Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Анри Матисс (Henri Matisse) (1869 – 1954) – французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Анри Матисс. Это чувство — самое главное». Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких».
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры.
В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке.
Тема панно – танец. Это позволяет усилить впечатление движения.
31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д.
Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. М. всегда восхищался творчеством Поля Гогена.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Санкт-Петербург, Эрмитаж. 1901 год можно назвать годом становления художника. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Холст, масло. Ж. Помпиду). Этот европеец, привыкший к комфорту и благам, вдруг, увлёкшись примитивным искусством, отправляется во французские колонии на острова, бросив жену и детей, чтобы обогатить своё письмо соответствующими сюжетами. В 1908—1910 гг.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). К началу 20 столетия- времени рождения кубизма- мастера предыдущего поколения уже сильно пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Она давала пример свободного обращения с формой: так, голова статуи могла быть больше тела и при этом фигура выглядела очень выразительно. Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили 2 большие выставки Поля Сезанна. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем исканиям нового направления. В 1907г. Смешение самых значимых достижений того времени, заимствование тех или иных приемов из разных стилей сделали это направление особенным и хорошо узнаваемым. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Запомните своё первое впечатление. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Кажущаяся лёгкость, детская простота изображения добывались упорным, напряжённым трудом.
Цвет значим только в соотношении с соседним. Выше уже говорилось, что лидером нового течения стал Анри Матисс, который видел высший смысл работы художника в том, чтобы творчество стало наслаждением для живописца. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Стоящее на холме здание сияет белизной, а его бело-голубая крыша похожа на небо с облаками. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре.
Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Тоесть они имеют дело лишь «с облегченными знаками предметов».
Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Матисс сознательно выписал их силуэты упругими, гибкими линиями, чтобы придать полотну музыкальный ритм. О какой-либо трактовке этой картины сам художник не упоминал. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок45. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Цвет его был цветом живописи, а не быта. Фовизм, как направление в искусстве, появился в 1900 г. на уровне экспериментов и был актуален до 1910 г. Движение имело всего 3 выставки. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Но после 1907 года объединение распалось.
Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. Живописью он начал заниматься довольно поздно, уехав в Париж изучать искусство. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Я счастлив, что я наконец попал в Россию.
Его незаконнорожденная дочь Маргарита также была взята в семью. Ковёр на этой картине – реальный. «Нужно уметь сберечь свежесть детства в восприятии вещей, не утратить наивности», — сказал однажды Матисс.
Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года.
Анри Матисс родился во Франции. Его отец мечтал видеть сына адвокатом. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Богатый внутренний мир и настоящий талант живописца рвались наружу.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей».
Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Преподавание велось на некоммерческой основе.
Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В картинах все больше появляется асимметрии. Как указывает «История искусств» : «В 30 – 40 годы происходит новый подъем, возвращение к фовистам и их поискам. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Мать увлекалась росписью керамики. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Так и случилось.
Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда.
В понимании Матисса живописи воображаемой, преобразованной фантазией художника реальности, в этом процессе отводилась ведущая роль. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
Авторами картин, представленных на этой выставке стали Анри Матисс, Морис де Вламинк, Андре Дерен, Альбер Марке, Кес ванн Донген, Жорж Руо и некоторые другие художники. Абстракционизм, как направление, возник в начале 20 в. одновременно в нескольких европейских странах. Его рисунки пером просты и изысканны. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.
На следующий день вышла рецензия Вокселя, который впервые использовал слово фовизм, в дальнейшем закрепившийся как название этого направления. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг.
Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.
Вместе с Андре Дереном, Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956).
Он переносит в монументальную живопись приемы графики. Он порывает с налетом светскости изнеженности, создавая монументальные полотна: "Розовая обнаженная женщина", "Сон", "Натюрморт с раковиной" (1940), "Натюрморт с устрицами" – одно из самых совершенных его созданий. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Фовизм, который давным-давно считался чем-то диким (фовизм — от фр.
Amlie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899—1976) и Пьера (1900—1989). Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки.
В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им.
Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). Матисс отказывается от экзотики Востока. Спокойствие духа царит в работах художника даже в трагические годы Второй мировой войны.
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину».
Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.
Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката.
С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. о Матиссе заговорили все художественные критики Парижа в связи с выступлением фовистов. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции».
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В настоящее время существует в двух версиях. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник.
Вот истинное большое искусство. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Жорж Барк привез из поездки «по сезановским местам» пейзажи, созданные тем же способом, что и новые картины Пикассо. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака впервые появилось слово кубизм). Брак хотел вернуть в современную живопись то, что она утратила после импрессионизма- ощущение плотности тел, наполненности объема. Спустя 2 года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Контуры в их картинах стали прерывистыми. Грани же представали не в положенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие цельные объемы стали распадаться на множество мелких. Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» ее глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Эта стадия развития кубизма получила название Аналитического кубизма. В дробном ритме сечений уже едва можно было различить саму форму и тогда художники стали делать узнаваемыми некоторые детали, способные намекнуть на изображаемый предмет. Затем они начали вводить в полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумага, дерево, ткань)Так кубизм подошел к следующему этапу-Синтетическому. Здесь образ уже не разлагается, а собирается, синтезируется из отдельных атрибутов, характерных деталей. Если в сезановский период кубизма были важны только форма и объем, то теперь важно было почувствовать именно разный качественный состав предметов. Эта черта еще ярче проявилась в овальных композициях. Их даже стали именовать рокайльным кубизмом. Некоторых художников кубистические эксперименты с формой постепенно привели к беспредметному, абстрактному искусству. Большинство художественных течений, возникших в начале 20 столетия, остались лишь краткими эпизодами в бурной биографии века.
Другим выразительным средством в его картинах стала точно отработанная линия. В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности». Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
К тому же, фовизм — это динамика, контраст и эмоции. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Живопись Вламинка, воспринимающего окружающую действи-тельность слишком ярко, обрушивается на зрителя стихийным потоком эмоций, в то время как произведения Матисса выражают праздничную красочность мира, восторг и радость бытия. Матисса называли живописцем роскоши в мире, где царит нищета.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Калитина. Основой их мировоззрения стало отрицание всяких норм и законов восприятия в живописи, вера в чистое искусство, преобладание инстинктов над интеллектом.
Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»).
(Donatello parmi les fauves). У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Доминика и Девы Марии.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Осенью 1905г.
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. Матисса по праву считали главой фовистов. В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).
Художник был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Портрет жены художника поразил современников невиданными ранее резкими сочетаниями цветов — синего, красного и зелёного, — смелым построением форм. (Мадам Матисс). Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения31.
Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Импрессионизм, пуантилизм, фовизм – художник Анри Матисс был мастером различных стилей и техник. Особенного внимания заслуживал его мазок.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Матисс пытается подвести итог своим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панно "Танец", 1932). За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Подчас мастеру достаточно тонкого беглого контура, чтобы изображение обрело жизнь, «зазвучало».
Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). После осознания в 1910-е гг. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года.
Холст, масло. Она – в композиции моей картины. Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Чувственная передача красоты натуры — вот в чем заключалась главная задача живописца.
Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). В 1906 г. в парижской мастерской на улице Севр открылась школа Матисса.
Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.
Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения24.
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Работая с моделью или с натурой, мастер стремился создать на полотне максимально обобщённый образ, который передавал бы самую сущность формы, её «знак», будь то рука, глаз или цветок. Его название произошло от французского слова fauve — «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники.
Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, превративший свой особняк в Москве в настоящий музей, открытый для публичных сеансов. В конце жизни Матиссу посчастливилось осуществить давнюю мечту о синтезе искусств: в 1951 г. была освящена Капелла чёток в городе Вансе (близ Ниццы), над которой он работал как архитектор, художник, витражист, мастер по металлу и керамист. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. По мнению фовистов предмет уже не играет той роли, как у прежних художников.
Искусство стало отвлеченным. Лидер течения фовистов. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году.
И у них нам нужно учиться пониманию искусства. Более всего ему было близко графическое оформление поэтических произведений. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (рус. )англ. 32. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Он воспринимался как центральное событие художественной жизни Парижа, даже на официальном уровне.
В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Он не успел еще растратить жара своей души».
А ведь изначально он работал юристом, так как и хотели его родители. Такой, какой был у Матисса в его доме. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза.
Таким для него явился Поль Гоген. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В 1947 году Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. 3 ноября 1954 года художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов.
Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В начале декабря 1947 г. Матисс определил план работы, в согласии с доминиканскими монахами, братом Рейссинье и с отцом Кутюрье. Родился в бедной многодетной семье. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму.
П. Пикассо показал друзьям свое незаконченное полотно «Авиньонские девицы». Он отверг иллюзорную трехмерность, перспективу, светотень. Поверхность большой картины- и фон и тела пяти бнаженных женщин-была рассечена на геометрические сегменты. Пикассо в своих работах дробил предметы и фигуры на составные части, упрощал их до строгих геометрических форм: кубов, конусов, цилиндров. В 1908г. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. Тема панно — танец.
Дополняет образ – острота ритма. Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет.
– В обоих пейзажах Матисс еще не до конца освобождается от влияний. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. В 1904 г. состоялась его первая персональная выставка, не принёсшая, впрочем, успеха.
Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. Структура живописи и работа с цветом Поля Сезанна оказали особенное влияние на творчество Матисса, который называл его впоследствии своим главным вдохновителем. Первая персональная выставка Матисса состоялась в июне 1904 г. в галерее Амбруаза Воллара. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Он знакомился с художниками разных стран. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В 1944 г. его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления. 3 ноября 1954 г. художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников, писавших их. «Мне стало неинтересно копировать предмет.
Критик Луи Воксель заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже13.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль.
В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. «Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил». Возможно именно после московских видений, агрессивные полотна, написанные огненными фовистскими красками предшествующего периода, могли показаться Матиссу недостаточно гармоничными. Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.
Фовизм – название течения во французской живописи 1905-1907 гг., которое представляли Ж. Брак, М. Вламинк, А. Дерен, К. Ван Донген, Р. Дюфи, А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В 1891 году Анри снова приехал в Париж. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемые Papiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета.
Углы комнаты даёт другим цветом. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Советский искусствовед М. В. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, вызвали бурю критики и эмоций, это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, дикую выразительность красок.
Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. глобальных изменений, произошедших в науке, внутри модернизма возникают авангардные течения, полностью изменившие приемы и методы искусства. Но уже в 1907 г. он отказывается от условной экспрессии этого направления и вырабатывает собственную систему, характерным признаком которой становится использование более сдержанных и тонких цветовых сочетаний. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Венчает капеллу ажурный металлический крест.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. В 1903 г. он принял участие в первом Осеннем салоне — ежегодном смотре нового искусства. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Ведь «рисовать ножницами, врезаться прямо в цвет» — это ещё один способ находить идеальные соотношения цвета и линии на плоскости. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше.
Стиль живописи художника Анри Матисса был разным как и его жизнь. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Предполагалось, что сын продолжит дело отца, но Анри уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.
И вместе с тем, в его произведениях просматривалась строгость. А. Матисс «Музыка» (1910). На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). 10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр.
fauves). Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). А. С. Это время ознаменовало значительный поворот в творческой деятельности художника. Но вскоре он увлёкся живописью. В 1889 году у него случился приступ аппендицита.
Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал».
В его основе лежало использование контурных линий, с помощью которых художник выполнял оригинальный орнамент рисунка.
Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские.
Он упрямо продолжал восславлять красоту и ценность жизни. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Холст, масло. Тогда выразительные пейзажи Средиземноморья, написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Дереном, Марке, Камоэном, Вламинком, воспринимались как новое видение в живописи, поражая интенсивностью цветов и манерой письма. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности.
Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. Анри Матисс, описывая основные принципы нового направления, подчёркивал возвращение фовизма к красивым, чистым цветам, которые будоражат человеческие чувства вплоть до самых глубин. Его модель Каролина Жобло (фр.
260 х 389 см. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Изысканная передача цвета и формы — вот визитная карточка знаменитого художника.
Крупноформатные работы этого периода, часто изображающие как бы увиденные с высоты пейзажи или изображения обнажённого человеческого тела, принадлежат к лучшим работам О. Фриза. Такими и были его рисунки: чувственными, яркими, гармоничными. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце.
Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Существуют лишь предположения искусствоведов. В немецком экспрессионизме, французском сюрреализме и даже в русском авангарде есть отголоски такого необычного фовизма. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Все люди на картине находятся в неподвижности.
Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Amlie Noellie Parayre).
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки21. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. по заказу русского коллекционера С. И. Щукина Матисс выполнил два декоративных панно для его московского особняка — «Танец» и «Музыка». Художник совершил поездки в Африку, Алжир и Марокко, после поездок в его картинах появилась красочная декоративность, цветистые орнаменты арабских тканей. («Марокканка»). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский.
Ж. Помпиду, Париж). Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он.
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Морозову, Матисс приобрел дом с садом в парижском пригороде ИссилеМулино. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Матисс также копировал их манеру письма. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. То же можно сказать и о графике. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.
Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. Преобладают женские фигуры в праздничных платьях, которые позируют художнику в креслах, на фоне ковров, рядом с цветами в вазах и пальмами ("Желтое платье и шотландка", "Королевский табак", "Отдых танцовщицы")». Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. На деньги, заработанные от продажи своих полотен русским коллекционерам – Щукину и И. А.
Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства.