Художник уделяет меньше внимания деталям, многоцветность его полотен уступает место сдержанным, мягким серовато-коричневым оттенкам. Серов обращается к изображению писателей, учёных, артистов, художников. Валентина Семёновна Серова, урождённая Бергман — композитор, музыкальный критик, общественный деятель. Первый в России профессиональный композитор-женщина. Жена композитора и музыкального критика Александра Серова, мать художника Валентина Серова. Обоюдное восхищение Серова и Чистякова закончилось через 5 лет: молодой художник, не окончив курс, отправился в самостоятельное плавание: учебу продолжил в Европе изучая полотна мастеров в итальянских и голландских музеях.
Валентин Александрович Серов – один из крупнейших художников-реалистов рубежа 19-20 веков. Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова. В 1874 году, Серовы приезжают в Париж, где встречаются с И. Е. Репиным, гениальным художником, для которого Валентин на долгие годы станет почти что членом семьи. После периода в Италии, Серов вернулся в Россию и стал одним из ведущих русских художников.
Здесь начала складываться неповторимая манера, в которой писал художник Серов картины в разных жанрах и технике. В 1907 году Серов и Бакст совершили давно задуманное путешествие в Грецию, результатом чего стали "мифологические" работы художника. Вэтот период Серов рисовал портреты деятелей искусства— итальянских певцов Анджело Мазини иФранческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова икомпозитора Николая Римского-Корсакова. Серов — художник широкого диапазона: он работал в живописи и графике, в разных материалах и технике, обращался к портрету, пейзажу, жанровой композиции историческим и мифологическим сюжетам, предпринимал опыты в театральной декорации и стенной живописи, книжной иллюстрации и мелкой пластике.
Когда Серову была 6 лет умирает его отец, мама зная о пристрастиях сына к рисованию, решает отдать его на обучение рисунка и живописи немецкому художнику Кемпингу. Творчество Серова развивалось во многих жанрах, но более серьезно художник был увлечен портретами. Старшая дочь Серова в воспоминаниях об отце писала, с каким творческим горением работал художник над портретами. Кажется, с самого первого своего вздоха русский художник Валентин Александрович Серов был обречен стать уникально образованной и исключительно развитой личностью. Этим он и смог доказать, что в первую очередь Серов Валентин – художник.
Художник Серов родился в городе Санкт Петербурге в культурно образованной семье, где гостями часто бывали знаменитые личности. Ещё мальчиком Серов не пропускал ни одного мотива живой действительности, чтобы не схватиться за него оружием художника». Под влиянием известного мастера, молодой художник Серов показал себя, как одаренный рисовальщик, все схватывал на лету изумляя своим способностями великого живописца. Связь Серова как человека и художника с еврейским народом не была глубокой и крепкой, однако он был непримирим к проявлениям антисемитизма в художественной среде.
В своём творчестве Серов больше всего любил изображать портреты художников, музыкантов, писателей и артистов. Валентин Алексеевич Серов (19 января 1865 – 5 декабря 1911) – русский художник, один из ведущих портретистов своей эпохи. Большое собрание картин великого русского художника Валентина Серова находится в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) в Москве.
Так и не доучившись до конца, гениальный художник Серов выбирает свободное творчество вместо строгих законов академизма и постоянных наставлений преподавателей. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
Поездка с женой в Италию. 1905. Знакомство с К. А. Выходит из ТПХВ. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну.
Радость, как жизненная ценность. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Переезд с матерью в Киев. 1878. Произошло это спустя пять лет после поступления. В 1890-е годы Серов много путешествует по городам России, работая над заказными портретами. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год.
Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. А где можно было брать основной материал. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался.
Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Шаляпина (1905) и др. историческим композициям Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту (1900), Петр 1 (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А.
Очень достоверно передана обстановка комнаты. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». С сентября десятилетний художник начал посещать гимназию Кара Мая в Санкт-Петербурге. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель.
Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников.
Среди них были и приближенные императора. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Перламутрово светится нежное лицо. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909).
В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела.
К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. В доме Серовых всегда было шумно и весело.
Мамонтова, И. Е. Левитана (1893), писателя Н. С. Коровина (1891), И. Е.
Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). В 1900-е гг. Портрет И. И. Знакомство с семьей Мамонтовых. Он слышал выстрелы, видел убитых.
Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Я подошла погреться к печке и положила руки на теплые изразцы. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Избран действительным членом венского Сецессиона.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Деньги на содержание этого общества добывались в основном путем издания одноименной печатной газеты. («Н. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
Орловой. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Мазини» (1890), «К. Интересно, а как сложилась судьба девочки дальше. Рождение сына Александра. 1894. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Мая. 1876. Встречается с Л. Н. Спустя год, Валентин вернулся в Россию и поселился в Абрамцеве летом, где написал натюрморт «Синяя ваза».
Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
Родился сын Георгий. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана.
Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Витте (1904), Ф. И.
Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Репиным.
В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. "Октябрь.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Во второй половине года выполнил несколько заказных портретов: А. И. Абрикосова, М. К. Олив, жены и дочери харьковского губернатора— В. В. Капнист и В. В. Мусиной-Пушкиной. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Репина. за этюд с натуры».
Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. В начале июня В. А. Серов был избран в совет Третьяковской галереи, созданный после смерти П. М. Третьякова. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
Остроуховым, М. С. К началу 90-х относится живописный портрет художника Константина Коровина. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств.
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Серов тоже был частым и дорогим гостем в Абрамцево и именно здесь в 22 года написал свою самую знаменитуюкартину «Девочка с персиками». Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности.
А ведь когда-то судьба сулила иное. Репина, Т. А. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию.
Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион.
Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). и Ю. С. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики.
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. в зеркале у края холста). Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Трубниковой (1865-1927). Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Но, отвлекаясь от ужасов современности, он создал жизнеутверждающие, при всей их иронии и драматизме, образы родной истории. Таковы «А. Совсем портретчиком становлюсь. В феврале родилась дочь Ольга. Возвращение в Москву. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.
Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Бывал у Серовых И. С. Тургенев.
Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). От ранних работ – Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная. солнцем (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А. Биография любого творца не может обойтись без упоминаний об учителях, давших азы будущим гениям.
Морозовой и С. М. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок. Принимал участие в организации сатирического журн. Коровиным. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901.
Дервизом. 1885. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Турчанинова (1907), М. Н. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова.
В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Во имя чего могла быть оправдана такая долгая пытка. Мамонтовыми. А. Коровин» (1891), «Ф. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ).
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова.
10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю. Рождение сына Антона. 1902. Это случилось в 1871 году. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Его отец, Александр Николаевич Серов, был известным композитором и музыкальным критиком, а мать, Валентина Семеновна – пианисткой. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога.
Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Я только высмотрел, подметил. Обучение в гимназии К. И.
Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. В 1874 году Валентин Серов вместе с матерью переехал в Париж и начал заниматься у И. Е. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом.
Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». 1893 год— Конец предыдущего года и первая половина текущего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи для семейного портрета Александра III были написаны портреты его детей.
Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Портреты Ф. Таманьо, К. А. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год.
Коровина. 1892. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Серов писал картины на самые разные темы, среди которых были и портреты знаменитых людей, таких, как художник Левитан, писатель Лесков и т. д. Дервиза Домотканово. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887.
Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Так началась целая серия портретов императорской семьи.
Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Н. Ермолова», 1905 «Ф. Большего контраста невозможно придумать.
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Рождение дочери Натальи. 1909. Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Знакомство с А. Н. Серова.
Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Лесков (1894, ГТГ). В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Она честно предупредила будущего мужа, что не любит и не умеет вести хозяйство.
Крылова и др. Официальное оформление выхода из Академии художеств. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). мастерство Серова-портретиста достигла апогея. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
(1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно.
Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Поездка в Мюнхен и Голландию. Репина в Париже и в Москве. Домотканово», 1888 «Октябрь. 1905. Женитьба на О. Ф. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти.
Серов и вправду многое перенял у своего наставника. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Избран членом ТПХВ. Нет, Савва Иванович был себе на уме.
Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Вместе с А. П. Боткиной Серов выступил против появившихся в Третьяковской галерее пояснительных надписей к картинам, размещавшихся на рамах18.
Таманьо» (1891), «Н. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Ее организовали разночинцы.
И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем».
Поездка в Вену и Италию с И. С. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. 5 декабря 1911 года Валентин Серов спешил на портретный сеанс, но внезапно упал и умер от стенокардии. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Родился в семье композитора и музыкального критика А. Н. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
Это произведение вместе с портретами М. Ф. Репина (1892), И. И. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Петр I Портрет Г. Л.
Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Вскоре после этого B. C. К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз.
Начало систематических занятий с И. Е. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое.
Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Поездка в Париж. 1907.
Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». В 1895 – 1897 преподавала Моск. Левитана. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам.
Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией.
Туда принимали шестнадцатилетних, а ему было всего пятнадцать лет, но благодаря ходатайству Репина, Валентина приняли в вольнослушатели и даже допустили в частную мастерскую Чистякова, у которого учился сам Репин. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А.
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12. 18 февраля вместе с В. Д. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). Поездка в Берлин и Париж. 1910.
С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Вопрос нерешаемый. Лескова (1894), композитора Н. А. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Бакстом в Грецию и на Крит. Даже враги его отмечали, что он привораживает своим красноречием, словно чарующая сирена.
Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Поездка в Германию. 1903. Рождение сына Георгия. 1895. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Учился главным образом у П. П.
Мать будущего художника также была известной личностью. Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Римского-Корсакова (1898). И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г.
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Поездка в Париж. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Переезд с матерью в Париж.
Домотканово". 1896. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Возвращение в Россию. "Девочка с персиками". 1888.
Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Работа над полотном шла три месяца. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Становится преподавателем МУЖВЗ.
Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография.
Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Трубниковой.
В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Иначе. заменялся кодексом. Стиль: реализм, неоклассицизм. Мамонтовой.
На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Поездка в Рим и Париж. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Продолжение занятий с Репиным. 1880.
Становится членом "Мира искусства". Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Живет с матерью в Мюнхене. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим.
Его учениками стали: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Мать забрала неуспевающего по всем предметам сына.
Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Это объясняется, конечно же, не склонностью Морозова к публичному самобичеванию, а тем, что широко образованный промышленник «разгадал» замысел автора: воплотить в художественном В репрезентативных портретах художник остается верен себе -его интересует в первую очередь человек, а не титул. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Бенуа.
Вскоре Серов покидает академию. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва) – художник. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие.
В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
Акимовой (1908). Оба портрета несут на себе печать романтической одухотворенности, особой возвышенной поэтичности, подчеркнутой ясной и чистой цветовой гаммой. Валентин Серов родился в артистической семье. Мюнхенский рисовальщик К. Кеппинг становится его первым учителем. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве.
Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.
В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.
В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. и жанром («Заросший пруд. Немецкому мастеру удалось разглядеть в усердном ученике того, кем станет спустя десятилетие Серов. Чему так завидовали многие художники конца 19 века.
Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец.
Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Получает звание академика живописи. 1899. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Кстати, он исполнял партию Олоферна в опере «Юдифь» композитора Александра Серова, отца художника. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков.
Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Жупел, в к-ром рисовал полит, карикатуры. Радость беспричинная. Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову.
Детские годы будущего живописца проходили в атмосфере высокого служения искусству, которую создавали не только родные, но и друзья дома: художники В. Д. Поленов, Н. Н. Ге, М. М. Антокольский, Л. О. Пастернак (отец поэта Бориса Пастернака), композиторы Ф. Лист, Г. Берлиоз, знаменитый критик В. В. Стасов. Да ещё и с издевательствами. Гиршман. 1908. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове.
Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Рождение сына Михаила. 1897.
После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. Был написан портрет императора Николая II.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Что за нелепость, что за ненужное истязание обеих сторон. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января.
Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Домотканово, 1888, ГТГ). Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. В картинах «Октябрь. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. Смерть отца. 1872. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем».
Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Поездка с Л. С. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».
В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Портрет O. K. В это же время он создал ряд портретов, наполненных глубоким психологическим содержанием: А. Н. Этим подчеркнута значительность личности Петра. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
Затем Серовы обосновались в Москве. 1891.