Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом. Самое сильное и интенсивное пятно — лицо актрисы. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг.
На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Начало систематических занятий с И. Е.
Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. Рисунок изображающий Анну Павлову в балете «Сильфиды» (1909, Государственный Русский Музей) исполнен для плаката к выступлениям русского балета в Париже. Он познакомился с ученицей Репина, стал готовить выставку ее полотен, организовал о ней радиопередачу. В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина. Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками».
Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Совсем портретчиком становлюсь.
Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ). "Октябрь. Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е.
Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. Очаровательную девочку, Веру, писали многие известные художники – Репин, Васнецов, Врубель. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился.
Был написан портрет императора Николая II. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Серов всегда и прежде всего портретист и в «Девочке с персиками» его влекла к себе живая и непосредственная девочка-подросток с густыми каштановыми волосами, смуглым румянцем и темными, подетски чистыми и ясными глазами, в «Девушке, освещенной солнцем»— задумчивая девушка, за спокойствием которой угадывается богатая внутренняя жизнь. Петр I Портрет Г. Л. С той же свободой и безупречным видением цвета написана и «Девушка, освещенная солнцем»: светлая блуза с цветными тенями, нежно-зеленоватыми и перламутровыми рефлексами листвы, голубые отсветы юбки на руках.
в зеркале у края холста). Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты.
Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения. Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Возвращение в Россию. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания.
Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками. » Это было время воспевания юности.
Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника.
Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Тонкий психологизм, умение увидеть и показать, коего духа человек перед ним, делают Серова ведущим портретистом России. Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
Репиным, который стал его главным учителем в жизни, обучившим основам мастерства, технике живописи и оказавшим огромное влияние на становление будущего живописца. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей.
Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Орловой.
Лесков (1894, ГТГ). Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей.
Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Становится членом "Мира искусства". Знакомство с А. Н. В одном только взгляде мальчика художник раскрывает весь мир его детских переживаний. Радость, как жизненная ценность.
Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И. Н. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Серов традиционен в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье». В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф.
Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Таковы «А. Произошло это спустя пять лет после поступления.
Портреты Ф. Таманьо, К. А. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем».
Любил писать артистов – оперных певцов и актеров драматического театра. Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал. «Прошло свыше шестидесяти лет с тех пор, как написан портрет, — писал И. Грабарь. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов.
Мазини» (1890), «К. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Она скончалась, не дожив двух лет до освобождения города советскими войсками.
В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Получает звание академика живописи. 1899. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
В 1899 году Серов пишет групповой портрет «Дети». Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911). Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. В его гротеске «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Государственный Русский Музей), в карикатурах на Николая II звучит политическая сатира. Выходит из ТПХВ.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. Домотканово, 1888, ГТГ). Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Остроуховым, М. С.
Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров.
Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. Избран членом ТПХВ. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер.
В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885). 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Одна из его ранних картин «Заросший пруд.
Над этим полотном художник проработал почти 3 года, при этом ему приходилось работать с фотографиями, а самого императора он увидел всего лишь один раз и то по чистой случайности. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Домотканово» (1888) и «Октябрь.
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк. Ее организовали разночинцы. В картине «Петр I» (1907, Государственная Третьяковская Галерея), небольшой по размерам, фигура Петра монументально значительна. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым.
Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. По остроте характеристики портрет порой граничит с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидит в самой модели». Портреты Ермоловой, Горького. 1906. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Один из лучших портретов Валентина Серова «Портрет М. Н. Ермоловой» (1905 год). Сам Серов считал эти работы лучшими в своем творчестве. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других.
Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января.
В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор. Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра». В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой.
Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». 18 февраля вместе с В. Д. В 1900-е гг. Это случилось в 1871 году.
В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Императорскую Академию Художеств. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Он учился в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина и П. П. Чистякова, дружил с М. Врубелем и К. Коровиным, входил в знаменитый абрамиевский кружок. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах.
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Художник написал огромную галерею портретов людей разных профессий и сословий.
Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году.
Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Родился сын Георгий. Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Репин высоко оценил художественные способности мальчика и с большим удовольствием стал заниматься с ним. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд. Детская тема играет важную роль в творчестве художника.
В 1872 году, после смерти Александра Николаевича, Валентина Семеновна переезжает в Мюнхен и забирает с собой сына, а еще через год, намереваясь развить художественный дар Валентина, они отправляются в Париж. конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб. Рождение сына Михаила. 1897. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос.
Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Малешевская тяжело болела и эвакуировать ее в тыл было нельзя. Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. А где можно было брать основной материал.
Графика как монументальное полотно, пусть и небольшого формата, предстаёт в работах Серова посвящённых к книге «Царская и императорская охота на Руси. На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. Чистый, не замутненный примесями цвет сливается в гармонию, в которой слышатся и сильные, точно расставленные красочные акценты и живая игра ярких солнечных пятен и глубоких теней и вариации колористических тем. Знакомство с семьей Мамонтовых. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском.
"Девочка с персиками". 1888. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной – в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX – начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье.
Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой». Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве.
1890 год— начал давать частные уроки рисования: с конца предыдущего года— Володе фон Мекк— сыну В. К. фон Мекк, затем дочери титулярного советника Надежде Трембовельской. Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру.
Домотканово» (1895 г. ). Вот таким образом так многозначительны портреты, оставленные Серовым портреты Серова почти всегда — суд над современниками, тем более страшный, что мастерство художника делает этот суд безапелляционным. В 1900 году за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897 год) он получил Grand prix на Всемирной Парижской выставке. Да ещё и с издевательствами.
На хуторе Никольском в Смоленской губернии существовала коммуна из шести человек, где все было общим. Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф. Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка.
Трубниковой. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Серое, без сомнения, был первым портретистом своего времени. В доме Серовых всегда было шумно и весело. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов.
Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
Очень достоверно передана обстановка комнаты. Портрет И. И. и Ю. С. Похоронен на Донском кладбище в Москве. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года.
Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Домотканово», 1888 «Октябрь. В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ).
Матэ. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов. Им также был издан журнал «Музыка и театр». Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое.
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Он слышал выстрелы, видел убитых. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Левитана.
Серов работал в одной мастерской с Врубелем и Дервизом. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ).
Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Мая. 1876. Вскоре после этого B. C. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
Папки с рисунками и полотна покойной Малешевской, к счастью, оказались нетронутыми. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Серов искал больше, чем другие.
Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. В детских портретах Серов предстает перед нами как тонкий психолог. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Большего контраста невозможно придумать. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова.
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Рождение сына Александра. 1894. Мать будущего художника также была известной личностью.
Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Портреты Ф. Ф. Юсупова, О. К. Орловой, В. О. Гиршмана и других воплощают суть характера человека, его общественное положение, всю его «философию жизни». фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Репина (1892), И. И. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887.
Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях.
В картинах «Октябрь. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. Композицию художник строит так, что фигура Петра выглядит несколько приподнятой из-за пониженного горизонта и зритель воспринимает Петра, как бы глядя на него снизу. Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. Мамонтовыми. Круг людей, становившихся моделями Валентина Серова, регулярно расширялся, но и это не смогло заставить мастера повторяться и писать шаблонные картины.
Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Серов изобразил случайно увиденную сцену из реальной жизни. Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. К началу 90-х относится живописный портрет художника Константина Коровина. Но началась Великая Отечественная война.
В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Стиль: реализм, неоклассицизм. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. В 20 лет он бросил Академию, а в 22—23 года стал известным живописцем – автором великолепных картин «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» – портреты Верочки Мамонтовой и Маши Симонович, двоюродной сестры художника. Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». В картинах доминируют серебристые тона, характерные и для более поздних работ Серова.
В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Он рос среди людей, для которых самым главным в жизни было искусство. Домотканово», «Баба с лошадью». В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».
А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Вопрос нерешаемый.
Художник написал огромную галерею портретов людей разных профессий и сословий, членов царской фамилии и удивительные детские образы, заслуженно считающиеся вершиной его творчества. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Радость беспричинная.
«Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Рубеж 1890-1900-х гг. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель.
С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Переезд с матерью в Париж. Переезд с матерью в Киев. 1878. Слава знаменитого портретиста влекла заказы от аристократов, банкиров, промышленников.
Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же).
Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств. Самому художнику в это время было 23 года. Коровина (1891), И. Е. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Это произведение вместе с портретами М. Ф. К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года.
Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств. Здесь пели и Федор Шаляпин и Алеександр Вертинский. Наезжал в Абрамцево. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. В доме постоянно звучала музыка и велись либеральные споры на самые разнообразные темы, причем участвовать в полемике на тему свободы и равенства обожала хозяйка. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем».
Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Турчанинова (1907), М. Н. Дервизом. 1885.
Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Биография знаменитого художника определялась в значительной степени моментами из ранних лет жизни.
Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе.
Вскоре после этого он пишет одну из самых знаменитых своих картин Девочка с персиками, где изобразил дочь С. И. Мамонтова Веру. В 1888 году художник дебютировал с двумя картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» радостными красками, тонкой передачей света и воздуха имевшими сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. «Жизнь напоказ», сквозная тема позднего творчества художника, находит завершающее воплощение в этой работе. Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков.
заменялся кодексом. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея). Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год.
1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. На портрете княгини О. К. Орловой – роскошная гостиная, украшенная стильной мебелью и картинами в золоченых рамах, силуэт позирующей княгини с обнаженными плечами, остро выдающимся вперед коленом, в меховом манто и огромной, словно воронье гнездо, шляпе, лицо Орловой, красивое и холодное, образуют одно целое, по выражению И. Грабаря, образ «одной из последних русских аристократок при дворе последнего царя». Отрицая большинство установленных общественных норм, в том числе и надуманные правила этикета, она только с презрением усмехнулась во время одного из приемов, когда ей пытался уступить стул художник Репин. Творчество мастера поражает многообразием: он писал пейзажи («Октябрь.
Машков и др. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств.
Жил в Петербурге и Москве. Вскоре Серов покидает академию. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И.
Коровина. 1892. В портретах итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо уже проявилась одна из особенностей Серова – портретиста не изображать характер как таковой, а заострять внимание на определенном аспекте личности. С 1894 года Серов является членом Товарищества передвижных художественных выставок (так называемые «передвижники»). и жанром («Заросший пруд. Избран действительным членом венского Сецессиона.
за этюд с натуры». В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Бакстом в Грецию и на Крит. В портрете Ермоловой идеал Серова выражается наиболее полнокровно и ярко. Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Учитель и ученик рисовали вместе и Серов мог непосредственно наблюдать за работой мастера.
Он учился в петербургской Академии художеств у И Е. Репина и П. П. Чистякова В 1888 году Серов дебютировал с двумя картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем», которые произвели фурор и были восприняты как новое слово в искусстве. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Приходится лишь гадать. 1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация.
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12. Поездка с женой в Италию. 1905. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. Просматривая одну из папок с карандашными набросками, Васильев и обнаружил рисунок изображающий художника Малявина, выполненный замечательным мастером Валентином Александровичем Серовым. Что стало с рисунком дальше. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию.
Сам же князь выглядит спокойным и сдержанным. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины. Мамонтова, И. Е. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд.
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Мамонтовой. В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге.
Он приехал в Терноки к своему другу В. В. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Н. Ермолова», 1905 «Ф. Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками». В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива.
«Серов был реалистом в лучшем значении этого слова, — писал В. Брюсов. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Сама картина написана в холодных голубоватых тонах. Биография любого творца не может обойтись без упоминаний об учителях, давших азы будущим гениям. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей).
В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). в биографии художника было ознаменовано сближением с семьёй фон Мекк, прежде всего, в связи с преподаванием сыну В. К.
Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». Он рано начал учиться рисовать, учился у многих художников (у австрийского художника Кёппинга, у Репина, в Академии художеств у Чистякова), рано выучился и стал самостоятельным. Поездка с Л. С. На портрете он предстает в артистическом амплуа с головой, гордо поднятой вверх, одетой в берет.
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова». Поездка в Рим и Париж. Обучение в гимназии К. И. Аристократизм духа интеллектуальная и нравственная высота, сознание предназначения русского актера как глашатая идей и чувств народа рождают гордость и чувство собственного достоинства.
Серов становится популярным портретистом. Композиционным центром картины является лицо девочки, с лукавым взглядом, чуть искоса глядящей на зрителя. Картина, принёсшая известность художнику была написана в 1887 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Потом Серов вслед за матерью отправился в Киев, а позднее и в имение Ахтырка Харьковской губернии. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился).
Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка.
Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Рисунок стал вдохновенным, поэтическим портретом великой балерины.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера. «Девочка с персиками», как я назвал в свое время этот портрет-картину, давно уже вошла в золотой фонд русского искусства. Смерть отца. 1872. С детства он был окружен неординарными и одаренными людьми из самых разных социальных слоев – художниками, музыкантами, писателями и учеными.
Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы.
Поездка в Мюнхен и Голландию. Поездка в Париж. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. 1879год— в начале апреля, после рождения дочери Надежды, мать Валентина Серова с двумя младшими детьми уехала в имение Сябринцы Новгородской губернии, оставив старшего сына, который был отчислен за неуспеваемость из прогимназии, — в Москве, где жила семья тётки по линии матери, Софьи Семёновны Колль. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Возможно из этой духовно питательной замечательной атмосферы и берет начало тот знаменитый Серов-художник, которого в начале двадцатого столетия узнал весь мир.
С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Рождение дочери Натальи. 1909.
Как и в творчестве его современников, Джона Сингер Сарджента и Андерса Зорна импрессионизм не был догматичным, но происходил от учения Халса и Веласкеса настолько же насколько и от современной теории. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
Возвращение в Москву. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ). Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете.
Начало 1890-х гг. Может Серов забрал его с собой. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. А кар тины кажутся созданными, что называется, на одном дыхании. Сам Серов объяснял ее позу и выражение на портрете словами: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Акимовой (1908). Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан.
В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея).
В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых.
В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Живет с матерью в Мюнхене. Его мать В. С. Серова, урожденная Бергман, тоже была композитором и пианисткой.
Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Профессор смог многое дать Серову: он познакомил его с экспонатами Эрмитажа, заинтересовал стилем старинных мастеров. Он был все время в пути. Знакомство с К. А.
В этой картине художник рисует двух своих сыновей на веранде у Финского залива. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. («Н.
Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом.
Репина, Т. А. Его произведения отличаются необычайно глубоким проникновением во внутренний мир человека. Морозовой и С. М.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года. «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», «Юный Петр на псовой охоте» (1900-1902 годы) выполнены с блестящим мастерством. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками».
Репиным. В их доме часто собирались знаменитые художники и скульпторы. Портрет O. K. В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом.
Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Он изобразил своих старших сыновей. Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. Безупречное артистическое чутье подсказало художнику технику исполнения. В первую половину 1890-х гг.
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени.
На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии.
Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет. Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками». Таманьо» (1891), «Н. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция.
Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. В портретах С. М. Боткиной (1899 год) и княгини З. С. Юсуповой Серов заставляет играть обстановку, детали. Создавая очередной шедевр, художник задумывался о том, каким бы мог портрет конкретного человека, если бы его писал известный мастер прошлой эпохи.
Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде. Рождение сына Георгия. 1895.
Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Художник далек от иллюзорности, но зритель ощущает стихию воздуха и света, обволакивающую фигуры и предметы. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками».
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Встречается с Л. Н. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея).
Нет, Савва Иванович был себе на уме. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Начало занятий рисунком с Карлом Кеппингом, впоследствии известным офортистом и керамистом. 1874. Поездка с Коровиным на Север, в Архангельск и на Мурман, где оба художника пишут многочисленные этюды.
Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Среди них были и приближенные императора. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы.
Середина 1880-х гг. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Левитана (1893), писателя Н. С. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне.
Так началась целая серия портретов императорской семьи. Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни. Русский художник, мастер портрета.
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. В феврале родилась дочь Ольга. Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. Бенуа. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела.
Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. музей Революции СССР), острые политические карикатуры, которые разоблачали Николая II как палача революции: 1905 год: После усмирения, 1905 год. Поездка в Крым и Сочи с В. Д.
Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Женитьба на О. Ф. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
Работа над полотном шла три месяца. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Композитор Рахманинов исполнял на фортепьяно свои новые произведения. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. Дервиза Домотканово.
В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е. Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным. Модели и окружающая среда неотделимы друг от друга.
Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба.
Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности». В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Римского-Корсакова (1898). А. Коровин» (1891), «Ф. мастерство Серова-портретиста достигла апогея. Трубниковой (1865-1927). Именно вот таким образом Врубелю, а также некоторым другим творцам столь сильно не везло на фоне Серова они несколько блекли. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем.
Коровиным. Рождение сына Антона. 1902. Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. На рубеже 19 – 20 вв. Лескова (1894), композитора Н. А.
Поскольку Валентин Александрович отличался неспешной манерой работы, многие люди, с которых он писал портреты, жаловались на жесткие требования, согласно которым модели не разрешалось двигаться или отвлекать художника от работы даже по вопросам первостепенной важности. Гиршман. 1908. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Отличия тут не только в возрасте модели ином темпе жизни иной пластике и прочим нюансам, но и в игре пятен цвета, напоминающей мозаичное оформление.
На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Иначе.
Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу).
Как большинство работ Серова, портрет Ермоловой сдержан по колориту. Так рождались тонкие творения мастера. Поездка в Вену и Италию с И. С. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью.
Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Начало 1900-х годов принесло русской культуре еще ряд замечательных портретов Серова, увековечивших актрису Марию Ермолову, писателя Максима Горького, певца Федора Шаляпина инженера Эммануила Нобеля, балерину Анну Павлову. Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии.
Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). Я только высмотрел, подметил. Домотканово". 1896. В истории России Серову особенно интересно петровское время.
Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). Работа шла ежедневно: только для «Девушки, освещенной солнцем» потребовалось не менее 90 сеансов. Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв.
Вот таким образом он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий. Домотканово» (1888 год) отличается сложным сочетанием множества зеленых и серых оттенков. Поездка в Париж. 1907. Становится преподавателем МУЖВЗ. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Поездка в Германию. 1903. Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок.
Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910, Государственная Третьяковская Галерея). В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства.
Поездка в Берлин и Париж. 1910. Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».