Эти гиперреалистичные работы разных художников можно легко спутать с фотографиями, но все они были нарисованы рукой своего невероятно талантливого автора. Еще один автор в стиле гиперреализм, чьи работы поражают своей реалистичностью и заставляют многих приглядеться к ним еще разок – это итальянский художник из Милана по имени Марко Грасси.
На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами. «Главное для меня композиция, – говорил В. И. Суриков. Во Франции в XVIII стол. Ему посвящены листы Н. В. Неврева («Семейные расчеты», «У постели больной»), наброски городских типов К. В. Лебедева («Чиновник», «Коммивояжер», «Цыган»). Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов. В 1905 году он обращается к образу А. М. Горького.
Началась другая, тогда непонятно какая. Ассамбляж из различных материалов. В более узком смысле термин реализм (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIX в. ) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим главным образом в XVII-XVIII вв. Да и пейзажи у фотографов ого-го получались и архитектура. Прекрасными акварелистами были В. Е. Маковский, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов.
Советское правительство всегда придавало большое значение политике партии в искусстве. Он хорош и в изображении приморского берега и катящихся на него волн при облачном небе. А не в истории искусства прошлых столетий, когда профессии «фотограф» просто не существовало. Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь. Вместе с тем реализм в искусстве XVIII-XIX вв.
Курбе провозгласил своей целью создание «нового искусства» в противовес помпезной академической живописи Второй империи. То есть до тех пор, пока оставался «зазор» между живописью и фотографией и пока последней не существовало вовсе. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства.
Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе». Все эти многочисленные домашние учителя и мелкие чиновники, дворники и горничные, кухарки и продавцы птиц – не просто занятные типы. В какой-то -педии прочел, что в реализме главное — правдивость и объективность в отражении реальности и дальше про соцреализм как одну из разновидностей реализма. Первоначальный замысел, намеченный в эскизе, часто был еще более острым, чем в картине.
Словом, реализм– это стремление к правдоподобной передаче действительности. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов. Нередко наблюдаются художественные явления, в которых одновременно существуют и реалистические и нереалистические черты (например, тенденции символизма в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока), находящиеся в нерасторжимом единстве. Подобные эскизы позволяют еще более почувствовать беспощадную силу перовского сарказма. Помню, в художественной школе в моем классе одну девочку выгнали за то, что она срисовала праздничную демонстрацию с журнала «Пионер». Собственно, открытие этой важнейшей темы было сделано несколько ранее, когда Н. А. Ярошенко написал своего могучего «Кочегара», а К. А. Савицкий показал силу и величие человека труда в «Ремонтных работах на железной дороге».
В ряде случаев может возникнуть противоречие между субъективизмом художественной манеры и правдивостью общественно-эстетического идеала художника, что характерно для ряда современных прогрессивных художников капиталистического мира (П. Здесь коренится основа тенденциозности реализма. И. С. Остроухов и другие художники. Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетической оценки.
Швед Карл Вальбом писал крестьян на манер Тенирса и Август Линдгольм изображал сцены наподобие старых нидерландцев Метсю и Герарда Доу, но первым новейшим колористом был Иоганн Фредрик Гуккерт (Hoeckert): в 1856 г. он написал Церковную службу в Лапландии за этим следовала Внутренность лапландской хижины. Но в 1900-е годы она получает гораздо более глубокое и многообразное толкование. И я уж не говорю про живописные уроки античности (которые были полностью забыты в эпоху Средневековья). Зарисовки с натуры, носящие этюдный характер, выполнены им в основном карандашом («Голова казака», «Казак» – рисунки для картины «Покорение Сибири Ермаком», наброски к «Переходу Суворова через Альпы» и другие). Данное полотно описывало войну Греции за независимость.
Это произведение носило название «Смерть Сарданапала». Так, в эскизе будущей известной картины «Вечеринка» художник наделяет героиню – декламирующую курсистку – чертами особой одухотворенности. При всей их эскизности они удивительно верно передают характер изображаемого (портреты Э. Л. Праховой и Р. С. Левицкого, С. С. Боткина и другие). Жизнь Федотова сложилась необычно.
Вообще шведские пейзажисты немного космополиты и почти все изучали искусство за границей, Эдвард Берг, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам. Излюбленная репинская техника этой поры – штриховой и тоновой рисунок карандашом. Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком), Ганс Герман, Лепсиус — все реалисты нового направления. В графике Н. А. Касаткина важнейшая тема 1900-х годов выражена не менее отчетливо, чем в живописи (этюды к картине «Шахтерская смена» и другие). А у романтиков пейзаж был приукрашен.
Передвижничество с его последовательным демократизмом – явление абсолютно нового порядка. Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими. Дж. не сводился к работе художников с натуры и напленэре, хотя это стало массовой практикой, но отличался прежде всего социальной направленностью, стремлением обличать негативные явления современности, вот таким образом по отношению к нему часто употребляют терминкритический реализм (Ж. Ф. Милле во Франции, К. Менье в Бельгии, А. Менцель, В. Лейбль в Германии, передвижники в России). Возникло сильное подозрение, что сумрачное свечение его гипнотических холстов-абстракций имеет в своей основе вполне реальный «божий свет», претворенный физикой остаточного зрения и художественным гением автора. В эскизах к первому варианту «Отказа от исповеди» художник в своих композиционных поисках идет несколько иным путем.
Движение основано художниками Артуром Стритоном и Вальтером Холке. Кажущаяся простота, доступность образного языка реалистов 19в. зафиксированные в определенный момент.
Если в литературе слово натурализм получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определённо, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим — не в духе французского языка. Здесь интересен каждый, даже беглый набросок. Просто оно популярно уже по иным причинам. Это – относительно «мирное» собрание людей, где только жесты рук, скупо намеченные движения мужских фигур выдают внутренний драматизм происходящего.
В 1880-е годы И. Е. Репин создает серию листов, посвященных Петербургу. Много и охотно рисуя портреты своих единомышленников и друзей – членов Петербургской артели художников (портреты Н. В. и Н. Д. Дмитриевых-Оренбургских, Н. А. Кошелева), родных и близких, он создает образы, отмеченные глубиной и точностью характеристик. — В Англии натурализм проявлялся независимо от французского и совсем в особой форме. Для этого они избегали симметричных изображений. Петер Крейер (Kryer) открывает с 1871 г. движение датских реалистов новейшего пошиба (Рыбаки вытягивают сети на Скагене) его Комитет французской выставки замечателен жизненностью фигур и превосходным сложным освещением.
Графика здесь уже сближается с монохромной живописью. Но отнюдь не реалистического. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма».
Неутомимым рисовальщиком на этих вечерах был П. А. Брюллов (наброски-портреты скульптора Г. Р. Залемана, архитектора А. П. Брюллова). Но положительный герой появляется в сепиях редко.
Из века в век художники совершенствовали свои навыки. Жанровые сцены П. А. Федотова повествуют о жизни маленького человека в условиях крепостнической России. М. Васнецов «Портрет В. М. Максимова», Н. Д. Кузнецов «Портрет В. И. Сурикова», Г. Г. Мясоедов «Портрет К. В. Лемоха», И. С. Остроухов – портреты С. С. Боткина, А. А. Киселева).
Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм. Искусство Хоппера отражает тему, которая была основной в советских фильмах послевоенных лет – тему одиночества. История живописи последних четырёх или пяти столетий полна примеров Р. к вышеназванным Веласкесу, Караваджо и др. Когда видишь картины этих художников, возникает чувство, что тебя обманывают. В. Е. Маковский постоянно и много рисовал с натуры.
Но, по крайней мере, честный, поскольку, закрыв глаза, сам себя похоронил». Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе. В частности, в силу гипертрофии в сознании зрителя места и роли ремесла — точнее, примитивно и вульгарно понимаемого мастерства — в современном творческом процессе. И сам был человеком веселым, доброжелательным, открытым, любил жизнь и ее радости.
Примечательно, что художники «Мира искусства» – объединения, далекого на первый взгляд от проблем современности, оказались в эту сложную эпоху захвачены величием происходящего. Истоки такого отношения к революционным событиям следует искать в традициях русского искусства второй половины XIX века, в первую очередь – в искусстве художников передвижников. Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм. Реализм (от позднелат. Но согласитесь, что если несколько человек видят одну и ту же картину или ситуацию, то опишут (или нарисуют) они её по-разному. Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре.
Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения. Его излюбленные модели – молодые женщины из близкого художнику круга демократически настроенной молодежи («Прогрессистка», портреты неизвестной, О. Е. Шумовой-Симонович). Настолько последовательный, что готов шагнуть за свои известные, опознанные пределы — выйти за формальные границы привычной «правды жизни», если в неизведанное ведет верность этой правде, ее инстинкт. Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры.
В арт-мире ведь «инновативность» — уже давным-давно ключевое слово: современным искусством по определению является лишь то, что обитает «в точках роста», открывает новые возможности — формальные и технологические ресурсы, языки и все такое прочее. Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. В его альбомах сохранилось множество зарисовок.
Так назвали направление, художники которого стремились передать окружающую жизнь в ее естественном виде, «честно», — с тем, чтобы отличить новое веяние от академизма и романтизма, которые, хоть и противостояли друг другу, вместе предписывали работать по рецептам, внеположным по отношению к реальности, а чаще игнорировали ее, если не презирали Да, слово появилось тогда, а реализм появился куда раньше. Крог — резкий, но правдивый реалист. «Все это вы должны дать широким массам», – говорил он. все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы.
В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм).
В узком смысле слова реализмом называют конкретно-историческое направление в искусстве XIX в., провозгласившее правду жизни основой своей творческой программы. Ко второй половине XIX в. демократический реализм достигает зрелости, развившись во всём многообразии национальных и стилистических вариантов. Основная ведь масса художников, включая самых великих, многие века зарабатывала на жизнь заказными портретами, в которых сделать «похоже» было едва ли не главным, а кто сделает более похоже, чем объектив. Из пейзажистов после А. Ахенбаха, Вильройдера, Дузетта, мариниста Эшке следовали Иернберг, Отто Рейнигер, Томас Гербст, Густав Шенлебер, Герман Байш, ученик Руссо, к сожалению, редко обновляющий свои сюжеты, Теодор Гаген, отличающийся простотой и правдой в пейзажах (любил сдержанные тона), Цюгель и Вейсгаупт — пейзажисты изображавшие домашних животных, как пособников труда человеческого.
Но дело в том, что эта констатация сама устарела. В Италии Караваджо в конце XVI-го столетия заявил себя поборником Р. изображая сцены, в которых действующими лицами были солдаты, картёжники, гуляки, часто пьяные и разбойничьего вида. Лучшим листам этого времени присущ тот же драматический лаконизм, что и его знаменитой картине «Расстрел». А. Р. Эр-нандес) или живописно-выразительные (М. Пачуря), в дальнейшем отошедшие от этого опыта польские (К. В результате родился проект «Очевидность» на тему исследования оптики зрения, в том числе остаточного, когда смотришь на что-то яркое или контрастное, а потом закрываешь глаза и видишь на просвечивающих кровью исподах век, как на экранах, следы реального мира в виде эдаких негативов, которые затем сами трансформируются, все дальше уходя от породивших их позитивов, все больше абстрагируясь и постепенно исчезая.
Характерная черта этого направления — постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, осознанное стремление произносить «приговор» явлениям общественной жизни. Одновременно с этим направлением существует и другое, как раз противоположное. Например, в рисунке «Гитарист-бобыль» художник развивал мысль о неуютной, заброшенной старости, столь драматично прозвучавшую затем в картине того же названия. Первая мысль будущей известной картины «Крах банка» не была связана с изображением толпы вкладчиков, заполнивших банковские залы. Это название картины и стало в дальнейшем термином.
«Реализм» – почти что антоним слову «творчество». Браунерова и других). Но стоило мастеру создать «обманку», которая кажется вырубленным в стене окном, как искусство сменялось ремеслом. Это, по словам Г. И. Успенского, «новый, народившийся, светлый образ человеческий». Заметное место в графике художников реалистов занимал портрет-набросок. Мы ответим на этот вопрос положительно: конечно, является. Термин «реализм» принадлежит французскому литературному критику Ж. Шанфлёри, он первым употребил его в 50-х годах XIX в. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму). Высокий демократический подъем сказался в это время на всех областях культуры.
Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Да и вожди разве позволят мучить себя многочасовым позированием. Перед зрителями проходят метко схваченные типы. Юлиуса Кронберга называют шведским Макартом, а Нильса Фареберга сравнивают с французом Бонна. Днем рождения реализма считают выставку французского художника Гюстава Курбе «Павильон реализма» 1855 года, не смотря на то, что еще до него многие художники работали в реалистической менере (Жюль Бретон, Жан-Франсуа Милле, Теодор Руссо и многие другие). Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819—1877) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно — рабочего, трудового класса.
Творчество передвижников 1870 – 1880-х годов питалось теми же идеями, что и русская демократическая литература того времени. Развивая тему русского крестьянства, они отталкивались от традиций «крестьянского жанра» 1870-х годов и обогащали его новым содержанием. Мягче, но тоже правдив Христиан Скредзвиг (На лодке в летнюю северную ночь, Праздничный вечер, Крестьянин с кошкой). живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма разнообразных по роду.
В Бельгии в 1850—70 гг. Образ человека представляет в нем не плод многогранных и обстоятельных психологических исследований, а раскрывается через одну, ключевую черту характера, наглядно выраженную в состоянии, позе, манере поведения портретируемого.
Но не следует воспринимать этих художников как только копировальщиков западного искусства. Иван Семенович всегда избегал каких-либо драматических, тяжелых сюжетов. Они (модели И. Б. ) были удивительно похожи, живо схвачены и очень серьезно нарисованы».
Жан Тэнгли (Тингели) Приношение (посвящение) Нью-Йорку, 1960. Именно в зоне зеро, чудилось мне, через самое будничное феномен советской реальности выражает себя наиболее полно, насыщенно, разнообразно, многозначно, «объективно» — просто неярко. Не только от реализма побегом — тут он оказался на одной доске со всеми -измами, некогда гнобившими его, — а вообще от живописи, графики, скульптуры (чтобы убедиться в этом, достаточно сходить на любую репрезентативную выставку современного искусства, где «старые» жанры если и представлены, то в очевидном загоне), так что искусство в тех формах, что сегодня доминируют, уже и называть-то изобразительным неловко и по существу неверно и нынче используются слова «арт» или «совриск» (современное искусство).
Его творчество во многих отношениях стало краеугольным камнем передвижничества. Графическое наследие художника невелико по объему. Леопольд Калькрейт — сильный реалист изображающий поселян, рыбаков и другой рабочий люд. В процессе исторического развития всего искусства в целом реализм приобрел конкретные формы и методы, вследствие чего выделяют три его стадии: просветительский (Эпоха Просвещения, конец 18 века), критический (19 век) и социалистический реализм (начало 20-го века). И тут всплывает тема «несостыковки» культуры и жизни. Или таможенника Руссо. Ориентация «Посредника» на самые широкие круги читающей публики требовала особого, предельно простого по форме графического решения.
Мадокс Броун не только переносился в прошедшие времена, но изображал и современную жизнь. В это время я работаю над моим каталогом. И, конечно, высокий профессиональный уровень, великолепное живописное мастерство. Даниэль Сперри Венгерская трапеза или Ресторан галереи J, Париж. В этом смысле они родня соцреализму, который кто-то определил как «направление в искусстве, описывающее жизнь и деятельность членов партии и правительства средствами, доступными их пониманию». Реализм 19в.
В русском портрете революционных лет эта действительность воплощается как напряженная, драматическая сила, сообщающая экспрессию таким произведениям, как автопортрет М. А. Врубеля (1904, Москва, ГТГ), Человек в очках (1905-1906, Москва, ГТГ) М. В. Добужинского. В 1890 году, давая обзор Восемнадцатой передвижной выставки, В. В. Стасов отмечал «неподкупную правду изображения» у этих мастеров. Используя наряду со штриховкой тоновое пятно, художник добивается своеобразной выразительности в передаче мягкого, чисто петербургского колорита («Невский проспект», «На Николаевском мосту»). Работы В. А. Серова па крестьянские темы отмечены особой одухотворенностью и лиризмом.
Наиболее широко показаны на выставке подготовительные работы В. И. Сурикова к его прославленным полотнам. Тем же стремлением «проникнуть» в самые глухие места России, куда не попадали выставки Товарищества, объясняется внимание многих передвижников к гравюре. В шатком равновесии сооружения прослеживалась вся эксцентричность его сборки.
Равно как вообще «жизнеподобные» кич и салон, что озабочены не проблемами осмысления, прочувствования современного мира, а желанием угодить вкусу потенциального покупателя, как правило, культурно не ангажированного. Революция 1905 года всколыхнула все русское искусство. В 1896 году Куликов поступает в Петербургскую академию художеств. Типа я свободный человек в свободной стране — что хочу, то и делаю.
В эскизах картины «Иван Грозный и сын его Иван», выполненных карандашом и акварелью, для Репина было наиболее важно найти положение основных фигур, выявить их характерную пластику: жесты, поворот головы. В 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок вступил И. Е. Репин. Некоторые шведские художники работали в чужих краях, как, напр., Гуго Биргер — настоящий виртуоз (Завтрак в Гранаде), умерший в молодости. Дело в том, что в последней четверти XX века «продвинутое» изобразительное искусство начало развиваться преимущественно экстенсивно — занялось освоением новых, сопредельных территорий и пространств. М. Васнецов «В кружале.
Много работал над портретом и Н. А. Ярошенко. Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску. Знакомство с ними значительно дополняет и расширяет паше представление о графике многих передвижников. Понятие «реализм» и соответствующее слово появились в искусстве в середине XIX века.
И уж, конечно, никак не о реализме как направлении в живописи XIX века. Главная задача сепий – сатира. Он был почти самоучкой и поздно стал профессиональным живописцем. Пикассо). Творчество передвижников имеет поистине непреходящую художественную ценность.
В Германии одним из первых представителей реального направления в живописи был Менцель, который писал толпы народа на площадях и в садах, работы на заводах (Новейшие циклопы, 1876), a также и коронования или церковные службы изображая, следовательно, все классы общества, но темы его не всегда немецкие, часто французские и итальянские.
Он не ставит своей задачей изображение социальных проблем или сатиру. Самые различные условные, а порой и отвлеченные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и многих других), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных фактах или предметах.
часто побуждали критиков и публику воспринимать их искусство как иллюстрацию и пропаганду определённых (в том числе политических) идей, что в корне противоречит сущности этого многогранного художественного направления. Однако и прежнее время — напр. Так, эскиз «Сельского крестного хода на Пасхе» строится на гротескном решении центральных фигур – женщины, несущей оклад иконы, дьяка, мужчины с хоругвью.
Альфред Вальберг любил изображать не только свою родную, но и итальянскую природу. В 60-х годах начинается творческая деятельность И. Н. Крамского.
Не обладая силой перовского сарказма, В. Е. Маковский умел и предпочитал показывать действительность несколько иначе – с юмором иногда переходящим в морализующий упрек. Лауриц Ринг отдался изображению крестьянских сцен Анна Анкер (Погребальный обряд), Михаэль Анкер (Рыбаки на берегу) сильный реалист в изображении жизни датских моряков. Пейзаж). Это могут быть акриловые краски, масло, карандаш, уголь и даже шариковые ручки.
Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм». Интерес художников реалистов к этой проблеме закономерен и понятен. Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) — реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма.
В первые десятилетия XX века создаются углубленный в духовное состояние человека памятник Н. В. Гоголю в Москве (1904-1909) Н. А. Андреева, жизненно психологические произведения Р. Ваутерса (статуя Домашние заботы, 1913, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), статуи чешского скульптора Я. Штурсы, дающие непосредственно-чувственное истолкование обобщающих тем, работы испанских мастеров, запечатлевших народные типы – брутально-характерные (О. Во всяком случае, актуальность стала ассоциироваться с экспансией как таковой — с обязательными выходами за прежние рамки, с побегом от «устаревших» форм высказывания исчерпавших свои ресурсы. Очень симпатичны сельские виды и зимы Ридберга. Более подробно мы рассказываем об импрессионизме в отдельной статье. Д. Поленов «Бабушкин сад», К. Е. Маковский «Болгарские мученицы»). Передвижники обращались к специфической области графического искусства – иллюстрированию и оформлению книг. Блай-и-Фабрега).
Важную роль играла также острая бытовая сатира, мастером которой был П. М. Шмельков. Такая встреча запечатлена, например, в листе И. Е. Репина «Рисовальный вечер», где среди изображенных И. С. Остроухов, В. И. Суриков и другие. Все ведь началось с того, что только появился на свет реализм — как осознанное и названное явление — и мир начала завоевывать фотография. Я стремлюсь все время смотреть.
Дуниковский), латышские (Т. Когда в 80-е я писал портрет советской эпохи «как она есть», ни один здешний «вед» совриска не воспринимал мою живопись сколько-нибудь одобрительно или хотя бы с интересом. Сентябрьский снег (1903) и Февральская лазурь (1904) И. Э. Грабаря, Зеленый шум (1904) А. А. Рылова, Мартовское солнце (1915, все Москва, ГТГ) К. Ф. Юона, северные пейзажи К. А. Коровина и А. Е. Архипова – в русской живописи, поздние пейзажи норвежца Ф. Таулова с тающими снегами, произведения поляка Я. Станиславского, болгарина Н. Петрова, полотна многочисленных пейзажистов шведской школы – принца Евгения и других и анималиста Б. Лильефорса содержат в себе образы, формирующие устойчивые художественные представления о природе страны. «У него, – писал В. В. Стасов, – натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты – юмор и трагедия». Это было насквозь идеологичное искусство с четкой руководящей установкой представлять под видом реальной жизни «идеал», к которому должен стремиться зритель, должна стремиться жизнь. Машина, собранная из деталей и отходов, напоминала о неизбежном устаревании модных товаров и воспринималась как образ общества потребления, вывернутый наизнанку.
Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ). После 1917 года Куликов продолжает заниматься деревенской темой. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ). Меня же, наоборот, необоримо влекла периферия зрения и сознания: гипнотизировало то до предела затертое, проходное, что все вроде бы видят, но никто не замечает манило непроявленное, «пустое», не артикулированное в живописи, никому ничего не говорящее и неинтересное. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ.
Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм. Такой «реальный абстракционизм», с которым на самом деле близко знаком каждый, просто мало кто осознает это знакомство. Иван Семенович сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть. Кристоф Бишоп изображал сельские сцены играющих детей интимную домашнюю жизнь.
В конце XIX —начале XX вв. Такие игры не только стимулируют живое восприятие окружающей действительности, открывают новые возможности соотнесения с ней, подсказывают художникам свежие идеи и формы высказывания на основе «смешанных техник», но и помогают снять «мыло» с глаз, в том числе увидеть абсолютно по-новому, казалось, хорошо известное, привычное. Таковы Оскар Бьорк (Моряки, Коровьи стойла), Карл Ларсон (декоративные стенные композиции — напр., жизнь женщины различных времён в Швеции), Рихард Берг, сын Эдварда Берга (Гипнотический сеанс) и, наконец, Андерс Цорн, блестящий художник разнообразного содержания, писавший испанских нищих, цыган, английских мисс, моряков, движение воды, лунный свет, сцену в омнибусе, бал и т. п. В Норвегии Карл Гансен колоритно писад сцены народно-бытовые он работал в Копенгагене, многие другие — почти постоянно вне отечества, но некоторые окончательно почерпнули силы лишь по возвращении в отечество. Старательно списывают реализм в архив, а в реальности сами давно уже там.
Л. Давид во Франции). Впервые термин «реализм» применительно к живописи использовал Г. Курбе. Но вместе с тем углубленное понимание «крестьянского жанра» в живописи и графике 1890-х годов далеко не исчерпывает того новаторства, которое привнесли в Товарищество передвижники младшего поколения. Если в широком смысле реализм является общей чертой различных конкретно-исторических течений и школ, то в узком смысле он, наоборот, отличен от других художественных направлений, в частности от предшествовавшего ему романтизма, в преодолении которого он развился. Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям.
«Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Такая трактовка достигается лепкой, которая ведется в мягком материале последующая бронзовая отливка сохраняет ее свободную, живописную выразительность. Его Работы (1835) — реальные картины, напоминающие Курбэ: сильные, могучие люди без всяких прикрас. Э. Залькалн, Г. Я. Шкилтер) скульпторы. XIX в. и быстро получил распространение в различных искусствах и странах.
А в реальности — «на самом деле», что называется, — Ротко, опять же осмелюсь утверждать, близок к реализму, а сюрреализм Дали и других по сути его антипод, поскольку возрос на почве психоанализа и, одержимый его откровениями, стал формой выражения не сознания, а подсознания. Попытки ревизионистской эстетики (Р. Дерево, различные предметы. В Дании пейзажная живопись шла вообще также национальным путём: Кристен Кебке, Петр Христиан Сковгард (рощи, парки, с 1839 г. ), поэтический реалист Вильгельм Кинен, маринисты: Мельби, Эмануэль Ларсен, Сёренгсен — в особенности первый — отличаются большими достоинствами из молодых — Лохен, Торольф Педерсенс, Торвальд Нисс пейзажисты Иоахим и Нильс Сковгарды (сыновья Петера-Христиана Сковгарда), хотя и пишут натуралистические пейзажи, но переходят в декоративно-стилистическое направление, по определению историка искусств Мутера.
Инсталляция, перформанс, видеоарт интерактив по всем направлениям пошел активный исход из традиционных форм бытования пластических искусств и выход на границы архитектуры, театра, кино, социальной, политической, религиозной жизни А то и нарушение этих границ. В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ).
Но это тоже отдельная история. Так вот, осмелюсь утверждать, что это самый что ни на есть последовательный реализм. Так, в ранних произведениях Маяковского глубоко правдивый в основе протест против буржуазного обывательского мира органически связан с стилистикой футуризма. Сеченов и Д. И. Менделеев в естественных науках – все они в разных формах приняли участие в общественном движении, которое, по словам В. И. Ленина, было одушевлено «горячей враждой к крепостному праву». В 1860-е годы особенно широко развиваются те виды изобразительного искусства, где. Героями произведений Федотова стали простые маленькие люди с их повседневной жизнью. Тогда же Серов много работает для революционных сатирических журналов.
Судьба отвела ему для творчества короткий едва восьмилетний срок. Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально) изображал также картёжников и гуляк из простонародья. И это не говоря о возможностях обработки картинок в фотошопе, скажем, когда ничего не стоит сделать фотографию произведением импрессионистической живописи, пуантилизма, абстракционизма, офортом — да чем угодно можно уходить с ней на любое расстояние от «реальности» и опять разными способами возвращаться к ней.
Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. Но стоит подойти ближе к полотну и начинаешь видеть мазки краски или линии карандаша. Пейзажист Ионгкиндс (Jongkinds) более резкий колорист, чем француз Коро, на которого он походит, передаёт настроение широко и несколько по-импрессионистски в морских пейзажах изображает обстановкою жизнь моряков. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»).
Цифровые технологии (мобильные телефоны интернет и т. д. ) породили бурный рост визуального продукта и интенсивности обмена им, оглушительный количественный рост, что уже очевидно создало качественно новую ситуацию взрывной «визуализации» жизни. Работая над эскизом, В. И. Суриков чаще других авторов прибегал к акварели. Норовят объявить все возможные на этом пути инновации заведомым отстоем, лузерством. (см. Это и дало толчок к появлению и развитию американского реализма.
Нередко это противоречие разрешается победой реалистического начала в их творчестве (например, преодоление сюрреализма П. Элюаром и Л. Арагоном, экспрессионизма – Р. Гуттузо и многих других). События запечатлены не столько очевидцем, сколько участником этой народной трагедии. Сейчас это один из наиболее сложных и эффектных стилей, который стремится к передаче тонкой структуры и фактуры жизни. Ведь о какой живописи идет речь, если перед глазами фотография в хорошем качестве. В основном они изображали неприглядные стороны городской жизни.
Это была бесполезная машина, полная иронии и критики одновременно. Но ведь мир вокруг нас постоянно и стремительно меняется не только по этому вектору и усилия отобразить эти разного рода перемены уже сами по себе чреваты инновативными результатами. е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Из серии Картины-обманки, 1963.
Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро).
Антонио, собств. Норвежский художник Вереншильд (Verenskiold) иллюстрируя саги и сказки, выработал особый стиль рисунка, соответствующий духу сказочных событий, а немецкий художник Швинд писал целые картины, приспособляя и рисунок и колорит ко впечатлениям от легенд, которые этими картинами он хотел передать. В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. Однако Р. на время подавлялся идеализированием, переходившим даже в условность и манерность.
Так и вышло, что «середка» арта — то место, где искусство обитало многие века, — опустела и типа заросла бурьяном, а отказ в праве на существование именно реализму дополнительно обосновывается тем, что возможности визуального постижения и соответствующей интерпретации окружающего мира полностью исчерпаны — мол, «все картины уже написаны», все виды виданы и больше ловить тут нечего. И опять только сейчас начали догонять Похоже, я настолько радикальный реалист, что обречен обгонять свое время. Живопись). Среди акварелей В. И. Сурикова чаще всего встречаются портретные зарисовки и пейзажи.
Реализм появился первоначально во Франции, в творчестве Г. Курбе, который поставил перед собой задачу создания героизированной монументальной картины на современный сюжет. Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. каждая поставленная точка разом меняет композицию». Фредерик McCubbin «Письмо» (1884)По-другому эту школу называют австралийским импрессионизмом.
В таком духе писали Гольман Гунт, Миллес (Джон Эверет Millais) верующие не находили в их произведениях ничего священного. У меня очень хорошая зрительная память. И только спустя чуть не четверть века до реального зрителя и «ведов» начало доходить, «что художник хотел сказать своими картинами». Он много работает, много выставляется в Москве и Петербурге. Так, за Портрет матери (1903 год) Иван Семенович награждается Большой Серебряной медалью на Международной выставке в Льеже, а за картины В праздничный день и С фонарем в саду удостаивается премии Куинджи. Куликов возвращается в родной Муром и остается здесь до конца жизни.
Из маринистов немолодых, но заслуженных назовем ещё Ганса Гуде, норвежца, профессора в Берлинской художественной акд. Все признавали актуальными и превозносили исключительно концепт и соц-арт, которые оперировали теми символами, знаками, образами, какими «система» сама себя выражала (лозунги, плакаты, портреты вождей, наградная, военная символика) и тем, что уже давно было на культурной поверхности, — типа эстетики и этики коммунальной жизни. Та же история и с уже упомянутым проектом «Очевидность», в котором я открыл, разработал и предъявил пространство реального, абсолютно прежде художественно не освоенное и никак не осмысленное, — и эта радикальная инновация была встречена в лучшем случае издевательствами вроде: «Да, перед нами определенно мертвый художник. Картина входит в серию Картин-обманок, как объяснял сам художник, это случайные ситуации, . Многие из передвижников постоянно сотрудничали в таком популярном издательстве, как «Посредник».
Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. Русь (1898-1900, Ленинград, ГРМ), темпераментная, бурная Земля (1898, Варшава, Национальный музей) польского живописца Ф. Рушица, углубленные в мир природы картины чешского живописца А. Славичека У нас в Каменичках (1904, Прага, Национальная галерея), а также его праздничные по настроению виды Праги. Первая же их выставка, открытая в 1871 году имела огромный успех у публики, она демонстрировала отображение реальной жизни простого русского народа, находящегося в ужасных условиях нищеты и угнетения. Да полно вам, какой XIX век.
Об этом и вел разговор с собой, своим временем и воображаемым зрителем. А в 90-е эта жизнь, эта эпоха закончилась. И что вы мне сделаете.
С. В. Иванов создал в эти годы свой широко известный цикл, посвященный переселенцам. непримиримая вражда к крепостничеству могла быть выражена наиболее ярко и целеустремленно. А. Степанов, П. М. Боклевский). Интерес к их произведениям и деятельности не ослабевает с годами. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. Серы, но гармоничны марины Ганстева в норвежских фиордах.
Жизнь прошлым, эксплуатация на полном серьезе и пафосе разных «исторических», тем более архаических форм высказывания, восприятие мира через призмы разного рода неотрефлексированного ностальгирования — все это ну никак, ни разу не реализм. Исключительно велико по объему графическое наследие И. И. Шишкина.
Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей. Как в живописи, так и в рисунке он охотно использовал двухфигурные композиции («В швейцарской», «Беседа в трактире»).
Восход солнца» («Impression, soleil levant»). Термин «реализм» был выдвинут французским литературным критиком Шанфлери в 50-х гг. Эмпиризм признаёт источником знания не разум, а чувственный опыт. Участники этого движения писали на пленэре в импрессионистской манере. Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак).
В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления – натурализм и импрессионизм. Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. Его тем или иным образом переживают основоположники новых национальных школ пластики в Исландии (Эйнар Йоунссон), Румынии (Д.
В то же время он не скрывает трагических сторон действительности. Термин «реализм» употребляется в двух значениях — широком и узком. Дело в том, что пейзажу придавали различное значение.
В человеке над всем должен господствовать разум». Ярким примером этого могут служить листы из серии «Голод», эмоциональная напряженность которых как бы предвещает серовскую графику эпохи первой русской революции.
«У них» — так как все шло в концептуальных рамках ухода от фотографии в разного рода формализмы, а у нас — при том что царил культ ремесла, умения «сделать похоже» — срисовывание с фотки считалось профанацией и потому, что это умение имитировалось и потому, что фотография не имела статуса «настоящего» искусства и ее использование выходило типа изменой. Париж, Центр Жоржа Помпиду. Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др. ) абсолютно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением.
Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество». Реализм (от лат.
Искусство того или иного художника часто бывает глубже, правдивее, богаче его социально-политических и философских взглядов, отмеченных сложными противоречиями (например, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский). В 1870 – 1880-х годах среди членов Товарищества было широко распространено устройство многолюдных вечеров, где все присутствующие имели возможность рисовать друг друга. — и не срисуешь с натуры, когда все в движении, а фотографии «схватить» это — раз плюнуть: щелк — и готово. Касаткин, С. В. Иванов. Его целью является реальное и объективное воспроизведение предметов и объектов окружающего мира, с сохранением их типичных черт и особенностей. Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен.
Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. Б. С. Шарден, Ж. А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании и др. ). На этой выставке находилась картина Клода Моне «Впечатление. Например, в графике И. Н. Крамского наряду с портретом значительное место занимает пейзаж.
В графике передвижников эта тема получила всестороннее развитие. Так что есть серьезные основания полагать: и сегодня занимаюсь ровно этим. В общем, фотореализм вошел в моду, стыд прошел, скелеты вывалились из шкафов. Из них последний — писатель и художник, вынесший идеи натурализма из Парижа, где он был в 1880 г. Бедная и некрасивая швея, работающая до утреннего света, врач и бедная озябшая женщина, дележ хлеба между бедными (Борьба за существование) — это один ряд картин Кроге. Особая сила их искусства — в широких социальных обобщениях на основе правдивого изображения явлений жизни.
а когда я гуляю. Это искусство создает новую концепцию портретного творчества. Уровень техники репродуцирования в те годы был очень низким.
Во всяком случае бытовая живопись (жанр) — родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. Рубенс даже не искал красоты изображая только крепкие, здоровые тела. В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев. Термин «импрессионизм» имел вначале пренебрежительный оттенок – критик Луи Леруа написал фельетон «Выставка импрессионистов». Ссора стрельцов», «Симеон Гордый в иконописной мастерской», М. П. Клодт «Встреча боярина со скоморохами на масленице»).
Техника же живописи английской, всегда законченная, не могла иметь ничего общего с импрессионизмом французов исключавшим именно подробности и законченность. Но зарубежные поездки не оставили заметного следа в его творчестве. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги Искусство (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832—83) успехи в изображении предметов природы, освещённых на открытом воздухе (пленеризм, от франц.
Там, где художественная тенденция не вытекает из обстановки и действия (там же, с. 333), а привносится в произведение извне, возникает чуждый реализму дидактизм или внешняя декларативность. Пореформенная деревня привлекала пристальное внимание передового русского общества. Наиболее глубоких и художественно-гармонических результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетические истины находятся в органическом единстве (например, в портретах Тициана и Рембрандта исторической живописи Д. Веласкеса, поэзии А. С. Пушкина, романах Л. Н. Толстого и др. ). Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии.
О безысходной крестьянской доле с горечью повествует художник реалист В. Г. Перов («Ходоки-просители», «Странники»). Пущенный в действие, он некоторое время продолжал работать, а затем, сам собой развалился. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин и другие). Адольф Нордлинг — изобразитель интимной жизни морских волн.
Неужели к этому не стремились раньше. Диаз «Старая мельница около Барбизона»В чём же отличие пейзажей последователей Барбизонской школы от пейзажей художников других направлений. Данный отрезок времени является особенным, так как именно тогда появились законы реалистичного изображения, которые используются и сегодня. Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». В те стародавние времена это было оправдано: как иначе сохранить для потомков изображение, например, королевской четы (чтоб знали, как выглядели их дед с бабкой).
Попытка раскрыть богатство графического наследия передвижников в одной большой выставке, где могут быть показаны лучшие рисунки и акварели почти всех членов Товарищества, предпринимается сейчас впервые.
Таковы рисунки И. Е. Репина, связанные с его работой над известными картинами «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портретные наброски и композиционные листы Н. А. Ярошенко на близкие революционному народничеству сюжеты (этюды к картине «У Литовского замка», «Под конвоем», «Прогрессистка»), а также зарисовки К. Е. Маковского, сделанные им в 1881 году в зале суда на процессе первомартовцев. Эдакая подмена реальности ее «идеей», по законам которой она должна существовать. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих.
Рисуя виды волжских или енисейских берегов, пейзажи Красноярска, Тобольска и других городов, художник проникается духом русской старины, видит современность глазами историка и живописца. Историческую тему в графике разрабатывали и другие мастера Товарищества передвижных художественных выставок. Первое выступление на академической выставке 1847 года принесло ему шумную славу.
В 1890-е годы в Товарищество вступили В. А. Серов, А. Е. Архипов, Н. А. Не следует забывать и о присущих каждому из искусств специфических условностях в воспроизведении действительности, обусловленных характером технических средств, не являющихся полностью материально адекватными формам самой жизни (холст, краска и т. п. в живописи, камень, дерево в скульптуре и т. п. ).
Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства. На выставке представлены и многочисленные акварельные пейзажи В. И. Сурикова. Именно тогда главной темой их творчества становится жизнь русского крестьянства. Жанровая тема и портрет, создаваемые на основе живых наблюдений, конкретно-изобразительная трактовка натуры (а не обобщенно-пластическое ее претворение) объединяют творческие интересы обширной группы скульпторов разных стран.
Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в эстетике и философии, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов в литературе, деятели «Могучей кучки» в музыке, участники «Бунта четырнадцати» и В. Г. Перов в живописи, Й. М. Новый период шведского искусства начался после 1879 г., когда Гуго Сальмсон пошёл по следам Бастиена Лепажа и овладел новой французской техникой с ним сходен Август Гагборг (Сцены на морском берегу, Работы полевые).
На этой картине, по мнению современников, очень хорошо отображено одиночество человека в век стремительно развивающегося прогресса. По принятой классификации Ротко — абстракционист, а, скажем, Дали — сюрреалист, сверхреалист в переводе на русский.
Несколько современных художников, который балуются с гиперреальностью. И стараясь сделать все как можно более «похоже» — изображая реально увиденное и ничего не выдумывая, — ты получаешь картину, на вид вполне или абсолютно абстрактную. Стремясь к минимальному изменению замысла, художники часто выполняли свои рисунки пером и тушью, так как это давало возможность в печати избежать больших искажений. Яркий пример работ такого рода – многочисленные эскизы картины «Боярыня Морозова». там же, т. 37, с. 37) и В. И. Ленин на примере Л. Н. Толстого.
можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. Левицкий, Кипренский и Тропинин — оставило замечательные образцы реальной колоритности.
Реализм (от лат. Иначе говоря, отказал зримой, «ощутимой» реальности в праве на существование — упразднил ее.
Мазерель много видел и знает, с величайшим интересом изучает он все проявления жизни. Восход солнца» (1872). Клод Моне «Впечатление. также господствовало влияние Курбэ Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов Луи Дюбуа — может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов.
Наступивший в двадцатых гг.