Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора Я не понимаю, почему Гюстав Доре иллюстрируя Потерянный рай Мильтона, не одел Адама и Еву, как то сделал Сын Божий перед отлётом на небо к Отцу по Мильтону.
В трактате «Права и обязанности королей и правительств» (1649), посвященном проблемам политической власти, Мильтон защищает идеи революции, обосновывает теорию «общественного договора» и право народа на тираноубийство. В этот-то период появилась его лучшая поэма «Потерянный рай», доставившая ему мировую славу. Примерно в то же время другой петербургский издатель М. О. Вольф обратился к Доре с предложением проиллюстрировать «Руслана и Людмилу» или «Демона». «Доре сочетал в себе немецкий порядок и организованность и французский романтизм и впечатлительность», 8212 напишут о нем позже критики.
В основу «Потерянного рая» легло ветхозаветное предание о восстании Сатаны против Бога и грехопадении первых людей. В 1854 году также появляются иллюстрации к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» и выходит альбом литографий «Парижский зверинец» (гротескные зарисовки парижского быта). Опираясь на богатую традицию изображения «злодеев с могучей душой», сложившуюся к тому времени в английской литературе (достаточно вспомнить в этой связи персонажей Марло и Шекспира), Мильтон дает в «Потерянном рае» замечательный по своей драматической мощи портрет мятежного героя: Титаническая страстность натуры Сатаны, его гордый и непокорный дух, свободолюбие и несгибаемая воля, отвага и стоическое презрение к страданию не могли не восхищать художников романтизма исповедовавших идеи духовной стойкости, героического сопротивления, мужественной борьбы против неправедного миропорядка. С самого раннего детства поражал окружающих мастерством рисунка. Этот переезд оказал огромное влияние на всю художественную деятельность Доре.
Но республика, за которую ратует Мильтон, лишена черт подлинной демократии. Искупление может принести только праведная кровь, пролитая за грешников. Как явствует из теологического трактата «О христианском учении», над которым Мильтон работал почти в те же годы, что и над «Потерянным раем», Бог, сотворив мир и человека, не вмешивается ежечасно в их историю: естественное развитие человеческого рода происходит, по мнению писателя, «вследствие надлежащего действия той творческой силы, которая была сообщена материи божеством» (PW, IV, 195). идеологи европейской буржуазии неоднократно обращались к сочинениям Мильтона, черпая в них аргументы для борьбы с абсолютизмом.
Устами Адама, невольного зрителя грозного «фильма веков» (В. Окончив одну из лучших лондонских школ, Мильтон поступил в Кембриджский университет.
«Я полагал, – писал он позже, – что было бы низко с моей стороны беспечно путешествовать за границей ради личного интеллектуального развития в то время, как дома мои соотечественники сражались за свободу». С приходом Смерти в мир «зверь восстал / На зверя, птицы кинулись на птиц, / И рыбы ополчились против рыб». он обращается к соотечественникам со страстным призывом объединить усилия в борьбе за республику. В последнем из крупных произведений первого периода – элегии «Лисидас» (1638) – Мильтон, скорбя о безвременной гибели друга, Эдуарда Кинга, размышляет о бренности жизни и о том, успеет ли он осуществить свои замыслы, оправдать высокое назначение поэта. В 1652 г. наступает полная слепота. В 1855 году были изданы «Озорные рассказы» Бальзака, упрочившие славу молодого мастера. Особое место среди публицистических произведений Мильтона занимает памфлет «Ареопагитика» (1644) – пылкое выступление в защиту свободной печати. Реставрация монархии (1660-1688) сопровождалась жестокими преследованиями пуритан, участников «великого мятежа».
Он презирает веселье и приветствует «божественную Меланхолию». Мильтон не распространяет принцип религиозной терпимости на католиков-папистов и резко осуждает «безверие и атеизм». Космический размах «Потерянного рая», его монументальность и философичность, гражданственность и героический дух, трагический пафос и оптимизм, динамика и строгость формы, богатство и яркость красок свидетельствуют о действенности творческих принципов автора. Затем Адаму предстоит увидеть племя воителей, которые совершают «дела великого геройства, но отвергнув правдивые достоинства» и как справедливый акт он воспринимает насыпаемый Богом Великий Потоп.
Сатанинское сомнение в мудрости Божественного закона основано на том, что никто не помнит своего рождения и сводится к неверию в то, что Ангелы созданы Богом, а не самозародились и не равны ему своей первозданностью (853 – 871). Все они в той или иной мере повлияли на английского поэта. В «Потерянном рае» автор поясняет: Работая над поэмой в годы реакции, Мильтон верил, что новая тирания падет, как пала предыдущая однако, умудренный опытом незавершенной революции, он склонен был полагать, что недооценил когда-то могущество темных сил зла, сумевших изнутри подточить устои республики. Для многих поколений читателей «Потерянный рай» стал философско-поэтическим обобщением драматического опыта человека, в муках обретающего свое подлинное естество и идущего, среди бедствий и катастроф, к духовному просветлению, к заветным идеалам свободы и справедливости. Доре иллюстрировал также многие другие произведения, такие, как Вечный Жид (1856) Эжена Сю, Ад (1861) Данте, Дон Кихот Сервантеса, Потерянный Рай (1866) Мильтона.
Человеку предстоит пережить грехопадение и стать смертным. В результате этого Гюстав Доре подписывает пятилетний проект с Grant Co. Первая песнь «Потерянного Рая», где побеждённый враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, — самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще.
Широко известны его иллюстрации к Библии (1856). Сердца четы просветляются. Глубокое знание культуры и языка страны способствовало сближению Мильтона с итальянскими поэтами и учеными. Не случайно именно в Библии он почерпнул сюжеты своих последних произведений, в веках сохранивших его имя, – поэм «Потерянный рай» (1667), «Возвращенный рай» (1671) и трагедии «Самсон-борец» (1671). В отличие от многих, Доре увидел в Дон Кихоте не «рыцаря печального образа, созданного ради осмеяния старинных рыцарских романов», а благородного гуманиста, живущего ради других и во имя спасения человечества от зла. По мысли поэта, Человек изначально прекрасен. С тех пор Гюстав Доре занимает исключительное положение в книжной графике.
«Ареопагитика» – не только провозглашение одного из важных принципов демократии, но и блестящий образец философской диалектики. Обращает на себя внимание и лиризм, проявляющийся во вступлениях к составляющим поэму книгам: в них вырисовывается личность самого поэта, слепого и гонимого, но и в «злые дни» сохранившего непреклонность души. Все написанное Мильтоном за полвека, при несомненном мастерстве, меркнет рядом с его шедевром – поэмой «Потерянный рай». Влияние традиций Возрождения и в то же время двойственность восприятия мира и человека, не свойственная ренессансным художникам, отчетливо проявляются в стихотворениях-«близнецах» «LAllegro» («Веселый») и «Il Penseroso» («Задумчивый»). Издание А. Ф. Маркса.
Первый период творческой деятельности Мильтона, включающий в себя годы «учения и странствований», совпадает с предреволюционными десятилетиями (1620–1630-е годы). «Поэзия Мильтона, – писал Белинский, – явно произведение его эпохи: сам того не подозревая, он в лице своего гордого и мрачного сатаны написал апофеозу восстания против авторитета, хотя и думал сделать совершенно другое». По существу, на языке библейских образов в «Потерянном рае» выражено диалектическое понимание роли зла в истории, родившееся у Мильтона не без влияния его бурной, переломной эпохи. С 1869 года сотрудничает с Блэнчардом Джероллдом.
Не менее сложен и своеобразен лежащий в основе поэмы творческий метод. Но тех, кто увидел в Доре художника-проповедника, все-таки было большинство. Книга III. Бог творит для него Еву. Книга XI. Адам сомневается в справедливости услышанного (но его сомнение находится в пределах веры) и утверждает, что Божественная природа совершенна и самодостаточна, а человеческая ищет подобного себе.
Однако эти переговоры не увенчались успехом. В течение нескольких лет Доре еженедельно готовил для журнала сатирические рисунки. Его тема – священная история, а герои – Бог, Дьявол, Мессия, Адам и Ева. «Il Penseroso» рисует образ человека серьезного, склонного к уединению и раздумьям. В Новом завете (78 рисунков) художнику не важна природа, здесь все внимание сосредоточено на персонажах, которые Доре старался создавать, не нарушая иконографического канона. Хотя преобладающим в «Потерянном рае» является эпическое начало, оно выступает в сложном соотношении с драматическим и лирическим. Мильтон пробует силы в лирическом и драматическом жанрах: пишет стихи «на случай», торжественные элегии на латинском языке, сонеты, стихи на религиозные темы, небольшие пьесы-маски.
Уильям Блейк еще в 1790 г. в «Бракосочетании Неба и Ада» утверждал, что «Мильтон чувствовал себя в кандалах, когда писал о Боге и Ангелах и свободно – когда речь шла о дьяволах и Геенне ибо он был настоящим Поэтом и, сам того не сознавая, принадлежал к партии Дьявола». Молодой, жизнерадостный дух «LAllegro» не чужд Мильтону, но его внутреннему настроению ближе вдумчиво-серьезное отношение к жизни «Il Penseroso». Неизгладимое впечатление произвела на него встреча с постаревшим великим Галилеем. С его рисунками, переведенными в гравюру на дереве (ксилография), выходят в XIX в. и продолжают печататься до настоящего времени многие прославленные литературные памятники: «Божественная комедия» Данте (1861—1868), «Дон Кихот» Сервантеса (1862—1863), «Потерянный рай» Дж. Если общественный договор не соблюдается, если монарх, «пренебрегая законом и общим благом, правит только в интересах своих и своей клики», он – тиран. Бог Словом творит мир, отделяя Свет от Тьмы, Твердь от Вод, населяет мир растениями, рыбами и животными.
Подобно другим творениям, на многие столетия пережившим свою эпоху, «Потерянный рай» дошел до нас отягощенный грузом ярких, дерзких, восторженных, но далеко не всегда корректных интерпретаций. Таково содержание и смысл поэмы. С другой стороны, пристрастие автора к изображению драматических коллизий, к динамике, обилие в поэме контрастов и диссонансов, антиномичность ее образной структуры, эмоциональная экспрессивность и аллегоричность сближают «Потерянный рай» с литературой барокко. В трактате «Скорый и легкий путь к установлению свободной республики» (1660), вышедшем накануне Реставрации, Мильтон утверждает, что свободная республика без короля и палаты лордов есть наилучшая форма правления. Бог говорит о том, что должен впустить в мир Смерть, чтобы «всю мерзость вылизать и грязь пожрать» (629 – 632).
Архангел говорит ему о мудрости устройства мира, о непостижимости Божественного замысла и о бесполезности попыток познать то, что не дано узнать Человеку Богом, о мудрости неведения, умении «не отравлять / Тревожным суемудрием – услад / Блаженной жизни». Согласно этому контракту художник должен был предоставлять еженедельно одну литографию. Идиллический мир рушится, как только в него вторгается Сатана. Он сотворен всеблагим и премудрым божеством, в нем нет и не может быть изъянов.
В 1653 г. в Англии была установлена диктатура Кромвеля. Его религиозность была сродни религиозности великих ученых эпохи Возрождения – Эразма Роттердамского и Томаса Мора, воплотивших в своем творчестве идеи так называемого «христианского гуманизма». «Ад – я сам», – исповедуется Сатана. Во время одной из рабочих поездок отца, в которую Пьер-Луи взял всю семью, Гюстав, которому на тот момент исполнилось 15, пробился в редакцию «Журнал для смеха», чтобы показать свои наброски.
Христос для Мильтона — лишь великий человек (Greater Man), он символизирует «избранных» представителей будущей революции, победивших силы реакции. Тема «Комуса» – тема испытания добродетели, вечного соперничества добра и зла – с новой силой звучит в позднейших творениях автора. Он размышляет о том, как устроен мир, какую роль в нем играет Солнце и о том, какой из блещущих шаров назначен Человеку. Книга IV. Превращать автора «Потерянного рая» в богоборца, прямого предтечу романтических бунтарей – значит исказить культурный контекст эпической поэмы, написанной человеком с глубоко религиозным сознанием, для которого единственно правильным языком был язык обновленного христианства.
Подобно герою Кристофера Марло – Фаусту, он хотел бы покорить «демонов воды, огня, / Земли и воздуха, чья сила / Стихии движет и светила». Столь же приятна ему жизнь в городе, он любит театр, его пленяют Шекспир и Джонсон. Мильтон выступает прежде всего идеологом «среднего класса» Англии. Ева поддается искушению. В памфлетах 1659–1660 гг. С 50 иллюстрациями Густава Доре. Журнал The Art Journal обвинил Доре в «выдумывании вместо копирования».
И вдохновлялся Мильтон барочным идеалом соединения несоединимого. Его образ несомненно героичен. Пятнадцатилетний художник обратился к издателю Шарлю Филипону, который принял молодого человека в число сотрудников «Journal pour rire». Нельзя забывать, что, создавая «Потерянный рай», поэт вдохновлялся не только литературными образцами, но и героической атмосферой своего переломного времени – времени, когда было повергнуто в прах сооружавшееся веками здание феодальной монархии. Художник с триумфом прибыл в английскую столицу и провел здесь три года, создав 180 гравюр для альбома «Лондон» изданного в 1872 году.
Вторая крупная поэма Мильтона — «Возвращенный рай» — значительно слабее. В 1867 году в Лондоне открылась Галерея Доре имевшая шумный успех. «Убить книгу – все равно, что убить человека, – заявляет мыслитель. Назначает Адаму добывать хлеб в поте лица, а Еве рожать в муках.
«Возвращенный рай» недвусмысленно говорит о разочаровании Мильтона не в революции, но в людях, которые, по его мнению, предали революцию, легко примирившись с реставрацией Стюартов. Вышедшее в свет в 1854 году недорогое издание романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» с иллюстрациями Доре стало сенсацией и художник приобрел невиданную популярность. Примерно в то же время другой петербургский издатель М. О. Вольф обратился к Доре с предложением проиллюстрировать «Руслана и Людмилу» или «Демона». И рассказывает об искусстве жить.
Приходит осознание того, что стать смертным – это не значит перестать существовать в момент грехопадения, а жить с ужасающим чувством конечности собственного бытия. Ева готова умолять Небеса о том, чтобы наказана была лишь она одна. Почти одновременно Доре создает цикл рисунков к роману своего друга Теофиля Готье «Капитан Фракасс». Она предлагает Адаму не иметь потомства, «прожорливую Смерть перехитря» или покончить с собой без малодушного ожидания Смерти. Так, причины установления диктатуры Кромвеля в 1653 г. и реставрации монархии в 1660 г. Мильтон сводил к факторам религиозного и морального порядка: в представлении поэта, его соотечественники, призванные, казалось, самим Богом указать другим нациям путь к свободе, не устояли в своей исторической богоизбранности, погрязли в пороках, гордыне, погоне за наживой, позволили хаосу эгоистических страстей заглушить голос праведного разума. Переехав в 1847 году в Париж и осиротев (его отец неожиданного скончался), Доре много времени проводил за школьной скамьей, в лицее Шарлемань. Джерролд позаимствовал эту идею из «Лондонского микрокосма», серии работ Рудольфа Аккермана, Уильяма Пайна и Томаса Роулендсона 1808 года. В 1638–1639 гг.
Научиться жить – значит уметь не влюбляться в жизнь, но и не ненавидеть ее. Наряду с этим в «Лисидасе» ощущается растущее недовольство автора условиями современной общественной жизни. Согласно Мильтону, наделенный разумом и свободной волей человек должен сам решить, по какому пути ему следовать, лишь от него зависит, «устоять иль пасть». Умер Доре 23 января 1883. Издание The Westminster Review утверждало, что «Доре демонстрирует нам эскизы, в которых зафиксированы наиболее распространенные и вульгарные внешние особенности».
Книга VI. ПОЛЬ ГЮСТАВ ДОРЕ (Dor, Paul Gustave) (1832-1883), французский график и художник родился 6 января 1832 в Страсбурге.
Щедрая природа в избытке одаряет их всем необходимым. Мнения, как водится, разделились. Если общественный договор не соблюдается, если монарх, «пренебрегая законом и общим благом, правит только в интересах своих и своей клики», он – тиран. На старости Мильтон очутился один в тесном кругу семьи — второй жены (первая умерла рано, вернувшись в дом мужа за несколько лет до смерти), абсолютно чуждой его духовной жизни и двух дочерей последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение.
Спустя некоторое время, в 1841 году семья художника перебирается в Бур. Но он упорствует в своем высокомерии и нежелании уступать. На этой тяготеющей к деизму концепции, дополненной учением о свободе воли, покоится представление поэта об ответственности людей за свою судьбу он убежден, что только нарушение установленных Богом (и Природой – ибо «Бог и Природа повелевают одно и то же». ) законов влечет за собой божественное вмешательство и приводит человечество к бедствиям и катастрофам. А еще, он умел многое доводить до абсолюта. В России книга впервые вышла в 1876 году в издательстве Вольфа. Главное – помнить, что он «создан / Для высшей цели, чистой и святой».
В 1878 году в Санкт-Петербурге вышло роскошное издание русского перевода «Потерянного Рая» Мильтона с иллюстрациями Доре. В 1861 году художник начинает работу над «Божественной комедией» Данте – этот гигантский труд был завершен в 1869 году. Издатель А. Ф. Маркс признавался, что «больше двух лет употребил на составление и приготовление этого издания». Все они в той или иной мере повлияли на английского поэта. В 1847 году семья Доре переехала в Париж. В шестидесятые годы он создает рисунки к сказкам Шарля Перро, «Дон Кихоту» Сервантеса, Басням Лафонтена, произведениям Виктора Гюго, Джона Мильтона, Шатобриана. Мильтон настолько искажает общепринятые верования (если это можно назвать искажением), что не приписывает своему Богу никакого нравственного превосходства над Сатаной». В реальной политической позиции мыслителя обнаруживается ограниченность его «христианского гуманизма» как ранней формы просветительского мировоззрения.
В 1653 г. в Англии была установлена диктатура Кромвеля. ПЕРЕПЛЕТ: Бумага верже, кремовая из коллекции «Conqueror» компании «Arjo Wiggins» (Франция). В 1855 году вышли в свет рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. Так происходит возврат к началу поэмы. Книга VII. «Потерянный рай» – творение великого мятежного духа. Блэнчарда Джероллда вдохновило издание «Microcosm of London» Томаса Роуландсона, Уильяма Пайна и Рудольфа Акерманна изданное в 1808 году.
Его вторжение обнаруживают Ангелы-хранители. Не случайно промонархически настроенные пулицисты (Салмазий, Бромхолл, Роуленд, Филмер и др. ) выступили против Мильтона с рядом памфлетов, дышащих злобой и ненавистью, а его трактат «Иконоборец» был предан анафеме и публично сожжен в Тулузе и Париже. Это не сразу возымело действие. «Paradise Lost» — христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны «Потерянного Рая» соответствует идиллическая часть — поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания.
Поражает прежде всего космическая грандиозность поэмы Мильтона. Все трактаты Мильтона пронизывает мысль о свободе. В 1867 году в Лондоне открылась Галерея Доре имевшая шумный успех. В аллегорической маске «Комус» (1637) автор восхваляет нерушимую, погруженную в себя добродетель, типичную для морального ригоризма пуритан. Оба трактата написаны на латыни и обращены ко всему образованному миру.
Среди них – «Песни старого моряка» Кольриджа (1875), «Неистовый Роланд» Ариосто (1879), «Ворон» Э. По (1883) и многие другие. Почти одновременно Доре создает цикл рисунков к роману своего друга Теофиля Готье «Капитан Фракасс». Адам изумленный открывшимся ему замыслом Творца, восклицает: Слова Адама, возносящего хвалу Господу, – вывод из двенадцати книг «Потерянного рая», осуществление основной цели Мильтона, провозглашенной им в начальных строках поэмы: «благость Провиденья доказать, / Пути Творца пред тварью оправдав». В 1855 году были изданы «Озорные рассказы» Бальзака, упрочившие славу молодого мастера.
Его картины и остаются всемирно известными, но его ксилографии и гравюры, как и те, которые он создал для Джерролда, – это то, в чем он действительно преуспел как художник с индивидуальным видением. В ответ на то, что Человек отверг дарованную ему высшую истинную Свободу добровольного служения силам Небес, «Бог / В расплату подчинит его извне / Тиранству самозваных вожаков». «Брак не может существовать и сохраняться без взаимности в любви, – провозглашает Мильтон, – там, где нет любви, от супружества остается только внешняя оболочка, столь же безрадостная и неугодная Богу, как и всякое другое лицемерие». Не случайно именно в Библии он почерпнул сюжеты своих последних произведений, в веках сохранивших его имя, – поэм «Потерянный рай» (1667), «Возвращенный рай» (1671) и трагедии «Самсон-борец» (1671). Обрез блока с художественным оформлением, шелковое ляссе.
Архангел видит их «источник бед / В изнеженности женственной мужчин, / Которым нужно (. ) / Врожденное достоинство хранить». «Потерянный рай» подводил итоги многолетним раздумьям автора о религии и философии, о судьбах родины и человечества, о путях его политического и духовного совершенствования. Однако в пору ожесточенной борьбы против монархии замысел «Артуриады» стал для него неприемлемым. Твоя окружность и граница – здесь. Влияние традиций Возрождения и в то же время двойственность восприятия мира и человека, не свойственная ренессансным художникам, отчетливо проявляются в стихотворениях-«близнецах» «LAllegro» («Веселый») и «Il Penseroso» («Задумчивый»). В этом сочинении, написанном на латинском языке, он подробно изложил свои религиозные, философские и этические убеждения, свое понимание Библии.
В 1861 году художник начинает работу над «Божественной комедией» Данте — этот гигантский труд был завершен в 1869 году. Архангел показывает Адаму жизнь стана «мастеров и чтителей искусств», которые между тем «пренебрегают / Своим Творцом» и отвергают его дары. Сразу же известно, что Человек не устоит. Господь, – пишет Мильтон, – есть «Царь / Всесильный, бесконечный, неизменный, / Бессмертный, вечный, сущего Творец, / Источник света, но незримый сам».
Для Мильтона наступило полное одиночество — и вместе с тем время величайшего творчества. В нем не мог не выразиться человек, всю жизнь отдавший борьбе с деспотизмом. И вдохновлялся Мильтон барочным идеалом соединения несоединимого. За полвека до Лейбница, стремившегося в своем религиозно-философском трактате «Теодицея» (1710) «оправдать» Владыку Мира вопреки существованию темных сторон бытия, автор «Потерянного рая», пытаясь согласовать идею всеблагого и всемогущего Бога с наличием мирового зла, написал, по сути, грандиозную теодицею в художественной форме. Предлагаемый автором проект предусматривает весьма ограниченное избирательное право с многостепенной системой выборов и постоянный сенат, состоящий из «лучших и способнейших» членов общества.
В конце этого же года был опубликован альбом литографий «Подвиги Геркулеса» изданный Обером, в котором указывалось, что автор этих литографий— пятнадцатилетний художник, выполнивший их без учителя и не имея классического образования. Отойдя временно от участия в политической борьбе, мыслитель работал во второй половине 50-х годов над большим теолого-этическим трактатом «О христианском учении». В 1858 году работал в театре Буфф-Паризьен над декорационным оформлением премьеры оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду». 3 1860-е гг.
Но и слепой, писатель продолжает служить республике, диктуя свои сочинения. Столь же приятна ему жизнь в городе, он любит театр, его пленяют Шекспир и Джонсон. Примерно в то же время другой петербургский издатель М. О. Вольф обратился к Доре с предложением проиллюстрировать «Руслана и Людмилу» или «Демона».
Так он приходит к оптимистическому выводу о неизбежном торжестве Добра в жизни общества – выводу, особенно актуальному в «злые дни» Реставрации. Человек изображается в «Потерянном рае» как существо, стоящее в центре мироздания: на «лестнице Природы» он занимает среднее положение между чувственным, животным миром и миром ангелов. Оба трактата написаны на латыни и обращены ко всему образованному миру. Первая песнь «Потерянного Рая», где побеждённый враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, — самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще. Еще в начале столетия Аддисон посвятил автору «Потерянного рая» несколько статей, сравнив поэму с эпопеями Гомера и Вергилия, а ближе к концу века влиятельнейший Сэмюэл Джонсон написал автобиографию поэта. Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году. Биографы художника отмечают, что с 1860 по 1870 год Доре уделял много времени живописи и что в течение этого периода он легко преодолевал все «технические» трудности масляной живописи. Однако в пору ожесточенной борьбы против монархии замысел «Артуриады» стал для него неприемлемым. В сонете «Лорду-генералу Кромвелю» (1652) и в обеих «Защитах» автор прославлял вождя индепендентов как талантливого полководца и государственного деятеля, но, предчувствуя назревавшие перемены, призывал его самого не допустить насилия над свободой и охранить ее от посягательств со стороны других.
Второй альбом г-на Доре должен быть выполнен карандашом и появится в феврале». Сатана – тоже сын Бога, но сын избравший путь зла. Этот последний период жизни, с 1660 по 1674, ознаменовался тремя гениальными произведениями: «Потерянный рай» («Paradise Lost»), «Возвращённый рай» («Paradise Regained») и «Самсон-борец» («Samson Agonistes»). И для Доре это было как проклятие, услышанное когда-то в детстве. Она не может быть осмыслена вне живых связей автора с эпохой, с ее свободолюбивым духом. Но республика, за которую ратует Мильтон, лишена черт подлинной демократии. Но последняя не есть насилие, а просветление и убеждение, отказ от борьбы. В памфлете «Иконоборец» (1649), написанном по поручению индепендентского правительства в ответ на книгу епископа Годена «Королевский образ», Мильтон разоблачает роялистскую легенду о короле-«мученике» и доказывает справедливость действий революционного народа, казнившего Карла I – тирана изменника и врага государства. Право на управление страной он признает именно за «средним классом», буржуазией и новым дворянством – «золотой серединой» общества, отрицая такое право за широкими народными массами.
Здесь Доре изучал старинные гравюры. Теофиль Готье писал в газете «Монитор» в 1861 году: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Даже грехопадение первых людей, влекущее за собой изгнание их из Рая и обрекающее род человеческий на жизнь, полную бедствий, трудов и лишений, в конечном счете – благодаря искупительной жертве Христа – оказывается «счастливым грехопадением», великим благом для человечества. В трактате «О воспитании» (1644), выступая против «неизжитого схоластического невежества варварских веков», Мильтон размышляет о путях воспитания добродетельной, всесторонне развитой личности.
Окончив одну из лучших лондонских школ, Мильтон поступил в Кембриджский университет. Издатель А. Ф. Маркс признавался, что «больше двух лет употребил на составление и приготовление этого издания». А зрительная память у него была феноменальная. Высшим образцом служили Мильтону эпические поэты античности – Гомер и Вергилий.
Гюстав Доре (1832–1883) родился в Страсбурге в семье инженера. В «LAllegro» изображен веселый и беспечный юноша, который гонит прочь меланхолию и славит Евфросину, одну из трех граций, олицетворяющих радости жизни. Бог-отец обнаруживает себя только через Сына: Бог-сын есть «зримый лик / Незримого Творца», «второе всемогущество» он – «Премудрость, Мощь / Творящая и Слово» Бога-отца. Книга VIII. В годы яростной памфлетной войны, развязанной сторонниками монархии после поражения в революции, рождаются знаменитые трактаты Мильтона «Защита английского народа» (1650) и «Вторая защита английского народа» (1654).
В последние годы своей жизни Доре пробовал свои силы также в скульптуре и произвел по этой части несколько работ, даже более удачных, чем его живопись, – группу Парка и Амур (1877), огромную, вылепленную для отливки из бронзы вазу, окруженную виноградными лозами и фигурами малюток-гениев и нимф (1878), статую Египтянка спасает свое дитя от ужаления змеи (1879), Мадонну и памятник Александру Дюма, поставленный на площади Мальзерба, в Париже (последний труд художника). Говорят, что Доре никогда не учился. В поэме сочетаются, таким образом, барочные и классицистические тенденции.
Сатана в новой поэме Мильтона лишь отдаленно напоминает гордого бунтаря из «Потерянного рая», его образ лишается былой притягательности. Неизгладимое впечатление произвела на него встреча с постаревшим великим Галилеем. В течение нескольких лет Доре еженедельно готовил для журнала сатирические рисунки. Родился Гюстав в семье строителя мостов Пьера-Луи-Христофора Доре. Пятнадцатилетний художник обратился к издателю Шарлю Филипону, который принял молодого человека в число сотрудников «Journal pour rire».
А ведь впереди еще был «Дон Кихот». Само обращение Мильтона к источнику из которого английский народ заимствовал «язык, страсти и иллюзии» для своей буржуазной революции, было исполнено глубокого смысла: в обстановке победившей реакции поэт как бы заявлял о том, что дух революции не умер, что ее идеалы живы и неистребимы. Однако догматизм и фанатизм наиболее рьяных поборников пуританства остались чужды писателю. – Тот, кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум».
Художник с триумфом прибыл в английскую столицу и провел здесь три года, создав 180 гравюр для альбома «Лондон» изданного в 1872 году. В 1867 году в Лондоне была проведена выставка произведений французского художника. В 1861 году художник начинает работу над «Божественной комедией» Данте – этот гигантский труд был завершен в 1869 году. В 1638–1639 гг. Она собирается скрыть свой поступок от Адама, блаженствовать одна и быть знающей.
Среди них — «Песни старого моряка» Кольриджа (1875), «Неистовый Роланд» Ариосто (1879), «Ворон» Э. По (1883) и многие другие. «Потерянный рай» подводил итоги многолетним раздумьям автора о религии и философии, о судьбах родины и человечества, о путях его политического и духовного совершенствования. Великое значение «Потерянного Рая» — в психологической картине борьбы неба и ада. Самой влиятельной среди них была (и остается поныне) утвердившаяся с легкой руки английских романтиков трактовка поэмы как произведения богоборческого, подлинным героем которого, независимо от воли и намерений автора, является Сатана.
Первоначально он предполагал воспеть в эпосе легендарного короля Артура. Главенствующая в «Потерянном рае» идея божественного порядка идея «великой цепи бытия», в которой добро и зло нерасторжимы, покоится на общих для христианской культуры представлениях о Боге как абсолютном добре, Сатане как воплощенном зле и Христе как посреднике между Богом и человеком. Затем молодой художник отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Филипону с серией рисунков подвигов Геракла и зачисляется сотрудником, получая при этом зарплату в 5000 франков. Было бы неверно, разумеется, видеть в «Потерянном рае» иносказательную историю английской буржуазной революции, проводить прямые параллели между изображенным в поэме восстанием падших ангелов и «великим мятежом» пуритан. Он взялся убеждать родителей Доре, что мальчику необходимо остаться в Париже.
Приходи немедленно. Драматические события «Потерянного рая» разыгрываются на фоне необозримых просторов Вселенной. Сатане суждено носить в душе вечный ад. Ничто не может сравниться по мощи и великолепию с образом Сатаны в «Потерянном рае». Адам сражен признанием Евы, но готов умереть вместе с ней.
Публику потрясли мастерски сделанные иллюстрации. Людей «Лишат свободы внешней, вслед за тем, / Когда они утратят, согрешив, / Свободу внутреннюю». Законы, установленные Богом, лишь высвечивают греховность Человека, но не искореняют грехов и не искупают их. Законченная книга «Лондон: Паломничество», содержащая 180 гравюр, была опубликована в 1872 году. В 1861 году художник начинает работу над «Божественной комедией» Данте — этот гигантский труд был завершен в 1869 году. Одни — за войну, другие — против. Лес в пьесе символизирует запутанность человеческой жизни, Комус олицетворяет порок.
Но последняя не есть насилие, а просветление и убеждение, отказ от борьбы. Вот таким образом он нарушил Священное Писание и наказание проштрафившимся Адаму и Еве отдал не Богу-Отцу, а Его Сыну, осуществившему это вожделённое соединение несоединимого. Драматичен самый сюжет поэмы, драматичен характер ее многочисленных диалогов и монологов. В 1862 году он издает «Сказки» Перро и «Басни» Лафонтена, в 1863-м иллюстрирует «Дон Кихота» Сервантеса и «Приключения Мюнхгаузена» Распе, в 1866-м выходит в свет большой цикл графических листов к Библии. И человек наказан смертью – по велению экстремиста Бога-Отца и эта смерть отсрочена Сыном Божьим для жизни вне рая (всё-таки охранявшегося как-то от Сатаны) с лишь последующей смертью, а пока – живите, мол, в грехе и старайтесь, сколько можете избегать греха. В трактате «О воспитании» (1644), выступая против «неизжитого схоластического невежества варварских веков», Мильтон размышляет о путях воспитания добродетельной, всесторонне развитой личности.
В стихотворении «К Шекспиру» он славит гений великого драматурга, подчеркивая тем самым свою духовную связь с его наследием. Тем не менее, родители надеялись, что юноша поступит в политехническую школу. Великое значение «Потерянного Рая» — в психологической картине борьбы неба и ада. М. не отказался от мечты «о новом обществе»: в «Возвращенном рае» Христос основывает «царство божие» на земле, а не на небе, т. е. совершает определенную политическую акцию.
Во время одной из рабочих поездок отца, в которую Пьер-Луи взял всю семью, Гюстав, которому на тот момент исполнилось 15, пробился в редакцию «Журнал для смеха», чтобы показать свои наброски. Общее решение проблемы добра и зла, к которому Мильтон приходит под влиянием гуманистических традиций, сыграло позднее важную роль при обрисовке облика Сатаны в «Потерянном рае». В сонете «Лорду-генералу Кромвелю» (1652) и в обеих «Защитах» автор прославлял вождя индепендентов как талантливого полководца и государственного деятеля, но, предчувствуя назревавшие перемены, призывал его самого не допустить насилия над свободой и охранить ее от посягательств со стороны других.
От напряженного труда слабеет зрение Мильтона. В годы яростной памфлетной войны, развязанной сторонниками монархии после поражения в революции, рождаются знаменитые трактаты Мильтона «Защита английского народа» (1650) и «Вторая защита английского народа» (1654). Вышедшее в свет в 1854 году недорогое издание романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» с иллюстрациями Доре стало сенсацией и художник приобрел невиданную популярность. Действительно, зловещий образ Дьявола в «Потерянном рае», вопреки его библейской трактовке, выглядит столь величественным и привлекательным, что рядом с ним теряются и тускнеют все остальные персонажи поэмы.
Сохранность хорошая. В течение нескольких лет Доре еженедельно готовил для журнала сатирические рисунки. Душа юноши полна желаний, он жаждет ощутить полноту и радость бытия. Эта задача олицетворяется в победе Христа над искусителем — сатаной. Санкт-Петербург, 1895 год. Более значительной и серьезной работой стали иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Он презирает веселье и приветствует «божественную Меланхолию».
Адам размышляет о природе земной Любви, ее человечности. Книга London: A Pilgrimage с 180 иллюстрациями увидела свет в 1872 году. Его назначение – испытать веру людей в Творца. О пуританских симпатиях поэта свидетельствуют его стихотворные переводы псалмов, ода «На утро рождеcтва Христова» и многие другие произведения. В 1860-х годах возникает мода на Доре, каждый писатель и издатель стремится выпустить книгу с его иллюстрациями.
Адама не страшат те испытания, которые ожидают его в новой неведомой жизни. Еще Иаков I, подчеркивая неразрывную связь епископата с монархией, лаконично заметил: «Нет епископа – нет и короля». Таким образом, он как бы маскировал революционный смысл своей поэмы и получал возможность внушить в эпоху реакции свои взгляды читателю, невольно воспринимавшему Библию по-новому. А кто-то вообще осуждал за оформление (иллюстрации были большого альбомного формата с широкими полями), претендующее на картинное истолкование сюжетов.
Поражает прежде всего космическая грандиозность поэмы Мильтона. Украшение переплета блинтовым и золотым тиснением.
В этот период происходит становление поэта, формируются его вкусы и убеждения. Гравюры на дереве к Гаргантюа и Пантагрюэлю Рабле (1854) и Озорным рассказам (1855) Бальзака принесли ему славу. Вопросам свободы в личной жизни посвящен цикл трактатов Мильтона о разводе (1643–1645). В католических и монархических кругах Европы боевые трактаты Мильтона были с полным основанием восприняты как опаснейший призыв к сокрушению феодальных устоев и королевской власти.
В первых памфлетах («О реформации», «О епископате» и др. ). Псалтырь, Послания апостолов, Притчи Соломоновы Доре обошел своим вниманием. Блок сшит на пяти шнурах. В 1862 году он издает «Сказки» Перро и «Басни» Лафонтена, в 1863-м иллюстрирует «Дон Кихота» Сервантеса и «Приключения Мюнхгаузена» Распе, в 1866-м выходит в свет большой цикл графических листов к Библии.
Примерно в то же время другой петербургский издатель М. О. Вольф обратился к Доре с предложением проиллюстрировать «Руслана и Людмилу» или «Демона». «Возвращённый Рай» передаёт историю искушения Иисуса Христа духом зла и написана более холодно и искусственно. Издатель А. Ф. Маркс признавался, что «больше двух лет употребил на составление и приготовление этого издания». В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, «Потерянный Рай» не даёт простора творческому вымыслу поэта. Его Дон Кихот потряс публику не меньше дантевского «Ада», ведь он был непохож на все те образы, которые в течение трехсот лет создавались художниками.
В этот-то период появилась его лучшая поэма «Потерянный рай», доставившая ему мировую славу. Каждое из деяний Бога-сына должно выявить какую-то новую грань его облика. Злой дух Комус тщетно пытается соблазнить заблудившуюся в лесу юную Леди. Он задается вопросом о сущности Знания. Однако Мильтон не отказался от своих философских взглядов и политических симпатий: в «Возвращенном рае» — те же элементы материализма и в еще большей степени отход от официального христианства. Тема «Комуса» – тема испытания добродетели, вечного соперничества добра и зла – с новой силой звучит в позднейших творениях автора. У нее вызревает решение: Адам должен разделить ее участь.
Жизнь из него будет уходить по капле. Бог позволяет лишь догадываться людям об устройстве мира и приоткрывает свои секреты, смеясь над потугами людей разобраться в них:Все мирозданье предоставил ОнЛюбителям догадок, может быть, Над ними посмеяться возжелав, Над жалким суемудрием мужейУченых, над бесплодною тщетойИх мнений будущих, когда ониИсчислят звезды, создавать начнутМодели умозрительных небесИ множество придумывать систем, Одну другой сменяя им стремясьПравдоподобность мнимую придать. Почти одновременно Доре создает цикл рисунков к роману своего друга Теофиля Готье «Капитан Фракасс».
В 1629 г. он получил степень бакалавра, а еще три года спустя – степень магистра искусств. Он сознает, что не принял бы подобных упреков от собственного сына, так как производил бы его на свет не желанием, а естеством. За ними следовали: Contes drolatiques Бальзака (1861), Сказки Нерро (1861), Дон-Кихот Сервантеса (1862), Атала Шатобриана (1862), Божественная Комедия Данте (1861 – 68), Библия (1864), Потерянный Рай Мильтона (1865), Басни Лафонтена (1867), Неистовый Роланд Apиосто (1879) Опыты Монтеня, Стихотворения Теннисона и т. д. В ряду этих иллюстраций лучшими должно признать относящиеся к Рабле, Сервантесу, Данте и Библии. Подобно автору «Божественной комедии», поэт стремился придать своему произведению характер всеобъемлющего, пригодного для всех времен символического изображения того, что было, есть и будет. Все они готовы были видеть в мятежном герое «Потерянного рая» вольное или невольное выражение бунтарских настроений автора. «Я называю совершенным и благородным такое воспитание, – пишет он, – которое делает человека способным исполнять надлежащим образом, умело и со всею душой любые обязанности, как личные, так и общественные, как мирные, так и воинские».
В 1862 году он издает «Сказки» Перро и «Басни» Лафонтена, в 1863-м иллюстрирует «Дон Кихота» Сервантеса и «Приключения Мюнхгаузена» Распе, в 1866-м выходит в свет большой цикл графических листов к Библии. В 1847 Доре приехал учиться в Париж, а в 1848 заключил контракт с «Журналь пур рир» («Journal pour rire»). Это не сразу возымело действие. Это был его триумф. Сатана возвращается в Ад, держит речь в тронном зале и ждет рукоплесканий, но вместо этого слышит шипение обратившихся в змей своих соратников.
Но наибольшей популярностью пользовались книжные иллюстрации Доре. И Смерть отсрочена для того же: «Много дней / Даровано тебе, дабы ты мог, / Раскаявшись, посредством добрых дел / Исправить зло». Второе сильнейшее впечатление на него оказывает вид первых людей. Не подлежит сомнению, что поэту-революционеру, в годы Реставрации познавшему горечь поражения, психологически легче было «вжиться» в роль поверженного ангела, нежели в образ победоносного Бога.
Отойдя временно от участия в политической борьбе, мыслитель работал во второй половине 50-х годов над большим теолого-этическим трактатом «О христианском учении». Предлагаемый автором проект предусматривает весьма ограниченное избирательное право с многостепенной системой выборов и постоянный сенат, состоящий из «лучших и способнейших» членов общества. С детства он проявил способности к рисованию и буквально не выпускал карандаш из рук. В свое время Доре в основном был известен благодаря своим картинам. Художник с триумфом прибыл в английскую столицу и провел здесь три года, создав 180 гравюр для альбома «Лондон» изданного в 1872 году.
Все трактаты Мильтона пронизывает мысль о свободе. Художник с триумфом прибыл в английскую столицу и провел здесь три года, создав 180 гравюр для альбома «Лондон» изданного в 1872 году. Но симпатии автора принадлежат в пьесе не Комусу, а Леди. Однако эти переговоры не увенчались успехом. Трактат «О воспитании» – важная веха в истории гуманистической педагогики.
Отсюда основная идея «Возвращенного рая» — выяснение путей грядущей революции как духовного перерождения человека. При этом Человеку дается совет «Чересчур / Не прилепляться всей душой к вещам, / Которыми не вправе обладать». Для того чтобы научить Адама быть мудрым в земном бытии, Архангел Михаил являет перед ним картины будущего, жизнь на Земле до Великого Потопа, пороки, которым станет предаваться человечество, множество смертей, которые придется пережить. В этот период происходит становление поэта, формируются его вкусы и убеждения. Переплет цельнокожаный, выполнен по классической старинной технологии. В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, «Потерянный Рай» не даёт простора творческому вымыслу поэта.
Красота рождает в нем раскаяние. «Ареопагитика» – не только провозглашение одного из важных принципов демократии, но и блестящий образец философской диалектики. Возникает вопрос: кого послать в столь трудную разведку.
Но эти годы отнюдь не пропали даром для Мильтона-поэта: опыт публициста, участника исторической битвы эпохи имел для него огромное значение и в своеобразной форме отразился в художественных произведениях третьего, заключительного, периода его творчества (1660-1674). Его влечет тернистый путь познания. «Племена, томящиеся в оковах, – с горечью заключает он, – тому подверглись добровольно». Всю свою жизнь он готов посвятить изучению наук и искусств. В 1870-х годах Доре выполнил цикл гравюр «Версаль и Париж», а также оформил издание по истории Испании. «Вечный, ненарушимый» божественный закон, по словам поэта, гласит, что всякое разумное существо свободно в своем выборе меж добром и злом, послушанием и преслушанием и хотя Господь провидит вечность, хотя ему заведомо известно, кто будет верно служить ему, а кто – нет, божественное провидение не есть предопределение и не влияет на выбор, который совершает человек.
Следуя им, автор стремился нарисовать в «Потерянном рае» универсальную картину бытия: битвы, решающие судьбы народов, возвышенные лики небожителей и человеческие лица, а также различные бытовые подробности. О настроениях, владевших Мильтоном в этот период, позволяют судить несколько глубоко личных, полных горечи строк в VII-ой книге «Потерянного рая»: Восприняв крушение республики как катастрофу и мучительно пытаясь разобраться в причинах трагического излома истории, поэт – в полном согласии с воззрениями своей эпохи – обратился к Книге книг, к тексту Священного писания. Его религиозность была сродни религиозности великих ученых эпохи Возрождения – Эразма Роттердамского и Томаса Мора, воплотивших в своем творчестве идеи так называемого «христианского гуманизма». Так он приходит к оптимистическому выводу о неизбежном торжестве Добра в жизни общества – выводу, особенно актуальному в «злые дни» Реставрации.
Сатана поражен видом Рая на Земле. Не случайно промонархически настроенные пулицисты (Салмазий, Бромхолл, Роуленд, Филмер и др. ) выступили против Мильтона с рядом памфлетов, дышащих злобой и ненавистью, а его трактат «Иконоборец» был предан анафеме и публично сожжен в Тулузе и Париже. Уильям Блейк еще в 1790 г. в «Бракосочетании Неба и Ада» утверждал, что «Мильтон чувствовал себя в кандалах, когда писал о Боге и Ангелах и свободно – когда речь шла о дьяволах и Геенне ибо он был настоящим Поэтом и, сам того не сознавая, принадлежал к партии Дьявола». Мильтон не распространяет принцип религиозной терпимости на католиков-папистов и резко осуждает «безверие и атеизм». Народ имеет право судить, низлагать и казнить тирана.
Юноша попытался успокоить всех, объяснив причину преображения птицы, но в ответ от старухи-крестьянки услышал: «Когда-нибудь твою мазню будут очень ругать». В 1847 году семья Доре переехала в Париж. В 1855 году были изданы «Озорные рассказы» Бальзака, упрочившие славу молодого мастера. От напряженного труда слабеет зрение Мильтона.
Вышедшее в свет в 1854 году недорогое издание романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» с иллюстрациями Доре стало сенсацией и художник приобрел невиданную популярность. Вышедшее в свет в 1854 году недорогое издание романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» с иллюстрациями Доре стало сенсацией и художник приобрел невиданную популярность. Первым подобным трудом были иллюстрированные сочинения Рабле (1854). Вторая крупная поэма Мильтона — «Возвращенный рай» — значительно слабее.
Из этих детских впечатлений его воображение черпало вдохновение и рождало грандиозные композиции. Издатель А. Ф. Маркс признавался, что «больше двух лет употребил на составление и приготовление этого издания». Комплектуется оригинальным полукожаным футляром. В ХVIII и ХIХ вв.
В 1878 году в Санкт-Петербурге вышло роскошное издание русского перевода «Потерянного Рая» Мильтона с иллюстрациями Доре. – 370 – 379. Архангел объясняет Адаму, что врачеванье изъянов, порожденных грехопадением, будет болезненным. Архангел Рафаил рассказывает Адаму о сатанинском замысле создания сверхмощного оружия из частиц вещества, добытого из огненных недр Земли и его реализации (472 – 494). «Я называю совершенным и благородным такое воспитание, – пишет он, – которое делает человека способным исполнять надлежащим образом, умело и со всею душой любые обязанности, как личные, так и общественные, как мирные, так и воинские».
В числе других поручений исполненных Мильтоном во время его секретарства, был ответ на анонимный роялистский памфлет «Образ короля, портрет его священного величества в одиночестве и страданиях» («Eikon Basilike»), появившийся после казни Карла I. Мильтон написал памфлет «Иконоборец» («Eikonoklastes»), в котором остроумно побивал доводы анонима. Книга XII. «Потерянный рай» создавался в эпоху, отделенную многими столетиями от «детства человеческого общества», вместе с которым безвозвратно отошли в прошлое и непосредственность мироощущения, свойственная творцам старинного эпоса их искренняя, нерассуждающая вера в потустороннее. принесли миру иллюстрации к «Аду» и «Раю» Данте, к сказкам Шарля Перро, к приключениям барона Мюнхгаузена и Дон Кихоту. В памфлете «Иконоборец» (1649), написанном по поручению индепендентского правительства в ответ на книгу епископа Годена «Королевский образ», Мильтон разоблачает роялистскую легенду о короле-«мученике» и доказывает справедливость действий революционного народа, казнившего Карла I – тирана изменника и врага государства.
Но у него не было холстов, а рисовать так хотелось. В первых памфлетах («О реформации», «О епископате» и др. ). О пуританских симпатиях поэта свидетельствуют его стихотворные переводы псалмов, ода «На утро рождеcтва Христова» и многие другие произведения. В 1867 году в Лондоне открылась Галерея Доре имевшая шумный успех.
В 1878 году в Санкт-Петербурге вышло роскошное издание русского перевода «Потерянного Рая» Мильтона с иллюстрациями Доре. Круговой узорный обрез. По его мнению, «Добро и Зло, познаваемые нами на почве этого мира, произрастают вместе и почти нераздельно познание Добра настолько связано и переплетается с познанием Зла, в них столько коварного сходства, что их трудно отличить друг от друга». Его монументальные эпические поэмы Потерянный райи Возвращенный рай, . Наряду с этим в «Лисидасе» ощущается растущее недовольство автора условиями современной общественной жизни. По его мнению, «Добро и Зло, познаваемые нами на почве этого мира, произрастают вместе и почти нераздельно познание Добра настолько связано и переплетается с познанием Зла, в них столько коварного сходства, что их трудно отличить друг от друга».
Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны «Потерянного Рая» соответствует идиллическая часть — поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. В этом отношении Мильтонов Дьявол предвосхищает Мефистофеля Гете: нимало не погрешив против истины, он тоже мог бы сказать о себе, что «вечно жаждет зла / И вечно совершает благо». Однако эти переговоры не увенчались успехом. Совершенно очевидно, что в «Потерянном рае» Мильтон в соответствии с религиозными идеалами предполагал воспеть покорность благому и милосердному Богу и осудить Сатану.
Он вообще ничего не делал с натуры, рассчитывая исключительно на собственную память. Лес в пьесе символизирует запутанность человеческой жизни, Комус олицетворяет порок. Христос для Мильтона — лишь великий человек (Greater Man), он символизирует «избранных» представителей будущей революции, победивших силы реакции.
В 1652 г. наступает полная слепота. Сатана, как верховный Вождь, решает сделать всё сам. Еще Иаков I, подчеркивая неразрывную связь епископата с монархией, лаконично заметил: «Нет епископа – нет и короля». Но наибольшей популярностью пользовались книжные иллюстрации Доре. Земля стонет при грехопадении (782 – 784). До грехопадения Адам определяет сущность природы человека и говорит о невозможности проникновения Зла помимо его собственной воли.
В последнем из крупных произведений первого периода – элегии «Лисидас» (1638) – Мильтон, скорбя о безвременной гибели друга, Эдуарда Кинга, размышляет о бренности жизни и о том, успеет ли он осуществить свои замыслы, оправдать высокое назначение поэта. Так Доре стал самым молодым и самым высокооплачиваемым иллюстратором Парижа. Народ имеет право судить, низлагать и казнить тирана. Оказывается, существовала легенда о зеленом петухе, приносящем неурожай и голод.
После крушения республики поэт приходит к выводу, что путь к свободе пролегает через длительное духовное совершенствование и ставит своей целью: (1832–1883) родился в Страсбурге в семье инженера. С 1848 года он начал выставляться в парижском Салоне, в 1852 году оставил работу в журнале ради иллюстрирования книг. Первый период творческой деятельности Мильтона, включающий в себя годы «учения и странствований», совпадает с предреволюционными десятилетиями (1620–1630-е годы). Более всего ей хочется стать мудрой.