В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Одежда), кн.
Родился в семье композитора и музыкального критика А. Н. Преподавал в ленинградской Академии художеств (1933—1942). Написано оно масляными красками, размер холста 68, 5 х 88 сантиметров. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. илл. Участник мн.
На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Сам Серов, ученик И. Е. Репина и П. П. Чистякова, признавал лучшими свои ранние пленэрные картины — «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» (1888, ГТГ). Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Внешне этот Моцарт/Пушкин русской живописи на гения и не походил вовсе.
Врубелем, с которыми сохранил в дальнейшем близкую дружбу. А потом Серов увидел Гиршман в будуаре, обставленном свежекупленной дорогой мебелью из карельской березы, среди хрустальных флакончиков и безделушек и решил, что именно такая обстановка соответствует облику великосветской красавицы: «Стены моей комнаты были затянуты серым холстом (Серов очень любил серый цвет) и на нем желтая карельская береза, зеркала, хрусталь создавали гармонию. Мурашко, в петерб. Историй про нетерпимость к капризам заказчиков в связи с Серовым ходило немало. Учился у К. Кёппинга в Мюнхене (1873–1874), И. Е. нормативности интерпретацию античности. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Так что этот портрет – можно сказать, открытие. Валентин Александрович Серовродился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитораАлександра Николаевича Серова. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
Наибольшую известность получила работа 1890 года «Венера перед зеркалом». кст. НиколаяII (1900, оба– в ГТГ) и др. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона и его сыновей– Н. Ф. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
к ст. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Серов. членов имп. Выбор техники и основы рисунка диктовался характером самой натуры.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Их сын Андре Львов стал микробиологом и лауреатом Нобелевской премии. По большому счету в XIX веке он такой у нас был один.
Один из них — «Портрет Г. Л. Гиршман», который был написан в 1911 году. Серов ещё с середины 1880-х годов был хорошо знаком с врачом и коллекционером И. И. Трояновским и через него— с семьей В. П. Обнинского. Коровиным и творч. Из Национальной галереи Армении привезен портрет Марии Акимовой (1908), который сам Серов считал одной из лучших своих картин. Почему взаимная симпатия, зародившаяся в годы издания журнала «Мир искусства», так окрепла со временем.
Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Домотканово, 1888, ГТГ).
Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Не пропустите в нижнем этаже отдела графики у лестницы басенный цикл. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Небольшие композиции кажутся необычайно жизненными, будто написаны с натуры (Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны, 1900, ГРМ).
Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Он слышал выстрелы, видел убитых. Самая угрюмость Серова имела в себе нечто северное. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
семьи С. М. На выставке сделан значительный акцент на светском парадном портрете. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). выставок, в т. ч.
С тех пор его характер резко изменился – он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим: особенно удивляли всех его крайние политические убеждения, – писал о Серове Репин. Занимался также скульптурой. Заказ на картину поступил от книгоиздателя И. Н. Кнебеля: «Петр I» был предназначен для школьного набора картин, посвященных русской истории. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901 – 1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ).
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Излюбленные модели С. – артисты, художники, композиторы, писатели.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Одна из лучших композиций – темпера Петр I (1907, ГТГ). Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е. Репин, которому, по совету М. М. Антокольского, В. С. Серова показывала рисунки сына. Именно такого царя-реформатора и не хватало в ту эпоху, когда жил Серов. Ее отец – Владимир Дмитриевич фон Дервиз (1859-1937) – художник, акварелист учился в Императорской Академии художеств вместе с В. А. В раздел живописной экспозиции вошло более ста лучших картин Серова, характеризующих его наследие во всем жанровом и стилистическом разнообразии. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Тут слишком широко, здесь надо поднять, там опустить.
1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Далее. «Был небольшой заказец от А. И.
Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Серовым и М. А. Именно эту ситуацию, в сущности и продемонстрировал Серов в своем портрете – он как бы «пригвоздил» Иду Рубинштейн к определенному эстетическому кодексу, показав ее как эстетского идола: вот то, чему поклоняются сегодня, вот современный кумир на том пьедестале, который раньше занимала Венера Джорджоне. Даже пройдя всю выставку, очень трудно представить себе, что «Девочку с персиками» и портрет Иды Рубинштейн написал один и тот же художник.
Появляется цикл карандашных рисунков, гуашей, акварелей, картин темперой, маслом. Получив широкую известность, создал много заказных портретов, в которых нередко прибегал к «апробированным» приёмам европ. Надо другое платье. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Живопись). З. Н.
Из академии вышел, хлопнув дверью (президентом академии был великий князь Владимир Александрович, командующий Петербургским военным округом), c Шаляпиным, вставшим на колени перед царской ложей после окончания Бориса Годунова, порвал, от очередного заказа на портрет Николая II отказался из-за отчисления из студентов по политическим мотивам скульптора Голубкиной из Училища живописи, ваяния и зодчества уволился. Получив от Академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, оставил это заведение в 1884 году и с того времени начал работать самостоятельно, всё более и более совершенствуясь в живописи, преимущественно портретной. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.
В целом она устроена по старинке: с разделами «по видам» (темперы отнесены к графике), с очень точной развеской, учитывающей визуальные рифмы и контрапосты, с привлечением документального материала – книг, писем, фотографий. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ). После усмирения, 1905 год. Серов был вундеркиндом самого что ни на есть чистого вида – он рисовал всегда и везде. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Кузнецов, К. С.
мир модели. С середины 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Гиршмана (1911, ГТГ), кн. Скульптурное наследие В. А.
венского Сецессиона (с 1908) и др. начала. Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ).
Вот только близость к императорской чете не могла остановить художника в резких движениях. Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр. Портрет исполнен во время одного из приездов Марии из Парижа в Россию, в Домотканове имении друга Серова Владимира фон Дервиза, расположенном под Тверью (Домотканово, ныне Красная Новь, было одним из любимых мест отдыха Серова).
уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Одно из важнейших полотен в этом разделе экспозиции — портрет И. А. Морозова на фоне натюрморта А. Матисса, который был написан в стилистике фовистов (1910, ГТГ).
Петр со свитой шествует по необжитой, суровой земле, где бродят коровы, «по мшистым, топким берегам», к которым подступают, «котлом клокоча и клубясь», тяжелые невские волны. Большой стиль – и люди большого стиля. Прошло около 25 лет с последней монографической выставки художника. Крылова, 1895–1911).
Я только высмотрел, подметил. Во всех этих решениях он добивался одного – позволить себе быть честным человеком. Серов молча протянул ей палитру.
Полотно поражает масштабностью и монументальностью, композиция построена на движении. К примеру, портрет, на котором был изображен шестнадцатилетний Феликс Юсупов, сын состоятельных промышленников и магнатов, выдавал многочисленные пороки, капризность и избалованность «графчика» (как за глаза называл его сам художник). В 1890-е– нач. Серов мало походил на придворного художника, – вспоминал Владимир фон Дервиз.
графич. Эту пастель с изображением лошадей-подростков (стригунов) и непередаваемым ни в какой репродукции светом (опять-таки, не пропустите, потом ее снова сошлют в запасники Третьяковки) Серов, по воспоминаниям Надежды Симонович-Ефимовой, «рисовал в Домотканове много вечеров подряд с натуры. рисунков (в т. ч. Домотканово», 1886, ГТГ и др. ) и портретах использующих приёмы пленэрной живописи, сложную разработку световых и цветовых эффектов («Девочка сперсиками», 1887 «Девушка, освещённая солнцем», 1888, оба– в ГТГ).
Морозова (1910, там же см. что его, этого человека, в котором не было ни на йоту слащавости, оперы, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. Вл. Д.
Дервиз окончил также Училище правоведения. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Бессовестно рано. Совсем портретчиком становлюсь. Тоша безжалостно выгонял нас, когда брал кисти в руки». – Он был до такой степени увлечен ею, что решил во что бы то ни стало ее писать.
Всемирных 1900 в Париже (Гран-при) и 1910 вБрюсселе. Иногда его этому учили, но в их с матерью кочевой жизни, начавшейся после смерти отца, когда будущему художнику было всего четыре года, уроки давались эпизодически, учителя все время менялись, а маму-нигилистку обуревали идеи (то жить в коммуне, то стать композитором, то менять европейские столицы как перчатки). Вместе с др. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Но более всего ценил возможность оставить последнее слово за собой. Репина в Париже и в Москве. В годы Революции 1905–07 создал ряд антимонархич.
Для создания нешаблонного образа государя мастер изучал исторические артефакты, архивные материалы в Эрмитаже. Вот таким образом «Артгид» решил обозначить в первую очередь «редких гостей» – произведения из региональных российских или зарубежных коллекций, частных собраний или же хрестоматийные вещи из столичных музеев, которые, однако известны в основном по репродукциям, так как причислены к графическим работам (картон, пастель, гуашь и т. д. ) и хранятся в запасниках (графика, как известно, больше живописи боится света). Но ведь именно жизнь напоказ есть вечная тема парадного портрета и, доводя данную идею до грани гротеска, Серов с его репутацией «злого портретиста» (заказчики, впрочем, за редким исключением бывали довольны) лишь возвращает традиционной форме ее генетическое предназначение. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затем и картина исполненная темперой, Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. Занавес имел такой успех, что на спектакле удостаивался отдельных аплодисментов. техниках: офорте (Автопортрет, 1898 пейзажи, см.
Это лучшее, что можно выбрать. В знак протеста против расстрела демонстрации 9. 1. 1905 С. вышел из состава АХ. Ульянов, К. Ф. Бенуа (1910) ряд иллюстраций наисторич. журналов «Жало» и «Жупел»). Учился главным образом у П. П. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. В 1931 году окончил Всероссийскую Академию художеств (мастерская В. Е. Савинского). В одной «Девочке с персиками», которая не только встречает зрителей при входе на выставку, но и стала тизером к ней, деталей и нюансов столько, что внимания на все может и не хватить. Масса вариантов пограничных техник — важнейшая особенность этой выставки. Ида Рубинштейн в начале своей карьеры не имела специального балетного образования.
Серов говорил, что его интересует «не сам человек, а та характеристика, которую из него можно сделать на холсте», «формула личности», подразумевающая композиционную режиссуру и заострение характерного порой вплоть до карикатурности (Голицын подкручивает ус, лезет в карман за золотым или все-таки за часами Гиршман, моделям не всегда уютно в прокрустовом ложе «формулы»), но и язвительность не противоречит импозантности. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва) – художник. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ). «Мне охранник говорит: А вы знаете такого художника Серова. Это двоюродная сестра Серова, художник и скульптор Мария Симонович (1864 – 1955), вышедшая замуж за врача-психиатра Соломона Львова и уехавшая вместе с ним в Париж. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). В этих полотнах он сумел сформулировать то, к чему стремилось новое поколение художников.
Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю. Декоративное панно «Похищение Европы» (1910, ГТГ) представляет идеальный образ мира архаики и его героев. Широко демонстрируются портреты царственных особ.
Связями своими Серов иногда пользовался. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком. В стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках – во всем ощущение динамики преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова11. 1884 год— летом, работая в Абрамцеве, создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой в переписке с Ольгой Трубниковой уже обнаруживаются их взаимные чувства.
Потребность, возникшую в процессе наблюдения за работой скульптора Паоло Трубецкого. Будучи председателем Ленинградского Союза советских художников (возглавлял Союз в 1941—1948 годах) участвовал в работе объединения «Боевого карандаша», затем в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского Союза. Но и того, что есть, более чем достаточно: от абрамцевских портретов и домоткановских пейзажей (к ним и лишь к ним относится присяга молодого художника «писать только отрадное», знаменитая «Девочка с персиками» – экстракт этого стремления) до Иды Рубинштейн, в которой экстрагировался, если не сказать исчерпался уже русский модерн.
Это не каталог-резоне и в экспозиции не «весь Серов». Без принадлежащих музею портретов Юсуповых, С. П. Дягилева, А. Н. Турчанинова, О. К. Орловой, холста «Ида Рубинштейн», серии «императорских охот», пейзажа «Баба в телеге», множества блистательных рисунков и акварелей, гравюр невозможно представить творчество художника и русское искусство 1880-1900-х годов. Серова – Надежде Яковлевне Симонович (1866-1908). В облике быка бог явился Европе, а затем увез ее на остров Крит. С тех пор, как Валентин Александрович помнил себя, его окружало искусство. «Девушку, освещенную солнцем» помнят многие, но не все знают, что на портрете из Музея Орсэ в Париже – та же модель. По словам И. Э. Грабаря, «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца».
«Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Будучи, безусловно, первым формалистом отечественного искусства, он оказался и первым его Протеем – осознанно выбирающим тот или иной прием из множества возможных художником, чья индивидуальная манера всякий раз определялась сугубо конкретной задачей. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. С. Лесков (1894, ГТГ).
В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи18. Приземистый, светловолосый, с тяжелыми чертами лица, со взглядом скорее исподлобья.
Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. Но смотреть, как пишется портрет, нам не пришлось. Замкнутый, серьезный, мрачноватый Серов.
Домотканово, 1888, ГТГ). // Движенья быстры. Героическая эпохаПетра I, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.
В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Павла Александровича (1897) имп. «мирискусниками» исполнил для изданий «Царская и императорская охота на Руси.
Неожиданно вошел Серов: Вот так и буду вас писать. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Сначала – общие сведения: три этажа замечательно преображенной Третьяковки на Крымском Валу отданы под выставку работы из 25 российских и четырех зарубежных музеев, а также из девяти частных коллекций много открытий (не только царские портреты) солидный каталог. Напрямую с путешествием на землю эллинов связано и появление в 1910 году истинного шедевра — «Похищения Европы».
В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1893, ГТГ), одухотворенныйЛевитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервныйЛесков (1894, ГТГ). Рафинированно-изысканный образ — свидетельство изменения эталона красоты в искусстве. Репина в Париже (1874–75) и в Москве (1878–80), в Киевской рисовальной школе (1876–78) у Н. И. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Я подошла погреться к печке.
В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. После путешествия по Греции вместе с Л. С. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Львова согласился на должность преподавателя натурного класса.
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Большое влияние на Серова оказали живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка (см. Театральные работы С. немногочисленны: декорации для оперы «Юдифь» А. Н. Однако «Девочку с персиками», как и многие другие знаменитые вещи Серова, всегда можно увидеть в постоянной экспозиции Третьяковки, для этого не обязательно идти именно на выставку. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров.
Эти цветы мы с сестрой набирали каждое утро свежими. И кто-нибудь сможет по памяти, не глядя, точно сказать, сколько там персиков. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника.
1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. За внешне разной оболочкой пряталось от чужого грубого взгляда не устающее верить и искать творческое «я». Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник.
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Даже Илья Репин, учитель Серова, отметил, что картина является изображением «Гальванизированного трупа». Серов излагал Грабарю свое представление о Петре I так: «Обидно. Это своего рода паузы в тяжелом труде живописца. Зрелище на дальнем плане – прекрасное видение, словно пророчество о будущем великом городе: «Прошло сто лет и юный град, // Полнощных стран краса и диво, // Из тьмы лесов из топи блат // Вознесся пышно, горделиво».
Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов – скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности (Октябрь. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Юсуповых (все 1903 все– в ГРМ). 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. 359 произведений, в их числе: 56 картин, 266 рисунков, 35 гравюр, 2 скульптуры (бронза и фарфор), отражают многообразие поисков мастера в течение трех десятилетий. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Витте (1904), Ф. И.
Совсем портретчиком становлюсь. портрет, ставший осн. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Родился сын Георгий.
О существовании этого портрета, специально созданного в качестве подарка королевской семье Дании (Серов писал императора по фотографиям, ему позировал солдат в мундире), как-то забыли, до тех пор пока художник Дмитрий Жилинский не отправился писать портрет датской королевы Маргарет. Серов также находил ее «умной, образований, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной». В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. парадного портрета, сочетая эффектность композиции с унаследованной от И. Е. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.
СЕРОВ Валентин Александрович, рос. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.
Он слышал выстрелы, видел убитых. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Особого внимания заслуживает «Петр I», это полотно датируется 1907 годом. к статье о нём), балерины И. Л.
Получив от отца (петербургского сенатора) свою долю капитала, Владимир Дмитриевич купил имение недалеко от Твери. Он меня туда отвез. В 1895 – 1897 преподавала Моск. Солнце русской живописи, не иначе.
Яркий, неожиданный, чуть смешной в своем дендизме Бакст. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». за этюд с натуры».
И то обстоятельство, что (как было замечено Глебом Поспеловым) очерк зеленой шали похож на силуэт змеи, напоминает о том, что это предсмертный час, – это словно танец Клеопатры со змеей. чл. Ф. Ф. На выставке, впрочем, целая гроздь императорских портретов и портретов членов императорской семьи, хотя Серов по своему складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». После усмирения, 1905 год. Серов работал в арендованной в Париже мастерской – бывшей церкви при монастыре Сакре-Кёр на бульваре Инвалидов.
Верхний, «парадный», светлый – живописные работы, преимущественно портреты, а два других, нижних, затемненных – графика и, быть может, для внимательного зрителя именно там, в сумраке и скрываются главные серовские сокровища. Художник добивался виртуозности исполнения своих работ ценой изнурительного труда, мук и сомнений. темы (темпера, гуашь, пастель), отмеченных глубиной постижения духа и характеров эпохи («ПётрII и цесаревна Елизавета на псовой охоте», 1900, ГРМ «ПётрI», 1907, ГТГ и др. ). Домотканово», 1895, ГТГ «Зимой», гуашь, пастель, 1898, ГРМ и др. ).
А я и правда не любила богатых платьев. Героическая эпоха Петра I, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Врубелем и К. А. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Издание, задуманное Мамонтовым, не состоялось, однако «небольшой заказец», за осуществление которого взялся Серов, обернулся целым циклом рисунков, работу над которыми художник не прекращал до последних дней жизни и весь 1912 год (до которого он не дожил) он собирался отдать именно им.
Станиславского, оба 1908 Т. П. Большое влияние на С. оказали живопись старых мастеров, дружба с М. А. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В этой природной самодостаточности Серова не очень хочется искать какие-то прямые влияния. Графическая часть экспозиции уникальна по-своему. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров.
Серовой (Бергман). Фокин, к которому она явилась с просьбой дать ей несколько балетных уроков, взялся сделать из нее балерину, так как, по его словам, увидел в ней прекрасный «материал в стиле Бердслея» – одного из кумиров эпохи модерна и художников, формировавших сам этот стиль. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Что сближало этих столь не похожих художников.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Петров-Водкин, Н. Н.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. С 1900-х гг. Боткиной (1899), кн. Деление экспозиции на живописную и графическую части является основной интригой выставки. Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания.
В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Но куда сложнее было привыкнуть к тому, что все его работы как-то подозрительно незакончены. Этим произведением Серов приблизился к стилистике экспрессионизма. Лесков (1894, ГТГ). Сам натюрморт Матисса («Фрукты и бронза», 1910), на фоне которого изображен Морозов, находится в постоянной экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Несмотря на столь недолгий срок жизни, художник создал немало подлинных шедевров.
(1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»13. Бакстом (1907) исполнил неск. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства.
С тех пор его характер резко изменился – он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим: особенно удивляли всех его крайние политические убеждения, – писал о Серове Репин. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Нет и вещей, проданных в последние годы на аукционах за сенсационные суммы (портреты Марии Цетлин, четы Грузенберг, Прасковьи Мамонтовой и других) факт этих продаж, кстати, сделал Серова одним из самых востребованных и дорогих русских художников. Это как у Бенуа: в Серове мы приветствовали самую живопись. Что, по-моему, хорошо: настоящая кураторская работа должна быть неочевидна.
Вот таким образом я была в черном платье с белым горностаем и оттого кожа на моем лице сероватая («бритая», как находили многие). ТПХВ (1894–1900), объединения «Мир искусства» (с 1899), СРХ (с 1903), мюнхенского Сецессиона (с 1898), поч. «Гений – парадоксов друг», Серов увидел Петра в том парадоксальном двуединстве, которое у Бенуа выражено словами «спаситель и каратель» и которое с разительной точностью и лаконизмом отформулировано Пушкиным в «Полтаве» : «Лик его ужасен. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом».
Именно там, в частности, блистала Ида Рубинштейн, портрет которой Серов написал в Париже. АХ. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Серов часто говорил, что недолюбливает людей: «Скучные они, ужас, до чего скучные, – звери лучше и красивее и веселее и просто лучше». Абрамцево», 1879, ГРМ «Осенний вечер.
– говорил он с несвойственным ему воодушевлением». Серова и В. С. Кроме музыкантов в их доме бывалиАнтокольский, Репин. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
Домотканово, 1888, ГТГ). 1900-хгг. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. илл.
Так, собственно и был создан ее живописный портрет, в окружении которого на выставке можно увидеть ее другие, графические портреты и то, как «живет» модель в интерпретации художника. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Одна из лучших композиций – темпера Петр I (1907, ГТГ). Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. В свое время многие полотна остались непонятыми и не принятыми широкой публикой. Мальчик Тоша же все рисовал и рисовал.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Юон. Растерявшийся царь побежал за нею, в чем-то ее убеждая, но она и слушать его не хотела.
Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а домМамонтова, где над эскизами декораций трудилисьКоровиниВрубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. Преподавал в МУЖВЗ (1897–1909 проф. ) среди учеников– П. В. Качалова, К. С. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Центральное пространство живописной части выставки разделено диагональной осью, вдоль которой экспонируются все лучшие портреты художника — творческих личностей, деловых людей, аристократических и царственных особ.
Князькова (1908), «Царское Село в царствование Елисаветы Петровны» А. Н. Драматургия экспозиции ведет от одной из ранних и наиболее известных картин мастера, ставшей эмблемой выставки, — «Девочка с персиками» (1887, ГТГ) — через живописный, графический и театральный разделы к ключевому произведению зрелого творчества Серова, в котором сконцентрированы художественные искания и новаторства различных направлений его работы — портрету Иды Рубинштейн (1910, ГРМ). Завершает экспозицию выдающаяся работа позднего Серова — портрет Иды Рубинштейн.
Еще один знаменитый портрет, который очень редко можно увидеть не в репродукции. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. В 1890-х – начале 1900-х гг.
Посетителей особенно заинтересовали детские и юношеские наброски Серова. Молодая хозяйка всегда мечтала жить на земле хозяин с наслаждением писал акварелью окрестные пейзажи, но при этом серьезно включился в земские проблемы и (до кончины жены) энергично занимался устройством и модернизацией хозяйства – и своего и крестьянского.
Однако заказов у него не убавлялось – так, как писал Серов, никто написать не мог. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. 1905. На рубеже 1890 – 1900 годов художник обращается к прошлому русской истории.
Его моделями часто были художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891, все — ГТГ). 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Римского-Корсакова (1910).
Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Репина глубиной проникновения во внутр. Хрестоматийная картина в буквальном смысле – «Петр I» был написан по заказу издателя и книготорговца Иосифа Николаевича Кнебеля и воспроизведен в книге «Картины по русской истории (М., 1908), своего рода учебнике.
Серова, основное внимание необходимо уделить его преподаванию в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), так как здесь гениальный художник получил возможность общаться с талантливой молодежью и смог раскрыться как незаурядный педагог. картин-панно на мифологич. Чл. жанром в творчестве С., приобрёл новые черты– психологич. В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея).
Да, это была натура. В феврале родилась дочь Ольга.
Племянница Львовой Мария Фаворская (жена знаменитого графика Владимира Фаворского) вспоминала, как создавался портрет: «Свет с двух сторон падал сзади и золотил на просвет ее как будто гофреные пышные волосы. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Например, версии портрета Генриетты Гиршман – вот минималистский линейный арабеск, вот «арнувошный гламур» (поза почти повторяет позу Зинаиды Гиппиус в портрете Бакста) и, наконец итог всем известный и совсем иной. Родился 8 (21) июля 1910 года в селе Эммаус (ныне Тверской области). Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве.
1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ).
Павлову вбалете «Сильфиды» (1909), занавес для балета «Шехеразада» на музыку Н. А. Событием станет показ портрета двоюродной сестры художника Марии Львовой (1895, Музей Орсе), той самой Маши Симонович, которая изображена в знаменитой «Девушке, освещенной солнцем». В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался».
Лукомской, 1900, ГТГ). – Такого анималиста, как Серов, я не видывал и в России, ни за границей». Именно так – тем, что ему в его тотальной живописности можно было позволить себе все. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Выступления Иды Рубинштейн в дягилевских Русских сезонах в Париже – в поставленных Михаилом Фокиным балетах «Клеопатра» и «Шехеразада» – сопровождались громоподобным успехом.
– Артгид). С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Если мастер не был увлечен личностью персонажа, окружение портрета, его живописная «оркестровка» начинали доминировать в работе. Коллекция его работ в ГРМ за малым исключением имеет «петербургское» происхождение и ее формирование граничит с историей отечественной художественной культуры на рубежа XIX и XX столетий, с особенностями собирания нового искусства в Петербурге. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.
Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ). илл. То есть то ли закончены, то ли нет. Офорт), литографии, акварели (портрет С. М.
Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. «Шехеразада» – балет на музыку Николая Римского-Корсакова – была одной из триумфальных постановок Русских балетных сезонов Сергея Дягилева в Париже в 1910 году. «Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было).
Намерение Серова писать «только отрадное» вместо отображения «язв общества» обозначило изменение вектора актуального в живописи. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Типичная фраза экскурсоводов перед картиной: «Обратите внимание. » (и далее внимание привлекается к обычно ускользающим от взора деталям).
Работа Серова над разными портретами Гиршман образует в графической экспозиции выставки отдельный сюжет. Большая часть его «неживописных» работ появляется как будто спонтанно, не связана с магистральной линией его творчества, встречается в отдельные годы и может быть охарактеризована словом «лепка».
Подобно членам объединения «Мир искусства», в 1900-е годы мастер обращается к исторической тематике. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ). 1880-хгг. Он оставил после себя огромное количество работ.
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. В 1885 году он женился на двоюродной сестре В. А. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Он прекрасен, // Он весь, как божия гроза». Работа над полотном шла три месяца. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.
И все – не без оснований. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. – вспоминал Жилинский.
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Гиршман (1907, ГТГ), И. А. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Конец XVII и XVIII век» Н. И.
кн. Сын композиторов А. Н. Императрица обиделась и удалилась, Николай только рассмеялся. Тем не менее в каждом полотне виден творческий поиск мастера.
илл. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Кутепова (1902), «Картины по русской истории» С. А.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Теперь можно точно сказать, что сюда привлекают публику именно выставки, а не музейное кафе и магазин, которые с трудом вписали в несуразный и вечно холодный зимой холл. Совсем портретчиком становлюсь. Он был из тех, кто, если что, руки не подавал. заострённость характеристики человека, выявление в нём артистич. «Замечательно милая женщина Генриетта Леопольдовна чем больше ее видишь, тем больше ее ценишь, простой, правдивой, доброжелательной, не гордой и что совсем странно при ее красоте совсем не занята собой. », – писал коллега Серова Константин Сомов.
Важное место здесь занимает цикл портретов семьи Юсуповых. Говоря о педагогической деятельности В. А. О. К. Орловой (1911, ГРМ см.
Поздние портреты С. исполнены в стилистике, близкой модерну, – Г. Л. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Картина синтезирует не только эволюцию живописного и графического языка мастера. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене6. Хотя они, естественно имеются в изобилии: тут и немцы (имя Менцеля часто ставят рядом с Серовым) тут и раскрепостившие всех и вся импрессионисты (а из них ближе всех по блистательности руки, конечно, Дега) тут и символисты (как пришедшие к Серову еще в детстве вместе с приятелем отца Вагнером многочисленные вагнерианцы, так и куда более поздние Дени или Ганс фон Маре). Несмотря на то, что Серов превосходно владел многими техниками именно ему удалось добиться признания карандашного портрета как полноценной картины, не нуждающейся в доработке (его перу принадлежат полотна, на которых при помощи обыкновенного грифеля мастерски изображены Левитан, Шаляпин и другие известные деятели тех лет).
Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Фигурка не то гренадера, не то арлекина за плечом у модели. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ).
Майоликовая тарелка на стене (разумеется, она не просто так там висит). В 1903 был избран действительным членом Академии художеств, к-рую покинул в 1905 в знак протеста против расстрела людей 9 янв. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков.
В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Он несколько раз принимался ее писать, но оставался недоволен набросками, считая, что вместо светской львицы получается какая-то «провинциальная барышня». Серов умер в 46 лет.
художник, график, сценограф академик (1898) и д. чл. Выбрал он композицию абсолютно случайно. «Записки» составлены в 1950-х годах художницей, живописцем и графиком Марией Владимировной Фаворской (1887 1959). Эти работы оказались настоящим прорывом, кардинальным поворотом в русском искусстве. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино15.
Выставка Серова занимает три этажа. Юсуповой (1902 см. Демонстрация вариантов – один из немногих концептуальных ходов выставки. Серия «Царских охот» близка историко-бытовому жанру, который культивировался художниками объединения «Мир искусства». и Ф. Ф.
Пушкина, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков. Среди них– портреты вел. Много работал в разл. Я только высмотрел, подметил.
Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ).
Одновременно С. писал камерные детские портреты, наделённые душевной непосредственностью («Дети», 1899, ГРМ «Мика Морозов», 1901, ГТГ). кст. Картина Серова представляет не только Петра, но и его столь же «ужасное и прекрасное», как и он сам творение – Петербург. Серова.
В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Я только высмотрел, подметил. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. для сатирич. В глубине зеркала на полотне заметно и лицо самого мастера: выражение удивительной сосредоточенности вносит эмоциональный контраст во все произведение.
В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник. Работы художника в этот период повествуют о жизни при царском дворе в ушедшую эпоху. Но живой человек, воплощающий этот идеал, оказывается на пьедестале беззащитным, «голым».
В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Он и рассказал, что портрет Александра Третьего хранится за городом, в какой-то вилле. Сбоку на черной клеенке стола розовеет и лиловеет маленький букетик душистого горошка. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. АХ (1880–85 не окончил) у П. П.
С кон. Чистякова. Он слышал выстрелы, видел убитых. В Великую Отечественную войну и блокаду оставался в осаждённом Ленинграде. Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). Серова не стоит рассматривать как результат серьезного профессионального занятия.
Серова (1907, Мариинский театр) и созданные для дягилевских Русских сезонов афиша изображающая А. П. Я с этюдничком, с картоном, сделал копию с этого портрета. ». (1903–1905) петерб. Глядя на это произведение, чувствуешь, что.
Император Александр III изображен стоящим у главной лестницы северного фасада дворца Фреденсборг в Дании в офицерской форме полковника датской Королевской лейб-гвардии (он получил почетное звание полковника этой гвардии в 1879 году). В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9. – вспоминает Репин об этой серовской работе, – прелестные рисунки, я их очень люблю». На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. По свидетельству одного из друзей Серова Степана Яремича, ему «доставляло удовольствие отыскивать в людях черты, родственные тому или иному животному, он очень тонко подмечал сходство человека с каким-нибудь зверем и радовался, когда ему это удавалось передать». На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Он писал камерные, парадные, психологические, почти гротескные портреты.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Все, что сегодня выставлено на Крымском валу, – и самое знаменитое (от Девочки с персиками до Портрета Ермоловой, от Похищения Европы до Портрета Иды Рубинштейн, от Царских охот до многочисленных портретов членов императорской фамилии) и десятки рисунков, набросков и эскизов, – прежде всего бьет наотмашь именно невероятной в русском искусстве до Серова естественной гениальностью. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). В знаменитой картине «Пётр I» (1907, ГТГ) Серов проявил себя как вдумчивый исследователь. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
архаики, дал собственную, свободную от классицистич. Принимал участие в организации сатирического журн. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). От ранних работ – Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная. солнцем (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Крылова и др.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Ответ прост и сложен одновременно: в глубине души они мечтали о чем-то неуловимо схожем. На юбилейной выставке представлены вершинные достижения творчества художника. Для художника, чьим хлебом были заказные портреты, черта опасная. Сапунов, М. С. Карсавиной, 1909, все– карандаш, ГТГ рисунки и офорты к басням И. А.
Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Был написан портрет императора Николая II. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин.
сюжеты («Одиссей и Навзикая», 1909–1910, ГТГ и ГРМ «Похищение Европы», 1910, ГТГ), в которых, своеобразно стилизуя иск-во греч. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. – Я говорю: Как же. Особый интерес вызовет привезенный из Дании портрет императора Александра III (1899, Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии), подаренный императором Николаем II офицерам Королевской лейб-гвардией, шефом которой был Александр III.
Я его родственник, внучатый племянник. Мамонтова. Софья Владимировна Олсуфьева (1884 – 1943) была фрейлиной при дворе императрицы Александры Федоровны, после революции жила в Сергиевом Посаде, помогая мужу, работавшему в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». и положила руки на теплые изразцы.
И это несмотря на то, что предшественница нынешнего директора Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) Зельфиры Трегуловой – Ирина Лебедева мечтала избавиться от этого здания, настаивая на строительстве отдельного филиала. Рубинштейн (темпера, уголь, 1910, ГРМ), В. О. На выставке невозможно миновать нежно любимых Серовым «лошадок» (именно так он их неизменно называет в письмах и так вспоминают о деревенских пейзажах художника мемуаристы: что ни пейзаж – то почти непременно «с лошадкой»). Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. В нем отразились поиски Серовым идеала, гармонии, полноты бытия. В 1930-х годах Олсуфьева некоторое время работала художником-реставратором декоративно-прикладного искусства в Государственном музее изобразительных искусств.
Сарьян, Н. П. Шаляпина (1905) и др. историческим композициям Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту (1900), Петр 1 (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А.
Любил в людях то, чего не было в нем самом: внешний блеск и аристократизм. Своему другуМамонтовуСеров сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Но легче всего сам для себя решил этот вопрос Бенуа: Серов был сам по себе и по своему художественному складу ближе всех подходил к Рембрандту. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
(1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Жупел, в к-ром рисовал полит, карикатуры.