Владимир Беляков – профессиональный художник. Представляем Вашему вниманию две только что пришедшие к нам в галерею работы художника Владимира Белякова.
Но художественное образование Е. М. Беляковой началось раньше. Первая половина XIX века — время больших мастерских. В большой семье Беляковых у детей всегда было много игрушек.
Шарманки с легкими танцорами и неустанным дирижером, паяцы на ручках, хлопуны, что руками хлопают, «турочка»— ногами и руками дрыгает, клоуны с тарелками, кувыркающиеся на стуле, с бубнами, зеркалами. Торговцы, сапожники, табашники, пьяницы. Публикуемая в выдержках книга московской художницы Екатерины Михайловны Беляковой (род. Раньше делали еще «лазающих» — медведь лезет по столбу, «транжи»—паяц ломается на проволочке, а музыкант стоит со скрипкой баран запряжен в бочку, на которой сидит мальчик. К сороковым годам XIX века Сафоновы начали разоряться. Мастера стали расходиться.
Колокольни доходили до трех с половиной аршин высоты. Позже шкуру животного покрывали ровными ямками, сделанными круглой стамеской. Ерофеев открыл первый в его время магазин игрушек2, товар он покупал непосредственно у балбешников, по обычаю того времени он же привозил из Москвы необходимые для их работы цветную бумагу, бумагу для лепки, краски, лак, золото, кроме того, он заготавливал «белье» («бельем» называются неокрашенные игрушки, как деревянные, так и лепные), выделываемое в деревнях в зимнее время, доставлял мастерам цветные лоскутья, проволоку, даже бумагу для обертки готовых игрушек. Товар готовили к 1 сентября (начало учебного года), к Вербному воскресенью.
В настоящее время мастера остановились на двух меньших размерах Лавры42. Производство кукол из мастики появилось в Посаде, по свидетельству издания 1880 года, «не более сорока лет назад»24, то есть в сороковых годах XIX века. Жил Рыжов замкнуто, детей своих учил сам, учеников не брал—потому ли, что было «своих достаточно», а может быть из желания оставить свою славу за собой. В конце XIX столетия спрос на болвашки падает, они становятся необязательны. «В Париж водой везли, от плохого-то клея она развалилась, пришлось вновь склеивать», — рассказывал один из братьев Хрустачевых, сопровождавший изделия троицких кустарей.
Правда, сыновья А. Рыжова все вышли хорошими резчиками. Когда работа не помещалась в мастерской, приходилось выносить ее во двор. Каждая кукла его работы имеет свое индивидуальное выражение. Для примера назовем несколько неудавшихся болвашек. Техника крашения: вылепленная, хорошо просушенная игрушка грунтуется мелом, разведенным с клеем снова высушенная, она окрашивается основными цветами затем, по терминологии игрушечника, «шахматится», «пестрится», «растушевывается», «тычется» «тыколкой». Форму льют со старой игрушки хорошей работы и, пока она нова, с нее выливают гипсовую болвашку, которую обмазывают для водонепроницаемости красным лаком, смешанным с маслом и мылом или тщательно вылепливают по форме бумажную болвашку, оставляя несклеенными с отогнутыми краями обе вылепленные половинки игрушки и намечая по ним сажей места для «кусков»17.
Важно и то обстоятельство, что в Посаде издавна делали осыпные игрушки. Глаза вставляли из гороха26 иногда, отсырев, он пускал ростки. Этот размер делали, конечно, в особых случаях: во дворец, на выставку, в витрину магазина. Тряпичная кукла служила болвашкой, скорее, во времена, неблагоприятные для игрушки. Этот тип кукол очень распространен встречаются куклы, одетые, как боярские дети.
Находят, что так даже удобнее — форма сразу получается, нет необходимости прилаживать и угадывать, в каком месте должен быть вставлен «кусок». Все это укладывается в деревянный ковчег, оклеенный картинками немецкого происхождения., то ли дело конь Тимохина, —показывает он, — жилистый, модненький». Известная в Посаде семья Хрустачевых вырезает деревянные иконы и церковную утварь. «Так уж, заплатил ему пять рублей, а как потом ни переделывал, все равно в дело не пошла». Кукла, заказанная резчику церковных иконостасов, также не имела успеха: «Херувим вышел, только крылышки приделать», —резные волосы оказались лишними, кукле волосы напишут, либо приклеят парик. Сырость и мыши могли заставить кустаря изменить материал для работы.
Потом, применяя большую и маленькую стамески, стали делать продолговатые выемки. Это подтверждает и Боголепов.
Игрушка «Ноев ковчег», по-видимому, западного происхождения. Родоначальник знаменитых Рыжовых делал ящики для мелких игрушек. Таковы же рисунки игрушек (их больше ста) из замечательного альбома Е. М. Беляковой. Особенно занимает ее происхождение отдельных видов игрушек. Ездили торговать в Вологду, Харьков, Рыбинск, Ростов. Наряду с приземистыми «горбачами» были куклы стройные, под названием «талии».
«Чухонцами» зовут все игрушки с оттенком шутовского балаганного характера: мужик с бараном едет верхом на козе, на свинье и пр. Они интересны яркостью отображения любимых народом развлечений. Ничто не мешало их общению. Для тряпичных кукол, набитых соломой или опилками, заготавливают головки, сходные с головками «талий» и «горбачей». Ножом из косы поправляют неровности.
Франты в костюмах первой половины XIX века раскланиваются с воздушными дамами38. В последнем случае их насаживали на подставку. Они получали большие заказы из обеих столиц имели торговые связи во многих городах. К тому времени Е. М. Белякова уже прошла хорошую художественную школу. Товар укладывали в дальние места на ярмарки: на Киевскую (проходила с Крещения по март), на Нижегородскую (июль). Бумагу мочат в воде, выжимают, смазывают ее клейстером из ржаной муки, оставляя свободными края бумаги, укладывают по форме, «гнут», хорошенько пролепливая все впадины, накладывают одну бумагу на другую несколькими слоями, загибают края в уровень с формой довольно толстым рубцом.
Содержали их крупные предприниматели. Собственно папье-маше — смесь рваной бумаги с клеем—в Посаде не делали, а просто накладывали, приклеивая мучным клейстером, один на другой листы бумаги (эстампаж). Но он говорит, что Салов привержен старому способу работы, теперь («не более 18 лет назад») другими мастерами оставленному25. В 1913 году молодая художница поступает в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, где учится до 1917 года у Н. А. Касаткина, А. М. Корина, С. Д. Милорадовича, С. В. Малютина. Художница, по ее словам, долго искала способ подачи изобразительного материала. Вот таким образом так живо возникают перед читателем картины быта, так ощутимо передан дух времени.
Техника их изготовления: бумагу смачивают, обрывают по краям, чтобы не было рубцов и лепят по форме сначала отделывают передки (лица), когда они высохнут, вставляют глаза затем сырые задки, с краями, загнутыми внутрь, приклеивают к передкам и сушат. Подобная «Лавра» бьша заказана в 1880 году к Парижской выставке, ее делали у Копылова Беликов и Гусев. Материалы для работы и все необходимое для хозяйства получали у хозяина «на книжку», то есть в счет будущей оплаты труда. В таких условиях легко рождается, свободно и смело развивается новая мысль.
Некоторые, начав с игрушек, перешли постепенно к прикладному искусству. Ф. В. Челпанов оставил целый ряд прекрасных вещей. Один из братьев умер, другой, Сергей Александрович, открыл «шкаф» (лавку) на вокзале, но будучи «капризен» не умел ладить с мастерами и скоро «шкаф» пришлось закрыть. Во многих из этих игрушек видно влияние народной картинки33. Несколько слов о технике исполнения деревянных болвашек, например изображающих животных.
В старые годы размер «Лавры» доходил до значительной величины. В середине XIX века мальчиков большей частью одевали кучерами: красная рубашка, черные плисовые шаровары, такая же поддевка, шапочка с выбивающимися из-под нее овчинными волосами, клеенчатые сапоги девочки—в богатых цветных сарафанах, в расшитых кокошниках. Продавали товар крупными партиями. Лишь у Салова бумагу наклеивали поверх болвашки: сначала болвашку обертывали тонкой мокрой «мягкой бумагой» (с мануфактурных заводов), когда она подсыхала, ее облепляли общепринятой для лепки хлопчатой бумагой («большой руки», «сахарной» или «шечкой») с клейстером. По рассказам старожилов, слишком большие жизненные удачи оказались им не по плечу. Раздоры, кутежи и карточная игра разорили «дело». В записях Беляковой чувствуется полемика с теми представителями художественной интеллигенции, которые считали русскую игрушку отсталой, стремились помочь кустарям «улучшить» их продукцию, приблизить ее к образцам западного производства.
Или медведь, который оказался «толст под одевку, но тонок под краску и шерсть». Все это записывалось опять-таки «на книжку» вместе с мукой, крупой и другими продуктами из его же лабазов. Особенно хвалят рано умершего Ивана старшего и Ивана младшего (умер в 1919 г. от чахотки). Барашки, осыпанные пшеном или гречневой крупой по клею, так и называются «барашки в крупе». Нам известны образцы «Ноева ковчега» не очень старые, но этот тип игрушки существует с давних пор.
Сказались творческая зрелость, прекрасное владение техникой. Например, у попугая спинка и бока по голубому зеленым «шахматились», уточке грудь «синили» по голубому, пуделю— сажей «пестрили», журавль—«в пестрядку», еж расписывался «колюшками». По поручению этой организации Е. М. Белякова вместе с другой сотрудницей комиссии Е. Штейнбах собирает коллекции для музея игрушки. Затем зачищают мелким напильником, дважды грунтуют и дважды густо прокрашивают мелом с клеем, в последний раз подмешивают розовой краски и пунцовой: «щечки подрумянить», «живность придать».
Ямки выравнивают замазкой из мела с клеем. Вариант, на котором она остановилась, —бесспорная удача. «Горбачевых» головок делают до 20-ти номеров по величине. Другие игрушечники обрамляют зеркальца, делают расписные сундучки и многое другое. На Сафоновых, помимо живших у них мастеров, работал «весь Посад» у себя на дому.
К концу столетия шерсть изображают лежащей узкими длинными мочаловидными прядями и еще более «натурально»: ровными прядями, чередующимися с крупными и мелкими прядями, а также беспорядочно спутанной. Состоит из фигур Ноя с семейством (их делают всегда мастичными) из многих пар всевозможных резных животных, в вершок длины, крохотных птичек всяких пород, очень красиво раскрашенных и глазастых зеленых гадов. Во многих живописных работах художницы можно увидеть любимые ею вещи. Есть и акварели с изображением игрушек ее детства, среди которых легко узнать игрушки Сергиева Посада.