Художнику важна была не «документальная» правдивость, а религиозная идея, вот таким образом он отказался от изображения фигуры ангела, которая только бы загромождала композицию и отвлекала бы верующих зрителей от сути. Расцвет иконописи приходится на XII-XVI века. Н. А. Яковлева в своей статье «Антон Лосенко и жанровые процессы в русской живописи XVIII века» указывает на те грани таланта живописца, которым ранее искусствоведы и критики не уделяли должного внимания. Лицо Авраама написано густым масляным «тестом», широкими мазками черты моделированы лишь светотенью, отчего они кажутся только частицей окружающего пространства. Современники Рембрандта не смогли по достоинству оценить его живописную манеру.
На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Но вот героиня «Книги Юдифи» была редкой гостьей в творчестве художников. Слова В. А. Лебедева о Рембрандте можно отнести и к творчеству основателя русской исторической школы живописи: «В сознании художника библейские герои служат ярким олицетворением прекрасных человеческих качеств. По справедливому мнению М. В. Доброклонского «театрализация внешнего облика, составляющая очень существенную черту в творчестве Рембрандта, равно как и влечение его ко всему необычайному, является проявлением фантастического в его творчестве».
Широко известно полотно величайшего художника российской современности Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына». Кстати, за впечатлениями Доре ездил в Испанию дважды: в 1855 и в 1862 году (тогда он собирал материал и делал зарисовки). Художник наделил лицо библейского персонажа портретными индивидуализированными чертами. Правая рука указывает на голову запутывающегося в зелени плюща жертвенного агнца.
На самом деле и Лосенко и Рембрандт воплощают в красках именно легенду, где, как в любом древнем предании, вступают в сложную взаимосвязь пласты фантастического и реального, чувственно эмоционального и строго нравоучительного. Кроме того, Исаак был «Божьим даром» (в соответствии с «заветом») и подобно всему, что Б-г даровал человеку, принадлежал Б-гу. Над Библией, а это 230 иллюстраций, Доре работал два года (1864-1866). При первом впечатлении.
Микеланджело и Эль Греко, Дюрер и Андрей Рублёв, Рембрандт и Рубенс. События Нового Завета служили источником вдохновения многих живописцев. Илья Репин в своем творчестве неоднократно обращался к евангельской теме.
Ветхий завет (152 рисунка) он трактовал через призму грандиозных природных процессов, на фоне которых разворачивается история. Для них, наверное, прообразом Христа мыслился не столько Исаак, сколько агнец. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница».
Повествовательное начало в картине «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко ощутимо и тогда, когда все составляющие образа Авраама – от общего силуэта до мимики – направлены на то, чтобы передать мгновенность происходящего. Функция религиозного искусства – укрепление и прославление веры.
Русский художник, музыкант и деятель театра Василий Поленов долго не решался обратиться в творчестве к Библейской теме. Знаменитая картина «Христос Святого Иоанна Креста» отражает позицию автора на формулу мироздания, в которой распятый Иисус возвышается над всем и является воплощением метафизической красоты. Можем ли мы говорить в данном случае о бунте художника-творца против догматического понимания религии или о том, что «картина носит атеистический характер». Он видит в них духовное величие, внутреннюю целостность, суровую простоту, большое благородство».
Интересно, что именно с «театральностью» мы сталкиваемся и в произведении Рембрандта. Но на божественность его природы указывает не только пара крыльев, а «небесный» синевато-зеленоватый цвет легкой накидки с сиреневыми и изумрудно-зелёными переливами. Первое лицо Троицы есть Бог-отец, сотворивший небо и землю, все видимое и невидимое. Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском.
С помощью света художник выявляет тончайшие градации цвета, одухотворяющие красотой и динамикой воссозданный на картине мир древней легенды. Библейской тематикой пронизано творчество Марка Шагала. Одно из лучших решений этой темы — эрмитажная картина «Святое семейство», созданная художником в 1645 году. Кажущееся пестрым из-за богатства оттенков крыло написано натюрмортно и явно с натуры. Вполне возможно, что Доре, которому на тот момент двадцать два года, считал карикатуру с художественной точки зрения жанром неубедительным и мелким. Только вместо чащи Иванова окружал блистательный Рим, то есть искушение было сильней, чем в Сибири. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову.
Рембрандт придаёт крыльям выразительное декоративное звучание на полотне. Среди картин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение», «Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения. Вся сила выразительности заключена в его руках.
Дать точный ответ на этот вопрос невозможно. Русская религиозная живопись ярко представлена работами Андрея Рублева: иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и икона Богоматери Владимирской «Умиление» Успенского собора во Владимире икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (Сергиев Посад). Всё в картине пронизано светом. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни. Но оба художника могут с равной силой воплотить в своих картинах познание жизни».
Николай и его свита ликовали: русская кисть снова принесла славу Отечеству. Истинныйвид божества неизвестен человеку — бога же не виде никто (Иоанн, 1, 18). Однако иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям, принимаядля этого доступный человеку облик. Однако позднее «священное изображение» прочно вошло в церковную практику и было узаконено в 787 г. на VII Вселенском соборе в Никее. Юный Луи Август Гюстав с любопытством изучал множество книг с иллюстрациями.
Всё закончилось чудесным спасением Исаака, хотя формально ритуал был соблюдён. Как пишет С. С. Аверинцев, «толкователи сообщают об искусительных речах, которыми сатана пытался склонить Исаака к возмущению против своей жертвенной участи однако Исаак остался безропотным и, боясь малодушия, сам попросил отца связать его по рукам и ногам». На обоих полотнах мы не увидим глаз Исаака. Флорентийский художник, обращавшийся в своём творчестве к художественному наследию и Л. Чиголи и Караваджо, Якопо да Эмполи (1551-1640) придал пейзажу большое выразительное значение в своей картине на медной основе (Флоренция, Уффици). За считанные дни картину увидело больше 30 тысяч петербуржцев. Первая его работа — «Подвиги Геракла» — была опубликована с предисловием.
Но не меньше времени он проводил в залах Лувра и Национальной библиотеки. Из искусства иллюстрирующегоиконопись превратилась в искусство познающее. Из ветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие, – гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Правое крыло смело показано художником целиком. Тело ангела написано очень живо, материально.
Выразительность колористического решения во многом обусловлена знанием свойств грунтов. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немой укор и горестную смиренность. Этот источник освещает фигуру патриарха, отчасти фигуру Исаака, создаёт тень в нижней части холста, где в плюще запутался барашек, а в чаше проблёскивают горящие угли. Новозаветные сюжеты составляют часть библейских сюжетов1. Каждый из них раскрыл особый философско-этический пласт библейской легенды. Первым, кто увидел бога, был праведный старец Авраам.
Великий русский художник Александр Иванов посвятил работе над этой картиной около 20 лет. Весной 1858 года Иванов привозит полотно в Санкт-Петербург. Блудный сын изображен по пояс оголенным, в одних джинсах. Эти эскизы были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались. Постепенно оформились местные школы иконописи – Новгорода, Пскова, Киева, Чернигова.
Когда Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90, родился Исаак. В связи с этой цитатой вспоминаются слова Т. А. Седовой об особенности творческого метода Рембрандта в «Жертвоприношении Авраама»: «Он изучает стилистику барокко, усиливает декоративное начало в своей живописной манере». Стоит обратить внимание на то, что на равеннской мозаике в системе обратной перспективы все три персонажа (Авраам, Исаак и агнец) представлены одинаково близко к зрителю.
Истинный вид божества неизвестен человеку – бога же не виде никто (Иоанн, 1, 18). Лицо же ангела, напротив искренне человечное, выражающее некоторую тревожность, трепет, то есть те чувства, что испытывает каждый человек, выполняя важную и ответственную работу. Подобную смелость в отношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах. Автор статьи пишет, в частности, о том, что «Лосенко в высшей степени одарён способностью отождествлять себя со своими героями, великолепно чувствует и умеет воплощать душевное состояние человека». Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин.
На отсутствие у предметов собственного цвета обратил внимание ещё в XV веке великий художник Леонардо да Винчи: «Никакое тело никогда всецело не обнаруживает свой природный цвет». Она играет важную роль в организации пространства картины. Кто-то беззастенчиво упрекал художника в отсутствии академического образования, кто-то, отмечая богатство воображения, наблюдательность и способность воплощать задуманное, ругал за отсутствие психологизма. " Сыну же, которого ты родишь, дашь имя Измаил ибо услышал Бог о страданиях твоих. Таков, к примеру, сюжетный ряд известной картины А. Дюрера «Поклонение Троице» (1511 г), находящейся в венском Музее истории искусств. Агнец в светской живописи будет изображаться на втором плане (например, у Якопо да Эмполи) или запутавшимся в кустах, как у Андреа дель Сарто, Караваджо и А. П. Лосенко.
Если Лука трепетно «конспектировал», пусть красочно и ярко, библейские события («Смерть Моисея»), то Фредерик Гудол и Уильям Хогарт давали понять, что среди окружения святых персонажей были довольно-таки обычные и сексуальные особы, грациозные и, быть может, грешные в своей природной привлекательности и соблазнительной женственности (например, полотно Гудола «Обнаружение Моисея в Ниле» или Хогарда «Моисей перед дочерьми Фараона»). Иисус изображен на фоне многоэтажных построек, митингующих с плакатом «Гласность. Силуэт его фигуры совпадает с диагональю исходящей из нижнего левого угла холста. Вообще, живописца вдохновляла как ветхозаветная философия, так и загадочная красота, колорит Древнего Востока.
Здесь, как и у Рембрандта, свет выполняет функцию объединяющего элемента колорита. Рембрандт действительно «вторгается» в сюжет, выделяя из него наиболее яркую, значительную грань для творческого осмысления. Это обещание было скреплено заключением союза (завета) Бога и Авраама. Она — сама чуткость, сама настороженность. Ню (произошло от фр.
Удивительную параллель между сознанием восточных народов и эстетикой европейского барокко провёл Ш. Перро: «Язык восточных народов полон фигур, уподоблений, метафор, парабол, сравнений, что они почти никогда не изъясняются просто и высказанным они дают понять так же и невысказанное. Работая над полотном, он менее всего апеллировал к каким-либо собственно религиозным иконографическим образцам, если вообще был знаком с ними. Вот таким образом известны лишь отдельные примеры библейского изобразительного искусства, напрямую связанного с иудаизмом. Андреа дель Сарто в XVI веке, Рембрандт и Караводжо в XVII веке и, наконец, А. П. Лосенко в XVIII веке воплотили этот сюжет на своих холстах. Но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что это не так.
Такое объяснение позволяло говорить о божественном происхождении Иисуса. В. Лебедев объясняет предпочтение Рембрандтом тем из Ветхого Завета их «близостью сознанию голландца-протестанта». Такой цветовой контраст зелёного и рыжего введён мастером не навязчиво, он не нарушает общего колористического строя и становится заметен зрителю лишь при длительном и внимательном рассмотрении.
И для Доре это было как проклятие, услышанное когда-то в детстве. Далее возможны дополнения: седовласый старик (Авраам), пожилая женщина, готовящая еду или просто наблюдающая за происходящим (Сарра), слуга, подносящий угощение (старший слуга Элизер). Именно вот таким образом она вызывает особый интерес искусствоведов и публики. В статье В. Розенвассера отмечается важное отличие полотен Рембрандта и Лосенко. Библия, как книга всех времен, часто становится источником вдохновения для писателей, художников, музыкантов.
«Подражательными и неудачными» считал исторические композиции А. П. Лосенко глава «Мира Искусства» А. Н. Бенуа. Старинный дом Доре с остроконечной крышей стоял на одной из узеньких улочек Страсбурга, выходившей прямо к кафедральному собору города. Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия». С. С. Аверинцев определяет изначальный смысл сюжета как «одновременно и воспоминание о временах человеческих жертвоприношений и фиксация момента их принципиальной отмены и требование готовности принести в жертву свою собственную волю». «Картина «Жертвоприношение Авраама» подводит итог целому периоду творчества художника, она свидетельствует о степени его возросшего мастерства, о композиционном мышлении и, наконец, является отражением взгляда на стиль в искусстве». Сопоставление изобразительных средств, применённых художниками, рассмотрение особенностей колористического и композиционного решений полотен, попытка проанализировать характеристики отдельных персонажей – всё это составляет основное содержание данной работы.
О заслугах Рембрандта в этом жанре верно сказал Ю. И. Кузнецов: «Как исторический художник, он претворил далёкие античные и библейские легенды в согретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях». Для Рембрандта красиво то, что декоративно, сложно изящно и натурально. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Она почти совпадает с диагональю, которую можно построить из верхнего левого угла.
А. П. Лосенко пользуется и отражённым и прямым светом. При этом, стоит учитывать, что преемство – это не подражание или копирование, а «передача, переход от предшественника к преемнику».
Единственным правдивым источником в этом отношении могут служить письма художника и сами его полотна. При этом он заявляет об отсутствии личной привязанности к какой-либо конфессии. В одном из своих писем 30-х годов XVII века Рембрандт пишет о том, что стремится «придать явлениям величайшую и предельно естественную подвижность». Здесь Доре изучал старинные гравюры.
Это обусловлено рядом объективных причин. Он выстраивает диалог между культурами, переосмысливает и перекомпоновывает образы – персонажи оказываются в новых ситуациях и отрываются от привычных исходных данных. Третье лицо – бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему.
Ангел спешит исполнить повеление Бога, предотвратить жертвоприношение. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. После смерти Сарры Авраам женился на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него родилось ещё 6 сыновей.
Развитие действия в пределах первого плана соответствует той театральности, что позволяет живописцам со-творить (термин Вл. Вайдле) библейское предание. Как и иллюстрации к «Божественной комедии», «Дон Кихот» вошел в анналы изобразительного искусства и до сих пор считается непревзойденным. Он нежно склонился над сыном, опустив ему наспину слабые старческие руки.
На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания. Кстати, само имя Сальвадор переводится как «Спаситель». Почему. Однозначного решения этот вопрос получить не может, так как на то нет документальных подтверждений.
Среди наиболее известных – полотна А. Дель Сарто (Дрезден, Картинная галерея), Караваджо (Флоренция, галерея Уффицци) картина Тициана, Венеция, церковь Санта-Мария делла Салюте картина Рембранта (С. -Петербург, Эрмитаж) рельеф Ф. Брунеллески для северных дверей баптистерия (Флоренция, Национальный музей). Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. Разумеется, Моисей и его обнаружение дочерью египетского фараона постоянно всплывали в творчестве живописцев (Паоло Веронезе – «Обретение Моисея», Поль Пил – «Спасение Моисея из Нила», Клод Лоррейн – «Пейзаж с обретенным Моисеем»).
Он сотнями делал эскизы, десятками — рисунки и мучительно искал образы. Из ветхозаветного рассказа художник выбраллишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие, –гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. В конструктивном отношении линия изгиба фигуры подчёркивает S-образную структуру.
Согласно Е. И. Шпинарской, для барокко «вне движения не существует ни живописность, ни единство, ни основанное на чувстве бесконечности понимание пространства». /Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Если А. П. Лосенко достигает гармоничной теплохолодности (термин А. Л. Кагановича) изображая Исаака, при помощи тщательности рисунка и лессировок, то Рембрандт использует здесь и выразительные свойства грунта. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись.
Тора запрещает изображение людей и животных. Сходство пространственного решения «Жертвоприношения Авраама» Лосенко с картиной Рембрандта стоит в том, что все персонажи размещены в пределах переднего плана, а соответственно развитие сюжета происходит в намеренно ограниченном пространстве. Грубая ткань одеяния патриарха логически дополняет образ многое пережившего человека. Поражает то, что и в многофигурной композиции А. П. Лосенко остаётся истинным портретистом.
Какое значение в этих своих произведениях отвели ему. Например, автор верно определяет декоративность «важнейшим выразительным средством, раскрывающим идею единства мироздания на визуально чувственном уровне и приводящим к цельности изобразительную плоскость картины». Исходя из этого утверждения, мы можем опровергнуть мнение В. Розенвассера о том, что «если одежды получились обезличенные, слабо связанные с трагической основой образа, то полные горестной экспрессии жесты рук и, особенно, выражение лица Авраама – решительное и скорбное одновременно, оказались внутренне правдивыми». В моделировке складок одежд героев картины проявилась именно та декоративность, о которой писала Л. В. Гиндина.
А еще, он умел многое доводить до абсолюта. Тревожные расселины скал, наклонённые ветви горных кустарников на втором плане, развевающийся на ветру плащ Авраама – всё это настраивает зрителя на соответствующий драматический лад. Иконопись в переводе с греч. Условная по цвету, она наделена насыщенным звучанием в общем композиционном аккорде. В «Жертвоприношении Авраама» А. П. Лосенко организующим началом композиции является рисунок силуэтов фигур, а модулем пространства, его исходной мерой, служит трактовка объёмов человеческого тела. Наиболее последовательно и лаконично эта мысль высказана в книге Н. Лившиц и Л. Каганэ, посвященной искусству XVII века вообще: «Жертвоприношение Авраама» отличает столь сложная композиция, настолько контрастное построение, что искусство Рембрандта на этом этапе как бы вливаясь в общий поток развития стиля барокко, составляет его своеобразную грань».
Средикартин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение», «Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения. Тогда же Аврааму стало известно, что его потомки будут рабами на своей земле ещё 400 лет. Здесь опять невольно приходится вернуться к рассмотрению эффекта театральности. По справедливому мнению Е. И. Ротенберг важную роль в структуре барочного образа играет именно «специфическая обращённость к зрителю Безусловно, колористическое решение и освещение в картине «Жертвоприношение Авраама» – новый шаг в истории русской живописи и недооценивать его значение (как значение творчества А. П, Лосенко в целом) невозможно.
Этим же требованиям стиля следует и А. П. Лосенко изображая поленницу дров. Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Переехав в 1847 году в Париж и осиротев (его отец неожиданного скончался), Доре много времени проводил за школьной скамьей, в лицее Шарлемань.
У А. П. Лосенко, наоборот, цвета одежд ангела и Авраама можно назвать условными, зато их резкие, а в некоторых местах даже геометрически правильные изломы играют определённую роль в композиции, о чём будет сказано выше. Черту, о которой идёт речь, отмечает автор замечательного каталога «Уффици и Питти» М. Грегори: «Эту прекрасную картину отличает пейзаж в правой части – редкая вставка в полотнах Караваджо». Дешевое издание «Сочинения Рабле с иллюстрациями Гюстава Доре» расхватали, как горячие пирожки. Эта мысль неоднократно пригодится нам в ходе анализа и в заключительной части работы. Так образовалось «поликультурное общество», где особенноостро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве.
Однако ещё в Византии стали изображать не связанную непосредственно с ветхозаветным сюжетом «Троицу новозаветную». На антиготичность (термин Владимира Вайдле) Рембрандта в данном полотне указывает нам в первую очередь стремительный полёт сабли. Через полотно отчетливо проходит понимание Шагалом священности вопроса. Новые религиозные толкования практически вытеснили ветхозаветные изображения «Троицы». А может быть жаждал личного признания, как художника.
Звучные тени выявляют замечательную лепку формы. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немойукор и горестную смиренность. А. П. Лосенко сыграл важную роль в формировании стиля классицизма, но во многих его произведениях мы обнаруживаем характерные черты барокко. Тени позволяют нам подробно проследить направление световых лучей.
Во-первых, он разрушает основной стереотип восприятия этой сцены – вертикализм композиции. В этом проявилось превосходное владение светотенью. С. С. Аверинцев объясняет это так: «в обращенном к Аврааму стихе сказано: «благословятся в семени твоём все народы земли», а под «семенем» христианские толкователи разумели Христа».
Ощущение рельефности изображённого усиливает и сама фактура крупнозернистого холста. были созданы два произведения на этот сюжет – художниками Караваджо (1571 – 1610) и Лудовико Карди (Чиголи) (1559 – 1613).
Оно состоит в соотношении реального и мистического. Первым, кто увидел бога, был праведныйстарец Авраам. Один из образов Авраама в изобразительном искусстве связан со взглядом на него как на «отца верующих».
Уже одной только этой деталью художник в полной мере реализовал своё стремление. Караваджо (Флоренция, Уффици) как бы противопоставляет своё художественное видение этого сюжета всяческим канонам вообще. Рембрандт вообще отказался от изображения агнца. Силуэт и жесты ангела, графично резкие, но едва заметные на втором плане очертания его крыл, передают быстроту полёта, а невозмутимое выражение лица с правильными «античными» чертами контрастирует с экспрессией мимики патриарха. Вертикальные и горизонтальные ритмы то резко противопоставлены, то плавно переходят друг в друга, подчеркивая и движения Авраама, как бы вступают в спор с общим ритмом вышерассмотренной S-образной структуры композиции.
Особое негодование вызывали человеческие жертвоприношения. Как Лосенко, так и Рембрандт развивают динамику жестов главного героя по диагонали. Для А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама» – итоговая работа первой в истории Академии Художеств вообще пенсионерской поездки в Париж, где он учился в мастерской известного педагога Кейлюса Вьена.
Неубедительно выглядит утверждение, будто Рембрандт «вторгается в сюжеты бесцеремонно, без благоговения перед тем, что пишет». Они совсем не похожи на мелочных, самодовольных бюргеров — его современников. Предметы на полотне как бы освещают друг друга, что подчёркивает их тесную взаимосвязь между собою.
Протянутая с неба рука здесь играет роль своеобразного знака-символа (термин Ч. Пирса) всевластной и справедливой воли Бога. «Задерживают внимание: ангел в пышной драпировке, удерживающий театральным жестом руку Авраама, напоминающий гениев и муз, что жеманной толпой наполняют плафоны эрмитажей и монплезиров». «В нем (прим.
К Библии обращались и продолжают обращаться мастера разных стран и эпох. На местонахождение источника прямого света указывает так же ярко освещённая левая грань ножа и затенённая правая. Однажды, как рассказывал Доре друзьям, он получил в подарок от родителей масляные краски. У А. П. Лосенко жесты ангела строго обусловлены повествованием сюжета. По-иному взглянуть на произведения мастера заставляют две статьи, опубликованные в сборнике научных трудов Академии Художеств «Вопросы теории и истории искусства» за 1997 год. В позднеиудейских и христианских представлениях существует понятие «Лоно Авраамово» – потустороннее место упокоения умерших праведников. На это указывает в своей статье А. Виннер: «Благодаря умелому использованию оптическо-живописных свойств тонированного грунта Рембрандт смог достичь исключительной глубины и звучности красочных тонов и добиться изумительной сгармонированности колористического построения своих произведений». А. П. Лосенко наделяет рассматриваемую деталь и декоративным и философским смыслом.
А зрительная память у него была феноменальная. В России книга впервые вышла в 1876 году в издательстве Вольфа.
Вот таким образом картины так притягивают. Время изначально присуще происходящему на полотнах именно оно и есть то содержимое, которое наполняет динамику художественного образа «Жертвоприношения Авраама» кисти двух великих художников. Рембрандт и Лосенко в своих полотнах наделяют крылья ангела разными значениями. Они совсем не похожина мелочных, самодовольных бюргеров— егосовременников. Такой приём не будет применяться художниками последующих лет. Какую же роль играет фигура этого персонажа в композиционном построении обеих картин.
Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте и «Положение во гроб» с изображением народной драмы.
Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятся подлинной драмой жизни. Иван Крамской Свое полотно «Христос в пустыне» Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. Другой мастер, находившийся под влиянием караваджистов, Иоганн Лисс (1595-1631), создавший своё полотно (Флоренция, Уффици) на десятилетие раньше Рембрандта, превратил пейзаж в нераздельную, стремительную стихию, как бы сливающуюся в одно целое с персонажами. Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). Другая работа Глазунова – «Воскрешение Лазаря» еще более эклектична и многослойна. Несмотря на то, что «единой, устоявшейся точки зрения на Рембрандта и на его искусство нет», его гений всё же был практически всегда неоспорим.
Именно так воспринимается лицо патриарха не только из дали, но и вблизи. На полотне Рембрандта фигура Авраама практически не видна, так как погружена в тень. Снова большая человеческая трагедия. произведении) воплощено философско-религиозное и эстетическое кредо Дали.
Это, возможно, граничит с тем, что голландцу XVII века вертикаль напоминала аскетичность готического искусства, ассоциировавшегося в те времена лишь с варварством «средневекового мрака». Например, масштабная работа «Deisis. Сейчас уместно было бы обратиться к ещё неотмеченным нами, но немаловажным нюансам. У Рембрандта её образует мысленно проведённая линия, соединяющая кисти его рук.
Отдельные черты барокко, хоть и весьма незначительные, выделим мы и в произведении «Жертвориношение Авраама» Рембрандта, так как «середина 1630-х годов – время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, мирным соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости». Одна из самых лаконичных формулировок понятия времени принадлежит Иммануилу Канту: «время является формальным априорным условием всех явлений вообще». Мысленно проведём линию от плеча ангела к левой руке Авраама. Это была едкая и гротескная карикатура.
Кроме того, здесь удачно соседствуют тёплый тон золота и холодный – серебра, выражая принцип теплохолодности (термин А. Л. Кагановича), который был присущ и творческому методу А. П. Лосенко. О том, насколько значимым для А. П. Лосенко было пространство в картине, в своём исследовании Л. В. Гиндина: «Осознанный интерес к пространству как к активному фактору композиционной выразительности в русской живописи эпохи Просвещения стал важнейшим завоеванием А. П. Лосенко». Он видел в этом противопоставление «язычеству» Итальянского Ренессанса и Античности. Но композиционной основой этого произведения на библейский сюжет служит здесь античная скульптурная группа «Гибель Лаокоона и его сыновей» (50 г. до н. э., Рим, Ватиканский музей), о чём говорит тот факт, что Андреа дель Сарто «изучал группу Лаокоона во время подготовительных работ к своей картине».
Одновременно, в задачу работы входит оценка самобытности таланта А. П. Лосенко, сумевшего добиться гармоничного сочетания приемов двух противоречащих, по сути, друг другу стилей (барокко и классицизма) и выразить со всей полнотой и целостностью художественный образ. 30 июня у художника началась «холера», врачи оказались бессильны и 3 июля 1858 года художник скончался. В шестидесятые годы он создает рисунки к сказкам Шарля Перро, «Дон Кихоту» Сервантеса, Басням Лафонтена, произведениям Виктора Гюго, Джона Мильтона, Шатобриана. Жест стремителен и в то же время полон патетики.
Вот таким образом мне было интересно цитировать Караваджо. Выше заблуждений, обид, тщеславияоказываются любовь, доверие, взаимопонимание. «Лосенко придавал натюрморту большое значение в своих картинах» – писал А. Л. Каганович, доказывая правоту своего утверждения на примере изображения рыб в «Чудесном улове» и поленницы в «Жертвоприношении Авраама». Но только до конца мое решение изменило второе видение (прим. Исполнившись радости, он усадил их под сенью Мамврийского дуба, велел жене своей Сарре испечь из лучшей муки пресные хлебы, а отроку слуге – заколоть нежного тельца. Вообще, в творчестве каждого из художников «Жертвоприношение Авраама» ознаменовало собою новый важный этап.
В свою очередь один из самых дорогих художников России Константин Худяков тоже часто прибегает к цитированию. «Преднамеренное жертвоприношение Авраама воспринималось как тип Распятия – принесение самим Господом в жертву Христа.
У А. П. Лосенко фон оттеняет экспрессию. Нет иначе тень его руки упала бы на грудь Исаака. Его Дон Кихот потряс публику не меньше дантевского «Ада», ведь он был непохож на все те образы, которые в течение трехсот лет создавались художниками. По дороге Яхве пообещал, что потомство Авраама станет великим народом.
«Библейские сюжеты – это главное в творчестве Караваджо. Почти сто лет ни в Европе, ни в мире равной по силе картины не было вплоть до появления «Герники» Пикассо и «Тайной вечери» Сальвадора Дали. В Новом завете (78 рисунков) художнику не важна природа, здесь все внимание сосредоточено на персонажах, которые Доре старался создавать, не нарушая иконографического канона. А. Л. Каганович высказывает мнение о возможности знакомства А. П. Лосенко с картиной Рембрандта. Иванов жил почти в нищете. Однако, есть среди драпировок замечательные исключения в цветовом отношении – это, например изображенная в нижней части картины под аккуратно выложенной поленницей огненно- рыжая ткань, возможно – туника Исаака (жаль, что краски ныне из-за пожухания утратили частично былую выразительность и яркость, ведь именно эта деталь настраивает весь колорит на драматически напряженный лад, вступая в резкий контраст с основной бледно-зеленоватой гаммой полотна).
Следуя определению В. А. Фаворского, необходимо обратить внимание на то, как художники запечатлели на холстах время, ведь «стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное». А. П. Лосенко с наибольшей силой передал ощущение мгновенности происходящего в фигуре Авраама. Безграничнаскорбь старика, принимающего мертвого Христа. Каноничность не позволяет художнику на иконе отображать реалистичные черты.
По верному наблюдению И. А. Доронченкова «Исаак может быть зарезан, но никак не заколот». В отличие от многих, Доре увидел в Дон Кихоте не «рыцаря печального образа, созданного ради осмеяния старинных рыцарских романов», а благородного гуманиста, живущего ради других и во имя спасения человечества от зла. Предстояние» – он создает собственный иконостас. сон), возможно из-за испанской поговорки, которая гласит: «мало Христа, слишком много крови».
Снова большаячеловеческая трагедия. Шипы в лесной чаще – терновый венец и т. д». Первоначально новая трактовка лишь незначительно затронула художественную композицию, она достаточно часто встречалась в мозаиках V- VI веков (Санта-Мария Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне) и была доведена до совершенства великим Андреем Рублёвым в известной иконе, написанной для Троицко-Сергиевой лавры (Москва, Третьяковская галерея). Второй альбом г-на Доре должен быть выполнен карандашом и появится в феврале».
Некоторые исследователи творчества Рембрандта полагают, что картина «Жертвоприношение Авраама» всецело принадлежит стилю барокко. Список можно продолжить. Вот таким образом-то свет на полотне Рембрандта и похож то на «свет лампы в подвале», то на «зрелище, напоминающее вулкан».
Любовь к архитектуре и средневековой стилистике Доре пронес через всю свою жизнь. В центре композиции обычно находятся трое мужчин (три странника), сидящих за столом, на котором расставлены угощения – это главная смысловая часть изобразительного ряда. Вопрос о том, кто из художников лучше справился с задачей, в данной работе не ставится.
В 1857 году Иванов, наконец, впервые показал свой законченный труд. В силу параболической структуры, лежащей в основе композиции «Жертвоприношения Авраама», практически отсутствуют вертикальные линии. Наиболее известные иконописцы Руси – Алипий и Григорий. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизнидома. Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинныечеловеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятсяподлинной драмой жизни. Овен оказывался Христом, принесённым в жертву.
Инженер и строитель мостов имел прекрасную библиотеку. Однако, такое мнение верно лишь частично. Оба художника разделяют пространство на реально осязаемое (первый план) и на иллюзорное (фон). Во-вторых, в образе Исаака мы не видим должного по религиозным представлениям благородства: черты лица его изображены безобразно искажёнными страшным криком человека, желающего жить, а не умирать пусть даже и во имя веры.
Этот приём служит важнейшим фактором целостности художественно7го образа. Картина «Жертвоприношение Авраама» показательна в отношении рассмотрения одной из граней творчества Рембрандта, то есть его талант как мастера исторического жанра. В евангелической традиции Иисус Христос именуется сыном Авраама. Пейзаж Рембрандта, словно слепленный из света и тени, напоминает фантастический мираж, от которого веет завораживающей древностью библейской легенды, а А. П. Лосенко отказывается от пейзажного фона, причины чего будут рассмотрены выше.
Ощущение времени на холсте и Рембрандта и А. П. Лосенко созвучно мысли философа. На картине «Распятие святого Петра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой. Выдающийся исследователь христианского искусства и архитектуры Н. В. Покровский писал: «так как протестантские храмы не допускали настенных изображений, то ни Рембрандт, ни другие голландские художники не занимались ею, да и вообще религиозная живопись не могла здесь процветать». Она не в силах стоять, теряет сознание, падает наруки заботливо обступивших ее людей. «Так как красота её пленила душу его, – меч прошел по шее его. » Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно.
Иванов также делал акварельные эскизы к росписям «Храма человечества», но почти никому их не показывал. В полотнах стали появляться иные ветхозаветные персонажи. Безгранична скорбь старика, принимающего мертвого Христа. Художники воспевают красоту мгновенного, составляющего вечное. Так, одним из первых светских живописцев, обратившихся к сюжету жертвоприношения Авраама был яркий представитель искусства Высокого Возрождения во Флоренции Андреа дель Сарто (1486 – 1530), полотно которого датируется 1529 годом (Дрезден, Картинная галерея). В содержании живописных работ появились темы о Рае и тех, кто некогда был изгнан из божественного сада («Изгнание из Рая» и «Изгнание из Эдемского сада» Томаса Коула). Суровую характеристику дал «Жертвоприношению Авраама» А. П. Лосенко в 1914 году Сергей Эрнст в журнале «Старые годы»: «Холодный, парадный ковёр в слабых бессильных тонах, написанный с большим мастерством и знанием анатомии». Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь.
Именно первый план произведения Рембрандт делает самым напряжённым в колористическом отношении и резким по светотеневой моделировке форм. Так, даже черты лица Авраама, ритмичные по рисунку, подчинены общей динамике композиции. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни.
Его картины Московский дворик Бабушкин сад Христос и грешница принесли художнику признание. Исполнившись радости, онусадил их под сенью Мамврийского дуба, велел жене своей Сарре испечь из лучшеймуки пресные хлебы, а отроку слуге — заколоть нежного тельца.
Образы на его полотнах перетекают друг в друга, пренебрегая пространственным ограничением. Чтобы проверить силу веры Авраама, Бог велел принести Исаака в жертву Ему. Тень ног Исаака – на поленнице, чего никак не могло быть, если бы они освещались облаком (тогда бы тень падала параллельно поленнице на землю). На холсте Рембрандта свет порождался самими телами, всей пространственной средой, т. е. Перестройка» и горящего храма.
Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей. Александр Иванов — автор картины «Явление Христа народу», которая стоила ему 20 лет настоящего труда и творческого подвижничества. Самой известной и узнаваемой остается еврейская вдова в полотне Джорджоне «Юдифь», но Густав Климт осмелился на изображение «своей» Юдифи, с укладкой, припудренной каплей сексуальности и страсти в опущенных веках. Такие изображения часто встречаются в средневековом искусстве: «Золотые ворота» Фрейнбергского собора, «Княжеский портал» собора в Бамберге, роспись Успенского собора во Владимире. Нередко первоисточником становится Священное писание. Черты сакрального, таинственного, мистического действительно присутствуют в «закрученной» композиции, но это не роднит картину с иконой.
Репин называл эту картину «самой гениальной и самой народной русской картиной». Работа над полотном длилась ровно 20 лет. Её тона самые тёмные на переднем плане, отчего она кажется ближе всего к зрителю. На нём белая рубаха с чёрной каймой снизу – рисунок «талита», молитвенного покрывала использующегося евреями во время службы в синагогах.
Этим он выражает чувство скоротечности жизни, ощущение тревоги и драматичности. А ведь впереди еще был «Дон Кихот». Более значительной и серьезной работой стали иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Неслучайно Библия с иллюстрациями Доре была переведена на десятки языков и издана во многих странах Европы и Америки.
Стоит обратить внимание на то, что нижнюю часть картин обоих живописцев можно назвать кульминационной. В статье С. Эрнста интересна, но весьма полемична мысль о большем соответствии манеры живописца в «Жертвоприношении Авраама» стилю барокко, чем классицизму. Он вообще ничего не делал с натуры, рассчитывая исключительно на собственную память. «Судя по названию классов, в живописном искусстве произошло размежевание по жанрам в зависимости от тематики произведения». Известный исследователь творчества Рембрандта В. Лебедев считает картину одним из тех немногочисленных примеров в мировой живописи, когда художник, отводя важное место декоративной стороне в своей работе, выражает в полной мере и психологию действующих лиц сцены и сложную религиозно-философскую идею: «Стремясь превратить мифологическую картину в зрелище яркое и захватывающее, художник уделяет особое внимание фантастической, праздной костюмировке персонажей».
В историю искусства этот цикл вошел под называнием «библейские эскизы». Кроме «Библейского Послания», Шагал оставил потомкам серию иллюстраций – литографий к Ветхому Завету. (Отказ от индивидуализации внешнего облика станет одним из важнейших средств выразительности в творческом методе Рембрандта в знаменитом шедевре мировой живописи «Возвращение блудного сына»). Серьёзный анализ значения этого приёма проведён Эмилем Верхарном он называет свет «идеальным, созданным мыслью или воображением». Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизни дома.
«Доре сочетал в себе немецкий порядок и организованность и французский романтизм и впечатлительность», — напишут о нем позже критики. Но стоит вглядеться – и мы начинаем сомневаться в реальности этого пейзажа, «вылепленного» исключительно светом и тенью и от того напоминающего мираж. Рассмотрим роль агнца в истории иконографии сюжета. Здесь представлены практически все основные составляющие стиля барокко: одна мысль и множество сравнений».
В поздних произведенияхБрейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Из-за спины ангела. Авраам догадался, чтопод видом трех странников от принимает три лица Троицы.
Так, один из виднейших идеологов передвижнического движения В. В. Стасов считал, что все произведения на исторические и библейские темы «от Лосенко до Брюллова представляют собою жалкие, смешные или нелепые пародии на историю и психологию». Она претерпела более тысячи переизданий.
Композиция Чиголи (Флоренция, Питти, Галерея Палатина) более канонична изображение ангела в верхнем левом углу картины уравновешивается тщательно исполненной головой овна в нижнем правом углу, центром композиции является фигура Авраама. Его взгляд устремлён к небу. Заснув от трудов праведных, мальчик был разбужен криками голосящих крестьянок.
Этот отрывок Пятикнижия – основополагающего документа иудаизма, декларирующего единство Б-га, стал толковаться в христианстве как явление «Троицы» – Б-га, бытие которого проявляется в трёх ипостасях (Отца, Сына, Духа). Писатель второй четверти XIX века Н. В. Кукольник в статье своей «Художественной газеты» особенно отмечал то, что А. П. Лосенко «искал своего идеала во всей истории художества, он сравнивал, вникал, соображал все памятники искусства добивался художественной анатомии, правды, пропорции». В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия).
Но тех, кто увидел в Доре художника-проповедника, все-таки было большинство. К картине было написано около 600 этюдов. уезжает в Германию. Псалтырь, Послания апостолов, Притчи Соломоновы Доре обошел своим вниманием. На рассматриваемых полотнах очевидна связь построения пространства с драматизмом образов.
А. П. Лосенко высоко ценил творчество Рубенса, Тициана, Рембрандта. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стук плотничьего топора. / Он отвечал: вот я, сын мой. / Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Ослепительно бледны лицо и грудь юного Исаака, чья фигура ярко освещена.
Вместе с Саррой он покинул родную страну. Именно в них сюжет приобрёл наиболее выразительную интерпретацию.
Юноша попытался успокоить всех, объяснив причину преображения птицы, но в ответ от старухи-крестьянки услышал: «Когда-нибудь твою мазню будут очень ругать». Мерцание световых рефлексов изменение цвета одного и того же предмета в тени, полутени и на свету привлекает художника возможностью показать материальный мир во всём его многообразии. Все деньги, которые доставали родители и друзья шли на краски. Тогда же Бог повелел Аврааму именоваться Авраамом (отец толп народов) и чтобы весь мужской род в доме Авраама был обрезан.
Авраам – по Библии первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа, родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов. Одно из лучшихрешений этой темы— эрмитажная картина «Святое семейство», созданная художником в1645 году. Бог явился к нему в облике трех ангелов. Начало XIX века обозначилось ярким пятном академизма в полотнах по библейским мотивам. Говорят, что Доре никогда не учился.
На обеих картинах время как бы сливается с движением в неразделимую стихию. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим» Позже он говорил: «всюду живая Библия», «так грандиозно я почувствовал Бога живого», «Боже. Один из них называется «Ройтбурд vs Караваджо». По верному наблюдению Эмиля Верхарна, «для Рембрандта обнажённое тело священно Г. Вёльфлин в качестве характернейшего свойства стиля барокко отмечал «упрощение композиции и подчинение её единству замысла». По пути в Дамаск его внезапно ослепил небесный луч и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишь меня. » После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа – апостолом Павлом. Единственной обширной монографией, содержащей ценные биографические данные и развернутый анализ произведений мастера, а так же включающей в себя богатый документальный материал, является поистине монументальный труд А. Л. Кагановича «Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия». Огромная заслуга автора в том, что он рассматривает творчество А. П. Лосенко в тесной связи с эпохой зарождающегося классицизма, но вместе с тем уделяет внимание влиянию стиля барокко на художника, которое проявилось в рассматриваемом нами полотне. Эти детали – символы, раскрывающие сущность гостей Авраама – ангелов в образе людей. Еговлекут темы трагические.
Спустя три месяца, в последних числах 1847 года, юный Доре поступил сотрудником в «Le journal pour rire» с окладом в 5000 франков в год. Только после смерти художника эти рисунки стали известны. Она— сама чуткость, сама настороженность.
Важную роль играют здесь ещё и драпировка фигуры Авраама. Значит, те черты сходства, которые позволяют нам сравнивать «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко с шедевром Рембрандта, обусловлены не прямым заимствованием, копированием, а использование художником тех приёмов выразительности, которые он почерпнул из творческого наследия Рембрандта. По меткому наблюдению И. А. Доронченкова, Рембрандт «со-творит библейское предание в своих картинах, воплощая не только события, но и передавая их глубинный смысл, отходя порой от повествования, но следуя общему смыслу Писания, направляя свой «вымысел» по его стопам». Ссылаясь на слова Е. Ротенберга, такое построение композиции можно соотнести с эстетикой стиля барокко, согласно которой «мир воспринимается как находящаяся в поток бесконечного движения единая космическая стихия». Действительно, театральность присутствует в картине, но она – не в отдельных жестах, не в выражениях лиц и т. д., она во всём: в постановке фигур, в самой лепке форм, в освещении. Художник работал с архетипами, чего нам сейчас не хватает в искусстве. На картине «Распятие святогоПетра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой. «Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан их смерть подпятой коня и момент озарения Савла.
Его влекут темы трагические. По словам А. Г. Верещагиной «подобно тому как в петровское время не было ещё исторической науки, но зато все исторические знания служили современности, так и совсем ещё молодая историческая живопись прославляла величие свершавшегося». А. Л. Каганович пишет: «Барочные влияния ещё в полной мере присущи этому полотну.
был только отражённым. После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая неприязнь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхнула с новой силой. Агарь на руках с Измаилом была вынуждена уйти в изгнание. Однако, вряд ли можно считать справедливым его мнение о том, что в картине «Жертвоприношение Авраама» «свет более не исходит от тел как струящаяся духовная сила, делающая предметы нематериальными». Изнемогает от горя Мария.
Третье лицо — бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему. В данной работе внимание будет уделено картинам Рембрандта и А. П. Лосенко. И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына. ».
Такое решение, безусловно, граничит с сакральным смыслом. Из искусства иллюстрирующего иконопись превратилась в искусство познающее. Исаак, несущий хворост, – прообраз Христа, несущего свой крест. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий.
Оказывается, существовала легенда о зеленом петухе, приносящем неурожай и голод. В библейском сюжете рассказывается о том, как однажды к 99-летнему Авраму явились три ангела под видом «трёх мужей», трёх странников. В 1854 году вышел альбом литографий «Парижский зверинец», где Доре представил публике галерею парижских типажей. После создания этой Василий Поленов картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием «Из жизни Христа», которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков. Надуманным кажется следующее утверждение, касающееся непосредственно «Жертвоприношения Авраама»: «Закрученная барочная композиция словно несёт в себе воспоминание об иконе действие развивается параллельно плоскости холста, практически не маскируемое даже той псевдопространственностью, которая была в «Чудесном улове рыбы». Возразить этому утверждению можно словами А. Л. Кагановича: «В конце концов и сам жанр этот – картина изображающая событие из священной истории, был новым и совсем непохожим на сцены из церковных росписей или иконы Лосенко воспринимал окружающее как вполне осязаемую материальность и стремился возможно полнее и ярче воплотить её в своих работах, что сказалось отчасти и в картине «Жертвоприношение Авраама». Соседство такой изумительной градации оттенков волос ангела с лазурной полоской неба вносит в колорит декоративное звучание и, одновременно, придаёт лицу божьего посланника необычайную одухотворённость, подчёркивает выразительность его взгляда, который в свою очередь тоже излучает частицы света. В «Предстоянии» вы найдете Иисуса Христа, Богоматерь, святых апостолов, Александра Македонского, Николая II и других не менее значимых персонажей.
На фоне поленницы выразительно выглядят ноги Исаака. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, чтосуровые испытания судьбы сближают людей. Доре работал над ними с 1855 года. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших ее людей.
Единым эмоциональным порывом пронизаны движения персонажей. Одного из купающихся Иванов рисовал со своего друга Николая Гоголя. Это был его триумф.
В творчестве Рембрандта «Жертвоприношение Авраама» ознаменовало период творческой зрелости и в то же время открыло простор для поиска новых средств выразительности в 30-е годы он доводит до совершенства свои технические приемы. По христианскому вероучению, бог, будучи единым по существу, троичен в лицах. По его мнению, Рембрандт достиг «предельного стирания грани между мистическим и реальным Лосенко же делит предложенный ему материал на пласты земной и небесный». О том, что Рембрандт «осуществил перенос мифа в сферу человеческого духа, в область психологии, то есть высших душевных движений», пишет Е. Ротенберг в своей статье в журнале «Творчество». Публику потрясли мастерски сделанные иллюстрации. Картина «Явление Христа народу» была делом всей жизни Александра Иванова.
«И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. Созданные Доре образы не только не мешали восприятию авторского текста, но были сплавлены с литературным материалом настолько, что становились его неотъемлемой частью. Художник ощутил, как, в сущности, внутренне схожи оба эти эпизода, за которыми стоят драмы сыновей, приносимых в жертву собственными отцами и чувства самих отцов: с одной стороны – готовность Авраама лишить жизни своего единственного и любимого сына и, с другой стороны – согласие Б-га на принесение в жертву своего «Сына Человеческого». Он вошел к Агари и она зачала.
Александр Иванов «Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Можно выделить несколько иконографических трактовок. Однако, сопоставление художественных средств выразительности у Рембрандта и у А. П. Лосенко невозможно было бы проводить с целью условного определения «в каком стиле» каждый из них работал. В одном из своих писем в тридцатые годы Рембрандт писал, что стремится «придать явлениям величайшую и предельно естественную подвижность». Золотисто-коричневый тонированный грунт помогает придать равную силу холодным и тёплым тонам полотна. В его картинах можно увидеть Господа и пресвятую Марию, Христа и Иоанна Крестителя.
Первым полотно «Явление Христа народу» увидела вдовствующая императрица Александра Федоровна. С помощью цвета Рембрандт достигает необыкновенной материальности изображаемого.
Интересно попутно отметить, что лишь у Рембрандта и уА. П. Лосенко образ Исаака доведён до предельного обобщения.
Облако несёт отражённый от другого источника свет, а не прямой. В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Пейзажный фон у Караваджо спокоен, лишь едва различимые на заднем плане верхушки кипарисов и башенки городской стены вносят размеренный вертикальный ритм в эту статику. Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие, взаимопонимание.
В композиционном решении «Жертвоприношения Авраама» и А. П. Лосенко и Рембрандта «настроение не разрешается, а переходит в состояние страстного напряжения». Рядом скорбящие люди, среди которых женщина с ребёнком на руках, по-видимому, мать самого Иисуса со своим сыночком, прижимающая его к груди и как бы защищающая от ужасного зрелища казни – такой знакомый всем жест матери, не дающей ребёнку «смотреть на страшное».
Рембрандт в картине словно предвосхищает слова своего современника философа Спинозы: «Как свет обнаруживает и себя самого и окружающую тьму, так истина есть мерило самой себя и лжи». Человек Брейгеля обладаетсвободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Там он женился на Сарре. При всём обилии биографической литературы о художнике, мы мало достоверного знаем о нём как о личности, о его религиозных и эстетических воззрениях. С чем сравнить этот подвиг. Он нежно склонился над сыном, опустив ему на спину слабые старческие руки.
В православной иконографии это были изображения Отца в виде старца, Христа, как отрока («Отечество») или взрослого мужа и Духа в виде голубя, а в католических религиозных картинах – изображения седовласого Соваофа-властителя небесного, распятого Христа и голубя-Духа. Не менее известная его «Тайная вечеря».
Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стукплотничьего топора. Рембрандт лишь вводит в свой творческий метод немногие художественные средства барокко, но в целом сила его талант и в «Жертвоприношении Авраама» не может быть ограничена рамками того или иного стиля вообще. На его полотнах люди страдают испытывают жестокие мучения. Так, лидирующим жанром религиозная живопись была во времена Средневековья и Возрождения. Для А. П. Лосенко, так же, как Рембрандта, «Жертвоприношение Авраама» – одно из тех произведений, которые характеризуют собою определённый творческий этап в жизни художников и в полной мере отражают их духовный мир через особенности художественно-пластического языка.
В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портомжило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. На следующий день во дворец прибыл сам император. Художник мгновенно стал знаменит. В «Жертвоприношении Авраама» А. П. Лосенко немаловажно отметить соотношения общего цветового фона и тонов тел персонажей. Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии.
На этой работе Христос предстает в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. Так как же понимали время Рембрандт и А. П. Лосенко. Присмотримся к фигуре Иакова.
Современники восхищались мастерски выполненными многофигурными жанровыми композициями и как будто бы «живыми» портретами. Для А. П. Лосенко свет не менее важен, чем для Рембрандта, только он выполняет иные функции, а, следовательно и наделён несколько другим идейным содержанием. Плавная обтекаемая форма древневосточной сабли особенно выразительна в полёте. Но откуда он исходит.
Силен он будет, как дикий осел и пойдет от него многочисленный народ". Бог явился к нему в облике трех ангелов. На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства.
Но у него не было холстов, а рисовать так хотелось. В 1604 – 1605 г. г. Эпизод об искушении Авраама чрезвычайно драматичен.
И реально-мистический мир Рембрандта и противопоставление божественного земному у А. П. Лосенко увлекают зрителя «со всею силою страсти, непосредственно и непобедимо». На протяжении 40-х годовРембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Мы видим только кисть руки божьего посланника. Автор обширной статьи, знакомый с биографическими материалами о художнике, видел в произведении «эклектизм, придающий некий исторический интерес – интерес творческих исканий лучшего русского академика XVIII века».
Натаких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись вВифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь ИоаннаКрестителя», «Обращение Павла», «Рождество», награвюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют средисовременников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейскиесцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется средимножества других впечатлений любого из изображенных на картине людей и людиэти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога. В прославленных«Слепых» (1568) евангельская притча использована для воплощения идеио слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем засудьбой-фортуной. Так Доре стал самым молодым и самым высокооплачиваемым иллюстратором Парижа.
Проследим мысленно траекторию жестов героев «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко: изящную линию исходящую из нижней части холста, образует фигура Исаака, а в верхней части холста в одну плавную кривую сливаются силуэт ангела и плечо Авраама. Авраам догадался, что под видом трех странников от принимает три лица Троицы. Но для себя художник решил, что прежде проиллюстрирует самые значительные произведения мировой литературы. Смотря на них, хочется разгадать тайну.
Часто к библейским образам обращался испанский гений Сальвадор Дали. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна.
Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. Несомненно, эта тема всегда волновала художников (Джованни ди Паоло – «Изгнание из рая» – 1445г., Дюрер – «Изгнание из Рая» – 1510г., Уильям Блейк – «Адам перед судом бога» – 1795г. «Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан их смерть под пятой коня и момент озарения Савла.
В них заключены духовное содержание и глубокий нравственный смысл. означает «молитвенный образ». Прерывисто-неравномерный ритмдвижения фигур развивают тему неминуемой гибели. У Рембрандта в пейзаже продолжается тема контраста света и тени.
А кто-то вообще осуждал за оформление (иллюстрации были большого альбомного формата с широкими полями), претендующее на картинное истолкование сюжетов. Иначе говоря, художник пользуется не прямым светом, а отражённым. Интересные замечания на этот счёт мы встречаем в статье журнала «Памятники культуры» за 1975 год: «Бросается в глаза неравномерность красочного слоя, очень тонкого в тёмных частях картины (фон и т. п) и возвышающегося отчётливым рельефом в освещённых местах как известно, рельефные мазки содержат значительное количество свинцовых белил, тогда как тёмные пятна проложены тонким слоем жидкой лессирующей краски». Рембрандт в этой ситуации на первый взгляд больше реалист, нежели мистик. Действие разворачивается на фоне «скалистого пейзажа, уступы которого, похожие на обломки кристалла, окрашены в яркие голубые, желтые, зелёные, лиловые и пурпуровые тона и местами тронуты золотом». По темпу роста Антверпену не было равных в Европе, он стал новым финансовым и экономическим центром западного мира.
Левой рукой ангел только успел схватить руку Авраама. И он сдержал слово. По словам Ю. И. Кузнецова «художник использует язык и стилистику барокко в мифологических и библейских сюжетах – там, где остаётся верен традиционной трактовке мифа или легенды и там, где традиции рвутся смело, решительно и окончательно». Он единоборствовал с Богом, явившимся ему в виде ангела (выход на Text9 «Время ангелов», часть 2), потомство его будет многочисленно, как песок морской.
На его полотнах люди страдают испытывают жестокиемучения. Замечательный иконографический образец сюжета в религиозной живописи раннего средневековья предстаёт перед нами в мозаике пресбитерия базилики Сан Витале в Равенне (VI век). «Аврам послушался слов Сары.
Актуальность поставленных в Писании вопросов не имеет пространственных или временных привязок. Теперь же стоит обратиться к недавним исследованиям творчества А. П. Лосенко. Несмотря на кажущуюся асимметрию, всё же именно симметрия лежит в основе построения композиции переднего плана, так как сама S-образная структура её предполагает, но эта симметрия мастерски замаскирована резкими ритмами и своеобразием группировки фигур. По пути в Дамаск его внезапно ослепилнебесный луч и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишьменя. » После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа– апостолом Павлом. Плавный изгиб тела Исаака у А. П. Лосенко динамичен: кажется, он медленно отклоняется назад.
Сарра настояла на том, чтобы отправить Агарь с младенцем Исмаилом в пустыню.