Но я упорный, я понимал, что делаю. – Саши не стало, эта новость как гром среди ясного неба. Но я никогда не слышал, чтобы Александр Евгеньевич кому- то завидовал. Самое главное — почти у всех героев, от изгнанного из Рая Адама до квасящих шутов, расположившихся у бутылки со знаковой этикеткой «AT» (инициалы автора), закрыты глаза. В Баку Тихомиров коллекционировал открытки с фотографиями киноактеров. Многие покупают мои работы, многим я дарю.
Кто-то бессознательно, кто-то подсознательно, а Тихомиров – осознанно. Им хотелось побыть в этой атмосфере, пообщаться, подышать. В. Сурикова) в мастерскую А. А. Осмеркина, русского «сезанниста», участника «Бубнового валета». Особенно сегодня – в век лайков и скоростного интернета. В 2007 году удостоен ордена «Благотворение» III степени «Национальным фондом во Благо Отечества».
Его картины были самыми дорогими, самыми ценными призами. Дело в том, что оконопись – это притчево-метафорическое искусство. Его работы выставлялись не только в России, но и в Азии, Европе и даже Америке. Для нас это потеря потерь. Состоялись публикации в прессе, выставки освещались столичными телеканалами. Попросишь: «Сань, дай денег». Тихомиров смог увлечь, повести за собой людей.
Творили бок о бок. У меня был сон, после которого и родилась оконопись. Это невосполнимая утрата не только для тех, кто его знал, но и для области, для России в целом. Мне всегда было очень интересно находиться в мастерской Александра Тихомирова.
Это тоже талант. И я ему очень благодарен. Народная артистка СССР Татьяна Конюхова влюблена в творчество Александра Тихомирова.
У него было много идей и проектов. Им нравится, некоторые работы покупают, а главное ценят то, чем я занимаюсь. «Тихомиров сам, подобно шуту в трагедии, будоражащему спящую совесть, провоцирует интригует, намеренно сталкивает, перемешивает в поле одной картины элементы карнавальной и христианской символики, превращая изображение в своего рода ребус и одновременно увлекая зрителя прихотливой игрой в ассоциации», – говорит искусствовед Екатерина Алленова. Персонажи его работ— внешне сломленные, внутренне— мощные и стойкие. Он был одним из первых благовещенцев, кто подставил свое плечо, поддержал «Амурскую осень».
В дальнейшем не сложились отношения с новым ректором Модоровым и по его приказу Тихомирова отчислили за академическую неуспеваемость (не сдал экзамен по английскому языку), а по существу за стремление к «формализму в искусстве». Так, в сохранившихся этюдах 40-х годов, картине «Скачки в Моздоке» (1948) видна реалистическая школа с элементами «серовского» письма. НЕ ПОГОВОРИЛИ. Вот такой он был человек.
Даже получил Золотую медаль Выставки достижений народного хозяйства. Я вижу образ и потом воплощаю его в красках. При такой мировой известности – никакой звездности и меркантильности. «Мечтаю соединить достижения современной живописи с мировым классическим наследием», 8212 говорил мастер и это ему удалось. Благодаря ему, я и состоялся как художник. «На картинах, посвященных театру и цирку, – рассказала Екатерина Гоголева, – мы видим актеров, шутов, музыкантов, отдыхающих после спектакля.
Раньше, при написании икон, мастера использовали большое количество этих металлов. У него серия пастозных, осыпающихся краской, охристых работ цвета тлеющего костра на тему изгнанников, отверженных, корчащихся в душевных и физических муках героев (тут есть отсылки и к Библии и к Микеланджело), мирно сочетается с гладкописью сомнительного качества аллегорий с дремлющими клоунами, обнаженными дивами, которые тоже спят и какими-то совсем уж неописуемыми феериями с разлетающимися картами, попугаями, ангелами, рукой не то проповедника, не то самого Господа. Это такое редкое сочетание. Работа проведена большая, средства вложены колоссальные, частные коллекционеры Тихомировым заинтересовались.
соединенными в хаотической, но явно выстроенной в логических потугах композиции. Яркому самородку многие завидовали. Мало кто знал, что в остальное время он создавал картины на темы сказочного Востока, театра и цирка». – Это было благословение свыше.
Сам же мастер называл свои гениальные творения «досками». Они нужны были для лечения в Москве. Поначалу было очень сложно – многие критиковали. О его заслугах говорить долго. Саша был надежным другом, такой никогда не предаст.
– Во многих странах: Америке, Чехии, Австрии, Израиле, Китае, Германии, на Кипре. Некоторые работы украшаются золотом и серебром. День прошёл – как не было. Искренне был счастлив, когда мы делали успехи. Но сон — не самая удобная нора для современного художника. Он являлся его основателем и почетным директором.
Помимо оконописи, он писал прекрасные картины. Что и говорить, явление ушло. Больше 30 лет он трудился художником-монументалистом, украшал улицы и здания мозаикой (одна из них на газетном комплексе, где находится редакция «Амурской правды»), творил, организовывал выставки, преподавал, возглавлял региональный Союз художников, занимался благотворительностью. Грустно, нам всем нужно беречь друг друга. Остались без отца. В 1960-х—1970-х годах работала во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ).
А сюжеты. Награжден «Серебряной медалью» Российской академии художеств (2011 г. ), орденом Дружбы (2013 г. ), Благодарностью Президента Российской Федерации (2016 г. ). На дворе стояли 70-е и эпоха символизма кончилась. Уснуть. Художник говорил: Я хочу соединить современное с классическим. Это была удивительно точная фраза, я думаю, что он этого достиг. Там всегда горела свеча и Александр Евгеньевич, обсуждая совместные творческие проекты, угощал замечательным чаем с лесными ягодами.
Царствие ему небесное. Второй день шквал звонков неравнодушных. Он заслуженный и народный художник РФ, кавалер Русской Православной Церкви Преподобного Андрея Рублева III степени, Кавалер международного ордена «Благотворение» III степени, а также обладатель многих других почетных званий.
Вот таким образом и встречу назначала там, а не в министерском кабинете. Образы художника зовут, уводят зрителя в его внутренний мир. Спасут ли его репутацию усилия музеев, банков и «Фонда» -покажет будущее. Жена Наталья работала в Научно-исследовательском кинофотоинституте, была возможность смотреть новинки зарубежного кинематографа. Являлся членом-корреспондентом Российской академии художеств. К сожалению, природа таланта такая. Дочь Анна Александровна Тихомирова (1948, Москва— 2006, Москва)— художник-монументалист.
Тут важны эмоции, нравственность, мораль. Он мне как друг, как старший брат, как отец. Отношение людей к моим работам самое хорошее. И тут вспоминается не упомянутый Микеланджело (один искусствовед так и назвал Тихомирова — «советский Микеланджело») с его гробницей Медичи и стихотворным комментарием к ней «Отрадно спать, отрадней камнем быть» и даже не Гамлет с его «Умереть. Последнее время любил пейзажи.
Тут влияние даже не «сезанниста» Александра Осмеркина у которого Тихомиров учился в Москве, а первого бакинского учителя Ильи Рыжвнко, которого, в свою очередь, воспитал Илья Репин. Разум отказывается принимать эту информацию. НЕ ПОГОВОРИЛИ. Столько всего для нас сделал, сплачивал, вдохновлял на работу, на творчество. А для меня главное, чтобы металлы не мешали восприятию самой духовной сущности работы.
Дело в том, что оконопись – это притчево-метафорическое искусство. Так сразу тяжело вспомнить. – По времени могу сказать, что одного дня хватает для создания одной работы. Большое внимание мастер уделял вопросу благотворительности.
А вот здесь было сильное мужицкое, шукшинское начало. Не откажет и бегать за тобой с напоминанием, когда отдашь, не будет. У него были свои ценности и приоритеты в жизни, которым он всегда оставался верен. – У меня над кроватью висит его работа с дарственной надписью: «Александру от Александра». В 1941—1943 годы писал агитационные плакаты, портреты героев ВОВ.
Работал с утра до вечера. В 2010 году режиссёром Я. С. Назаровым был создан фильм «И внутрь души направлю взгляд», посвящённый жизни и творчеству Тихомирова. Все они напряженно работали, а в минуты отдыха собирались у Тихомирова. Умер в Москве – 30. 03. 1995 г. В настоящее время произведения А. Д. Тихомирова хранятся в музеях России, Азербайджана, Италии, в частных российских и зарубежных коллекциях (Франция, Канада, США, Австралия и др. ). Наши мастерские рядом. 1 января – в мастерской, чтобы сразу с первого дня нового года чтолибо нарисовать.
И мы только с годами оценим и поймем всю глубину потери. В 60-х годах Тихомиров, напряженно искавший свой путь в искусстве, обратился к фовистическому экспрессионизму (второй период творчества), «повернув глаза зрачками в душу», создавая мир Тихомирова. Настоящий, надежный, в нем были и благородство и глубина. Здесь нет богатства красок, сама фактура дерева делает произведение необычным. Каждую из работ он считал оберегом, ставни охраняли дом снаружи иконы – человека изнутри. », а безумец Гойя — «Сон разума рождает чудовищ» Тихомиров в своих картинах-снах спасался от повседневного дела — рисования Ленина и иже с ним. Большинство работ, особенно в 70 8212 90-е годы, наполнены философским содержанием, в них нет проблем «замочной скважины», но поставлены глобальные задачи 8212 место и назначение человека на Земле. Вот таким образом мы и решили лично побеседовать с Александром в его мастерской.
Вся мебель выкрашивалась в контрастные, звенящие цвета, комната становилась картиной. Это привычные иконы, вписанные в оконные ставни. Ничего не предвещало беды. Организовывали выставки. У меня голос дрожит с того момента, когда узнала эту страшную весть.
Графика» открытая в залах Мраморного дворца Государственного Русского музея и посвященная 95-летию со дня рождения героя, — из числа последних. Коржева. По словам биографа художника искусствоведа Екатерины Гоголевой, «Тихомиров относился к официальным заказам с известной долей иронии, но выполнял их с присущими ему добросовестностью и профессионализмом. Это те драгоценные минуты, когда они становятся собой.
И безмерно творческая, тонкая, понимающая душа. Художник от Бога, талантище, чего там говорить. Из Александра Тихомирова, блюдущего канон, есть только холст 1948 года «Скачки в Моздоке» (художник родился в Баку), но и то в это время он уже перебрался в Москву и уже исключается из Суриковского института в связи с обвинением в «формалистических тенденциях. Он даже приобрел несколько работ. Вместе с Рыженко выполнил панно «Разгром гитлеровцев на Кавказе» для бакинского Дома Красной Армии и флота. Да он для всех художников Благовещенска – как отец. Они его чувствовали, понимали и дружили с ним.
Многие покупают мои работы, многим я дарю. И опять бессознательная догадка мастера 8212 кукла издревле символ интуиции. Живопись. Не успел встретиться, поблагодарить, пожать руку, да и просто поговорить. А «формалистические тенденции» — это правда.
Это мое авторское направление. Ушел из жизни известный амурский художник Александр Тихомиров. На Александре Евгеньевиче было замкнуто много работы: организация выставок, российских и зарубежных, связь с академией и Союзом художников. Приятно, что люди ценят мой труд.
В морозильнике всегда под рукой была малина и земляника. Тихомиров— мастер прежде всего монументальных композиций. Это огромная, невосполнимая утрата для всех нас. Коллекция музея насчитывает более 100 произведений Тихомирова.
Позже люди стали одобрять мои работы. Обычно художники и актеры немного женщины. Многим помогал, был щедрым человеком. К тому же вдохновлялся и смежными искусствами, от фильмов Феллини (жена работала во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте, так что можно было все посмотреть) до балета Стравинского «Петрушка» да в работах, ему посвященных, жена выступает в роли Балерины, а автор-в роли влюбленного и отвергнутого балаганного персонажа.
Она стала смыслом моей жизни. Благодаря ему, я и состоялся как художник. Мы просто осиротели. Мы виделись практически каждый день.
Во время «Амурской осени» многие артисты лечили душу в его мастерской. Он и оканчивал отделение монументальной живописи Строгановского училища. Лучшие работы в технике, которая уже стала знаменитой среди искусствоведов, собрали в галерее «Нагорная» к «Музейной ночи». В его творчество влюблены китайцы, хотя это люди другой культуры и другого менталитета. Талантливейший человек.
А. Д. Тихомиров был трудоспособным человеком, почти ежедневно работал по 8-10 часов, начиная в мастерской (которая появилась у него во многом благодаря стараниям художника И. М. Ильина в 70-е годы) и продолжая дома. Изданы два больших каталога работ Тихомирова. Вообще, в храме Христа Спасителя у меня было 3 выставки. Понимаете, золото и серебро – это металлы, которые олицетворяют нетленность. Подумалось, что так толком и не пообщались. НЕ ПОГОВОРИЛИ. Вся трудовая деятельность Александра Евгеньевича связана с Благовещенском. Про что все это.
Люди выражают соболезнование, спрашивают, какая помощь нужна. Это было давно, но та встреча засела в памяти. Они спят У Тихомирова вообще все спят.
Вот таким образом мы и решили лично побеседовать с Александром в его мастерской. Ретроспективная экспозиция «Александр Тихомиров. Увлечение французской школой (Ван Гог, Марке, Матисс и другие) особенно заметно в конце 50-х 8212 начале 60-х годов.
– Александра Евгеньевича больше нет В голове не укладывается. Организовывали выставки. Художник неоднократно приезжал на Алтай. «Однажды уже изгнанный за инакомыслие в 1944 году, он предпочел не вмешиваться в художественные баталии «времени перемен», – рассказывает Екатерина Гоголева. И художники не исключение. Вот таким образом Тихомиров как настоящий герой оказался неприкаян и забыт.
Некоторые картины звучат особым музыкальным ритмом. Самодостаточный человек, настоящий мужик и художник. Я вижу образ и потом воплощаю его в красках.
они приходят свыше. В его работах сразу видна Строгановка. В годы Великой Отечественной войны был освобожден от мобилизации в связи со слепотой правого глаза (результат травмы, полученной Тихомировым в подростковом возрасте). Импрессионизм, фовизм, экспрессионизм, неоклассика, даже «аналитическое искусство» Филонова — все испытал и во все проник художник, прячась за ширмой портретиста вождя мирового пролетариата.
Он дружить умел, любил встречаться лично, несмотря на бесконечную занятость. От этого, конечно, боль утраты не становится слабее. Он прямо олицетворяет своей живописью эту высшую школу искусства. «Пастозную красочность заменяет гладкая поверхность, напоминающая средневековую живопись. Хотя и старше всего на десять лет.
– Это ошибка, вы, наверное, не о том Тихомирове говорите. Мы ее обязательно проведем в память о выдающемся амурском художнике. Изданы два больших каталога работ Тихомирова.
У меня был сон, после которого и родилась оконопись. Эти «Скачки» очень напоминают позднего, экстатичного до помрачения Илью Ефимовича. Он был известен как художник, который создал собственную технику – оконопись. Господь помогал мне. Перед нами сложно построенные вещи, очень точно найдены тональные и цветовые соотношения.
Он настоящий профессионал, трудоголик. Родился в Баку. Народный художник России Александр Евгеньевич Тихомиров награжден орденом «Благотворение» III степени «Национальным фондом во Благо Отечества» (2007 г. ), за большую работу по патриотическому воспитанию молодежи был избран Почетным членом Академии военных наук Российской Федерации (2008 г. ), членом-корреспондентом Российской академии художеств (2010 г. ), награжден «Серебряной медалью» Российской академии художеств (2011 г. ), Орденом Дружбы (2013 г. ), Благодарностью Президента Российской Федерации (2016 г. ), почетный гражданин города Благовещенска. Да у него столько планов было. У Валентины Талызиной в зале возле икон висит работа амурского мастера.
Сразу начинаешь: не успел. Они спешили сюда после концертов и спектаклей. Здесь появились мощные аккорды экспрессионизма, порой доходившие до фовистических холстов. Например, в Чехии я был удостоен диплома Пражской Академии Художеств и награды императора Рудольфа II. «Тихомиров сам, подобно шуту в трагедии, будоражащему спящую совесть, провоцирует интригует, намеренно сталкивает, перемешивает в поле одной картины элементы карнавальной и христианской символики, превращая изображение в своего рода ребус и одновременно увлекая зрителя прихотливой игрой в ассоциации», – говорит искусствовед Екатерина Алленова.
В семь утра уже в мастерской. Александр Евгеньевич планировал большую выставку в Хэйхэ. Как мы будем без него, я в панике. Мои работы очень сильно понравились Патриарху Кипрскому Хризостому II. Марина СинельниковаОчень жаль, недавно видела его, прошли мимо, поздоровались.
Получить их – большая заслуга.