Яна ван Эйка (1390-1441) принято считать самым крупным нидерландским живописцем XV века, положившим начало реалистической традиции в алтарной живописи. Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было — «Как могу». Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Земной и божественный мир сошлись лицом к лицу в этой работе мастера, полной глубокого символизма. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Ян ван Эйк поместил этот сюжет в реальное бытовое окружение — комнату Богоматери. Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник.
Тот же всем своим обликом, спокойной и уверенной позой, жестом другой руки, поднятой в клятве, внушает веру в прочность и надежность заключаемого союза. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает.
Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. Гентский алтарь состоит из 25 картин, включающих более 250 персонажей. Это было в Португалии и звали девушку Изабеллой. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Донациана – для нее он исполнил «Мадонну каноника ван дер Пале», на короткое время похищенную оттуда наполеоновскими захватчиками.
Известный итальянский художник и историк искусства XVI века Джорджо Вазари даже считал нидерландского мастера изобретателем масляных красок. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Христос родился и умер.
На первый взгляд это обычная картина изображающая мужчину и женщину в момент их бракосочетания. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Похоронен в церкви св. Лишь в ХХ веке алтарь (за исключением одной створки, похищенной в 1934 году и замененной хорошей копией) вернулся в церковь св. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком.
в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Он прославился написанием портретов и сюжетов на религиозные темы. Отличительной особенностью работ этого художника было то, что их трудно было скопировать. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета.
А за главными фигурами и за тонкой колоннадой – уходящая в изгибе река и средневековый город, где в каждой подробности сверкает ванэйковская изумительная живопись». Бавона). По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. Живопись наружных створок почти монохромна. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.
С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Пусть сопровождается слезами непоправимое дело, а ты моли Бога, чтобы он жил на небе». Конечно, ему должны уступить Фидиас и Апеллес, даже Поликлет был ниже его по искусству. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры.
Мало жестов и мало позы. Франциска» и «Мадонна в церкви». И самое главное – тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины.
Ян ван Эйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему.
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.
В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). В центре верхнего ряда художник поместил Бога-Отца в папской тиаре. Таким образом, вместе с голубем в центре нижнего яруса — символом Св.
Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. В круглом зеркале, висящем на стене в глубине композиции, отражаются двое -очевидно, свидетели бракосочетания. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие» В 1431 году ван Эйк поселился в Брюгге, где стал придворным живописцем, а также художником города.
Это необычайно тонко, точно и живо. Нередко Ян ван Эйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения. Сведения, сообщаемые хроникерами того времени, говорят о художнике как о разносторонне одаренном человеке. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха.
При жизни его картины ценились, он занимал достаточно высокое положение в обществе. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера. Искупление свершилось. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Новые возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить Гентский алтарь — один из величайших живописных памятников Европы XV в. Работа над ним была начата, видимо, около 1422 г. Губертом, а после его смерти в 1426 г. продолжена младшим братом.
Родился он в Северных Нидерландах, но дата его рождения осталась неизвестной. На самом деле такой поразительный эффект достигался с помощью послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, которая заранее была отшлифована и покрыта лаком. У его ног — царская корона — атрибут Христа.
Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III2. Так же известно, что у него было всего 2 брата: старший Хуберт, а младший Ламберт и сестра Маргарет. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Это работа двух батьев, Яна и Губерта, оконченная в 1432 году, украшает собор в Бельгии.
С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. Портрет молодого человека датирован 1432 годом. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников.
Это необычайно тонко, точно и живо. Полагают, что художник показал обряд бракосочетания. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы.
При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. А на последнем плане – далекие синие горы. В одном из них художник изобразил самого себя, о чем гласит надпись над зеркалом.
Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург.
Главное – это взаимоотношения Яна с его старшим братом Хубертом ван Эйком, у которого он учился и вместе с которым выполнил ряд произведений. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге).
В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец. В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге. В 1427—1428гг. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. В том же году художник переехал в Лилль. Подобный прием пространственной игры будет вскоре перенят у ван Эйка многими последователями.
Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери.
Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности и окружающий его мир. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом.
В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. Их славят музицирующие и поющие ангелы. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок. Вот таким образом многие его последователи имели неудачные попытки повторить технику его письма.
Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом. По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. На третьем плане, далеко позади агнца и на высоком холме, за которым открывается горизонт, — зеленый лес, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах.
Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка. Детали и целое находятся в органической взаимосвязи: архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечной красоты мироздания: исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в Мадонне канцлера Ролена воспринимается как собирательный образ Вселенной. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование.
Надпись над зеркалом «Иоханнес ван Эйк был здесь 1434» указывает на то, что одним из свидетелей является сам художник. Так же поступил и ван Эйк. Прежде всего исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения. Вместе с тем они создают ощущение достоверности происходящего. Однако интрига, скрытая в этом произведении, никак не умаляет его художественных достоинств.
В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Гентский алтарь находится ныне в той же церкви св. Мало жестов и мало позы. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви.
Ван Эйк написал ее портрет. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта.
Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. Что может быть великолепнее его облачения. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.
В 1427г. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Нельзя сказать, что человечество не знало масляные краски до этого художника, но именно он придумал и разработал саму технику рисования. Не позднее 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ Ван Эйка. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.
Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Теперь жизнь Яна проходит в городах Фландрии — Генте, Брюгге. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». И, наконец, ум давал ему возможность глубоко проникать в смысл задуманного произведения». Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). На лужайке нет ничего, кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых маргариток.
Если на рисунке зритель воспринимает героя как пожилого добродушного мужчину, то на живописном произведении он предстает сдержанным, замкнутым человеком, погруженным в свои мысли. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Отсюда, слева, выходит длинное шествие Мучеников, а справа – шествие Святых жен, с розами в волосах и с пальмовыми ветвями в руках. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Это не совсем так. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св.
Это особенно заметно по одежде. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился.
Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Новые возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить Гентский алтарь — один из величайших живописных памятников Европы XV в. Работа над ним была начата, видимо, около 1422 г. Губертом, а после его смерти в 1426 г. продолжена младшим братом.
В одной из них он написал портрет невесты графа Бургундского. Впереди Источник жизни. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Бавона была освящена именем Иоанна Крестителя).
С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др. Замыкают верхний ряд фигры легендарных прародителей человечества Адама и Евы. Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза.
Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Главным в творчестве ван Эйка было утверждение мира реальности. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледноголубыми и розоватосерыми оттенками. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Самой значительной работой художника является «Гентский алтарь».
А на последнем плане — далекие синие горы.
В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Они одеты в нежные цвета: в бледноголубые, синие, розовые и лиловые. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени.
Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков.
Или это лишь легенда, выдуманная, чтобы отдать главную роль в создании алтаря жителю Гента. В «Мадонне каноника ван дер Пале» престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св. Наиболее ранние — «Стигматизация Св. В 1428 году Иоанн Баварский умер и мастер перешел к бургундскому герцогу Филиппу Доброму.
Ян ван Эйк умер в 1441 году в Брюгге. В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Итак, называйте безжалостными Парок, которые похитили у нас такого мужа.
Вокруг жертвенника — святые и апостолы, праведные мужи и девы, в боковых створках — воины Христовы и отшельники, праведные судьи и пилигримы. Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Происходивший из незнатного рода, он добился высокого поста благодаря уму, познаниям и ловкости в политических и финансовых делах. Новобрачных художник исполнил в рост.
Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде.
Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера.
В нем христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского.
В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Некоторые зрители отмечали, что картина словно светится изнутри и обосновывали это явление вмешательством сверхъестественных сил.
Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь.
Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Что может быть великолепнее его облачения. Выпуклые зеркала были более доступны. К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз. Христос родился и умер. Бавона в Генте начал именно он.
Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Написанная по-латыни эпитафия гласит: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительна он писал и дышащие жизнью изображения людей и землю с цветущими травами и прилагал свое искусство ко всему живому. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. В 1427 – 1428 гг. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год).
Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Необычайна сложность построения алтаря. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
Тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сцене Поклонение Агнцу в центре алтаря. Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт. Сохранившиеся портреты свидетельствуют о его проницательности и высоком уважении к человеческой индивидуальности. С 1425г. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Впереди «Источник жизни». Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны.
Ян развил эту манеру, создав на ее основе новый стиль, более реалистический и индивидуальный, возвещавший о решительном повороте в алтарной живописи Северной Европы. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
Выдающейся заслугой Ван Эйка является усовершенствование технологии масляной живописи, он первым стал использовать лессировку, получившую название «фламандской манеры». В 1427 г. посетил Турне.
Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Уже упомянутый Бартоломео Фацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Кисти ван Эйка, помимо картин, являющих обычный тип портрета, принадлежит уникальное произведение этого жанра «Портрет четы Арнольфини».
Как уже говорилось выше, кроме своего невероятно прекрасного творчества, Ян ван Эйк подарил миру искусство масляными красками. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. И самое главное — тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины.
Так же поступил и ван Эйк. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях. Л. Д. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.
В «Мадонне канцлера Ролена» крупный государственный деятель времен Филиппа Доброго показан, в отступление от принятой традиции, без своего святого покровителя его голова находится на одном уровне с головой Марии. Л. Д. Работал в Лилле и Генте, в 1431г. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века.
Несмотря на красоту их тел изображенных художником с невиданным прежде правдоподобием, контраст натуралистической наготы и пышных царственных одежд усиливает ощущение незащищенности людей перед грехом. Судьба алтаря складывалась непросто. Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Духа — это изображение образует Троицу.
Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте. Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. Другое крыло потеряно, но копии того времени подтверждают это.
На стене висит круглое выпуклое зеркало, в котором отражаются свидетели торжественного события. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности и окружающий его мир.
Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Художник любовно изображает вещи, окружающие молодоженов. Многие написал Ян ван Эйк картины. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского.
Это роспись на религиозную тему, показывающую, как ангел Гавриил пришел к Деве Марии. Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
Но это не так. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. К Богу-Отцу повернуты фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. По их работам можно было узнать стиль Яна Ван Эйка. Впервые Ян Ван Эйк упоминается в 1422, уже как мастер, поступивший на службу к герцогу Голландии Иоанну Баварскому.
Ярким примером графического мастерства художника служит Св. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Ян ван Эйк – выдающийся нидерландский художник, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «artnova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. Бавона. На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Бавона, для которой он создавался. Ян ван Эйк был счастливым художником. Так же там много картин изображающих бога, ангелов, Адама и Еву. Это довольно загадочное произведение.
Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390 – 1441), нидерландский художник.
Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж интерьер, натюрморт. Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка.
Облик каждого глубоко индивидуален. Искупление свершилось.