Тэнкред просит, чтобы «Вы ухаживали за смертью. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Год создания: 1763.
Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Жан-Батист обучился рисовальной технике, а также привык пользоваться уже готовыми шаблонами.
Зато Грёз достиг совершенства в изображении женской натуры, причем вовсе не обнаженной. Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. его жена.
Старость его была унылой и беспросветной, а уход прошел незамеченным. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Зато его многочисленные рисунки обладают большими достоинствами.
Шувалова, 1776—1781 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Грез создал целый ряд жанровых композиций, в которых стремился возвысить бытовую сцену до уровня исторической живописи. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Они близки по своему характеру к возникшей в этот период сентиментальной драме — литературному жанру, в котором писал Дидро. Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755 г., Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академических критиков. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Грёз зарекомендовал себя художником-моралистом. Там Грёз пережил первую романтическую любовь, однако, помня о своем «низком» происхождении, не решился связать себя узами брака. Грандон был прекрасный ремесленник, копиист, но искры Божьей ему не досталось.
Несмотря на очевидную мелодраматическую театрализацию сюжета (Наказанный сын, 1778 г., Париж, Лувр), лучшие картины Грёза отличало несомненное композиционное и колористическое мастерство, внимание к обыденным предметам и редкий талант в передаче освещения, которые позволили позднейшим исследователям сравнивать полотна художника с произведениями Пуссена, Шардена и даже Рембрандта. Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос. «Вот поистине мой художник — это Грез», — писал Дидро, разбирая картину Греза «Паралитик» (Эрмитаж) в своем «Салоне» 1763 года. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг.
И хотя самого Грёза с некоторых пор и именовали «добродетельным художником» его собственная тщеславная натура была весьма далека от рисуемого идеала. В той истории нет ничего сопоставимого, хотя подзаговор относительно кражи Мориарти Моны Лизы был бы добавлен к началу адаптации «Заключительной проблемы» для телесериала Приключения Шерлока Холмса в 1985. Двадцати лет от роду Грёз приехал покорять Париж. Часто условен и колорит картин Греза.
Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков. Глюка, оперной певицы Софи Арну (1780), актера Комеди Франсез Батиста Эне, графа А. П. Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды. Накануне революции 1789 года на смену дидактическому бытовому искусству приходит классицизм.
Шувалова (около 1780) и его супруги графини Е. П. Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар). В 1745 году Грез отправился в Париж.
Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805). Художественные вкусы публики переменились, в моду вошёл неоклассицизм. Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.
(Сэр, Академия приняла Вас, но только как peintre de genre Академия испытывает уважение к Вашему бывшему производству, которое превосходно, но она закрыла глаза на этого, который не достоин, обе из нее и Вас самих. ) Грез, значительно рассерженный, ссорился со своими собратьями и прекратил показывать до, в 1804, Революция бросила открытый двери Академии ко всему миру. В конце XVIII – начале XIX вв. В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Дидро оказывал ему большую поддержку, выступая в своих художественно-критических статьях за реалистическое искусство, ставящее перед собой просветительные и воспитательные цели. Грёз представляет глазам зрителя буржуазную семью своей эпохи. Красота формы подчинена дидактической цели. Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон.
Дидро восхищается этой картиной, так как это «моральная живопись», которая наравне с драматической поэзией должна «нас трогать, поучать исправлять и побуждать к добродетели». Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Он родился в Турню, Бургундии.
Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Однако по своим художественным достоинствам произведения Греза уступают работам Шардена. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Академики приняли своего нового участника со всеми должными почестями, но к концу церемоний директор обратился к Грезу в этих словах «Господин, l39Acadmie vous, reu, mais c39est прибывают peintre de genre elle eu gard vos anciennes производство, qui sont excellentes и elle Целле-ci ferm les yeux sur, qui n39est Динь ni d39elle ni de vous». Здесь все предельно ясно, типаж к тому же однообразен, а жесты заучены, позы театрально-эффектны.
Покровители Грёза были изгнаны из Франции в годы Революции и Империи. Замужество оказалось крайне неудачным: супруга обобрала художника до нитки.
Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Критики были строги к поздним произведениям Жана-Батиста Грёза, утверждая, что колорит их не правдив, что рисунок не верен, композиции неудачны Но иногда они бывали более благосклонны к «старику Грёзу», один из них в Journal de Paris заметил, что Грёз все-таки автор композиций, полных шарма, что он заслужил звание «художник нравов», что он крупный портретист.
Грез создал целый ряд жанровых композиций, в которых стремился возвысить бытовую сцену до уровня исторической живописи. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Одно из самых поздних произведений – Первая борозда (1801) – с изображением крестьян в пейзаже ничем не напоминает по колориту работы раннего Грёза.
Однако в 1755-1761 гг. В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера. Работам Грёза присущи оттенок чувствительности идеализация натуры, порой слащавость (особенно в многочисленных изображениях женских и детских головок). Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». В 1755 году по протекции именитых мастеров Грезу удалось все-таки выставить в Академии свою работу «Отец, читающий Священное Писание своим детям». Юбер Робер создал очень характерную для неоклассицизма разновидность пейзажа — «архитектурную фантазию».
Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена. Его картину Паралитик лучше было бы назвать Награда за хорошее воспитание. Однако работу для Академии он выполнил неудачно и приняли его с оговорками. Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида.
В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее». Совсем наоборот – он был родом из семьи простолюдинов. Однако именно эти так называемые «головки» Греза в свое время пользовались особой популярностью. Шуваловой (около 1780) свидетельствуют о том, что мастерство Грёза-портретиста с годами все возрастало. По возвращении он с головой окунулся в работу.
Здесь амбиции пришлось умерить и пахать до седьмого пота. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае. Знаменитый французский художник-жанрист.
Улаженный в Париже, Грез работал от живущей модели в школе Королевской Академии, но не привлекал внимание своих учителей и когда он произвел свою первую картину, «Le Pre de famille expliquant la Bible SES младенцы», значительное сомнение чувствовали и показали относительно его акции в ее производстве. » и Анджелика приглашает принца танцевать, сразу восстанавливая его жизненные энергии. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Поскольку Дидро сказал относительно «La Bonne mre», il prch а-ля население и определенная пикантность контраста – результат, который получает поклонников. Перебравшись к последнему в Париж (около 1750 г. ), Грандон взял с собой и ученика. Достаточно назвать такие картины как «Маленький лентяй», «Балованное дитя», «Разбитый кувшин», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Таким образом, Грез получил «путевку в жизнь».
Эпизод 1946 года старого цикла радиопередач времени Новые Приключения Шерлока Холмса, названные «Девочка С Газелью», сосредотачивается вокруг кражи вымышленной живописи Греза того же самого имени, которым тайно руководит профессор Мориарти. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Художник предпочитал изображать молоденьких девушек.
Принесенный «La Jeune Fille Е l39agneau», действительно, при продаже Поертэла в 1865, не менее чем 1000000 франков. Пьера была приобретена Людовиком XVI. Грез первым среди французских художников стал проповедником буржуазной морали, чем в значительной степени объясняется успех таких его работ, как «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию», появившаяся в Салоне 1755 г. года (Париж, частное собрание) или «Деревенская невеста» (Салон 1761 г., в настоящее время находится в Лувре).
Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Жан-Батист Грёз познал и пик славы и пик неудач, его «фатум» не назовешь счастливым. Впрочем искусство Греза имело лишь временный успех.
Постепенно звезда его славы закатилась. Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри. В этом отношении он близок Хогарту и противоположен Буше. Однако в 1755-1761 гг. Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме. Лувр).
Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Грёз одним из первых начал писать детей так, как они выглядели в действительности, не пытаясь (в отличие от художников рококо) превратить их в «маленьких взрослых». Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно. И совсем резко критик напишет о «детских головках», экспонировавшихся в Салоне 1769 года, с иронией заметив, что их было бы пристойнее подарить другу, а не показывать публике. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Жанровые композиции Грёза (Деревенская помолвка, 1761, Лувр Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, ГЭ) прославляли добродетели третьего сословия, что вызвало энергичную поддержку философа-просветителя Д. Дидро.
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. его жена. Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. В 1760-е годы он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне (Девушка, оплакивающая мертвую птичку, 1765 г., Эдинбург, Национальная галерея Шотландии).
Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок.
Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). Грёз обратился в 1801 году с письмом к Наполеону Бонапарту со словами «у Вас, сир, доброе сердце». Грёза заметили и оценили. В шестой части Леопарда, романа итальянского писателя Джузеппе Томази ди Лампедузы, принц Соляного озера наблюдает живопись Греза, Ла Морта дю Жюста и он начинает думать о смерти (как «выход безопасности», который освобождает пожилых людей их неприятностей) и судит, что симпатичные девочки, окружающие умирающего человека и «беспорядок их одежды, предложили пол больше, чем горе. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Семейная легенда гласит, что однажды он нарисовал голову апостола Иакова настолько искусно и когда объявил о своем авторстве, ему не сразу поверили.
В 1755 – 1756 гг. Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты. Грёз исключением не был. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Характеристики их исчерпываются лишь чувствительностью их натур.
В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. Нравоучительность полотен Грёза бывала назойливой и даже агрессивной. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Однако в нем много легко узнаваемых персонажей более ранних картин. Его талант высоко ценили графы Н. А. Демидов, А. С. Строганов и А. П. Шувалов, князь Н. Б. Юсупов, президент Академии художеств И. И. Бецкой.
Пушкина). Взбешенный таким унижением, Грёз перестал выставляться вовсе. Это было более вероятно вдохновлено ссылкой на «La jeune fille Е l39agneau» Греза, наблюдаемый относительно стены Мориарти во время полицейского интервью в Долине Страха. Эпизод, написанный Денисом Грином и Энтони Букэром, был «предложен инцидентом в истории сэра Артура Конан Дойля, Заключительная проблема». Достаточно взглянуть, например, на «Портрет графа П. А. Строганова в детстве» (1778 г. ). Высоко оценивал творчество Греза и Дидро.
Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Красота формы подчинена дидактической цели. В 1755 Грез показал свой «Aveugle tromp», на который, представленный Пигаль скульптор, он немедленно был agr Академией. Пушкина), они заказывали Грёзу и многочисленные портреты (Портрет графа А. П.
ГРЗ, ЖАН БАТИСТ (Greuze, Jean Baptist) (1725 – 1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. Поздние портреты Грёза столь же великолепны, как и работы 1760-х годов. Академии», 1755, Париж, Лувр). В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр.
Картина ничем особенным не отличалась, но парижской публике она пришлась по нраву. В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Более того – он сам, напомним, был выходцем оттуда. Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Он намного пережил свою громкую прижизненную славу. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Однако рисование и живопись захватили мальчишку целиком. Благодаря покровительству одного аббата удалось съездить в Италию.
Эта привычка не раз затем сослужит ему дурную службу. В 1755 – 1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. Принято было, чтобы после этого в течение шести месяцев в Академию была представлена и дипломная картина, но Грёз затянул её создание более чем на десять лет.
Портрет композитора К. -В. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. (Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ).
Автор: Грез Жан Батист 1725-1805. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац. хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи.
Дени Дидро в своем критическом обзоре писал: Вот поистине мой художник – это Грез. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке. Сентиментальные сцены – Девушка, молящаяся у подножия алтаря Амура (1769) и Утренняя молитва (1770-е) – не вызвали восхищения у критиков. Классицистический пейзаж художник ввел и в более раннее полотно Невинность, увлекаемая Любовью (1780-е). Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере.
Хотя первую картину Дидро и назвал в Салоне 1769 года «очаровательной», но отметил, что голова принадлежит юному существу, а тело – немолодой женщине, что плохо исполнены складки одежды, тяжеловесен пейзаж, а статуя Амура напоминает маленького уродца. Будущий художник не мог похвастать знатным происхождением. музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. Грёз Жан Батист (Greuze) (1725-1805), французский художник. А. С.
Умер Грёз в Париже 4 мая 1805. А затем растроганный и гордый отец сдался, определив сына в ученики к лионскому живописцу Грандону. одно из самых опасных созданий, какие только существуют на свете я не приду в отчаяние, если в один прекрасный день императрица сошлет ее в Сибирь».
Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика. Он получил заказы от Жозефины и ряда богатых нуворишей эпохи Наполеона, повторял с небольшими вариациями свои «головки» (Девушка с ягненком Девушка с корзиной Мальчик с собачкой Девушка, пишущая письмо Девушка с голубками, 1802), написал несколько портретов деятелей революции (Портрет Фабра дЭглантин, Портрет Дженсонне), создал два портрета Наполеона, закончил Автопортрет (1803), который экспонировал в Салоне того же года. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена.
Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). было реальным предметом картины». Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. музей).
«Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). Значительных работ художник не привез, зато насладился любовным приключением, которое тем ни менее закончилось еще в Италии и на личную жизнь художника не повлияла. Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х.
Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества).
Мастер часто соединял в пейзаже известные древние постройки, находившиеся в разных местах. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. «Черное» ему виделось однозначно черным, а белое – белым. В 1755-56 был в Италии.
Революция лишила Грёза состояния. Прежде всего мне нравится этот жанр. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Обычно он изображал драматический сюжет в виде компактного фриза фигур на почти нейтральном фоне, заботливо разнообразя позы, чтобы выразить чувства и реакции персонажей. В 1755 г. он был причислен к Академии и провел около года в Риме и Неаполе. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. А. С.
гал. В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности. Это – моральная живопись.
Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Жан-Батист Грёз (фр. Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств).
Этот неудачный холст «Svre и Caracalla» (Лувр) был показан в 1769 бок о бок с портретом Греза «Jeaurat» (Лувр) и его замечательный «Миниатюрный нуар Fille au chien». Сентименталисты много способствовали демократизации искусства, обратив самое пристальное внимание на жизнь «третьего сословия». В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом.
Многие давно пресытились ею. Галантная живопись доживала свой век.