Именно создание скульптур, привело Жан-Леон Жерома написать серию картин с сюжетной линией Пигмалион и Галатея, а также подобными им его картинам, где художник изобразил, как скульптор превращает мрамор в плоть. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. На фоне безжизненной пустыни под знойным солнцем художник изобразил неподдельное горе араба после падения с лошади, не выдержавшей жары. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
Замечательная передача воздуха и египетской жары. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). В 1853 году император Наполеон III объявил о проведении в 1855 году в Париже Всемирной выставки. Энциклопеди. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой.
Однако жюри тоже пошло на принцип, отказалось её принимать и Жерому пришлось передать медаль Школе изящных искусств. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс.
И показал ее нам. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Это помогло убедить отца отпустить сына в Париж, куда он отправился в 1841 году имея рекомендательное письмо от Карьяжа. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
По мнению и Дж. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. После возрождения интереса к салонно-академическому искусству в 1970-е годы признан классиком живописи XIX века, его работы хранятся в постоянной экспозиции крупнейших музеев мира.
С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45.
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Жан-Леон Жером (фр. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта».
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре.
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. Впрочем, жюри сочло, что работы 20 художников, в том числе Жерома, прошли в финал первого тура, за что авторы получили премию по 500 франков каждый. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра».
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар.
1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. 1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
Начав работать, он обнаружил, что ему придётся изобразить около 80 реальных людей, что далось ему нелегко из-за нелюбви к портретному жанру. Жером также работал как скульптор. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества».
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина предназначалась для Версаля.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Его любимая гамма – сероватая, не глянцевая. А. Шестимиров отмечал, что фигура девушки анатомически непропорциональна, поза её неуклюжа и это творение, скорее, не сложившегося мастера, а ученика. По мнению и Дж. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
Хороший рисовальщик, владеющий безукоризненно-правильным рисунком, Жером был преданным защитником академической традиции. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Наблюдательность художника и его талант ясно видны в изображении мелких деталей сюжета, а также в безукоризненной передаче световых контрастов, как в пейзажах, так и в портретах.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики.
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. При этом он выставлял свои картины каждый год.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Впрочем, жюри сочло, что работы 20 художников, в том числе Жерома, прошли в финал первого тура, за что авторы получили премию по 500 франков каждый. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Во внутреннем дворике устроен торг. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр.
Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома.
«Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 года картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. Он изучал живопись у художника Поля Делароша в Париже, куда приехал в 1840 г. Вместе с Деларошем Жан-Леон Жером путешествовал по Италии в 1843 г., но сраженный лихорадкой он вернулся в Париж в 1844 г. По возвращении Жером работал в мастерской Шарля Глейера, а также обучался в Школе Изящных Искусств. И маскарад— не маскарад и драма— не драма».
С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53.
Жан-Леон Жером (фр. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Жан-Леон Жером (фр. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Она сейчас находится в музее Орсе.
По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Он, как и все ориенталисты, увлекался внешними, поверхностными деталями, в тематике.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Жан-Леон Жером (фр. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Как офицер Почётного легиона, он имел право на государственные похороны, но в завещании отдельно оговорил, что этого делать не следует.
После кончины в 1904 году был практически забыт, его работы упоминались только в негативном ключе. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
В июне 1871 года он вернулся в Париж. Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом— например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют. Его работы принадлежат к мировому культурному наследию, они романтичны.
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Жан Леон Жером (1824-1904). При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек».
В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Перед этим он поделился своими сомнениями с Деларошем, с которым постоянно общался и чьё мнение было для него руководящим.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому».
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Поскольку при жизни Жером был популярен в США и множество его картин находятся в музеях и частных собраниях этой страны, декоративные возможности его живописи никогда не забывали в Голливуде. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. При этом он продолжал все основные идеи своего искусства: писал жанровые портреты-типы, архитектурные виды. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона).
Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Последний взял с собой фотографический аппарат и сильно увлёк этим занятием Жерома в дальнейшем художник постоянно использовал фотографии как источник детальной информации для своих полотен. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Жан -Леон Жером (1824-1904) – известный французский ориенталист. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно.
Коллекция картин современных художников Московского выставочного зала Галерея А3. Снято, без прекрас, в офисном помещении (подвале) ГБУК МВЗ Галерея А3, как ответ на утверждение Начальника Управления культуры ЦАО г. Москвы Р. Крылова-Иодко в том, что выставочный зал не имеет коллекции Открытые фонды. На встрече с Общественным советом Галереи А3 6 июня 2012 г. совет был полностью дезинформирован Начальником Управления культуры ЦАО о деятельности Галереи А3 и её директора. Всё высказанное Р. Крыловым-Иодко о Виталии Копачеве, как руководителе галереи А3 является клеветой. Общественный Совет не имел реальной документальной информации о работе галереи А3 и введен в заблуждение. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Но, возможно, для живописи это и замечательно.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона — 10 января 1904, Париж) — французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Предполагалось сильно расширить отдел изобразительного искусства и Жером ходатайствовал перед дирекцией выставки о написании картины аллегорического содержания по самостоятельно выбранному сюжету. В июне 1871 года он вернулся в Париж. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Полотно велико по размеру — 134 203 см. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный.
Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля.
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). В годы учебы в гимназии он выполнил копию картины Декампа. Ее увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жерома, после чего отец все же решился отпустить сына в Париж. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Он брал в поездки своих учеников, с большинством из которых у него сложились тёплые отношения. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49.
Деларош ответил, что всё это так и Жан Леон может писать лучше, но это всё в будущем, а пока картину стоит отправить в Салон. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Потерю родственников Жан-Леон переживал очень тяжело, поскольку с Альбером дружил, реализовывал через него свои работы и брал его с собою в путешествия. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. А. И. Сомов утверждал, что в 1870-х годах картины Жерома заметно уступали по своим художественным качествам полотнам, созданным в предыдущее десятилетие. Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом— например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Жерому удалось убедительно передать отчаяние всадника, который не может примириться с гибелью животного. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58.
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876).
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей».
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.