Гюстав Доре вошел в историю искусства прежде всего как непревзойденный интерпретатор «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, «Божественной комедии» Данте, «Дон Кихота» Сервантеса. Известный французский гравер и иллюстратор Гюстава Доре написал немало иллюстраций к известному литературному произведению Сервантеса «Дон Кихот».
Обращает на себя внимание и лиризм, проявляющийся во вступлениях к составляющим поэму книгам: в них вырисовывается личность самого поэта, слепого и гонимого, но и в «злые дни» сохранившего непреклонность души. Они любили и уважали друг друга, хотя подчас между ними вспыхивали размолвки. Меня победил на поединке достойный рыцарь Дон Кихот Ламанчский. В скромной деревушке провинции Ламанчи жил идальго, по имени Дон Кехана. В этом отношении Мильтонов Дьявол предвосхищает Мефистофеля Гете: нимало не погрешив против истины, он тоже мог бы сказать о себе, что «вечно жаждет зла / И вечно совершает благо». Клянусь, я голоден как раз на эту сумму.
В 1855 году были изданы «Озорные рассказы» Бальзака, упрочившие славу молодого мастера. Примерно в то же время другой петербургский издатель М. О. Вольф обратился к Доре с предложением проиллюстрировать «Руслана и Людмилу» или «Демона». В последние годы своей жизни Д. пробовал свои силы также в скульптуре и произвел по этой части несколько работ, гораздо более удачных, чем его живопись, — группу «Парка и Амур» (1877), огромную, вылепленную для отливки из бронзы вазу, окруженную виноградными лозами и фигурами малюток-гениев и нимф (1878), статую «Египтянка спасает свое дитя от ужаления змеи» (1879), «Мадонну» и памятник Алекс.
Столь же приятна ему жизнь в городе, он любит театр, его пленяют Шекспир и Джонсон. Все они готовы были видеть в мятежном герое «Потерянного рая» вольное или невольное выражение бунтарских настроений автора. Мильтон настолько искажает общепринятые верования (если это можно назвать искажением), что не приписывает своему Богу никакого нравственного превосходства над Сатаной». В 1867 году в Лондоне открылась Галерея Доре имевшая шумный успех.
Дон Кихот давно уже стал не просто книгой для чтения. В 1653 г. в Англии была установлена диктатура Кромвеля.
Он вообще ничего не делал с натуры, рассчитывая исключительно на собственную память. Во время одной из рабочих поездок отца, в которую Пьер-Луи взял всю семью, Гюстав, которому на тот момент исполнилось 15, пробился в редакцию «Журнал для смеха», чтобы показать свои наброски. Некоторые из наиболее удачных его работ суть: «Дочь Иефеая», «Избиение младенцев», «Тела мучеников в цирке», «Россини на смертном одре», «Данте и Виргилий на ледяном озере, в котором мучатся изменники отечеству» (1861), «Вход Христа в Иерусалим» (1876) и «Смерть Орфея» (1879). А между тем в романе Бельянис выступал всегда молодым красавцем без всяких рубцов и изъянов.
Это сделано Сервантесом не только сатирическим тоном его произведения, но и высоким художественным его достоинством: все лица его романа – лица конкретные и типические. С другой стороны, пристрастие автора к изображению драматических коллизий, к динамике, обилие в поэме контрастов и диссонансов, антиномичность ее образной структуры, эмоциональная экспрессивность и аллегоричность сближают «Потерянный рай» с литературой барокко. Даже грехопадение первых людей, влекущее за собой изгнание их из Рая и обрекающее род человеческий на жизнь, полную бедствий, трудов и лишений, в конечном счете – благодаря искупительной жертве Христа – оказывается «счастливым грехопадением», великим благом для человечества. Драматичен самый сюжет поэмы, драматичен характер ее многочисленных диалогов и монологов.
В поэме сочетаются, таким образом, барочные и классицистические тенденции. О пуританских симпатиях поэта свидетельствуют его стихотворные переводы псалмов, ода «На утро рождеcтва Христова» и многие другие произведения. Окончив одну из лучших лондонских школ, Мильтон поступил в Кембриджский университет.
Оба трактата написаны на латыни и обращены ко всему образованному миру. В первых памфлетах («О реформации», «О епископате» и др. ). Тема «Комуса» – тема испытания добродетели, вечного соперничества добра и зла – с новой силой звучит в позднейших творениях автора. По его мнению, «Добро и Зло, познаваемые нами на почве этого мира, произрастают вместе и почти нераздельно познание Добра настолько связано и переплетается с познанием Зла, в них столько коварного сходства, что их трудно отличить друг от друга». Но вдруг счастливая мысль озарила его ум. Отойдя временно от участия в политической борьбе, мыслитель работал во второй половине 50-х годов над большим теолого-этическим трактатом «О христианском учении».
Разве не различны у них характеры, стремления и даже внешний вид. Самой влиятельной среди них была (и остается поныне) утвердившаяся с легкой руки английских романтиков трактовка поэмы как произведения богоборческого, подлинным героем которого, независимо от воли и намерений автора, является Сатана. «Потерянный рай» создавался в эпоху, отделенную многими столетиями от «детства человеческого общества», вместе с которым безвозвратно отошли в прошлое и непосредственность мироощущения, свойственная творцам старинного эпоса их искренняя, нерассуждающая вера в потустороннее. Издатель А. Ф. Маркс признавался, что «больше двух лет употребил на составление и приготовление этого издания». Но, как говорил французский философ Анри Бергсон в работе «Смех», одно дело – упасть в колодец, так как смотришь куда-нибудь в сторону, другое – свалиться туда, так как загляделся на звезды – «ведь именно звезду созерцал Дон Кихот».
Но последняя не есть насилие, а просветление и убеждение, отказ от борьбы. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак. Журнал The Art Journal обвинил Доре в «выдумывании вместо копирования». В годы яростной памфлетной войны, развязанной сторонниками монархии после поражения в революции, рождаются знаменитые трактаты Мильтона «Защита английского народа» (1650) и «Вторая защита английского народа» (1654).
«Племена, томящиеся в оковах, – с горечью заключает он, – тому подверглись добровольно». Неизвестный рыцарь спас дитя и увез его в Шотландию. Автор иллюстраций Поль Гюстав Доре (фр. Некоторые из этих критиков были обеспокоены тем, что Доре, как оказалось, сосредоточился на бедности, которая существовала в некоторых частях Лондона. Неизгладимое впечатление произвела на него встреча с постаревшим великим Галилеем. Так он приходит к оптимистическому выводу о неизбежном торжестве Добра в жизни общества – выводу, особенно актуальному в «злые дни» Реставрации.
рисовальщик иллюстраций, художник, скульптор и гравер (1833—1883). В реальной политической позиции мыслителя обнаруживается ограниченность его «христианского гуманизма» как ранней формы просветительского мировоззрения. Страсть к изобразительному искусству проснулась в нём с ранних лет. Адам изумленный открывшимся ему замыслом Творца, восклицает: Слова Адама, возносящего хвалу Господу, – вывод из двенадцати книг «Потерянного рая», осуществление основной цели Мильтона, провозглашенной им в начальных строках поэмы: «благость Провиденья доказать, / Пути Творца пред тварью оправдав».
Он презирает веселье и приветствует «божественную Меланхолию». Его монументальные эпические поэмы Потерянный райи Возвращенный рай, . И вдохновлялся Мильтон барочным идеалом соединения несоединимого. Смущали его и другие несообразности, то и дело попадавшиеся в его любимых романах. Подобно другим творениям, на многие столетия пережившим свою эпоху, «Потерянный рай» дошел до нас отягощенный грузом ярких, дерзких, восторженных, но далеко не всегда корректных интерпретаций. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков.
А кто-то вообще осуждал за оформление (иллюстрации были большого альбомного формата с широкими полями), претендующее на картинное истолкование сюжетов. В 1862 году он издает «Сказки» Перро и «Басни» Лафонтена, в 1863-м иллюстрирует «Дон Кихота» Сервантеса и «Приключения Мюнхгаузена» Распе, в 1866-м выходит в свет большой цикл графических листов к Библии. Примерно в то же время другой петербургский издатель М. О. Вольф обратился к Доре с предложением проиллюстрировать «Руслана и Людмилу» или «Демона». Второй альбом г-на Доре должен быть выполнен карандашом и появится в феврале». Юноша попытался успокоить всех, объяснив причину преображения птицы, но в ответ от старухи-крестьянки услышал: «Когда-нибудь твою мазню будут очень ругать».
В 1878 году в Санкт-Петербурге вышло роскошное издание русского перевода «Потерянного Рая» Мильтона с иллюстрациями Доре. Ничто не может сравниться по мощи и великолепию с образом Сатаны в «Потерянном рае». Его Дон Кихот потряс публику не меньше дантевского «Ада», ведь он был непохож на все те образы, которые в течение трехсот лет создавались художниками. После крушения республики поэт приходит к выводу, что путь к свободе пролегает через длительное духовное совершенствование и ставит своей целью: (1832–1883) родился в Страсбурге в семье инженера.
Доре рисует листы: «Луи-Филипп — экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной гвардии», быстро ставшие популярными. Предлагаемый автором проект предусматривает весьма ограниченное избирательное право с многостепенной системой выборов и постоянный сенат, состоящий из «лучших и способнейших» членов общества. Христос для Мильтона — лишь великий человек (Greater Man), он символизирует «избранных» представителей будущей революции, победивших силы реакции.
Право на управление страной он признает именно за «средним классом», буржуазией и новым дворянством – «золотой серединой» общества, отрицая такое право за широкими народными массами. «Помни, Санчо, – говорил Дон Кихот, – если ты вступишь на путь добродетели и будешь стараться делать добрые дела, то тебе не придется завидовать делам князей и сеньоров ибо кровь наследуется, а добродетель приобретается и она имеет ценность самостоятельную, в отличие от крови, которая таковой ценности не имеет». Поражает прежде всего космическая грандиозность поэмы Мильтона. Каждое из деяний Бога-сына должно выявить какую-то новую грань его облика.
Его назначение – испытать веру людей в Творца. Господь, – пишет Мильтон, – есть «Царь / Всесильный, бесконечный, неизменный, / Бессмертный, вечный, сущего Творец, / Источник света, но незримый сам». Но где же ее найти. » И Дон Кихот погрузился в мрачное раздумье.
Ему было всего лишь одиннадцать лет от роду, когда появились первые его литографии, а едва достигнув шестнадцатилетнего возраста, он уже вступил в сотрудники сатирической газеты Филипона «Journal pour rire», в которой с этого времени в течение многих лет помещались его рисунки, полные веселья и юмора. Первый период творческой деятельности Мильтона, включающий в себя годы «учения и странствований», совпадает с предреволюционными десятилетиями (1620–1630-е годы). В 1861 году художник начинает работу над «Божественной комедией» Данте – этот гигантский труд был завершен в 1869 году. Публику потрясли мастерски сделанные иллюстрации. Капеллан архиепископа Толедского, после того как прочитал роман, заметил: Если его (Сервантеса) заставляет писать нужда, так дай Бог, чтобы он никогда не был богат, для того чтобы, оставаясь бедным, он обогащал весь мир.
В 1652 г. наступает полная слепота. По мысли поэта, Человек изначально прекрасен. «Потерянный рай» подводил итоги многолетним раздумьям автора о религии и философии, о судьбах родины и человечества, о путях его политического и духовного совершенствования. Почти одновременно Доре создает цикл рисунков к роману своего друга Теофиля Готье «Капитан Фракасс». Первым подобным трудом были иллюстрированные сочинения Рабле (1854).
Здесь Доре изучал старинные гравюры. Джерролд позаимствовал эту идею из «Лондонского микрокосма», серии работ Рудольфа Аккермана, Уильяма Пайна и Томаса Роулендсона 1808 года. В последнем из крупных произведений первого периода – элегии «Лисидас» (1638) – Мильтон, скорбя о безвременной гибели друга, Эдуарда Кинга, размышляет о бренности жизни и о том, успеет ли он осуществить свои замыслы, оправдать высокое назначение поэта. Но наибольшей популярностью пользовались книжные иллюстрации Доре. Когда Амадис вырос, он влюбился в несравненную красавицу Ориану, дочь короля Лизуарта.
В этот период происходит становление поэта, формируются его вкусы и убеждения. В сонете «Лорду-генералу Кромвелю» (1652) и в обеих «Защитах» автор прославлял вождя индепендентов как талантливого полководца и государственного деятеля, но, предчувствуя назревавшие перемены, призывал его самого не допустить насилия над свободой и охранить ее от посягательств со стороны других. Псалтырь, Послания апостолов, Притчи Соломоновы Доре обошел своим вниманием. Сатана в новой поэме Мильтона лишь отдаленно напоминает гордого бунтаря из «Потерянного рая», его образ лишается былой притягательности. Однако эти переговоры не увенчались успехом.
Мало-помалу он совсем перестал отличать правду от выдумки и ему казалось, что на всем свете нет ничего достовернее этих историй. Более того, это своего рода манифест гуманистической мудрости. Не случайно именно в Библии он почерпнул сюжеты своих последних произведений, в веках сохранивших его имя, – поэм «Потерянный рай» (1667), «Возвращенный рай» (1671) и трагедии «Самсон-борец» (1671). Издание The Westminster Review утверждало, что «Доре демонстрирует нам эскизы, в которых зафиксированы наиболее распространенные и вульгарные внешние особенности». В трактате «О воспитании» (1644), выступая против «неизжитого схоластического невежества варварских веков», Мильтон размышляет о путях воспитания добродетельной, всесторонне развитой личности.
Подобно автору «Божественной комедии», поэт стремился придать своему произведению характер всеобъемлющего, пригодного для всех времен символического изображения того, что было, есть и будет. Влияние традиций Возрождения и в то же время двойственность восприятия мира и человека, не свойственная ренессансным художникам, отчетливо проявляются в стихотворениях-«близнецах» «LAllegro» («Веселый») и «Il Penseroso» («Задумчивый»). Высшим образцом служили Мильтону эпические поэты античности – Гомер и Вергилий. В 1861 году художник начинает работу над «Божественной комедией» Данте — этот гигантский труд был завершен в 1869 году. Действительно, зловещий образ Дьявола в «Потерянном рае», вопреки его библейской трактовке, выглядит столь величественным и привлекательным, что рядом с ним теряются и тускнеют все остальные персонажи поэмы.
Приходи немедленно. Хотя преобладающим в «Потерянном рае» является эпическое начало, оно выступает в сложном соотношении с драматическим и лирическим. Но республика, за которую ратует Мильтон, лишена черт подлинной демократии. В сущности, он воплощает рыцарский идеал, сложившийся за много столетий до него. Так Доре стал самым молодым и самым высокооплачиваемым иллюстратором Парижа.
Все они в той или иной мере повлияли на английского поэта. Л. Р. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. В шестидесятые годы он создает рисунки к сказкам Шарля Перро, «Дон Кихоту» Сервантеса, Басням Лафонтена, произведениям Виктора Гюго, Джона Мильтона, Шатобриана. Великое значение «Потерянного Рая» — в психологической картине борьбы неба и ада.
Его религиозность была сродни религиозности великих ученых эпохи Возрождения – Эразма Роттердамского и Томаса Мора, воплотивших в своем творчестве идеи так называемого «христианского гуманизма». А зрительная память у него была феноменальная. Устами Адама, невольного зрителя грозного «фильма веков» (В. Всемирная классика.
В связи с этим Дон Кихот призывает Санчо Пансу не руководствоваться «законом личного произвола», весьма распространенного «среди невежд, которые выдают себя за умников», но судить обо всем нелицеприятно, заботясь прежде всего об истине и справедливости. Вышедшее в свет в 1854 году недорогое издание романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» с иллюстрациями Доре стало сенсацией и художник приобрел невиданную популярность. От напряженного труда слабеет зрение Мильтона. Как явствует из теологического трактата «О христианском учении», над которым Мильтон работал почти в те же годы, что и над «Потерянным раем», Бог, сотворив мир и человека, не вмешивается ежечасно в их историю: естественное развитие человеческого рода происходит, по мнению писателя, «вследствие надлежащего действия той творческой силы, которая была сообщена материи божеством» (PW, IV, 195).
У английской принцессы Элизены родился сын. Ему не пришлось насладиться ни успехом, ни богатством. Внешнее несоответствие этой знаменитой пары невольно вызывает улыбку.
Днем и ночью он был на улицах Парижа, молчаливо следя за каждым эпизодом борьбы». В шестнадцать лет Гюстав оказался в гуще бурных событий — февральской революции 1848 года. Человек изображается в «Потерянном рае» как существо, стоящее в центре мироздания: на «лестнице Природы» он занимает среднее положение между чувственным, животным миром и миром ангелов. Следуя им, автор стремился нарисовать в «Потерянном рае» универсальную картину бытия: битвы, решающие судьбы народов, возвышенные лики небожителей и человеческие лица, а также различные бытовые подробности. Но эти годы отнюдь не пропали даром для Мильтона-поэта: опыт публициста, участника исторической битвы эпохи имел для него огромное значение и в своеобразной форме отразился в художественных произведениях третьего, заключительного, периода его творчества (1660-1674).
Уильям Блейк еще в 1790 г. в «Бракосочетании Неба и Ада» утверждал, что «Мильтон чувствовал себя в кандалах, когда писал о Боге и Ангелах и свободно – когда речь шла о дьяволах и Геенне ибо он был настоящим Поэтом и, сам того не сознавая, принадлежал к партии Дьявола». Биографы художника отмечают, что с 1860 по 1870 год Доре уделял много времени живописи и что в течение этого периода он легко преодолевал все «технические» трудности масляной живописи.
В России книга впервые вышла в 1876 году в издательстве Вольфа. Как и всякий дворянин, он гордился своим благородным происхождением, свято хранил древний щит и родовое копье и держал у себя на дворе тощую клячу и борзую собаку. Для того, чтобы скачать сам торрент-файл (который видит больше источников), а также для того, чтобы поблагодарить релизера, вам необходимо зарегистрироваться. «Возвращенный рай» недвусмысленно говорит о разочаровании Мильтона не в революции, но в людях, которые, по его мнению, предали революцию, легко примирившись с реставрацией Стюартов. Первая песнь «Потерянного Рая», где побеждённый враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, — самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще.
«На первый взгляд кажется, что нет людей более различных, чем Дон Кихот и Санчо Панса. Голова его была полна всяких нелепых историй, вычитанных в рыцарских книгах и он наяву бредил кровавыми битвами, рыцарскими поединками, любовными свиданиями, похищениями, злыми магами и добрыми волшебниками. Они не знают бремени непосильного труда и смерти. О настроениях, владевших Мильтоном в этот период, позволяют судить несколько глубоко личных, полных горечи строк в VII-ой книге «Потерянного рая»: Восприняв крушение республики как катастрофу и мучительно пытаясь разобраться в причинах трагического излома истории, поэт – в полном согласии с воззрениями своей эпохи – обратился к Книге книг, к тексту Священного писания. Все трактаты Мильтона пронизывает мысль о свободе.
Классический роман М. Сервантеса о рыцаре печального образа и его подвигах и похождениях. За полвека до Лейбница, стремившегося в своем религиозно-философском трактате «Теодицея» (1710) «оправдать» Владыку Мира вопреки существованию темных сторон бытия, автор «Потерянного рая», пытаясь согласовать идею всеблагого и всемогущего Бога с наличием мирового зла, написал, по сути, грандиозную теодицею в художественной форме. Он нанес решительный удар идеальному направлению романа и обратил его к действительности. Содержание этого романа абсолютно фантастическое.
Затем он со смехом отбросил карандаши в сторону, вскинул голову особым образом и сказал мне весело: «Неплохая утренняя зарядка, мой друг. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны «Потерянного Рая» соответствует идиллическая часть — поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Мильтон не распространяет принцип религиозной терпимости на католиков-папистов и резко осуждает «безверие и атеизм». Космический размах «Потерянного рая», его монументальность и философичность, гражданственность и героический дух, трагический пафос и оптимизм, динамика и строгость формы, богатство и яркость красок свидетельствуют о действенности творческих принципов автора. В отличие от многих, Доре увидел в Дон Кихоте не «рыцаря печального образа, созданного ради осмеяния старинных рыцарских романов», а благородного гуманиста, живущего ради других и во имя спасения человечества от зла. Наряду с этим в «Лисидасе» ощущается растущее недовольство автора условиями современной общественной жизни. Более значительной и серьезной работой стали иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Варшавский пишет: «В истории иллюстрации Гюстав Доре занимает исключительное место.
Законченная книга «Лондон: Паломничество», содержащая 180 гравюр, была опубликована в 1872 году. Доре (Луи-Кристоф-Поль-Гюстав Dor) — знаменитый франц. Он сотворен всеблагим и премудрым божеством, в нем нет и не может быть изъянов. В I836–I837 гг. В нем не мог не выразиться человек, всю жизнь отдавший борьбе с деспотизмом. С его рисунками, переведенными в гравюру на дереве (ксилография), выходят в XIX в. и продолжают печататься до настоящего времени многие прославленные литературные памятники: «Божественная комедия» Данте (1861—1868), «Дон Кихот» Сервантеса (1862—1863), «Потерянный рай» Дж. Конечно, здесь Дон Кихот вызывает смех.
Если общественный договор не соблюдается, если монарх, «пренебрегая законом и общим благом, правит только в интересах своих и своей клики», он – тиран. Оказывается, существовала легенда о зеленом петухе, приносящем неурожай и голод. Художник с триумфом прибыл в английскую столицу и провел здесь три года, создав 180 гравюр для альбома «Лондон» изданного в 1872 году. В этот-то период появилась его лучшая поэма «Потерянный рай», доставившая ему мировую славу.
В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, «Потерянный Рай» не даёт простора творческому вымыслу поэта. По существу, на языке библейских образов в «Потерянном рае» выражено диалектическое понимание роли зла в истории, родившееся у Мильтона не без влияния его бурной, переломной эпохи. В. Г.
Теофиль Готье писал в газете «Монитор» в 1861 году: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Бог-отец обнаруживает себя только через Сына: Бог-сын есть «зримый лик / Незримого Творца», «второе всемогущество» он – «Премудрость, Мощь / Творящая и Слово» Бога-отца. Его образ несомненно героичен. В Новом завете (78 рисунков) художнику не важна природа, здесь все внимание сосредоточено на персонажах, которые Доре старался создавать, не нарушая иконографического канона.
Само обращение Мильтона к источнику из которого английский народ заимствовал «язык, страсти и иллюзии» для своей буржуазной революции, было исполнено глубокого смысла: в обстановке победившей реакции поэт как бы заявлял о том, что дух революции не умер, что ее идеалы живы и неистребимы. За ними следовали: Contes drolatiques Бальзака (1861), Сказки Нерро (1861), Дон-Кихот Сервантеса (1862), Атала Шатобриана (1862), Божественная Комедия Данте (1861 – 68), Библия (1864), Потерянный Рай Мильтона (1865), Басни Лафонтена (1867), Неистовый Роланд Apиосто (1879) Опыты Монтеня, Стихотворения Теннисона и т. д. В ряду этих иллюстраций лучшими должно признать относящиеся к Рабле, Сервантесу, Данте и Библии. А ведь впереди еще был «Дон Кихот».
Родился в семье строителя мостов. Идиллический мир рушится, как только в него вторгается Сатана. Уже в пятнадцатилетнем возрасте впервые опубликовал свои рисунки и гравюры в «Журналь пур рир».
Издатель А. Ф. Маркс признавался, что «больше двух лет употребил на составление и приготовление этого издания». В «Потерянном рае» автор поясняет: Работая над поэмой в годы реакции, Мильтон верил, что новая тирания падет, как пала предыдущая однако, умудренный опытом незавершенной революции, он склонен был полагать, что недооценил когда-то могущество темных сил зла, сумевших изнутри подточить устои республики. Не без основания цирюльник утверждал, что Санчо Панса со своим господином одного поля ягода Разве не донкихотством была наивная уверенность Санчо в том, что он, неграмотный землепашец, может в феодальной Испании стать губернатором острова и даже графом. В памфлете «Иконоборец» (1649), написанном по поручению индепендентского правительства в ответ на книгу епископа Годена «Королевский образ», Мильтон разоблачает роялистскую легенду о короле-«мученике» и доказывает справедливость действий революционного народа, казнившего Карла I – тирана изменника и врага государства.
Он забросил все свои дела, почти лишился сна и нередко забывал об обеде. Лес в пьесе символизирует запутанность человеческой жизни, Комус олицетворяет порок. Вышедшее в свет в 1854 году недорогое издание романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» с иллюстрациями Доре стало сенсацией и художник приобрел невиданную популярность. Сатана – тоже сын Бога, но сын избравший путь зла. В доме у него жила экономка, которой перевалило за сорок лет, племянница, которой не было еще двадцати и старый, дряхлый слуга. в Париже был издан «Дон Кихот» с иллюстрациями Тони Жоанно, который все внимание уделил обоим героям Сервантеса, оставив в стороне исторический колорит.
«Великий Доре», «величайший иллюстратор XIX века» — так называют художника исследователи его творчества. Сатане суждено носить в душе вечный ад.
Однако в пору ожесточенной борьбы против монархии замысел «Артуриады» стал для него неприемлемым. Превращать автора «Потерянного рая» в богоборца, прямого предтечу романтических бунтарей – значит исказить культурный контекст эпической поэмы, написанной человеком с глубоко религиозным сознанием, для которого единственно правильным языком был язык обновленного христианства. Было бы неверно, разумеется, видеть в «Потерянном рае» иносказательную историю английской буржуазной революции, проводить прямые параллели между изображенным в поэме восстанием падших ангелов и «великим мятежом» пуритан. «Потерянный рай» – творение великого мятежного духа.
Второй выезд показывает Дон Кихота в расцвете его рыцарства. Известны многочисленные иллюстрированные издания «Дон Кихота»: брюссельское (1662), антверпенское (1673), парижское (1681), лондонское (1687), в которых иллюстрации, выполненные анонимными художниками, по своим идейно-художественным достоинствам весьма далеки от романа Сервантеса. «Доре сочетал в себе немецкий порядок и организованность и французский романтизм и впечатлительность», 8212 напишут о нем позже критики.
Образование получил в лицее Шарлемань. «Я называю совершенным и благородным такое воспитание, – пишет он, – которое делает человека способным исполнять надлежащим образом, умело и со всею душой любые обязанности, как личные, так и общественные, как мирные, так и воинские». В последние годы своей жизни Доре пробовал свои силы также в скульптуре и произвел по этой части несколько работ, даже более удачных, чем его живопись, – группу Парка и Амур (1877), огромную, вылепленную для отливки из бронзы вазу, окруженную виноградными лозами и фигурами малюток-гениев и нимф (1878), статую Египтянка спасает свое дитя от ужаления змеи (1879), Мадонну и памятник Александру Дюма, поставленный на площади Мальзерба, в Париже (последний труд художника). Реставрация монархии (1660-1688) сопровождалась жестокими преследованиями пуритан, участников «великого мятежа». Не менее сложен и своеобразен лежащий в основе поэмы творческий метод.
Первым подобным трудом были иллюстрированные сочинения Рабле (1854). Днем и ночью он был на улицах Парижа, молчаливо следя за каждым эпизодом борьбы». Не подлежит сомнению, что поэту-революционеру, в годы Реставрации познавшему горечь поражения, психологически легче было «вжиться» в роль поверженного ангела, нежели в образ победоносного Бога.
За ними следовали: «Contes drolatiques» Бальзака (1861), «Сказки» Перри (1861), «Дон-Кихот» Сервантеса (1862), «Атала» Шатобриана (1862), «Божественная Комедия» Данте (1861—68), «Библия» (1864), «Потерянный Рай» Мильтона (1865), «Басни» Лафонтена (1867), «Неистовый Роланд» Ариосто (1879), «Опыты» Монтеня, «Стихотворения» Теннисона и т. д. В ряду этих иллюстраций лучшими должно признать относящиеся к Рабле, Сервантесу и Данте. И для Доре это было как проклятие, услышанное когда-то в детстве. «Вечный, ненарушимый» божественный закон, по словам поэта, гласит, что всякое разумное существо свободно в своем выборе меж добром и злом, послушанием и преслушанием и хотя Господь провидит вечность, хотя ему заведомо известно, кто будет верно служить ему, а кто – нет, божественное провидение не есть предопределение и не влияет на выбор, который совершает человек. На этой тяготеющей к деизму концепции, дополненной учением о свободе воли, покоится представление поэта об ответственности людей за свою судьбу он убежден, что только нарушение установленных Богом (и Природой – ибо «Бог и Природа повелевают одно и то же». ) законов влечет за собой божественное вмешательство и приводит человечество к бедствиям и катастрофам.
Но тех, кто увидел в Доре художника-проповедника, все-таки было большинство. Доре рисует листы: «Луи-Филипп – экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной гвардии», быстро ставшие популярными. Опираясь на богатую традицию изображения «злодеев с могучей душой», сложившуюся к тому времени в английской литературе (достаточно вспомнить в этой связи персонажей Марло и Шекспира), Мильтон дает в «Потерянном рае» замечательный по своей драматической мощи портрет мятежного героя: Титаническая страстность натуры Сатаны, его гордый и непокорный дух, свободолюбие и несгибаемая воля, отвага и стоическое презрение к страданию не могли не восхищать художников романтизма исповедовавших идеи духовной стойкости, героического сопротивления, мужественной борьбы против неправедного миропорядка.
Такими их рисовали Г. Доре, О. Домье, Кукрыниксы и другие художники. Перед нами не наивный ребенок начала романа, над которым можно только посмеиваться. «Поэзия Мильтона, – писал Белинский, – явно произведение его эпохи: сам того не подозревая, он в лице своего гордого и мрачного сатаны написал апофеозу восстания против авторитета, хотя и думал сделать совершенно другое». Нельзя забывать, что, создавая «Потерянный рай», поэт вдохновлялся не только литературными образцами, но и героической атмосферой своего переломного времени – времени, когда было повергнуто в прах сооружавшееся веками здание феодальной монархии.
Это не сразу возымело действие. В 1638–1639 гг. Для многих поколений читателей «Потерянный рай» стал философско-поэтическим обобщением драматического опыта человека, в муках обретающего свое подлинное естество и идущего, среди бедствий и катастроф, к духовному просветлению, к заветным идеалам свободы и справедливости. Переехав в 1847 году в Париж и осиротев (его отец неожиданного скончался), Доре много времени проводил за школьной скамьей, в лицее Шарлемань. Щедрая природа в избытке одаряет их всем необходимым. Пойдем».
«Ад – я сам», – исповедуется Сатана. Народ имеет право судить, низлагать и казнить тирана. Амадис Галльский — герой рыцарского романа, чрезвычайно популярного в Испании в XVI веке.
Дон Кихот говорил о себе: «Если по воле судьбы я повстречаюсь с великаном (а это нередко случается со странствующими рыцарями) и в первой же схватке повергну его на землю и заставлю просить пощады, то по законам рыцарства я должен буду отослать его к моей даме. Еще Иаков I, подчеркивая неразрывную связь епископата с монархией, лаконично заметил: «Нет епископа – нет и короля». В свое время Доре в основном был известен благодаря своим картинам. Но эти, казалось бы, столь различные люди были поистине неразлучны. Молодой, жизнерадостный дух «LAllegro» не чужд Мильтону, но его внутреннему настроению ближе вдумчиво-серьезное отношение к жизни «Il Penseroso».
А еще, он умел многое доводить до абсолюта. (Проницательный король угадал: молодой человек действительно читал роман Сервантеса. ) К сожалению, королю не пришло в голову задуматься, почему автор такой популярной и любимой книги живет в нищете и забвении. «Ареопагитика» – не только провозглашение одного из важных принципов демократии, но и блестящий образец философской диалектики. Этот торрент недоступен для скачивания без регистрации, однако доступен по публичной magnet-ссылке (источники с публичных трекеров).
Художник с триумфом прибыл в английскую столицу и провел здесь три года, создав 180 гравюр для альбома «Лондон» изданного в 1872 году. Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году.
Говорят, что Доре никогда не учился. Стыдясь своего внебрачного ребенка, мать бросила его в море. Тощий, длинный, с вытянутым лицом (в полмили длиною) Дон Кихот на тощей кляче и приземистый, плотный, коренастый Санчо на ослике.
Дюма, поставленный на площади Мальзерба, в Париже (последний труд художника). Это был его триумф. Не случайно промонархически настроенные пулицисты (Салмазий, Бромхолл, Роуленд, Филмер и др. ) выступили против Мильтона с рядом памфлетов, дышащих злобой и ненавистью, а его трактат «Иконоборец» был предан анафеме и публично сожжен в Тулузе и Париже. Но у него не было холстов, а рисовать так хотелось. Адама не страшат те испытания, которые ожидают его в новой неведомой жизни.
С тех пор Гюстав Доре занимает исключительное положение в книжной графике. Согласно Мильтону, наделенный разумом и свободной волей человек должен сам решить, по какому пути ему следовать, лишь от него зависит, «устоять иль пасть». Совершенно очевидно, что в «Потерянном рае» Мильтон в соответствии с религиозными идеалами предполагал воспеть покорность благому и милосердному Богу и осудить Сатану.
Такими их знает весь мир. Вторая крупная поэма Мильтона — «Возвращенный рай» — значительно слабее. В течение нескольких лет Доре еженедельно готовил для журнала сатирические рисунки. Коллекционное подарочное издание. Адаптированный перевод Энгельгандта. Главенствующая в «Потерянном рае» идея божественного порядка идея «великой цепи бытия», в которой добро и зло нерасторжимы, покоится на общих для христианской культуры представлениях о Боге как абсолютном добре, Сатане как воплощенном зле и Христе как посреднике между Богом и человеком.