Известный французский гравер и иллюстратор Гюстава Доре написал немало иллюстраций к известному литературному произведению Сервантеса «Дон Кихот».
Журнал Мушкетер (от 7 августа 1856 года) издаваемый А. Дюма, посвятил его Гаргантюа и Пантагрюэлю целое исследование и Доре приобрел невиданную ранее популярность. Поверхностный характер носят и иллюстрации испанского художника Хозе дель Кастильо (1780). 1832, Страсбур, 23. Родился Гюстав в семье строителя мостов Пьера-Луи-Христофора Доре. Родился в семье строителя мостов. По возвращении в Париж он больше занимался живописью, акварелью и скульптурой.
Распе (1863), которые выполнены в легкой, непринужденной манере, соответствующей стилю самого рассказчика. А еще, он умел многое доводить до абсолюта. Общие друзья привели меня в его студию на улице Принца.
Псалтырь, Послания апостолов, Притчи Соломоновы Доре обошел своим вниманием. Художник Жюль Кларети так описал Доре, когда пришел в его мастерскую: Гюстав Доре очень молод, уже в 15 лет он стал внезапно знаменитым. – Вот тот, который может ходить в ад и приносит оттуда вести. Листы к Библии поражают безграничностью масштабов. Первая (сюда относятся большие тоновые листы) как бы переносит Дон Кихота в фантастический мир, созданный его воображением.
Перед нами не наивный ребенок начала романа, над которым можно только посмеиваться. Он обладал великолепным тенором, она – сопрано и их рулады и трели продолжались бесконечно (Ibid., p. 10). Такими их знает весь мир.
Л. Р. В конце этого же года был опубликован альбом литографий «Подвиги Геркулеса» изданный Обером, в котором указывалось, что автор этих литографий160— пятнадцатилетний художник, выполнивший их без учителя и классических штудий. – сказала одна из них, указывая на поэта.
Страсть к изобразительному искусству проснулась в нём с ранних лет. В результате этого Гюстав Доре подписывает пятилетний проект с Grant Co. В 1858 году работал в театре Буфф-Паризьен над декорационным оформлением премьеры оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду». 3 1860-е гг.
Это не сразу возымело действие. В шестидесятые годы он создает рисунки к сказкам Шарля Перро, «Дон Кихоту» Сервантеса, Басням Лафонтена, произведениям Виктора Гюго, Джона Мильтона, Шатобриана. Часто говорили, что можно найти фолиант Доре в каждоманглоязычном доме, где произносится слово искусство. Лучи солнца выхватывают неисчислимые толпы людей, растущие вдалеке кедры. London, 1943, p. 26). рисовальщик иллюстраций, художник, скульптор и гравер (1833—1883). Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак. М., 1965, с. 15).
Но эти, казалось бы, столь различные люди были поистине неразлучны. Конечно, здесь Дон Кихот вызывает смех. Персонажи движутся, жестикулируют, участвуют в общем действии, создавая забавную сумятицу. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью. Ах, если бы это было возможно.
С осени того 1855 года Доре приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к «Божественной комедии». Все это кажетсяпочти невероятным. в Париже был издан «Дон Кихот» с иллюстрациями Тони Жоанно, который все внимание уделил обоим героям Сервантеса, оставив в стороне исторический колорит. «На первый взгляд кажется, что нет людей более различных, чем Дон Кихот и Санчо Панса.
В 1868 году Доре уехал в Лондон, где ему сопутствовал большой успех. Каждая из них являет тот или иной социальный тип. В этом издании Доре отказывается от виньеток, чтобы все внимание сосредоточить на больших листах иллюстраций, напечатанных на тонированной бумаге с широкими белыми полями. cit., p. 217). Взгляните.
Однажды в возрасте шести лет он убежал летним вечером из родительского дома в Страсбурге в лес. (См. : Roosevelt B. Op. Эти холсты без рам были расставлены вдоль стен. Но у него не было холстов, а рисовать так хотелось. Я чувствую, что рожден живописцем. В 1867 году в Лондоне была проведена выставка произведений французского художника. Второй альбом г-на Доре должен быть выполнен карандашом и появится в феврале (Ibid., p. 79).
Вот другой лист: Я шел вперед гористою дорогой / И встретился на самой крутизне / С пятнистою пантерой быстроногой (Там же, с. 5). соч., т. 6. Но тех, кто увидел в Доре художника-проповедника, все-таки было большинство. Внешнее несоответствие этой знаменитой пары невольно вызывает улыбку. Этот цвет показался мне отталкивающим. принесли миру иллюстрации к «Аду» и «Раю» Данте, к сказкам Шарля Перро, к приключениям барона Мюнхгаузена и Дон Кихоту.
Комичен и Геркулес, которого Доре представляет в виде толстого старика с могучими бицепсами, необъятным чревом и короткими ногами. Имеется в виду серия литографий Домье Древняя история (1841-1843), действующими лицами которой являются герои древности: Геракл, Ахилл, Менелай, Одиссей и другие. Пойдем».
Я решил исправить эту ошибку сейчас же. Он сделал Рабле навечно и очень гордился своим успехом.
Его глаза временами искрятся, в них видна мечта. Таков, в частности, лист Дон Кихот и Санчо в горах ночью. соч., с. 371).
Она сверкала всеми красками весны. Отсюда вдали он видел Вогезы и Страсбург.
Известны многочисленные иллюстрированные издания «Дон Кихота»: брюссельское (1662), антверпенское (1673), парижское (1681), лондонское (1687), в которых иллюстрации, выполненные анонимными художниками, по своим идейно-художественным достоинствам весьма далеки от романа Сервантеса. М., 1953, с. 291). Чувство замкнутости усиливает скала, тянущаяся вверх, к левому краю листа, однообразной стеной. Но увы. В шестнадцать лет Гюстав оказался в гуще бурных событий – февральской революции 1848 года.
Успех Доре объясняется многими причинами. М., 1968, с. 291). С этого момента Гюстав Доре занимается оформлением дешёвых изданий. Но их фигурки не просто забавны.
Иллюстрации к Дон Кихоту Доре делятся на две части. «Доре был тогда в том возрасте, когда такие грандиозные события оказывают глубокое воздействие на впечатлительную натуру, — пишет биограф художника Б. Рузвельт. Спустя некоторое время, в 1841 году семья художника перебирается в Бур.
Доре рисует листы: «Луи-Филипп — экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной гвардии», быстро ставшие популярными. «Великий Доре», «величайший иллюстратор XIX века» – так называют художника исследователи его творчества. За ними следовали: «Contes drolatiques» Бальзака (1861), «Сказки» Перри (1861), «Дон-Кихот» Сервантеса (1862), «Атала» Шатобриана (1862), «Божественная Комедия» Данте (1861—68), «Библия» (1864), «Потерянный Рай» Мильтона (1865), «Басни» Лафонтена (1867), «Неистовый Роланд» Ариосто (1879), «Опыты» Монтеня, «Стихотворения» Теннисона и т. д. В ряду этих иллюстраций лучшими должно признать относящиеся к Рабле, Сервантесу и Данте. Полные фантазии и юмора иллюстрации к Гаргантюа и Пантагрюэлю Ф. Рабле (1854), романтически эффектные, тщательно8230 Иллюстрированный энциклопедический словарь — Доре (Dor) Гюстав (6. Доре занимался и живописью, создавая полотна на исторические, религиозные темы, пейзажи.
Джерролд позаимствовал эту идею из «Лондонского микрокосма», серии работ Рудольфа Аккермана, Уильяма Пайна и Томаса Роулендсона 1808 года. Более того, это своего рода манифест гуманистической мудрости. Этот переезд оказал огромное влияние на всю художественную деятельность Доре. Тощий, длинный, с вытянутым лицом (в полмили длиною) Дон Кихот на тощей кляче и приземистый, плотный, коренастый Санчо на ослике. Такими их рисовали Г. Доре, О. Домье, Кукрыниксы и другие художники. Автор иллюстраций Поль Гюстав Доре (фр. Склоненная фигура Данте и скалы, напоминающие его согбенную фигуру, создают единый ритм.
Образование получил в лицее Шарлемань. Но Доребыл все еще относительно неизвестен за пределами Франции. М., 1970, с. 294-295). Сам неплохой художник (он учился в мастерской. Доре рисует листы: «Луи-Филипп – экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной гвардии», быстро ставшие популярными.
Я выдавил несколько красок на палитру. Посмотри-ка. Биографы художника отмечают, что с 1860 по 1870 год Доре уделял много времени живописи и что в течение этого периода он легко преодолевал все «технические» трудности масляной живописи. В 1870-х годах Доре выполнил цикл гравюр «Версаль и Париж», а также оформил издание по истории Испании.
И все это в соответствии с народным пониманием героев как реальных людей. Художник обязывается пребывать в Лондоне в течение трёх месяцев и получает сумму в размере 10 000 в год в качестве трудовой оплаты. (Roosevelt B. Op. 1. Инженер и строитель мостов имел прекрасную библиотеку. В конце этого же года был опубликован альбом литографий «Подвиги Геркулеса» изданный Обером, в котором указывалось, что автор этих литографий— пятнадцатилетний художник, выполнивший их без учителя и не имея классического образования.
– У него от адского огня потемнело лицо и закурчавилась борода. – отвечала ее собеседница. Но что я мог писать и на чем. В сущности, он воплощает рыцарский идеал, сложившийся за много столетий до него. Не все из них, конечно, равноценны.
Варшавский пишет: «В истории иллюстрации Гюстав Доре занимает исключительное место. Затем молодой художник отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Филипону с серией рисунков подвигов Геракла и зачисляется сотрудником, получая при этом зарплату в 5000 франков. Весь первый план погружен в тень. Доре (Луи-Кристоф-Поль-Гюстав Dor) — знаменитый франц. Он выдвигал их, подобно стеклам магического фонаря и показывал нам. О, эти побочные дела. Пойдем (См. : Rose М. Gustave Dore.
Он нанес решительный удар идеальному направлению романа и обратил его к действительности. В шестидесятые – начале семидесятых появляются огромные полотна – «Титаны» (1866), «Смерть Орфея» (1869), аллегории на военные темы 1871 года, «Медный змий», «Изгнание торгашей из храма», «Сон жены Пилата», «Избиение младенцев», «Снятие с креста» и другие произведения на библейские и евангельские сюжеты.
Уже в пятнадцатилетнем возрасте впервые опубликовал свои рисунки и гравюры в «Журналь пур рир». Доре был самым знаменитым иллюстратором своей эпохи. В 1879 году Доре исполнил статую своего друга Александра Дюма-отца. В году выходит его первая самостоятельная книга-альбом «История Святой Руси» (полное название «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. в 500 рисунках с комментариями» — Доре, Гюстав Поль Гюстав Доре.
Они любили и уважали друг друга, хотя подчас между ними вспыхивали размолвки. Вот он въезжает на холм, потрясая копьем, а вот, освещенный луной, приветствует рыцарские доспехи, приняв их за живого рыцаря.
Образы, созданные Доре, народны по своей сути. При первом проблеске дня я вскочил с кровати, схватил свою коробочку и выскочил во двор. Однажды, как рассказывал Доре друзьям, он получил в подарок от родителей масляные краски. И для Доре это было как проклятие, услышанное когда-то в детстве.
Известны многочисленные иллюстрированные издания Дон Кихота: например, брюссельское издание 1662 года, антверпенское (1673), парижское (1681), лондонское (1687), в которых иллюстрации, выполненные анонимными художниками, весьма далеки по своим идейно-художественным достоинствам от романа Сервантеса. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Paris, 1883, p. 338). Мне не позволили открыть коробку с красками и отправили спать.
Ты права. В шестнадцать лет Гюстав оказался в гуще бурных событий — февральской революции 1848 года. Моя работа затянулась до самого вечера, когда я пошел спать. Когда мы прибыли на место, было уже темно. Листы к Мюнхгаузену – шедевры импровизации, выдумки, остроумия. Первым подобным трудом были иллюстрированные сочинения Рабле (1854).
Создается впечатление, что все они являются участниками некоего таинственного действия. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Особенно впечатляет гравюра Перевозка ливанского кедра для строительства храма.
Известен рассказ о двух дамах, встретивших Данте на улицах Вероны. С 1869 года сотрудничает с Блэнчардом Джероллдом. – Куда бы я ни шел, Рабле звенел в моих ушах.
Иногда они просто наблюдают за происходящим иногда активно вмешиваются в действие. У меня не было ни холста, ни картона, ни доски. Но я не сомкнул глаз.
Они выражают смесь южной раздражительности с меланхолией севера. С этого времени имена Рабле и Доре стали неотделимы. Я не могу описать волнение, которое вызвали эти рисунки, – вспоминал друг художника.
В его рисунках свет играет, как в офортах Рембрандта. Днем и ночью он был на улицах Парижа, молчаливо следя за каждым эпизодом борьбы». В его картинах явно чувствуется рука рисовальщика. Количество действующих лиц неисчислимо. cit., p. 250). Но, как говорил французский философ Анри Бергсон в работе «Смех», одно дело – упасть в колодец, так как смотришь куда-нибудь в сторону, другое – свалиться туда, так как загляделся на звезды – «ведь именно звезду созерцал Дон Кихот». С самого раннего детства поражал окружающих мастерством рисунка.
Затем молодой художник отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Филипону с серией рисунков подвигов Геракла и зачисляется сотрудником, получая при этом зарплату в 5000 франков. Во время одной из рабочих поездок отца, в которую Пьер-Луи взял всю семью, Гюстав, которому на тот момент исполнилось 15, пробился в редакцию «Журнал для смеха», чтобы показать свои наброски. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Ипполит Тэн рассказывал: Я учился в лицее Бурбонь, а он – в Шарлемане. 1883, Париж), французский график. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак.
Ему было всего лишь одиннадцать лет от роду, когда появились первые его литографии, а едва достигнув шестнадцатилетнего возраста, он уже вступил в сотрудники сатирической газеты Филипона «Journal pour rire», в которой с этого времени в течение многих лет помещались его рисунки, полные веселья и юмора. В свое время Доре в основном был известен благодаря своим картинам. «Великий Доре», «величайший иллюстратор XIX века» — так называют художника исследователи его творчества.
Мы попадаем на постоялые дворы, на представление кукольного театра, на сельскую свадьбу, во дворец знатных вельмож, на улицы и площади Барселоны и даже в лагерь каталонских разбойников Под пером Сервантеса оживает Испания социальных контрастов, бедная и богатая, занятая трудом и привыкшая пребывать в праздности исполненная благородного душевного порыва и погрязшая в мелких корыстных расчетах. Если, пораженные невероятным числом его рисунков, вы вообразите, что их создал некий колосс, трудившийся денно и нощно, вы ошибетесь.
Именно в память о своем пребывании в Англии он сделал в 1872 году иллюстрации к «Паломничеству в Лондон» Бланшара Жеррольда. Блэнчарда Джероллда вдохновило издание «Microcosm of London» Томаса Роуландсона, Уильяма Пайна и Рудольфа Акерманна изданное в 1808 году. «Помни, Санчо, – говорил Дон Кихот, – если ты вступишь на путь добродетели и будешь стараться делать добрые дела, то тебе не придется завидовать делам князей и сеньоров ибо кровь наследуется, а добродетель приобретается и она имеет ценность самостоятельную, в отличие от крови, которая таковой ценности не имеет». Клянусь, я голоден как раз на эту сумму.
В 1855 году вышли в свет рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Днем и ночью он был на улицах Парижа, молчаливо следя за каждым эпизодом борьбы».
На их фоне очень рельефно выглядят освещенные боковым рассеянным светом ребристые скалы. В Новом завете (78 рисунков) художнику не важна природа, здесь все внимание сосредоточено на персонажах, которые Доре старался создавать, не нарушая иконографического канона. Издание The Westminster Review утверждало, что «Доре демонстрирует нам эскизы, в которых зафиксированы наиболее распространенные и вульгарные внешние особенности». Журнал The Art Journal обвинил Доре в «выдумывании вместо копирования». Филипон принимает его в число сотрудников Журналь пур рир с окладом 5000 франков в год (Доре оставался благодарным другом своего первого патрона до конца его дней).
Это был колоссальный триумф молодого Гюстава Доре (Ibid., p. 151). Теофиль Готье писал в газете «Монитор» в 1861 году: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Дюма, поставленный на площади Мальзерба, в Париже (последний труд художника). Не одно поколение графиков и живописцев привлекал гениальный роман Сервантеса.
Не случайно современники называли Шарля Филипона ловцом талантов. Доре обычно делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полуденные часы — живописи, вечера — снова графике. соч., т. 6. Герои серии Домье вызывают неистовый смех зрителя. Он был скрупулезно точен по отношению к малейшей детали, – вспоминала Ж. Дюплесси, куратор Национальной библиотеки (Ibid., p. 77. ).
Лишь спустя несколько месяцев Гюстав с матерью вернулись в столицу, где его определили в лицей Шарлемань и в то же время приняли сотрудником в журнал Филипона с окладом 5000 франков. Помню, что не мог оторвать глаз от прекрасного зеленого веронеза. В отличие от многих, Доре увидел в Дон Кихоте не «рыцаря печального образа, созданного ради осмеяния старинных рыцарских романов», а благородного гуманиста, живущего ради других и во имя спасения человечества от зла.
Клянусь, я голоден как раз на эту сумму. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. В 1863 году появился большой цикл гравюр Доре к Дон Кихоту Сервантеса, ставший значительной вехой в творчестве художника. В последние годы своей жизни Д. пробовал свои силы также в скульптуре и произвел по этой части несколько работ, гораздо более удачных, чем его живопись, — группу «Парка и Амур» (1877), огромную, вылепленную для отливки из бронзы вазу, окруженную виноградными лозами и фигурами малюток-гениев и нимф (1878), статую «Египтянка спасает свое дитя от ужаления змеи» (1879), «Мадонну» и памятник Алекс.
Своей энергией, силой, оригинальностью, блеском и мрачной грандиозностью они напоминали Тинторетто (Ibid., p. 102). Сатирическое начало здесь преобладает над юмористическим. Этому способствовала и особая техника, которой пользовались граверы мастерской Доре. Каждая композиция решена как отдельная, самоценная картина.
Когда он проснулся, наступила ночь. французский график и художник. Он взялся убеждать родителей Доре, что мальчику необходимо остаться в Париже. Он использовал деревянные блоки только хорошего качества, выбирая самый лучший и самый белый самшит. «Капитан Фракасс» (Le Capitaine Fracasse) — самый популярный из историко-приключенческих романов французского писателя Теофиля Готье. Интересно проследить, как мастерски Доре использует эффекты освещения в этом листе.
– располагающая внешность. Разве не различны у них характеры, стремления и даже внешний вид. 1. cit., p. 181). В связи с этим Дон Кихот призывает Санчо Пансу не руководствоваться «законом личного произвола», весьма распространенного «среди невежд, которые выдают себя за умников», но судить обо всем нелицеприятно, заботясь прежде всего об истине и справедливости.
Доре небольшого роста тонкий, живой, элегантный, даже деликатный. Лист под названием Волки изображает парижских биржевых дельцов. В 1854 году также появляются иллюстрации к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» и выходит альбом литографий «Парижский зверинец» (гротескные зарисовки парижского быта). cit., p. 402) Побочными делами, как видим, он называл занятия иллюстрацией. В. Г.
Но Доре нельзя сравнивать, например, с Энгром. Заснув от трудов праведных, мальчик был разбужен криками голосящих крестьянок.
Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году. Законченная книга «Лондон: Паломничество», содержащая 180 гравюр, была опубликована в 1872 году. Чередующиеся пятна темного и светлого создают ощущение безграничности пространства. Второй выезд показывает Дон Кихота в расцвете его рыцарства.
Книга London: A Pilgrimage с 180 иллюстрациями увидела свет в 1872 году. 1860-е гг. В экипаже (лист Львицы) проносятся дамы, похожие на томных львиц. Кто-то предполагал, что он вообще не различает цветов. Здесь, в сущности, – раблезианский комплекс разъятых членов гигантского тела, кухонной утвари и предметов домашнего обихода (См. : Бахтин М. Указ. Некоторые из наиболее удачных его работ суть: «Дочь Иефеая», «Избиение младенцев», «Тела мучеников в цирке», «Россини на смертном одре», «Данте и Виргилий на ледяном озере, в котором мучатся изменники отечеству» (1861), «Вход Христа в Иерусалим» (1876) и «Смерть Орфея» (1879).
– С давних пор мое сердце принадлежит моим картинам. В 1860 году Доре проиллюстрировал «Приключение барона Мюнхгаузена» Бюргера и «Дон Кихота» Сервантеса. Начало 1860-х утвердило Доре в положенииведущего французского иллюстратора.