Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) — великий художник прошлого из Нидерландов. В семье художника было немало известных и просто хороших художников, как, например, Питер Брейгель Младший — сын живописца или Ян Брейгель Старший. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном— тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.
Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. И это подтверждают его праздничные монументальные сцены Крестьянской свадьбы. В двух картинах – Избиение младенцев (ок. Картины его хранятся во многих музеях мира. Этот период был временем высочайшего расцвета творчества художника. Картина «Большой букет из лилий ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам.
Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Нужно внимательно всмотреться, чтобы увидеть в правом углу жалкие голые ноги, торчащие из воды.
Большинство ест из глиняных мисок простоквашу. Перед Марией — трое волхвов. Противопоставляются возвышенное и обыденное.
За спиной у одного из них – убитая лиса. Одним из основных направлений была борьба с пороками людей. Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в Падении Икара. Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах.
В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Картина «Игры детей».
Цель художника – выражение бесконечной протяженности, всеобъемлющести мира, как бы поглощающего людей. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). В 1563 году, уже набравшись опыта, художник вместе с семьёй переехал в Брюссель.
Все торопятся воспользоваться погожими деньками. 1485 – 1524) и Херри Мет де Блес (ок. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. «Возвращение стад.
Полёт человеческой мысли и фантазии – и приземлённость. Деревню оцепили, спастись негде. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. 1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см.
Очень впечатляет картина «Вавилонская башня». Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. Это относится и к его знаменитой серии «Времена года» (1565) и к картинам «Пейзаж с сеятелем», «Падение Икара», «Бегство в Египет», «Самоубийство Саула».
Кровавый испанский террор породил в отдельных произведениях Брейгеля настроения отчаяния и скорби, отразившиеся в фантастических картинах безумия и ужасов (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен), горьких иносказаниях (Сорока на виселице, 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), в полных глубокого трагизма символически обобщённых образах (Слепые, 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Когда умерла мать сыновьям было четырнадцать и десять лет. Художник в картине «Битва Масленицы и Поста» создает всеобъемлющую сцену народного веселья. Цветы намекают на то, что красота материального мира преходяща, а мастерски написанная керамическая ваза — на бренность всего земного.
Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Две другие — «Жатва. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Но и противники тоже не вызывают симпатии художника.
1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Об этом свидетельствует его ранняя работа «Падение Икара», в которой он вместо красивой романтической легенды показывает неуклюжее утопающее тело на совершенно бытовом фоне. Картина «Морской бой в гавани Неаполя» или «Неаполитанская гавань». Вообще, главные герои картин Брейгеля – представители низов, обычные деревенские жители. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде.
1559), Детские игры (ок. Картина впечатляет ощущением размеренной и величественной жизни мира (она определяется мирным трудом пахаря и возвышенным строем природы). Единственный портрет, который нарисовал этот художник – «Голова крестьянки».
А где же он сам – герой, которого представляли чуть ли не Богом. Природа и человек в ней – вот что интересовало художника больше всего.
Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график.
«Грызёт столб» – лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу – За один обман – полтора. Тем самым Питер Брейгель Старший показывает то, насколько мелочно существование человека.
Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Весна». Богиня Афина сжалилась над мальчиком и превратила его в куропатку, что на латыне повторяет имя племянника "Рerdix".
Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Под картиной подпись: Так как мир так обманчив, я ношу траур.
Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. И хотя Брейгель находит в нем истинную красоту (не случайно тонкое живописное решение картины), его маленькие герои столь же занятны, сколь и ничтожны, в такой же мере жизненны, как и гротескны – между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует.
Но в этой картине нет и тени издевки над героем античных времен. Он проникся идеей великого художника и даже создал свои вариации на его творения. Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.
Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. В "Метаморфозах Овидия" описана версия с убийством. Надо сказать, что для этого времени вообще характерно прямое уподобление людского общества природным явлениям и обратно (например, один крупный ученый считал Землю и прочие небесные тела живыми существами, а людей и зверей – насекомыми, паразитирующими на их коже). Везде бурлит жизнь.
Таинственна жизнь и судьба Брейгеля. Другой, запрокинув голову, пьет из большого кувшина. Лето» и «Сумрачный день. «Возвращение стад.
Она до сих пор популярна в Австрии и Германии. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». 1569), нидерландский художник и рисовальщик. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Огромная башня занимает большую часть площади картины.
В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена. «Возвращение стад. Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569) родился, вероятнее всего, в городе Бреда герцогства Брабант (Breda, Brabant). В середине 1540-х он перебирается в Антверпен и поступает учеником в мастерскую фламандского живописца Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst). В 1551 г. Брейгель становится свободным мастером в антверпенской гильдии Святого Луки и начинает работать в мастерской гравера и издателя Иеронима Кока (Hieronymus Cock). В 1552 г. художник отправляется в Италию и находится там до 1555 г. Установлено, что в 1553 г. он жил в Риме и сотрудничал со знаменитым миниатюристом Джулио Кловио (Giulio Clovio), который позднее стал покровителем Эль Греко. Именно в Риме в 1553 г. Брейгель создал первую картину» «Пейзаж с Христом и апостолами на Галилейском море» (Landscape with Christ and the Apostles at the Sea of Tiberias).
Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Его поглотила морская пучина. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.
Иногда чересчур жестокие, картины Питера Брейгеля Старшего тем и привлекают людей. А не решается долго. Но он кроется не столько в литературно-иносказательной стороне его картин и даже не в морализировании его сатирических рисунков исполненных для гравюр (циклы «Пороки» – 1557, «Добродетели» – 1559), но в особенностях общего взгляда художника на мир. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Во времена Брейгеля мешок намекал на эгоизм: эгоист, порицая недостатки и слабости других, слеп к своим недостаткам и вот таким образом таскает их за собой, как мешок.
В 1563 году женился на дочери наставника Питер Брейгель Старший. Но больше всего жителя равнин поразили горы. 1485-1524). Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Художник создаёт (в несколько условной, гротескной форме) широкую панораму жизни народа изображая его труд и быт, тяжёлые народные бедствия в форме иносказания он выступает против социальной несправедливости и насилия. Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ванден Берг). Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай. Эти идеи Брейгель развивает в картинах «Фламандские пословицы» (1559 Берлин) и «Битва Масленицы и Поста» (1559 Вена, Музей) и особым образом в картине «Игры детей» (1559 Вена, Музей).
Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564 – 1638) и Ян Брейгель (1568 – 1625), стали известными художниками. Но почему у Брейгеля Икар изображён совсем не в романтическом ореоле, а неудачником, потерпевшим полное поражение. Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Новоиспеченные супруги поселились в Брюсселе, предоставившем художнику новые возможности.
Картину Слепые Брейгель написал незадолго до смерти. Больше по стезе отца шел старший сын, прозванный "Адским", он специализировался в мастерской пейзажиста Гиллиса ван Конинксло, писал картины на религиозные темы, фантастические композиции и пейзажи. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Перед нами не огромный мир с высоты птичьего полета, не просторная улица, но маленький уголок. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Лето» и «Сумрачный день. Родился предположительно в 1525 году, прожил около 40 лет, умерев в 1569.
Это картина Голова крестьянки 1564 года. Солнце печет и люди сгрудились, сидят близко друг к другу, чтобы попасть в тень дерева. «Жатве», как считается, соответствует август. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда.
Она отражает изменение мира и его восприятия. Движения их полны природной силы, непринужденности, достоинства. Интересное прозвище «Мужицкий» имел Питер Брейгель Старший. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.
Рядом с мужчиной – женщина с фонарем. Однако некоторые историки склоняются к мнению, что в деревне Брёгел, которая находится рядом с вышеназванным городом, появился на свет Питер Брейгель Старший. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии.
В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии. Изображая в своих картинах на темы фламандского фольклора, праздную толпу на городской или деревенской площади Брейгель точен в своей описательности. Хотя, несомненно, заказы на портреты поступали в большом количестве. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).
Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами.
Искусство стало его работой. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Зима» и Сенокос— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Яркие, красочные пятна их одежд создают впечатление мелькания, быстрого движения.
Зима» и «Сенокос» – одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Картины из собрания Константина Мауергауза». На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. В двух картинах -Избиение младенцев (ок.
Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Картины, которые были написаны для гравюр, все признали замечательными, они пользовались спросом. Однако Брейгель с самого начала шел своим путем, не поддаваясь моде.
Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. И сегодня привлекает своим видением всего происходящего Питер Брейгель Старший. На вывеске нарисован олень (так как гостиница называется Dit is inden Hert – "У оленя") и святой, стоящий перед ним на коленях.
Но среди этих людей нет ни одного взрослого. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть. На картине «Детские игры» изображена улица, на которой играет огромное количество детей. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины. Молодая вдова похоронила его в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Осень», «Охотники на снегу.
Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Перед Марией – трое волхвов. Определена их хронология, отчасти их творческая история и последующая судьба. К таким картинам относятся Падение слепых, Птицелов и разоритель гнёзд, Калеки и Мизантроп. Осень», «Охотники на снегу. И они не случайны.
Одним из первых стал изображать человеческий труд. Вот почему биография, написанная Карелем ван Мандером, коротка и содержит много пробелов. Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками. Когда Брейгель умер, ван Мандеру был двадцать один год. До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов.
Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря. То же видение посетило и Губерта. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину.
Всевластное солнце, озаряющее все вокруг, вот подлинный герой Падения Икара. Известен также как Брейгель Мужицкий. Работа «Охотники» показывает, как предполагается, декабрь или январь.
Но ничего не меняется. - Все мы помним сказку про лису и журавля (правда немного удивительно, что в Голландии в XVI веке она уже существовала). Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушащего прохожего.
1560) изображена толпа на деревенской площади. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. И кажется, что нет на свете игры, которую не показал бы здесь художник. И при первом взгляде на картину у зрителя возникает вопрос: «Почему она так называется». Их гибель предначертана.
В наиболее ранних живописных и графических произведениях художника сочетаются альпийские и итальянские впечатления и мотивы родной природы, художественные принципы нидерландской живописи (прежде всего Босха) и некоторые итальянские маньеристические черты. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Такая биография Брейгеля выиграла бы в полноте, но проиграла бы в достоверности. 1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок.
БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), стали известными художниками. Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Понять картины художника можно лишь с философской точки зрения. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
После женитьбы были написаны такие известные картины, как «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Главная тема работ Брейгеля — изображение нидерландских крестьян и городских ремесленников. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Ведь не случайно поговорка Он слишком высоко взлетел звучит осуждающе. И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца.
Отец умер, когда старшему — Питеру было пять лет, младшему — Яну исполнился год. Многим отрубают головы. Следующий уже запнулся за него. «Фламандские пословицы» рассказывают в аллегорической форме о жизни, характерах, мыслях людей. Художник изобразил полдень. Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере.
Однако были вещи, которые художник принципиально не рисовал по непонятным причинам. В начале 1560-х годов произошли резкие перемены в личной жизни Брейгеля. Это никому не известно ибо завещание Питера Брейгеля Старшего не сохранилось. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы. Продолжается строительство.
Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы. У Овидия все столбенеют при виде несущихся вольно по небу Дедала с Икаром. А эта лампа погасла. «Падение Икара» создана Брейгелем в 1558 году.
Подробнее: В эпоху Ренессанса коньки были популярным развлечением в Нидерландах. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. И кажется закономерным, что обе эти картины появились в начале 1560-х годов – в дни, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела, когда было совершено больше смертных казней, чем когда бы то ни было в истории страны. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Так, никогда не писал портреты и обнажённые фигуры Питер Брейгель Старший. Весна».
Ушёл из жизни в 1569 году в Брюсселе. И так совершенно о каждом герое картины. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост. Все застилает едкий дым.
В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе. Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. Исчез в морской пучине, не успев даже (по Овидию) выкрикнуть имя отцово. Во-первых, это аллюзия на "Метаморфозы" Овидия.
Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго. Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. В XIV веке к башмакам кожаными ремнями привязывали деревянные бруски. В написанной около 1562 года картине «Триумф Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте – такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Картина Брейгеля – осуждение гордыни и высокомения. И так скромна, так застенчива эта Царица Небесная, что нет сомнения: художник желал, чтобы его модель была узнана. Цикл состоит из картин, посвященных временам года.
Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Филипп II, король испанский, был ярым католиком. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. А человек. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе.
Приземистые и плотные, почти квадратные, подобные живым монолитам, танцоры не слишком изящны и ловки, зато веселятся вовсю, от души. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью.
Реальность их – в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Лето» и «Сумрачный день. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
Мы знаем, что этот шар обозначает мир. Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке. Как и многие художники того времени, он был недоволен политикой, властью, законами, вседозволенностью церкви, но не мог честно говорить об этом, так как за правду могла последовать суровая кара.
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Собранный по крупицам и представленный, наконец, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей – художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца. В Триумфе смерти (ок. Работы художника призваны донести до всех страдания за судьбу каждого человека. Настроение радости несет произведение «Сенокос».
К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. В поздних произведениях Брейгеля исчезает многоцветность, число фигур сокращается обобщенные силуэтные изображения людей гибко и естественно вписываются в ландшафт исполненный строгой гармонии и выдержанный в землистых, серо-зелёных и желтовато-коричневых оттенках, тяготеющих к тональному единству (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена).
Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Всего лишь живая пылинка, мелькнувшая в солнечном луче. Однако было бы неверно отрицать философско-пессимистический оттенок ранних работ Брейгеля.
Отец умер, когда Питеру Младшему было пять лет, а Яну исполнился всего год. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями.
Брейгель часто черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок (Детские игры, 1560, Музей истории искусств, Вена), народные пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких раздумий о судьбах своей страны и народа. На дальнем плане – выжженная земля, полыхают огни пожаров. Сыновья чтили память отца, копировали его работы, варьировали его темы. Во всех этих работах очевидно стремление преобразить небольшую по размерам картину в грандиозную панораму, таковы, например, «Неаполитанская гавань» (Рим, Галерея Дориа-Памфили), «Падение Икара» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), гравированные Иеронимусом Коком рисунки. Его фигурка – выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами.
1480 – 1550). Поводырь уже упал в пруд. Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы.
Икар упал в море и погиб. На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Лиса и так и этак – съесть ничего не получилось. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.
Поодаль стоят виселицы с повешенными. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. В «Падении Икара» в основе также лежит иносказание: мир живет своей жизнью и гибель отдельного человека не прервет его коловращения. К тем же выводам приводят следующие картины художника «На пути в Египет» «Самоубийство Саула» и «Путь на Голгофу». сентября 1569 года мастера Питера Брейгеля не стало.
Это творение Питер Брейгель Старший создал в 1560 году. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами.
Не спасет от неминуемой гибели в пруду. с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками». Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. В этой картине действие также происходит в городе. Обычная жизнь течет как всегда.
В начале 60-х годов XVI столетия происходят перемены в личной жизни Брейгеля. Картина «На пути в Египет» или «Пейзаж с бегством в Египет». Крестьянин достал из корзины хлеб и режет его на большие куски.
Нидерландские пословицы. Главный герой произведений Брейгеля (сатирические рисунки, религиозные, аллегорические и жанровые картины) – постоянно движущаяся народная масса. На первом плане группа крестьян расположилась со своей скромной трапезой. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
Об этом можно только догадываться. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название – «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре. Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. Ее принцип был в том, чтобы, толкая клюшкой мяч из дерева или кожи, попасть им в цель. Настоящим завещанием стали его картины.
Кстати, у Питера "Мужицкого" была одна дочь Мари. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Его картины — это правда и вымысел.
Например: «Она бы привязала чёрта к подушке» – она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца упряма как чёрт. На спине у мужчины – что-то напоминающее мешок. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью. Весна».
Впрочем, это всего лишь осколки истины, добытые с миру по нитке. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников – Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. В этом отношении мировосприятие Питера Брейгеля не составляло исключения. Но не будем торопиться.
Множество строителей – каменщиков, плотников – трудится на строительстве башни. Своё творчество художник начал графиком. около 1525-30 – ум. 1480-1550).
Может быть, вот таким образом при жизни его считали «немым». Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек. Мир изменился – из маленького замкнутого пространства он превратился в необъятный космос. «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков». По мнению многих ценителей, самое лучшее творение – «Фламандские пословицы». Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Каждая из этих картин и особенно «Игры детей», является ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.
Однако, в отличие от «творений в стиле Босха» произведения Брейгеля несли в себе новые идеи и новые способы их выражения. В конце 1557 г. художник создает цикл гравюр «Семь смертных грехов и добродетелей». В 1563 г. Брейгель переехал в Брюссель, где и создал большую часть своих знаменитых полотен. К этому периоду относятся картины «Свадебный танец на свежем воздухе» (Peasant wedding dance outdoors, 1564), «Сенокос» (Haymaking, 1565) и «Охотники на снегу» (The Hunters in the Snow, 1565), «Притча о слепых» (The Parable of the Blind Leading the Blind, 1568), «Калеки» (The Cripples, 1568). Питер Брейгель умер 5 сентября 1569 г. Оба сына живописца Питер (Pieter Brueghel the Younger) и Ян (Jan Brueghel the Elder) тоже были известными художниками, хотя и не такими знаменитыми, как их отец. Картины Питера Брейгеля Старшего хранятся в Венском Музее истории искусств, Лувре, Галерее института Курто, Старой Мюнхенской пинакотеке, Пражской Национальной галерее, Метрополитен-музее, Детройтском институте искусств, Вашингтонской Национальной галерее искусства. С 1561 года и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. Никто не придет им на помощь. В центр мира художник поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет.
В картине «Избиение младенцев» Брейгель использует евангельский сюжет, рассказанный апостолом Матфеем, но сюжет этот видоизменяется, остаются только ассоциации. этой картине художник иносказательно показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят войны и смерть. Охотники несут острые пики и ягдташи.
Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством. Об отце они могли узнать только от бабушки по матери. В картине «Игры детей» (из незаконченной серии «Четыре возраста человека») Брейгелем изображена улица, усыпанная играющими детьми, но перспектива ее не имеет предела, чем как бы утверждается, что веселые и бессмысленные забавы детей – своего рода символ столь же абсурдной деятельности всего человечества.
Одно из самых ранних его полотен -Падение Икара (ок. Биография его наполнена разнообразными интересными фактами. После переезда в Брюссель художник создает фантасмагорические полотна «Триумф Смерти», «Безумная Грета» и «Падение мятежных ангелов». Отмеченное исключительной широтой и глубиной охвата жизненных явлений, ярко реалистическое и демократичное творчество Брейгеля оказало огромное влияние на нидерландское искусство и заложило основы развития реалистического направления в искусстве Голландии и Фландрии XVII в. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок.
Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI в. Посетил Италию (1552-53), работал в Антверпене и Брюсселе (с 1563). Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением. Супруги обосновались в Брюсселе.
Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены. Суть картины заключается в том, что художник сравнивает жизнь людей с играми детей. Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы.
На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Вдали виднеются картины гордого Вавилона. Родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция).
Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он создал картину «Битва Масленицы и Поста», представляющую площадь фламандского городка, всю кишащую маленькими суетящимися, подвижными фигурками ряженых, нищих, гуляк, монахов и торговок. Лето» и «Сумрачный день. Картина «Падение Икара». Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565. Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица.
Именно ренессанс Питера Брейгеля Старшего стал вершиной голландской живописи. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель.
В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Эта несправедливость отчасти объясняется тем, что многие картины Брейгеля, притом едва ли не самые замечательные, оказались при его жизни за прочными запорами и остались неизвестны его современникам, а впоследствии превратностями европейской истории рассеялись по многим странам. Питер Брейгель-старший (1563-й – год создания произведения) взял за образец римский Колизей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Он вновь всемогущ.
Прозвище «Мужицкий» Питер Брейгель Старший получил для того, чтобы не путать его с сыном. Брейгель Питер (точнее, Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (р.
Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Все мы помним греческий миф о Дедале и Икаре, нет смысла здесь его пересказывать. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Картины Босха произвели впечатление на Питера Брейгеля Старшего. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель.
На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху. Исполнила ли верная Майкен жесткое предписание мужа об уничтожении его смелой графики. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. Обратите внимание, что недалеко от ног Икара сидит куропатка.
Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. Картина Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста» имеет непосредственное отношение к театральному жанру фарса.
Скелеты убивают людей и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста. Создатель Триумфа Смерти заслуженно считается предтечей современного сюрреализма. Две другие – «Жатва.
А на картине Брейгеля изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню. По преданию, Евстафий был римским военачальником. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Картина «Триумф Смерти». Картина «Падение мятежных ангелов». Но город вдруг резко обрывается и улица выводит нас прямо к реке.
Ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их. Так продолжалось долгие десятилетия, если не века.
Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Подробнее: Речь идет не только про Дедала и Икара. Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций.
Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. Они сидят на туго связанных снопах. Здесь сказались и кризис былой веры в человека и беспредельное расширение кругозора. Надеюсь, вы не запутались, так как это только начало династии.
Где же Икар и при чем здесь его падение. Принято считать, что это разрозненная серия из двенадцати (или шести) картин. Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) – великий художник прошлого из Нидерландов.
Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Художник рисовал картины, отражающие проблемы общества и пороки людей. Казалось бы, смысл картины ясен.
Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской "игрой кольв". Например, художник в своей подписи в 1559 году убрал одну букву и получилось Bruegel (первоначально Brueghel). Две другие— «Жатва.
Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. Его картины – это правда и вымысел. Подробнее: История семьи Брейгелей весьма печальная. Полагают, что фигуры святых на этом полотне выполнены фламандским художником Маартином де Восом (Maarten de Vos), жившим тогда в Италии. С 1556 г. работы Брейгеля приобрели сатирический и нравоучительный характер, зачастую в фантастическом или гротескном стиле Иеронима Босха, подражание которому в то время было очень популярно.
Картины его практически всегда соответствовали этому принципу. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. И Майкен узнает себя. Весна». Но в какой именно день происходит действие. В средневековой Европе они производились из костей животных. Две другие— «Жатва. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. Созерцающий мир сверху извне, художник как бы остается с ним один на один, отчужденный от изображенных на картине людей. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Когда родился Иисус Христос, Ирод приказал уничтожить всех младенцев младше 2 лет (соответствовавших возрасту Христа), чтобы сохранить за собой престол. Питер Брейгель Старший отличался универсальностью работ, он писал практически всё.
Брейгель раскрывает вместе с тем и заключённые в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец – оба в Музее истории искусств, Вена). Это все, что осталось от дерзкого Икара, воспарившего к самому солнцу. На лицах – беспомощность и ужас. Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже.
Поле зрения художника заметно сузилось. Эта картина создана в 1559 году, она рассказывает о забавных происшествиях в жизни людей. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». «Возвращение стад. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. Две другие— «Жатва.
Труд его вечен, так как неразрывно связан с природой. Проходят годы, десятилетия, века, много говорят о ценности человека. Картина заполнена маленькими фигурками людей, похожими на кукол-марионеток. Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармоничного красочного единства. Может быть, вот таким образом при жизни его считали немым.
Так, с этим связана довольно скандальная история, когда гравюра на тему Питера Брейгеля Большие рыбы поедают малых была продана с подписью Иеронима Босха за большие деньги. Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Осень», «Охотники на снегу.
А рядом на лугу его собирают в стога. Скептицизм, сарказм ирония, фарс. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма «Солярис» из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал именно эту картину. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им.
Лето» и «Сумрачный день. Во многих картинах Брейгеля косвенно запечатлены страдания нидерландского народа под испанским игом, война и разрушения, зверства испанцев (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Они рассказывают правду о мире.
Поступок Дедала вызвал гнев Миноса. Некоторые исследователи творчества Питера Брейгеля предполагают, что их было четыре, а «Сенокос» (Прага, Национальная галерея) к циклу не относится. Лишь пара беспомощно взбрыкнувших над морем мальчишеских ножек – и круги по воде. Жизнерадостная феерия празднества наводит на мысли, не лишенные ни горечи, ни иронии. Именно эту смену парадигмы отразил Брейгель в своей картине.
В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Облака скрывают ее вершину. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. 1480-1550) и Иоахим Патинир (ок. Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. Кто-то из друзей сказал по этому поводу: Находясь в Альпах, Питер глотал горы и скалы, а вернувшись домой, стал извергать их из себя на полотно.
Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Но не все помнят, почему он надел на себя эти крылья и полетел.
Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и ярких по цвету полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) Брейгель с середины 60-х гг. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Таков гениальный Шутник до той поры, пока не решается завести семью. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.
Как и во всех произведениях живописца, здесь присутствует скрытый смысл. В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. Не следует ли нам вспомнить пословицу: Где деньги, там и сердце. Третий вот-вот оступится. К типично нидерландскому дому в центре картины пристроена легкая лоджия, напоминающая южную итальянскую архитектуру. Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, он создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. В представлении художника человеческое общество подобно муравейнику. Весна». Смерть с косой уничтожает все на своем пути.
Питер Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. Второй этап творчества Брейгеля — живописный (1559—69) — «брюссельский» (с 1563 и до конца жизни художник жил и работал в Брюсселе).
Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Картина полна покоя и умиротворения. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы. Осень», «Охотники на снегу. Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. Осень», «Охотники на снегу. Однако влияние Брейгеля куда шире. В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим.
В картинах Битва поста и масленицы (ок. Картина «Падение мятежных ангелов» создана на основе известного библейского сюжета и также изобилует зловещими босховскими персонажами.