Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Но семейное счастье художника оказалось недолгим. В таких картинах, как «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстаёт уже очевидной реальностью, прежде всего за счёт тонкой композиционной и светло – воздушно – колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве». Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Богато нюансирован цвет.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и Рожь (1878 обе Третьяковская галерея).
Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Их он стремился передать как можно конкретнее. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Но счастье вновь отвернулось от художника. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
Много работал Шишкин и за границей. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Что впереди. — Ср. Лучшая работа этих лет – Полдень. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца.
Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова», – так полагал Иван Иванович Шишкин, Академик (1865г. ) и профессор (1873г. ) живописи Петербургской академии художеств и последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
Кроме этого увлекался археологоией историей. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».
Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы.
Его «Корабельная роща» (1898 г. ) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). «В рисунке природы не должно быть фальши.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. В таких картинах, как «Полдень.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Картина Полдень. Однако трактованы они с большей живописной свободой. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес.
Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений.
Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском.
Раннее творчество Для ранних работ мастера (Вид на острове Валааме, 1858, Киевский музей русского искусства Рубка леса, 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма кулисного построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Вертикали пересекаются косыми линиями. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Их дом всегда был полон гостей. Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. Сосновый бор».
Шишкин сдержан и величественен. Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Последнюю свою работу он так и не закончил. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. В 90-е гг. Окрестности Москвы. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь.
Этот мрак возвышается над лесным хаосом, царящим на высветленной прогалине с болотистым ручьём. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Учился Ваня прилежно, но в 1848 из гимназии ушел раньше срока (из четвертого класса) и вернулся в Елабугу. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2).
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния.
Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках.
В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Его репутация была безупречной. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. В окрестностях Москвы (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и световоздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкой водкой, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Он решил учиться на художника. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему.
Чувствуется глубина оврага, глушь. В течение всей жизни Шишкин писал лес. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). К ним относятся Уголок заросшего сада. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось.
На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. Тогда только картина будет выглядеть достоверно.
Васильева. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856 -60). Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Весной 1862 года вместе с В. И.
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме» 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного построения картины, чётко размечая планы, он не достигает ещё убедительного единства образа. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Все это развивало поэтическое воображение мальчика. Лесная глушь (1872).
Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». География работ Шишкина чрезвычайно широка. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. В таких картинах, как Полдень. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Это было выступление против мёртвого академизма.
Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей живописи, срисовывал и писал последних с натуры. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Отец не стал настаивать. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Одиночество. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника.
Их картины поражали воображение величественными пейзажами, которые им навевала их фантазия. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу.
«Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. В 1872г За картину Сосновый бор. У него были какие-то свои трения с Савицким. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.
От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Моментально». Лесной пейзаж кажется необъятным. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Поступив в гимназию, он встретил там нескольких товарищей, с которыми мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, как, например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и рассуждать об искусстве. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. В 1844 он поступает в Первую мужскую гимназию Казани. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан).
«Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
Ее иногда называют картиной-завещанием. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. 90-е годы Шишкин встретил полный сил.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Зрелость В 1870 -е гг. Среди русских пейзажистов И. И. Шишкин не облагораживал природу. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым.
Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
Задний фон мрачен. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Это очевидно.
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. А их было немало. Его картина поет.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Крамским. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 года в семье купца в городке Елабуга, расположенном на берегу Камы. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень».
– Величайшее несчастье. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Его отец был купцом, культурным человеком. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Ему уже сопутствовала известность. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
Много картин И. И. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Шишкин сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Безболезненно и спокойно. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы.
Она – свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утерял твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки, – словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Воробьев.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Чувствуется глубина оврага, глушь.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Это была ювелирная работа. В конце того же 1891 года Шишкин совместно с Репиным организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. В 1873г присуждается звание профессора за картину Лесная глушь. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Вечер, многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Медведей написал Савицкий в самой картине. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
Участвовал в раскопках древнебулгарской культуры, за что удостоен звания члена-корреспондента Московского археологического общества. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Густые кроны бросают на них тень. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1).
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Жил преимущественно в Петербурге. Цветовая гамма этой работы – теплая состоит в основном из салатовых, коричневых, охристых и желтоватых оттенков. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Крамским.
Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий.
Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
Парит. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. Шишкин – художник народный. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Многие его пейзажные работы были выполнены с тоской по дому и очень напоминали русские виды. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Шишкин стремился к другому. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
Родился будущий художник в Елабуге. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса».
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника.
Эту технику художник освоил еще за границей. Над могилой Шишкина его ученик М. Иванов взволнованно сказал, что он «был чистым и крупным художником истинно русским человеком. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». Более всего он дружил с И. Крамским, который всегда поддерживал и продвигал творческие работы Шишкина.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Начав картину «Краснолесье» изображавшую «целое море соснового леса – лесное царство», художник выронил уголь и рисунок и упал замертво. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Над землёй летают ласточки.
Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Мастер смело экспериментировал. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Мрачное настроение.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Художник одушевляет деревья. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Жил преимущественно в Петербурге. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства).
В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех. Судьба ее в настоящее время неизвестна. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1).
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. В окрестностях Москвы» (1869). Внушительные дубы достойны восхищения.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Облик этот был многолик. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. – Как бы я хотел умереть.
Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Это несомненно.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Человек Шишкина прикреплён к земле. Необыкновенно высокое летнее небо, простирающиеся насколько хватает глаз дали, дорога, уходящая в глубину, характерные сельские мотивы – все создает ощущение простора, необозримости, величия земли. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. У него умерли сыновья. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса.
«Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье.
Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». И в этом уже проявляется своеобразие художника. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией.
Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г». Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения.
Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни».
Особенный, тихий, погожий выдался день. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Они стремились к изображению типичных черт родной земли.
В апреле 1874 года умирает жена, оставив двоих детей, дочь и сына, который тоже вскоре умирает. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. В 1984 -85 г. г. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Сосны придают картине величественное звучание. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин.
Тогда-то в среде некоторых старших художников стала обнаруживаться явная нетерпимость к тем представителям нового поколения, которые пытались отойти от устоявшихся традиций передвижников. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Третьяков решил судьбу картины по-своему.
Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». У работы было очень много положительных отзывов. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Все сковано морозом и погружено в тень. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Случайность. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Затосковав по отечеству, Иван Шишкин, в 1866 г., возвратился в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Замшелые выкорчеванные пни, острые сучья, обломанные ветви создают сложную композицию, отмеченную контрастами света и тени.
Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связан с личностью художника-автора и способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского.
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Эта картина – очень светлая и яркая. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». Природа выражает музыку человеческой души. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней.
Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.
Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. В них нет политики и социальной направленности.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними.
Примером таких работ является картина Рубка леса. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи.
Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе «Среди долины ровныя» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова 1883, Киевский музей русского искусства), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Первое место занимает Шишкина Рожь. У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. Воробьева.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Душевный мир.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Шишкин бросил работать, запил. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Большую часть картины занимают серые облака. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли.
Невероятная тишина царит в пейзаже. участвует во Всероссийской промышленно-торговой выставке в Москве. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Каждое дерево обладает своим «характером». Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Сюжет их – жизнь русских лесов.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил.
Отец выписывал сыну книги по искусству. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового.
организованы две выставки работ художника. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Краткая биография Иванович родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Ничуть не бывало. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.
Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. В 1882г. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Летом работает с натуры в Сиверской. Однако заказчик не захотел, чтобы на картине было указано еще чье-то имя кроме мастера Шишкина и стер подпись Савицкого.
Характерна в этом смысле «Рожь». Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали.
Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. В окрестностях Москвы. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2).
А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Отвечая в 1893 г. на вопросы «Петербургской газеты», Шишкин признался: «- Мой идеал счастья.
Шишкин замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Ему претила чиновничья жизнь, да и к купеческим делам он был непригоден. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. После учёбы он проводил время за холстом, рисуя пейзажи в Петербуржских лесах и на острове Валааме. Быть грозе.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение.
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А.
До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Биография художника зашифрована в его творениях.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. К ним относятся Уголок заросшего сада.
В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Родилась дочь Ксения. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте.
В ноябре 1891 года в залах Академии художеств открылась ретроспективная выставка работИвана Шишкина, написанных за сорок лет. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы.
Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Художнику одинаково удаются и далевые виды и лесные интерьеры (Сосны, освещенные солнцем», 1886 «Утро в сосновом лесу», где медведи написаны К. А. Савицким, 1889 обе там же). В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
За эту картину Шишкин получил звание профессора. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Так писались и «Сосновый бор. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в изображении хвойного леса. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Природа – сама благородство. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
«Утро» полностью лишено всего этого. Так в реальной жизни не бывает. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
В его картинах – чуткое отношение к деталям. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.
Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые.