Стоит заметить, что не все картины Гюстава Моро, представленные в музее, завершены Часть неоконченных картин стоит на мольбертах и, кажется, ждут возвращения художника. Поль Бэньяр, один из соучеников Матисса изображенный им в картине «Мастерская Гюстава Моро» (1895), вспоминал: «Именно здесь, в Лувре, я ощутил излучаемый Моро свет. Второй этаж наполнен собранием картин других художников, также скульптурами, старинной мебелью – всем, что смог собрать Гюстав Моро самостоятельно. По возвращении в Париж Гюстав Моро выставляет свои картины в Салоне («Эдип и Сфинкс», 1864, НьюЙорк, музей Метрополитен «Юноша и смерть», 1865 и знаменитую «Фракийскую девушку с головой Орфея», 1865, Париж, музей Орсэ).
Со временем качество исполнения картин и их смысловая наполненность позволили Гюставу Моро стать одним из членов Академии изящных искусств Парижа и получить в управление мастерскую живописи.
«Я так люблю мое искусство, — пишет он, — что почувствую себя счастливым, только если буду писать для самого себя»3. Сияние от главы Предтечи высветило все грани драгоценностей Саломеи. Писатель-символист Гюисманс, автор культового декадентского романа «Наоборот» (1884), считал Моро «уникальным художником», не имеющим «ни реальных предшественников, ни возможных последователей». Во время двух путешествий в Италию (1841 г. и с 1857 г. по 1859 г. ), он посетил Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, где Моро изучал искусство Ренессанса – шедевры Андреа Мантенья, Кривелли, Боттичелли и Леонардо да Винчи. Моро (Moreau Gustave) Гюстав (1826- 1898), французский художник и график. Роковым эротизмом наполнены произведения Франца фон Штука, неоднократно обращавшегося в своем творчестве к изображению сфинкса в образе женщины, внешне лишенной признаков мифологического существа, но наполненной внутренним демонизмом, как в произведении Штука «Сфинкс» (1895 – 1902).
Они проживут вместе более 30 лет. Кумир Моро Леонардо да Винчи также оставил незавершенными многие работы. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины -- постоянные спутницы Аполлона. В 1869 году его картина «Прометей и Европа», показанная в Салоне, вызвала ожесточенную критику, что надолго оттолкнуло художника от участия в официальных показах. Теперь палач стоит безучастно, сложив руки на эфесе залитого кровью меча.
Полотна Моро находятся также в Нойсе. Тексты на французском и английском языках находятся на специальных стендах.
Одним из шедевров художника стало полотно «Эдип и сфинкс» (1864). Волшебство красок, уникальность цвета картин создают потрясающее впечатление. Гупиль. «Мной владеет одно стремление, писал художник, желание передать в зримой форме те внутренние вспышки, которые трудно к чему-либо отнести в их кажущейся незначительности проступает нечто божественное и, будучи переведенными на язык чисто пластических эффектов, они открывают горизонты подлинно магические, можно сказать величественные».
В 1890году умирает его спутница жизни Аделаида-Александрина Дюре. Видел там Доза, Диаза и молодого Моро, художника. Экспозиция музея в основном состоит из незаконченных работ художника и черновых набросков. Крючкова («Символизм в изобразительном искусстве», 1994), Моро считал орнаментику способом отчуждения образа, проявлением абстрагирующей воли.
Однако он был художником своего времени, тонко улавливающим его веяния. Драгоценное мерцание живописи Моро изысканность колорита, любовь к Востоку, мифологичность мышления и некоторая экзальтация – все это было присуще и гению Михаила Врубеля. Картины, представленные Моро в Салоне в 1850-е годы, например, "Песнь Песней" (1853), обнаруживали сильное влияние Шассерио, – выполненные в романтической манере, они отличались пронзительным колоритом и неистовым эротизмом. Моро никогда не отрицал, что очень многим в творчестве обязан Шассерио, своему другу, рано ушедшему из жизни (в возрасте 37 лет).
В 1880г. Художник умер 18 апреля 1898 года. Довольный успехами сына, Луи Моро определил его в мастерскую художника-неоклассициста Франсуа-Эдуарда Пико (1786-1868), где молодой Моро получил необходимую подготовку для поступления в Школу изящных искусств, куда в 1846 году успешно сдал экзамены. Критики называют художника Гюстава Моро спасителем жанра исторической живописи. «Ориентальные впечатления», привезенные Шассерио изКонстантины и Алжира, угадываются и в работах его ученика, который во многом пошел дальше Теодора Шассерио, соединяя на полотне образы, взятые из разных культур и эпох и стал предтечей экспрессионизма. Моро добивался особого мерцающего эффекта, тщательно перемешивая краски. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Теодора Шассерио и Франсуа-Эдуара Пико, посетил Италию (1857-1859) и Нидерланды (1885).
Он мне вполне по душе». Они не учат нас создавать бедное искусство. В шедевре Моро голова Иоанна Крестителя представлена как видение, явившееся Саломее в ореоле небесного света. Неизвестно, писал ли французский мастер портреты Александрины Доре, однако, его многочисленные мифологические женские образы (нередко сближающиеся во внутреннем посыле с эстетикой Бодлера) лишены какой-либо индивидуализации: это обобщённо-типизированные лики-состояния, в которых, как правило, пребывает состояние загадочности и неизречённости. Больше всего лавров досталось полотну "Эдип и Сфинкс", выставленному в 1864 году (картина была за 8000 франков приобретена на аукционе принцем Наполеоном). Поклонник творчества Моро, писатель Гюисманс, увидев в Салоне 1876 года «Саломею» и «Явление», был так очарован картинами, что посвятил им целую главу своего романа «Наоборот».
В детстве Моро зачитывался «Метаморфозами» Овидия и ему запом нился сюжет о падении с небес Фаэтона, смертного сына Аполлона, который однажды безрассудно погнал по небу солнечную колесницу отца. Если некоторые из них (Сабатте, Мильсандо, Максанс) следуют традиционным путем, то другие демонстрируют новые тенденции.
Этот выверенный набор цветов иногда покрывался воском («Св. Акварели, наверное, лучшее из созданного Гюставом Моро. «Не следует переносить в картину естественные формы в том виде, какими их находишь в природе необходимо подчинить их условным закономерностям» – считал художник. Как большой мастер, он соединял в своем творчестве многие стили и направления.
Родился 6 апреля в семье главного архитектора Парижа. Моро преклоняется перед Делакруа, влияние которого заметно в ранних работах (например, «Пьета», выставленная в Салоне 1852 г. ). На его ранний уход Моро написал холст «Юноша и смерть» (1865).
В 1862году у художника умирает отец. В 1880 году Моро последний раз участвует в Салоне, показывая полотна «Елена у стен Трои» и «Галатея». Четкий рисунок, скульптурная лепка форм говорят об академической выучке. На своей акварели Моро изображает кульминационный момент. той сцены. Вокруг головы — мозаичный нимб.
Восхождение к высшим сферам, то есть земная смерть и апофеоз бессмертия». Художник наделяет образ призрака тревожащей воображение убедительностью. Видение художника отличается свежестью и новизной. Картина была за восемь тысяч франков приобретена на аукционе принцем Наполеоном. В 1880 году художник в последний раз показал свои картины в Салоне, выставив на обозрение публики картины «Елена у стен Трои» и «Галатея».
Здесь же он знакомится с Э. Дега, будущим импрессионистом, ставшим позднее его другом. Но поскольку эти мои увлечения случились еще задолго до тех «счастливых» уроков по символизму в университете, я даже как-то не соотносила для себя фамилии этих творцов и само направление в искусстве. Не изображая ничего, кроме одной женской фигуры, художник передает драму с помощью цвета, В другой картине — «Орфей на могиле Эвридики» — герой изображен в одеянии глубокого синего цвета, символизирующего тоску по Эвридике. Возвратившись в 1859 г. из Италии, Моро выставляет в Салоне большую картину «Эдип и Сфинкс», получившую наконец признание художественной критики. поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Франсуа Пико, мастера классицистической ориентации, который обучил его основам живописи. На акварели Саломея предстала более чем реальной — созданием горячим и жестоким8230» Для автора этих строк Саломея в интерпретации Моро не просто лицедейка, танцем бедер завлекающая старца Ирода, а «божество, богиня вечного исступления, вечного сладострастия». Главную роль при этом играла символика цвета.
Этим можно объяснить подробные комментарии, которыми художник сопровождает свои работы. Она благоговейно достает их из речного потока.
После чего он даже бросил учиться в Академии изящных искусств. Однако драгоценное искусство Гюстава Моро сложно причислить только к символизму. К особенно выдающимся полотнам сохранились пояснения художника. В них заметно влияние мастеров эпохи Возрождения ипомпеянской настенной живописи, которые художник внимательно изучал во время поездки по Италии (1857 – 1859). Любящий одну женщину в течение двадцати лет и убитый горем от её безвременной кончины, Моро в 1890 году создаёт картину «Орфей на могиле Эвридики».
Иногда его лиризм обостряется («Всадник», ок. Она является, подобно призраку, в великолепных одеждах, осыпанная драгоценными камнями. Кисть не поспевает за воображением и фантазией живописца, вот таким образом многие работы оставались незавершенными, а главное, зрителю, без словесной интерпретации самостоятельно трудно разобраться в этом нагромождении символов.
Гюстав Моро родился в 1826 году в Париже в семье архитектора. «Не следует переносить в картину естественные формы в том виде, какими их находишь в природе необходимо подчинить их условным закономерностямhellip» – считал художник. В 1894 г. Моро приступил к своему последнему шедевру — «Юпитер и Семела». Акварель «Вдохновение» поражает повышенной утонченностью и изысканностью, достигнутыми с помощью тонких, нежных орнаментальных линий, будто творящих мечту и цвета этих тончайших оттенков зеленого, фиолетового, синего и желтого, создающих ощущение спонтанного удара кистью и тщательно продуманных динамичных наплывов жидкой краски.
Его творчество основано на фантазиях с оттенком эротики и мистики. Нежный жест». Четкий рисунок, скульптурная лепка форм говорят об академической выучке. Моро был учеником Теодора Шассерио в школе изящных искусств в Париже. В 1864 году Моро выставил в Салоне картину «Эдип и Сфинкс», которая произвела сенсацию и стала первой в ряду его многочисленных мифологических полотен. Библейские исторические и мифические сюжеты являются основной темой его полотен.
Еще в 1864 году, когда художник показал "Эдипа и Сфинкса" – первую картину, по-настоящему привлекшую внимание критиков, – один из них отметил, что это полотно напомнило ему "попурри на темы Мантеньи, созданное немецким студентом, отдыхавшим во время работы за чтением Шопенгауэра". В 1891 году Моро стал в должности профессора преподавать в школе изящных искусств. Поклонник Моро Гюисманс отмечал, что «без явного предка, без возможных потомков, он (Моро) оставался в современном искусстве одиночкой». Памяти Александрины, умершей в 1890 году, он посвятил одну из лучших своих картин — «Орфей у гробницы Эвридики». В то же время Моро приступил к его последнему шедевру "Юпитер и Семела". Как справедливо подметила В. А.
Его отрубленная голова парит в воздухе, окруженная ярким сиянием. Так царица хотела отомстить Иоанну Предтече, осудившему ее брак с Иродом. В 1849 году Моро выставляет свои работы в Салоне.
Глубокие переживания утраты Александрины в1890 году изменили привычную жизнь художника. Если у вас нет воображения, вы никогда не создадите красивого колорита». Не сумев выиграть Римский приз (победителей этого конкурса школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), Моро покидает школу и нанимается в Лувр на должность копииста. Критики называют художника Гюстава Моро спасителем жанра исторической живописи. В 1869г.
Сюда же приехали и родители Гюстава, решив сопровождать художника в его поездках. Вот таким образом домой он привез эскизы и готовые полотна, пропитанные итальянским колоритом. Моро никогда не отрицал, что очень многим в творчестве обязан Шассерио, своему другу, рано ушедшему из жизни (в возрасте 37 лет).
Одна из лучших картин Моро — «Единороги» (1888) — является попыткой возродить средневековые традиции и фантастические композиции «школы Фонтенбло». Отказавшись от участия в Салоне, художник с головой ушел в работу, уединившись в своей мастерской. А в листе «Женщина и стрекоза» все превратилось в некий цветовой хаос, живые, темпераментные наплывы водной цветной стихии, обладающей величайшей живописностью. Критики Салона часто называли манеру Моро "эксцентричной". Моро был учеником Теодора Шассерио в Школе изящных искусств в Париже.
Моро добивался особого мерцающего эффекта, тщательно перемешивая краски. На протяжении 1860-х годов Моро написал серию картин (любопытно, что все они были вертикальными по формату), которые были очень хорошо встречены в Салоне. На акварели Саломея предстала более чем реальной — созданием горячим и жестоким» Для автора этих строк Саломея в интерпретации Моро не просто лицедейка, танцем бедер завлекающая старца Ирода, а «божество, богиня вечного исступления, вечного сладострастия». Каждый из символов, которыми наполнены картины имеет свое непростое значение.
По наущению матери Иродиады Саломея попросила у царя голову Иоанна Крестителя. Художник стремится воскресить дух пантеизма ищет путь синтеза христианства и буддизма. изучению анатомии, перспективы и истории живописи. Ветерок принес ее на остров Кипр, где богиню, вышедшую из морских волн, встретили оры.
Потерпев фиаско в конкурсе на Римскую премию, он уходит из мастерской Пико. Моро преклоняется перед Делакруа, влияние которого заметно в ранних работах (например, «Пьета», выставленная в Салоне 1852г. ). С 1860 года его классически исполненные картины продолжают иметь успех. При этом он следует склонностям своей собственной натуры.
Моро оказал влияние на поиски русских художников, особенно на представителей объединения «Мир искусства». В 1880г. Она является, подобно призраку, в великолепных одеждах, осыпанная драгоценными камнями. Внутренний мир и внешность героинь Моро соответствуют его пониманию Вечной Женственности. Тщательно перемешивая краски. Картина была показана в Салоне 1866 года и приобретена государством за 8000 франков.
Некоторые его работы дополнены отдельными пояснениями, как, например, полотно «Юпитер и Семела». Довольный успехами сына, Луи Моро определил его в мастерскую художника-неоклассициста Франсуа-Эдуарда Пико (1786—1868), где молодой Моро получил необходимую подготовку для поступления в Школу изящных искусств, куда в 1846 году успешно сдал экзамены. В сериях «Пери», «Мертвый поэт», в композициях «Фаэтон», «Павлин, жалующийся Юноне», «Вечерние голоса» Моро передал воздушную грацию фигур, богатство нарядов, сказочность пейзажей и архитектуры. Тишиной и созерцательностью наполнена прозрачная, выполненная на одном дыхании изысканная его акварель «Странствующий ангел» : высоко в небе на одном из выступов похожего на мираж готического храма примостился уставший и скорбный ангел. Что касается второго принципа — «необходимого великолепия», то об этом художник говорит так: «Обратитесь к великим мастерам.
Его живопись оказала огромное влияние на фовизм и сюрреализм. Родился Moreau Gustave в Париже 6 апреля 1826 года в семье архитектора. В 1868 году Моро назначают председателем жюри конкурса Гран-при де Роме. Моро умер в 1898 году и был погребен на кладбище Монмартр. Он стал кумиром Андре Бретона и сюрреалистов, вновь его открывших. такая странная, непривычная для глаза и такая обдуманная в своей оригинальности, сотворена для разборчивого, осведомлённого и утончённого духа». («Gustave Moreau Museum, Paris, 1997, p. 16. ). Это путешествие по Италии затянулось на несколько лет. «Я так люблю мое искусство, — пишет он, — что почувствую себя счастливым, только если буду писать для самого себя».
Одна из самых известных его картин— «Явление» (1876, Париж, Музей Гюстава Моро)— написана на евангельский сюжет о танце Саломеи перед царем Иродом, в награду за который она потребовала голову Иоанна Крестителя. Экспозиция музея в основном состоит из незаконченных работ художника и черновых набросков. Так, в 1882 г., когда Музей Клюни в Париже приобрел знаменитый гобелен «Женщина с единорогом», Моро был так поражен этим шедевром фламандского искусства, что в его картинах часто стали появляться единороги как символ Непорочного зачатия Девы Марии. «Мной владеет одно стремление, — писал художник, — желание передать в зримой форме те внутренние вспышки, которые трудно к чему-либо отнести в их кажущейся незначительности проступает нечто божественное и, будучи переведенными на язык чисто пластических эффектов, они открывают горизонты подлинно магические, можно сказать — величественные».
В 1898 году художник завещал свою мастерскую со всем, что в ней находилось, государству. По возвращению в Париж художник знакомится с Александриной Дюре и на протяжении 30-ти лет она единственная его муза., умирает, как пораженная молнией. Я убежден: ничто не заставит меня свернуть с этого пути". Фаэтон в ужасе поднимает руки, увидев перед собой зодиакальных Льва и Гидру. Не сумев выиграть престижный Римский приз (победителей этого конкурса Школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), в 1849 году Моро покинул школьные стены.
Педагогическая деятельность Гюстава Моро — яркая страница его биографии. В 1884 году умирает мать художника. 10 октября 1856г. Она видима одной Саломее. Глаза тусклы, лицо побелело, рот приоткрыт и безжизнен, шея в багровых каплях крови. «Ус-войте, говорил он ученикам, что цвет нужно воображать. «Цвет должен быть продуман, вдохновлен, вымечтан», — говорил он.
В 1875 году Гюстав Моро получает высшую награду Французской республики – Орден Почетного Легиона. При поддержке и одобрении родителей в 1846г. Его творчество, чуждое массовой публике, было обращено к избранным, способным понять сложный язык образов, символический смысл его картин. Что касается второго принципа «необходимого великолепия», то об этом художник говорит так: «Обратитесь к великим мастерам. «Гюстав Моро пренебрег евангельским рассказом и представил Саломею в сверхъестественном и необычном виде», — писал Гюисманс, передавая восторг своего героя от танца Саломеи и продолжал, подробно описывая картину «Явление»: «Злодейство свершилось. он последний раз участвует в выставке, показывая два полотна: «Елена у стен Трои», где женщина представлена как порочное создание, повинное в войне и гибели людей и «Галатея»: здесь героиня— объект вожделения, к которому понапрасну приковано громадное око Циклопа3. Жизнь французского художника символиста, была обособленной от окружающей действительности.
В 1890 году умирает его спутница жизни Аделаида-Александрина Дюре. Моро остался холостяком, единственной властительницей его дум и наперсницей была мать, дожившая до 1894г. Уникальной жемчужиной в драгоценном ожерелье работ художника стала картина «Единороги» (1885), написанная по мотиву шпалеры ХV века из музея Клюни. называл свое искусство страстным молчанием. На протяжении 1860–х годов произведения Моро пользуются огромным успехом и популярностью.
Полотно «Юпитер и Семела» (1896, Париж, Музей Гюстава Моро) заполнено аллегорическими фигурами, символизирующими Смерть, Страдание, чудовищ Ночи, Эреба, Гения земной любви, Пана и т. д. Пространство заплетено фантастическими растениями, причудливыми архитектурными формами, скульптурными изваяниями. Она является, подобно призраку, в великолепных одеждах, осыпанная драгоценными камнями. Восхождение к высшим сферам, то есть земная смерть и апофеоз бессмертия». Обращаясь к мифологическим сюжетам, художник не трактует их с буквальной точностью, его воображение вплетает в канву известной фабулы новые детали, то загадочные, то исполненные мистики (Явление, ок.
Автор одной из лучших монографий о творчестве Матисса Раймон Эсколье спрашивает: «Не Гюставу ли Моро обязан в какой-то мере декоративизм Матисса блеском и роскошью стиля. » Точное наблюдение. Неизвестно, писал ли французский мастер портреты Александрины Доре, однако, его многочисленные мифологические женские образы (нередко сближающиеся во внутреннем посыле с эстетикой Бодлера) лишены какой-либо индивидуализации: это обобщённо-типизированные лики-состояния, в которых, как правило, пребывает состояние загадочности и неизречённости5. Камни ожили и, вдохнув свет в женское тело, зажгли его.
В 1884 году умирает мать художника. Все здесь словно окутано роскошью дорогих тканей, наполнено мерцанием драгоценных камней. Очевидно, что высказывание «второстепенные» здесь следует трактовать как художники идущие за мастерами эпохи Возрождения – Тицианом, Рафаэлем, Пентуриккио и тогда Гюстав Моро стоит на достаточно высоком пьедестале, в сомовском понимании.
Семела, вдохнувшая ароматы источаемые Божеством, преобразившаяся. В 1862 году у художника умирает отец.
Теофиль Готье писал о живописи Г. Моро: она «. Не сумев выиграть престижный Римский приз (победителей этого конкурса Школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), в 1849 году Моро покинул школьные стены. Молодой художник обратил свое внимание к Салону – ежегодной официальной выставке, на которую стремился попасть каждый начинающий в надежде быть замеченным критикой. Видел там Доза, Диаза и молодого Моро, художника. Только сейчас юноша осознай что наступает его последний миг. При этом все этапы, от начального до завершающего, равноценны, поскольку каждый из них представляет мгновения последовательного развертывания автором воображения: «Гармонично слаженная картина состоит из нескольких наложенных друг на друга картин и каждый последующий слой наделяет мечту большей степенью реальности, вознося ее к совершенству».
Каждая картина это отдельный мир, такой же непознанный, сложный и неопределенный. Журнал «Великие художники» одного украинского издательства лежал у меня дома уже давно. Довольный успехами сына, Луи Моро определил его в мастерскую художника-неоклассициста Франсуа-Эдуарда Пико (1786—1868), где молодой Моро получил необходимую подготовку для поступления в Школу изящных искусств, куда в 1846 году успешно сдал экзамены. Обучение здесь было крайне консервативным и в основном сводилось к копированию гипсовых слепков с античных статуй, рисованию мужской обнаженной натуры. В 1862 году у художника умирает отец. Персонажи в картинах Моро словно не от мира сего. Моро был любимым художником салонов сен-жерменского предместья, его восхваляли Робер де Монтескью и Оскар Уайлд, а Марсель Пруст вспоминает о нем изображая художника Эльстира в «Поисках утраченного времени».
Увидев акварель Моро "Фаэтон" на Всемирной выставке 1878 года, художник Одилон Редон, потрясенный работой, писал: "Это произведение способно влить новое вино в меха старого искусства. Поклонник Моро Гюисманс отмечал, что «без явного предка, без возможных потомков, он (Моро) оставался в современном искусстве одиночкой». Я убежден: ничто не заставит меня свернуть с этого пути». В рамках каждой эпохи аллегорически представлены три части дня – Утро, Полдень, Вечер.
Видение художника отличается свежестью и новизной. Отец Моро даже опубликовал книгу «Размышления по поводу изящных искусств» в то время, когда уже несколько лет работал главным архитектором на востоке Франции. Но прежде, чем читать пояснения, стоит насладиться игрой красок великолепных картин. Писатель-символист Гюисманс, автор культового декадентского романа "Наоборот" (1884), считал Моро "уникальным художником", не имеющим "ни реальных предшественников, ни возможных последователей". Не все, разумеется, думали так же.
Влияние Теодора Шассерио очевидно и в двух больших полотнах, которые Моро начал писать в 1850-х годах, — в «Женихах Пенелопы» и «Дочерях Тезея». И подобное «культурное табу» является фундаментальной традицией европейского искусства. На страницах одноименного журнала Александр Бенуа, высоко ценивший Гюстава Моро, опубликовал его «Источник» (1898). Повторную попытку поучаствовать в этом конкурсе Моро предпринимает на следующий год. Привозит оттуда несколько сотен копий произведений великих мастеров Ренессанса. «Не следует переносить в картину естественные формы в том виде, какими их находишь в природе необходимо подчинить их условным закономерностямhellip» – считал художник.
Художник сумел воспроизвести с помощью красок приглушенный блеск золотых и серебряных нитей старинной шпалеры. Моро добивался особого мерцающего эффекта, тщательно перемешивая краски. Потрясенный его кончиной, Моро посвятил его памяти полотно "Юноша и Смерть". Искусство Гюстава Моро вышло за пределы Франции.
Во время двух путешествий в Италию (1841 г. и с 1857 г. по 1859 г. ), он посетил Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, где Моро изучал искусство Ренессанса – шедевры Андреа Мантенья, Кривелли, Боттичелли и Леонардо да Винчи. Однако эта высокая требовательность к себе впоследствии часто становилась той причиной, по которой художник оставлял работы незавершенными.
Там был организован Музей Гюстава Моро, первым хранителем которого был Жорж Руо. Быть может, осознавая свое положение еще от момента рождения, быть может, просто из-за чрезмерной уверенности Моро в своих способностях, но после получения своего первого государственного заказа (копия картины Аннибале Каррачи выставлена в Лувре) Гюстав в 1851 году отказывается принимать следующий заказ, мотивируя это тем, что кроме выполнения копий должен также рисовать и свои собственные полотна. Семела, вдохнувшая ароматы источаемые Божеством, преобразившаяся. Гюстав Моро владел синестезией — слышанием цвета, видением звуков.
Прежде всего особого ритма: его герои словно пребывают в сновидении. В 1875 году Гюстав Моро получает высшую награду Французской республики – Орден Почетного Легиона.
Глаза тусклы, лицо побелело, рот приоткрыт и безжизнен, шея в багровых каплях крови. В 1846 году Моро поступил в Школу изящных искусств, где учился у Франсуа Пико. Последний романтик 19 века Гюстав Моро называл свое искусство "страстным молчанием".
Символизм здесь проявляется в особой многослойности образа. Гюстав Моро родился в Париже в семье архитектора. Картина была за восемь тысяч франков приобретена на аукционе принцем Наполеоном. Увидев акварель «Фаэтон» на Всемирной выставке 1878 года, художник Одилон Редон, потрясенный работой, писал: «Это произведение способно влить новое вино в меха старого искусства. Гюстав Моро всегда писал то, что ему хотелось. Искусство, постигая Неведомое, сближается с мистическими учениями всех времен и народов.
К его ученикам относятся Анри Матисс, Жорж Руо, Одилон Редон. картина «Прометей и Европа», предложенная художником в Салон, вызвала резкую критику, после чего он долго не выставляется, а в 1876г. Умер 18 апреля 1892 года. Это символико-аллегорическое произведение стало истинным творческим дебютом Моро. картина «Прометей и Европа», предложенная художником в Салон, вызвала резкую критику, после чего он долго не выставляется, а в 1876г.
В детстве Моро зачитывался «Метаморфозами» Овидия и ему запом нился сюжет о падении с небес Фаэтона, смертного сына Аполлона, который однажды безрассудно погнал по небу солнечную колесницу отца.
Неизвестно, писал ли французский мастер портреты Александрины Доре, однако, его многочисленные мифологические женские образы (нередко сближающиеся во внутреннем посыле с эстетикой Бодлера) лишены какой-либо индивидуализации: это обобщённо-типизированные лики-состояния, в которых, как правило, пребывает состояние загадочности и неизречённости. Не изображая ничего, кроме одной женской фигуры, художник передает драму с помощью цвета, В другой картине «Орфей на могиле Эвридики» герой изображен в одеянии глубокого синего цвета, символизирующего тоску по Эвридике. Но Гюстав Моро — один из самых ярких представителей символизма, друг Жоржа Бизе и Дега, учитель Матисса и Руо.
Стремясь найти точные позы персонажей, Но он завершает удивительную картину «Юпитер и Семела» и (там же) создает серии эскизов. Моро никогда не отрицал, что очень многим в творчестве обязан Шассерио, своему другу, рано ушедшему из жизни (в возрасте 37 лет). Так, в «Танцующей Саломее» (1876) или «Татуированной», в ажурном узоре, которому едва ли можно придать определенный изобразительный смысл, покрывающем как фигуру Саломеи, так и детали интерьера, угадывается усиление призрачности сцены, «которая колеблется, как мираж в потоках горячего воздуха». При этом он следует склонностям своей собственной натуры". Художник наделяет образ призрака тревожащей воображение убедительностью.
Особую роль в жизни будущего художника играла мать, от нее он унаследовал интерес к музыке (биографы упоминают о дружбе художника с Жоржем Бизе). Любящий одну женщину в течение двадцати лет и убитый горем от её безвременной кончины, Моро в 1890 году создаёт картину «Орфей на могиле Эвридики». Полотно «Юпитер и Семела» (1896, Париж, Музей Гюстава Моро) заполнено аллегорическими фигурами, символизирующими Смерть, Страдание, чудовищ Ночи, Эреба, Гения земной любви, Пана и т. д. Пространство заплетено фантастическими растениями, причудливыми архитектурными формами, скульптурными изваяниями. Открытие «Эдипа и сфинкса» Гюстава Моро пробудило фантазии многих художников – символистов, например, помогло Одилону Редону осознать свое призвание и первые его полотна, в частности «Красный сфинкс» (1912), были навеяны работами Моро. Гюстав Моро (1826-1898). К его ученикам относятся Анри Матисс, Жорж Руо, Одилон Редон, Гюстав Пьер.
После смерти матери в 1984 году, выполняет заказы по иллюстрации. В картине проявляется принцип, выводимый Моро из наблюдения над классической живописью, – принцип «прекрасной инерции», который он будет последовательно воплощать в своем творчестве. Этим можно объяснить подробные комментарии, которыми художник сопровождает свои работы. В доме Моро хранились репродукции всех картин Леонардо, представленных в Лувре и художник часто обращался к ним, особенно когда ему нужно было изобразить скалистый пейзаж (как, например, на полотнах "Орфей" и "Прометей") или женоподобных мужчин, напоминавших созданный Леонардо образ святого Иоанна. К его ученикам относятся Анри Матисс, Жорж Руо, Одилон Редон. Для Редона модернизм Моро заключался в его "следовании собственной натуре". И подобное «культурное табу» является фундаментальной традицией европейского искусства.
Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины -- постоянные спутницы Аполлона. Увидев акварель «Фаэтон» на Всемирной выставке 1878 года, художник Одилон Редон, потрясенный работой, писал: Это произведение способно влить новое вино в меха старого искусства. Одна из самых известных его картин — «Явление» (1876, Париж, Музей Гюстава Моро) — написана на евангельский сюжет о танце Саломеи перед царем Иродом, в награду за который она потребовала голову Иоанна Крестителя. («Gustave Moreau Museum», Paris, 1997, p. 16. ). Изучая картины мастеров прошлого, Моро приходит к убеждению, что художник в своем творчестве должен следовать принципу «необходимого великолепия». Особый интерес в этом плане представляет полиптих «Жизнь человечества», созданный Моро в 1886 г. Это произведение тематически вписывается в типологические ряды, свойственные как искусству Нового времени, так и художественной культуре Средних веков.
возвращается в Салон с картинами «Саломея» и «Видение». В 1884году умирает мать художника.
Существо с лицом и грудью женщины, крыльями птицы и туловищем льва— Сфинкс— вцепилось в торс Эдипа оба персонажа пребывают в странном оцепенении, словно гипнотизируя друг друга взглядом. Персонажи в картинах Моро словно не от мира сего. году умирает его спутница жизни Аделаида-Александрина Дюре. Абсолютно заслуженно в 1875 году Гюстав Моро удостаивается чести получить высшую награду Французской республики – Орден Почетного легиона. Родители с ранних лет поддерживали его стремление к живописи.
В его бывшем ателье в IX округе Парижа с 1903 года находится музей Гюстава Моро. Открытие «Эдипа и сфинкса» помогло Одилону Редону осознать свое призвание и первые его полотна были навеяны работами Моро. Иногда он акцентирует иератическую недвижимость своих персонажей (стоящая в неуверенности «Елена», там же присевший на башню «Ангел-путешественник», там же). Не сумев выиграть Римский приз (победителей этого конкурса школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), Моро покидает школу и нанимается в Лувр на должность копииста. возвращается в Салон с картинами «Саломея» и «Видение».
Здесь решается судьба каждого. Полотна Моро находятся также в Нойсе. В 1869г. Лишь в 1876 году Моро вновь вернулся в Салон картинами «Саломея» и «Видение». «Орфей» — одна из самых прозрачных картин художника. Однако при жизни Моро его полотна признавали и смелыми и новаторскими.
В 1864 году выставляет в Салоне «Эдипа и сфинкса» — картина вызывает бурную реакцию, не оставляя равнодушным никого из критиков. Творчество Моро способствовало становлению и развитию символизма в живописи. Полотно «Юпитер и Семела» (1896, Париж, Музей Гюстава Моро) заполнено аллегорическими фигурами, символизирующими Смерть, Страдание, чудовищ Ночи, Эреба, Гения земной любви, Пана и т. д. Пространство заплетено фантастическими растениями, причудливыми архитектурными формами, скульптурными изваяниями. «Усвойте, – учил он, – что цвет нужно мыслить, воображать его. Подмалевка, в акварели «Эдип и Сфинкс» все объединяет желтовато-бурый тон, крепким, на котором мощной кистью, страстным контуром выделены главные персонажи Эдип, с его удлиненными формами и живым, «дышащим» абрисом и женщина-Сфинкс с ее «звериными», короткими, напряженными, крутящимися линиями, создающими контраст гармонический борьбы двух начал.
Его скорее интересовал глубокий психологизм иногда подтекст произведений. Делакруа записывает в дневнике: «Проводы бедного Шассерио. Его лучшими учениками были Жорж Руо, Анри Матисс, Альбер Марке. После этого Моро бросает учебу в Академии. Уютная квартира, в которой жил и творил Моро, стала музеем по завещанию художника.
В акварели «Эдип и Сфинкс» все объединяет желтовато-бурый тон, подмалевка, на котором мощной кистью, крепким, страстным контуром выделены главные персонажи — Эдип, с его удлиненными формами и живым, «дышащим» абрисом и женщина-Сфинкс с ее «звериными», короткими, напряженными, крутящимися линиями, создающими гармонический контраст борьбы двух начал., умирает, как пораженная молнией. Картины повсюду: на стенах, в ящиках комодов, неоконченные творения стоят на мольбертах, создавая удивительную атмосферу, как будто художник скоро вернется и закончит полотно. Довольный успехами сына, Луи Моро определил его в мастерскую художника-неоклассициста Франсуа-Эдуарда Пико (1786-1868), где молодой Моро получил необходимую подготовку для поступления в Школу изящных искусств, куда в 1846 году успешно сдал экзамены.
Писатель-символист Гюисманс, автор культового декадентского романа Наоборот (1884), считал Моро уникальным художником, не имеющим ни реальных предшественников, ни возможных последователей. На его ранний уход Моро написал холст «Юноша и смерть» (1865). В своем «Дневнике» Эдмон де Гонкур называл Гюстава Моро поэтомювелиром, удивительные акварели которого кажутся написанными блеском и патиной сокровищ «Тысячи и одной ночи».
К особенно выдающимся полотнам сохранились пояснения художника. Каждая картина поражает своей глубиной, сложной игрой возникающих чувств и образов. он последний раз участвует в выставке, показывая два полотна: «Елена у стен Трои», где женщина представлена как порочное создание, повинное в войне и гибели людей и «Галатея»: здесь героиня — объект вожделения, к которому понапрасну приковано громадное око Циклопа. Он мне вполне по душе». Теофиль Готье писал о живописи Г. Моро: она «такая странная, непривычная для глаза и такая обдуманная в своей оригинальности, сотворена для разборчивого, осведомлённого и утончённого духа».
Он стал любимым художником салонов сенжерменского предместья, его восхваляли Робер де Монтескью и Оскар Уайльд, Марсель Пруст вспоминает о нем в «Поисках утраченного времени». В этот период он узнал о беременности своей девушки, которая проживала в Риме. В 1849 году Моро выставляет свои работы в Салоне.
К особенно выдающимся полотнам сохранились пояснения художника. Страшная голова вся в крови, пурпурные капли свисают с брады и волос. Он учил их не только традиционным основам мастерства и копированию шедевров Лувра, но и творческой самостоятельности – и уроки мастера не прошли даром. Пишет также пастели и акварели, напоминающие работы Коро.
Одно замечание Гюстава Моро, сделанное Матиссу, стало пророческим: «Вам предстоит упростить живопись». 10 октября 1856г.
Художник принял решение покинуть несчастную. Во время двух путешествий в Италию (1841г. Автор одной из лучших монографий о творчестве Матисса Раймон Эсколье спрашивает: «Не Гюставу ли Моро обязан в какой-то мере декоративизм Матисса блеском и роскошью стиля. » Точное наблюдение. Это символико-аллегорическое произведение стало истинным творческим дебютом Моро.
Однако эта высокая требовательность к себе впоследствии часто становилась той причиной, по которой художник оставлял работы незавершенными. В своем дневнике Моро делает такую запись о фресках потолка Сикстинской капеллы, где, как он считает, проявляется «прекрасная инерция»: «Все фигуры Микеланджело кажутся застывшими в жесте идеальных сомнамбул. После окончания в 1844 году школы, учился у художника Франсуа Пико, затем поступил в школу изящных искусств, простое копирование гипсовых статуй изучение анатомического строения слепков, не смогло удовлетворить художника, увлеченного живописью Делакруа. В «Абстрактной штудии» Моро большие пульсирующие цветовые пятна символизируют какое-то грандиозное космическое действо. Константин Сомов, бывший большим поклонником художника, писал: «Работая над портретом, часто думаю во время мучительных неудач о второстепенных мастерах – Энгр, Рослен, Г. Моро стоят у меня перед глазами».
Делакруа записывает в дневнике: «Проводы бедного Шассерио. Но после смерти Алесандрин Моро написал картину «Орфей на могиле Эвридики», в которую вложил все свои переживания и горечь утраты. Орфей был музыкантом и певцом, от звучания его лиры леса и горы пускались в пляс. Художник наделяет образ призрака тревожащей воображение убедительностью. Только христианские произведения демонстрируют большую суровость выражения («Пьета», 1867, Франкфурт, Штеделевский художественный институт).
Эта утрата буквально подкосила художника, несколько месяцев Моро не подходил к мольберту. Особый интерес в этом плане представляет полиптих «Жизнь человечества», созданный Моро в 1886 г. Это произведение тематически вписывается в типологические ряды, свойственные как искусству Нового времени, так и художественной культуре Средних веков. "Я никогда не искал снов в реальности или реальности во снах. В Италии (1857-1859г. г) занимается копированием шедевров эпохи Возрождения.
Гюисманс писал: «Она стоит на фоне ужасного горизонта, забрызганного фосфором и закапанного кровью, одетая в платье, украшенное драгоценными камнями, словно гробница огромные распахнутые глаза застыли, словно ее сразил столбняк» (Huysmans J. – K. Certains P. Jdem L Art Modern, 1902) С 1881 по 1886 год Моро исполнил серию иллюстраций к басням Лафонтена. Его живопись оказала огромное влияние на фовизм и сюрреализм. Художник стремится воскресить дух пантеизма ищет путь синтеза христианства и буддизма.
Привозит оттуда несколько сотен копий произведений великих мастеров Ренессанса. Легенда о Семеле (умолившей Юпитера предстать перед ней во всем его грозном могуществе и погибшей, дав жизнь в миг смерти богу виноделия Дионису), превращается в некий мистический трактат. 1875, Париж, Музей Г. Моро). Уютная квартира, в которой жил и творил Моро, стала музеем по завещанию художника.
Внутренний мир и внешность героинь Моро соответствуют его пониманию Вечной Женственности. При этом все этапы, от начального до завершающего, равноценны, поскольку каждый из них представляет мгновения последовательного развертывания автором воображения: «Гармонично слаженная картина состоит из нескольких наложенных друг на друга картин и каждый последующий слой наделяет мечту большей степенью реальности, вознося ее к совершенству». В 1888году Моро был выбран в Академию изящных искусств, а в 1891 он стал профессором в школе изящных искусств в Париже, сменив на этом месте Делоне. Ведь живопись Г. Моро обладает поистине магическим воздействием.
Пишет также пастели и акварели, напоминающие работы Коро. Акварели, наверное, лучшее из созданного Гюставом Моро. Теперь он берет мифологические или библейские сюжеты для своих картин и отдает предпочтение женским образам. Позднесимволистская теория, наиболее полно выраженная в философском эссе М. Метерлинка «Сокровище смиренных» (1896), утверждает, что современная культура, как во времена древности и Средневековья, снова обращается к познанию той невидимой субстанции, которая наполняет весь мир, но обнаруживает себя лишь в редкие мгновения молчания.
Голова Предтечи возносится с блюда, покоящегося на плитах пола. Бельгийский художник – символист Фернан Кнопф, покоренный фантазией Моро, создал свой вариант картины «Эдип и сфинкс» (1896), где в изображении прильнувшей к Эдипу женщинытигрицы очевиден отход от классических канонов, которых в определенной мере придерживался Моро. картина «Прометей и Европа», предложенная художником в Салон, вызвала резкую критику, после чего он долго не выставляется, а в 1876г.
Так, он драпирует тело Вирсавии из одноименной картины в желтое покрывало (желтый цвет — цвет зависти). Критики называют художника Гюстава Моро спасителем жанра исторической живописи. Я не верю ни в то, что я осязаю, ни в то, что вижу. Между ними, образно говоря, существовал непроницаемый «занавес», не позволявший проникновения семантических, сюжетных, тематических элементов из одной сферы в другую. Они проживут вместе более 30 лет.
Младенец (4) развивается во взрослого на двух ногах (2) и сила его ума искупается и освещается волшебным добавлением посоха мудрости (3). Его интересует нагнетание деталей, которые в сумме дают изображение, да и колористические сочетания у него новы (этим определяется его влияние на своих учеников А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо и др. ). Каждый из символов, которыми наполнены картины имеет свое непростое значение. Поклонник творчества Моро, писатель Гюисманс, увидев в Салоне 1876 года «Саломею» и «Явление», был так очарован картинами, что посвятил им целую главу своего романа «Наоборот». Отец художника учился у известного архитектора своего времени – Шарля Персье. В его произведениях угадывается не только академический классицизм и отголоски романтизма.
К его ученикам относятся Анри Матисс, Жорж Руо, Одилон Редон, Гюстав Пьер. В 1868 году Моро назначают председателем жюри конкурса Гран-при де Роме. Художник в совершенстве владел техникой акварели, создавая в ней довольно большие, около метра, листы, отображая все богатство светотеневой моделировки, которая возможна в масляной живописи. «Афродита» в переводе с греч.
В ней, как и в других своих работах («Галатея», «Странник Эдип», «Эдип и Сфинкс», «Осень», «Мистический цветок», «Саломея», «Клеопатра», «Единороги», «Святой Георгий и дракон», «Юпитер и Семела»), он объединяет мифологические, аллегорические, фантастические мотивы. В 1880г. Эта утрата буквально подкосила художника, несколько месяцев Моро не подходил к мольберту. Моро был учеником Теодора Шассерио в школе изящных искусств в Париже. Если у вас нет воображения, вы никогда не создадите красивого колорита».
Здесь тоска и отчаяние выражены, прежде всего, через экспрессивно решённый пейзаж, где фигура Орфея— это некий акцент, деталь, в общем тревожно напряженном пейзаже-настроении. Только в Него я верю.
К его ученикам относятся Анри Матисс, Жорж Руо, Одилон Редон. Но прежде, чем читать пояснения, стоит насладиться игрой красок великолепных картин. Когда же художник вернулся в Салон, то представил две картины — «Саломея» и «Явление», с энтузиазмом встреченные молодыми писателями-символистами. Моро всегда уделял повышенное внимание работам старых мастеров, тем самым "старым мехам", в которые, по определению Редона, хотел влить свое "новое вино". Мой мозг, мой разум кажутся мне лишь краткой и сомнительной реальностью. В 1864 году выставляет в Салоне «Эдипа и сфинкса»— картина вызывает бурную реакцию, не оставляя равнодушным никого из критиков.
Открытие «Эдипа и сфинкса» помогло Одилону Редону осознать свое призвание и первые его полотна были навеяны работами Моро. В 1868году Моро назначают председателем жюри конкурса Гран-при де Роме. Моро был любимым художником салонов сен-жерменского предместья, его восхваляли Робер де Монтескью и Оскар Уайлд, а Марсель Пруст вспоминает о нём изображая художника Эльстира в «Поисках утраченного времени». Тексты на французском и английском языках находятся на специальных стендах. В акварели «Эдип и Сфинкс» все объединяет желтовато-бурый тон, подмалевка, на котором мощной кистью, крепким, страстным контуром выделены главные персонажи Эдип, с его удлиненными формами и живым, «дышащим» абрисом и женщина-Сфинкс с ее «звериными», короткими, напряженными, крутящимися линиями, создающими гармонический контраст борьбы двух начал. Собранные в произведениях старых мастеров в бесценную экспозицию, Великолепная мебель и аксессуары и мы нередко видим, способствуют абстрагированию темы, как эти великие и простодушные гении в включают свои композиции неведомую и нежную растительность, гирлянды небывалых плодов, благородных и грациозных животных». В продолжение этих лет, посвященных одиноким поискам, Моро был избран членом Академии художеств (1888), а затем получил звание профессора (1891), сменив на этом посту Эли Делоне., умирает, как пораженная молнией.
Гюстав Моро (1826 – 1898) был художником, как заметил искусствовед Мейер – Грефе, «создавшим искусство прекрасных душ и не задохнувшимся в бутафории своей символики лишь благодаря воспоминанию о своем учителе». Критики называют художника Гюстава Моро спасителем жанра исторической живописи. Моро подсказал Жану Лоррену кровавую сцену «Конца одного дня» : в описании восстания в Византии усыпанная драгоценностями отрубленная голова императрицы, уподобляемая консоли, напоминает голову Орфея с картины Моро «Женщина, несущая голову Орфея» (1865). Его чрезмерно запутанная картина «Претенденты» (1852-1898, там же) и композиция «Аргонавты» (1897, не закончено, там же), со сложным, как ребус, символизмом, свидетельствуют об этой постоянной неудовлетворенности самим собой. Зло и смерть станут центральными темами в творчестве Гюстава Моро.
и с 1857г. Гюстав Моро стремился максимально наполнить свои картины подробностями и деталями, называя это «необходимостью роскоши». Моро умер в 1898 году и был погребен на кладбище Монмартр.