Вся центральная часть написана самим Репиным. В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. Можно ли требовать обязательной «гармонии» от самой жизни.
Он «не раз вводил в заблуждение собеседников утверждением того, что отрицал ранее и наоборот», – замечает Анна Боткина. Прекрасна сама композиция, легкий изгиб лежащей на подушке детской фигурки. В труде, как в футболе, сразу видно человека и сколько он стоит. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Мы нетерпеливо ждали его новых произведений. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Игорь Грабарь вспоминает, что Репин посоветовал Сурикову в Утре стрелецкой казни непременно изобразить нескольких повешенных стрельцов – «а то какая же казнь, если никто еще не повешен». Третьякова, который сидел с необычайным старанием, портрет вышел плохой, а Писемский, вскакивавший каждые пять минут для отдыха, помог мне. Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, произошедшего «в одно мгновенье».
В его взгляде осуждение и тревога. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. И тут – «куда, куда девалась ее красота. Он писал, что образ царевны «соответствует истории».
А жизнь, натура были для Репина высшей, непререкаемой инстанцией, причем инстанцией художественной: «Красота – дело вкусов для меня она вся в правде». Однажды я разгружал вагон вместе с отказниками, которых давно не брали на другую работу. Это напоминание об убийстве царя-освободителя народовольцами. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Живописная формула репинских произведений всегда комментирует сюжет, оказывается созвучна изображаемому: монотонный ритмический строй в Бурлаках (отклонения от заданного ритма и образуют пластическую идею картины) глухая, беспросветная ночная мгла в Отказе от исповеди искрящееся играющее и переливающееся всеми красками живописное соцветие – в эскизах к Запорожцам. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Об импрессионистах отзывался прохладно – они, безусловно, произвели на Репина впечатление, однако в их живописной свободе ему виделась «разнузданность».
Об этом нелепо спрашивать, как теперь говорят, офисный планктон. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. Художественная ситуация стремительно меняется и знаменитый репинский реализм – после импрессионизма, Врубеля, «Мира искусства» – оказывается мало кому интересен. Это сделано мастерски. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Глаза ясные и добрые. влекущую к себе силу. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Репин был склонен к преувеличениям. Оба мемуариста – представители поколения молодых современников Репина, поколения, для которого Репин, задолго до конца своего жизненного пути, стал «живым классиком», олицетворением русского реализма в целом.
Неужели это он. Русская история как часть всемирно-исторической драмы, неожиданно, вдруг втеснившейся в интерьерный семейный круг или, выражаясь словами Достоевского, «вечность на аршине пространства», – таков был замысел Репина, потребовавший долговременного труда: фигура и особенно лицо входящего несколько раз переписывались уже после того, как картина была выставлена и приобретена Третьяковым. Вот рельеф картины а мы все барельефы сочиняли в Академии». Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур.
Вслед за В. Г. Перовым и И. Н. Крамским Репин продолжает создание галереи образов выдающихся представителей русской общественной мысли, науки и культуры. Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. Великий Репин удивлял всех. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Люди покатываются и хватаются за бока от смеха, ухмыляются, скалят зубы, гогочут, хихикают, заливаются и т. п. Эта «заразительность» смеха снимает историческую дистанцию между легендарной стариной и событием, воспринимаемым как происходящее здесь и теперь. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». Илья Репин был замечательным мастером детского портрета. – твердил он, проходя перед рядом картин, не имеющих художественного значения. В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, видящим и нравственное превосходство народа и его заблуждения.
Впрочем, это им не грозило, так как пить они начинали до зари. Репин любил повторять: «. В его глазах читается печаль, тоска. Живописное мастерство для Репина – это нечто обязательное и необходимое, но одновременно и то, что «само собой разумеется», должно получаться «помимо воли». Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Он, видимо, так давно уже порывался ее исправить в соответствии с своими новыми взглядами на живопись, что несказанно обрадовался случаю, дававшему ему эту возможность».
Реальность не обманула ожиданий: одни крестьяне принимали приезжих художников за иностранцев, другие – за чертей. Скрепляющая идея, которая позволяет видеть в этих работах не просто отдельные эпизоды, а единство темы, заключается, в частности, в том, что судьба народника как «страдальца за веру» идея «жертвенного подвижничества» имела в глазах современников прообраз в судьбе Христа. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Репина, впрочем интересовали не транспортные, а национальные проблемы. Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. Звание академика Репину было присуждено за картину «Садко», которую он писал, будучи в заграничной поездке во Франции в 1873-1876 годах. Наблюдаются деформация основы, утраты грунта и красочного слоя, кракелюр.
а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Простой, не умеющий и не желающий себя выразить человек всегда задавал художнику загадку. Репин не отличался постоянством суждений.
Основа и живопись удовлетворительной сохранности. Именно тогда, когда он вдруг начал нарочито заботиться о красоте и гармонии, о «высоком строе» и художественных достоинствах своих произведений, – у него ничего не вышло. В 1887 году он расходится с женой.
Художнику предстояло жить еще долгие годы., то ах, это не надо. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Боголюбову, который был крестным отцом Наденьки. Первый гений – новатор. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
В бурлаках он искал родную экзотику. Но всех – и это лучшее в картине. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. Привязанность к финалистическим сюжетам характерна и для Репина – исторического живописца. В начале 1870-х годов, после создания Бурлаков, он был далеко впереди своих коллег.
Репин переписал поврежденные места. Из мемуарных свидетельств о художнике вырисовывается следующее. В контексте таких напоминаний о «мятежах и казнях», омрачивших «начало дней» царствующего монарха, появление ссыльного в стенах родного дома получает характер неожиданного чудесного явления с порога небытия иначе говоря – воскресения. Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. Стасов, которому виделась «русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших её бед». Иными словами, «форма» и «содержание» у Репина увидены в нераздельном единстве, они совпадают, оказываются тождественны.
Часто, то есть почти всегда, когда позируют очень безукоризненно, терпеливо, портрет выходит скучный, безжизненный и, наоборот, при нетерпеливом сидении получаются удачные сюрпризы. Характерно, что вместо припасенных книг Писарева и Тургенева художники взялись за Илиаду. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство.
Ибо с деньгами издыхать страшно. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль. И все же эти предпочтения существуют и они достаточно характерны. Как матрешки, бурлаки только кажутся чисто русским явлением.
В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Это была самая простая, самая обыкновенная и очень молчаливая дама. А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». То, что Репин «не смел требовать гармонии» от своих произведений, весьма симптоматично. Лаковая плёнка плотная, потемневшая.
Подрамник раздвижной имеет скосы, фаски, клинки. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Но главная особенность репинских исторических композиций – именно эта «действенность», когда исторический сюжет сведен к одной личности, одному мгновению, одному аффекту. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории. Эта «горячая» эскизная живопись прекрасно соответствует сильному, порывистому, даже экзальтированному характеру знаменитой актрисы.
Таким образом, для Репина оказалась привлекательной не только историческая, но и, так сказать, «эстетическая» сторона события – случай из истории послужил поводом для создания эффектного живописного зрелища. Он, например, возражал Крамскому: «Вы говорите, что нам надо двинуться к свету, к краскам. На его глазах происходил расцвет и закат передвижничества, он надолго пережил Сурикова, Серова, Врубеля, он был знаком с деятельностью «Мира искусства» (выставки которого называл «базаром декадентщины»), видел и футуристические выставки. Рассмотрим "ближний круг". Крестовина отсутствует. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит, взрыв хохота запорожцев в следующий момент угаснет – временная перспектива сокращена до точки.
Это стремление заставляло Репина разомкнуть пространство своих исторических картин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного. В сущности, это было не народническое, как у Некрасова, а колониальное, как у Верещагина искусство. Примечательно, что здесь отсутствует какой-либо сюжет и основную интригу составляет «работа глаза» – наблюдательность и внимательное прослеживание тех пластических и живописно-колористических соотношений и конфигураций, которые предъявляет конкретный эпизод протекающей жизни.
Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. Вместе с тем в 1890-е годы Репин под влиянием общей художественной ситуации много говорил о ценности «чистого искусства» или «искусства для искусства». «. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В невозможности продолжать «в том же роде» после него художник лишь отчасти ошибся: он действительно и выразил и завершил свою эпоху, но реализму был уготован долгий путь в русском искусстве XX века.
Жанры в его творчестве активно взаимодействуют. Сегодня он говорил и делал одно, завтра поступал абсолютно иначе. То ах, зачем мы того не делали.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга.
Картина появилась на выставке вскоре после амнистии ссыльным народовольцам. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. В 1916 году нервнобольной иконописец Абрам Балашов пытался уничтожить уже находившуюся в экспозиции Третьяковской галереи картину Иван Грозный, нанеся по ней три удара ножом (удары пришлись по лицу Грозного, по лицу и правой руке царевича).
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Отец ударил своего сына жезлом в висок.
Репин подарил картину основателю Радищевского музея А. П. своей частой непоследовательностью. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. В. А. Репина с детьми идет по меже.
У Репина все бурлаки – разные. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. По грязной дороге. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Не исключено, что мы их еще увидим на Олимпийских играх.
В конце 1870-х он был с ними рядом. Близкий по времени портрет Пелагеи Стрепетовой – размашисто, этюдно. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Репин – один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи. В художественном отношении эта картина – парафраза Запорожцев, продолжение темы «людского сообщества», только вместо всеобщего веселья – «экстаз раскаянья за грехи», как говорил Репин.
И в этом отношении история у Репина – это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не «длящийся процесс», а необратимый финал. Эта привязанность к вопросу о «содержании» в искусстве – эхо «утилитарной эстетики» 1860-х годов. 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван».
Бунакова исполнял заказы на иконы и росписи церквей. – ЕЛ. ) огромная картина Купальщицы. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе.
Репин поистине неподражаем меткость, точность, ясность и «живописность» описаний и характеристик в его мемуарах увлекают и очаровывают: он буквально заставляет увидеть то, что описывает, он видит все взглядом художника, сознательно или невольно ищущего и находящего в любой мелочи самостоятельную живописную тему. Его письма полны восклицательных знаков, а его восторги часто преувеличены. И это неудивительно – Репин, конечно, ощущал и осознавал угасание своего таланта.
1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. До тех пор, пока не изобрели надежные бензиновые моторы для небольших судов, они использовались и в Западной Европе (самые известные – Трое в лодке, не считая собаки). И картина крови имела большой успех».
Позже он писал о себе: Я человек 60-х годов я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде, окружающая жизнь меня слишком волнует. Бурлаки, Садко и Парижское кафе словно задуманы тремя разными художниками. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Этюд вышел очень заурядный, неинтересный», – вспоминал Репин. Иерархия жанров в передвижнической среде могла поспорить с академической: большинство художников «второго эшелона» прочно занимали завоеванное ими место, постоянно разрабатывая одну и ту же тему и, как правило, оставаясь в рамках одной разновидности какого-либо жанра. Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности все случайно и, конечно, поверхностно. » – так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства и с великолепным равнодушием отвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. И вновь – «реальность» даже в историческом сюжете – стремление представить все так, как это могло быть «на самом деле».
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Он, по-видимому, не был склонен к рефлексии.
Прислана была (на передвижную выставку. На верхней и левой кромках присутствует слой грунта и красочный слой. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенности от внешнего мира – эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Чувства были перегружены ужасами современности». С этого момента Репин начинает неудержимо отставать.
Какая же может быть воля в скотском рабстве. Обычно художник дает мгновенное, быстро проходящее впечатление, тогда как здесь зрителю продиктовано спокойное наблюдение игры света, цвета, выразительности силуэтов – иначе говоря, это любование чисто живописной красотой, прелестная «картинка на память». В этих своих качествах портрет Мусоргского, написанный в самом начале 1880-х годов, значительно опередил (как то было в предшествующее десятилетие с Бурлаками) современное ему состояние русской живописи, предвосхищая то, что ближе к концу десятилетия появилось в ранних портретах Валентина Серова и Константина Коровина. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Как писал Василий Ключевский, «предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон». Далее художник не раз обращается к образу революционера. Репинское «непостоянство» оборачивается поразительным богатством и разнообразием. Внимание художника тяготит их. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Они словно противопоставлены друг другу. Гораздо охотнее Репин писал о том, в чем виделись ему смысл и задачи искусства. На верхней планке подрамника имеется печать красного цвета.
И работают они по-разному. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Не показав ни лица, ни жеста, самим балансом этого креста относительно фигуры Репин передал интонацию священника, который обращается к арестанту без настойчивости, нерешительно и даже как будто деликатно, как человек, уже знающий, что от героя-народника не следует ожидать покаяния, в то время, как в фигуре и лице заключенного присутствует момент эгоистической надменности. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Менее известен другой факт, связанный с идеей создания картины. Центральная группа словно недовольна своей ролью. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Между тем Репин чрезвычайно заботился об исторической достоверности своих картин.
Сам Репин написал повешенного стрельца за окном кельи царевны Софьи. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Исторический эпизод взят Репиным как повод для изображения безудержного хохота. Перед нами было Убиение Грозным сына.
Репин был портретистом, мастером бытовой картины историческим живописцем. В произведениях «народнической серии» бытовой жанр у Репина смыкается с историческим. На живописной плоскости имеются прорывы, значительный – в средней части. В Угличе любителей экстремального отдыха уже собирают в ватаги.
Если попытаться определить «суммарный вектор» репинского искусства, путь, по которому шло его развитие, то окажется, что сделать это довольно трудно. Чаще всего он писал собственных детей. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица.
Страшно было подходить – не сдобровать. Конца не предвижу: туго идет.
Так, например, у меня с П. М. Посещал Школу военных топографов, затем был учеником иконописца и портретиста И. М. Вот почему бурлаки Репина – всех статей и мастей. Я люблю разнообразие».
«На Передвижных выставках мы учились жизни и на этих уроках самым драгоценным, самым желанным и светлым словом нам всегда представлялось последнее создание Репина», – вторит Минченкову Александр Бенуа. Мы уже упоминали, что Репин не пожелал написать для Третьякова красивую девушку. Репин, скорее, подобен волшебному Золотому Петушку из сказки Пушкина – он всегда «оборачивается к той сторонке», где сосредоточены самые актуальные проблемы современной действительности и современного искусства и в пору расцвета всегда поспевает вовремя. Вся современная Репину критика, включая Стасова, признавала, что амплуа «историка», картины на исторические темы – не его призвание.
Была, разумеется изучена обстановка роскошных спален царевичей Египта. Превыше всего Репин ценил не живописную красоту, не мастерство и даже не «содержание» картины, а ту самую «правду жизни», за которую сражались и о которой мечтали как о высшем совершенстве все без исключения передвижники, начиная с Перова.
Суриков же, попробовав набросать мелом фигуру повешенного и увидев, как при этом зрелище в ужасе грохнулась на пол нянька, отказался, заметив, что «искусство не должно так действовать». На тыльную сторону холста нанесены от руки знаки номера. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Прекрасно, прекрасно.
Репин, правда, не занимался специально пейзажем, но то, что было выработано во второй половине века в области пейзажа, тяготеющего к импрессионизму, – передача быстроты и изменчивости жизненных впечатлений, открытый стремительный мазок, богатство фактуры – все это присутствует в репинских работах. 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Вот она вещь в уровень таланту. 199. 5 x 254 смГосударственная Третьяковская галереяСилу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: «Прежде всего меня охватило чувство абсолютного удовлетворения за Репина. «Я задумал, – вспоминает Репин, – передать этот сюжет с сугубой реальностью. Егорова.
Мы свободно можем «войти» в интерьер кельи царевны Софьи: пустое пространство перед окном как будто специально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери. Репин «умел все». Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. На памятнике наблюдается общее пылевое загрязнение.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Именно в это время и было расписано блюдо «Персиянка в шлеме». Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Об этом тождестве как неотъемлемом свойстве искусств догадывался уже Крамской, заметивший однажды, что «искусство до такой степени заключается в форме, что только от этой формы и зависит идея» и это же было с абсолютным совершенством сформулировано позже Врубелем: «Форма – главнейшее содержание пластики». Сложно, с тончайшими рефлексами написано розовое платьице девочки и белая подушка, на фоне которой выделяется кудрявая темноволосая головка. Чем же объясняет художник свою неудачу.
Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Художник стремился передать состояние просыпающегося ребенка.
Славу Илье Ефимовичу Репинуринесло множество живописных произведений. Нет.
Среди старых мастеров Репин безусловно выделял Халса, Веласкеса и Тициана, с почтением, но без восторга относится к Рембрандту и холодно – к Рафаэлю, считая его «сухим». Оказалось, однако, что мой экологически чистый и нравственно безупречный план опоздал. Та же непоследовательность, на первый взгляд, – в рассуждениях Репина об искусстве, что, впрочем, вполне понятно: художнику выпала долгая творческая судьба. В письме к В. В. Стасову Репин писал о своем новом увлечении: «Мы теперь керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжига в огне керамический способ скор и легок, как фреска и потому он не будет дорого стоить да притом же это будут оригиналы, а не копии». В названии картины дата 1581 очевидно рифмуется с 1881 годом. Эта широта интересов, отзывчивость таланта – основные свойства творческой натуры Репина.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Репутация Репина как художника, соединившего в своем творчестве лучшие черты русского реализма, – эта репутация сложилась еще при его жизни. Да ведь это целая огнедышащая гора. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). В одно и то же время Репин способен был работать над абсолютно различными вещами и в различной манере.
В его дом каждую среду съезжались гости. 1879Абрамцево. Эпитетом «гений» он наделил и Брюллова – яркого «завершителя», по его мнению и Куинджи – «новатора». Девочка проснулась, но еще не хочет двигаться, она вся во власти детских грез.
Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Будет день – будет хлеб, – говорят бурлаки у Гиляровского. Даже их русский язык не поддавался взаимной расшифровке. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина.
В этой Черноморской вольнице я более всего работал над композицией и гармонией». Он пережил и свою славу и свой талант. Какая трудная вещь – кончить картину.
Сюжетом и композицией Черноморская вольница напоминает картину Сурикова Степан Разин (1906-1910), которую Репин мог видеть на 35-й выставке передвижников. Его портрет имел большой успех». Это, по определению Игоря Грабаря, своего рода «физиология смеха». Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства – светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского – всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Он создал такую огромную и по количеству и по качеству портретную галерею своих современников, что едва ли можно сравнить с ним кого-либо из крупнейших художников мира.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Портрет Николая Ге выполнен в сумрачных «рембрандтовских» тонах, мелкими, рельефными мазками.
Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Таковы вошедшие в экспозицию «Портрет Василия Кирилловича Сютаева» (1882), «Портрет поэта Афанасия Афанасиевича Фета» (1882), «Портрет композитора П. И. Бларамберга» (1884) – все из коллекции Третьяковской галереи. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В. В. Стасов говорил, что Репин-портретист отличается от всех других мастеров портрета тем, что «с дерзостью смелого починателя попробовал в некоторых своих портретах то, чего никогда никто и нигде, кажется, еще не пробовал: это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека». «Колорит.
Покатившийся посох в Иване Грозном в следующую минуту готов упасть за раму картины. Группа художников организовала в Париже русскую керамическую мастерскую или «Общество пишущих на лаве», куда входил и Илья Репин, увлекшийся тогда живописью на керамике.