Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком.
за этюд с натуры». Его учениками стали: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Очень достоверно передана обстановка комнаты.
Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи18. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман).
Миру искусства служили его родители – отец, Александр Николаевич известный композитор и музыкальный критик мать, Валентина Семеновна, пианистка. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
На рубеже 19 – 20 вв. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. А где можно было брать основной материал. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками». Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем.
Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии. Машков и др. Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в городе Санкт-Петербург, в семье композиторов. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова11. Сама картина написана в холодных голубоватых тонах. 1902 год— Была завершена работа над портретом З. Н. Юсуповой её сын, Ф. Ф. Юсупов, писал: «терпеливое отношение моей матери увенчалось успехом и сам художник был удовлетворен своим произведением. Среди них были и приближенные императора. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Наезжал в Абрамцево. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году.
Видно, что каждую вещь художник писал с нежным чувством, что все в этом доме хорошо знакомо и мило его сердцу. Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой». Им также был издан журнал «Музыка и театр». Так рождались тонкие творения мастера.
В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Уже тогда стало понятно, что на культурном небосклоне появилось ещё одно имя мирового значения. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей.
В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Матэ. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Произошло это спустя пять лет после поступления. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра». В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Папки с рисунками и полотна покойной Малешевской, к счастью, оказались нетронутыми.
Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. Размышления о необыкновенной судьбе России побудили Серова создать цикл великолепных картин об эпохе Петра Первого, его соратников и преемников. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. В феврале родилась дочь Ольга.
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей.
Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Был написан портрет императора Николая II. Родился сын Георгий. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга.
Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Это случилось в 1871 году. Так началась целая серия портретов императорской семьи. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».
Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911). Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей.
И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Здесь пели и Федор Шаляпин и Алеександр Вертинский.
Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино15. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
Малешевская тяжело болела и эвакуировать ее в тыл было нельзя. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман).
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Приходится лишь гадать. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Далее, он практически стал членом семьи Репиных.
Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Но началась Великая Отечественная война. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион.
Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»13. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова.
В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене6. Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Да ещё и с издевательствами.
В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
Самому художнику в это время было 23 года. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Детская тема играет важную роль в творчестве художника. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Жил в Петербурге и Москве. Иначе.
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Радость, как жизненная ценность. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других.
Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. В доме Серовых всегда было шумно и весело. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность.
Радость беспричинная. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек.
Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности». Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Что стало с рисунком дальше.
Может Серов забрал его с собой. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Нет, Савва Иванович был себе на уме. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Он приехал в Терноки к своему другу В. В. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Она скончалась, не дожив двух лет до освобождения города советскими войсками.
В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией.
В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины. И серовская беззастенчивая лёгкость, живость цвета и характера, отчаянная детская радость, весенняя свежесть и в образе и в каждом движении кисти художника. В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию.
Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.
Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Так и не доучившись до конца, гениальный художник Серов выбирает свободное творчество вместо строгих законов академизма и постоянных наставлений преподавателей.
На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк. Мать будущего художника также была известной личностью.
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками». Большего контраста невозможно придумать. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
От нее веет здоровьем, безмятежностью. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Композитор Рахманинов исполнял на фортепьяно свои новые произведения. в зеркале у края холста).
Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова.
И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками. » Это было время воспевания юности. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885).
Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем».
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Ее организовали разночинцы. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Он изобразил своих старших сыновей. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
«Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов.
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Обычно Серов подолгу трудился над портретами иназначал натурщикам множество сеансов, однако сцарем художнику удалось встретиться лишь единожды. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов.
Вопрос нерешаемый. Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал.
В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И. Н. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Работа над полотном шла три месяца. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец.
За границу уехала Валентина Семеновна, но сына она с собой не взяла, оставила его в России. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. 1895 год— В начале года по заказу П. М. Третьякова написал портрет его брата, Сергея Михайловича. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.
Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9.
Вскоре Серов покидает академию. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки.
Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года.
На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге.
Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». В июне был отставлен от руководства попечительским советом Третьяковской галереи его друг И. С. Остроухов16. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса).
Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).
Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств.