Знаменитый чешский художник Альфонс Муха, картины которого сегодня можно увидеть в лучших коллекциях мира является одним из самых ярких представителей стиля модерн.
Является единственным официальным музеем художника. От заказов не было отбоя. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
Один из ярчайших представителей стиля модерн. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.
После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию.
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». По сегодняшний день жители и гости города могут любоваться этим даром известного мастера имя которого Альфонс Муха.
Он получил несколько заказов на портреты, также читал лекции в Нью-Йорке, Филадельфии и Чикаго. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. После первой мировой войны художник возвращается на родину.
Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Альфонс Муха – один из знаменитейших художников конца IXX – начала ХХ веков, прославившийся своими работами в неповторимой манере, в рамках художественного и архитектурного стиля, который во Франции тогда назвали «Ар-нуво», в Германии «Югендстиль», а в остальном мире его обычно именуют «Модерн». В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В настоящее время она живет в Чехии. Но это не так. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Оставив борт пришвартовавшегося в НьюЙорке французского парохода, 6 марта 1904 года художник впервые ступил на американскую землю. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи.
Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Интересна история внучки Мухи. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Один из ярчайших представителей стиля модерн. Оформительскую задачу художник решал комплексно. Мальчик с детства хорошо рисовал. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Он рисовал афиши для различных театральных постановок.
Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Да и самого художника в Европе порой считают французом. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Он согласился. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца.
Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Родился Альфонс Муха в 1860 году. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. В отличие от других художников, сосредоточенных исключительно на живописи, молодой автор занимался иллюстрацией периодических изданий и созданием их обложек. Муха, приверженец славянского сепаратизма, с энтузиазмом взялся за работу с новым правительством.
Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Интересно, что в её чувствах к Мухе отсутствовал материальный расчёт: к моменту брака долги Мухи намного превышали его состояние.
Коммерческий успех и широкое признание творчество Мухи получило в 1893 году, когда художник получил заказ от театра «Ренессанс» – ему предстояла написать афишу представления «Жисмонда», в котором играла сама Сара Бернар. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Великая актриса была очарована работой. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели.
Благодаря последним, он прославился и обрел популярность среди современников. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи».
Что же привлекало покупателей к творчеству художника. Муха был технически искусным художником, академический стиль живописи уже давно миновал пик своего расцвета и для того, чтобы заработать Муха начал рисовать иллюстрации к книгам и журналам. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Интересно, что в её чувствах к Мухе отсутствовал материальный расчёт: к моменту брака долги Мухи намного превышали его состояние.
Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима.
На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». По ее настоянию Муха получил должность главного декоратора театра. Таким образом, цветы в живописи приобретали абсолютно иное понятие.
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников.
Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Работы, отличающиеся своеобразным стилем и оригинальностью, сразу пришлись по душе читателям. Посетители узнают и детали личной жизни автора. Муха остался без средств к существованию.
Художник моментально становится знаменитым. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. У неё две дочери.
В 1888 Муха впервые побывал в Париже. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико».
От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Слева автопортрет художника. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Название пришло из Франции. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно.
Предки его занимались выращиванием винограда. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования.
Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Слева автопортрет художника. Да и самого художника в Европе порой считают французом. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества.
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Но это не так. Это было довольно прибыльным делом.
Интересна история внучки Мухи. В ту пору он заинтересовался историей славян. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. Чаще всего изображение чувственных, роскошных, томных женщин, украшенных цветами. У неё две дочери. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году.
«Сара была великолепна», — вспоминал Муха. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц.
Картины отличались насыщенностью красок и деталей. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним.
В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. В настоящее время она живет в Чехии. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
«Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. 1893 год.
Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Хитилова была соотечественницей Мухи. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
Тогда Муха стал брать уроки рисования. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие.
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах.
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Сара Бернар была под таким сильным впечатлением от работы художника, что она тут же предложила художнику шестилетний эксклюзивный контракт. Скорее, отношение Сары Бернар к художнику можно сравнить с покровительством старшей сестры. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним.
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. В 1879 году Муха был замечен и приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. В числе коллекции несколько известных серий, например: «Времена года» или «Драгоценные камни», в которых знаменитые на весь мир нежные, томные девушки утопают в цветах на фоне ярких замысловатых орнаментов. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже.
Объединяет их то, что все персонажи картин дышат неподдельной чувственностью, восхищают настоящим «живым» теплом, грациозностью и статью. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. А то легендарное кафе, в котором был сделан первый набросок, предприимчивый де Бруноф купил, чтобы показывать за отдельную плату стол-черновик. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно.
Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества.
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Как художник Альфонс Муха рисовал серию плакатов для постановок театра «Ренессанс», с его ведущей актрисой – знаменитой Сарой Бернар в центре композиций. От того, что здесь его называют Мюша. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много.
Он задумывает написать монументальные полотна, на которых изображает историю славянских народов. В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии и Стриндберг. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.
Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Но вращение в богемных кругах, знакомство с Полем Гогеном и Августом Стриндбергом играют решающую роль в формировании его как художника. Акварели эти художник называл «Блаженствами». Он стал писать афиши, плакаты, открытки.
В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские.
Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Близится Рождество. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Я предложил мою работу о драпировках. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
«Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Он сотрудничал с такими журналами как «Маленькая французская иллюстрация», «Народная жизнь» («La Vie populaire») и газетами «Фигаро» и «Парижская жизнь». Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Название пришло из Франции.
франков. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры.
Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов.
Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Тогда то в 1896 году и появились декоративные панно «Цветы» и «Времена года» (которые я сегодня и показываю вам, читатели моего «Цветоблога»), а также «Драгоценные камни», «Месяцы», «Звёзды» и «Деревья». Афиша стала революционной. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея».
Альфонс Муха (чеш. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения.
Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня).
В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Муха познакомился с Хитиловой в Париже, женился на ней в возрасте 45 лет, его возлюбленная была на 20 лет его моложе.
При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. С 1904 по 1913 гг. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт.
Заказ достался Мухе практически случайно, повезло из-за того, что Бернар обратилась в типографию, принадлежащую знакомому художника. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире.
От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет.
Художественное образование получает в Брно. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США.
Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
В представлении принимала участие Сара Бернар. В 1906 году мастер женится на Марии. Техника создания – масло и яичная темпера.
Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. По возвращении в Европу он стал готовиться к работе, которую считал самой важной в своей работе. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Он вернулся в Моравию, в город Микулов, здесь он познакомился с графом Куэн-Беласси, который заказал ему оформление Эммахофского замка.
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Чуть позже Бернар настояла на кандидатуре Мухи в качестве главного декоратора. В течение последующих нескольких лет, он создал множество декораций, костюмов и украшений для постановок театра, а так же регулярно получал частные заказы, где были и частые пожелания заполучить копию какой-либо его работы и крупные проекты вроде оформления интерьера. Ближе к закату карьеры писал цикл эпических полотен под названием «Славянская эпопея», которую он подразумевал как дар родному чешскому народу. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Позже у них рождаются две дочери и сын.
Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым».
В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Но судьба благосклонна к гению. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Растительные орнаменты, также являются отличительной чертой творчества художника. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Но на этом сказка закончилась. Занимался он и практической работой.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя.
Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой.
Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Альфонс был первым сыном во втором браке. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений.
От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Семья была большая. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души».
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве.
Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Он создавал плакаты, декоративные панно, календари, этикетки, рисовал эскизы для упаковок шоколада и сигарет.
Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Вся работа заняла у Мухи три месяца.
В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз.
Многие узоры заимствованы из искусства Византии и других восточных стран, что также представляет собой вполне традиционную черту Ар Нуво, который идет рука об руку с ориентализмом и эклектикой. Ярмила Муха-Плоцкова сотрудничала с рядом музеев и выставочных галерей в США, Италии, Японии и Франции. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Приведем краткое описание картины. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера.
Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея».