Чем же объясняет художник свою неудачу. Привязанность к финалистическим сюжетам характерна и для Репина – исторического живописца. Покатившийся посох в Иване Грозном в следующую минуту готов упасть за раму картины. Картина в живописи — произведение искусства, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. Эту картину, высмотренную у Дюран-Рюэля, он никогда не показывал публике: она предназначалась исключительно для личных апартаментов. Такая же судьба была уготована «Обнаженной» Огюста Ренуара, вызвавшей скандал на Второй выставке импрессионистов. Сам Дюран-Рюэль в это время отправляется в Живерни, где покупает у Клода Моне восемь холстов из серии «Руанский собор». – Л. -М. : Искусство, 1946.
Вдобавок этот холст заключал в себе какую-то загадку: начертанное на нем таитянское название «Tarari maruru» так никогда и не удалось удовлетворительно перевести. Это ролевое поведение раздваивает образ и облик человека между тем, что он есть и чем он хочет казаться, между лицом и личиной, маской. естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории.
– твердил он, проходя перед рядом картин, не имеющих художественного значения. А вот картину без него написать трудно. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Это приблизительно как у нас протоиерей, настоятель храма. Тем более что по-настоящему они познаются только на практике.
У Иаира была дочь, которую он любил и которая заболела какой-то тяжкой болезнью. – С. 194. Можно, конечно, следовать логике «прямой композиции» («Детство. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Он пережил и свою славу и свой талант. Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. За эти годы она истратила все свои деньги на врачей, но не получила от них никакой пользы. И в этом отношении история у Репина – это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не «длящийся процесс», а необратимый финал. Но и подлинное творчество невозможно без овладения ремеслом. Эпитетом «гений» он наделил и Брюллова – яркого «завершителя», по его мнению и Куинджи – «новатора». Прежде всего, живописцу нужен свет.
Исторический эпизод взят Репиным как повод для изображения безудержного хохота. То, что Репин «не смел требовать гармонии» от своих произведений, весьма симптоматично. Его письма полны восклицательных знаков, а его восторги часто преувеличены. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Рассмотрим "ближний круг". Иным путем от замысла к его воплощению шел Илья Репин, работая над картиной «Бурлаки на Волге».
Живописная формула репинских произведений всегда комментирует сюжет, оказывается созвучна изображаемому: монотонный ритмический строй в Бурлаках (отклонения от заданного ритма и образуют пластическую идею картины) глухая, беспросветная ночная мгла в Отказе от исповеди искрящееся играющее и переливающееся всеми красками живописное соцветие – в эскизах к Запорожцам. Утро». Самой дорогой покупкой стала тогда картина Альфреда Сислея «Вильнев-ла-Гаренн», называвшаяся тогда «Деревней на берегу Сены», – Петру Ивановичу пришлось уплатить 6 000 рублей. Еще дороже вышла ему пастель Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» – 14 000 рублей. – Л. : Художник РСФСР, 1982.
И тот, кто не умеет делать, не может творить. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Женщина хотела это чудо утаить, но тогда о нем не узнал бы Иаир, нуждающийся в укреплении веры и потому Господь громко спрашивает: «Кто прикоснулся ко Мне. » И тогда женщина, видя, что она не может скрыть свой поступок, падает к ногам Христа, как говорит Евангелие, «в страхе и трепете». Портрет Николая Ге выполнен в сумрачных «рембрандтовских» тонах, мелкими, рельефными мазками.
Замирая у шедевров великих мастеров и воспринимая изображенное как волнующую реальность, мы забываем, что перед нами обыкновенный кусок холста, покрытый красками и менее всего задумываемся о том, что этот «кусок холста» стоил художнику многих часов, а часто и долгих лет напряженного труда, поисков, ночных бденийТаким образом, можно сказать, что у картины – двоякая природа. Живописное мастерство для Репина – это нечто обязательное и необходимое, но одновременно и то, что «само собой разумеется», должно получаться «помимо воли». Вся центральная часть написана самим Репиным. Заполучить эту «прекрасную Анну» (так звали натурщицу) помог брату Сергей Щукин. Именно в это время и было расписано блюдо «Персиянка в шлеме». Репин И. Е. Далекое близкое.
Люди покатываются и хватаются за бока от смеха, ухмыляются, скалят зубы, гогочут, хихикают, заливаются и т. п. Эта «заразительность» смеха снимает историческую дистанцию между легендарной стариной и событием, воспринимаемым как происходящее здесь и теперь. Репин был портретистом, мастером бытовой картины историческим живописцем. Об импрессионистах отзывался прохладно – они, безусловно, произвели на Репина впечатление, однако в их живописной свободе ему виделась «разнузданность». Это стремление заставляло Репина разомкнуть пространство своих исторических картин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного. Славу Илье Ефимовичу Репинуринесло множество живописных произведений.
Меньше он не согласен». Однако читатель без прямой нотации может (и уж точно не должен) уловить это изменение лишь на достаточно продолжительном временном отрезке. Репинское «непостоянство» оборачивается поразительным богатством и разнообразием. Как возникает художественный замысел.
Они словно противопоставлены друг другу. Сколько картин, столько и различных судеб. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Если попытаться определить «суммарный вектор» репинского искусства, путь, по которому шло его развитие, то окажется, что сделать это довольно трудно. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Вот рельеф картины а мы все барельефы сочиняли в Академии». Тициан и Веласкес были, помимо всего прочего, делателями картин, профессионалами, ремесленниками И если им суждено было достичь величия, то причиной этому не только их собственный гений, но и незыблемый материк великолепного художественного ремесла, отлагавшегося столетиями, на который они могли встать и прочно опереться». Мы не будем открывать все секреты живописного ремесла, – это не является задачей книги. Находясь в качестве выпускника Академии художеств в Париже, с конца 1875 года Илья Репин стал посещать керамическую мастерскую художника Е. А. В. В. Стасов говорил, что Репин-портретист отличается от всех других мастеров портрета тем, что «с дерзостью смелого починателя попробовал в некоторых своих портретах то, чего никогда никто и нигде, кажется, еще не пробовал: это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека».
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Творить – прежде всего, что-то делать.
И в его творчестве примеров тому немало. Вместе с тем в 1890-е годы Репин под влиянием общей художественной ситуации много говорил о ценности «чистого искусства» или «искусства для искусства». Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Примечательно, что в литературном наследии Репина очень мало сказано собственно о живописи – о живописном мастерстве, красках, колорите, вообще о картинах как таковых.
«Я задумал, – вспоминает Репин, – передать этот сюжет с сугубой реальностью. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Художественная ситуация стремительно меняется и знаменитый репинский реализм – после импрессионизма, Врубеля, «Мира искусства» – оказывается мало кому интересен. Началом возникновения «Мира искусства» становится организованная Дягилевым «Выставка русских и финляндских художников» в залах Музея барона Штиглица, в которой принимают участие М. А. Врубель, Бенуа, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, И. И. Левитан, А. П. Рябушкин, А. М. Васнецов, В. А. Серов и др.
То ах, зачем мы того не делали. Цитата по: Лещинский Я. Д. Павел Андреевич Федотов.
Глаза ясные и добрые. Репин «умел все». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В его взгляде осуждение и тревога. Мы свободно можем «войти» в интерьер кельи царевны Софьи: пустое пространство перед окном как будто специально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери. В невозможности продолжать «в том же роде» после него художник лишь отчасти ошибся: он действительно и выразил и завершил свою эпоху, но реализму был уготован долгий путь в русском искусстве XX века.
В письме к В. В. Стасову Репин писал о своем новом увлечении: «Мы теперь керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжига в огне керамический способ скор и легок, как фреска и потому он не будет дорого стоить да притом же это будут оригиналы, а не копии». В конце 1870-х он был с ними рядом. Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
С этого момента Репин начинает неудержимо отставать. Разве Сергей Щукин не покупал темно-коричневые картины Эжена Каррьера. Иаир был начальником синагоги. Конечно, при необходимости художник может воспользоваться и искусственным (Рембрандт и многие художники XVII и XVIII столетий писали при свечах), но в таком случае он должен учитывать некоторые особенности «поведения» цвета при разном освещении.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Это была самая простая, самая обыкновенная и очень молчаливая дама. «Красочное» и в прямом и в переносном смысле, то есть исполненное красками и яркое, словно живое, откуда и происходит его название. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. Согласно воспоминаниям художника, замысел картины возник ещё в 1869 году, когда во время работы над конкурсной картиной «Иов и его друзья» он вместе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Так, например, у меня с П. М. Очень хорошо, если окна при этом большие и пропускают много дневного света. – С. 6–7. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Подрамник же представляет собою особым образом изготовленную деревянную раму, на которую натягивают холст для исполнения картины. Холсты, подрамники, планшеты, подиумы для постановки натуры И это еще далеко не все, что необходимо живописцу для творчества. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. И картина крови имела большой успех». Известны слова В. И. Сурикова: «Суть исторической картины – угадывание».
Эта «горячая» эскизная живопись прекрасно соответствует сильному, порывистому, даже экзальтированному характеру знаменитой актрисы. И вновь – «реальность» даже в историческом сюжете – стремление представить все так, как это могло быть «на самом деле». Бесспорно, что голое ремесло никогда не было искусством.
На его глазах происходил расцвет и закат передвижничества, он надолго пережил Сурикова, Серова, Врубеля, он был знаком с деятельностью «Мира искусства» (выставки которого называл «базаром декадентщины»), видел и футуристические выставки. Дело в том, что электрический свет, теплый по своей цветовой природе, как бы «глушит» некоторые цвета. Вот таким образом картину называют станковой живописью, чем и отличают ее от живописи монументальной и миниатюрной. Встречаясь с творениями великих мастеров, мы произносим привычное – «талант, творчество, вдохновение». «Колорит.
Здесь и знаменитый, по воспоминаниям художника, поп-расстрига Канин с лицом философа (в центре первой тройки), рядом с ним – могучий черноволосый богатырь, справа – озлобленный жизнью Илья-моряк. В этих своих качествах портрет Мусоргского, написанный в самом начале 1880-х годов, значительно опередил (как то было в предшествующее десятилетие с Бурлаками) современное ему состояние русской живописи, предвосхищая то, что ближе к концу десятилетия появилось в ранних портретах Валентина Серова и Константина Коровина. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Была, разумеется изучена обстановка роскошных спален царевичей Египта. Оказавшись в естественной световой среде, они начинают «вылезать» (это касается всех холодных и желтого) и нарушают гармоничный цветовой строй картины. Примечательно, что здесь отсутствует какой-либо сюжет и основную интригу составляет «работа глаза» – наблюдательность и внимательное прослеживание тех пластических и живописно-колористических соотношений и конфигураций, которые предъявляет конкретный эпизод протекающей жизни. – Л. : Художник РСФСР, 1982. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной.
Менее известен другой факт, связанный с идеей создания картины. «На Передвижных выставках мы учились жизни и на этих уроках самым драгоценным, самым желанным и светлым словом нам всегда представлялось последнее создание Репина», – вторит Минченкову Александр Бенуа. «Он благородный, чудесный, добрый, милый малый, но мямля и разгильдяй поминутно у него то да, то нет-, то надо, то не надо. Переписка. Вот почему мастерские художников расположены обычно на верхних этажах зданий или в мансардах. И как только она это сделала, то сразу же по вере ее совершилось чудо — она исцелилась от своей многолетней болезни.
Такая композиция картины была раскритикована Фёдором Васильевым как «искусственная» и «рассудочная». Но все равно здесь будет довлеть точка зрения главного героя, которая должна (может) меняться со временем. Он значительно моложе, но действует смело и эффективно.
«О, эти искусства. Суриков же, попробовав набросать мелом фигуру повешенного и увидев, как при этом зрелище в ужасе грохнулась на пол нянька, отказался, заметив, что «искусство не должно так действовать». Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Повинуясь этому неожиданному и сильному впечатлению, Репин решил написать картину. Люди вместо скота впряжены».
С одной стороны – это рассказ, живописная поэма или драма. Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур. Как писал Василий Ключевский, «предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон».
Таким образом, для Репина оказалась привлекательной не только историческая, но и, так сказать, «эстетическая» сторона события – случай из истории послужил поводом для создания эффектного живописного зрелища. Репин И. Е. Далекое близкое. Я люблю разнообразие». Таковы вошедшие в экспозицию «Портрет Василия Кирилловича Сютаева» (1882), «Портрет поэта Афанасия Афанасиевича Фета» (1882), «Портрет композитора П. И. Бларамберга» (1884) – все из коллекции Третьяковской галереи.
В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Сегодня он говорил и делал одно, завтра поступал абсолютно иначе. Великий Репин удивлял всех. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. – С. 235.
Мы уже упоминали, что Репин не пожелал написать для Третьякова красивую девушку.
Это напоминание об убийстве царя-освободителя народовольцами. Бурлаки, Садко и Парижское кафе словно задуманы тремя разными художниками. А жизнь, натура были для Репина высшей, непререкаемой инстанцией, причем инстанцией художественной: «Красота – дело вкусов для меня она вся в правде». Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенности от внешнего мира – эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Репин поистине неподражаем меткость, точность, ясность и «живописность» описаний и характеристик в его мемуарах увлекают и очаровывают: он буквально заставляет увидеть то, что описывает, он видит все взглядом художника, сознательно или невольно ищущего и находящего в любой мелочи самостоятельную живописную тему.
И это неудивительно – Репин, конечно, ощущал и осознавал угасание своего таланта. «При каждом случае, в каждой обстановке Репин кажется мне особым, часто противоречащим себе, меняющим свои взгляды и даже манеры. Об этом тождестве как неотъемлемом свойстве искусств догадывался уже Крамской, заметивший однажды, что «искусство до такой степени заключается в форме, что только от этой формы и зависит идея» и это же было с абсолютным совершенством сформулировано позже Врубелем: «Форма – главнейшее содержание пластики». Картина — один из наиболее типичных видов станкового искусства. И не искусственный (электрический), а естественный, дневной.
Обычно художник дает мгновенное, быстро проходящее впечатление, тогда как здесь зрителю продиктовано спокойное наблюдение игры света, цвета, выразительности силуэтов – иначе говоря, это любование чисто живописной красотой, прелестная «картинка на память». Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1873 г., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам и необходимость в бурлацком труде пропала.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2)., то ах, это не надо. Игорь Грабарь вспоминает, что Репин посоветовал Сурикову в Утре стрелецкой казни непременно изобразить нескольких повешенных стрельцов – «а то какая же казнь, если никто еще не повешен». Брюллову было 28 лет, когда истекал пятый год его пенсионерства в Италии. Гораздо охотнее Репин писал о том, в чем виделись ему смысл и задачи искусства.
Но главная особенность репинских исторических композиций – именно эта «действенность», когда исторический сюжет сведен к одной личности, одному мгновению, одному аффекту. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Это черное пятно на белом замкнуло цветовую композицию картины, вобрав рефлексами все ее красочное многообразие. «Моего труда в мастерской только десятая доля: главная моя работа на улицах и в чужих домах, – говорил Павел Федотов, – я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза мои сюжеты рассыпаны по всему городу и я сам должен их разыскивать». Десятая доля Но без нее любая гениальная идея, любой замысел останутся лишь благими намерениями. Доводилось ли вам бывать в мастерской живописца. своей частой непоследовательностью.
Художнику предстояло жить еще долгие годы. Один из них – эпизод из истории создания картины «Боярыня Морозова». В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. Цена ей 15 000 рублей.
Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Мои университеты» М. Горького), но он не может предоставить сразу несколько точек зрения. В одно и то же время Репин способен был работать над абсолютно различными вещами и в различной манере. Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, произошедшего «в одно мгновенье». Иными словами, «форма» и «содержание» у Репина увидены в нераздельном единстве, они совпадают, оказываются тождественны.
И вот в 1827 году он впервые посещает Помпеи. Неужели это он. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Здесь происходит рождение картины и отсюда начинается ее путь к зрителю. Брюллов долго колебался: были мысли о русской истории, о греческих мифах. – Л. : Художник РСФСР, 1979. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. – С. 237. Важным явлением российской культуры рубежа веков стало возникновение в столице художественного объединения «Мир искусства» во главе с С. П. Дягилевым и А. Н. Бенуа. Он, по-видимому, не был склонен к рефлексии. Эта широта интересов, отзывчивость таланта – основные свойства творческой натуры Репина.
Социальный критицизм передвижников кажется теперь устарелым занятием. Вот где, говорят, настоящий традиционный тип бурлака, вот где его искать надо».
Можно ли требовать обязательной «гармонии» от самой жизни. «. Биографии картин, как и биографии людей, не похожи одна на другую. – Л. : Художник РСФСР, 1982. Работая над Царевной Софьей, Иваном Грозным, Запорожцами, он выяснял мельчайшие детали: костюмы, оружие, мебель, убранство интерьера, даже цвет глаз царевны Софьи.
Репин любил повторять: «. Известны многие произведения, мотивом которых является живописная мастерская. Правильное освещение особенно важно, если художник работает масляными красками. Сусальные «Преподобные Антоний, Макарий и Феодосий» — кисти Репина. – С. 237. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. Сборник.
Первый гений – новатор. Это сделано мастерски. Звание академика Репину было присуждено за картину «Садко», которую он писал, будучи в заграничной поездке во Франции в 1873-1876 годах. В художественном отношении эта картина – парафраза Запорожцев, продолжение темы «людского сообщества», только вместо всеобщего веселья – «экстаз раскаянья за грехи», как говорил Репин. Его портрет имел большой успех».
И все же эти предпочтения существуют и они достаточно характерны. Сам Репин написал повешенного стрельца за окном кельи царевны Софьи. Прекрасно, прекрасно. Фальшивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искренняя, но слепая надежда обездоленных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости. И Христос сразу пошел с ним.
Поначалу Сергею Ивановичу Щукину, сменившему ориентиры и распрощавшемуся с русскими передвижниками ради западных провозвестников новых горизонтов, было нелегко ориентироваться в парижской обстановке. С другой – предмет, созданный руками мастера. Планшет с наклеенной на него бумагой необходим для исполнения больших длительных рисунков. Врубель.
– 2-е изд. Он сделал несколько набросков и показал их своему другу пейзажисту Федору Васильеву. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. А с Репиным ведь никому в голову не приходит, что штучка-то получается куда качественнее, нежели какие-то идиотские «карикатуры». Нет.
Интересно, конечно, что список наиболее знаменитых художников того времени вовсе не свидетельствует о «зверином антисемитизме» в России. Спроса на них фактически не было, вот таким образом оказавшийся в галерее маршана Михаил Морозов имел фантастические возможности для выбора. Он выбрал «Пейзаж с двумя козами», за который Воллар установил цену всего в 500 франков: видимо, потому, что картина была далеко не самой привлекательной – темной, плохо читающейся. Тогда же был создан первый акварельный эскиз картины, включавший помимо собственно бурлаков и контрастировавших с ними дачников. Картина появилась на выставке вскоре после амнистии ссыльным народовольцам. Пожалуй, самый большой и заметный предмет в мастерской живописца – мольберт.
В названии картины дата 1581 очевидно рифмуется с 1881 годом. В контексте таких напоминаний о «мятежах и казнях», омрачивших «начало дней» царствующего монарха, появление ссыльного в стенах родного дома получает характер неожиданного чудесного явления с порога небытия иначе говоря – воскресения. Сергей остановился на «Оперном проезде. Но он быстро учится. Собственная деловая хватка подсказывает ему, как важно всегда опираться на наиболее сведущих знатоков, которых он находит в Поле Дюран-Рюэле и – немного позже – в Амбруазе Волларе. В ноябре Иван Щукин резервирует у Дюран-Рюэля для старшего брата Сергея «Скалы в Бель-Иль» Клода Моне. Между тем Репин чрезвычайно заботился об исторической достоверности своих картин.
В этой Черноморской вольнице я более всего работал над композицией и гармонией». При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Этюд вышел очень заурядный, неинтересный», – вспоминал Репин. Она рождается в мастерской живописца, который использует для ее создания специальный станок под названием «мольберт».
Бунакова исполнял заказы на иконы и росписи церквей. Скрепляющая идея, которая позволяет видеть в этих работах не просто отдельные эпизоды, а единство темы, заключается, в частности, в том, что судьба народника как «страдальца за веру» идея «жертвенного подвижничества» имела в глазах современников прообраз в судьбе Христа. В 1916 году нервнобольной иконописец Абрам Балашов пытался уничтожить уже находившуюся в экспозиции Третьяковской галереи картину Иван Грозный, нанеся по ней три удара ножом (удары пришлись по лицу Грозного, по лицу и правой руке царевича).
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Есть вот такое интересно полотно «Сходка», канонизирующее «светом лампы» каких-то заговорщиков: теплую няшу с лицом плохо пропеченного хлеба, ведущую протокол, демиурга местного разлива с клочковатой бородой, наседающего на товарищей Хотя чего наседать-то, собственно. Юность. Воспоминания о художнике. В начале 1870-х годов, после создания Бурлаков, он был далеко впереди своих коллег. Интересен и замыкающий ватагу – рослый, могучий человек с гордым профилем.
Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль. Репин – один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи. Иерархия жанров в передвижнической среде могла поспорить с академической: большинство художников «второго эшелона» прочно занимали завоеванное ими место, постоянно разрабатывая одну и ту же тему и, как правило, оставаясь в рамках одной разновидности какого-либо жанра.
Он, например, возражал Крамскому: «Вы говорите, что нам надо двинуться к свету, к краскам. Среди старых мастеров Репин безусловно выделял Халса, Веласкеса и Тициана, с почтением, но без восторга относится к Рембрандту и холодно – к Рафаэлю, считая его «сухим». Из мемуарных свидетельств о художнике вырисовывается следующее. Именно тогда, когда он вдруг начал нарочито заботиться о красоте и гармонии, о «высоком строе» и художественных достоинствах своих произведений, – у него ничего не вышло. В отличие от Брюллова, который имел перед собою лишь руины и всю сцену ужасающей катастрофы должен был «увидеть» в своем воображении, Репин располагал реальным живым материалом.
Посещал Школу военных топографов, затем был учеником иконописца и портретиста И. М. Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности все случайно и, конечно, поверхностно. » – так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства и с великолепным равнодушием отвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Полифоническое звучание создается диалогами, какими-то событиями и сюжетными поворотами. Цитата по: Советы мастеров.
Предварительный набросок композиции будущей картины: а) этюд б) подмалевок в) эскиз. Следуя совету друга, Репин вместе с Васильевым едет на Волгу: «Мы вставали с восходом солнца и спешили на палубу, чтобы не пропустить ни одного интересного места и старались набросать, записать и поместить в свои дорожных альбомах все выдающееся на своем пути». Жанры в его творчестве активно взаимодействуют. – С. 91. влекущую к себе силу. – С. 5.
Оба мемуариста – представители поколения молодых современников Репина, поколения, для которого Репин, задолго до конца своего жизненного пути, стал «живым классиком», олицетворением русского реализма в целом. К примеру, замысел грандиозного полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи» возник вовсе не в мастерской и, как говорится, не в одночасье. Чувства были перегружены ужасами современности». Репин И. Е. Далекое близкое.
В развитии живописи картина играет ведущую роль. Но в 1880-е годы Репин создал ряд картин, посвященных действительно злободневной теме: судьбе революционера-народника. Близкий по времени портрет Пелагеи Стрепетовой – размашисто, этюдно. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Превыше всего Репин ценил не живописную красоту, не мастерство и даже не «содержание» картины, а ту самую «правду жизни», за которую сражались и о которой мечтали как о высшем совершенстве все без исключения передвижники, начиная с Перова.
И тут – «куда, куда девалась ее красота. Репин был склонен к преувеличениям. Для мастера, работающего над картиной, это своего рода рабочий станок.
При этом картинная плоскость должна быть освещена ровным рассеянным светом. Руины древнего города дали мощный толчок творческому воображению. Это, по определению Игоря Грабаря, своего рода «физиология смеха». Репин переписал поврежденные места.
Егорова. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Однако вспомним слова Михаила Врубеля, одного из самых вдохновенных мастеров кисти: «Вдохновение – порыв страстный неопределенных желаний, есть душевное состояние, доступное всем, особенно в молодые годы у артиста оно, правда, несколько специализируется, направляясь на желание что-нибудь воссоздать, но все-таки остается только формой, выполнять которую приходится не дрожащими руками истерика, а спокойными ремесленника». Ремесленник, ремесло, ремесленный Порою мы произносим эти слова в адрес творений не столь высокохудожественных, в коих техническая сторона преобладает над выразительной образностью.
Он, видимо, так давно уже порывался ее исправить в соответствии с своими новыми взглядами на живопись, что несказанно обрадовался случаю, дававшему ему эту возможность». Весной Сергей Иванович и Петр Иванович Щукины покупают в галерее Поля Дюран-Рюэля, куда их, по всей вероятности, привел младший брат Иван, картины Камиля Писсарро. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Врачи не могли ничего сделать и она стояла уже на пороге смерти. С картины Бурлаки на Волге, высоко оцененной на Всемирной выставке в Вене (1873), началась европейская известность Репина. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Русская история как часть всемирно-исторической драмы, неожиданно, вдруг втеснившейся в интерьерный семейный круг или, выражаясь словами Достоевского, «вечность на аршине пространства», – таков был замысел Репина, потребовавший долговременного труда: фигура и особенно лицо входящего несколько раз переписывались уже после того, как картина была выставлена и приобретена Третьяковым.
С братьями Щукиными начинает соперничать Михаил Абрамович Морозов. Внимание художника тяготит их. Мы нетерпеливо ждали его новых произведений.
Страшно было подходить – не сдобровать. В произведениях «народнической серии» бытовой жанр у Репина смыкается с историческим. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Репин не отличался постоянством суждений. – М. : «Сварог и К», 1999. Прислана была (на передвижную выставку. В ее основе – красочное изображение.
Киплик Д. И. Техника живописи. Группа художников организовала в Париже русскую керамическую мастерскую или «Общество пишущих на лаве», куда входил и Илья Репин, увлекшийся тогда живописью на керамике. – М. -Л. : Искусство, 1963. Она начинала собой новую эпоху в истории отечественного искусства. Эта привязанность к вопросу о «содержании» в искусстве – эхо «утилитарной эстетики» 1860-х годов. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Вот таким образом и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Он «не раз вводил в заблуждение собеседников утверждением того, что отрицал ранее и наоборот», – замечает Анна Боткина. – ЕЛ. ) огромная картина Купальщицы.
Еще в студенческие годы Репин начал работать над картиной. В его глазах читается печаль, тоска. Эффект снега. Туалет» – картина, важная также и в историческом смысле: она участвовала в последней выставке импрессионистов 1886 года. В марте 1898 года Амбруаз Воллар получает с Таити новую партию картин Поля Гогена. Вся современная Репину критика, включая Стасова, признавала, что амплуа «историка», картины на исторические темы – не его призвание.
Четыре года ушло на изучение исторического материала, на эскизы, сомнения, поиски и всего одиннадцать месяцев неустанной работы над огромным холстом в просторной римской мастерской. К искусству живописи относятся и настенная роспись и миниатюра и картина. Без этих знаний, по мнению профессора Д. И. Киплика, невозможно «рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности». Без знания ремесла даже при наличии таланта нет настоящего мастерства. Сюжетом и композицией Черноморская вольница напоминает картину Сурикова Степан Разин (1906-1910), которую Репин мог видеть на 35-й выставке передвижников. Не исключено, что в этой группе находился и тот «Собор», который четырьмя годами позже купит у маршана Сергей Щукин.
Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства – светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского – всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Репин, скорее, подобен волшебному Золотому Петушку из сказки Пушкина – он всегда «оборачивается к той сторонке», где сосредоточены самые актуальные проблемы современной действительности и современного искусства и в пору расцвета всегда поспевает вовремя. Картина принадлежит к числу самых выдающихся произведений русской живописи. Нет.