Такие художники, как Жан-Леон Жером и многие другие художники его времени, создали в своих работах двойной смысловой посыл: во-первых о мужской власти над женщинами и во-вторых об ощущении дикости, жестокости и низменности этой похотливой торговли. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему. Жан-леон Жером (1824-1904) – французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма.
Высказывались, в частности, мнения о том, что творчество Жерома160— это «Жан-Леон Жером — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма. Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи. Рисунок у Жерома — безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях письмо — тщательное, не сухое колорит — не блестящий, несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный особенно мастерски владеет художник освещением.
Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома. Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма. Хотелось рассказать только об одной картине художника, но увлеклась и получилась большая статья об этом замечательном художнике Жероме Жак- Леоне и его оригинальном творчестве.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В 1846 г. он предпринял попытку выиграть стипендию Prix de Rome, но провалился на последней стадии. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
Это вызвало возмущение парижских критиков, заявивших, что жанристам не должны были присуждаться медали. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома».
Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69.
Полотно велико по размеру — 134 203 см. Слуга из океля шел следом за нами, ведя за собой осла с большим зеленым сундуком на спине. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». При этом он выставлял свои картины каждый год.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля.
Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность».
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Основную массу его картин этого времени составляют разнообразные жанровые композиции, написанные по эскизам предыдущих лет, египетские пейзажи, редкий для него автопортрет. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62.
К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. В эпоху господства авангарда имя Жерома стало нарицательным для обозначения салонного искусства как ремесленничества самой низшей пробы. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Сенат преподнес Октавиану титул «Августа» («подателя благ»), который раньше присваивали только богам и в провинциях ему стали воздвигать храмы.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». По мнению и Дж.
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Хорошо зная мир Востока, Жером имел представление о том, что тигры внушали местным жителям мистический ужас. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта».
На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Рисунок у Жерома – безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях письмо – тщательное, не сухое колорит – не блестящий, несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный особенно мастерски владеет художник освещением. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее». В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25.
Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом— например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. И когда визирь увидал ее, он был ею восхищен до пределов восхищения, а затем он обратился к посреднику и спросил его: Сколько стоит эта невольница.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Тем не менее женщина видела, как он выходил. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». В тот же вечер я с триумфом привел рабыню в покрывале в свой дом в коптском квартале.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Писал картины разнообразного содержания, преимущественно изображающие быт античного мира и Востока в конце жизни занимался также скульптурой, пластически реализуя образы своих картин. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом.
На одной из картин он изобразил альмею с сигаретой, что подчёркивало европеизацию Египта, начавшуюся в то время. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея».
Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
В результате творчество Жерома было популярным и у любителей исторических сюжетов и у ценителей жанра ню31. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году.
Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра».
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Абд-аль-Керим пригласил меня войти в дом. Впрочем, левое крыло критиков начало атаку на Жерома уже в третьей четверти XIX века и инициатором её стал Эмиль Золя.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Как офицер Почётного легиона, он имел право на государственные похороны, но в завещании отдельно оговорил, что этого делать не следует. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. Она сейчас находится в музее Орсе.
В конце декабря 2006 г. в приемную лидера КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова позвонил неизвестный и сообщил, что хотел бы передать картину Бассейн в гареме именно КПРФ. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Да сделает ее Аллах для тебя благословенной.
Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия», «Фрина перед ареопагом», «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на неё художника и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде французских живописцев — группы так называемых «неогреков». Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
Абдулла объяснил мне, что многие из них не принадлежат торговцу, вырученные за них деньги получат родители, специально приехавшие в Каир в надежде, что их дочери попадут в хорошие руки. — Кроме того, — добавил он, — они стоят дороже, чем зрелые девушки. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Полотно велико по размеру — 134 203 см.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Путешествие в Египет продлилось 4 месяца, в течение которых путешественники наняли лодку с каютами и активно занимались экскурсиями по стране, рыбной ловлей и прочим. Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке». Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине160— в Везуле), организованная также Экерманом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. А если раб принимал ислам, то подлежал освобождению без промедления.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Жан Леон Жером Феррис Дата рождения: 18160августа 1863 (1863 08 18) Место рождения: Филадельфия Википедия В 1843-1844 г. г. Жерoм, вместе с Полем Деларошем, совершил поездку по Италии, которую из-за болезни был вынужден прервать. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. В Школе было открыто три новых мастерских и введены три профессорские вакансии, одна из которых досталась Жерому.
Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. По мнению и Дж.
«И персиянин сошел с мула и свел на землю девушку, — повествует «Тысяча и одна ночь». Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. 22 марта 2001 г. полотно Бассейн в гареме было варварски вырезано из рамы и похищено из Эрмитажа (пропажа была обнаружена в тот же день А. А. Бабиным, хранителем музея). Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля.
Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Этот поступок привлек к Октавиану симпатии солдат и бедноты. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома» В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
В 1847 г. Жером выставил в Салоне картину «Молодые греки забавляются петушиным боем» (The Cockfight, 1846), которая была награждена медалью III степени, а картину В 1869 г. Жан-Леон Жерoм стал почетным членом Британской Королевской Академии, а король Пруссии Вильгельм I наградил его рыцарским орденом Красного Орла III степени. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Сразу после этого он покинул Францию и отправился в годичное путешествие по Египту, Сирии и Палестине. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
29 января 2007 г. картина была возвращена Эрмитажу. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901).
Одновременно это животное символизировало силу, благородство и мужественность, в нём видели защитника и покровителя. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Адвокат— знаменитый оратор Гиперид, видя, что его речь не производит на суд особого впечатления, сдёрнул с Фрины её одежды.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. При этом оптический центр картины смещён влево от геометрического центра холста, что делает главным персонажем именно пустыню, а человек показан ничтожной жертвой (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876). Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает». — Кроме того, — добавил он, — они стоят дороже, чем зрелые девушки. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
А это говорит в пользу мусульманских нравов. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Два-три раза в месяц в фаланстере собирались друзья, посиделки оплачивались из штрафов за разные проступки и взносов от посетителей. В сундуке лежали два комплекта нарядов. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. художников» в доме на улице Флерюс, 27. Впрочем, жюри сочло, что работы 20 художников, в том числе Жерома, прошли в финал первого тура, за что авторы получили премию по 500 франков каждый. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны».
Масло, холст. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». В июне 1871 года он вернулся в Париж. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Жан-леон решил взять тему прославления императора Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». 13 ноября того же года императорским декретом Академия лишалась права руководить Школой изящных искусств.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Жан-Леон Жером (фр. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Во внутреннем дворике устроен торг.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. Жан-леон Жером (фр.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». В июне 1871 года он вернулся в Париж.
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. А. Шестимиров отмечал, что фигура девушки анатомически непропорциональна, поза её неуклюжа и это творение, скорее, не сложившегося мастера, а ученика. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Жером также работал как скульптор. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Кроме того, он работал с копиями подлинных гладиаторских доспехов, которые мог надевать на своих натурщиков. Он брал в поездки своих учеников, с большинством из которых у него сложились тёплые отношения.
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Сюжет, не соответствовавший истории и откровенно эротический, был, видимо, выбран потому, что публика предпочитала не задумываться над произведениями, а только развлекаться, глядя на них.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
Покупки рабов и рабынь подлежали юридическому оформлению. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение « (Jean-Leon Gerome) (1824-1904), французский художник, прославившийся картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
Деларош ответил, что всё это так и Жан Леон может писать лучше, но это всё в будущем, а пока картину стоит отправить в Салон. Жером изобразил разное отношение и положение племен и народов к Августу. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно.
Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем».
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками.
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Французский департамент Верхняя Сона, город Везул – место рождения художника, которого по праву назвали «академиком академизма» – Жана-Леона Жерома (11. 05. 1824 – 10. 01. 1904 г. г. ) В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». Публику и критиков, вероятно, привлекла атмосфера праздника и беззаботности, что воспринималось тогда как аллегория установления республиканского строя.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Так, в книге Н. Н. Калитиной творчество Жерома рассматривается только на материале его дебютных полотен, выставленных в Салоне 1847 года, без упоминания его последующей эволюции. Судья вынес следующий вердикт:. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. На нём изображён танцующий старик Анакреон с лирой, его окружают Вакх и Амур, а также подыгрывающая на авлосе обнажённая вакханка. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
Эскиз Жерома был традиционным по композиции и помпезным по стилю: он изобразил двухметровую фигуру женщины в лавровом венке, держащую в правой руке меч, а в левой — оливковую ветвь как символ мира. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). На нём изображён танцующий старик Анакреон с лирой, его окружают Вакх и Амур, а также подыгрывающая на авлосе обнажённая вакханка.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени.
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). В годы учебы в гимназии он выполнил копию картины Декампа. Ее увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жерома, после чего отец все же решился отпустить сына в Париж. Жан-Леон Жером (фр.
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Как только женщина повернулась к нему спиной, Гигес постарался незаметно выйти из покоя. 1 января 1868 года Жером оставил своих студентов на попечение Г. Буланже и отбыл на Ближний Восток в компании товарищей — восьми художников и писателей. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Жером и здесь был недоволен своей картиной и позднее признавал, что она полна археологических неточностей. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63.
Жером и здесь был недоволен своей картиной и позднее признавал, что она полна археологических неточностей. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Рабами признавались, как мы уже писали, только немусульмане, захваченные на войне. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера).
Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом.
— спросил халиф. К тому же Абдулла предупредил, что торговец-турок никогда не уступит в цене. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». В 1846г. Подобная же двусмысленная картина Жероме появилась в салоне 1853 под невинным названием «Идиллия».
13 ноября того же года императорским декретом Академия лишалась права руководить Школой изящных искусств. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. — спросил он посредника. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. В 9 лет он поступил в местную гимназию, где проявил художественные наклонности и стал обучаться технике рисунка. Продажа рабыни.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Всего в конкурсе участвовало более 700 художников, в том числе Диас де ла Пенья, Домье, Коро, Милле и некоторые другие.
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке».
И маскарад— не маскарад и драма— не драма». И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен.
— Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован.
Я почувствовал, как у меня сжалось сердце. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Жан Леон Жером (1824-1904).
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Он скрылся на некоторое время и вернулся, неся скамеечку из черного дерева, украшенную белой слоновой костью и поставил скамеечку на землю и посадил на нее девушку, подобную дейлемскому щиту или яркой звезде и была эта девушка как луна, когда она становится полной в четырнадцатую ночь и обладала пределом блестящей красоты» В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Он продал часть собственного имущества и роздал народу обещанные Цезарем деньги. Вот таким образом, несмотря на отсутствие сомнений, что хищник победит в неравном поединке с горсткой людей, картина оставляет ощущение большой победы духа в этом отношении А. Шестимиров выделяет её из традиции изображений мученичества в европейской живописи61. Ему Кандавл доверял самые важные дела и даже расхваливал красоту своей жены: «Гигес, ты, кажется, не веришь тому, что я говорил тебе о красоте моей жены, вот таким образом постарайся увидать ее обнаженной». Художник продолжал много путешествовать: 1874 год провёл в Нидерландах изучая творчество Франса Халса, в 1879 году побывал в Турции, в 1880 году— в Египте, в 1881— в Греции, в 1888 году— в Англии, а в 1889 году— в Италии.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. И Гигес любовался, как она вошла и сняла одежды. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Он изучал живопись у художника Поля Делароша в Париже, куда приехал в 1840 г. Вместе с Деларошем Жан-Леон Жером путешествовал по Италии в 1843 г., но сраженный лихорадкой он вернулся в Париж в 1844 г. По возвращении Жером работал в мастерской Шарля Глейера, а также обучался в Школе Изящных Искусств.
Это помогло убедить отца отпустить сына в Париж, куда он отправился в 1841 году имея рекомендательное письмо от Карьяжа. Он брал в поездки своих учеников, с большинством из которых у него сложились тёплые отношения. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона). По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей».
А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Он продолжал активно путешествовать: зимой 1871 года побывал в Турции, а в 1873 году вместе с Г. Буланже и тремя студентами через Испанию отправился в Алжир, где ему понравилось значительно меньше, чем в Египте45. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12.
Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48.
На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.