Часто условен и колорит картин Греза. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Идеализация натуры в произведениях Г. приводит к слащавости образа (женские и детские головки) более реалистичны и жизненно-конкретны подготовит, рисунки и портреты (Гравёр И. Г. Билль, 1763, Музей Жакмар-Андре, Париж). Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Впрочем искусство Греза имело лишь временный успех. Грёз, напротив, по натуре – художник Божьей милостью, одно из самых прекрасных колористических дарований, один из прирожденных «гениев техники».
Красота и глубокое значение Шардена в том, что он наводит лучи своего угадания красоты на ту самую «серую обыденность», которая для всякого иного кажется простой мещанской тиной. Конечно, никакого воспитательного влияние на подрастающих в доме детей работы художника не окажут. Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос.
старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком, престарелая мать сейчас зарыдает от умиления, жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу. Вот таким образом он сам себя считал историческим художником современной Франции. Значительное место в зрелом творчестве Грёза занимали портреты. Это скорее встречи очаровавших его форм, встречи, подмеченные им в своем обиходе.
Грёз был не только живописцем, но и автором многочисленных рисунков. Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. Грёз применил строгость и точность своих исторических картин 1767-1769 и к жанровой живописи. Рядом с картинами Франсуа Буше, о творчестве которого было рассказано в части 9, расположены две работы Жана-Батиста Грёза. Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос. Эта тема достаточно скользкая и неблагодарная.
Из простой комнаты с тремя стульями из своего скромного «завтрака» Шарден создает «спектакли» более драгоценные, нежели самые пышные придворные оперы. Пушкина). В 1755 – 1756 гг. В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее». Грёз, напротив, по натуре — художник Божьей милостью, одно из самых прекрасных колористических дарований, один из прирожденных «гениев техники».
Столь прославленные и позже имеющие неизменный успех у мещанства знаменитые девичьи головки Грёза с возведенными вверх глазами, с разбитым зеркалом или кувшином или с мертвой птичкой, олицетворяющие печаль о потерянной невинности, замешаны на большой доле эротики и фальши. А. С. Таким художником стал Жак Луи Давид.
Знаменитый французский художник-жанрист. гал. Сам же Грёз мечтал войти в Академию в звании не жанриста, а исторического живописца, что было более почётным и в 1769 г. наконец представил полотно «Септимий Север, укоряющий Каракаллу», на которое возлагал большие надежды.
И вот неожиданно под этими лучами художника оказывается, что и самого скромного «мещанина» окружает целый мир красоты, дивная ткань живописной поэзии, чарующая музыка красок. Художник предпочитал изображать молоденьких девушек. Грёз был новатором в применении голландских реалистических традиций к французской жанровой живописи. И у Шардена встречаются «анекдоты», но, в сущности, мастер им не придает никакого значения. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. Грёз (Greuze) Жан Батист (21. 8. 1725, Турню, Бургундия, – 21. 3. 1805, Париж), французский художник.
Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац. Отец желал видеть его архитектором, но в конце концов уступил природным склонностям сына и направил в учение к лионскому портретисту и торговцу картинами Грандону (другие варианты произношения – Громдон или Грондом), тестю знаменитого композитора Гретри.
Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их. Ругали.
Но и большая глубина порочности под всей этой игрой в чистоту. Дени Дидро в своем критическом обзоре писал: Вот поистине мой художник – это Грез. Год создания: 1763. Говорили. Художественные вкусы публики переменились, в моду вошёл неоклассицизм. Критики он не выносил абсолютно и неизменно превозносил собственные свои произведения.
Его картину Паралитик лучше было бы назвать Награда за хорошее воспитание. И смотреть не хочется — до такой степени надоедает автор-комментатор. И каков же результат. Что может быть более тоскливого огромного большинства знаменитых грёзовских «Tetes dexpression» — гордости всех коллекционеров, умеющих хвастаться именами, но не желающих выработать личное отношение к собранным предметам.
Пушкина), они заказывали Грёзу и многочисленные портреты (Портрет графа А. П. После выставки на Салоне 1757 г., где были представлены работы Грёза, основанные на впечатлениях от его путешествия, сам автор понял, что его призвание в другом и вернулся к изображению жизни третьего сословия, буржуа. Мариетт сообщает, что в нем продолжала жить «грубость сапожника», проявившаяся даже во время его писания портрета дофина. Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках. Это – моральная живопись.
хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи. Тем не менее уважение, которое внушало подлинное горение Грёза к искусству и его необычайное трудолюбие извиняли его смешные стороны и, в общем, до самой революционной бури он пользовался огромной популярностью да и в революционную эпоху ему удалось избежать тех преследований, которым подверглись Фрагонар и Юбер Робер, несмотря на то, что ведь и Грёз был «любимцем аристократов». В 1755 г. он был причислен к Академии и провел около года в Риме и Неаполе. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой.
Прежде всего мне нравится этот жанр. Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами. Обстановкой и костюмами персона жей Грёз близок к Шардену, но самая его труппа взята напрокат из «Рагс aux cerfs» или из тех гаремов, которые окружали Сантера и Буше.
Но на картине волы не могут никуда пойти. Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж. Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор. Сам Грёз при этом – одна из первых и одна из самых прискорбных жертв литературы.
Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. Несмотря на очевидную мелодраматическую театрализацию сюжета (Наказанный сын, 1778 г., Париж, Лувр), лучшие картины Грёза отличало несомненное композиционное и колористическое мастерство, внимание к обыденным предметам и редкий талант в передаче освещения, которые позволили позднейшим исследователям сравнивать полотна художника с произведениями Пуссена, Шардена и даже Рембрандта. Когда в 1755 г. Грёз создал полотно «Обманутый слепой», он сразу же, по рекомендации Сильвестра, получил в Академии звание «причисленного». Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). музей). Художник был очень моден и популярен в своё время.
Грёз и умиляется-то чистотой девушки, чтобы еще острее гутировать ее падение. Присмотритесь к картинам Грёза. (Вновь он примет участие в академической выставке лишь в 1804 г., после Французской революции, когда выставляться в Академии могли все желающие. ) Это, впрочем, не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов впоследствии его затмил классицизм Давида.
«Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). В этом утонченность Грёза, что он вводит в соблазн простоту и неприхотливость девушки. Успех его жанровых полотен (в которых ощутимо влияние голландской жанровой школы) вскружил художнику голову, что в дальнейшем отрицательно сказалось на его карьере. музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. Красота формы подчинена дидактической цели. Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида.
В 1755 – 56 был в Италии. Важно учесть, что Грёз работал не только и не столько для дворянства. Перебравшись к последнему в Париж (около 1750 г. ), Грандон взял с собой и ученика. Приписывали ему неприкрытую идеализацию образов. Пусть погибнет сам спектакль, раз он отравлен абсолютно лишними пояснениями. А главное — какая, в сущности, пустота и нищенство под этими литературными припевами и какая ложь под этой «позой на добродетель»1. Академии», 1755, Париж, Лувр).
Кто возьмется спорить о вкусах. В его время французские портретисты, желая «облагородить натуру», мало заботились о сходстве.
В этом отношении он близок Хогарту и противоположен Буше. Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. Грёз работает не художественными, а литературными приемами. Приписывали.
Художник же своими полотнами, как например «Первая борозда», пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции историю французской цивилизации. Автор: Грез Жан Батист 1725-1805. Отсюда та прелесть «почти религиозной тишины», которой полны его произведения. Дидро восхищается этой картиной, так как это «моральная живопись», которая наравне с драматической поэзией должна «нас трогать, поучать исправлять и побуждать к добродетели». Например, волы по отношению к всему действу.
Он все оживляет духом юности: встрепенулись ноздри, легкое дуновение приоткрыло рот, полные губы тянутся и приближаются с едва уловимым движением вдыхания». «Вот поистине мой художник — это Грез», — писал Дидро, разбирая картину Греза «Паралитик» (Эрмитаж) в своем «Салоне» 1763 года. Совсем иное у Грёза. В 1760-е годы он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне (Девушка, оплакивающая мертвую птичку, 1765 г., Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Однако по своим художественным достоинствам произведения Греза уступают работам Шардена. Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно стравнить с пуссеновским «Сципионом».
И вот когда констатируешь эти его достоинства, нельзя не оплакивать, что он свое искусство почти полностью отдал на дряблую и глуповатую «литературу», на иллюстрации элементарных прописей, на приторную и лживую чувствительность. Сам Грёз при этом — одна из первых и одна из самых прискорбных жертв литературы. Грез первым среди французских художников стал проповедником буржуазной морали, чем в значительной степени объясняется успех таких его работ, как «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию», появившаяся в Салоне 1755 г. года (Париж, частное собрание) или «Деревенская невеста» (Салон 1761 г., в настоящее время находится в Лувре). — Позы полны какой-то распущенности и податливости.
Когда Грёз представил свою первую большую работу «Отец, разъясняющий своим детям Библию», возникли даже сомнения в том, что она создана им самостоятельно. Этого звания ему не давали. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755 г., Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академических критиков. Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда).
Эта публика, чей вкус ещё только-только начинает формироваться, воспринимала Грёза «на ура», с восторгом. Одним из последних заказов стал портрет Первого консула Бонапарта (1804 – 1805). Зато его многочисленные рисунки обладают большими достоинствами. В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера.
А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным. Дени Дидро, с которым художник познакомился в 1759 г., поначалу горячо приветствовал избранное Грёзом направление, а после одной из выставок (художник участвовал в салонных бьеннале 1759, 1761 и 1763 гг. ) назвал гением. Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Его графические работы – это, как правило, не столько подготовительные этюды и рабочий материал, сколько тщательно проработанные законченные листы.
Грёз родился в бургундском городке Турню в семье кровельщика. 1 Все, что мы знаем о личности Грёза, рисует его нам скорее в непривлекательном свете. А. С. В знаменитых «женских головках» Грёза внешняя невинность сочеталась со скрытой чувственностью часто эти произведения содержат сексуальные аллюзии, как, например, «Разбитый кувшин», который ассоциируется с потерей девственности. И вот когда констатируешь эти его достоинства, нельзя не оплакивать, что он свое искусство почти полностью отдал на дряблую и глуповатую «литературу», на иллюстрации элементарных прописей, на приторную и лживую чувствительность. Лувр).
И пусть эти образы были и остаются далеки от реальности, но они, определенно, прекрасны. Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон.
Мы знаем массу художников, которые, пожалуй, только тем интересны, что они рассказывают. Работы Греза, посвященные в основном изображению жизни мелкой буржуазии, отмечены сильными идеализирующими тенденциями и проникнуты сентиментальной чувствительностью. Шувалова, 1776—1781 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств). Однако именно эти так называемые «головки» Греза в свое время пользовались особой популярностью.
Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом. Жанровые композиции Г. (Деревенская помолвка, 1761, Лувр, Париж Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Д. Дидро. Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае. Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. Мы знаем массу художников, которые, пожалуй, только тем интересны, что они рассказывают.
Произведения Грёза являлись чем-то наподобие проповеди в живописной форме. Ругали его за чересчур нравственные и наполненные откровенной моралью работы. Вышел лицедей на подмостки и «давай корчить физиономии», а публика радуется тому, как это он ловко делает. Там Жан Батист посещал занятия в Королевской академии и сперва не вызывал интереса наставников (одним из которых был Натуар). Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними.
Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Высоко оценивал творчество Греза и Дидро. Темы, а зачастую и идеи полотен очевидны из самих названий: «Отцовское благословение», «Отцовское проклятие», «Счастливая мать», «Девушка, оплакивающая смерть своей птички», «Деревенская помолвка», «Паралитик или Плоды хорошего воспитания».
«Особенно искусен Грёз в изображении той женской красоты, которая только еще намечается, но еще не установилась в чертах девушки. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду.