По его мнению, художники-фовисты, выражая чувства, не должны привязывать их к цветовой гамме окружающего мира, художник вправе использовать те тона и оттенки, которые близки ему по духу. Анри Матисс (Henri Matisse) (1869 – 1954) – французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Художники-фовисты регулярно устраивали выставки в различных салонах, в результате чего течение «диких» приобрело международный статус. Таким образом, смелое экспериментирование с цветом художников-фовистов использование движения не только от теплых тонов к холодным, но и наоборот привело к образованию новой манеры письма, получившей название «без правил».
Но группа художников-фовистов просуществовала не так долго, вскоре объединение распалось, а творческие пути участников разошлись. Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц.
Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Первым «измом» XX столетия стал фовизм.
Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби».
Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль.
Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью.
Не было и группы как таковой. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний.
Его «Купание в озере» по настроению напоминает мистическую сцену. e»), определяющей память, сознание, дух. Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи».
Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры». Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). «Чтобы слушаться своих инстинктов, нужно обладать большей смелостью, чем героически пасть на поле битвы», – утверждал М. Вламинк.
Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли. Каждому из них были близки свои принципы.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества. Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма.
Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. Более того, фовистская манера быстро распространилась по многим странам за пределами Франции, а именно: в Германии, России, скандинавских государствах. Он ввел категорию «длительности» («dur. Щукина и И. А.
Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Идея Осенних салонов, в свою очередь, возникла в противовес официозному Парижскому салону, как своеобразное продолжение политики Салона Независимых. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза.
Шедевры «парижской сюиты» Марке соседствуют в экспозиции с его трепетными морскими пейзажами («Порт в Онфлере», 1911), наполненными воздухом и светом. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Искусство стало отвлеченным.
Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Они отбросили итальянскую перспективу, заменив сначала линейный способ передачи перспективы цветовым: части картины, менее насыщенно заполненные цветом, с большим количеством просветов, создавали впечатление большей отдаленности (этот прием четко выражен в картине А. Матисса «Открытое окно», 1905 г. ). Сами художники никогда не признавали этого эпитета. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. les fauves).
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму.
Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Матисс никогда не претендовал на главенствующее положение и не считал себя лидером движения, но именно его художественный метод определил рамки будущего стиля. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета – характерные черты Фовизма.
Дополняет образ острота ритма. Особняком в группе фовистов стоит Альбер Марке. Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена.
Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. les fauves – дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». Анри Матисс сохранил в своем дальнейшем творчестве элементы фовизма. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году.
Рисовать Матисс начал довольно поздно. Важным итогом фовизма было не только появление новых живописных приемов, но и преобразование классической стратегии искусства. Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века. Одна из первых выдающихся картин мастера – «Я и деревня» (1911 г. ) (рис.
Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Фовизм (от фр.
Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». Многие названные художники занимались так же и росписью керамики.
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в городке Ле Като Камбрези в Пикардии на севере Франции. Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное. Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм.
Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма. Это отмечает критика при анализе конкретных произведений художников-фовистов.
В частности интерес к ярким оттенкам можно рассматривать как обращение к академической идее цвета, где краска всегда была важнейшим художественным инструментом6. Фриез, Ж. Брак, А. Ш. Все три женские фигуры «ню» даны в красном цвете, точно повторяющем фон новой картины зеленовато-желтое небо превращено в ярко-синее, остро контрастирующее с доминирующим красным цветом зеленый фон реки высветлен и выровнен занимающему правый верхний угол, теперь светлому, облаку противопоставлена по диагонали дополнительно введенная в картину светлая дорожка, контрастирующая с красным фоном стены.
Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). Она – в композиции моей картины.
Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм».
«Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства. Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами.
Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен. Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. В глубине фовизма скрывается кантианство, проникнутое горделивой мыслью Ницше». В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок.
Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов».
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». А. С. Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира.
Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910). М. Вламинк гордился тем, что «нога его не ступала в Лувр». Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью.
На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. На скале растут редкие деревья. Краски палитры стали сдержаннее. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.
Советский искусствовед М. В. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи.
Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Фовизм сыграл большую роль в их творчестве, явился для них этапом на пути поисков живописных средств. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Но после 1907 года объединение распалось. Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе.
Яркие чистые цвета совмещаются с большими белыми цветовыми пятнами. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Так состоялся «первый разговор фовизма».
Главное — добиваться максимальной энергии краски. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. (Donatello parmi les fauves). В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале.
Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена.
Париж осветил мой мрачный мир словно солнцем. По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов.
Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка – их работы размещались только в одном зале (номер VII). Я ее слишком вижу. Душой группы был молодой Анри Матисс. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Изображенные на них большие черные птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто встречающихся мотивов в поздних работах мастера. Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк. Но они казались все же слишком традиционными.
В этом они видели своего рода подвиг живописца. Они вспомнили о детском рисунке. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка.
Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков. Влиятельный искусствовед Луи Воксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22.
им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир». 2. 6) Она была написана год спустя после приезда в Париж. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530). Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Он обособлял одну форму от другой, помогал их схематизировать и превращать в простые колористические знаки.
В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда. Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. В Париже она была тогда сравнительно дешева. Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях.
Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. Зеленое лицо и плечо, красные волосы, конечно, не могли быть списаны с действительности. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст.
Зарождается оно в Париже – именно там во время проведения Осеннего салона в 1905-ом г. Некоторые художники представили свои картины в рамках целой творческой группировки. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. Это своеобразно подтверждается расположенной в правом верхнем углу полотна копией известной картины самого Матисса «Роскошь» (1907 г. ), в которой цвета полностью изменены в соответствии с декоративными требованиями нового произведения. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
Анри Эдмон Кросс) и «варварству» экзотизма, воспринятого сквозь призму творчества Поля Гогена. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. движением «Новые дикие». О Матиссе будет сказано отдельно. Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник.
Э. Фриз так определяет задачи фовистов: «Дать эквивалент солнечного света техническими средствами оркестровки цветов – путем страстного воплощения (исходной точкой которого является эмоция, возникшая от соприкосновения с природой), при котором истинность и теории объединяются в страстности поисков и энтузиазма». Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией.
Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. Я вижу свою форму. На полотне представлен идеализированный образ местечка, где вырос художник. Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг. Фовизм (от фр. Тогда происходит полный провал», – писал в 1903 г. А. Дерен в письме к М. Вламинку.
4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589 – 1595) и повторением классического академического рисунка. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать.
Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом.
Фовизм указывал на движение вперед. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма». Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. Моя форма меня убивает. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины.
fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А. Эти работы были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Этот приём использован Шагалом во многих его картинах.
Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. Причем этот путь выступает для них как качественно иной по сравнению с напряженным трудом, «работой» традиционного художника. Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше.
Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры.
Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности». 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой.
Он умер в 1954 году. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Постепенно объемность исчезает из их полотен. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
Морозова, отражающих индивидуальность каждого художника. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм».
Однако общее стремление к новому живописному языку — эмоциональному, яркому — на некоторое время сделало их очень похожими. Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких». Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой.
Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса.
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена. Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность».
Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Уже к 1907 году, спустя два года после дебюта, многие фовисты используют другие стили. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Руо принимается за создание картин-притч.
Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский).
Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Художник прожил очень долгую жизнь. Несмотря на относительную краткость своего существования, фовизм оказался одним из самых влиятельных движений XX века. Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Вошедшие в эту группу художники – Андре Дерен, Жорж Руо, Морис де Вламинк, Шарль Манген, Жан Пюи, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие и их «предводитель» Анри Матисс – впервые заявили о себе на Осеннем Салоне 1905 года в Париже.
Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма. Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы и т. д. Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами.
В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». В этом мире люди и животные живут в гармонии друг с другом.
Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В.
В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Но и эта, создаваемая чисто цветовыми средствами, объемность противоречила их художественным принципам их стремлению к чистой плоскостной декоративности. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37.
Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Он ввел категорию «длительности» («duree»), определяющей память, сознание, дух. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества.
А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. Ж. Руо принимается за создание картин-притч. Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве.
Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре. Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. Художник говорил: «В России моим картинам не хватало цвета.
Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости». Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи. les fauves). Художника Луи Вальта нельзя полностью причислить к фовистам, однако принципы работы с цветом в его произведениях очень близки взглядам «диких». Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно.
Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном.
Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов.
Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной».
Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. В Галерее фовисты представлены рядом выдающихся произведений из собраний С. И. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение». Примерно также могли сказать и другие. А. Марке преимущественно работает в области пейзажа. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов.
Тема панно – танец. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон».
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С.
Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее.
Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. движением «Новые дикие». В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Были близки фовисты и к экспрессионизму.
Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм». В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц» – работу, которая дает начало кубизму. То же говорил и Матисс. е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты.
Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась. Плоскость ярко-красного цвета кажется полной динамики, она то растягивается, то выступает вперёд, подчиняясь ритму линий, который заставляет взгляд зрителя быть в неустанном движении. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен.
«В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. В картине Матисса «Красная студия» (1911 г. ) перспектива условно обозначена ассиметричным углом пола, без естественного продолжения этого угла в линии стен.
Холст, масло. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Окружающий мир служил для фовистов только толчком, поводом для выражения средствами света и цвета эмоций, беспредметно-противоречивых чувств.
Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией.
К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. О. (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. В морозовской галерее он по праву соседствовал с Дереном и Вламинком. С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими.
Живопись фовизма создавалась людьми, читавшими или слышавшими в Коллеж де Франс лекции Анри Бергсона, начатые в 1900 г., — популярного европейского философа, отрывавшего время от материи. Такая гамма навевает ассоциации с приятными воспоминаниями. Именно так понимал Матисс свою задачу, создавая необычную картину «Женщина в зеленой шляпе» (1905 г. ). Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. С другой, отрицали их живописный метод, а в частности технику, вместо пятен использовали линию и наносили краску не мелкими разноцветными мазками, а широкими и большими пятнами одного цвета. Так же лицо человека на переднем плане написано зелёным цветом.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Реакция критиков была неоднозначной. Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). После осознания в 1910-е гг.
Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы. Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой.
Естественно, что для «аранжировки декоративными приемами» художникам-фовистам мешала реалистическая образность, она отвлекала рассудочными сопоставлениями с реальностью внимание зрителей от эмоционального, безотчетного восприятия цветовых сочетаний и контрастов. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Дополняет образ острота ритма.
Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Волнистые, клубящиеся мазки, столкновение контрастных цветов, напряженная экзальтация и свободные деформации явились целым откровением. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Я стараюсь остановить свою волю двумя известными формами.
Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). «О том, что такое моя живопись, я думаю слишком много и слишком хорошо. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности».
Группа увеличивалась. Фовизм (франц. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А. Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой. Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним – Кандинский). Художников стали называть фовистами.
Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50 – 60-е гг. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов.
Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Именно вот таким образом сейчас в галерее Эрмитажа можно увидеть большое собрание работ в данном стиле. Живопись становилась самостоятельной, она больше не зависела от объекта, а линии, мазки и пятна выходили на передний план.
Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Но, увидев свет, я не забыл мир, в котором родился.
Дополняет образ – острота ритма. Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей».
Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма. От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. Но будущий художник вскоре понял, что юриспруденция – не его дело и уехал в Париж изучать искусство.
Упрощенные очертания. Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком.
Следующая выставка картин художников в 1906 г. в Салоне независимых была образно названа критикой «Клетка хищных». Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Напротив, я увидел его ещё яснее». Первым новаторским течением ХХ столетия стал фовизм (от французского fauve – дикий).
Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ».
Сезанн был учителем всех фовистов. Естественно, художники не работали в вакууме: в ранних работах фовистов чувствуется влияние Пола Синьяка и Жоржа Сера, но направление ознаменовало начало безудержного и смелого использования цвета крупными и яркими мазками. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон».
Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Сдержанный темперамент мастера проявился в особом «минимализме» выразительных средств, однако каждая линия или мазок у него не случайны, глубоко продуманны. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Он проявился в искусстве как яркий, но кратковременный всплеск.
Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Родился в бедной многодетной семье. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным.