Робер Делоне (фр. Robert Delaunay, 12 апреля 1885, Париж— 25 октября 1941, Монпелье)— французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой— Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля— «орфизма». Robert Delaunay 12 апреля 1885, Париж — 25 октября 1941, Монпелье) — французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой — Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля — «орфизма». Участие в мюнхенской выставке «Синего всадника» (1911) положило начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками. Делоне оказал огромное влияние прежде всего на творческую манеру художников-абстракционистов.
Robert Delaunay 12 апреля 1885, Париж — 25 октября 1941, Монпелье) — французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой — Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля — «орфизма». Робер Делоне (фр. Robert Delaunay 12 апреля 1885, Париж— 25 октября 1941, Монпелье)— французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой— Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля— «орфизма». Впрочем, вскоре Делоне пришел к убеждению, что линейный рисунок является наследием классической эстетики и любой возврат к линии, помимо воли художника, приводит к описательности — ошибке, которую он находил практически у всех современных ему кубистов. Робер Делоне (французкий художник) создал полотна, которые хранятся по всему миру: в Великобритании, Японии, Австралии. Абрамова Ж. Художник Соня Делоне // Русские евреи во Франции: Статьи, публикации, мемуары и эссе.
Художник Делоне Робер считал, что цвет самоценен, поэтому с его помощью он заменил большинство элементов, таких как рисунок с перспективой и объем со светотенью.
В данный же период он исполнял картины, посвященные авиации («Команда из Кapдифа», 1912-1913). У Делоне, который называл свои живописные опыты термином, заимствованным у Шеврейля: одновременные (симультанные) контрасты, — каждый оттенок цвета был представлен отдельной плоскостью — частью композиции из концентрических кругов или спиралевидной конструкции. В 1913 показала орфистские работы в Осеннем салоне в Париже и в 1-м Немецком Осеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине, в 1914 – в салоне Независимых (работа «Электрические призмы»). Кроме того, художник углубил созданное им понятие «диссонанс» в живописи, что в его собственном понимании было отношением между цветом и быстрым вибрированием. Совместно с женой создал ряд больших панно для железнодорожного и авиационного павильонов Всемирной выставки в Париже (1937). Супо», 1922, Национальный центр искусства и культуры им. Писала натюрморты интерьеры парижских кафе и портреты (в том числе поэта Н. М. Минского и архитектора В. А. Щуко). В 1914-20 супруги Делоне жили в Португалии и Испании, где сотрудничали с Русским балетом Дягилева («Клеопатра» А. С. Аренского, 1918 декорации Делоне, костюмы – С. Делоне-Терк). Французский художник, один из основоположников (совместно с Делоне, Соня) нового арт-стиля – «орфизма».
В это же время он познакомился с одесской художницей Соней Терк. С 1912 года Делоне обратился к беспредметной живописи, став (вместе с женой, С. Делоне-Терк) основоположником орфизма, одной из форм европейского абстракционизма. Совместно с женой создал ряд больших панно для железнодорожного и авиационного павильонов Всемирной выставки в Париже (1937). Следующим этапом стало увлечение кубизмом.
музей современного искусства, Центр Помпиду). В своей книге «Живопись как чистая реальность» Делоне называл своим прямым предшественником Ж. Сёра, поскольку именно этот мастер сумел разложить картину на искрящуюся мозаику цветовых пятен. Впервые на его картинах появляется Эйфелева башня. Название «орфизм» (от мифологического Орфея) дал Аполлинер, определивший этот стиль как «живопись новой структуры, состоящую из элементов, которые не заимствованы в сфере видимого, но всецело созданы художником и наделены им всей полнотой реальности» (в его книге: «Les Peintres Cubistes». Свое понимание декоративно-динамических возможностей колорита, систему его оптимальных контрастов художник изложил в эссе О цвете (1912), которое стало манифестом орфизма (своим же названием новое течение обязано Г. Аполлинеру).
Робер Виктор Феликс Делоне родился в 1885 г. в Париже. Делоне писал серии композиций, на которых дозволено увидеть призматические фигуры, отражающие дальнии пpедметы («Окна», 1912), либо соединяются контрастные цветовые плоскости, создающие ощущение движения («Диски», 1912-1913). Не менее интересно наблюдать за «случайностями» в жизни Робера Делоне и его будущей жены. Учился в Школе театрально-декорационного искусства в Бельвиле.
В 1931 была в числе организаторов международного авангардистского объединения «Abstraction-Creation». Начинал под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. Они дружили с Модильяни, Шагалом, Цадкиным. Ок. Связь Делоне с декоративным искусством особенно заметна, когда рядом с его творчеством рассматриваются произведения Сони Терк (Делоне), на которой он женился в 1910 году.
Выполнил (совместно с С. Делоне-Терк) ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки в Париже (1937). Он обнаружил, что. В 1914-1920 супруги Делоне жили в Португалии и Испании, где сотрудничали с Русским балетом Дягилева («Клеопатра» А. С. Совместно с женой создал ряд больших панно для железнодорожного и авиационного павильонов Всемирной выставки в Париже (1937).
Затем, на рубеже следующего десятилетия, вновь обратился к абстракции (цикл картин Бесконечные ритмы – с 1933 года – горизонтально-удлиненных композиций, гораздо более сдержанных по цветовой гамме). Под разрушительным воздействием света, струящегося отовсюду, описательный образ распадается на несколько фрагментов, каждый из которых подчинен своей перспективе. У Сера оттенки цвета составлялись из отдельных точек. С началом Второй мировой войны переехал в Овернь.
Robert Delaunay – знаменитый французский художник. Его родители рано развелись, он воспитывался дядей. В 1908 году художник вступил в объединение «Золотое сечение». С этого момента художник увлекся беспредметной живописью. Он родился 12. 04. 1885 г. во Франции, а умер 25. 10. 1941 г. там же.
В 1911 году он участвует в выставке группы «Синий всадник» в Мюнхене. Ок. В 1938 провела с мужем выставку в музее Stedelijk в Амстердаме. Они проникнуты тонким ощущением динамически меняющейся, праздничной или бытовой жизненной среды. В 1968 исполнила декорации и костюмы для концертных танцев на музыку И. Ф. Стравинского. Испытал влияние неоимпрессионизма Ж. Сёра, а также теории цвета, разработанной физиком М. Шеврейлем. Испытал влияние П. Сезанна.
Художник вновь обратился к проблемам, которые пытался разрешить в серии картин «Круглые формы». примыкал к дадаистам и сюрреалистам. В поздний период создала цикл абстрактных картин «Ритм и цвет». В них абстрактные формы гармонируют с реальными деталями и предметами. В 1903–1904 училась в Карлсруэ (Германия) у художника Шмидта-Рейтера.
С 1912 г. Делоне обратился к беспредметной живописи. Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. В 1930 начался еще один важный период в творчестве Делоне. В 1902-1904 годах занимался в парижской студии сценографа Э. Ронсена. Большинство этих работ основано на сочетаниях окружностей разных диаметров, внутри которых переливаются спектральные цвета («Ритм, радость жизни», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж «Ритм II», 1938, частное собрание).
Начальное образование получила в С. -Петербурге. Союз Робера и Сони Делоне обогатил обоих художников в духовном плане, укрепил их творческие позиции. О детстве Робера Делоне (Robert Delaunay) известно немного. В 1930-х годах был членом ассоциаций «Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество» вновь обратился к абстракции (серии «Чистые ритмы», «Бесконечные ритмы» и др. ), занимался печатной графикой, плакатом.
Затем, на рубеже следующего десятилетия, вновь обратился к абстракции (цикл картин Бесконечные ритмы – с 1933 – горизонтально-удлиненных композиций, гораздо более сдержанных по цветовой гамме). В детстве побывала в Финляндии, Германии, Италии и Швейцарии. музей) Делоне открыл для себя еще одно качество цвета: его динамическую силу. Делоне известен своими работами также в области прикладного искусства. Фигуративные элементы и отвлеченные формы сочетаются также и в картине, посвященной спорту, — «Команда из Кардифа» (1912–1913, Городской музей Ван Аббе, Эйндховен).
Робер Делоне родился 12 апреля 1885 года в Париже. Г. Аполлинер назвал направление, основанное Делоне, орфизмом. Супо, 1922, Центр Ж. Помпиду, Париж). Один из основателей (совместно с С. Терк-Делоне) течения орфизм.
Обратился к живописи в 1904 году, под влиянием мастеров понт-авенской школы, неоимпрессионизма, а также П. Сезанна увлёкся эффектами «симультанного цветового контраста» («Натюрморт с вазой», 1907 год, Национальный музей современного искусства, Париж автопортреты). В 1912 г. случился его обрыв с кубистами.
Художник сделал вывод, что только с помощью анализа цвета и света можно изменить материальную предметность мира и это станет основой нового искусства. А Делоне заявил, что до него цвет воспринимали как способ «раскрашивать», а ведь основная суть живописи – именно в цвете. Публиковала статьи по проблемам моды и современного промышленного искусства. В том же году супруги приобрели мастерскую на улице des Grands-Augustins, где проработали до 1935 (позже – на бульваре Malsherbres, 19).
Жил преимущественно в Париже, а в Первую мировую войну и в послевоенные годы (до 1920) – в Испании и Португалии. В юности посещал Школу театрального дизайна. Подобная ситуация сложилась у его будущей жены, Сони Делоне – она рано потеряла родителей и воспитывалась у дяди. Взамен он создал свое художественное направление – симультанизм (от латинского simul – вместе, одновременно). Он остро чувствовал движение, ритмику, динамичность изображаемых событий. В 1908 г. Делоне вошел в объединение кубистов «Золотое сечение». Умер Делоне в Монпелье 25 октября 1941.
Скончался Робер Делоне в 1941г. Робер «увёл» жену у известного галериста Вильгельма Уде, что не помешало им сохранить на всю жизнь отличные отношения с Уде и многократно выставляться в его галерее. Супо, 1922, Национальный центр искусства и культуры им. Велика заслуга Робера Делоне в открытии парижской публике «великого Таможенника» Анри Руссо. Родился в Париже 12 апреля 1885 в аристократической семье. Остро чувствовал движение, ритм. Paris, 1913).
Испытал влияние неоимпрессионизма, П. Сезанна, кубизма. музей современного искусства, Центр Помпиду), «Команда Кардифа» (1922-1923) и серия «Скаковые лошади» (1924-1930). Вернувшись в Париж в 1920, Делоне сблизился с дадаистами, оформил спектакль «Le Coeur gaz» Т. Тцара (1923).
В 1909 недолго была женой немецкого искусствоведа и коллекционера Вильгельма Удэ. В прошлом парижский мальчишка, типичный гамен, затем ученик театрально-декорационной школы, Делоне пришел в искусство, подружившись с наивным художником — таможенником Руссо и кубистами. Бланша. Наиболее известные работы художника Делоне: «Эйфелева башня с деревьями» (1910), «Марсово поле: Красная башня» (1911—1923), «Одновременные окна» (1912), «Футбол» (1916), «Португалка» (1916), «Обнажённая с книгой» (ок. 1884–1914» в Гранд Пале (1926), в Осеннем салоне и групповых выставках. К этому времени относится его работа над оформлением сценических постановок С. Дягилева.
Соня и Робер не соответствовали шаблону о трудном характере гениев, напротив – они оба были легки в общении и легко находили общий язык с окружающими. Свое понимание декоративно-динамических возможностей колорита, систему его оптимальных контрастов художник изложил в эссе О цвете (1912), которое стало манифестом орфизма (своим же названием новое течение обязано Г. Аполлинеру). В работах 1909-1910 гг. В 1920-е годы Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию «эйфелевых башен» и написав немало выразительных портретов (Ф. Супо, 1922, Центр Ж. Помпиду, Париж).
Они были вместе до самой смерти Робера в 1941 году. Ни один французский художник, даже среди фовистов, не осмеливаются рассматривать цвет в качестве основного и единственного элемента живописи, но именно это утверждал Делоне, когда говорил, что до него цвет всегда считался лишь средством «раскрашивания». В 1908 году становится членом группы «Золотое сечение». Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. Участвовала в выставке «Русский балет Дягилева» в Музее декоративных искусств (1939).
Картина Робера Делоне «Дань уважения Блерио». Картина Робера Делоне «Дань уважения Блерио». Цвета. В 1941–1944, после смерти мужа, жила в Грассе. В декабре 1913 книга демонстрировалась в петербургском художественно-артистическом кабаре «Бродячая собака» в качестве иллюстрации к докладу А. А. Смирнова о симультанизме.
портреты своих друзей (А. 1908–1922» (Нью-Йорк, 1971), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974) и др. Его картины часто принимали характер декоративных панно (Город Париж, 1910-1912, Национальный музей современного искусства, Париж). И уж точно он стал одним из первых абстракционистов, отошедших от предметных изображений.
По мнению некоторых исследователей именно Робер Делоне был первым, кто ввел понятие «чистая живопись». Аренского, 1918 декорации Делоне, костюмы – С. Делоне-Терк). В 1920-е года создавал также реалистич. ДЕЛОНЕ (Delaunay) Робер (12. 4. 1885, Париж – 25. 10. 1941, Монпелье), французский художник, график, сценограф. Впрочем, чистым кубистом он, пожалуй и не был – слишком экспрессивной была его «геометрия», слишком ярко сияла. Орфистские картины, построенные на сочетании ярких концентрических кругов, действительно «звучат», словно распространяясь во все стороны от источника – звука, цвета и света одновременно.
Десант хрюшекв ПарижеДелоне Робер (Delaunay, Robert) (1885-1941), французский художник, создатель стиля орфизм. Делоне Соня (1885-1979), французская художница. Идеи» (1930).
Художник был очень популярен, участвовал во Всемирной выставке в Париже, был одним из создателей стиля «орфизм», занимался декоративно-прикладным искусством, рисовал плакаты и много печатался. Автор городских пейзажей («Красная Эйфелева башня», 1910, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк «Город Париж», 191012, Национальный музей современного искусства, Париж), лаконичных натюрмортов («Кофейник, португальский натюрморт», 191516, там же), портретов («Ф. В 1920-е Делоне совершенствовал свой художественный язык.
Гор. Ж. Помпиду, Париж), росписей (в павильоне железных дорог и аэронавтики на Международной выставке 1937 в Париже). Участвовала в Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925), выставке «30 лет независимого искусства. В 1911 году по приглашению Кандинского Робер Делоне вступил в объединение «Синий всадник» и принял участие в мюнхенской выставке, после чего официально объявил о разрыве с кубистами. В 1911 г. Делоне приехал в Мюнхен, где принял участие в экспозиции, организованной «Синим наездником».
В 1908 впервые показала работы на выставке в парижской галерее Notre-Dame-des-Champs. Делоне был близок к Синему всаднику, переписывался с Кандинским и Маке. Гийом Аполлинер, который дружил с четой Делоне, назвал новый стиль «орфизмом», ссылаясь на древнегреческого Орфея. К примеру, художник настаивал на особой экспрессии сочетания красного и синего цветов.
Участвовала в выставках: «Русские художники Парижской школы» (Сен-Дени, 1960 Париж, 1961), «Русский балет Дягилева. Годы Первой мировой войны провели в Испании и Португалии, в 1921 году вернулись в Париж. От динамизма футуристов его отличало то, что он не описывал движение, но выражал динамизм цвета в чисто физическом понимании. Супруги Делоне принимали участие в оформлении балетов Дягилева (так, например, для балета Клеопатра Робер исполнил декорации, а Соня — костюмы). Его картины часто принимали характер декоративных панно (Город Париж, 1910 – 1912, Национальный музей современного искусства, Париж). Такова картина «Бронепоезд в действии», где состав, поделенный на части клубами пара и потоками света, кажетcя мчащимся по рельсам.
Зная эту особенность, художник теперь мог моделировать движение композиции. Дом Делоне стал местом, где собирались поэты и художники.
Были изданы альбомы «Ткани и ковры Сони Делоне» (1928) и «Композиции. Бретон, Т. Тцарa, Л. Арагон, В. В. Маяковский и др. ). Делоне Робер (Delaunay) (1885-1941), французский художник и график. Первую мировую войну супруги Делоне провели частично в Испании, частично в Португалии.
Остро чувствовал движение, ритм. В 1910 женился на художнице С. Терк (С. В 1913 парижское издательство «Люди нового склада» выпустило тиражом 150 экземпляров поэму Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне Французской», оформленную ею в соответствии с теорией симультанизма и отпечатанную в виде двухметровой складной полосы. Симультанисты изображали концентрические цветовые круги, причем сочетания цветов (так называемые симультанные контрасты) создавали ощущение движения.
Знакомство с В. В. В начале 1920-х исполняла эскизы тканей для лионских фабрикантов шелка. Кубизм Делоне преломляется светом в самом буквальном смысле: световые потоки изменяют изображаемые конструкции и становятся полноценным «персонажем» картины.
Затем, на рубеже следующего десятилетия, вновь обратился к абстракции (цикл картин Бесконечные ритмы – с 1933 – горизонтально-удлиненных композиций, гораздо более сдержанных по цветовой гамме). Этот брак оказался катализатором для них обоих. К этому периоду относятся серии полотен «Цветные ритмы» и «Бесконечные ритмы». Делоне), которая стала его верной соратницей в искусстве. Он остро чувствовал движение, ритмику, динамичность изображаемых событий. Картина В честь Блерио (1914, Париж, частное собрание) посвящена летчику и авиаконструктору, пионеру французской авиации Луи Блерио, первому перелетевшему через Ла-Манш. Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисунки для тканей, сценография, монументально-оформительское искусство). В последующих сериях «Диски» и «Круглые формы» (1912—13) контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения («Симультанные контрасты: солнце и луна», 1912—13).
1930-е годы прошли для художника под знаком абстракции. 1909–1929» (Страсбург, 1969), «Русский авангард. Если в предшествующих работах Делоне цветовые элементы, по его собственным словам, «хорошо контрастировали, но не имели законченного вида», то теперь художник прибегнул к новому формальному расположению в виде дисков, что позволило разграничить фрагменты и сконцентрировать внимание на композиции. Абстрактные картины Делоне по замыслу художника являются «чисто пластическими конструкциями» исключающими какое-либо психологическое или метафизическое истолкование. Это расчленение формы усиливается в нескольких вариантах картины «Эйфелева башня» (1909-1911, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Базель, Художественный музей).
В том же году создал беспредметные живописные работы (Одновременно открытые окна, Галерея Тейт-Модерн, Лондон и др. ), в том числе т. н. Кристалличность композиционных структур роднит эти полотна с кубизмом, а пространственная динамика – с футуризмом, однако дух чистой созерцательности, склонной к мажорно-«музыкальным» созвучиям цвета, придает произведениям Делоне абсолютно особый характер.
В 1912 году художник отошел от идей кубизма и начал писать работы в абстрактной манере. Дома и известный символ Парижа на его знаменитой картине «Эйфелева башня» (1926-1928) кажутся восхитительно подвижными, будто художник изобразил их в момент первого толчка мощного землетрясения. Находясь в объединении кубистов, Делоне все же был близок к экспрессивным формам искусства — настолько эмоционально взволнованной была колористическая гамма его работ. В те же годы Соня Делоне работала над пейзажами и натюрмортами. 1920), «Круговые формы» (1930), «Ритмы: Радость жизни» (1930), «Бесконечный ритм» (1934) и другие картины. С началом Второй мировой войны Делоне укрылся в Оверни, но был уже тяжело болен и вскоре скончался от рака 25 октября 1941 в Монпелье. Делоне Соня (1885-1979), французская художница.
На такое даже фовисты – известные ценители цвета – не замахивались. В 1930-х годах был членом ассоциаций «Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество» вновь обратился к абстракции (серии «Чистые ритмы», «Бесконечные ритмы» и другие), занимался печатной графикой, плакатом. Выполнил (совместно с С. Делоне-Терк) ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки в Париже (1937). В серии «Сен-Северен» (1909-1910, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Филадельфия, Музей искусства, Миннеаполис, Институт искусства Стокгольм, Нац. он писaл абстрактные композиции, продолжая разрабатывать те темы, котоpые свойственны его ранней живописи (спорт, Эйфелева башня). жил и работал в Испании и Португалии.
К 1909-11 относятся серии городских пейзажей («Сен-Северен», «Города», «Эйфелева башня» огромное полотно «Город Париж», 1910-12, Национальный музей современного искусства), в которых кубистически расчленённые формы включаются в экспрессивные динамические композиции. Обращалась к книжной графике (18 гуашей к книге «Озарения» А. Рембо) и гравюре, продолжала разрабатывать рисунки для тканей. Делоне являлся автором ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них «О свете» перевел на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Шторм» в 1913 году. В 1920-1930-е гг. В 1908 году Делоне становится членом группы «Золотое сечение». По возвращении в Париж в 1945 участвовала в выставке абстракционистов «Art Concret» в галерее Drouin (1945) и способствовала возрождению салона «Новых реальностей» (1946).
Кандинским, участие в мюнхенской выставке «Синий всадник» (1911) положили начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками в 1912 году он примкнул к кубистической группировке «Золотое сечение». К 1909-1911 годам относятся серии горных пейзажей («Сен-Северен», «Города», «Эйфелева башня» огромное полотно «Город Париж», 1910-1912 годы, Национальный музей современного искусства), в которых кубистически расчленённые формы включаются в экспрессивные динамические композиции. В 1949 в память Р. Делоне организовала в Париже выставку «Первые мастера абстрактного искусства».
В 1920-е годы Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию «эйфелевых башен» и написав немало выразительных портретов (Ф. Супо, 1922, Центр Ж. Помпиду, Париж). заметна близость к кубизму. В серии «Окна» (1912) композиции выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов в сериях «Диски» и «Круговые формы» (1912-1913) контрастные цвета создают оптич. В 1921 г. мастер возвратился в Париж, где сблизился с художниками-дадаистами. Ж. Помпиду, Париж), росписей (в павильоне железных дорог и аэронавтики на Международной выставке 1937 в Париже).
В том же году создал беспредметные живописные работы (Одновременно открытые окна, Галерея Тейт-Модерн, Лондон и др. ), в том числе т. н. Делоне считал: «Цвет является функцией самого себя и его действие проявляется в любой момент, как в музыкальной композиции эпохи Баха или в хорошем джазе». В том же году создал беспредметные живописные работы (Одновременно открытые окна, Галерея Тейт-Модерн, Лондон и др. ), в том числе т. н. Из этого вытекала и задача нового искусства, как его понимал Делоне, — создание «архитектуры цвета» и его «динамической поэзии».
Спустя два года после знакомства, пара объявила о своей свадьбе. В 1902-1904 годах занимался в парижской студии сценографа Э. Ронсена. Автор ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них («О свете», 1912) перевёл на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Sturm» (1913).
Его картины часто принимали характер декоративных панно (Город Париж, 1910–1912, Национальный музей современного искусства, Париж). Сын Робера Делоне и Сони Терк, Шарль Делоне (1911—1988) был пропагандистом и историком джаза. Соня расширила цветовую палитру Робера, а он открыл для нее мир абстрактных форм.
участвовал в выставках объединения «Синий всадник» в Мюнхене. В 1912, создавая серию «Окна» (Гренобль, Музей изящных искусств, Филадельфия, Музей искусств), художник пришел к мысли о создании такой живописи, техника которой заключалась бы не только в цвете и цветовых контрастах, но которая развивалась бы и во времени и воспринималась одновременно с первого же взгляда. Был близок к творческому объединению «Синий всадник», переписывался с Кандинским и Марке. Особого художественного образования он не получил. В серии картин «Круглые формы» (1912-1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства, Амстердам. В этот период были созданы замечательные произведения — «Загон для свиней» (1922, Париж, Нац.
Он даже придумал ему особое название — «удар кулака». Находясь во время войны в Испании и Португалии, Делоне применил свою новую технику к изображению человеческого тела («Обнаженные женщины за чтением») и предметов («Португальский натюрморт», Балтимор, Музей искусства Париж, Нац. 1920), «Круговые формы» (1930), «Ритмы: Радость жизни» (1930), «Бесконечный ритм» (1934) и другие картины. 1938, Париж, Нац. Яркие концентрические круги, составляющие основную часть изображения, кажутся здесь следами вращающихся пропеллеров самолета (пропеллер изображен в левой части картины).
Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисунки для тканей, сценография, монументально-оформительское искусство). Робер Делоне родился 12 апреля 1885 года в Париже. В 1920-е годы создавал также реалистические портреты своих друзей (А. В начале Первой мировой войны супруги переехали сначала в Испанию, затем в Португалию и лишь через 7 лет (1921 г. ) вернулись в столицу Франции. Знакомство с В. В. Кандинским, участие в мюнхенской выставке «Синий всадник» (1911) положили начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками в 1912 он примкнул к кубистической группировке «Золотое сечение».
Например, композиция «Дань уважения Блерио» (1914), написанная в честь летчика Л. Блерио, сумевшего первым перелететь через пролив Ла-Манш, только на первый взгляд представляется абстрактной. Но подлинное решение было найдено в картинах «Радость жизни» (1930-1931). В 1924 вместе с Ж. Хеймом открыла в Париже магазин и ателье мод, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, «симультанные» рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей и т. п. (магазин и ателье работали до 1931). Когда мальчику было пять лет, родители развелись и его воспитанием занимался дядя.
Свое понимание декоративно-динамических возможностей колорита, систему его оптимальных контрастов художник изложил в эссе О цвете (1912), которое стало манифестом орфизма (своим же названием новое течение обязано Г. Аполлинеру). В этом же монументальном духе созданы и последние работы Делоне («Круговой ритм», 1937, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма, «Три ритма». музей современного искусства, Центр Помпиду Монпелье, музей). Кристалличность композиционных структур роднит эти полотна с кубизмом, а пространственная динамика – с футуризмом, однако дух чистой созерцательности, склонной к мажорно- «музыкальным» созвучиям цвета, придает произведениям Делоне абсолютно особый характер. В 1964 совместная выставка работ супругов Делоне состоялась в Лувре (в истории музея выставка современных художников проводилась второй раз, после Ж. Брака), в 1967/1968 – в Национальном музее современного искусства в Париже.
а впоследствии, в 1906 испытал сильное влияние постимпрессионизма. Композиции серии «Окна» (1912) выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов («Симультанные окна», 1912). Он создал новые работы на ту же тему (1930-1931, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Цюрих, Кунстхалле), но более динамичные и более совершенные с точки зрения техники.
Автор ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них («О свете», 1912) перевёл на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Sturm» (1913). Робер Делоне умер в 1941 году в Монпелье, Соня пережила его почти на сорок лет. Был близок к творческому объединению «Синий всадник», переписывался с Кандинским и Марке. Начинал под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. создал серии картин «Окна» и «Ритмы», которые свидетельствуют об экспериментах в области использования чистого цвета и формирования стиля, получившего благодаря Г. Аполлинеру название «орфизм».
Его родители рано развелись, он воспитывался дядей. В 1963 подарила Национальному музею современного искусства в Париже (с 1977 – Центр Помпиду) 117 работ мужа и собственных работ. В эстетической концепции Делоне, в отличие от теорий основоположников абстракционизма Кандинского и Мондриана идеалистическая метафизика отвергалась основной задачей абстракционизма художнику представлялось исследование динамических качеств цвета и других свойств художественного языка1. В это же время Делоне много работал в области печатной графики, рисовал плакаты. Вернувшись в Париж в 1920 году, Делоне сблизился с дадаистами, оформил спектакль «Le Coeur а gaz» Т. Тцарa (1923). С началом Второй мировой войны переехал в Овернь.
С 1914 по 1920 г. Делоне жил в Испании и Португалии. Дочь фабричного управляющего Елия (Елиаса) Штерна и Ханы Штерн, урожд. Терк.
Справа вверху маленький самолетик и Эйфелева башня — как символы Франции и авиации — дополняют изобразительный ряд композиции. иллюзию движения. В Испании Робер Делоне написал декорации к балету Дягилева «Клеопатра», а его жена Соня Делоне – создала костюмы. в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Делоне.
В 1939 с Р. Делоне и другими художниками основала авангардистский салон «Новых реальностей» в галерее Charpеntier. Эту центральную для кубизма проблему Делоне разрешил в очень индивидуальной форме («Автопортрет», 1909, Париж, Нац. В его картинах, созданных в 1906, освещенные предметы окружены светящимся ореолом. В 1920-е гг.
В некоторых работах, посвященных авиации и спорту, отвлеченные формы сочетаются с фигуративными элементами («Команда из Кардиффа», 1913). Маяковского, Л. Арагона, А. Бретона). Г. Аполлинер придумал для подобного метода творчества название «орфизм» по имени легендарного древнегреческого певца Орфея. Салон Сони Делоне на бульваре Малерб в Париже, в котором были выставлены костюмы, предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные в стиле, близком живописи Делоне, пользовался большим успехом. Ее декоративные композиции в духе орфизма и футуризма — характерный пример арт деко. музей), открывающей кубистический период в творчестве художника, световые потоки изменяют форму несущих конструкций и буквально ломают линии сводов и земли. Сравнение с Орфеем – не только о силе воздействия. Кстати интересное дело – сопоставить «случайные совпадения» в жизни художников и их возлюбленных: будь то практически одновременные перемещения между Витебском, Петербургом и снова Витебском Марка Шагала и его будущей жены Беллы или череда совпадений в жизни Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, приведшая их к знакомству.
Кубизм Делоне также был весьма оригинален. в Монпелье. В 1912–1913 вместе с мужем разработала теорию симультанизма (одновременности) и сформулировала принципы орфизма. В серии «Окна» (1912) композиции выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов в сериях «Диски» и «Круговые формы» (1912-13) контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения. Обратился к живописи в 1904, под влиянием мастеров понт-авенской школы, неоимпрессионизма, а также П. Сезанна увлёкся эффектами «симультанного цветового контраста» («Натюрморт с вазой», 1907, Национальный музей современного искусства, Париж автопортреты). Автор городских пейзажей (Красная Эйфелева башня, 1910, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк Город Париж, 1910-12, Национальный музей современного искусства, Париж), лаконичных натюрмортов (Кофейник, португальский натюрморт, 1915-16, там же), портретов (Ф.
Частенько поздние работы Делоне представляют светлые окружности, как словно вращающиеся на плоскости полотна («Круглые формы», 1930 «Темп, веселье жизни», 1930). После нее, в 1908 году увлекся идеями кубистов. В данный период он cотворил композиции, в которых глазам зрителя предстают полные динамики расчлененные объемы («Сен-Северен», «Город», «Башни Лана»). В Мадриде познакомился с С. Дягилевым и исполнил ряд декораций для его балетов. В 1911 году Делоне участвует в выставке группы «Синий всадник» в Мюнхене.
С началом Второй мировой войны переехал в Овернь. В 1921 году супруги вернулись в Париж, где окунулись в богемную жизнь. В 1950–1970-е ее персональные выставки прошли в Париже (Bing, 1953 ежегодно в 1958–1962 и др. ), в Лионе, Риме, Милане, Турине, Лондоне, Нью-Йорке, Цюрихе, Женеве, ряде городов Германии.
В 1911 принял участие в мюнхенской выставке общества Синий всадник. В 1914-1920 гг. Ее декоративные композиции в духе орфизма и футуризма — характерный пример арт деко. 1912-1913 гг.
В 1910 развелась с ним и вышла замуж за художника Робера Делоне (1885–1941). В 1930-е гг. В 1911-1912 гг. С 1912 Делоне обратился к беспредметной живописи, став (вместе с женой, С. Делоне-Терк) основоположником орфизма, одной из форм европейского абстракционизма. Делоне был близок к Синему всаднику, переписывался с Кандинским и Маке.
Робер Делоне родился в 1885 году в Париже. 1905–1925» (Париж, 1969), «Пионеры абстрактного искусства» (Париж, 1971), «Русский авангард. Делоне являлся автором ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них «О свете» перевел на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Шторм» в 1913 году. Наиболее известные работы художника Делоне: «Эйфелева башня с деревьями» (1910), «Марсово поле: Красная башня» (1911—1923), «Одновременные окна» (1912), «Футбол» (1916), «Португалка» (1916), «Обнажённая с книгой» (ок.
Бретон, Т. Тцара, Л. Арагон, В. В. Маяковский и др. ). Делоне Робер (1885—1941)Французский художник, один из основоположников нового арт-стиля — «орфизма».