Так со страниц технических руководств по искусству, сборников рецептов, правил и альбомов образцов перед нами встают фигуры средневековых художников – их авторов, с их представлениями о себе самих и о целях своего труда, с их собственным ощущением мира и своего места в нем. Свою задачу художники средневековья видели в утверждении общепринятого, а отнюдь не в отыскании нового. В отличие от художников более позднего времени, мастера Средневековья принадлежали к цеху ремесленников, что определяло анонимность созданных ими произведений искусства.
Обход во втором этаже первоначально имел арки на консолях и колонны, может быть, также и статуи (общепризнанной реконструкции до сих пор не существует). Эта нидерландская живопись в 1-й пол. И если для X в. Франция не может противопоставить ничего, что было бы ему равносильно, зато работа, вскрываемая памятниками следующего века (главным образом в фресках церкви Saint-Sauvin), открывает собою долгую и плодотворную эпоху в ее истории. Портрет быстро обособляется в самостоятельный жанр в условиях придворной культуры.
В 1430-х гг. Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи и во 2-й пол. Седьмую ноту SI (последнее полустишие «Sancte Iohanne») добавили позднее, в 1482 году, а замена UT на DO случилась в 17 веке. Крупными центрами художественных ремесел были монастыри, такие как Хельмарсхаузен в Падерборне (Северный Рейн-Вестфалия). Они являлись беспокойным элементом общества, стремившимся утвердить веру через разум, все подвергавшим сомнению, отыскивающим истину в бесконечных (часто схоластических) диспутах. Орнаментация напоминает произведения прикладного искусства этого периода, но часто встречаются также мотивы, заимствованные из искусства христианского Востока: пальметки, некоторые виды плетенки и т. д. К числу лучших памятников этого стиля принадлежат «Луксейский лекционарий» и «Геллонский сакраментарий» в Парижской Национальной библиотеке (оба около 780 г. ) и «Гомилии Григория Великого» в Ленинградской Публичной библиотеке (вторая четверть 8 в. ). Высокого расцвета в этот период достигла рыцарская поэзия, складывалась литература городского сословия.
Для готики характерны стрельчатые, устремленные вверх арки. Возникла масляная живопись. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Письмо становится «живописным», страницу могут украшать различные орнаменты. Первыероманы появились во Фр.
С 1240г. Хотя искусство Возрождения развивалось в границах еще не полностью разрушенной феодальной формации, по сравнению с предшествующим периодом это был уже совсем иной путь развития. Девять оттенков серого – от жемчужного и серебристого до мышиного и темного «кротового» – можно насчитать на одеяниях, продернутых золотой нитью, амиктов-певцов в сцене погребения (того же часовника). Исследователями выдвинуто предположение (не доказанное), что возможно, в это время скульпторы начали использовать посмертные маски (например, для статуи французской королевы Изабеллы Арагонской, Козенца надгробие Филиппа Красивого, Сен-Дени, 1298—1307гг. ). Появилась и настенная живопись, а также мозаика, которыми украшали внешние и внутренние стены церквей – это за это следовало благодарить орден францисканцев, для которого строилось большое количество подобных сооружений.
Искусство сплочало государство. Здесь писались и переписывались книги, переводились трактаты. Искусство средних веков в Западной Европе обращалось ко всему обществу, к народу.
См. : Введение Додуэлла, с. XXIII-XLIV. ). В готику активно развивается круглая монументальная пластика.
В центре композиции всегда изображалась фигура Христа. Во 2-й пол.
Готическая скульптура по сравнению с романской больше похожа на круглую статую. Многие церковные службы пелись, но пели их по памяти. В этот период борьбы нового со старым происходило столкновение зарождающейся новой гуманистической культуры с культурой феодальной. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи.
Перекрытие, наиболее оригинальная часть гробницы, — один из самых больших монолитов, когда-либо применявшихся в строительстве (его диаметр –10, 5 метров, высота –2, 5 метра). Город с 1028г.
С юга и севера к залу примыкают очень низкие маленькие полукруглые абсиды. Стефана. Но реалистическая тенденция, заложенная Лимбургами, быстро растворяется в манерной готической стилизации художников двора Иоанна Бесстрашного — см.
Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Папский Авиньон, где работало много итальянских художников, стал центром, откуда итальянское влияние распространялось по всей готической эпохе (Каталония, Северная Франция, Англия, Чехия, Ю. Германия). До того времени традиция передавалась только от певца к певцу, здесь же человеку пришла в голову мысль "записать" музыку. Изображенные им фигуры, особенно толпа, окружающая св.
Кафедральные соборы становились средоточением городской культурной жизни. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. Тут старая традиция «идеальных портретов» монархов из готической соборной пластики преломляется по новому, благодаря натуралистической портретности лиц изображенных (император Карл IV и его жена, 1370-80, церковь св.
вопросы:кто достоин любви – учтивый простолюдинили бесславный барон. Изменения, поиски нового становились знамением времени. Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия. Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом.
Особенностью изображения персонажей на картинах была их схематичность вкупе со значительностью. de Honnecourt), монах цистерианского ордена, в 1230-егг. –песня, в кот.
В большем относительно числе их сохранила Италия. Нужно также отметить, что техника книжной миниатюры с небольшими изменениями просуществовала в Европе вплоть до нового времени.
Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции. XII -- XIII века – эпоха зрелого европейского средневековья. Характерный пример такой тенденции — миниатюры с изображением поднесений иллюминированных манускриптов художником или заказчиком королю или другому покровителю, а также сцены молитв и церковных служб.
Их граждане гордились своими завоеваниями. Чтобы сделать этот рассказ более экспрессивным, романские мастера нередко нарушали пропорции человеческого тела, увеличивали отдельные детали, утрировали движения. Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство. придумали более удобный способ.
Марии в Мюльхаузене). Императорские указы, так называемые ЫЬп сагоПш, подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». Многое роднит их друг с другом, каждый достаточно типичен для своего времени.
Беглые наброски, кажется, следуют за каждым словом текста. Готическим первоначально именовали все средневековое искусство. Он изображал людей цельных, гармоничных, фоном служили красивые пейзажи или величественная архитектура.
Они подчеркивали легкость и устремленность готической архитектуры ввысь. Он не был единственным. В XIII—XIV веках Париж приобретает значение общеевропейского центра изготовления книги. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла.
Так из доктрин христианства рождается идеал, противоположный идеалу античности.
Среди статуй святых вдруг появлялись странные существа – грифоны, химеры, причудливые полуживотные-полурастения: в «космос» храма они вписывались, вероятно, как изображение злой «нечисти». Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля. Связующим же звеном между миром древним и новым явилось христианство.
В 1420-30-е гг. Язык искусства отвечал мировоззрению художников и был вполне понятен зрителям.
В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413—1416) и миниатюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Люди изображенные Джотто, настолько реалистичны, что кажутся живыми – до него такого никому не удавалось. Классический тип ранней средневековой культовой музыки складывался постепенно. 1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). Иоанна в Мюнстере, в швейцарском кантоне Граубюндене (ныне в Цюрихском музее), расширили представление о художественном наследии каролингов.
Там же находились усыпальницы знатных лиц. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале.
Их утрата восполняется портретами в религиозных образах (например, «Уолтонский диптих» с портретом короля Ричарда II, ок. Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок.
Речь идет об изобретении масляных красок. Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений. В 7 – 8 вв. Михаила в Фульде (илл.
Так, отношения сторон фасадов следовали правилу золотого сечения (2:3 или 3:5), однако это правило подкреплялось теологически. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием. Углы баптистерия поддерживаются выступающими грубыми пилястрами.
Само итальянское слово fresco означает свежий. Масляные краски, таким образом, открыли мастерам целый новый, неизведанный мир.
centrum — центр, средоточие), в отличие от пантеизма предыдущего времени (античности) и последующей эпохи Возрождения. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты итальянские заимствования и художественные традиции с севера— Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч. Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство. Такая запись показывала, где нужно петь высоко, а где — низко. Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо дАреццо) (990-1050). Основополагающим был принцип подчиненности композиции идее, заложенной в произведение. Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей.
В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства. Символы Марка, Матфея, Иоанна и Луки — лев, ангел, телец и орел — расположены над головами евангелистов.
Но, цель, была не в том, чтобы реставрировать Древний Рим. Полуциркульные арки сменяются заостренными кверху стрельчатыми арочными проемами. человеческого лица». Церковь стремилась быть «всеобщей» — она обращалась к человеческому коллективу в целом и каждому члену общины в отдельности. Характерно, что с натуры художники не писали.
Часто архитектуру этого периода называют мрачной. В результате альбом превратился в цеховую книгу образцов.
Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. (дошли в оригиналах и копиях). 1330–1350 silk and silver – giltДля работ, выполненных в период opus anglicanum, всегда употреблялись только лучшие материалы – прекрасного качества льняные холсты или бархат, золотая и серебряная нить, драгоценные камни. Здесь господствовали строгие правила изображения святых или событий из «священной истории». Именно в этом городе был найден художественный стиль, отвечающий новому идеалу красоты.
В виде маленькой миниатюры всегда выполнялась и заглавная буква в каждой главе. Труд Теофила показывает, насколько высоко ценилась в 12 веке деятельность художника. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. Само итальянское слово "fresco" означает "свежий". Высшее создание готики — величественный городской собор.
Алтарной части церкви предшествовал поперечный неф. Но это только одна зависимость. Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла.
Вожди варварских племен стремились приобщиться к этому величию. Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья. Фрагмент рельефа с изображением богоматери и апостолов из «Вознесения» вырезан в императорской мастерской до 814 года. Карл, ставший королем франков в 768 году, придал начинаниям Пипина грандиозный размах. В 800 году идея «возобновления» была политически реализована.
Религиозные темы, сюжеты, образы были постоянным источником художественного творчества. Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля. Эти школы развились уже под несомненным и непосредственным влиянием Византии. Появляются цеховые объединения вышивальщиков – об этом упоминается в «Книге ремесел» Этьена Буало, мэра Парижа с 1258 по 1268 год. Внутри книги были полны рисунками или миниатюрами. Средневековая живопись не знает перспективы, открывающей глубину картины. По всей территории бывшей Римской империи они уничтожили рабство, установив общественный строй, опиравшийся на свободный труд крестьянина-земледельца (речь идет об эпохе раннего, еще пред феодального средневековья).
Третий период расцвета византийского искусства падает на середину XIII – середину XV века. Вышивки применялись в убранстве дворцов. Отечественная же традиция зачастую склоняется к началу Нидерландской революции (1568 год).
Не менее существен быстрый, стремительный и динамический стиль кратких пояснений Виллара. На них изображены сцены сева, жатвы или охоты, приуроченные к тому или иному сезону. В конце 19 века технику восстанавливают в том же городе – Ассизи. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная.
С наступлением эпохи готики стиль мышления изменился. Варвары перенимали римскую культуру в той мере в которой могли принять. Почти везде фоном служат строения времен античности. Главными формами византийской живописи были монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска) иконопись, книжная миниатюра. Средневековье стало началом для возрождения литературы.
Мастерство художника, естественно, воспринимается Теофилом как дар божий. Зыбкие, как будто вибрирующие контуры делают фигуры удивительно живыми и динамичными. Романский художник, хотя и живет в мире, где «сквозь царство порядка глядят глаза хаоса», является близким или далеким учеником восточных – сирийских и византийских – учителей, учеником их ученика, падеборнского монаха Феофила, более, чем он, далеким от традиций античности.
Изменяется и характер витража. Высокого уровня достигает во Франции искусство миниатюры. О светских сооружениях некоторое представление дает перестроенная из дворца короля Рампро I (848) церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо – однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках. Наконец, посвятительные листы из написанных в Туре рукописей, так называемой первой «Библии Карла Лысого», 843—851 годов и «Евангелия Лотаря» 849—851 годов, дают представление об изысканной роскоши двора внуков Карла Великого.
Трактовка фигур примитивна. Каждый из них был подчиненным — вассалом своего непосредственного патрона — сюзерена. Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием. 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы).
Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Внутреннее убранство храмов было значительно богаче. Это прямоугольный, почти квадратный зал, несколько вытянутый с юга на север. Драматизм и экспрессивность, напряженная духовная выразительность живописных образов, характерные для романской живописи (сцены Страшного суда, борьба между ангелами и дьяволом за человеческие души – распространенный сюжет храмовых росписей) оказывали огромное эмоциональное воздействие, отражая идею греховности мира идею искупления и спасения. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. Подобные соответствия В. Мортэ остроумно назвал символизмом задним числом (symbolisme a posteriori).
Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. Так, в рукописи «Геллонского сакраментария» распятие служит буквой «Т» фигура Марии составляет часть заглавной буквы «I». Сохранившиеся постройки весьма примитивны, например так называемый «лангобардский храмик» в Чивидале. Гвидо из Ареццо понадобилось более пятнадцати лет, для того, чтобы систематизировать и обобщить «грамматическую основу» музыки. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева.
Согласно утверждению Блаженного Августина (354—430), Ноев ковчег имел пропорции: 300:50:30 локтей, таковы же пропорции идеальной фигуры человека (отношения роста, ширины и толщины 30:5:3), соответственно должно строиться и здание. И именно живопись заняла в искусстве Византии главенствующее место. Петра и Павла строили в XIII—XIVвв. Главными объектами изображения в миниатюрах школы Ады (другие названия — школа аббатисы Ады, школа рукописи Ады, школа Годескалька, школа Карла Великого) стали евангелисты.
Но в ряде этих сцен – в фигуре богомольца, мирно всхрапывающего под кафедрой проповедника под аккомпанемент великолепной гомилии (март) в городской улице в апрельский день, полной хозяек с корзинками и мальчишек с ветками в картине сенокоса, соединенной с июньским пикником на траве в развертывающейся майской в июльской реке, оживленной челнами, в декабрьской игре в снежки и т. д. и т. д. – оживает быт средневекового города с его работой и весельем. Характернейший образ средневековья -- распятие. Вышивка делалась на белом льне шелковой одноцветной нитью, самым популярным был красный цвет, большое внимание уделялось синему и зеленому, реже можно увидеть использование коричневого и желтого цветов. В 1228 году произошла канонизация Святого Франциска Ассизского, в честь которого в итальянском городе Ассизи был заложен собор Church of St. Francis of Assisi.
Но его создатели воплотили коллективные представления людей, выразили -- пусть в особой, соответствовавшей их пониманию мира форме -- вечные поиски человеком правды, добра, справедливости. Но спокойное и несколько неподвижное искусство других известных школ Германии той же поры (Трира-Эхтернаха, Кельна) отодвигается в тень изумительным расцветом Рейхенау с характерной для него силой творческого замысла, самобытной гармонией композиции, твердостью рисунка и красотою красочных комбинаций. В отличие от средневекового монаха, Дони не стал проявлять ложной скромности и дал ноте две буквы своей фамилии. По другой версии DO (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь).
Вероятно, он учился во Франции, в 1125—1130-хгг. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В границах этой традиции работал Джотто. Необходимость проецирования центра тяжести сооружения на середину основания определяла симметрию внутреннего пространства, прежде всего средокрестия. Индивидуальность оказывалсь для мастера полностью подчиненной тому нормативному идеалу, который соответствовал социальному положению3». Обычно Opus Teutonicum выполняется на льняной основе шёлковыми (цветными) и льняными (белыми) нитями.
Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. Более того – для него это уже не было в диковинку. В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах (франкские короли считали себя потомками легендарного вождя Меровея), еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии. «), окруженный более низким (диаметром 29. и) шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале. Собор Свв.
На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир. Если в этот век последнее слово было сказано в направлении совершенства золотого фона (безмерно изощрен на Западе рецепт накладывания и полирования листочков подлинного золота на страницу, доныне производящую впечатление политой массивным золотом и дающую своеобразную золотую выпуклость), он был веком изумительных рецептов красок эмалевого эффекта, расцветивших нежные группы Жакмара дЭсден, живущие как бы в незаходящем солнечном свете. Во Фландрии были изобретены масляные краски.
Само мировоззрение Средних веков было по преимуществу теологическим. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Самый выдающийся памятник изобразительного искусства данного направления и каролингской миниатюры в целом — Утрехтская псалтырь (названа так по месту хранения — в университетской библиотеке в Утрехте).
Но в целом создание франкского зодчего тяжелее и массивнее византийского храма. Искусство изготовления гобеленов (шпалер) имеет древнюю историю. 1360г., как считается, Жираром Орлеанским (Лувр). Единообразное христианское пениепостепенно вводилось во всех странахЗ. Рукописные книги были настоящими произведениями искусства.
Храмы приобретают более легкие, стремящиеся вверх очертания. В свое время она считалась чудом строительного искусства и вызвала целый ряд подражаний. Знаки стали писать на определенном расстоянии выше или ниже горизонтальной красной черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». работал над статуями для собора в Амьене, возможно также, в Реймсе.
С распространением христианства в Европе старинные песнопения вбирали в себя влияния местных народно-песенных традиций, в разных странах утверждался свой особый стиль богослужебной музыки. Влияние раннего итальянского треченто спорадически проявляется в живописи и миниатюре Северной Европы уже в 1-й трети XIV века, а деятельность Симоне Мартини, Маттео Джованнетти и других «авиньонцев» в 1340-е гг., где сложилась своя итало-провансальская школа, придает этому процессу итальянизации более широкое распространение. В готическом зодчестве она постепенно хиреет.
государств германских племен произошло их обращение в христианство. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В те времена они выполняли двойную роль – с одной стороны они украшали стены замков и дворцов, а с другой – защищали от холода. Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом.
220). был резиденцией епископа.
Переселяясь (как до, так и после ее падения) на территорию Римской Империи все кочевые «варварские» народы сталкивались с болеевысокимпо своему уровню наследием античной культуры. Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины. «Портретирование конкретного лица было еще неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков.
Например, голубь был символом Святого Духа, рыба — символом Христа. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Аналогично жеманнен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. Все эти черты с особой яркостью проявлялись в украшенных миниатюрами манускриптах изготовленных по заказу владетельных семейств.
По итальянской традиции фон золотой изображение профильное и погрудное. статью в разделе История искусства).
была театром технически-художественных находок и событий. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. Вариантом центрического сооружения является капелла св.
В храме перед глазами средневекового человека развертывалось все христианское учение.
Средневековые художники не стремились также (во всяком случае, сознательно) утвердить в творчестве свою индивидуальность. Весьма примечательны 165 рисунков пером в так называемой «Утрехтской псалтири», написанной в Реймсе около 820 года. Искусство эпохи «варварских» королевств часто противостояло античности по духу, однако в последующие периоды, художники не раз обращались к античному наследию. Но средневековое искусство выражало это зашифрование, своим значительно более условным (хотя, разумеется, все искусство условно), чем в предыдущую эпоху, языком. (Архитектура и скульптура средних веков были Библией в камне. Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов.
Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями. Романский собор являл собой символ твердыни человеческого духа в искусстве.
Само искусство приобрело новые черты, резко отличавшие его от искусства Греции и Рима. 1412-15), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы. Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства.
Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). Народнаясмеховая к-ра преобразилась в сатиру ипородила новый жанр – фарс (грубыйкомизм с присущим ему издевательством).
В 1420-30-е гг. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Иным было и понимание красоты. Затем пражская школа живописи распространила свое влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии— Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль). 171, рис- на стр.
«Materiam superabat opus»). Римляне называли их варварами. с VI по XIV-XV вв.
Рост городов, развитие ремесел, торговли постепенно меняли уклад жизни. Но стремление феодалов извлечь из города как можно больше доходов (формы феодальной зависимости, которые были в деревне не могли быть действенными в городе) неизбежно привело к коммунальному движению — сначала за освобождение от наиболее тяжёлых форм феодального гнёта, а потом встали политические задачи — горожане боролись за самоуправление. Характерный пример такой тенденции — миниатюры с изображением поднесений иллюминированных манускриптов художником или заказчиком королю или другому покровителю, а также сцены молитв и церковных служб. Особенно замечательно завершение гробницы, перекрытой вместо купола монолитом, получившим при обработке правильую форму.
Она была поставлена глубже «диалектической мыслью» XII в., чтобы с новой проникновенностью вернуться во фламандском искусстве. Особый выразительный эффект создавала так называемая «обратная перспектива», очень часто использовавшаяся в церковной живописи. Художниками достигается эффект «живого присутствия», который впоследствии повлияет на нидерландских живописцев XV века.
Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий». При его дворе была организована школа, в которой учились дети именитых франков. Ее исполнял один певец смногоголосным инструментальнымсопровождением. на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж).
Скульптурные изображения помещали и на порталах по сторонам поперечного нефа. Он приходится на промежуток правления македонской династии (867 – 1057). Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Он в общем повторяет восточные иконографические схемы и типы.
Они не имело целью отражать видимую картину окружающего мира. Он получил название «готика».
Вот таким образом художник изображая человека, стремился передать не то, что отличает одного человека от другого телесно, а изобразить то общее, что является типическим для всех людей вообще, объединяя их в духовной сущности и приближая к первообразу, задуманному Богом. Средневековый художник нуждался в достаточно ограниченном количестве изобразительных средств ради выполнения своей задачи — «отразить многообразие, существующее в единообразии». Расширяется и обустраивается общественными зданиями городская площадь. В качестве главного критерия специфики средневековой культуры выдвигали понятие теоцентризма (от греч. Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400-1420-е гг.
1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). X – XII вв) стал первым общеевропейским стилем. Их произведения не лишены интереса.
Это трактат, а не ноты как таковые. В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Подобная идеология восходит к античному неоплатонизму, но аскетизм раннего Средневековья привел к тому, что в искусстве сложился эстетический идеал, противоположный античному. ис-ве начинает занимать тема распятия, смерти и воскресения Христа.
В простенках барабана купола помещают изображения двенадцати Апостолов, в куполе — небе — образ Пантократора (Вседержителя). Особенность стиля – геометрические орнаменты, вышитые параллельными счётными стежками (англ satin stitch или brick stitch, соотвественно одинарный или двойной стежок), которые могут как полностью покрывать ткань, так и образовывать отдельные не ажурные элементы. XV века. Но средневековое искусство выражало это зашифрованно, своим значительно более условным (хотя, разумеется, все искусство условно), чем в предыдущую эпоху, языком.
Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок. Позднее на смену архитектурному декору приходят изящные обрамления на полях в виде побегов листвы, в завитках которых нередко появляются маленькие забавные фигурки, обычно не имеющие никакого отношения к тексту (так называемые «дролери»). Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи некоторые новые специфические черты.
Товарно-денежные экономические отношения интенсивно развивались уже с Х—XIвв., но мировоззрение и мироощущение людей от этого существенно не менялись. Вместо десяти лет – два года. Так из доктрин христианства рождается идеал, противоположный идеалу Античности. Другая монастырская церковь – Сен Филибер де Гранлье (департамент Нижней Луары), начатая постройкой в 819 г., представляла собой трехнефную крестовую базилику на столбах с тремя восточными абсидами. Пражские миниатюристы и художники также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне).
Иногда изобретение масляных красок приписывают именно ему. В этих условиях центры культуры постепенно перемещались из монастырей в города. витражи нах-ся в соборахШартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа (Сен-Шапель).
Следствием этого было дополнительное утолщение стен, узость оконных проемов, больше похожих на бойницы, наличие не только в замках, но и в храмах башен, а нередко и оборонительного рва с валом, а также практически полное отсутствие каких-либо декоративных элементов во внешнем оформлении. Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест». Согласно подобной медиевистской концепции (от лат. Среди этих построек главное место принадлежит собору или ратуше.
Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв. Произведения тогдашних мастеров изображали придворный быт – изящный, утонченный и далекий от реальности, с тщательно прописанными мелкими деталями. Впоследствии так стали называть искусство эпохи в целом.
В ряде случаев принимается падение Константинополя (1453 г. ) иногда – смерть "последнего рыцаря Европы" Карла Смелого (1477 г. ), подчас – открытие Колумбом Америки (1492 год). Им отмечены трактаты Альберта Дюрера и Никласа Хиллиарда. Подобно другим искусствам, профессиональная музыка в течение долгого времени развивалась в рамках церкви: «серьезное», «содержательное» было для средневекового человека неотделимо от понятия «религиозное». Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Ставя перед художником сложные творческие задачи, алтарный образ в то же время открывал новые широкие возможности для самовыражения при оформлении алтарного пространства, которому надлежало стать предметом главного внимания и религиозных чувств паствы.
Два фактора в нем неблагоприятны для ее жизни. Как уже говорилось выше, в это время возникают школы, которые не были связаны с церковью, первые университеты. В ряде европейских стран, например в Италии и Нидерландах, рано началось зарождение капиталистических отношений и формирование бюргерства (от нем.
Цвета стали значительно более насыщенными и яркими. Он не отступает от византийского типа облипающей одежды. В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок. Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства. Наиболее характерной ее особенностью явился выполненный с необычайным каллиграфическим мастерством сложный геометрический узор, в котором христианские мотивы переплелись с разновидностью кельтского орнамента, получившего название «звериного стиля». Долгое время отношение к Средневековью носило исключительно негативный характер: его искусство считалось грубым за свое несоответствие нормам идеальной классической формы, культура — примитивной, доминирование в это время религиозного мировоззрения воспринималось как «реакционное» засилье Церкви. Во Франции – это ясность пропорций, чувство меры изящество форм. Альбом представляет собой неоценимый источник для изучения готического мастерства. В искусстве этого периода преобладает линеарно-плоскостное начало.
167, 168). В XII в. первенство стало переходить к новым хозяйственным и культурным центрам — городам. В эпоху готики художники уже пытаются придать модели реалистические черты. Рисунки наглядно передают мир представлений средневекового человека. Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, то есть «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица». В городах еще долгое время сохранялась система корпораций.
Чуть позже появился готический стиль. Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике. Зодчие готических соборов были смелыми экспериментаторами. худ., ок. В Англии – тяжеловесность, перегруженность композиции излишество архитектурных деталей. Материя то прилипает к телу, то развевается, как бы подхваченная вихрем.
Их постройки были украшены росписями и мозаиками.
Изображения в византийском искусстве, как правило, плоскостны. С этого времени "гобелен" превратился в обозначение стенных ковров во многих странах мира. Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными.
1412—1415), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы. Сильным толчком для развития и обновления всей жизни послужили крестовые походы (при всей их чудовищной жестокости, вызванной религиозным фанатизмом): они открыли народам Европы новые земли и страны, вывели их из вековой замкнутости. Буквы, составленные отчасти из животных и растительных форм, ярко расцвечены, красным, зеленым и желтым. Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7 – 8 вв. ), также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером.
Он принес славу как братьям, так и их покровителю. То же подчеркивание духовного начала -- в средневековой живописи (например, в многочисленных алтарных росписях). Средние века в Западной Европе – время расцвета шпалерного ткачества. особенно пышный расцвет романского убора наблюдается в зодчестве церковном.
Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400—1420-е гг. Базилики каролингских времен в первоначальном виде не сохранились, но мы можем о них судить по дошедшим до нас остаткам и по различным документам. Стали возводиться каменные христианские храмы. Вот таким образом они представляют собой как бы многократно репродуцированное обрамление.
Из огромного числа бытовавших в церковной практике (преимущественно римской) напевов были отобраны наиболее употребительные и отвечающие духу религиозности они распределились по дням церковного календаря, каждый был строго связан с определенным моментом церковной службы. Эт0 была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством. К примеру, объясняя базиликальный план церкви изображением человека с раскинутыми в стороны руками (рукава трансепта), они объясняли некоторое отклонение апсиды от главной оси храма тем, что она будто бы изображает склоненную набок голову распятого Христа. Наиболее известнымэпич. Ставшие позднее известными фрагменты фресок из церкви св.
Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Самые ранние европейские шпалеры – немецкие. Под яркими отсветами, какими они наполняли храм, блекли и изменялись нежные цвета росписи. В XIV веке начинается угасание искусства витража.
Второй расцвет византийского искусства продлился два с половиной века. В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов. Аналогично жеманнен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. В символическом смысле — проема из мира материального в мир духовный, трансцендентный.
Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей.
Яркая красочность исчезает, на смену ей приходит монохромность. Аналогично жеманен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. поднимаются уже соц. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне.
Верхнюю часть занимало небо, нижнюю – земля, по правую руку Христа находился рай и праведники (добро), по левую – осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло). XV века. Здесь хранились древние манускрипты – бесценные сокровища человеческой мысли: монахи переписывали их, сберегая от разрушений временем при монастырях организовывались школы, мастерские письма (они способствовали распространению книжного дела), ваяния, резания по дереву, а также певческие капеллы.
Размер их зависит от иерархической значимости того, кто изображен: размеры Христа превышают фигуры ангелов и апостолов, которые, в свою очередь, намного крупнее изображений простых смертных. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. Эта нидерландская живопись в 1-й пол. Отсюда девиз: Материал выше работы (лат. Средневековые надгробия (например, королевские в Сен-Дени), демонстрируют эволюцию: сначала фигуры покойных выполнялись с идеально условной трактовкой молодого лица в виде застылой маски, оживленной стандартной «готической улыбкой», безо всякого намека на портретное сходство.
Живопись Средневековья еще в романский период обогатилась новым приемом. Связи с Италией и Византией, оживившиеся при Оттонах, воздействие искусства «Островов Океана» – с IX в. Рейн и частью Дунай стали дорогой странствований иров и англосаксов – все это объясняет расцвет живописи в Германии X в. Он не был длительным. Для возведения этой церкви традиционно использовали камни и строительные детали римских руин, а также различные материалы из Равенны.
Она была главным заказчиком художественных произведений. Основным видом искусства в эпоху готики оставалась архитектура. Никогда ранеецвет и свет не играли такой символическойроли. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры.
Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений. Романский замок и романский (в особенности раннероманский) храм выразили лицо западного общества в это время. Живопись выражала те же библейские темы в линии и свете – П. Сорокин).
По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. Длятого чтобы написать мотет, комп.
Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». Период развития культуры и искусства Западной Европы со времени падения Западной Римской империи (V в. ) до начала эпохи Возрождения (XV в. ) впервые был назван «средним веком» итальянскими писателями-гуманистами. Но уже от оттоновской эпохи в Германии (X в. ) сохранились памятники более импозантные: не только малое искусство книжных миниатюр, но и большое искусство монументальных росписей. Господствовавшей стала базиликальная форма.
Отсюда основополагающее значение принципа симметрии и правила прямого угла. Мастера самых различных профилей – ювелиры, скульпторы, архитекторы, художники – погибли либо были уведены в плен. Созданные художниками совершенные образы олицетворяли связь между миром земным и небесным. Средневековая Литература: и ее особенности. Это, в свою очередь, приводило к деформации, дематериализации изобразительных форм. Особо следует сказать об оформлении книг. Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. Управление новой империей началось после коронования в Риме.
Слово "гобелен" возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами). Пражские миниатюристы и художники также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне). Так, тогда же в кругу немецких и чешских мастеров возникает совсем иной тип станкового портрета— модель изображается не в профиль, а в три четверти.
В искусстве чтилась традиция, оно создавалось по образцам и канонам. Искусство этой эпохи проникнуто духом символики. и привела. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Counted threadДругие названия – счётная вышивка, счётная гладь, Opus Teutonicum. Чуть позже, в 30-х годах XV века, живопись обогатилась новым стилем, оказавшим впоследствии огромное влияние на все изобразительное искусство.
Яркая иллюстрация этого — памятники каролингского искусства. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Параллельно с этим складывалось и росло городское сословие. Крестовые походы изменили географические представления европейцев, расширили знания об окружающем мире.
Он должен был затмить величием и блеском западную столицу.
Церковь допускала изображение индивидуального человека только в двух случаях:Ритуальные: присоединенные к святым изображениям как память о каком-либо богоугодном делеМемориальные: на надгробном памятникеПортретное сходство в обоих случаях не преследовалось изображение могло быть полностью условным и компенсироваться атрибутами или надписями. В первой категории (вписанными в сакральное изображение) чаще всего встречаются образы императоров, королей и прочих монархов, а также духовных иерархов – пап и епископов то есть верных защитников Церкви, донаторов (ктиторов) и ревнителей благочестия. На родине готического искусства, во Франции, соборы возводили на одной из городских площадей. Явление это должно было получить особую силу в связи с такими политическими событиями, как брак Оттона II с византийской царевной Теофано (927) или как занятие германцами Южной Италии и Сицилии, насквозь проникнутыми византийской культурой. Помимо буквального смысла всякое изображение имело и иносказательное значение. Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного — и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом. Сан Джоржо в ВальполичеллоЛангобарды, приняв участие в разгроме остготов Византией, вскоре сами напали на Италию и в 568 г. завоевали большую ее часть, но осели главным образом в Северной Италии.
Фольклор получил особенно широкое развитие в искусстве внеевропейских народов. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. Древнейший документ, фиксирующий существование европейского многоголосия, – это "Musica enchiriadis", манускрипт, появившийся около 895 года в монастыре Верден, на территории современного Эссена. Верден был передовым монастырем, с обширной библиотекой и просвещенной братией. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
Воспитующие религиозные идеи должны были дойти до всех. К этому времени заметно расширяется производство, увеличивается сеть дорог, земля становится более обжитой и обозримой. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Период интернациональной готики явился переходным к живописи Проторенессанса. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок.
Естественно, в такой обстановке художественное творчество находилось под строгим контролем правивших классов и церкви. Основоположником нового течения в живописи во Фландрии считается Робер Кампен. С развитием городов оно стало одним из видов средневекового ремесла. Так и возник способ записывать музыку при помощи нот.
В XIII-XIV веках появляются большие городские скриптории, продукция которых быстро вытеснила продукцию монастырских мастерских. Рукопись написана просто, ясно, хорошей латынью, а подробные рассуждения Теофила о назначении и цели искусств обнаруживают знакомство с основными направлениями философской мысли эпохи. Каждая деталь здесь была важна не сама по себе, а как выражение этой идеи. Имя их создателя неизвестно, его называют Мастером из Наумбурга. То же самое прослеживалось и в живописи.
Однако и здесь на всем был виден отпечаток романского стиля. Ян ван Эйк был великолепным портретистом. От богослужебной реформы Пипина оставался один шаг до идеи «возобновления» христианской Римской империи, провозглашенной при дворе его сына, Карла Великого и связанного с этой идеей короткого, но блестящего периода европейской культуры, получившего название «Каролингский ренессанс». После смерти Виллара альбом хранили в г. Сен-Кантен, в масонской артели, добавляя к нему новые рисунки (проблемы авторства не существовало). Шедеврами средневекового искусства являются рельефы и, особенно, статуи западного хора собора. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара.
Такова роспись простенков сотканной из цветного стекла Sainte Chapelle и целого круга подражавших ей французских церквей. Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека – христианскую идею Бога. 3.
Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Главное различие состояло в том, что индивидуальное, неповторимое в человеке менее всего находило отражение в его в образе. Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре. С западной стороны, где находился вход, его обрамляли или увенчивали башни в восточной части помещалось святилище храма — алтарь.
С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания.
Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Лучшие церковные вышивки были созданы в Европе в Англии между 1250 и 1350 годами. Отсюда иконографический канон в размещении росписей и мозаик. Зато художники того периода старались придерживаться негласных правил: эмоционально воздействовать на того, кто будет смотреть на полотно игнорировать реальные размеры – для придания большего эффекта изображать разные временные промежутки с одним и тем же героем на картине. до н. э. ) в свое книге Shuoyuan ("Сад Историй") писал об использовании вышивки шелком в стране Wu (провинция Китая). Итальянские гуманисты считали его порождением готов, в начале V в. разграбивших Рим.
Эти схемы перешли потом и в русскую иконопись, отчасти и в западноевропейское искусство, хотя там они были больше подвержены изменениям. Миниатюры рукописей первой половины XIII века нередко получают обрамления, напоминающие медальоны витража (Псалтырь Бланки Кастильской, Париж, библиотека Арсенала). Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами.
В архитектуре преобладал купольный тип храма. Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков. Автор (считается, что это был верденский монах по имени Хукбальд) описывает, как надо петь, пользуясь понятиями "несколько выше", "значительно выше", "настолько выше, чтобы звук снова становился самим собой". Пытается Хукбальд изобразить и некие звукоряды. Это касалось и жилых сооружений и храмовых, в особенности монастырских комплексов. 169).
Theos — Бог и лат. В каролингскую эпоху скриптории существовали при королевском дворе и при крупных церковных центрах. Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3. В них хранились особенно почитаемые реликвии и совершались богослужения. Мы не заблуждаемся насчет артистической ценности часовника, вышедшего из неизвестной парижской мастерской середины XV в., с изображениями месяцев, сохранившего 24 сцены «игр и работ XV в».
Burger – горожанин). Марка и Амьенского лабиринта.
Сознание народных масс изменилось. Возвращавшиеся с Востока рыцари нередко привозили с собой богато вышитые одежды и ткани искусное выполнение которых изумляло вышивальщиков Европы. В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413-16) и миниаюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне.
1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). Возникла масляная живопись. Целые кварталы города были заселены переписчиками, переплетчиками и миниатюристами. Первый европейский университет — Болонский возник на основе Болонской юридической школы, основанной в 1088 году, а в 1158 получившая статус университета. Шпалеры представляли из себя тканые безворсовые ковры, которыми украшали стены. Это было важнейшим событием в истории европейской музыки.
Образование породило потребность в книге. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. Среди них выделяются две — фигуры Маркграфа Экхарда и его супруги Уты. 1370-80, Вена, Музей города). В отличие от своих предшественников, художники VIII—IX вв.
Это было граничит с той особой ролью, какую играла в жизни средневекового общества церковь. Популярныйжанр – фаблио (во Фр. ), шванк (Герм. ). Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи) и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена Маргарита Фландрская, портал церкви Шанмоль). В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв.
Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом. Здесь были построены великолепные дворцы и храмы со множеством мозаик, орнаментальных композиций и фресок. Фрески, открытые в 1888 г. в церкви св. Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». В среде горожан рождалось свободомыслие и критическое отношение к феодальному строю. Эта нидерландская живопись в 1-й пол.
Кроме того, отдельный человек интересовал художника не столько сам по себе, сколько как представитель определенной ступени феодальной иерархии. Канон в известной мере обусловливал и образный строй изображения. Это объясняется рядом причин. В праздничные дни коврами украшали улицы, вывешивая на балконах и подоконниках.
Простые воины-дружинники и земледельцы, не знавшие грамоты, еще долго сохранявшие общинные формы отношений (даже внутри уже сложившихся государств) и языческие верования, они положили начало всей современной европейской культуре. Культура проникла в широкие слои общества глубже, чем в древнем мире, в искусстве сильнее ощущались, народные представления и ярко выражала себя живая струя мифологического по характеру реализма, непохожего на античный. В романскую эпоху ведущую роль в художественном творчестве играла архитектура.
Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. Известно, однако, что существовала монументальная живопись и светского содержания. «родник» из серии 8 гобеленов, вытканных на одноименной мануфактуре при королевском дворе в 17-ом веке Экслибрис Эпоха средневековья завершалась и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств. Он предстал огромным и динамичным. Следя на протяжении XI–XV вв.
Но распространены они были и в других странах и в другие периоды. В течение многих столетий церкви и монастыри были очагами средневековой культуры. В византийском искусстве складывались новые принципы развития церковной живописи.
Искусство этой эпохи проникнуто духом символики. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений.
все больше места в изоб. Аахенская капелла (илл. В целом Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. В Средние века музыка выступала в роли одного из семи «свободных» искусств, чье распространение не контролировалось всесильной католической церковью.
В основе многих вышивок по канве лежат рисунки и гравюры фламандских мастеров. Правда, отдельные художники ища методов парировать убийственный для росписи эффект, повышают ее тональность до яркой и созвучной стеклам, они прочерчивают золотом («золото – единственная краска, не угашаемая синими и красными отсветами стекол») рамки, каймы, усики, вводят отдельные золотые детали: золотые посохи, вещи, пояса, запястья, туфли, ангельские крылья. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Во-вторых, действие цветных стекол. Начиная с XI века в феодальном обществе неприметно накапливались черты нового.
Но, как пишет Виктор Гращенков, не следует рассматривать это время как «перерыв» в эволюции портретного жанра. Использование цветных стёкол в окнах церквей восходит ещё к раннему средневековью.
«Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг», подчеркивалось в императорских указах. Вырабатывается иная система пластического языка, выразительных приемов. XV века9.
В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец 7 в. ), на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика. Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала. "Руководство к музицированию", – примерно так переводится название "Musica enchiriadis". Само «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим». Это была огромная работа.
По свидетельствам древних авторов, богатством вышивок особенно славился Вавилон. Здание сложено из кирпича и мелкого бутового камня с обильным применением раствора. В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов.
Картины представляли собой своего рода схему, передающую суть, но не нюансы. в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться абсолютно новый стиль живописи. Особенным изяществом отличается введенный во второй четверти XIV века известным парижским миниатюристом Жаном Пюселем орнамент на полях в виде тонких побегов терновника, усеянных маленькими остроконечными трехлопастными листочками, выполненными накладным золотом. Из прозрачной мозаики он превращается в род живописи по стеклу.
Автор миниатюр придает значение даже самым мелким деталям. Ломбардцы внесли свежую натуралистическую струю в утонченный стиль франко-фламандской миниатюры нач. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы).
Стереотип этот (канон) обычно зависел не от художника, а от иконографической и живописной традиции собственно художественной школы. Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, то есть «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица». Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый Богатейший часослов герцога Беррийского (около 1411-1416).
Последнее вообще характерно для эстетических представлений раннего средневековья. Священное прошлое человечества представало на востоке храма (алтарная часть), его грядущее будущее (конец света, страшный суд) – на западе.
bу Dodwell С. В. London, 1961. Храм имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. Ценились они дорого по всей Европе. немного об истории гобелена можно почитать здесь. Римское богослужение хранило традиции христианизированной поздней империи, оно должно было принести «варварским» народам плоды некогда разрушенной ими великой цивилизации, заставить их подражать древним искусствам, литературе и, наконец, самому интеллектуальному духу античности. Романское искусство наиболее ярко раскрылось в архитектуре церковных зданий их живописном и скульптурном украшении. Куски стекла становятся крупнее, участие кисти все более заметно. 218) была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе).
Эта версия связана с тем, что в лицах начинает появляться определенная индивидуализация. Средневековое искусство — особая ступень в мировом художественном развитии. Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу. Художник понимается как наследник божественной мудрости. Культовые постройки преобладали среди каменной архитектуры эпохи Каролингов (так называют династию франкских королей, виднейшим представителем которой был Карл Великий). Можно, однако, сказать, что архитектурная массивность наиболее сильно выражена в соборах германских (Шпейерский, Майнцский, Вормсский), а декоративная роскошь — в Италии, где сами архитектурные формы уже производят впечатление легкости, где особое имя пизано-романского и романо-тосканского стиля (храмы Пизы, Флоренции, прелестная церковь Сан-Миньято) выделяет эту разновидность из романского родового целого.
Их принято обозначать обычно как Мастер 2 и Мастер 3. К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда. Очень большое внимание уделялось свету и цвету.
Города боролись с феодалами за свою независимость. Рост городов, развитие ремесел, торговли постепенно меняли уклад жизни. на стр.
Этот период известен в истории вышивки под названием opus anglicanum. Более того, ее чрезвычайная ценность всегда учитывалась ватиканскими иерархами: музыка считалась математической наукой и входила в Квадривиум (курс светского образования) вместе с геометрией, алгеброй и астрономией. «Портретирование конкретного лица было ещё неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков12.
По словам французского ваятеля Родена, романская архитектура ставит человека на колени, воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его горизонтальность. а в водах Сены плескались обнаженные девы изображая морских сирен. Тем не менее и несмотря на многие восточные (сасанидские, позже и арабские) мотивы, которые проникли в европейское искусство, нельзя сказать, что византийское влияние следует совершенно отождествлять с восточным, азиатским.
Среди самых ранних -- Кембриджский и Оксфордский в Англии, Парижский -- во Франции. Она наиболее ярко воплотила новые представления об окружающем мире. Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство. Сразу бросаются в глаза разные масштабы фигур. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета.
Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков. Более значительна церковь Сан Джорджо в Вальполичелла (близ Вероны), построенная, вероятно, в начале 8 в. Эт0 небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя абсидами на восточной стороне.
Вышивки этого периода характеризуются многофигурными композициями. После эпидемии в Европе Черной смерти (чумы) вышивка становится более простой и лаконичной. Каждая деталь здесь была важна не сама по себе, а как выражение этой идеи. Именно города становятся сосредоточением оппозиционных феодализму тенденций (многие передовые города стали центрами распространения ересей).
В оформлении ранней готической книги сказывается влияние архитектурного декора. Мозаики купола Аахенского собора говорят о высокой опенке наследства Византии и Равенны. Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям. 1267-1337).
Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Всюду в них бросаются в глаза огромные каменные кубы из которых сложена массивная стена, деревянные стропила кровли, сильно вытянутая крыша, высокое внешнее крыльцо, круглые башни и колонны и закругленные углы и пилястры, полуциркульные завершения дверей и окон, наконец, преобладание той же формы «римской арки» повсюду в декорации. Основное выражение он получил в архитектуре. Несмотря на политическую раздробленность Европы, представлявшей пеструю и быстро меняющуюся мозаику народов и государств, на разные пути культур разных народов, были и объединяющие начала, основными из которых были: память о римском наследстве (римское право, в основных своих формах распространенное по всей территории Европы, римские города, традиции городской жизни), христианская религия, латинский язык, ставший основой романских языков и являвшийся важной составной частью германских языков, общие процессы искусства.
Живопись того периода стала важным переходным этапом от мрачного символического искусства времен падения Римской империи и постоянных варварских набегов к новому качественному уровню, который берет свое начало в готической эпохе. В 1420-30-е гг. Ed. Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий.
Далее, на западных кодексах мы убеждаемся, что в тогдашних мастерских письма (главным образом монастырских) над книгой совершалась новая, неведомая классической древности работа имевшая в виду синтез письма и живописи, где само письмо становится «живописным», где «картина» подчиняется инициалу как определяющей рамке и где творческие усилия положены на создание орнаментального убора текста и инициала интимно с ним связанного. Это могли быть не только изображения донаторов и фрески, но и не дошедшие до нас станковые изображения. Тем не менее романский стиль (к.
Но к концу XIII века положение начинает меняться. Первыми «нитками» для вышивки служили жилы животных, шерсть, волосы. Она была простой, тяжелой и очень прочной.
худ., ок. Помимо буквального смысла всякое изображение имело и иносказательное значение. Виллар де Оннекур (V. Романское храмовое зодчество обладает известным основным единством на всем пространстве Запада. Уже в XII веке появились нецерковные школы. Средневековая живопись (книжная миниатюра, монументальнаяживопись, витражное искусство).
Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье). Постепенно за расположением живописных сцен в храме закрепили определенное место.
Раскраска изображений условна. рыцарский куртуазныйроман.
Затем пражская школа живописи распространила своё влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии— Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль). В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413-16) и миниаюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Оно многослойнее, чем искусство Древнего мира, на него наложили отпечаток традиции языческой культуры (античной и варварской), народные обычаи, устная поэзия, задорный и хлёсткий юмор народных карнавалов.
Стефана при всей условности линий передано в какой-то мере с жизненной убедительностью. Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Венчающие части колонн — капители — украшались сюжетными скульптурными изображениями. Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства.
Появляется книжная миниатюра, в которой романский стиль ярко проявился себя. Изображения святых стали походить на современников, появились и первые попытки создания портретов светских лиц. 1371-75, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха). Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. Христианство принесло варварским народам понятия и представления, выработанные в результате длительного развития человеческой культуры, – понятия морали, нравственного долга, духовного совершенствования и т. п. Через христианство в Европу пришла грамотность.
Отдельные предметы датированы 15 веком, не позднее его середины. До XII в. главными культурными центрами были монастыри, где было больше всего образованных людей, обсуждались строительные проблемы, переписывались книги. Книги в раннем средневековье были редкостью.
Стены украшали вышитыми панно, кровати – балдахинами. Средневековое искусство отразило новое понимание положения человека в мире (творение Божие и его раб, микрокосм и тлен), провозглашало новые моральные и духовные ценности и на их основе создало свою эстетику, утверждавшую примат духовного начала над материальным и стремившуюся к универсальности эстетической оценки «божественной вселенной».
Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее. Они применялись для украшения церквей и в значительном количестве сохранились в Центральной Франции такие рельефы встречаются также в развалинах христианских базилик Северной Африки. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя. Его отмечала специальная ниша — апсида. Так, например, движение умирающего св.
В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Это изображения не картинного типа. Ни «грубые мужики», предмет его презрения, ни те менее, чем он, обласканные историей и судьбой соседи, которые имеют «синие ногти» и чей «рабочий день долог», не представляют серьезной проблемы для этого забавного искусства кануна Ренессанса. На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. 1395, Лондон, Национальная галерея) и миниатюрах. Такие же заостренные формы приобретают башни и крыши готических храмов.
И все-таки исторические процессы были необратимы. В выразительности изображений огромную роль играли цветовая звучность и фактура живописи. Возрастает количество светских книг. Подобным образом символически осмысливаются формы круга, квадрата, октагона. Возникла масляная живопись. Поздняя готика испытывала кризис и глубокую потребность в переменах, вот таким образом активно восприняла реализм треченто. В этой связи, не было удивительно, что имена средневековых мастеров почти неизвестны.
Теперь не стена, а эта конструкция в целом держала своды, вот таким образом готические мастера смело прорезали в стенах окна, а между опорами сооружали легкие и высокие аркады. Важно учитывать и то обстоятельство, что деятели церкви, особенно в Западной Европе (где грамотными были по преимуществу клирики) нередко совмещали церковные и светские должности: в Византии они были выходцами из крупной аристократии, не чуравшейся светской образованности и это не могло не накладывать определенного отпечатка на характер заказываемых ими произведений. В истории Византии этот этап занимает важнейшее место. По мере роста индивидуального начала в творческом мышлении мастеров этот канон начнет все сильнее отражать персональный стиль художника. По мере того, как Средневековье будет подходить к концу, а индивидуализм религиозного чувства будет искать в более прямом слиянии своей личности (личности заказчика) со священным образом изображения человека будут становится все более «портретными», наделенными индивидуальными чертами.
Готический стиль в разных странах имел ярко выраженные национальные черты. Романская архитектура опиралась на достижения предшествующего периода (в частности, Каролингского Возрождения) и формировалась под сильным влиянием традиций античного, византийского или арабского искусства, отличаясь большим разнообразием форм. Синий цвет считался также символомверности.
1375, Лувр статуи Амьенского собора, 1373-75 статуи австрийских эрцгерцогов с южной башни Венского собора св. Возглавлял строительство главный мастер, опытный и искусный архитектор. Стены оратория некогда покрывали изображения Рая. XII – XIII века – эпоха зрелого европейского средневековья. и даже стиль Барокко XVI—XVIIвв., проникнутый христианским мистицизмом, а также Маньеризм.
Со стороны же германцев от Рима/Византии заимствовались прежде всего украшения. К этому времени заметно расширяется производство, увеличивается сеть дорог, земля становится более «обжитой» и обозримой. Я нарисовал эти окна, так как они мне понравились больше других. В них вырабатываются своеобразные композиционные приемы, которые затем окажут влияние на построение образа в станковых портретах.
путешествовал по Европе в поисках работы строителя. Это был Ян ван Эйк. Она хорошо сохранилась. В ней наблюдается множество направлений, существовавших в различных районах Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы (например итальянское романское искусство испытало более сильное влияние византийских традиций). Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил.
Он получает важную роль в частной и государственной жизни. Это значит, что Сянцзян Луи знал о существовании этого вида вышивки. Точной даты окончания Средневековья не существует. Монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков.
Задачей их было — дать ясное выражение того или иного понятия, той или иной идеи. Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. Кроме того исчезала необходимость торопиться, сопровождавшая написание картин при помощи темперы: составляющий ее основу желток очень быстро высыхал. Излюбленные темы их песен –пирушки, легкий флирт ироническиесетования на свою тяжкую долю («Вофранцузской стороне»).
Второй по художественному значению центр придворной культуры— Прага, столица Империи по решению Карла IV. 2.
Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. (дошли в оригиналах и копиях).
При всей условности приемов миниатюра передавала сюжет в живой и выразительной форме. Это искусство было по преимуществу анонимным.
«Портретирование конкретного лица было еще неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков12. Исполнялись миниатюры яркими красками, полутона и тени отсутствовали. Е. он. Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра).
Сильным толчком для развития и обновления всей жизни послужили крестовые походы (при всей их чудовищной жестокости, вызванной религиозным фанатизмом): они открыли народам Европы новые земли и страны, вывели их из вековой замкнутости. печах, затем резали всоответствии с подготовленным рисункоми набирали на спец. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта.
Пз всех многочисленных памятников каролингской живописи уцелели лишь немногие. Здесь уже не может быть и речи о преобладании декоративных начал. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. На рубеже VI и VII веков ее завершил папа Григорий I (540 – 604).
Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. В 11 и 12 веках изобразительное искусство было подчинено влиянию церкви. Более разнообразными стали и темы изображений.
Священное прошлое человечества представало на востоке храма (алтарная часть), его грядущее будущее (конец света, страшный суд) -- на западе. Обычным было параллельное изображение сцен Старого и Нового заветов. Лучшие образцы книжного искусства, богато оформленные миниатюрами, предназначались для королей и князей и создавались не только в монастырях, но и профессиональными художниками имевшими собственные мастерские. Начиная с XI века в феодальном обществе неприметно накапливались черты нового.
В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль. Менялся не только уклад жизни -- убыстрялся ее темп. Вырабатывается иная система пластического языка, выразительных приемов. Эти различия, с годами нараставшие, грозили церковному единству. Типы фигур, особенности жестов святых подчинялись правилам и легко узнавались.
Осуществляя указания Феофила, он верен его красочной гамме, его рецепту «телесной краски», закону «совершенного света» и «совершенной тени». В своем альбоме он фиксировал мотивы увиденного, с его точки зрения полезные архитектору. Миниатюры реймсской школы выполнены в графической манере с использованием коричневой туши.
Миниатюра). Когда появился термин «романское искусство», под готикой стали понимать произведения архитектуры, скульптуры и живописи середины XII—XV вв., которые отличались от предшествующих ярко выраженным своеобразием. Сюжеты обычно заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов.
Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. За точную дату начала Средних Веков обычно принимают 476 год – официальную дату падения Западной Римской империи. Цель искусства, как цель своего сочинения, монах видит в служении и восхвалении бога. В Западной Европе церкви имели вытянутую среднюю часть. К XI в. обширное каменное строительство развернулось по всей Европе. Во Франции величайшимпамятником той эпохи яв-ся «Песнь оРоланде» (идеальном рыцаре, патриоте иправдолюбце, защитнике христиан отневерных).
Среднее геометрическое число многих отношений обозначалось эстетической категорией «Ad meridianum (лат., К середине), что можно перевести: К равновесию, гармонии, золотой середине. В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413-16) и миниаюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Но при этом готическая скульптура – неотъемлемая часть ансамбля собора, она – часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл.
1371—1375, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха)10. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Средневековье создало культуру, отличную от античной.
Стефана, ок. Строительство храмов послужило средневековым мастерам стимулом для освоения римской строительной техники – не случайно стиль этих ранних средневековых соборов получил название «романский» (термин был введен в начале XIX века). По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре.
Несомненно, каждый день и каждый час «Улица живописцев» парижских XIV–XV вв. В своих вещах средневековые мастера стремились к абсолюту и подражали не природе, а предвечному образу человеческой красоты.