В 1755-56 годах посетил Рим и Неаполь, где исполнил многочисленные этюды. Нравоучительность полотен Грёза бывала назойливой и даже агрессивной. его жена. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей).
Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». Картина ничем особенным не отличалась, но парижской публике она пришлась по нраву.
Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. В 1755 – 1756 гг. Зато Грёз достиг совершенства в изображении женской натуры, причем вовсе не обнаженной. При сравнении Жана-Батиста Грёза с Шарденом особенно очевидны нарочитая искусственность первого и необыкновенная искренность и простота второго. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М.
В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера. музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности.
Перебравшись к последнему в Париж (около 1750 г. ), Грандон взял с собой и ученика. По возвращении он с головой окунулся в работу. Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). Он сетует на бедность — у него нет даже приличного платья, чтобы явиться ко двору герцога.
Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Двадцати лет от роду Грёз приехал покорять Париж. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др.
В нынешнее время эти работы могут показаться чересчур морализаторскими, сентиментальными и мелодраматичными, но при жизни художника они имели бешеный успех, вызывали потоки благодарных и восторженных слов и слёз. Однако рисование и живопись захватили мальчишку целиком. Взбешенный таким унижением, Грёз перестал выставляться вовсе. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок.
Альбер признается, что причиной такой его отваги была вызванная нанесенным ущербом ярость. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция.
Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере. Художник был очень моден и популярен в своё время. Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Одно из самых поздних произведений – Первая борозда (1801) – с изображением крестьян в пейзаже ничем не напоминает по колориту работы раннего Грёза. Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-90, ГМИИ) и тому подобное.
«Черное» ему виделось однозначно черным, а белое – белым. Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Жан-Батист Грёз познал и пик славы и пик неудач, его «фатум» не назовешь счастливым. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже.
Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды. Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша».
Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. 1758-1759, Чикаго, Художественный институт), свидетельствующая о внимательном изучении Греза творчества П. П. Рубенса и А. Ван Дейка. В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее». «Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности.
Сюжет картины был в духе времени: история несчастной любви Абеляра и Элоизы пользовалась в Париже особой популярностью в конце 1750-х. Образы Греза – скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности. Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. Грёза заметили и оценили.
Грёз работает не художественными, а литературными приемами. В 1745 году Грез отправился в Париж. Грандон был прекрасный ремесленник, копиист, но искры Божьей ему не досталось. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон. Сентименталисты много способствовали демократизации искусства, обратив самое пристальное внимание на жизнь «третьего сословия».
Целомудренно скромная и застенчивая невеста. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках.
Хотя первую картину Дидро и назвал в Салоне 1769 года «очаровательной», но отметил, что голова принадлежит юному существу, а тело – немолодой женщине, что плохо исполнены складки одежды, тяжеловесен пейзаж, а статуя Амура напоминает маленького уродца. К сожалению, желание художника сохранить популярность привело его к неискренней сентимент. Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена. Пьера была приобретена Людовиком XVI. С 1767 член Королевской академии со званием «художник жанра». Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность.
Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением. Жан-Батист Грёз (фр. Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Жан-Батист Грёз (фр.
Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). Более того – он сам, напомним, был выходцем оттуда.
Многие давно пресытились ею. Однако в 1755-1761 гг. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Молодой рыцарь Альбер готовится к турниру и осматривает свои доспехи.
Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно стравнить с пуссеновским «Сципионом». Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ).
Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. Там Грёз пережил первую романтическую любовь, однако, помня о своем «низком» происхождении, не решился связать себя узами брака. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр».
Важно учесть, что Грёз работал не только и не столько для дворянства. — вопрошал философ Дидро. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.
Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Столь прославленные и позже имеющие неизменный успех у мещанства знаменитые девичьи головки Грёза с возведенными вверх глазами, с разбитым зеркалом или кувшином или с мертвой птичкой, олицетворяющие печаль о потерянной невинности, замешаны на большой доле эротики и фальши.
1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Рядом с картинами Франсуа Буше, о творчестве которого было рассказано в части 9, расположены две работы Жана-Батиста Грёза. В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). Жених, почтительно внимающий советам тестя, который напоминает зятю о предстоящих ему обязанностях. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. его жена. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг.
старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком, престарелая мать сейчас зарыдает от умиления, жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу. Классицистический пейзаж художник ввел и в более раннее полотно Невинность, увлекаемая Любовью (1780-е). В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Грёз исключением не был.
«Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Грез создал целый ряд жанровых композиций, в которых стремился возвысить бытовую сцену до уровня исторической живописи. Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности.
Таким художником стал Жак Луи Давид. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М.
Члены академического жюри сочли композицию неудачной, поскольку Грез использовал в трактовке исторической темы приемы, характерные для бытового жанра. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их. В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве. Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. Вот таким образом он сам себя считал историческим художником современной Франции. Поздние портреты Грёза столь же великолепны, как и работы 1760-х годов. Однако работу для Академии он выполнил неудачно и приняли его с оговорками.
Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Покровители Грёза были изгнаны из Франции в годы Революции и Империи. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Грёз путешествовал по Италии, писал картины на итальянские темы, но итальянское искусство не оказало видимого влияния на его эстетику.
Здесь амбиции пришлось умерить и пахать до седьмого пота. В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу. », 1769, Лувр) близки французскому классицизму.
1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В 1755 году по протекции именитых мастеров Грезу удалось все-таки выставить в Академии свою работу «Отец, читающий Священное Писание своим детям». Галантная живопись доживала свой век. Грёз Жан Батист (Greuze) (1725-1805), французский художник. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Старость его была унылой и беспросветной, а уход прошел незамеченным.
Красота формы подчинена дидактической цели. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в Литературную переписку барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл.
В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes dexpression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой. Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. После возвращения на родину в 1757 году Грез много и плодотворно работал и регулярно, вплоть до 1769 года, выставлялся в парижском Салоне. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности.
В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок.
Портрет композитора К. -В. С первых же выставленных им в Салоне 1755 картин («Отец семейства, читающий Библию детям», частное собрание, Париж и др. ) определился характерный для Грёза жанр морализующей семейной сцены. Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац.
Критики были строги к поздним произведениям Жана-Батиста Грёза, утверждая, что колорит их не правдив, что рисунок не верен, композиции неудачны Но иногда они бывали более благосклонны к «старику Грёзу», один из них в Journal de Paris заметил, что Грёз все-таки автор композиций, полных шарма, что он заслужил звание «художник нравов», что он крупный портретист. Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар). (Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида.
Художник предпочитал изображать молоденьких девушек. И совсем резко критик напишет о «детских головках», экспонировавшихся в Салоне 1769 года, с иронией заметив, что их было бы пристойнее подарить другу, а не показывать публике. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Благодаря покровительству одного аббата удалось съездить в Италию. Замужество оказалось крайне неудачным: супруга обобрала художника до нитки. Восприняв это как оскорбление, Грёз в течение последующих тридцати лет выставлял свои картины на публику только в собственной мастерской. Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств).
«Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). музей). Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае.
В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Революция лишила Грёза состояния. Иван утешает хозяина тем, что он порядком отплатил графу — вышиб его из седла, так что тот «сутки замертво лежал». Эта привычка не раз затем сослужит ему дурную службу.
Шувалова (около 1780) и его супруги графини Е. П. Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805). Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Работам Грёза присущи оттенок чувствительности идеализация натуры, порой слащавость (особенно в многочисленных изображениях женских и детских головок).
В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным. Постепенно звезда его славы закатилась. Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж. Однако в 1755-1761 гг. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер.
В конце XVIII – начале XIX вв. В 1755-56 был в Италии. Семейная легенда гласит, что однажды он нарисовал голову апостола Иакова настолько искусно и когда объявил о своем авторстве, ему не сразу поверили. Сентиментальные сцены – Девушка, молящаяся у подножия алтаря Амура (1769) и Утренняя молитва (1770-е) – не вызвали восхищения у критиков. Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос.
Однако в нем много легко узнаваемых персонажей более ранних картин. Художественные вкусы публики переменились, в моду вошёл неоклассицизм. Людовик XVI назначил ему в 1792 году пенсию в 1537 ливров, но она выплачивалась не регулярно. Он получил заказы от Жозефины и ряда богатых нуворишей эпохи Наполеона, повторял с небольшими вариациями свои «головки» (Девушка с ягненком Девушка с корзиной Мальчик с собачкой Девушка, пишущая письмо Девушка с голубками, 1802), написал несколько портретов деятелей революции (Портрет Фабра дЭглантин, Портрет Дженсонне), создал два портрета Наполеона, закончил Автопортрет (1803), который экспонировал в Салоне того же года. Эта публика, чей вкус ещё только-только начинает формироваться, воспринимала Грёза «на ура», с восторгом. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма.
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Совсем наоборот – он был родом из семьи простолюдинов. Грёз зарекомендовал себя художником-моралистом.
Будущий художник не мог похвастать знатным происхождением. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Шуваловой (около 1780) свидетельствуют о том, что мастерство Грёза-портретиста с годами все возрастало. Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия.
Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри. Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»).
Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков. Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно.
Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены – «живые картинки» иллюстрирующие пороки и добродетели. В этой части картины композиция совсем не проработана так, как она проработана на первом плане. Глюка, оперной певицы Софи Арну (1780), актера Комеди Франсез Батиста Эне, графа А. П.
. его жена. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг.
Грёз Жан Батист (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский художник. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Пьера была приобретена Людовиком XVI. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг.
Например, волы по отношению к всему действу. Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность). Академии», 1755, Париж, Лувр).
Грёз обратился в 1801 году с письмом к Наполеону Бонапарту со словами «у Вас, сир, доброе сердце». Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. И заложить нечего.
В этом отношении он близок Хогарту и противоположен Буше. Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор. Лувр). Однако в 1755-1761 гг. Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус).
ГРЗ (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню – 21. 3. 1805, Париж), французский художник. И хотя самого Грёза с некоторых пор и именовали «добродетельным художником» его собственная тщеславная натура была весьма далека от рисуемого идеала. Художник же своими полотнами, как например «Первая борозда», пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции историю французской цивилизации.
Достаточно назвать такие картины как «Маленький лентяй», «Балованное дитя», «Разбитый кувшин», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи. Но на картине волы не могут никуда пойти. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности.
Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность.
Этого звания ему не давали. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Жанровые композиции Грёза (Деревенская помолвка, 1761, Лувр Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, ГЭ) прославляли добродетели третьего сословия, что вызвало энергичную поддержку философа-просветителя Д. Дидро. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок).
Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами. Он намного пережил свою громкую прижизненную славу. гал. одно из самых опасных созданий, какие только существуют на свете я не приду в отчаяние, если в один прекрасный день императрица сошлет ее в Сибирь».
Таким образом, Грез получил «путевку в жизнь».