Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях. Работа над полотном шла три месяца. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Императорскую Академию Художеств. – Больше всего соблазнов окружало молодого Серова в усадьбе Мамонтовых «Абрамцево».
Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. В феврале родилась дочь Ольга. – Мало. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет.
Композицию художник строит так, что фигура Петра выглядит несколько приподнятой из-за пониженного горизонта и зритель воспринимает Петра, как бы глядя на него снизу. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова11. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. – На выставке, где в числе прочих демонстрировалась и одна из лучших картин Серова «Девушка, освещенная солнцем», член-учредитель «Товарищества передвижников» Илларион Прянишников громогласно заявил: «Это не живопись.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Серов тоже был частым и дорогим гостем в Абрамцево и именно здесь в 22 года написал свою самую знаменитуюкартину «Девочка с персиками».
На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
Произошло это спустя пять лет после поступления. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. - В 90-х годах Серова как портретиста рвали на части. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Машков и др. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. 1904 год— В начале года, восстанавливая здоровье в Домотканове, написал там ряд картин в апреле-мае совершил с женой поездку в Италию. В 1900 году за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897 год) он получил Grand prix на Всемирной Парижской выставке.
Сам Серов считал эти работы лучшими в своем творчестве. Кроме портретов— М. К. Тенишевой, Н. А. Мещерской, П. А. Бахрушина, Н. А. Римского-Корсакова, П. Н. Трубецкого, В. В. Мусиной-Пушкиной— работал над иллюстрациями к басням Крылова. В 1899 году Серов пишет групповой портрет «Дети». С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Его прямо-таки преследовали смешливые племянницы хозяина, особенно Машенька Ярунчикова.
Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. В доме постоянно звучала музыка и велись либеральные споры на самые разнообразные темы, причем участвовать в полемике на тему свободы и равенства обожала хозяйка. Однако это пошло Валентину только на пользу: не избалованный чрезмерным вниманием, он развивался как самостоятельная личность. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился.
Модели и окружающая среда неотделимы друг от друга. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Нет, Савва Иванович был себе на уме.
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Размышления о необыкновенной судьбе России побудили Серова создать цикл великолепных картин об эпохе Петра Первого, его соратников и преемников.
Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Одна из его ранних картин «Заросший пруд. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Это случилось в 1871 году.
1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом. Когда Врубель доставил полотно в Абрамцево, то получил от Мамонтова десять рублей и целый поток оскорблений. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
В картинах доминируют серебристые тона, характерные и для более поздних работ Серова. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Большего контраста невозможно придумать. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.
Торжественный на первый взгляд портрет наполнен иронией. «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», «Юный Петр на псовой охоте» (1900-1902 годы) выполнены с блестящим мастерством. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). А где можно было брать основной материал. Но Валентин напускал на себя шутливую суровость и остался непреклонен. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. А критики к нему благоволили. Но самое забавное, что центром этого большого по размеру портрета является вовсе не сама «барынька», которая смещена вправо, а ее крошечная собачка. Тут весь выдохся». Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»13.
Когда портрет был закончен, в обществе его назвали «дама на диване в пустыне». Но Серов здесь как будто не находил места: то ли ввиду своего постоянного желания создавать что-то новое, то ли из-за сложного характера. Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Вскоре Серов покидает академию. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле.
Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи18. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.
Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Так Серов оказался учеником художественной студии Савелия Яковлевича Шлейфера. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Там ему поручили воспитывать крестьянскую девочку. в зеркале у края холста).
Ее организовали разночинцы. Был написан портрет императора Николая II. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Такая участь настигла Софью Михайловну Боткину, которую сам художник называл «скучающей барынькой». В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.
В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Так что Серов – как раз тот случай, когда он пророк в своем Отечестве. В одном только взгляде мальчика художник раскрывает весь мир его детских переживаний.
Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций.
Серов становится популярным портретистом. Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств.
Вопрос нерешаемый. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
За исключением авангарда XX века. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию.
Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Сам же князь выглядит спокойным и сдержанным. Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней.
Все лучшие его работы хранятся в русских музеях. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Да ещё и с издевательствами. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом».
Отец, Александр Николаевич, был известным композитором и музыкальным критиком, мама, Валентина Семеновна, тоже была профессиональным композитором и писала статьи о музыке. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Серов писал картины на самые разные темы, среди которых были и портреты знаменитых людей, таких, как художник Левитан, писатель Лесков и т. д. В этой картине художник рисует двух своих сыновей на веранде у Финского залива.
В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов.
Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».
Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Его мать В. С. Серова, урожденная Бергман, тоже была композитором и пианисткой.
Любил писать артистов – оперных певцов и актеров драматического театра. Начало 1900-х годов принесло русской культуре еще ряд замечательных портретов Серова, увековечивших актрису Марию Ермолову, писателя Максима Горького, певца Федора Шаляпина инженера Эммануила Нобеля, балерину Анну Павлову. Среди них были и приближенные императора. 1893 год— Конец предыдущего года и первая половина текущего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи для семейного портрета Александра III были написаны портреты его детей. Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил1213.
После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Серов работал в одной мастерской с Врубелем и Дервизом. Радость беспричинная.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Весь образный строй картины говорит о том, что перед зрителем художник: поза Коровина, его одежда интерьер с висящими на стене картинами, красной обивкой дивана и полосатой красно-белой подушкой.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Домотканово» (1888 год) отличается сложным сочетанием множества зеленых и серых оттенков.
Мать будущего художника также была известной личностью. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Иначе. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
На этом фоне сияющее великолепие живописи Серова, легкие, воздушные тона, пронизанные солнечным светом, подействовали как дуновение свежего ветерка в знойный, удушливый день. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). Учитель и ученик рисовали вместе и Серов мог непосредственно наблюдать за работой мастера. Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). К началу 90-х относится живописный портрет художника Константина Коровина. Серов нарочно «очистил» интерьер от так раздражавшей его вычурной роскоши, создав впечатление пустого пространства.
Мать, молодая и творческая личность, вскоре уезжает в Мюнхен, желая совершенствовать музыкальное образование, а юный Валентин остается на попечении подруги матери в Смоленской губернии. Немецкому мастеру удалось разглядеть в усердном ученике того, кем станет спустя десятилетие Серов. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Был, впрочем, Валентин тогда совсем ребенком. В конце разговора на эту личную тему можно припомнить, какой шок испытал юный Серов, когда в коммуне его родни в селе Никольское он увидел совместное купание голых мужчин и женщин. Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками». В портретах С. М. Боткиной (1899 год) и княгини З. С. Юсуповой Серов заставляет играть обстановку, детали.
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц.
В детских портретах Серов предстает перед нами как тонкий психолог. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Но интересный факт – впервые Валентин Серов попал в усадьбу летом с матерью, в возрасте 9 лет и так увлекся играми с другими детьми, пребывающими в усадьбе, что абсолютно забросил свои уроки рисования.
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Серов изобразил случайно увиденную сцену из реальной жизни. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты».
Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей». Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Радость, как жизненная ценность. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции.
«Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Так началась целая серия портретов императорской семьи.
В доме Серовых всегда было шумно и весело. Так он не мог на нее смотреть без дрожи – не принял девиз коммуны «Долой предрассудки. ». - А на Западе Серова знают. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».
В картинах «Октябрь. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. В портретах итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо уже проявилась одна из особенностей Серова – портретиста не изображать характер как таковой, а заострять внимание на определенном аспекте личности. С 1894 года Серов является членом Товарищества передвижных художественных выставок (так называемые «передвижники»). В начале июня В. А. Серов был избран в совет Третьяковской галереи, созданный после смерти П. М. Третьякова. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Один из лучших портретов Валентина Серова «Портрет М. Н. Ермоловой» (1905 год).
Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Так пребывание в знаменитой усадьбе чуть не разрушило начинающую карьеру юного художника. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства.
В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. В их доме часто собирались знаменитые художники и скульпторы. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене6. Как большинство работ Серова, портрет Ермоловой сдержан по колориту.
за этюд с натуры». Интерес к искусству, по воспоминаниям художника, у него не угасал никогда. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино15.
В июне был отставлен от руководства попечительским советом Третьяковской галереи его друг И. С. Остроухов16. Родился сын Георгий. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея). В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический.
«Мучительный для многих выбор профессии был определён мною очень рано, – вспоминал Серов, – и иной мечты, кроме мечты стать художником, у меня не было». Серов с девяти лет начал посещать творческую мастерскую И. Е. Репина, сначала во Франции, а затем в Москве, где брал уроки рисунка и живописи. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». В начале октября тяжело заболел, даже написал завещание но операция, проведённая в хирургической лечебнице А. В. Чегодаева 25 ноября, показавшая, что было прободение желудка и перитонит, прошла удачно— художник остался жив. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Картины, этюды, наброски шестнадцатилетнего юноши были еще не совсем оформившимися, но уже здесь он проявляет себя зрелым и даровитым рисовальщиком.
Родители Владимира Серова, по профессии учителя, были образованными и начитанными людьми, они уделяли много внимания воспитанию детей. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом.
Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения.
Очень достоверно передана обстановка комнаты. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности.
Уже тогда стало понятно, что на культурном небосклоне появилось ещё одно имя мирового значения. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки.