Картины Ивана Шишкина— совокупность картин русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (13 (25) января 1832— 8 (20) марта 1898), который создал более пяти сотен полотен. Природу Шишкин воспевал без преувеличений, без прикрас и всё же можно с уверенностью сказать, анализируя творчество художника Шишкина Ивана Ивановича: его картины – это гимн красоте отечественных пейзажей.
Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она».
Русское богатство". Лесная глушь (1872). Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Раздолье, простор, угодье. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Благодать. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Человек Шишкина прикреплён к земле. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Быть грозе.
В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Последнюю свою работу он так и не закончил. Справа темнеет непроходимая чаща леса.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Лесной пейзаж кажется необъятным.
Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса.
Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.
«С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Шишкин показывает картину гибели леса, борение жизни и смерти, видимых и скрытых сил природы. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией.
В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. А ведь восприятие художниками старшего поколения творчества молодых – тот оселок, на котором выявляется понимание путей развития искусства. Произведения молодого Шишкина, созданные в годы учения в Академии, отмечены романтическими чертами, однако то было скорее данью господствующей традиции. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста).
За эту картину Шишкин получил звание профессора. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями.
– взволнованно ответил художник. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Это дерево навсегда стало символом русской земли.
В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. Так писались и «Сосновый бор. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Это была ювелирная работа. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье.
Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба.
Даже с учетом категоричности такого утверждения И. Крамской не слишком погрешил против исторической истины. Природа – сама благородство. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Кстати, Крамской в свое время писал: "Когда Шишкина не будет, тогда только поймут, что преемник ему не скоро сыщется". В общем-то, так и не сыскался.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году— малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году— большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны.
Характерно, что Куинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Картина Полдень. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. И вот там якобы имело место вот что. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. «Сосновый бор. Он отправляет сына в Москву, где тот с 1852 по 1856 год учится в Московском училище живописи и ваяния под руководством А. Н.
В его произведениях встаёт дремучая Россия. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Последняя работа автора является наиболее известной. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Мастер смело экспериментировал.
Таковым является Иван Иванович Шишкин. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году.
В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Облик этот был многолик.
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи.
Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу.
Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Натурализм поднялся здесь до своих вершин.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Особенный, тихий, погожий выдался день. Они стремились к изображению типичных черт родной земли.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Шишкин сдержан и величественен.
Колористическая насыщенность и смелые обобщения форм позволили ему достичь особой убедительности в решении сложной задачи максимального приближения к реально существующей силе цвета в природе и обусловили присущие его произведениям элементы декоративности. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Эту технику художник освоил еще за границей.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальное восприятие природы было чуждо И. Шишкину. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Все вокруг погружено в зимний сон.
Говорил: "Сейчас только понял, что не туда попал. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Ее иногда называют картиной-завещанием. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Какая необычайная картина. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной.
Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского.
В окрестностях Москвы» (1869).
Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Русская дорога выступает национальным символом, показывающим устремлённость к горизонту и за горизонт, символизируя странничество. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов.
В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Он пробовал руководить пейзажной мастерской, но занимался этим недолго и вернулся к своей основной профессии.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Мачтовый лес в Вятской губернии". Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы.
Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Работа над картиной происходила в 1889 году.
Природа выражает музыку человеческой души. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Молодежь не могла не признавать в нем глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы, не могла не оценить его высокого мастерства. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу.
Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. Чувствуется глубина оврага, глушь. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Эту картину приобрёл П. Третьяков. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. А. Беггров, в 1884—1885 годах издал в двух сериях сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Над землёй летают ласточки.
На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К ним относятся "Уголок заросшего сада.
Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
Разумеется, пускаться здесь в какое-то подобие анализа его творчества – с моей стороны и самонадеянно и глупо будет. Потому приведу один исторический анекдот (вроде как в старом значении этого слова). С 1857 года Шишкин продолжил образование в Императорской академии художеств и в 1860-м был отмечен большой золотой медалью за два вида местности Кукко, на Валааме. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. К ним относятся Уголок заросшего сада. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.
Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.
Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Невероятная тишина царит в пейзаже. Передвижники).
Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. А их было немало. В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Его репутация была безупречной. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Художник одушевляет деревья. Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. Приближается страшная гроза. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей.
Внушительные дубы достойны восхищения. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.
Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Член-учредитель ТПХВ (см. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Шишкин не облагораживал природу. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.
Их он стремился передать как можно конкретнее. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины, а именно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности. Иван Иванович, не дождавшийся от них ни объяснений, ни извинений, принялся обрабатывать их кулаками и железным шкворнем (металлическим прутом). Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Сосны придают картине величественное звучание. У работы было очень много положительных отзывов. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Его картина поет. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869).
– Вы тоже попали под дождь. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Его отец был купцом, культурным человеком. Задний фон мрачен.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Больше Шишкин в Европу не ездил. Крамским. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Суд оправдал россиянина. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. А правда ли, нет ли со шкворнем – не копал. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Первое место занимает Шишкина Рожь.
Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Картина также находится вКиевском музее русского искусства. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Картина эта называется «Первый снег» (1875). Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Это было время тесной дружбы двух художников. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. В лучших картинах Шишкина И. И., созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало. Его любовь к родине особенно эффектно проявилась во время посещения кабака в Мюнхене, где сидевшие за соседним столиком семеро немцев, глядя на него, бросили презрительное "руссише швайн" (русская свинья).
С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Вертикали пересекаются косыми линиями. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. Многочисленные этюды Шишкина, над которыми он особенно увлеченно трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетий XIX века, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописной форме. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Природа насыщена сырым воздухом.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
Рожь. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан).
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Богато нюансирован цвет. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Густые кроны бросают на них тень. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте.
– Гроза застала меня дома. В первый же год своего обучения в Академии он уже был присуждён к двум серебряным медалям, а после выиграл большую серебряную медаль, малую и большую золотые медали за свои картины. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Положение, в котором оказался Шишкин во второй половине шестидесятых годов по возвращении из-за границы, можно было наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов. Он соединил могущество сосен с благостным летним светилом, блики солнца играют в теплых водах ручья.
Все сковано морозом и погружено в тень. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. » «Нет, я вышел под дождь. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Парит. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
Как поистине велики художники, у которых неизбывный запас духовных сил и жизненных наблюдений выливается в форму предельно ясную, простую, доступную самому широкому зрителю. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега.
Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Но облачное небо уже начинает светлеть.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. У него умерли сыновья. Он сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Многим, видимо, обязанный участию Крамского, Шишкин открыто называл его тем художником, который оказывал на него благотворное влияние.
Это было выступление против мёртвого академизма. – спросила она. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. «Иван Иванович.
Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. Картина "Полдень. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев.
Крамской в письме от 10 апреля 1872 года извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина "замечательнейшим произведением русской школы". «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств.