Климт в 1897 году стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Ver Sacrum» (Весна Священная) издаваемого группой. Его концепция заключалась в смешении геометрических форм — от куба до сферы. Ум, в котором созревал план мести, принадлежал предпринимателю Фердинанду Блох-Бауэру, а «обидчиком» выступил Густав Климт, не устоявший перед чарами обворожительной жены богатея – Адели.
Все годы она тихо и незаметно жила рядом со знаменитым сыном, готовя ему завтраки, собирая в нечастые поездки и притворяясь, что ничего не знает о нравах его мастерской. Искусство — ваша свобода». «Вполне вероятно, это не было только ее личным решением. В 1997-м году картина «Замок Камер на озере Аттерзее II» ушла с молотка на Christies за 23, 5 млн.
Климт представил свои чертежи проекта в грек-римском стиле, но предпочтение было отдано (и реализовано в конечном итоге) проекту «дворца искусств», разработаннму Йозефом Марией Ольбрихом. После судебного скандала (речь о нем пойдет ниже) «Дома в Унтерахе близ Аттерзее» продадут на Christies за 31, 4 млн.
Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Программа сецессионистов была значима не только в «эстетическом» контексте, но также как битва за «право на творчество», за искусство как таковое это было основание для сражения между «великим искусством» и «второстепенными жанрами», между «искусством для богатых» и «искусством для бедных» — короче, между «Венерой» и «Нини». Взгляд такой же уверенный, правда в нем добавилась еле уловимая печаль. Нет, не стоит искать в биографии Климта верную и вечную любовь. Таким образом, это полотно стало на тот момент самым дорогим в мире, побив рекорд в 104 млн, установленный в 2004-м на аукционе Sothebys за картину Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой». Нравиться многим — плохо. Время от времени он кричал какой-нибудь из них Замри.
С тех пор Климт писал, что хотел и никакие идеологи — ни старые, ни новые — не были ему указ. Но, похоже, это его абсолютно не волновало.
Также молва утверждала, что Климт писал картины с раздетых моделей и «одевал» их в орнаментальные одежды только в самом конце работы. Кстати, такой способ пополнения собраний выбирают многие коллекционеры. По данным Европейского фонда изобразительных искусств (TEFAF), объем мирового частного арт-рынка в 2007 году составил 30 млрд. Почти всю свою жизнь Густав Климт провёл в Вене, живя с матерью. Не исключено, что пожилую даму надоумили так поступить профессионалы.
Основанием для иска послужил вступивший в силу несколькими годами ранее австрийский закон о реституции в новой редакции. В результате картины не были выставлены в главном здании университета. Они хотели покончить с культурной изоляцией Вены, пригласить в город художников из-за границы и сделать работы членов «Сецессиона» известными в других странах. Он оставался в группе до 1908 года.
Но и этот полубредовый вариант полноценным романом назвать трудно. Народ решил, что эта роковая женщина, притягивающая взгляд, но отталкивающая душу, может быть только Саломеей, танец которой, должно быть, посвящен Эросу изображенному в интригующем дуэте со Смертью зрителю оставалось ждать «развязку» испытывая томительное напряжение. Название периода происходит от позолоты использованной во многих работах художника, начиная с «Дворца Афины» (1898) и «Юдифи» (1901), но наиболее известной его работой этого периода является «Поцелуй» (1907—1908). В 1930-е годы нацистские власти национализировали ледереровскую коллекцию работ Климта.
Густав Климт – лидер Венского авангарда рубежа веков, активный участник сообщества художников-новаторов «Сецессион». Климту принадлежат детали украшений столовой, которые он сам относил к своим лучшим декоративным произведениям. Вот таким образом он заимствовал и сам создавал определенные «клише» изображения и орнамента, которые постоянно применял в своих работах и которые делают их так похожими друг на друга.
Всего через три года цены на работы Климта того же уровня и того же периода снова выросли. «Портрет Адели Блох-Бауэр II» написан мастером в 1912, спустя пять лет после создания им «Золотой Адели». Это был его индивидуальный тонус восприятия действительности. Супруг Фердинанд, по всей видимости, удовлетворенный выполнением своего «иезуитского» плана, согласно которому у Климта должно было появиться отвращение к модели-любовнице, уже не против того, чтобы его жена появилась в саду живописца. Они часто отдыхали вместе на альпийском озере Аттерзее, но и там для романа не было времени, поскольку трудоголик Густав безостановочно писал пейзажи.
Затуманенность символов, которые использовал художник, подчеркнутая неоднозначность прочтения всех его композиций служили тому, что они не поддавались одной, точно устанавливаемой расшифровке, а могли толковаться каждым в зависимости от его художественного опыта. Так или иначе событие получило небывалую огласку из-за того, что среди спорных картин была жемчужина не только Австрийской галереи и творчества Климта, но и всего модерна — картина «Портрет Адель Блох-Бауэр I», написанная в 1907 году. В 2003-м «Сельский дом в Аттерзее» был продан Sothebys за 29, 128 млн. Сам художник принимал это как должное, хотя никаких особенных капризов унего небыло.
Во многих каталогах работа и значилась под именем библейской танцовщицы, погубившей своим «адским» танцем Иоанна Крестителя, но то, что Климт создал женский персонаж, который мог воплотить самые порочные фантазии, назвав его при этом именем благочестивой Юдифи, снова вызвало резко негативную реакцию критики. Какбы там нибыло, вконце концов, Анна решила полностью посвятить свою жизнь знаменитому сыну. Особенно если принимать во внимание преклонный возраст истицы. Мария Альтман (до замужества – Блох-Бауэр), племянница Адели, на некоторое время стала обладательницей огромных семейных драгоценностей, в том числе и знаменитого портрета, но затем отдала все сокровища за спасение своего мужа. А уже летом того же года разразилась новая сенсация: «Портрет Адель Блох-Бауэр I» куплен филантропом Рональдом Лаудером, наследником знаменитой Эсте Лаудер, основательницы одноименной косметической империи за рекордные 135 млн.
Присутствуют также во фризе и изображения человеческих фигур — «Ожидание» в виде женской фигуры, платье которой украшено орнаментом из завитков и треугольников с изображением глаза. Вы только представьте себе разочарование искусствоведов, отыскавших эти открытки. Художественное объединение «Венский Сецессион» стало публиковать свой собственный журнал «Ver Sacrum» («Священная весна»), с которым Климт регулярно сотрудничал в течение двух лет. Все, что сегодня имеется, — это разрозненные предварительные наброски, черно-белые снимки трёх картин плохого качества и одна цветная фотография Гигеи из «Медицины». Одни утверждают, что она была его постоянной любовницей, накоторой онтак инеудосужился жениться.
Символом группы была Афина Паллада, символ правосудия, мудрости и искусства.
Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить. Портреты изредка попадающие на рынок, оценивались в тот период до 1 млн. В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы с одной стороны — это жажда совершенной свободы в изображении предметов что приводит к игре орнаментальных форм. Эта декларация Германа Бара, драматурга и театрального критика, духовного отца сецессионистов, может служить девизом для основания в 1897 году «Венского Сецессиона», одним из основателей, президентом (до 1905 года) и духовным лидером которого был Климт.
В Австрии началась паника. Спустя десятилетие цены на аналогичные работы выросли почти в 4 раза. Чем же был вызван конфликт.
Недовольство высказывали все круги— политические, эстетические и религиозные. Почему-то многих это удивляет. В Европе с успехом прошло несколько выставок, посвященных исключительно рисункам Климта. Здесь Климт представил композицию «Тезей и Мнотавр», наполненную богатым символическим значением. В 1978-м нью-йоркский дилер Серж Сабарски приобрел работу мастера «Парк» за 500 тыс.
Так, многозначны могут быть варианты прочтения его композиции «Надежда», созданной в 1903 году и изображающей молодую обнаженную женщину с открытым чревом, внутри которого лежит дитя. Гитлер, хоть и приказавший не трогать работы Климта, не смог принять картину в свою коллекцию из-за обилия «еврейских корней», связанных с ее происхождением. Климт вёл довольно простой образ жизни, работал в собственном доме, посвящал всё время живописи (в том числе движению Сецессиона) и семье и не состоял в дружеских отношениях с другими художниками.
Между 1907 и 1909 годами Климт выполнил пять портретов женщин, одетых в меха. Он раскрывался в подготовительных работах Климта — его рисунках. Мы хотим объявить войну стерильной рутине, неподвижному византинизму, всем видам плохого вкуса Наш «Сецессион» не является борьбой современных художников со старыми мастерами, но борьбой за успех художников, а не лавочников, которые называют себя художниками, но при этом их коммерческие интересы мешают процветанию искусства». В это же время он увлёкся декоративным искусством в стиле ар-нуво. Неизвестно, что именно стало причиной: толинедостаток таланта, толизамужество ирождение семерых детей. Смерть матери в 1915 году потрясла Климта больше, чем все ужасы мировой войны.
И вдруг в самый разгар побоища Климт снова сделал крутой поворот — оставил пост главы Сецессиона, основал собственный Союз австрийских художников и поменял творческую манеру, открыв свой прославленный Золотой период. В 1938, когда художника и его роковой модели, содействовавшей увековечению их имен, а также фамилии Блох-Бауэр, уже не было в живых, пожилой Фердинанд, спасаясь бегством от нацистов, оставил «Золотую Адель» семье брата, а сам поселился в Швейцарии. на Sothebys неизвестным покупателем был куплен набор из 24-х открыток за 481, 4 тыс.
Гармонично смотрится «фирменный» климтовский орнамент. Нет, конечно, свечку там никто не держал и можно придумать, например (есть и такая версия), что Эмилия постоянно навязывалась Климту в партнерши, а он, опасаясь, что после этого придется жениться, упорно уклонялся. А между тем Густав и Эмилия много и плодотворно общались. Кстати, сходство этим не исчерпывается. Картины погибли.
Молва приписывала Климту полтора десятка внебрачных чад, которых он, кстати сказать, охотно признавал своими и давал деньги на их содержание. После успеха движения и удачных выставок в других странах проект строительства для «Сецессиона» собственного выставочного здания стал реальностью. 1894-й год стал знаковым в творческой биографии Густава Климта. Смутность образов я ассоциаций, воплощавшаяся Климтом.
Когда хозяин в сандалиях и древнегреческой хламиде на голое тело трудился за холстом, вокруг обычно бродили, лежали и сидели, поедая фрукты, три или четыре обнаженные красотки-натурщицы — неиссякаемый источник вдохновения. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Одежду на портретах Климт почти никогда не писал с натуры, а дорисовывал потом. В начале 1970-х пейзаж Климта можно было приобрести за 400-600 тыс.
Мастер не стал создавать перспективную глубину, решив остановиться на плоскости. Для мирового арт-рынка 2003 год ознаменовался сенсацией. Согласитесь, если едешь развеяться с любовницей, так себя не ведешь. Лавочником он себя ни в коей мере не считал, но продавать свой труд умел просто виртуозно.
И тут уже Эмилия помогала ему как эксперт по вопросам моды. Так, в октябре 1999 года. В 1904 году он с группой художников получил заказ на отделку дворца Стокле, принадлежащего бельгийскому промышленнику и ставшему одним из известнейших памятников ар-нуво. Бывал ли Климт на консультациях у Фрейда — вопрос, конечно интересный. Он пытался придать своим произведениям глубокий философский и психологический подтекст. Адель стоит на дорожке сада, в ее позе есть какое-то сходство с иконописным изображением. Японскому арт-дилеру Шигеки Камеяме оно досталось всего за 3, 85 млн.
Открытие в марте 1898 года выставочного здания «Венского Сецессиона» ожидалось с нетерпением. А вот в 1994 году на Sothebys работа того же периода «Дама с веером» была продана уже за 11, 5 млн. Зачем унижать достойную женщину выдуманной близостью с сексуальным маньяком изменявшим ей чуть ли не каждый день. Использование дорогих, экзотических материалов в этом фризе тоже вполне во вкусе модерна. Фиговый листок умышленно отсутствовал и художник был вынужден успокоить стыдливость цензоров изобразив дерево. По фону фриза расположены деревья со стилизованными в спирально закручивающиеся завитки ветвями, с листьями и птицами.
Австрийцы называли ее своей Моной Лизой. Я допускаю, что Марии Альтман посоветовали вступить в тяжбу за полотна люди, намеревавшиеся на этом хорошо заработать», — говорит владелица галереи «Боско». «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Художники молодого поколения больше не хотели принимать опеку, которую им навязывал академизм они требовали выставлять свои работы в месте, свободном от «рыночных сил». С аукционов продавались не только готовые полотна и карандашные зарисовки, но даже акварельные открытки, собственноручно написанные Климтом.
Но тем сенсационней в 2006 году стало решение суда в ее пользу. Казалось, у заявления Марии Альтман были очень туманные судебные перспективы. Зимой 2006-го федеральный канцлер Австрии официально объявил о прекращении переговоров и об отказе государства от приоритетного права выкупа. Например, в 1987 году жительница Канады г-жа Примавеси продала с аукциона Sothebys великолепный портрет собственной матери кисти Густава Климта — «Портрет Евгении (Мады) Примавеси».
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв.