — предварение последующих тенденций нидерландского искусства.
Этот ярус обладает свойствами панорамности.
И образ Марии на все бросает отсвет своей покорной мягкости и чистоты. Заметно усложняется портрет. В искусстве Босха вопрос о соотношении человека и мира получил принципиально иное решение. Этому движению противопоставляется движение фигуры Иоанна (на нем интенсивно красный, раздувшийся, закрутившийся в тугие мечущиеся складки плащ). В триптихе «Благовещенье» (Нью-Йорк) традиционная религиозная тема развертывается в подробно и любовно охарактеризованном бюргерском интерьере. Живописная школа Болоньи имеет в лице Креспи художника европейского масштаба.
18 век был веком Просвящения. Изображенные представлены в интимной обстановке уютного бюргерского интерьера, однако строгая симметрия композиции и жесты (поднятая вверх, как при клятве, рука мужчины и соединенные руки пары) придают сцене подчеркнуто торжественный характер. Более того, он не стремится определить образ человека. ПРОДАЖА АНТИКВАРНЫХ КАРТИН. Они подчинены особым закономерностям. Достижения Боутса и Оуватера лежат в области усиления бытовой достоверности изображения.
Наибольшим влиянием на молодое поколение художников в Парме пользовался Корреджо. Так, в образе Марии с младенцем (Роттердам, музей Бойманс-ван Бойнинген) художник опустил все, что не имело прямого отношения к выражению душевности образа. Однако для ван Эйка главное в этом восприятии —контакт человека с окружающим миром. II пространственная пауза делает еще более значительной паузу временную — длящийся момент предстояния. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными.
Вместе с тем Гертгена волнуют образы, отражающие человеческое страдание. Но они уменьшились в размерах, утратили активность. Урсулы, работавший в Брюгге в 80—90-х гг. О Губерте почти ничего неизвестно. Причем менее всего заметно приближение новой поры в живописи. Позади унылой группы скорбящих над телом Христа тянется мягко вздымающаяся темная поляна, резко прерывающаяся белой городской стеной из-за которой торчат крыши домов и высокий, угрюмый силуэт недостроенного готического собора, все это выделяется на фоне гаснущей зари – частью силуэтами, частью (как цепь снежных гор справа) смягченное тусклым светом идущим откуда-то со стороны.
За ними — дали. Более молодой, чем Рогир (род. Хранится в Музее Мармоттан в Париже.
Вытянутое по диагонали, обвисающее тело Христа и повторяющая почти точно его позу Мария занимают главное место в композиции. Подобных примеров переплетения символического и реального, столь характерного для периода перехода от теолого-схоластического мировоззрения к реалистическому мышлению, в творчестве не только Яна ван Эйка, но и других художников начала века можно было бы привести немало многочисленные детали-изображения на капителях колонн, украшениях мебели, различные предметы быта во многих случаях имеют символическое значение (так, в сцене Благовещения рукомойник и полотенце служат символом девственной чистоты Марии).
Еще отчетливее это своеобразие проявляется в видении человека. То же самое приходится сказать и о пейзажах в творении ученика Фуке – Бурдишона. Не очень большая (0, 66x0, 62 м), она кажется больше своих реальных размеров.
И тем сильнее и материальнее явление Адама и Евы. Характерно, что конкретизация мировосприятия привела Кампена не к усилению материальности в трактовке предметов (ибо он по-прежнему сохранял свою пантеистическую точку зрения), но к постепенному слиянию предмета и пространства, к большему равновесию между человеком и средой, в чем, безусловно, следует видеть влияние Яна ван Эйка.
Бавон», Брауншвейг, Музей «Рождество», Амстердам, Рейксмузей) и некоторые другие анонимные мастера не столько развили принципы Гертгена, сколько придали им характер распространенного стандарта. И, по существу, даже сравнительная медленность и своеобразие ренессансного развития Нидерландов, отсутствие культа яркой, героической индивидуальности, который имел такое важное значение в Италии, принесли здесь неожиданно ценные плоды. Иногда он уделяет большое внимание предмету — так рождаются работы, где все персонажи словно насильно вырваны из своего естественного окружения («Мария с младенцем», «Св. Как в том, так и в другом произведении можно, кажется, увидеть образцы искусства в свое время знаменитого всесторонней образованностью северофранцузского художника Симона Мармиона (родом из Амиена или Валансиена). Иероним» (Детройт, Художественный институт).
Фигуры переднего плана остаются значительными, не проявляя никаких чувств, со спокойным достоинством сохраняя свой повседневный облик. И убеждающая реальность этого образа оттеняется соседством коленопреклоненного ангела — с длинным неподвижным лицом и тоже неподвижным, словно завороженным взглядом узких глаз (в соответствии с тонким, бледным его лицом и в контрасте с напряженной неподвижностью — над головой у него, как дрожащие капельки, три жемчужины на высокой коралловой веточке). В сущности, ангелочки — во тьме. Но этого мало. В религиозном сюжете художник с особенным вниманием воспринимает его бытовую окраску.
Искусство того времени утверждает представление о высоком предназначении человека. Пейзаж и женские фигуры в этой картине чрезвычайно близки к наиболее архаичной части Гентского алтаря (нижней половине средней картины нижнего яруса), а своеобразная перспектива саркофага аналогична перспективному изображению фонтана в «Поклонении агнцу». Гентский алтарь. Следует назвать ее важные признаки. между 1400 и 1410гг. ), он был далек от драматизма и аналитичности этого мастера.
Иногда он вводит в картину инсценировку пословицы — но в ней не остается юмора. В 1958 году путем очистки картины от пожелтевшего лака и позднейших закрасок была восстановлена первоначальная чистота красок.
Позже и в другой связи такие призрачные хороводы возникнут в творчестве Босха. И их множество обладает определенной системой. В неоконченной «Св. В начале 20 века в рукописи известной под названием «Туринско-Милан-ский Часослов», был обнаружен ряд миниатюр, стилистически близких к Гент-скому алтарю, 7 из которых выделяются своим исключительно высоким качеством.
Джованни держит в руке руку Джованны. При всей своей значительности канцлер Роллен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем. Лючии», 1480, Брюгге, церковь св. В тех случаях, когда движение направлено в глубь картины, Боутс стремится чем-либо его ограничить («Явление ангела пророку Илие»).
Значительная близость к последней из упомянутых миниатюр дает основание считать одной из наиболее ранних картин Яна ван Эйка «Мадонну в церкви» (Берлин), в которой удивительно передан струящийся из верхних окон свет. Супруги находятся в комнате. Бархатное облачение св.
Это благословение, но и утверждение высшей необходимости. Они уже не нападают на человека. Исполненный несколько позже живописный портрет Альбергати (Вена, Музей) черствее, жестче, энергичнее. АНТИКВАРНЫЕ КАРТИНЫ. Искусство середины века не только видоизменялось по существу, но и развивалось вширь.
Но их заинтересовали и другие черты — те, которые были связаны с влиянием Гуса. Этот свет в еще большей мере, чем в «Мадонне в церкви» имеет двоякую природу — он вносит начало возвышенное, но он же поэтизирует чистый уют обычной бытовой обстановки. Но их некоторая нескладность и прозаичность также заметно усилились. Общее состояние при такого рода восприятии одно — своего рода задумчивая печаль. Все ползает и все наделено острыми, царапающими формами.
Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. Особенно Пьянцетта, кажется, надолго запомнил его произведения. Их граждане гордились своими завоеваниями. И это не поздний рецидив далеких средневековых представлений (как обычно толкуют творчество Босха), а бесконечно настойчивое стремление откликнуться на жизнь с ее мучительными противоречиями, вернуть искусству его глубокий мировоззренческий смысл.
Это его и погубило. Центральная створка этого алтаря — «Тайная вечеря». А созерцательность для ван Эйка— не индивидуальное свойство модели. Между ними, на противоположной стене помещено зеркало, в котором отражаются двое входящих (один из них, видимо, сам художник). Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета.
Почему же СТАРИННАЯ ЖИВОПИСЬ так привлекает коллекционеров и инвесторов во всем мире. Примером может служить «Рождество» (Дижон, Музей). Эта исполненная величавой простоты и глубокого чувства картина находит естественное развитие в более второстепенных действующих лицах. Ибо черты лица родственны у всех. Статуи герцога Филиппа Смелого и его жены на портале усыпальницы бургундских герцогов в дижонском монастыре Шанмоль (1391—1397) отличаются безусловной портретной убедительностью. А вокруг Марии — сияние, выхватывающее их маленькие шевелящиеся фигурки.
И все же, несмотря на это влияние искусство Кампена сохранило бытовые черты в общей «пантеистической» схеме и тем самым оказалось весьма близким следующему поколению нидерландских живописцев. Общее звучание алтарной картины обретает повышенную торжественность при значительной жанровой конкретизации, даже снижении второстепенных образов (фигуры грешников) и выделении центральных (грандиозный ангел в белых одеждах). Остановившиеся руки сменяются простертыми, закрытые глаза — зрящими. Сохраняя пространственность и воздушность миниатюр 20-х гг. Он загорается глубоким цветовым сиянием. Приходится также умолчать здесь о первых опытах гравюры, в которых встречаются пейзажные мотивы и о целом ряде пейзажей на шпалерах. Это милая детская сказка, лишенная всякой претензии, скромно и просто рассказанная.
Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Его герои выросли в масштабах и стали объемнее. ок. Он не созерцает, а размышляет.
Знакомство с этим произведением Флемальского мастера оказало влияние на Яна ван Эйка, когда он создавал «Благовещенье» Гентского алтаря. Все другие городские республики Италии давно уже пали жертвой реакции. Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Образы жестче и определеннее. Решением многих из них искусство обязано Рогиру ван дер Вейдену (Роже де ля Пастюр).
Но существенно, что и в этом случае они не кажутся тяжелыми. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». Уже его ранние работы («Благовещение» Детройт) — прозаически-реального склада произведения самого конца 1480-х гг. Художник тяготеет к реальности, но пытается уловить в ней отблеск извечной красоты.
Самое знаменитое и крупное произведение братьев ван Эйков «Поклонение агнцу» (Гент, церковь св. Подобного двойного портрета в интерьере мы не найдем в европейском искусстве вплоть до написанных столетием позже «Посланников» Гольбейна. Художник, однако, придает им иной смысл. В нижнем ярусе помещены статуи Иоанна Крестителя (которому была первоначально посвящена церковь) и Иоанна евангелиста имитирующие каменную пластику и рельефно выделяющиеся в затененных нишах коленопреклоненные фигуры жертвователей Иодокуса Фейта и его жены. Художник рассматривал портретируемого почти как предмет неживой природы.
В лице Франческо Солимены неаполитанская живопись имела своего признанного всей Европой представителя. Его лицо серьезно. Он не должен выражать какое-либо определенное чувство. Композиция — широко развернутая, но пронизанная ритмом торопливым и захлебывающимся. Боутс любит отгораживать сцену сзади («Тайная вечеря»). совершил поездку в Италию и умер в 1464 г. У него учились некоторые крупнейшие художники нидерландского Ренессанса (например, Мемлинг) и он пользовался широкой известностью не только на родине, но и в Италии (прославленный ученый и философ Николай Кузанский назвал его величайшим художником позже его работы отметил Дюрер). Немаловажным шагом стало изображение человека в реальной пропорции.
Стог сена намекает на старую фламандскую пословицу: «Мир — стог сена: и каждый берет из него то, что удастся ухватить» люди на виду целуются и музицируют между ангелом и каким-то дьявольским созданием фантастические существа влекут повозку, а за ней радостно и покорно следуют папа император, простые люди: некоторые забегают вперед, мечутся между колесами и гибнут, раздавленные. В картине Яна ван Эйка «Мадонна в церкви» конкретные натурные наблюдения занимают чрезвычайно много места. В изображении Ньювенхове все время ощущается временная определенность момента. Художники того времени не переставали показывать непосредственно их индивидуальное понимание всех тонкостей и тенденций маньеризма того времени.
Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Тем самым был проложен путь для пейзажной и архитектурной живописи. Художник отказывается от центрической композиции.
Наиболее последовательно новые особенности метода воплощаются в последнем портрете мастера — портрете жены, Маргариты ван Эйк (1439 Брюгге, Музей). С одним из наиболее впечатляющих образов мадонны раннего Ренессанса встречается посетитель в картине Святое семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем Андреа Мантеньи (около 1431-1506). Так, не лишенный дробности «Страшный суд» (Бонн, Музей) уже несет в себе черты нового. Но они вносят начало таинственное и волнующее. Неправильное иссохшее лицо со страшно угловатыми чертами и остановившимися глазами — это лицо пронизано острой и мучительной асимметрией.
Встречается масса интересных подробностей в изображениях (иногда довольно точных) городов, замков, внутренностей частных домов, дворцов и церквей. Пушкина, специалистами в европейской живописи 18, 19 и 20 веков. Фруамон написан легкими, почти неразличимыми мазками.
Антоний» в Прадо). А сзади него жизнь, покидаемая им. в 1426 г. ) и Ян (ок. Таков безвольно неуравновешенный Карл Смелый (возможно, копия Берлин). Мир перестает восприниматься во всей своей многокрасочности, гармонической упорядоченности и единстве, но зато человеческая душа приоткрывает свои тайны и искусство вступает в область еще неизведанных проблем.
Портрет дЭсте несет в себе черты экспериментирования. Греческое имя «Тимофей» (вероятно имеется в виду имя прославленного греческого музыканта), обозначенное на каменной балюстраде вместе с подписью и датой 1432, служит эпитетом к имени изображенного, по-видимому, одного из крупных музыкантов, состоявших на службе у бургундского герцога.
Сегодня, чтобы посмотреть произведение искусства, посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. Он устремляет в пространство свой взгляд и его устойчивый жест лишен случайности. В алтаре Портинари Гус старается выразить свою веру в душевные возможности человека. Таким образом, за мистическим провидением пророков открывается чувство материнской, человеческой теплоты.
Он не ограничивается воссозданием сюжетно определенной сцены. По праздничным дням створки раздвигались. Центральные панели «Благовещения» (с умывальником и видом города) имеют ничуть не меньшее Значение, чем боковые, на которых изображены главные герои композиции.
XIX век богат яркими творцами, которые внесли огромный вклад в искусство. Исчез преувеличенный интерес к передаче «натуральности» старческой кожи.
е. христианской веры). Только природа остается чистой, бесконечной. Напротив, «Благовещение» представляется более отстраненным, его колорит светел, а пространство не замкнуто. Если в рисунке наиболее художественно активной деталью был рот, то здесь — глаза. На левых створках помещены всадники — защитники христианской веры, обозначенные надписями как «Христовы воины» и «Праведные судьи».
Конец творчества Кампена (как и ван Эйка) отмечен тяготением к большей конкретности при изображении реальной жизни. 1435, Мадрид).
СТАРИННЫЕ КАРТИНЫ ПРОДАЖА. К нему обращены и Мария и св.
В римской живописи 18 века проявляется классическая тенденция. От фигуры бога-отца, как от начала, как от точки отсчета, торжественно разворачивается иерархия. Образцом ему, вероятно, послужили античные скульптуры. Но и в райском пейзаже нет-нет да и мелькнет странная колючая и пресмыкающаяся тварь, а среди мирных кущ вдруг воздвигнется некое фантастическое сооружение (или растение. ) и обломок скалы примет форму головы с лицемерно прикрытым глазом.
Его алтарь с «Распятием» (Гент, церковь св. С кем только её ни соотносили.
Возрастание конкретности и реальности образа человека в поздних работах ван Эйка протекает необычайно быстро и проявляется различно. И все же ранний Боутс во многом исходит от Рогира. Им, как и Рогиру, чуждо пантеистическое восхищение жизнью и у них образ человека все более теряет связь с вопросами мироздания — вопросами философскими, теологическими и художественными, приобретая все большую конкретность и психологическую определенность. Другие его портреты (Э. Составленные по образцу «Жизнеописаний» Вазари, биографии нидерландских художников 15—16 веков Мандера содержат обширный и ценный материал, особое значение которого заключается в сведениях о памятниках, непосредственно знакомых автору.
Но его активность и одновременно плотность — особые. Это жизнь человечества, вывернутая наизнанку.
Картина датирована 1509 годом. Основным письменным источником служит изданная в 1604 году «Книга о художниках» (русский перевод 1940 г. ) живописца Кареля ван Мандера (1548—1606). О нем можно судить по диптиху с «Распятием» (Филадельфия, Музей искусств), которому свойственны холодная чистота контуров, отсутствие деталей, предельные лаконизм и выразительность, наряду с этим странная, безжизненная аккуратность письма и мертвящая уравновешенность форм, каждая из которых в отдельности, казалось бы, полна беспокойства.
1406 г. ) предпринял первые попытки разбить традиционные каноны. В написанном несколько позже миниатюрном триптихе, с изображением Мадонны в центре, св. Эти нервные и даже болезненные фигуры помещены на золотом фоне.
Портрет Мартина Ньювенхове зритель воспринимает в единстве с Марией (обе их фигурки отражаются в зеркале на левой створке). Алтарь со «Снятием со креста» (Гранада, собор) и ряд других картин, например «Положение во гроб» (Лондон, Национальная галлерея), свидетельствуют о глубоком изучении творчества этого художника. Хотя власть Венеции шла уже на убыль, разбогатевший на торговле и промышленности буржуазный патрициат сохранял еще остатки прежнего величия.
Но рельефнее всего невозможность для мастера выйти за пределы века видна в его триптихе с «Крещением Христа» (начало 16 в. Брюгге, Музей). В портрете де Крои острота, уплощенность и резкость черт значат для Рогира больше, чем их конкретная психологическая выразительность.
(две картины на сюжет суда Камбиза Брюгге, Музей) изобличают тесную связь с Боутсом лучше других композиции лирического характера с развитой, активной пейзажной средой («Отдых на пути в Египет» Вашингтон, Национальная галлерея). На фоне богатого ландшафта с пастухами и стадами овец развивается тема нежной любви. И уже следующее поколение почувствовало тяжесть утраты этого ван-эйковского начала. Герои Босха — словно побеги, проросшие в темноте. В миниатюре «Молитва на морском берегу» изображающей окруженного свитой всадника на белом коне (почти тождественном с конями левых створок Гентского алтаря), возносящего благодарение за благополучную переправу изумительно переданы бурное море и облачное небо.