Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Готическая живопись являлась главным звеном в культурном процессе работам этого стиля, наполненным одухотворенностью и величием, присуще неповторимое, своеобразное эстетическое обаяние. Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре.
Мягкий стиль (Пиндер) интернациональная готика (Куражо) и придворное искусство рубежа 14 – 15 веков (Бялостоцки) – все это обозначения европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре). Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов. На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено "Колесо десяти возрастов человека" со всеведущим Богом в центре. АрхитектураГотический стиль проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Быть может, король заказал его по случаю своей коронации в 1377 году.
Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи. Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Нижняя Тура Земское училище. 1270-1337 гг. ) готическим мастером. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича.
Поле тимпана над дверями заполняется большими рельефными композициями. По-прежнему в ходу накладные ажурные железные петли и замки. В рукописях второй половины XIII века характерной чертой стал бордюр, обрамлявший поле листа. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области.
В моду входят короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или волнами. Но затем те же факторы стали причиной эффективного обмена идей, откровений и художественных открытий. Не исключено, что и в этом случае роль посредника сыграл Авиньон.
Часословы были не только молитвенниками, но и предметом эстетического любования ибо страницы их украшались изысканными миниатюрами. В центре пейзажа вьется между тонких древесных стволов река, убегающая вдаль и теряющаяся из виду в легкой голубоватой дымке. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Их взгляд более личностный индивидуальный.
Тем не менее одежда укоротилась и это немедленно отразилось на длине волос. Арка и свод. В Чехии это готическая архитектура Праги, Собор святого Вита. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли».
Для него характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. Главными признаками красоты, как и прежде, считали белизну кожи и нежный румянец. Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Под навесом и на нижней плоскости расставлялась посуда. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским».
Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. В Германии уже с середины XV в. большую роль в интерьере начинают играть кафельные печи. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его.
К 1400 в книжной миниатюре формируется картинная композиция с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, Мастер часослова маршала Бусико, ок. В записи, которую вскоре после смерти Фукэ в 1480 году сделал Франсуа Роберте, секретарь Пьера 2 де Бурбона, упоминаются миниатюры, выполненные по заказу Людовика 9 (1461 – 1483). Конструкция и свойства материала больше не определяют зрительный образ. Сундуки из Центральной Италии (Тосканы и Сиены, ок. Материалом служили твёрдые породы дерева.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca». Стенами были обнесены и тогдашние города. Готические скульптурные достопримечательности датируются XIV—XV ст. Сами дверцы украшались орнаментом, выполненным в приёмах углублённой резьбы. 1290), дролери (от фр.
Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. S-образной фигуры. Орнамент масверка в позднюю готику был весьма распространён по всей Европе и в Англии. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль.
Изобразительные формы придаются концам водостоков, проведенных по склонам аркбутанов (так называемые «гаргули»). Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Иногда в коробках подстолья делали глубокие выдвижные ящики. В ту пору это была неслыханная смелость.
Эта же техника использовалась во многих циклах фресок эпохи треченто, по существу отличающихся от северофранцузских произведений только особенностями пространственной композиции, о которых мы уже говорили в связи с живописью треченто. В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. Исторические и литературные документы второй половины XII века богаты замечаниями современников о новых вкусах в архитектуре и искусстве. лютеранский), стулья (кресла) на трёх или четырёх ножках токарной работы, напоминающие места для сидения романской эпохи.
Термин «готика» (возникший значительно позднее времени, к которому он относился) использовался для обозначения «варварского» искусства готов. Уже к началу XV в. были выработаны все известные нам приёмы ящичной угловой вязки досок. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Это вовсе не означает, что разработка иконографической программы целиком легла на плечи заказчика, – но последний нередко оказывал на содержание картины заметное влияние и предписывал живописцу включить в произведение те или иные ключевые мотивы. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы.
Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. В классическом труде Осень Средневековья (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина Ренессанс (который, как и термин Средневековье, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). Согласно позднейшим описаниям итальянцев Филарете и Вазари Фукэ пользовался большим уважением и получил заказ на создание портрета папы Евгения 4 (1431 – 1437) для церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме (ныне, к несчастью, утраченного). Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель. Таким образом, широко известная теория резкого разграничения между линейной или 39плоской39, готической живописью Северной Европы, с одной стороны и объемной, пространственной итальянской живописью от Джотто до раннего Ренессанса – с другой, не имеет под собой оснований. Известно, что Генрих 3 (1216 – 1272) приглашал ко двору в Вестминстер итальянских и французских художников. В миниатюрах наметилось стремление к передаче пространства и объёма.
Строился с 1163 по 1345 гг. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Тем же стремлением оживить сцену, по-видимому, руководствовался и автор миниатюры из Апокалипсиса. Немецкой готический стиль пластике свойственна подчеркнутая характерность персонажей, резкость в передаче эмоций, почти гротескное усиление мимики интерес к конкретике внешности в воображаемом пока портрете (донаторы Наумбурга).
В готической рукописи изменился вид страницы. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета.
Но война прошла и женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике. сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства. Такой декор дополнялся прорезным орнаментом на раскрашенном фоне. Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе12.
1250), Распятия над алтарями. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.
вертикальную, прямолинейную готику (1377 – 1590 гг. ). Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры.
Строго говоря, эта особенность отличает и творчество Яна ван Эйка. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Здесь мы видим первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации.
Просто потому, что многие молодые девушки хотят чувствовать себя женщинами. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ— одежда воплощает эстетический идеал эпохи— образ стройного молодого человека, галантного кавалера. В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Термин «готика» применяется к стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». В моду входят объемные прически.
Фасадная часть такого шкафа членится брусками каркаса на шесть ячеек-рам, в которые вставлены филёнки. Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Прототипом такого шкафа является сундук, поставленный на четыре высокие ножки, которые внизу соединялись горизонтальной рамой, верхняя часть которой зашивалась доской.
Во Франции в начале 13 в. в т. н. 1411-1416). Развивается жанр портрета. Стены облицовываются дощатыми панелями, украшаются яркой стенной росписью или коврами.
Нижняя Тура Земское училище. Такие поставцы предназначали, как правило, для хранения посуды и напитков. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Для того чтобы скрыть эти дефекты и еще больше оттенить белизну лица, распространился обычай украшать лицо маленькими круглыми пластырьками-мушками.
Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка изящна. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Для поздней готики характерен обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появление искривленных линий, прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проёмов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434 – 1470 гг., окончание строительства затянулось до 1580-х гг. ).
В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (так называемую пламенеющую) готику. Резные работы отличались тонкостью и изяществом.
Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. В Германии и Нидерландах получил распространение резной створчатый дер. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Мебель, как правило имела рамочную конструкцию с тонкими филёнками.
Изображения на алтаре разделены пустотой. Филёнки украшались резным орнаментом. Боковые щиты внизу у пола стягивались специальным бруском или доской-проногой. Вот таким образом выражение художники эпохи треченто не следовало бы использовать в привычном нам узком смысле: имело бы смысл расширить его так, чтобы в данную категорию включались и некоторые мастера 15 века (например, Фра Анжелико или Пизанелло). Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.
Готический стиль – важный этап в истории развития мебельных стилей. Старые романские храмы были для этого слишком тесны. Именно в 12-13 вв. Впоследствии ножки шкафа с трёх сторон (с задней и двух боковых) также наглухо начали зашиваться досками – получалась своеобразная ниша. Грандиозные головные уборы.
Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Использовались также и другие типы стульев, например, вращающийся стул (т. н. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок.
Сиденье было дощатым, жёстким, нижний ящик мешал ногам при сидении, т. к. В конце 13-14 вв. Самым значительным представителем французской живописи 15 века считается Жан Фукэ. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани.
В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. величественные готические соборы строились в других европейских странах: в Италии (в Венеции, Сиене, Милане), Германии (в Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кёльне), Англии (в Лондоне, Солсбери), Испании (в Барселоне, Бургосе, Лоне, Толедо), Австрии (в Вене), Фландрии (в Брюсселе), Чехии (в Праге) и др., где готика получила своеобразную местную интерпретацию. Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург.
Готическое искусство достигло вершин своего развития во фресках и живописных полотнах Джотто, Дуччо, братьев Лоренцетти, Симоне Мартини и Фра Анджелико, работавших во Флоренции и Сиене. Скульптура. справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко» или «барочная готика». Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе5.
Изящно изогнутая фигура святого Петра изображена на золотом фоне. С представлением о труде связаны распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых «свободных искусств», под которыми разумелись наука и искусство.
В Испании Санта-Мария-дель-Мар. Входя в храм, человек видел ряд тонких, уходящих вверх колонн, которые завершались пучком ещё более тонких рёбер сводов (нервюр) как бы парящих в высоте.
Конструкция готических столов подобна столам романского периода, правда, номенклатура их увеличилась. Окна застекляются, но занавесей ещё нет. Корсет тонко подчеркивает ее талию, открытые плечи, декольте. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы.
В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. В живописи появляется портрет.
В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Европейцы познакомились на Востоке с лёгкой и ковкой сталью. Поначалу почти каждое мебельное (и не только) изделие ранней готики имеет церковное происхождение.
В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»), вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх») насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»). Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:благородство форм нового здания, значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храматонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления, своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями, «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный», большую высоту нового здания – как раз на высоту окон. Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей и были склонны противопоставлять их. Дать четкое определение готической живописи затруднительно по двум причинам: во-первых, для этого необходимо провести четкую границу между искусством готики и искусством Ренессанса, а во-вторых, следует прояснить отношения между искусством Италии и искусством Северной Европы (в частности – ранней нидерландской живописью). Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок.
Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Такая композиция имеет много общего с итальянскими произведениями апохи треченто, которым также свойственно четкое разграничение между архитектурой и пейзажем, масштабирование архитектуры в соответствии с пропорциями человеческого тела и изображение гор в виде гигантских валунов. Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая. Правда, в 14 веке они все еще не обрели независимости от религиозной тематики. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды.
Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780). Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции.
Они выполняли также роль домашнего клозета. Примечательны «шпалерные» росписи стен изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах.
В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. При характеристике этих работ говорят, что они вызывают средневековое «апокалипсическое» настроение. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». Известны попытки еще примитивной инкрустации. В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра, а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры. Фигура обрамлена колоннами и трилистником. Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция.
льняных складок или салфеток. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Резьбой декорировались также внутренние деревянные перекрытия помещений. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна.
В ходе Столетней войны между Англией и Францией (1339 – 1453) оба государства были опустошены и пришли в упадок. Узкие боковые филёнки украшаются орнаментом с льняными складками. Для этого времени характерны дощатые или кафельные полы, покрытые коврами. Кресла ставились обычно около кровати и потому получили название прикроватных кресел. В готическом интерьере мебель всё ещё не совсем подвижна: многие её типы по-прежнему тяготеют к стенам или встроены в ограждающие конструкции имеют тесную связь с архитектурой в плане заимствования её форм, характера их членений и декоративной отделки.
Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. «галереи королей». Годфруа утверждал даже, что во внешности Мадонны можно различить черты Агнессы Сорель, любовницы короля. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), но также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру интенсивное использование света).
Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет)— и сначала использовалось в качестве бранного. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». Остальная мебель для сидения была намного совершеннее и лучше приспособлена для человека. Готический стиль в Англии держался весьма значительное время.
Характер одежды строго соответствовал сословным различиям. Известны также столы, стоящие на четырёх косо поставленных ножках, соединенных проногами. Джорджо Вазари (1511-1574 гг. ) итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов. Следует сказать, что готический стиль, по-настоящему, никогда не прижился в Италии. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой».
В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов.
В 15-16 вв. В дальнейшем, стиль стал обозначать целую эпоху. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения.
Стены храма – как обители Божьей, дематериализуются рельефным и скульптурным ажуром. Если говорить конкретнее, то такие детали картины, как вол и осел, ветхая крыша и мраморная колонна (символизирующая опору Церкви Христовой), указывают на круг Рогира ван дер Вейдена. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме.
миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы. Приём этот получил весьма широкое распространение и надолго задержался не только в немецком, но и в швейцарском народном искусстве.
Фигуры, полуфигуры, головы украшают пяты арок, карнизы. 1400 г. ) имели фигурную лепнину, которая расписывалась и покрывалась позолотой (стукко). Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Таким орнаментом украшались, как правило, стенки сундуков, дверцы шкафов, спинки кресел. Южнонемецкий стиль бы распространён в Альпийских странах (Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Верхней Австрии).
Итальянский художник А. Лоренцетти изобразил на стене собственного дома в Сиене «Аллегорию доброго правительства». Отличительными чертами готического стиля в живописи является особый принцип изображения распятого Христа. Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу – в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» – немецкий стиль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии). Эпоха Крестовых походов совершила переворот в оружейном деле. Именно так обстояло дело в случае с росписью капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи) в Падуе.
Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364). Но против такой гипотезы найдется множество возражений. gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи.
Вторым великим стилем средневековья была готика. Они призваны были перенести человека из телесного, земного мира в божественную вечность. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Прозрачная структура готического собора, в которой плоскость стены уступала место ажурным орнаментам и огромным окнам исключила возможность обильного живописного декора.
Этим фактором был заказчик-донатор. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Возможно, причиной тому стало мирское тщеславие. Термин «готический стиль» в искусстве возник в далёкую эпоху Возрождения, сменив собой романский стиль, став при этом завершающей ступенькой всего искусства Средних веков.
В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Это позволяет говорить о синтетическом характере готического искусства в целом. Готическая роза – символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность времени. Миниатюра. Готика превратилась в мистический иррациональный стиль художественного символизма.
Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Памятниками этого стиля является собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам), Лондонское Вестминстерское аббатство, Миланский собор в Италии и т. д. XIV века). Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыне (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше» исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380).
Основной декоративный элемент – складчатый орнамент. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). В готических статуях XIV- XV вв.
В эпоху поздней готики появляются т. н. В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными.
Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко.
Радикальные перемены совершались и в рамках самой церкви. Петра в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской». В произведениях куртуазной литературы в миниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни. От статуй переходного от романского к готическому королевского портала собора в Шартре (1145 – 1155) к порталам трансептов Шартра (1200 – 1205) и скульптуре Нотр-Дам (ок. 13 век, как и 14, был временем бурных перемен и нестабильности.
готику сменил Ренессанс. Этот решающий диспут между византийской традицией и натуралистическим стилем был основной темой итальянской готической живописи. На входившего в церковь производили огромное впечатление ее простор, высота, торжественная величавость.
В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Не исключено, что итальянские художники пришли к идее пространственного отображения действительности точно так же, как это сделали, по мнению Фрея, французы, – благодаря строительству соборов. По семь статуй поддерживают арки входа. Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света.
Верхняя часть поставца имела полки, которые закрывались распашными или откидными дверками. Ярким примером готического искусства является «Гентпский алтарь», авторами которого стали братья Ван Эйк. Усилилась повествовательность.
А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике. Столярная работа выполнялась очень тщательно, с большой точностью. Динамичность и живописность соборов начали определять характер городского пейзажа. Одновременно с этим усиливается роль светских сюжетов и важное место, хотя и не сразу, начинает занимать портрет.
Принято разделять английскую готику на три периода: раннюю готику (1189 – 1307 гг. ), декоративную готику (1307 – 1377 гг. ) и позднюю, т. н. По воскресеньям в нём проходили мессы. Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями. Эрвин Панофский полагает, что Уилтонский диптих был создан уже после смерти Ричарда, в 1413 году, для траурной процессии, доставившей тело короля из Кингс-Лангли в Вестминстерское аббатство.
морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего пользования. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к 39готическому лагерю39, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским».
В Средние века задачу компоновки отдельных мотивов в крупное полотно (т. 1260). Говоря о готике, хочется начать с описания собора Парижской Богоматери Нотр-Дам, однако первым готическим архитектурным сооружением считается церковь монастыря Сен-Дени (Франция).
Передние и боковые филёнки ящика (сундука) такого кресла обрабатывались, как правило, льняными складками. Даже в иллюстрации с многофигурными композициями религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок, поэтическое очарование которых передавал французский миниатюрист Жан Пюссель. Основной вид мебели для хранения вещей, а также сидения и лежания в домах знати и простых горожан – сундук из форм которого со временем образовались такие новые типы мебельных объектов как кресло-сундук, поставец (дрессуар), креденца и буфет. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.
Анализируя искусство рубежа 13 – 14 веков, следует учитывать, что между Италией и Северной Европой существовали важные различия. Эта Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма и массивом стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Во Франции главной зоной размещения скульптуры остается, как и в романский период, перспективный портал, однако акцент переносится с композиции тимпана (часто украшенной сценой Страшного Суда или Коронования Марии) на откосы (земные предки Христа, святые), где развивается тип статуи-колонны. Причём центральные филёнки более широкие, а боковые – узкие.
Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. И снова готический стиль был оттеснен на задний план. Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой. 1485), наряду с Ангерраном Картоном, – крупнейший представитель авиньонской школы.
Не следует забывать, что решающую роль в этом 39изобретении39 сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Ведущее место в развитии французской миниатюры 13 – 14 веков принадлежало парижской школе. С основанием в 1296 году Ганзейского союза в Любеке, к которому вскоре присоединился ряд других городов в Германии и на побережье Балтийского моря, начался экономический подъем, благодаря которому укрепился торговый класс во многих североевропейских городах. Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый».
Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. Из середины XIV века значительного развития в Польше приобрел резчик. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов.
В «Больших французских хрониках» художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события – это настоящие иллюстрации литературного произведения. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Вслед за собором устремились ввысь и городские дома. Передние три грани-стенки поставца имеют такие же арки, но без опор, заканчивающиеся повисающими в воздухе гирьками. Поставец продолжает быть шестигранным, но его передняя стенка делается шире боковых.
Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Несмотря на наличие уцелевших архаичных черт, мировоззренческий (концептуальный) характер романской живописи постепенно смягчается в результате того, что теперь художники начинают черпать больше вдохновения во внешнем мире, что проявляется в более тщательном воссоздании природы, в растущем интересе к выражению чувств и эмоций, а также к большей гуманизации образов. Фигуры и лики святых наделены добротой и мягкостью, в них мирское «уживается» с возвышенным.
Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Никола Фроман (ок. По высказанному полвека назад мнению Дагоберта Фрея, грандиозные французские соборы свидетельствуют о том, что и во Франции развивались схожие представления об объемности в искусстве, позволяющие реалистично изображать предметы и пространство.
Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие1. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Кому поклонялся Шевалье в этой модной кукле (как называет эту Мадонну Йохан Хёйзинга) – Матери Божьей или своей возлюбленной. Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения.
Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу. Однако Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия. Внутри готических соборов скульптура украшает стены круговых обходов хора («деамбулатории»).
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
достигает вершин развития совершенный вид профессионального многоголосия – дискант. В этом и заключалась совершенная революция. Благодаря этому получалась нижняя, у самого пола, полка. Испанская живопись характеризуется плавностью перехода от романского стиля к готическому, который происходил постепенно, без резких рывков. Родиной готики считается Франция.
В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Более того, Брудерлам четко разграничивает эпизоды из жития Богоматери изображая одни из них в архитектурном окружении, а другие – на пейзажном фоне. Такие ножки, как правило имели плоскую резьбу.
На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры лучшие из них отмечены одухотворенной красотой, торжественным спокойствием поз и жестов в других частях здания многочисленны светские изображения – трудовые сцены, сатирические образы, фантастические фигуры зверей. На фасадах соборов появляются дополнительные зоны, украшенные скульптурой – т. н. Развивался на основе романской, точнее говоря – бургундской архитектуры. Чтобы доказать свою преданность императору, француженки подражали ей во всем, даже в цвете волос. чтв.
Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). В V – VII вв.
Особенность готического стиля – дематериализация формы. Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя – в XIV – XV вв. В поздней (пламенеющей) готике, особенно во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках.
Особое внимание они уделяют глазам. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) — и сначала использовалось в качестве бранного. Витраж.
К выводам, сделанным на основе подобных сопоставлений, следует относиться с осторожностью в связи с отсутствием материалов для их проверки. Как правило, сундуки имеют накладные железные петли, с помощью которых крепилась крышка. чтв. Раннее средневековье VI-XII вв. Сиденье устраивалось обычно подъёмным, а спинка украшалась растительным орнаментом или масверком и завершалась ажурным готическим гребнем, фиалами, французскими лилиями и др.
Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Императрица Евгения, жена Наполеона III, была блондинкой.
Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны.
Ведь корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Наконец, раздиравшие христианский мир политические и религиозные конфликты привели к так называемому авиньонскому пленению пап (в 1309-1377 годах папский престол находился в Авиньоне, на юге Франции), а затем и к Великой Схизме. И только с течением времени такой сундук был приподнят и поставлен на высокие ножки. Смешение священного с мирским, которое согласно Хёйзинге вообще было типичной чертой позднего Средневековья, здесь выходит за границы дозволенного даже с точки зрения либерального гуманизма и придает картине явно декадентскую окраску. В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Например, сундуки обтягивали цветной или тисненой кожей использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски.
Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств. Эта новая художественная концепция религиозной обрядности и культа послужила отправной точкой для развития жанра портрета в европейской живописи. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре.
Не следует забывать, что решающую роль в этом изобретении сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Дополнительный декоративный эффект достигается за счёт контраста этого широкого плоского резного орнамента, натёртого воском и слегка заглублённого плоского фона. Кроме того, литература, посвященная Страстям Господним и искусство театральной декорации в 14 веке способствовали развитию новых форм групповой композиции и сюжетно-тематических циклов картин, так что Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден могли пользоваться уже сложившимися моделями пространственной композиции и спопобов видения. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Рамы широких филёнок представляют собой дверки шкафа, навешенные на массивные и хорошо декорированные металлические петли.
Такие элементы придают готическим сооружениям динамичности, величия. Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры.
Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Появление неоготики в России граничит с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Фаворский свет). Слово «готика» происходит от итал. Стиль вернулся, но в обновленном и весьма неожиданном проявлении. Изначально, он имел негативным смысловой подтекст, обозначающий низкий культурный и художественный уровень.
Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Французы также стремились ее разрешить. Эти кресла были весьма распространены во Франции, а в странах, лежащих к северу от нее имели малое употребление. Репертуар сюжетов и мотивов обогатился. Так Готика подготовила Ренессанс.
Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Разнообразие стилей и мотивов живописи в эпоху готики, осложнявшееся стилистическими различиями между отдельными регионами, не позволяет нам дать готовую формулу, которая определила бы, что такое готическая живопись. В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг. ) и Леонардо (1452-1519 гг. ), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства.
Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи.
Интернациональная готика была придворным и международным стилем. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна.
Живопись. Большие шкафы по конструкции сходны с фламандскими. К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. 1435 – ок. В Германии скульптура более эмансипирована от архитектуры, чем во Франции. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах.
Столешницы столов начинают оклеивать шпоном. Но против такой гипотезы найдется множество возражений. Купец или ремесленник не имел права носить такую одежду, какую носил дворянин. Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.
Развитие готической живописи в Англии документировано недостаточно. XIV века). На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры.
Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. XVI в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). Совершенством архитектурной композиции, богатством скульптурного и живописного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211 г. – XV в. ) – самом крупном соборе Франции (длиной 150 м с высотой башен 80 м) и в Амьене (1220 – 1269 гг. ), где собор имеет длину 145 м и высоту главного нефа 42, 5 м, а также церковь Сент-Шапель в Париже (1243 – 1248 гг. ), построенная в качестве королевской дворцовой капеллы, с её многочисленными витражами.
На архивольтах, охватывающих тимпаны, располагаются многочисленные рельефные фигуры, так или иначе идейно связанные с основной темой портала: персонажи Ветхого Завета, мудрые и неразумные девы и т. п. Собор должен был представлять собой собранное как бы в фокусе изображение мира и в его реальности и в порожденных им отвлеченных понятиях. Американский кардинал Ферли выступил с гневной статьей о тлетворном, развращающем влиянии французской моды.
Как правило, это 3 – 5-нефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора (деамбула-торием), к которому примыкают радиальные капеллы (венец капелл). Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
в Нидерландах). Разнообразна тематика цветных витражей – главного вида готической живописи. В порталах, посвященных святым, на том же месте развертываются эпизоды из легенд. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи.
Главным мебельным универсальным объектом продолжает оставаться сундук. Увеличивается количество сооружаемых светских построек (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и др. ). Это желание 39увидеть как можно больше39 (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Такой же асимметричный ритм можно обнаружить и в безумных сводах хора собора в Линкольне.
В те годы, конечно, женщинам было не до гардероба и прехорашиваний перед зеркалом. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ).
«Прекрасные Мадонны»). Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. Широте спроса отвечает развитие производства. Отличительной чертой готической живописи в Испании является изменение и развитие предшествующих ей романских форм, в сочетании с влиянием зарубежных школ живописи (французской и итальянской), а также своеобразие использования мудехарских декоративных элементов.
Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры. Вытянутый интерьер храма – неф (nef), по французски – navis, переводится как корабль. Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского.
Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Стенки поставца составляются из нескольких рамок с филёнками. Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика». В художественном отношении и конструктивно мебель была прекрасно выполнена.
Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры.
В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Это влияние было обусловлено работой многих приезжих нидерландских резчиков по дереву.
Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет2)— и сначала использовалось в качестве бранного. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры9. А во Франции с ее чисто средневековой культурной традицией те прогрессивные явления обусловили благодаря своему быстрому нарастанию переход от романского стиля к готическому.
Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм – повторения одних и тех же элементов в разных масштабах. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Такой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота времени, ведь в целом образ готического храма также несет смысловую нагрузку о быстротечности и конечности времени (в то время народ Средневековья находился в преддверии скорого конца света). Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге.
Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы). Архитектура готического собора – символ бесконечности. Любое изображение на алтаре предельно символично и является знаком определенного обширного содержания. Наиболее выдающиеся представители готической живописи: Р. ван дер Вейден и братья Эйк, Х. Босх и А. Дюрер. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах.
В первую очередь на ее развитие повлияла живопись Сиены, Франции, Кельна и Богемии. Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной искаженной латыни. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы.
Именно по этой причине, утверждает Перриг из двух икон "Богоматерь на престоле" работы Джотто и Дуччо более достойной была признана последняя. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности.
Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Портал остается главным средоточием скульптурного убранства храма. Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва. Собор определял силуэт города и был виден издалека. По размерам готические сундуки шире и выше итальянских сундуков-кассоне эпохи Возрождения. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции.
1410). В поздней Готике эта тенденция усиливается. В средневековых домах, независимо от статуса владельца, было холодно и даже сыро, вот таким образом мебель приходилось поднимать над уровнем пола.
Интерьеры ранней готики ещё достаточно скромны, а их элементы ещё несут следы романики. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу.
Французы также стремились ее разрешить. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской архитектуры и ведущего в то время направления— классицизма.
Аристократическая верхушка строго охраняла свою недоступность. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило «возрожденческий характер». Почему Снова в моду вошли корсеты, длинные юбки, корсажи и платья. Характерными для готики типами ёмкостей были, помимо сундуков, поставцы (дрессуары). Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично.
Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Самые знаменитые мастерские по изготовлению часословов находились в Париже.
Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой».
drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). Французский историк искусства Луи Куражо в 19 веке ввел термин интернациональная готика для описания французской живописи эпохи Карла 6 (1380 – 1422) – и тем самым поместил эту живопись в общеевропейский контекст.
Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. gotico— непривычный, варварский— (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы.
В этой связи, невольно возникает вопрос о том, можно ли считать Джотто (ок. принято называть романикой или искусством романского периода. Вокруг готического храма и свет и небо становятся иными.
Все улицы расходились от паперти. В центре её Богоматерь. появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой».
Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В ранний период английской готики мебель тяжеловесна, профили её просты и грубы. 1350). 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок.
Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Готика зародилась в северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в., достигла расцвета в первой половине XIII в. и просуществовала до середины 20-х гг. Такие скамейки имели высокую спинку и, как правило, ставились у стены. Позднее, с развитием технологии мебельного дела, была создана отлично выполненная церковная мебель для ризниц, клироса и др., которая сильно повлияла на дальнейшее развитие мебели городских жилищ.
В дальнейшем, с освоением рамочно-филёночной конструкции, поставцы начинают делать более сложной шестигранной формы, в которой явно прослеживается стремление мастеров облегчить пропорции, развить форму по вертикали, в том числе и за счёт верхних точеных декоративных элементов в виде фиал или шпилей. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским.
Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Религиозные противоречия эпохи отчетливо воплотились в политическом противостоянии между двумя братьями – Людовиком 9 (1226 – 1270), который посмертно был удостоен звания rex exemplaris (образцовый король) и Карлом Анжуйским (1266 – 1285), проводившим политику экспансии и вовлекшим в свои интриги папство.
Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. Столь же загадочна и дата создания этого диптиха. Позы естественные, одухотворенные. Долгое время «готическим» именовали вообще все средневековое искусство и только к концу XIX в. – его поздний период, отличавшийся яркостью оригинального художественного стиля. Мульчер, ок.
В Мариацком костёле (Мариенкирхе) алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире (высота— 13м, ширина— 11м, высота фигур до 2, 80 м). Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к готическому лагерю, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Одеяния его ниспадают мягкими широкими складками. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ), Нижняя Тура Земское училище.
Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Иконографические сюжеты начинают постепенно расширяться. Несомненно, роль итальянского фактора в формировании этого стиля была велика.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого иногда называют «стилем Людовика IX» или «высокой Готикой Иль-де-Франс». Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Это ажурный геометрический орнамент, растительный (лиственный) орнамент, орнамент ленточного плетения и орнамент т. н.
Центральная для живописи 13 – 15 веков задача реалистичного пространственного изображения предметов волновала не одних лишь итальянцев начиная с Джотто. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику. Готика пришла на смену романскому стилю вытесняя его.
Манера эта была изобретена готами ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили и архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, выводя своды на стрельчатых арках и заполняя всю Италию черт знает какими сооружениями, а так как таких больше не строят, то и манера их вовсе вышла из употребления. Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба. В классическом труде 39Осень Средневековья39 (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина 39Ренессанс39 (который, как и термин 39Средневековье39, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). В окончательной отделке сундука участвуют также художник и позолотчик. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня.
В позднее средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система разработана французскими архитекторами и во всей Европе ее называли «строительством на французский манер». Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика (от греч.
1430). Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Он расположен на территории Новгородского детинца. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше – вплоть до XVI века. В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма – литературу тайн и ужасов. Иными словами, натуралистический стиль Джотто был для сиенцев неправильным, а изображенная в этом стиле Мадонна – неправдоподобной.
В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Слово происходит от итал.
Еще одно свидетельство того, что в раннюю готическую живопись стала включаться повседневная жизнь, – та популярность, которую приобрели часословы. Однако Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе. Здесь зрительный образ не совпадал с работой реальной конструкции. Такая технология убранства обстановки жилых помещений, включая мебель, неглубоким плоским резным орнаментом (Flachschnitt) с окраской, как правило, в красный и зелёный цвета, получила название тирольской плотницкой готики (Tiroler Zimmergotik). Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. А промежутки между лучами исходящими от лика Бога, заполнены звездчатым и черепитчатым орнаментами имитирующими поверхность лопастей нервюрного свода.
К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Высокая Готика в сущности проторенессанс, а стилистически – начало Классицизма. Снова вернулся идеал хрупкой, утонченной изящной и грациозной девушки. Поле тимпана заполняется рельефом. «благочестивые образы» – отдельно стоящие небольшие раскрашенные статуи Мадонны с Младенцем, Оплакивания, Троицы (Х.
Мнение Бельтинга о том, что была найдена новая 39формула живописи39, которой всецело определился 39европейский тип видения мира39, – чрезвычайно ценный инструмент для анализа нидерландской живописи. Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода. Скульптура распространяется по всему фасаду, охватывает карнизы, овладевает аркбутанами, контрфорсами. В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (ангелы из Реймса, апостолы из Сент-Шапель).
В позднюю готику были известны и раздвижные столы. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. По Сюжеру (французский эквивалент произношения Сугерий) храм – это корабль, символизирующий Вселенную.
Этот мастер, родившийся около 1420 года в Туре и там же умерший шестьдесят лет спустя, усердно изучал живописцев раннего итальянского Ренессанса. Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. Порождая атмосферу окрашенной воздушной среды играя на полу, колоннах, витраж воспринимался как источник света, который углублял перспективу.
Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название «дролери» – забавы. В начале длительной болезни, от которой ему не суждено было излечиться, фламандский каноник Георг ван дер Пале заказал Яну ван Эйку sacra conversazione, т. е. картину изображающую встречу ван дер Пале с двумя его святыми заступниками и Богоматерью в приходской церкви, где он служил (это была коллегиальная церковь Сен-Дени в Брюгге). Примерно с середины XIII – XIV вв.
Готика (от греч. Кроме заимствованных архитектурных форм переплётов окон, порталов, островерхих башенок с фиалами (шпилей), колонок, стрельчатых сводов, ниш и др. Это немного напоминает рельефную резьбу, хотя рельеф здесь режется целиком в плоскости доски (филёнки), не поднимаясь выше её поверхности. Неоготический стиль ярко проявился в царской резиденции в Царицыне в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе.
Монастырские скриптории, еще игравшие заметную роль в начале 13 века, к моменту расцвета миниатюры в середине того же столетия, сходят со сцены, уступая место светским мастерским, находящимся в городе и организующимся в производственные цехи с дифференциацией труда (каллиграфы, орнаментисты иллюстраторы и т. п. ). «Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, – не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Здесь симметрия нарушена поперечной нервюрой, круто поднимающейся вверх от трифория и под неожиданным углом соединяющейся с другими нервюрами на продольном ребре.
Термин был введен в обиход итальянскими теоретиками в XV веке. Самыми давними скульптурными достопримечательностями Польши является отделка романских церквей, в частности бронзовые врата собора в Гнезно (1129—1137) и двери собора в Плоцке. Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков.
Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено Колесо десяти возрастов человека со всеведущим Богом в центре. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Цветы впервые появляются на картинах под ногами святых и ангелов. Существовали также скамейки с перекидной спинкой (с переметом), которые свободно размещались в помещении или устанавливались у камина. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя.
Такие шкафы в большинстве случаев украшались декоративной ковкой. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа.
Впечатление движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных колонн и взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). 1265). Весь 14 век был эпохой потрясений и переворотов. Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве.
Однако в связи с эпидемией оспы почти не было женщин, которые не имели бы каких-либо дефектов кожи. В конце XIV века огромное влияние начинает оказывать итальянская живопись. Их разбудили два ангела с трубами. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Важное место в готическом искусстве, в том числе и скульптуре, начинает занимать сюжет.
1325). Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Позже в членениях мебели начинает ощущаться влияние архитектуры. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы.
В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины— дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке— ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.
Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской.