«утро в сосновом лесу»— картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Картины Ивана Шишкина— совокупность картин русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (13 (25) января 1832— 8 (20) марта 1898), который создал более пяти сотен полотен.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Таковым является Иван Иванович Шишкин.
Невероятная тишина царит в пейзаже. Это было время тесной дружбы двух художников. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Работа над картиной происходила в 1889 году. Особенный, тихий, погожий выдался день.
Парит. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
– Вы тоже попали под дождь. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. Как поэт словами, так и кистью с краской художник передает настроение, в данном случае – задумчивое и немного грустное. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры.
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Его отец был купцом, культурным человеком. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. «Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Основное направление в творчестве – портрет историческая, жанровая живопись. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Шишкину помогал художник Савицкий, который изначально настаивал на своем авторстве фигур медведей.
С пятнадцати лет занимается живописью, работает художником в частной студии. Художник одушевляет деревья. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Быть грозе. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов.
Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Раздолье, простор, угодье. Художник долго выбирал животное, которое могло бы стать символом русского леса: кабан, лось или медведь.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальное восприятие природы было чуждо И. Шишкину.
Русское богатство". Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Крамским. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Будущий художник восхищался лугами и лесами, травами и цветами, пнями и камнями, кустарниками и мхами, в которых проявлялась идея живой жизни, вечного произрастания природы.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. Картина "Полдень.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. Природа выражает музыку человеческой души. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея.
Внушительные дубы достойны восхищения. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Мачтовый лес в Вятской губернии".
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Благодать. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу.
«Сосновый бор. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Человек Шишкина прикреплён к земле. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией.
«Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес он заражал всех своим здоровым весельем и правдивой русской речью. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. К ним относятся "Уголок заросшего сада.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Он тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мхи. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. У него умерли сыновья.
Какая необычайная картина. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Рожь. Ближе всего к зрителю – просторное поле.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Иван Шишкин был самым просвещенным художником русского реализма, вот таким образом своим долгом считал изображать на полотне не только пейзажи, но и портреты, которых в коллекции живописца не так много. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя.
«Иван Иванович. – взволнованно ответил художник. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. – родился и вырос в г. Москве. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Последнюю свою работу он так и не закончил.
Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Шишкин не облагораживал природу. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Андрей Алексеевич Шишкин, 1960 г. р. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Облик этот был многолик. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Вечер", многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. Вертикали пересекаются косыми линиями. Сосны придают картине величественное звучание.
Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. » «Нет, я вышел под дождь. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Эту технику художник освоил еще за границей.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен».
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Эта картина – очень светлая и яркая. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Картина эта называется «Первый снег» (1875).
Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. – Гроза застала меня дома. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Картиной "Рожь" завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина – пейзажиста эпического склада. В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Задний фон мрачен. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу.
Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Это дерево навсегда стало символом русской земли.
Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств.
В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин.
Картины обладают большой энергетикой, глубиной и выразительностью. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Лучшие холсты художников становятся вехами в развитии искусства страны, в которой они жили и писали. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Большую часть картины занимают серые облака. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Жил преимущественно в Петербурге. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Природа – сама благородство. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Картина также находится вКиевском музее русского искусства. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Он стремился к изображению леса, чтобы угадывалась порода деревьев, тщательно прописывая каждый листок. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Натурализм поднялся здесь до своих вершин. – спросила она.
Над землёй летают ласточки. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Позднее пространство картины, зоны неба и земли составляют у него убедительное светотональное единство. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса.
Они стремились к изображению типичных черт родной земли.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Шишкин был околдован тишиной лесной чащобы, вслушивался в ветер и треск сучьев, ломающихся под ногами. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор.
Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.
Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
У работы было очень много положительных отзывов. Последняя работа автора является наиболее известной.