На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Задумчивая фигура философа, выставленная на передний план композиции, является первым свидетельством исследования Рафаэлем недавно представленного потолка Сикстинской капеллы расписанного Микеланджело.
Также Флоренции Рафаэль обязан знакомством со своим близким другом и наставником Донато Браманте. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).
Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Ромуальда, св. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет Юлия II, около 1511, Уффици Портрет кардинала, около 1512, Прадо Женщина в покрывале или Донна Велата, около 1513, Галерея Палатина Портрет Б. Кастильоне, 1515-16, Лувр Лев X с кардиналами, около 1518, Галерея Палатина).
да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Петра).
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Мавра и св. Во Флоренции молодой мастер познакомился с да Винчи и Микеланджело – мастерами, оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Рафаэля Санти. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия (Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим).
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах.
Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Восхищенные почитатели называли его «божественным».
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
В Станце делла Сеньятура (1509 – 1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, мера, сила»). В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Ф. Пенни.
Он должен был органически связать полуциркульные арки, обрамляющие стены, а также окна и двери, нарушающие плоскость стен, с композицией фресок. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
В Риме Рафаэль вращается в высших художественных и литературных кругах, его друзьями становятся известный поэт, составитель первой грамматики итальянского языка Пьетро Бембо, автор эпической поэмы «Неистовый Орландо» Лодовико Ариосто, памфлетист Пьетро Аретино. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. «Форнарина» (прибл. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника.
Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Он даже обвинил художника в плагиате. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Ротенберг).
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— Синкстинскую Мадонну (1513), символ материнства и самоотречения. У ангела слева одно крыло. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове («Donna velata»), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
Одну из картин — «Мадонна Грандука» — приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Они окружены внимательными слушателями. Первые его задания на новом посту были роспись парадных покоев Ватиканского дворца и руководительство над строительством собора святого Петра.
Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами.
Тем не менее, Рафаэль живо интересовался творчеством своих коллег. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Сын живописца Джованни Санти. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим. Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться.
В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Однако Папа Римский Юлий II, увидев фрески, приказал прогнать всех остальных художников, поручив выполнение всех росписей одному Рафаэлю. Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. Во Флоренции – палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, — черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Рафаэль стремится не только быть в курсе новейших достижений науки, но и пытается использовать их в своем творчестве, следуя принципам изложенным в одном из таких трактатов выдающегося архитектора и теоретика искусства Леона Баттисты Альберти (1404-1472), в котором он проводил параллель между музыкой и архитектурой: «Те же числовые соотношения, которые делают звуки приятными для слуха, приносят наслаждение глазам и душе». Так, в главном зале — «Станца делла Сеньятура» — он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа». Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница».
Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа — Эвклид и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Год или два спустя, он также предоставляет чертежи скульптур, архитектуры и мозаик для пышной часовни Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой.
По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Богословие, философия, юриспруденция и поэзия парят в виде аллегорических фигур на потолке и служат как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
Он готов к новым, еще более значительным свершениям». Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). VI). Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. И вот, чтобы оставить о себе память, он построил себе в Риме, в Борго Нуово, дворец, который был оштукатурен по указаниям архитектора Браманте. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. После первых же испытаний папа предоставил Рафаэлю расписать все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев). У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Влияние Фра Бартоломео сказывается в акценте на декоративной ритмичной компоновке фигур, — в том, что идейное содержание темы абсолютно подчинено формальным соображениям. При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна.
Умер Рафаэль в ее постели. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, ГЭ все три – около 1500-02). Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь».
К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Кто имел наиболее буйное воображение, тот и считался самым талантливым мастером гротеска». цветовая гамма, фигуры, пейзаж. Молодому живописцу предстояло решить сложнейшую задачу: сочетать живопись с архитектурой. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. В том же 1507 году художник ненадолго вернулся в Урбино. Словом, вместо принятых канонов иллюстраций к библейским сюжетам Рафаэль предлагает зрителю мир реальный, одухотворенный своими наблюдениями, полный света и добра. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения.
На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. большое «Несение Креста», наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая «Сикстинская Мадонна» — произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве.
Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини. Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска Триумф Галатеи виллы Фарнезина в Риме (1514).
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец.
Далее – "Мадонна в зелени" (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика. Сам папа Юлий II присоединился к числу поклонников таланта Рафаэля после окончания росписей в Станце делла Сеньятура, где особую известность приобретут фрески Рафаэля «Афинская школа», «Диспут» и «Парнас». На портрете Юлия II папа изображен сидящим в кресле диагонально к плоскости картины и это пространственной разобщение от зрителя добавляет чувство самопоглощение натурщика. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Так же известны самые ранние юношеские три работы Санти: » Архангел Михаил, поражающий сатану», «Три грации» и «Сон рыцаря».
Рафаэль, собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio) (1483-1520) итальянский художник и архитектор. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства (Мадонна Альба, около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-12, Ватиканская пинакотека Мадонна в кресле, около 1516, Галерея Палатина).
1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями.
Величественная и задумчивая "Мадонна дель Грандука" и "Мадонна с безбородым Иосифом" – обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем "Мадонна с щегленком" (1506 год). К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. Грандиозные задачи, представшие перед Рафаэлем, внушили ему сознание собственных сил близость Микеланджело, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
Лаврентия, св. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Плацидия. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св.
В 1513-1514 гг. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и награды им получаемые. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Таковы «Портрет кардинала» (около 1518), «Портрет папы Льва X с кардиналами Луиджи деи Росси и Джулио деи Медичи» (около 1518).
Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Иоанна Крестителя и св. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Сикста в Пьяченце. Бенедикта, св.
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Во Флоренции ему стало очевидно, что его стиль нуждается в некоторых изменениях, если учитывать последние инновационные стили Леонардо да Винчи и Микеланджело. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
К числу наиболее известных среди них принадлежит портрет папы Юлия II (1511). Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию.
Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Во Флоренции РафаэльСанти создал несколько картин с изображением Мадонны. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц».
Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Сначала Рафаэль опирался на опыт Перуджино, позднее поочерёдно— на находки Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео, Микеланджело.
Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Обе композиции во многом похожи, но Рафаэль значительно превосходит Перуджино в изяществе и прозрачности. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. 1510е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля – мастера светотени. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж).
Иеронима, св. Вся биография Рафаэля Санти тем не менее связана с написанием картин с изображением Мадонны. Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок. Однако это никак не сказалось на его творчестве.
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. да Сангалло).
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников.
Изображения Мадонны принесли РафаэлюСанти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» — парадные залы Ватиканского дворца. Миру известны более 200 картин с изображением Мадонны, принадлежащих кисти Рафаэля, хотя это далеко не точное их число. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
1503 г. Пинакотека, Ватикан). С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 (Мадонна Гран-дука, Галерея Питти, Флоренция так называемая Прекрасная садовница, 1507, Лувр). Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Самое абсолютное произведение Рафаэля – Сикстинская мадонна (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска Афинская школа, пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Впоследствии они стали знаменитыми «станцами» Рафаэля. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания).
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца изобразившего жену с маленьким сыном. Здесь находятся фрески на легендарные темы (Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой, Месса в Больсене, Освобождение апостола Петра из темницы).
Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ Преображение, 1519-20, Ватиканская пинакотека). Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения.
Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами. Он пишет о том, что Рафаэль от природы был одарен той скромностью и добротой, которые «нередко обнаруживаются у тех, у кого некая благородная человечность их натуры больше, чем у других, блистает в прекрасной оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах».
Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ Обручение Марии (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино Передача ключей в Сикстинской капелле дворца в Ватикане. В доме Баччо д39Аньолы он познакомился со своим будущим покровителем Таддео Таддеи. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Вершину нижней образуют руки двух детей играющих с птичкой, а вершину верхней — голова Марии.
При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. В поздних портретах художник стремится к более конкретной характеристике модели. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. В картине все отмечено совершенством: композиция. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж.
Первый учитель – Перуджино. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции). Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17). Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
К Леонардо восходит здесь не только ребенок Иисусс пухленькими щечками, но и вся композиция. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Это объясняется не только всё большим участием в работе учеников и помощников, но и воздействием реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Рафаэля.
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Работа датируется 1498 годом. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб».
По одной из версий, многочисленные шумные игры с любовницами привели к его преждевременной смерти в тридцать семь лет. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Он прожил остаток своей жизни здесь.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.