Это не значит, что за картинами Матисса не стоит сложной работы сознания художника.
А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
Превращаясь в пластические знаки, они представляют «скрытый» монументальный автопортрет Матисса. Такой, какой был у Матисса в его доме. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. Тема панно — танец. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Трудно отнести «Мастерскую художника» к какому-то определенному жанру: сам Матисс такого рода произведения называл «интерьер-натюрморт».
Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Занятия живописью требуют времени и денег. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм».
Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение».
В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже.
В 1927 получил премию Карнеги. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Последним значительным созданием Матисса стала Капелла Четок в Вансе, где все (архитектура, росписи, витражи, мебель, ризы священников) принадлежало его творческой мысли. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции».
Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Он работал юристом, пока не увидел картину «Стога сена» Клода Моне. Это видно и по его картинам.
В 1950 получил Гран-При Венецианской биеннале. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Создавая картину, он забывал обо всем на свете. За это время из заведения выпустилось около сотни французских и иностранных студентов среди них было небывало высокое для того времени количество женщин.
Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1904 году Воллар организовал его первую персональную выставку. Ж. Помпиду). Помогает определиться в пространстве также окно.
Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал».
У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер.
Точность не есть правда». Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса).
В 1930 совершил поездку на Таити и дважды в США. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Он является продолжением ковра на стене.
Очертания стола с трудом угадываются. В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита. На следующий год познакомился с Сергеем Щукиным, который сделался его патроном. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Проблемы с сердцем, рак кишечника лишили его возможности трудиться так же активно, как прежде. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16.
Учился в академии Жюлиана (1891), откуда перешел в Школу изящных искусств, где наряду с Руо, Марке, Мангеном, Камуэном занимался в классе Гюстава Моро (1892-1898). Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. 1901 год можно назвать годом становления художника. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Что случилось — у него внезапно испортилось зрение или он не окончил картину.
Слева представлены бронзовая декоративная фигура, картина «Роскошь II», полотно «Девушка с зелеными глазами», справа – гипсовая модель, барельеф «Спина» и срезанный рамой картины фрагмент панно «Танец». С 1941 года он тяжело болен, его жену и дочь арестовало гестапо за участие в движении Сопротивления, Матисс долгое время ничего не знает об их участи. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа8.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным.
Германию (1908), Испанию (1910-1911), Россию (1911). Конкретика ушла, мазки стали решительнее, цвета — чище, границы размылись. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. fauves).
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. С успехом дебютировал в Салоне Национального общества изящных искусств (1896).
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении.
Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Но импрессионизм не стал конечной точкой творческих поисков Матисса.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Первыми написанными в Танжере полотнами стали натюрморты и среди них Корзина с апельсинами, спустя много лет приобретенный другом Матисса, великим испанцем Пабло Пикассо. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. В 1901 впервые выставился в Салоне независимых, а в 1903 также в Осеннем салоне. В 1917 обосновался в Ницце.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Преподавание велось на некоммерческой основе. Джон Питер Рассел стал своеобразным духовным наставником Матисса: он познакомил его с импрессионизмом и ввёл в теорию цвета, оказав тем самым, определяющее влияние на его творческий путь. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Углы комнаты даёт другим цветом. Основной задачей Матисс ставил получение учениками базовой подготовки: раз в неделю он водил из в музеи и велел копировать классические работы. В 1905 году художник повергает критиков настоящий шок.
Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Ж. Помпиду, Париж). Больше ничего нет. Произведение «Мастерская художника» стало первым «симфоническим интерьером» Матисса. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. В 1897 познакомился с Писсарро. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Как правило, художники работали в заброшенных домах на Монмартрском холме или снимали дешевые меблированные комнаты на Монпарнасе. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки.
Ковёр на этой картине – реальный. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро.
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Со второй, уже практически завершенной работой, вышла досадная история: Матисс ошибся в размерах помещения и весь холст пришлось переписывать заново. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Доминика и Девы Марии. Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж». Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Ни одной лишней детали.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда.
Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
В настоящее время существует в двух версиях. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Совершил поездки в Италию (1907). Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
Фоном им служат синее небо и зеленая трава.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Марокко (1912, 1912-1913). Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых.
Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В 1908 опубликовал Заметки живописца".
Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, «съело» все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Речь идет о фовизме.
А ступни ее ног в длинных желтых арабских сандалях, развернутые под углом к фронтально изображенной фигуре, кажутся заимствованными с древнеегипетских рельефов и росписей. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Расположенный наискось он, не разрушая плоскости картины, вызывает иллюзию глубины комнаты. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи.
Все эти предметы раскрывают перед нами ателье художника как арену творческого труда. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). «Мне стало неинтересно копировать предмет. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней.
Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Художник не копирует, а поэтизирует среду, в которой он творит, находя новые средства выразительности. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро.
«Парижский танец» известен в трех вариантах. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Лето 1904 года провел в Сен-Тропезе рядом с Синьяком и Кроссом, лето 1905 — в Коллиуре с Дереном. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
Желтым цветом художник обозначил восточный ковер на полу. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Чтобы увидеть на листе свои большие живописныепанно Танец и Музыка, принять участие в развеске других полотен, приобретенных С. Щукиным, а также решить для себя вопросы о новых монументальных циклах для щукинского домашнего музея, Матисс осенью 1911 года вместе со Щукиным приехал из Парижа через Петербург в Москву.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Однако именно за счет этой противоречивости — сочетания классических и новаторских форм — Матиссу впервые по-настоящему удалось показать зрителю собственное видение реальности.
Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены».
Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. – Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. В Осеннем салоне 1905 возглавил выступление фовистов. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.
Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». Анри Матисс распахнул свою копилку с идеями и показал их миру на рубеже двух столетий, в момент расцвета модерна. Все проще: Матисс познакомился с творчеством импрессионистов, конкретно — Поля Сезанна.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Так, сказочно, на борту парохода Риджани 29 января 1912 года французский художник Анри Матисс описывал в письме дочери Маргарите начало своего путешествия в Марокко.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. С каким восторгом выписывал он узоры восточных ковров, как тщательно добивался точных, гармоничных цветовых соотношений. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Особенного внимания заслуживал его мазок. «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году.
Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Цены на его работы и интерес к ним стали расти. Отсюда в его творчестве – преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация в разработке предметов. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж).
Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, красивых ваз, сочных плодов, оранжерейных растений, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бескрайних пейзажей. Свет господствует в замечательном холсте «Открытое окно с видом на бухту в Танжере». И на его холсты, помимо предметов, пробрались впечатления. И первым городом, в котором Матиссу предстояло реализовать свои монументальные замыслы, стала Москва. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня.
В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Доминика и Девы Марии. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять.
Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
Морозов также стремился создать у себя залы Матисса, в которых бы царил особый стилизованный мир природы. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Работы возмутили благочестивую публику, вызвав нешуточный скандал, а Щукина критики объявили сумасшедшим.
Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Творить он не переставал до конца. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Картина относится к группе так называемых «симфонических интерьеров» (греческое слово «симфония» означает созвучие), подобным термином обозначается более сложное взаимоотношение красок и всех элементов в картине. Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере.