Иван Иванович Шишкин — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Иван Иванович Шишкин один из самых знаменитых и великих русских художников. Природу Шишкин воспевал без преувеличений, без прикрас и всё же можно с уверенностью сказать, анализируя творчество художника Шишкина Ивана Ивановича: его картины – это гимн красоте отечественных пейзажей. Иван Иванович Шишкин (1832—1898)— русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист.
В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания.
Последнюю свою работу он так и не закончил. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Он во многом близок к наброскам серии, но отличается значительно более крупными размерами и более сложной проработкой неба.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению сложной жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм.
Густые кроны бросают на них тень. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. В окрестностях Москвы художник переработал и обобщил мотив этюда, написанного тремя годами раньше. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин принадлежал к кругу той передовой академической молодежи, которая воспитывалась на идеях прогрессивной материалистической эстетики и литературы и восставала против искусства, чуждого современности, против казенно-бюрократических порядков. А их было немало.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Он кропотливо изучает натуру. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Окрестности Москвы.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.
Один из самых совершенных – Берег моря.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи.
Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Иван Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, через что приобретал все большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью. Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Но по сравнению с ними, при всей измельченности штрихов, он лишен какой-либо засушенности, в нем больше чувствуется красота чеканных линий, богаче светотеневые контрасты. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883).
Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Богато нюансирован цвет. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Часто писал с натуры. Во второй половине 1880-х годов в работах Шишкина стали появляться новые оттенки.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Ближе всего к зрителю – просторное поле.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Все полно жизни. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Предприняв первые попытки гравировки крепкой водкой во время поездки в Цюрих, в дальнейшем Иван Иванович постоянно обращался к технике офорта. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры.
Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Автор словно утверждает значительность темы. Изображая на заднем плане то освещенные, то погруженные в тень стволы, а совсем вдали деревья, которые видны уже до самых макушек, Шишкин создает впечатление большого, просторного и светлого леса.
Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. В них нет политики и социальной направленности. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу.
Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Эту картину приобрёл П. Третьяков.
Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы.
Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Ее иногда называют картиной-завещанием. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Затосковав по отечеству, в 1866 вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Окрестности Москвы.
Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Мастер смело экспериментировал. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Лесной пейзаж кажется необъятным. Его племянница А. Т. Комарова рассказывала впоследствии: Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды. В природе нет для него крупного или мелкого. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864).
Окрестности Москвы.
Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Движение вглубь подчеркнуто в картине ритмом стволов сосен, которые, как величавые гиганты, высятся среди поля.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
В работах Коллера исполнявшего преимущественно крупноформатные этюды, Шишкина привлекали хорошее знание натуры, точность рисунка, уверенность письма и большая завершенность.
Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман. Пейзажи Калама с бурными, сметающими все реками, бьющимися об утесы волнами, скалами, озерами, горными заснеженными вершинами, ущельями и обрывами, где нарочитая взволнованность подменяла живое чувство природы, поиски в ней картинности были чужды самому духу творчества Шишкина. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. В 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию, но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям и он после летних каникул 1848 года решил в гимназию не возвращаться.
Чувствуется глубина оврага, глушь.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Ивана Шишкина называли даже «царем леса» или «лесным богатырем». Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них.
Впереди художника ждали новые достижения. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье.
У работы было очень много положительных отзывов. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги».
Зритель, стоящий как бы на краю дороги, написанной с поразительным чувством реальности, не ощущает себя оторванным от расстилающегося перед ним огромного пространства. Это было выступление против мёртвого академизма. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Побывал молодой русский художник и в Женеве, где познакомился с работами Диде и Калама.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии.
Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Посвященные обыденной русской природе, неразрывно слитой с жизнью крестьян, картины Рубка леса и Вид из окрестностей села Поречье сходны по своей идейной сущности. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова).
По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Решенный в условном коричневом тоне этюд тем не менее отличается большей свободой, уверенностью исполнения, чем другие известные нам произведения Шишкина тех лет. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В окрестностях Москвы. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Недаром такой мастер пленэра, как В. Д. Поленов, сразу выделил Сосны, освещенные солнцем среди множества экспонатов пятнадцатой передвижной выставки: Я никогда такого живого у Шишкина не видал, – писал он жене1. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах.
Медведицу и двух медвежат нарисовал Савицкий, а третьего, того, что справа, для большей гармонии и правдоподобности дорисовал Шишкин. Автор настолько глубоко постиг натуру, что ему достаточно двух верно положенных мазков, чтобы передать характер того или иного предмета, например, пня на переднем плане. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей.
Живее и разнообразнее делаются штрихи, либо наносимые деликатным касанием карандаша, либо резкие, сгущенные до черноты. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Шишкин стремился к другому. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина.
Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Этюд Полдень. Одно только безусловное подражание природе, – отмечает он в своей ученической тетради, которую ведет в 1852 – 1853 годах, – может вполне удовлетворить требованиям ландшафтного живописца и главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, – вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии1. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Именно в Цюрихе Иван Шишкин впервые попробовал гравировку посредством «царской водки». Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены.
Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Шишкин сдержан и величественен. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Дорожа вещественностью изображения, он обходится и без таких пленэрных приемов, как растворение контуров и форм в воздушной среде по мере удаления предметов. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика.
Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед.
Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством.
По контрасту с погруженной в тень дорогой, появившейся из-за рощи и словно устремленной в сторону зрителя, ярко золотится край огромного, уходящего в даль поля. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. 60. ).
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень.
1. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. Их он стремился передать как можно конкретнее. Иван Иванович Шишкин – великий русский художник, родился 13 января 1832 года в городе Елабуга. Друг Шишкина А. В. Гине, работавший на Валааме над этюдами бок о бок с ним и делавший в то время большие успехи, тем не менее не в силах был достичь такой уверенности и точности в изображении форм природы.
Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Знаменательна стала она и для развития пейзажа.
Воздух словно напоен теплом. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Несомненно то, что Иван Шишкин являлся истинно народным художником.
Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Решительные высказывания вождей революционно-демократического лагеря, особенно могучая проповедь Н. Г. Чернышевского, волновали сердца, будили умы, вызывали все более горячий протест против крепостнических пережитков. В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
В картине 1867 года В церковной ограде. Сосновый бор». В ту пору художник зачитывался Губернскими очерками М. Е. Салтыкова-Щедрина, которые привлекали его своим ярко выраженным обличительным характером. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Он создал ландшафтное искусство с буйными хвойными зарослями, с неохватным раздольем, со всей простой красотой северного русского пейзажа.
Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869). Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах.
Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу.
Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор.
Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Сюжет их – жизнь русских лесов. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин.
Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». У него были какие-то свои трения с Савицким. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева).
— Ср. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Биография художника зашифрована в его творениях.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Его репутация была безупречной. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». А их было немало. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником.
Эскиз-вариант, хранящийся в Государственном Русском музее имеет авторскую надпись: Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Эта картина – очень светлая и яркая. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. На косогоре (1880). Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.
В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. Валаам (1858, 59.
Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Много работал Шишкин и за границей.
Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.
Мрачное настроение. Так в реальной жизни не бывает. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию.
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Воробьев.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. В набросках биографии, останавливаясь на вопросе о своих художественных интересах в эти годы, Шишкин пишет: Идеал – Рейсдаль и его старая школа3.
Картина Полдень.
Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Все сковано морозом и погружено в тень. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Пейзаж носит пространственный характер. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств.
В 1984 -85 г. г. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. И масляными красками и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Ничуть не бывало. Их он стремился передать как можно конкретнее. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Процесс отбора идет даже на этой стадии.
В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль.
Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Тут он работает самостоятельно и некоторое время занимается в мастерской братьев Франца и Бено Адамов.
Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Это очевидно.
Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Виртуозно исполненные миниатюрными бисерными штрихами перовые рисунки Шишкина представляли собой сложные композиции и поражали жизненностью образов и филигранной отделкой. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор.
Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. И Шишкин не останавливался на достигнутом. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. На всем словно лежит серый налет. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Своеобразным приемом – коричневым тоном – он словно очерчивает каждое дерево с теневой стороны и в то же время легким касанием светлой белильной краски проводит чуть заметную полосу вдоль освещенного участка ствола, выявляя контур, подчеркивая форму. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Крамским. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Он поддерживал его влечение к рисованию, уделял особое внимание внеклассным занятиям начинающего художника, приучал зорче всматриваться в окружающее. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
В сущности то же самое имел в виду и основатель Киевской рисовальной школы Н. И. Мурашко, который хотел увидеть в картине Шишкина Полесье больше света с его игрою золотистой и с его тысячью то красноватых, то воздушно-синеватых переходов2. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина Вид на острове Валааме. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. Для обогащения живописной фактуры Шишкин использует в ту пору и такой своеобразный прием, как процарапывание живописного слоя до грунта.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева.
Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями и уже через три месяца после поступления художник обратил на себя внимание пейзажными рисунками. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Некоторое время спустя он переехал в Дюссельдорф, где написал картину по заказу Н. Быкова под названием «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Как и всякий самобытный художник, сам он интуитивно развивался по каким-то внутренним, заложенным от природы законам. Непогрешимая точность каждой линии, каждой мельчайшей черточки, которая требовалась при исполнении перовых рисунков, не допускающих исправлений и переделок, приучили художника к исключительной дисциплине руки. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Случайность. Мастер смело экспериментировал. Немалую роль в творческой биографии Шишкина ранних лет сыграл его наставник в училище А. Н. Мокрицкий, в прошлом серьезно увлекавшийся пейзажем и сам учившийся у Венецианова. А. Беггров, в 1884—85 гг. издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии.
В эту пору он создает один за другим выдающиеся по своей художественной значимости пейзажи. Этот пространственно решенный пейзаж, в котором равное внимание уделено и земле и небу, свидетельствует о том, что представление о Шишкине как художнике приземленном, которого интересуют лишь почва, растительность – все, что дает возможность материальной характеристики форм, не совсем оправданно. Вряд ли Шишкин мог видеть эту картину, полученную Эрмитажем из коллекции Саксен-Альтенбургских только в 1923 году, но он мог знать другие, близкие ей работы, которые остались нам неизвестными. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог.
Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Среди долины ровныя.
Это дерево давно должны были спилить на дрова. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857).
Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. За эту картину Шишкин получил звание профессора.
Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности. К ним относятся Уголок заросшего сада.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов.
Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. Создать же наполненное иным содержанием, утверждающее иные творческие позиции, новый подход к художественному образу, короче – истинно оригинальное произведение Шишкин мог только на родине, в окружении родной природы и в обстановке широкого демократического подъема, охватившего прогрессивные круги общества. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном.
В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Лучшей вещи он не писал1. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой».
Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. Это несомненно. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу.
В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Шишкин же был пока что на пути к этому. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма.
Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». Большую часть картины занимают серые облака. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность.
Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Лесная глушь (1872).
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. «Утро» полностью лишено всего этого. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Между тем столь важному аспекту деятельности Шишкина, как его этюдная работа, уделяется недостаточное внимание. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым.
В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Думается, что можно. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Вид на острове Валааме (1860). Контрасты светотени призваны усилить выразительность образа, но, увлеченный подробностями, Шишкин идет еще по пути скорее внешней описательности.
В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством.
«Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением.
В основе теплого, светлого колорита лежат многочисленные, тонко сгармонированные оттенки зеленого и охристого цветов. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Третьяков решил судьбу картины по-своему.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Нужно также заметить, что с Ш. повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком.
Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.
В произведении видны стремление художника к пластической трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875).
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Это была ювелирная работа. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой. Так писались и «Сосновый бор. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
В окрестностях Москвы» (1869). К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. В картине Вид в окрестностях Дюссельдорфа сюжет строится на романтическом эффекте грозовой тучи, сквозь которую пробивается косой солнечный луч, озаряя задний план с цепью холмов.
Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики. Его картина поет.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Однако трактованы они с большей живописной свободой. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович.
Рожь. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком.
Легкие тени скользят по коре, падают на землю. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа.
(1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. И в природе Крыма Шишкин находит созвучные своей душе мотивы – эпически величавые, жизнеутверждающие, простые.
Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Он суров, величествен, но доступен.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Удивительный старик этот Шишкин. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Существует предположение, что авторским повторением другой одноименной конкурсной картины 1860 года является литография Шишкина Трущоба. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Сиверская (1883. ). Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Божия Благодать. Чрезвычайно серьезное отношение к своему ремеслу, присущее ему в высшей степени, давало явные результаты. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними.
В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Недаром его называли швейцарским Поттером. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Шишкин был членом кружка аквафортистов.
Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Первое место занимает Шишкина Рожь1. О его рисунках постепенно узнала вся школа. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. Такое умение породить ощущение непосредственного соприкосновения человека с природой, отвечающее гуманистическому мироощущению передвижников, – одна из замечательных особенностей творчества художника. В журнале Dssel-dorfer Anzeiger писали в то время об искреннем восхищении, с которым они были приняты в кругах дюссельдорфских художников. Благодаря такой приближенности переднего плана создается впечатление удаленности не только задних, но и средних планов. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Что впереди.
Шишкина, организовала со своими детьми старшей группы детского сада занятие-экскурсию в детскую библиотеку, где была организована выставка «Жизнь и творчество художника Шишкина. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. В окрестностях Москвы (1866 и 1869).
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Группа молодых живописцев-реалистов во главе с И. Крамским покинула Академию художеств, отказавшись писать картины на Большую золотую медаль. Во второй половине десятилетия, в период нового осмысления им задач пейзажной живописи, происходит становление его аналитического творческого метода, основанного на пристальном изучении натуры, на безграничном пиетете к ней, на убеждении в неисчерпаемых возможностях ее познания.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Характерна в этом смысле «Рожь». Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Первое место занимает Шишкина Рожь. Сейчас эти мечты стали явью. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище.
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. И еще новое – приближенность изображения к зрителю.
Создавая крупные картины, он продолжал интенсивно писать на натуре, все более настойчиво занимаясь проблемами цвета, света и воздуха. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Не ограничиваясь критикой, художники стремились противопоставить отрицательным явлениям положительный идеал, который они видели в народе, его жизни, в русской природе. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама – я не вижу в манере Вашей есть нечто свое. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Они дают себя знать еще в некоторых произведениях Шишкина, особенно в тех, где он варьирует мотивы исполненных за границей пейзажей.
Причудливо изгибающиеся плотные ветви покрыты кружевом листвы, оттеняющей мощь чеканных по форме стволов. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики. В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Взору открываются огромные массивы лесов. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Он обладал особым художественным даром от природы.
Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
– один из самых пространственных пейзажей русской живописи. Он носит романтический характер. Однако все его наброски предельно просты – сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки.
К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.
В самой композиции, размещая по краям взаимоуравновешивающие группы деревьев, прибегая часто к фронтальным построениям, он подчеркивает эту устойчивость. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Русское богатство. Но детали не нарушают целостности общего впечатления.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Много картин И. И. Глубоко верные по сути своей определения Крамского были сделаны в ранний период творчества Шишкина. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди природы средней полосы России. Мери-Хови.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане.