Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома. Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи.
Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма. Такие художники, как Жан-Леон Жером и многие другие художники его времени, создали в своих работах двойной смысловой посыл: во-первых о мужской власти над женщинами и во-вторых об ощущении дикости, жестокости и низменности этой похотливой торговли.
Полотно велико по размеру — 134 203 см. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен. Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени.
Она сейчас находится в музее Орсе. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. И показал ее нам.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». В течение практически всей жизни Жером пользовался благосклонностью критиков и успехом у покупателей, особенно в США, где он стал популярным с 1870-х годов. Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык. В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
Начав работать, он обнаружил, что ему придётся изобразить около 80 реальных людей, что далось ему нелегко из-за нелюбви к портретному жанру. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. Жан-Леон Жером (фр. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
Потерю родственников Жан-Леон переживал очень тяжело, поскольку с Альбером дружил, реализовывал через него свои работы и брал его с собою в путешествия. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Деларош ответил, что всё это так и Жан Леон может писать лучше, но это всё в будущем, а пока картину стоит отправить в Салон. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом.
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее».
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Общим местом в критике Жерома является осуждение его ориентальных работ, для которых позировали парижские натурщики и натурщицы, одетые в восточные костюмы76. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины.
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. При этом он выставлял свои картины каждый год. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Жан-Леон Жером (фр. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». В 1846г. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Его работы принадлежат к мировому культурному наследию, они романтичны. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр.
Я почувствовал, как у меня сжалось сердце. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона).
Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В июне 1871 года он вернулся в Париж. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает». И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую.
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке». В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23.
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Продажа рабыни. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
После возрождения интереса к салонно-академическому искусству в 1970-е годы признан классиком живописи XIX века, его работы хранятся в постоянной экспозиции крупнейших музеев мира. Вот таким образом, несмотря на отсутствие сомнений, что хищник победит в неравном поединке с горсткой людей, картина оставляет ощущение большой победы духа в этом отношении А. Шестимиров выделяет её из традиции изображений мученичества в европейской живописи61. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Вот таким образом правителям Востока дарили тигров и при этом считали, что смерть хищника предвещает конец его владельца. Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40.
Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66.
Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало.
Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи.
И маскарад— не маскарад и драма— не драма». По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Перед этим он поделился своими сомнениями с Деларошем, с которым постоянно общался и чьё мнение было для него руководящим. Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Жером активно занимался благотворительностью, состоял в нескольких комитетах по помощи немощным художникам и их вдовам и всегда ходил на похороны коллег. Жан -Леон Жером (1824-1904) – известный французский ориенталист. 1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
1 января 1868 года Жером оставил своих студентов на попечение Г. Буланже и отбыл на Ближний Восток в компании товарищей — восьми художников и писателей. На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями.
Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
И когда визирь увидал ее, он был ею восхищен до пределов восхищения, а затем он обратился к посреднику и спросил его: Сколько стоит эта невольница. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу.
Публику и критиков, вероятно, привлекла атмосфера праздника и беззаботности, что воспринималось тогда как аллегория установления республиканского строя. Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Его любимая гамма – сероватая, не глянцевая.
С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам.
Французский департамент Верхняя Сона, город Везул – место рождения художника, которого по праву назвали «академиком академизма» – Жана-Леона Жерома (11. 05. 1824 – 10. 01. 1904 г. г. ) В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус. В конце – концов, художник не ученый. Художник создает полотна исходя из своего виденья красоты мира. А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В мастерской художника обучались многие художники с Востока, в том числе Осман Хамди Бей и Халиль Паша.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Предполагалось сильно расширить отдел изобразительного искусства и Жером ходатайствовал перед дирекцией выставки о написании картины аллегорического содержания по самостоятельно выбранному сюжету.
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901).
На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. Картина была написана на сюжет очередного переворота в Римской империи, приведшего к власти Вителлия. Энциклопедическая выставка, отражающая особенности его искусства, открылась только в 2010 году.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
— спросил он посредника. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). На фоне безжизненной пустыни под знойным солнцем художник изобразил неподдельное горе араба после падения с лошади, не выдержавшей жары.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Увидев их, он вдохновился гладиаторскими боями и стал усердно изучать древние источники и музейные коллекции, содержащие античные изображения поединков, что впоследствии сказалось на выбор тематики его произведений. По мнению и Дж.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
В отличие от светло-коричневой палитры Делароша, Глейр использовал светлую гамму, что сказалось и на манере Жерома. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». Критики проигнорировали работы самого Жерома, однако Шанфлёри весьма сурово оценил картины друга художника — Пико — и даже заявил, что такие картины следовало бы навсегда исключить из выставок. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой».
Он брал в поездки своих учеников, с большинством из которых у него сложились тёплые отношения. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Но, возможно, для живописи это и замечательно.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул.
— спросил халиф. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми».
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши».
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Он был настолько популярен, что в 1869 г. Жерома официального пригласили на открытие Суэцкого канала. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца.
Дом с мастерской был повреждён во время артобстрелов, но не пострадала загородная вилла и вскоре Жером возобновил занятия в Школе изящных искусств. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. В ноябре 1869 года Жером представлял французских художников на церемонии открытия Суэцкого канала. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
— Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница. Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876).
Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого.
В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Он брал в поездки своих учеников, с большинством из которых у него сложились тёплые отношения. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем».
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso».
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину.
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами.
Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Жан Леон Жером (1824-1904). Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Мне представлялось невозможным, чтобы европеец прибегнул к подобной недостойной оговорке, даже в том случае, если его действительно обманули. Масло, холст. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
Да сделает ее Аллах для тебя благословенной. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец).
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
Полотно велико по размеру — 134 203 см. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный.
В большей степени, чем прекрасные города Италии, на молодого художника оказывают влияние итальянские пейзажи. Последний взял с собой фотографический аппарат и сильно увлёк этим занятием Жерома в дальнейшем художник постоянно использовал фотографии как источник детальной информации для своих полотен. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован.
Жером также работал как скульптор. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира.
Он, как и все ориенталисты, увлекался внешними, поверхностными деталями, в тематике. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад.
По мнению и Дж. Во внутреннем дворике устроен торг. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Замечательная передача воздуха и египетской жары. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе).
Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Начальное обучение мастерству художника Жером получил в Везуле, а в семнадцатилетнем возрасте, для продолжения образования, переехал в Париж. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.