Оба художника по своей манере близки но у Гро больше романтизма (его называют первым представителем этого направления во французской живописи), равно как — иногда — и лишнего пафоса. После свержения Наполеона Бонапарта Антуан Жан Гро работает в академическом стиле, наибольшим успехом в этот период пользуются портреты художника. Этот победный романтизм Гро принес художнику славу – в 1831 Гюстав Планш, сторонник романтиков, называет Гро в одном ряду с Жерико и Делакруа.
Антуан Жан Гро – французский художник, современник Наполеона Бонапарта. Антуан-жан Гро (фр. Antoine-Jean Gros 16 марта 1771, Париж— 26 июня 1835, Мёдон)— французский художник-академист, который снискал известность изображениями побед наполеоновской армии и внёс, таким образом, заметный вклад в формирование героического мифа о Наполеоне. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Антуана Жан-Гро.
Французский художник Антуан Жан Гро родился в Париже в семье художника-миниатюриста.
В 1794 году возвращается в Геную, где знакомится с женой Наполеона, Жозефиной де Богарне. После картины «Битва при Назарете» Гро оказался за пределами классической традиции. В 1794 году возвращается в Геную, где знакомится с женой Наполеона, Жозефиной де Богарне. 1787 год будущий мастер начинает учеником в школе при Академии художеств в Париже. Одной из первых картин исполненных Гро по возвращении в Париж, является посмертный портрет молодой жены Люсьена Бонапарта, Кристины Буайе (Париж, Лувр), написанный еще в стилистике раннего творчества (тонкое, задумчивое лицо, строгая элегантность). В «Зачумленных в Яффе» фигуры, находящиеся в тени на первом плане, поражают естественностью и глубоко запечатленным страданием: слипшиеся пряди волос, синевато-коричневые губы, набухшие веки, землистая бледность лиц -- все это передано сильно и смело.
Он оказался в армии Бонапарта. Работа была окончена только в 1825 году за нее Гро получил 100000 франков и титул барона. Позднейшие произведения Гро свидетельствуют об упадке его таланта. Он никогда не нуждался в необузданном вдохновении и мог писать, к удивлению Делакруа, следуя заведенному порядку.
Гро вскоре был осужден и романтиками и классиками. 1787 год будущий мастер начинает учеником в школе при Академии художеств в Париже. Увидев себя окончательно побежденным новой школой, он закрыл свою мастерскую, говоря: «Я не знаю ничего ужаснее, как пережить себя» и вскоре затем окончил свою жизнь самоубийством. Духом патетической героики овеяны изображения Наполеона в ранних работах Гро и ряд его батальных картин (Битва при Назарете, 1801 г., Музей изящных искусств, Нант Наполеон в госпитале чумных в Яффе, 1803-1804 гг., Битва при Эйлау, 1808 г., – обе в Лувре, Париж), которые поражали современников жизненной выразительностью. С 1806 он участвует в создании цикла портретов прославленных людей Империи («Дюрок», Версаль, музей дворца).
Гро, художник наполеоновских баталий имел единственную модель — самого генерала Бонапарта и у него никогда не было времени слишком долго заниматься проблемой колорита, подбирая цвета. В 1794 году его наградили медалью Парижской Академии изящных искусств и поездкой в Италию. Гро не был художником-баталистом в собственном смысле слова, однако в качестве «исторического живописца» он не мог не подражать таким мастерам. Присуждение первого места Гро вызвало в художественных кругах настоящий скандал его яркий колорит был воспринят как возвращение к живописи XVIII в., а не как новаторский элемент.
Пройдя обучение у своего близкого друга Жака-Луи Давида, работавшего в стиле неоклассицизма, Гро, вопреки этому, возглавил движение реализма и романтизма, зародившееся во французской живописи в конце XVIII века. В эпоху Реставрации, когда в живописи стали преобладать религиозные или монархические сюжеты, картины на современные темы, которые Гро выставлял в Салонах 1817 года и 1819 («Отъезд Людовика XVIII из дворца Тюильри», Версаль, музей дворца, «Отплытие герцогини Ангулемской из Пойака», Бордо, Музей изящных искусств), утратили свою актуальность. Его раннее увлечение Рубенсом проявилось в картине «Антиох и Елеазар» (Сен-Ло. Потерпев в салонах 1831 и 1833 годов сильное поражение, он попробовал еще раз бороться и выставил в Салоне 1835 года картину «Геркулес и Диомед», но также безуспешно. Гро Антуан Жан (Gros) (1771-1835), французский художник. Жена генерала Жозефина обратила внимание на портреты, написанные офицером. Мастер представил эскиз, который был признан комиссией лучшим. В салоне 1806 он выставляет огромную (около 10 метров в длину) картину «Битва при Абукире», написанную по заказу Мюрата (Версаль, музей дворца).
В 1808 году назначается портретистом императорской семьи (за работу «Наполеон на поле сражения у Прейсиш-Эйлау»). В 1811 году получает государственный заказ на роспись купола Пантеона (закончена в 1824 году). Работа была окончена только в 1825 году за нее Гро получил 100000 франков и титул барона. Для разрешения спора художник был вынужден обратиться к императрице, которая повелела показать достоверное событие, что и было выполнено, несмотря на неудовольствие генерала Наполеона. В Салоне 1822 Гро выставил картины «Давид у Саула» и «Вакх и Ариадна», в 1824 он закончил росписи купола Пантеона, которые были заказаны ему еще в 1811и за исполнение которых Карл Х пожаловал ему титул барона. Даже говорят, что он сжёг здание, где находился карантин, чтобы скрыть содеянное.
Сын миниатюриста, Гро в 14 лет поступает в мастерские Давида. Генерал хватает флаг и под градом картечи устремляется вперед (с ледяным взором оглядываясь на войска позади), чтобы поднять дух у своих гренадеров.
Что говорило о большей эмоццинальности работ Наполеона кисти Гро, чем Давида. Плафон Пантеона останется навсегда произведением, выходящим из ряда обыкновенных по грандиозности композиции, замечательной правильности рисунка и прекрасному колориту.
В Париже Гро создал несколько произведений на сюжеты, взятые из античной истории. А потом его судьба совершила поворот. Лишь благодаря картине «Чумные в Яффе» (Париж, Лувр), выставленной в Салоне 1804, Гро становится знаменитым художником эпохи и крупнейшим мастером колорита. В состоянии глубочайшей депрессии художник покончил с собой, бросившись в Сену. Через некоторое время художник принял участие в конкурсе на создание картины «Сражение при Назарете», посвященной победе генерала Жюно, одержанной им 8 апреля 1799 года. Хотя он и не писал заказных картин на восточные сюжеты, Восток, тем не менее играют большую роль в его творчестве – сохранились перовые рисунки, связанные с картиной «Битва при Назарете» паша в «Битве при Абукире» является характерным романтическим образом, не только по своим экзотическим одеждам, но и по той примитивной ярости, которую он олицетворяет. Духом героики пронизаны ранние работы Гро.
Он изображён равнодушным к болезни, пытаясь дотянуться до одного из больных. Французский художник-академист, мастер исторической живописи и портретист.
Романтизм Гро. На ней изображён Бонапарт в Яффе, посещающий солдат, зараженных бубонной чумой. В итоге родился целый цикл батальных полотен, в которых художник вывел на сцену романтического героя, человека нового времени, воплотившегося в образе Бонапарта: «Наполеон на Аркольском мосту» (1796), «Зачумленные в Яффе» (1804), «Наполеон на поле битвы при Эйлау» (1808) и др. В ряде работ отдал дань восхвалению Наполеона-императора (Наполеон в госпитале чумных в Яффе, 1803-04, Лувр). С наступлением в 1815 периода Реставрации героические мотивы уходят из творчества мастера.
Вслед затем им были написаны: «Абукирское сражение», «Сражение при Эцлау», «Взятие Мадрида», «Пирамиды», «Ваграм». Художнику было приказано заменить фигуру Наполеона фигурой Людовика XVIII. В 1802 в Лувре проходит конкурс на картину, посвященную битве при Назарете, в котором принимает участие и Гро (эскизы – Нант, Музей изящных искусств).
Он вступает в конфликт с Энгр ом. В 1800 году Гро бежит от наступающих австрийцев в Париж. В награду за этот эскиз Гро был назначен членом комиссии для собирания в побежденных городах произведений искусства для Луврского музея.
В конечном итоге героический поступок Наполеона привел к победе французов. Людовика и самого Наполеона. Позднейшие произведения Гро свидетельствуют об упадке его таланта.
После неудач французской армии в Италии в 1799 году Гро возвратился во Францию. Гро стал официальным художником Бонапарта, но в египетскую военную кампанию его не включили. Британика далее отмечает, что до тех пор, пока военная составляющая оставалась связанной с французской национальной жизнью, Гро получал от неё новое вдохновение, которое привело его в самый центр событий, которые он изображал но, как и армия отделилась от народа, так и Гро иллюстрировавший сюжеты, которые представляли собой лишь осуществление личных амбиций, перестал находить пищу, необходимую для его гения и этот изъян стал очевиден.
26 июля 1835 г. он утопился в Сене в Бас-Модоне. В конкурсе на картину о битве под Назаретом победил Хеннекен, соперник Гро, замысел которого сочли более героическим. Это наиболее динамичное из всех изображений Бонапарта. В Салоне Гро дебютировал в 1804 году с картиной «Наполеон возле больных чумой в Яффе».
Давида. После 1830 года он создаёт только композиции на мифологические сюжеты. Картина «Наполеон на Аркольском мосту» принесла художнику успех. В некоторых он идеализировал Наполеона, другие отличались исторической достоверно-стью.
В великом полководце Гро обрел и покровителя и главную тему своего творчества. После неудач французской армии в Италии в 1799 году Гро возвратился во Францию. В 1808 Гро создал одну из самых известных своих работ – Битва при Эйлау (1808). Гро поступил к Давиду в четырнадцать лет и быстро добился успеха. Он работал почти исключительно по заказам и не стремился к починному самовыражению. Возвращение династии Бурбонов, которая была забыта в проекте этого плафона изменило его.
В 1793-1801 работал в Италии. Гро был приглашен в Милан и представлен будущему императору. Вскоре появился на свет «Наполеон на Аркольском мосту» (1796—1797) — одна из лучших работ Гро и самый романтический образ Наполеона в живописи.
Неудача его Hercule et Diomиde в 1835 г. (Тулуза), возможно, подтолкнула его к самоубийству. Антуан Жан Гро (Antoine Jean Gros) (1771–1835). В это время возрождается академизм и под сиянием изгнанного Давида, который передал Гро своих учеников, художник возвращается к классицизирующему стилю. Карл X присвоил ему титул барона, но отказ художника был неизбежен. Французский художник, представитель романтизма. Он не похож на привычные нам изображения коротко стриженного коренастого человека в треуголке и сером сюртуке.
В 1802 году получает за картину «Битва при Назарете» Национальную премию живописи. Этой картиной он начал свою карьеру как успешный художник. Людовика и самого Наполеона. Среди особо важных заказов следует назвать портреты генералов Лассаля (Париж, музей Армии) и Фурнье-Сарловеза (Париж, Лувр), а также «Сын генерала Леграна» (1810, Лос-Анджелес, Музей искусства). Наполеон здесь изображен обходящим поле битвы после сражения.
Первою его исторической картиной была «Чума в Яффе» — картина, возбудившая всеобщее внимание. Вместе с тем в «Битве при Абукире» Гро продолжает традицию героической живописи («Битва Александра» Лебрена): на фоне подвижно фризовой в своей основе толпы выделяется монументальная фигура Мюрата. Кроме вышеупомянутых картин Гро, следует указать еще на следующие его произведения: «Свидание Наполеона с императором австрийским в Моравии», «Франциск I и Карл V перед королевскими гробницами в соборе Сен-Дени», «Сафо», «Карл Х в Реймском лагере». Во время похода мастер создал множество произведений. Гро был учеником вышеупомянутого Давида.
(99 картин) Биография Антуан Жан Гро (барон Gros) 1777-1835) — французский художник, знаменитейший из учеников Давида. Позднейшие произведения Гро свидетельствуют об упадке его таланта. Позднее он говорил своему ученику: «Вы оживили мои статуи». Однако ему удалось завершить лишь многочисленные портреты представителей генуэзского общества, таких как «Мадам Пастёр» (Париж, Лувр), жены французского банкира в Генуе. Например, Наполеон высказывал настойчивые пожелания, чтобы на полотне «Битва при Абукире» был изображен он, хотя на самом деле сражением командовал Мюрат. В 1802-1803 Гро получает заказ на серию официальных портретов «Первого Консула» (наиболее известный вариант – Париж, музей Почетного легиона). Хотя художественная политика Наполеона поддерживала преимущественно современные сюжеты, Гро был едва ли не единственным художником имевшим свою собственную область творчества.
В 1804 году выставляет в Салоне за этот год полотно «Наполеон возле больных чумой в Яффе» имевший триумфальный успех. Наполеон принимает художника к себе на службу и даёт ему заказы. Гро получил распоряжение воплотить сюжет посещения Бонапартом чумного лазарета в Яффе. Наполеон принимает художника к себе на службу и даёт ему заказы.
как Куртуа и Парросель. Кроме того, он исполнил серию конных портретов («Портрет Мюрата», Салон 1812, Париж, Лувр). Официальный художник Наполеона I, создатель портретов и батальных картин, овеянных духом героики (Бонапарт на Аркольском мосту, 1796, Лувр, авторское повторение в ГЭ Битва при Эйлау, 1808, Полковник Ф. Фурнье-Сарловез, 1812, – оба произведения в Лувре). Однако его главные работы отмечаны романтизмом совсем другого рода.
Он не понимал романтической школы, которая начинала тогда поднимать голову и не мог примириться с ней. Вместе с его смертью рухнула и иллюзия того, что он был единственным «правым» на фоне общего упадка артистических нравов – он сам понял анахронизм своего искусства и справедливость жесткой и издевательской критики его последней картины «Геркулес и Диомед» (Тулуза, Музей изящных искусств), выставленной в Салоне 1835. Особенно сильное впечатление на зрителей и художников произвела последняя работа. Вместо этого ему предлагалось довольствоваться набросками и информацией Виван-Денона, документировавшего каждую военную операцию, чему Бонапарт обычно противился и на что следовал классический ответ: "Если Вы перестанете одерживать победы, Виван-Денон перестанет их документировать". Его путь в искусстве лежал между классицизмом и романтизмом.
Но тем не менее Гро написал смелый и энергичный портрет Наполеон на Аркольском мосту. Среди наиболее удачных работ можно отметить следующие: «Бонапарт посещает зачумленных в Яффе, 11 марта 1799» (1804, Лувр, Париж), «Битва при Абукире» (1806, Музей, Версаль), «Наполеон на поле битвы при Эйлау» (1808, Лувр, Париж). В его более поздних произведениях – Сдача Мадрида (1809), Наполеон перед пирамидами и Битва при Прейсиш – Эйлау – заметно снижение пафоса, отказ от оригинальных композиционных решений и даже снижение качества живописного исполнения. Можно сказать, что лучшими в цикле батальных картин Гро являются «Зачумленные в Яффе» (1804, Лувр) и «Битва при Эйлау» (1808, Лувр). После неудач французской армии в Италии в 1799 году Гро возвратился во Францию.
Делакруа, например, говорил, что Гро отказался от условных поз, которые все изучали в Академии и написал «настоящих мертвецов и настоящих больных». Гро начинает и моду на романтический ориентализм. В Салоне 1801 Гро выставляет начатую еще в Италии картину «Сафо на Левкадской горе» (Байе, музей) тема самоубийства и мрачный ночной пейзаж показывают романтическую склонность молодого художника. Учился в Париже у Ж. Л. Давида (с 1785) и в Королевской академии живописи и скульптуры (1787). В действительности, Бонапарт приказал отравить больных солдат, а некоторых оставил туркам.
В борьбе «романтиков» и классицистов, термин «романтический», не имеющий ясной интерпретации, обозначал, по крайней мере отход от «греческого» и «римского» в сторону большей правдивости. Париж, Лувр).
Тем не менее, его рисунки и картины, по энергии штриха, цвета, движению («Александр Македонский, укрощающий Буцефала», Париж, частное собрание) отмечены романтическим темпераментом, «неистовство» которого в «Битве при Абукире» подверглось критике современников. Обучался у своего отца, художника-миниатюриста, а позднее – Ж. -Л. Он писал множество работ с Бонапартом. Яркую патетику вносил Гро и в парадный портрет (Полковник Ф. Фурнье-Сарловез, 1812 г., Лувр). Если его социальное положение достигло своего апогея, то его творчество было, по сути, завершено.