Наиболее значительные произведения садово-паркового искусства с широким применением стилистических свойств голландского барокко переместились в новую столицу России и ближайшие пригороды Санкт-Петербурга (Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село). Хотя сады голландского барокко также регулярно-геометричны и разделены на «зеленые кабинеты», они характеризуются рядом отличительных признаков. Так и появились русские регулярные сады, с легкой руки их основателя, Петра Первого, соединившие в себе величие Версаля с такими чертами голландского барокко, как обилие воды и цветов.
Хотя сады голландского барокко также регулярно-геометричны и разделены на «зеленые кабинеты», они характеризуются рядом отличительных признаков.
Однако это состояние улетучилось в 1640-е годы. В начале восемнадцатого века патриархальную Россию потрясла настоящая революция. Ван Дейк. Пуссен имел не больше успеха, чем Бернини тридцать лет спустя (см. Постепенно все национальное забывается.
Иначе формировался костюм голландцев. Цикл Медичи Рубенса (см. Хеда. История этих нидерландских садов началась в 1684 году, когда будущий король Англии и Голландии Вильгельм III Оранский приобрел земельный надел со средневековым замком вблизи г. Апельдорн. Граф Флорис V распорядился о его постройке.
В большинстве случаев они были очень скромны, в отличие от кокетливых «юбочек» французских дворян. 301).
В определенной степени в национальном характере отразилась и религия — протестантизм, который также приветствует скромность, простоту, любовь к порядку и трудолюбие. Замок Мейдерслот. На приводимом нами примере позднего творчества (илл. В картине «Рождение Вакха» (илл. Эти балюстрады были заимствованы от итальянских ренессансных и барочных садов, но они служили уюту в большей мере, чем парадности (в Англии «Dutch Garden» (Голландский сад) означает обычно небольшой участок сада для отдыха и развлечении).
В его создании принимали участие архитекторы Якоб Ромейн и Дэниель Моро. Родился в Антверпене 19 мая 1593.
142). 308 видна только незначительная его часть). 191). 233, 273, 271).
Извес тно также, что он первым среди художников начал писать эскизы с натуры маслом. Ми ровоззрение художника претерпело глубокое изме нение.
Более того, эти символы обычно имеют множество значений. стр. Показательной для жанра является пьеса Кальдерона «Дама-привидение», где все весело ошибаются по поводу сущности и поведения друг друга.
Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты»: один был посвящен душистым цветам, другой – плодовым растениям, третий – лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами. Скрытый символизм «позднеготической» жи вописи продолжает в новой форме жить в натюрмортах. Барочный классицизм как официальный королевский стиль распространился и на архитек туру. 271) именно волшеб ная сила света придает всей сцене глубоко духов ный смысл. Искусство де Латура с его ясностью, уравновешенностью и сдержанностью можно было бы обозначить термином «классическое» — особенно при соотнесении с дру гими живописцами-караваджистами, но «класси цистом» он, конечно, не был. Благодаря сочетанию величия и элегантности этот проект по праву завоевал всеобщее признание. Ян Вермер Делфтский родился в Делфте (потому и прозвище Делфтский) в семье предпринимателя, который занимался производ- ством шёлка для портьер и обивки мебели, а так же торговлей картинами. (Нередко художнику приходилось содержать гостиницу или же заводить небольшое собственное дело. ) Как бы там ни было, художники выживали — с меньшим благополучием, но в большей свободе.
В Петровскую эпоху это влияние еще более усилилось. Натуральные волосы до плеч и усы сменили короткую стрижку и бороду. Больше всех для торжества классицизма в искусстве сделал Никола Пуссен (1593/94—1665). Мы объединили все в одном месте. Наследие Лопе де Вега включает как комедии данного жанра «Собака на сене», «Учитель танцев», так народную драму «Фуэнте Овехуна». Эти балюстрады были заимствованы от итальянских ренессансных и барочных садов, но они служили уюту в большей мере, чем парадности В Англии «Dutch Garden» (Голландский сад) означает обычно небольшой участок сада для отдыха и развлечения. 291), в то время как его тяготение к «рассказу» идет от традиции Питера Брейгеля Старшего (ср.
Термином «комедия плаща и шпаги» обозначается испанская бытовая комедии нравов XVII в. Название произошло от обязательных предметов театрального реквизита, необходимых для постановки. «Праздник Св. 296) ощущается некоторое влияние роскошных портретов Тициана (сравн. Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты»: один был посвящен душистым цветам, другой -- плодовым растениям, третий -- лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами.
Эти качества у голландцев сформировались отчасти и в связи с тем, что на протяжении многих веков они должны были постоянно отвоевывать себе место на суше у наступавших морских вод. 271). Здесь, как и на картине Караваджо «При звание Св.
Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Они также были геометричными, но не требовали таких огромных пространств. в творчестве харлемских живописцев на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни «золотой молодежи» и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами. того же века были полностью засыпаны. Куазевокс подошел к барокко настолько близко, насколько позволял Лебрен.
Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты» : один был посвящен душистым цветам, другой – плодовым растениям, третий – лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами.
Джон Эванс отмечает начавшуюся с 1630-х г. «тюльпаноманию». илл. Джон Эванс отмечает начавшуюся с 1630 -х г. «тюльпаноманию»). 289) мы видим короля стоящим возле его коня и двух конюших на фоне пейзажа. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.
188). В Петровскую эпоху это влияние еще более усилилось.
Вильемина была последней из королев, живших в Хет Лоо. в общем. Куазевокс стоит первым в длинном ряду знаменитых французских скульпторов. Голландцам, разбогатевшим на грабеже колоний, кажутся теперь смешными идеалы простоты, бережливости и трудолюбия.
Сады королевского дворца Хет Лоо (Het Loo) – пример возрождения памятника садово-паркового искусства 17 века. Неширокие штаны закрывали колени. Нам вспоминается античное выражение «ut pictura poesis» («живопись — это та же поэзия») и утверждение Леонардо, что высшей целью жи вописи является изображение «намерений челове ческой души» (см.
193), де Латур разделяет с Геерт геном и его тяготение к упрощенным геометрическим формам. В результате парковый фасад (илл. 266). Часто, как, например, в «Пасто ральном пейзаже» (илл. Африканские негроиды: негрская, негрильская и бушменская малые расы.
Не слишком выигрышный эпизод Рубенс превращает в феерический спектакль, полный непревзойденного величия. Очевидно, что используемые здесь художественные принципы восходят к Рафаэлю. Живописная техника Яна Вермера по своему уникальна даже для ху- дожников его времени, когда мастерство кисти голландскими умельцами было доведено до со- вершенства. В возрасте 14 лет стал учеником Адама ван Норта, у которого учился и Питер Пауль Рубенс. Дворец строился с перерывами более столетия по проекту архитектора Леско (см.
Волосы заплетали в косу и укладывали пучком на затылке. Общеизвестно, что строительство Санкт-Петербурга осуществлялось в «голландском вкусе», с регулярной городской планировкой, а также не только с использованием природного водного компонента, но и с проектированием большого количества искусственных каналов, причем активное строительство каналов сопровождалось не менее активным их переустройством, а иногда и ликвидацией. Не мы ли, в таком случае, являемся ее возлюб ленным.
290). Йорданс написал огромные декоративные полотна для дворца Хейс-тен-босх в Гааге (1651. Семья вернулась в Антверпен уже после его кон чины, когда Питеру Паулю было десять лет. Пуссен. Причина проста: после 1б40-х годов во Франции господствовал классицизм. Эти балюстрады были заимствованы от итальянских ренессансных и барочных садов, но они служили уюту в большей мере, чем парадности (В Англии «Dutch Garden» (Голландский сад) означает обычно небольшой участок сада для отдыха и развлечения). стр.
Боулингрин используется для усиления впечатления пространственности парков и садов. ) Сад королевы включает изысканные партеры–бродери (плоский газон, украшенный орнаментом из цветов и «мертвых материалов», обычно на фоне песка), сформированные из самшитовых боскетов и увитую зеленью граба галерею-берсо (Берсо – это крытая галерея из перекладин, установленных на опоры вдоль аллеи или дорожки) с башенками и окнами. илл. стр.
Особой строгостью отличались профессиональные костюмы медиков и адвокатов. 273, 274). Эти идеи не были новы. В таком контексте это слово может иметь три разных значения. илл. Подобно многим северянам, Клод изучил сельскую местность близ столицы (Кампанью) лучше любого итальянца и по-настоящему полюбил ее. Их соперничество продолжалось в каком-то смысле и позже.
Бесконечные натурные зарисовки свидетельст вуют о его необычайной наблюдательности. стр. Поворотным пунктом, возможно, стал его знаменитый групповой портрет известный под названием «Ночной дозор» (илл. Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты» : один был посвящен душистым цветам, другой — плодовым растениям, третий — лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами.
Техника сухой иглы заключается в процарапывании композиции иглой прямо на медной доске, при этом по краям неглубокой бороздки остаются «барбы»-зазубрины (частицы металла, процарапанного иглой). Южные Нидерланды, носившие название Фландрии (сейчас эти провинции поделены между Францией и Бельгией), вскоре опять были взяты королевскими войсками но «Объединенные про винции» (сегодняшняя Голландия) обрели в ре зультате продолжительной борьбы свою автономию, которая была закреплена подписанием перемирия в 1609 году. илл.
До Пуссена, однако, никто не проводил такой тесной аналогии между живописью и литературой и не воплощал эту теорию с такой буквальностью на практике. 287). Общеизвестно, что строительство Санкт-Петербурга осуществлялось в «голландском вкусе», с регулярной городской планировкой, а также не только с использованием природного водного компонента, но и с проектированием большого количества искусственных каналов, причем активное строительство каналов сопровождалось не менее активным их переустройством, а иногда и ликвидацией.
В течение 1653 — 54-х годов в голландском мужском костюме появляются новые формы, возникшие под влиянием одежд французских придворных времен юности Людовика XIV, причем, как и во Фландрии, зачастую происходит их искажение, нарушаются пропорции, произвольно используются детали. Война была несказанно тяжелой, доводя нидерландцев до такого состояния, что один из свидетелей результатов сражений флотилий в своих мемуарах написал: «Трудно найти другой пример такого терпеливого страдания, такого героического патриотизма и такой неумолимости к пленным врагам во время осады. » Этот страшный период, когда у осажденных кончилось продовольствие и голод погубил многих, закончился победой коренных жителей, заключивших с испанским королем в 1609 году перемирие, на деле означавшее государственную самостоятельность Северных Нидерлан-дов. 278).
Художник Франс Снейдерс (Snyders или Snijders), фламандский художник. Эти балюстрады были заимствованы от итальянских ренессансных и барочных садов, но они служили уюту в большей мере, чем парадности В Англии «Dutch Garden» (Голландский сад) означает обычно небольшой участок сада для отдыха и развлечения. При создании офорта медная пластина покрывается смолой с целью образования стойкого к кислоте «фона», по которому иглой процарапывается композиция, об нажая металлическую поверхность.
Они имели несколько покроев — с короткой или длинной баской, узкими (по всей длине) или широкими вверху (уложенными в мелкие складочки по пройме) и суженными книзу рукавами, с манжетами или без. Эти факторы сдерживали распространение барокко во Франции и ви доизменяли его трактовку. Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты» : один был посвящен душистым цветам, другой — плодовым растениям, третий — лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами. С этой целью художник должен стремиться к общему и типическому. Академии художеств появились впервые в Италии.
Leucothoл) с красноватым оттенком зеленой листвы, американская сирень (Ceanothus) с мелкими глянцевыми листьями – все это широко используется как в форме куста, так и на штамбе. Рубенс. илл. В соответствии с этими теоретическими взгля дами писал Пуссен и «идеальные пейзажи», причем добиваясь весьма впечатляющих результатов, так как эти пейзажи были отмечены сдержанной кра сотой и осмысленным покоем. Северные художники обращались к теме «Сада любви» еще со времен придворного стиля интернациональной готики. 297). стр.
Положение женшин в северных провинциях было иным, чем в южных. илл. Вермер.
Офорт и сухая игла. Затем форма опускается в кислоту, которая вытравляет линии в медной доске. Прежде всего это синоним «высочайшего достижения», подразумевающий, что стиль Людо вика XIV соответствует Высокому Возрождению в Италии или эпохе Перикла в Древней Греции. Наконец, понятие «классический» пред полагает такие присущие художникам античности и Возрождения качества, как равновесие и сдер жанность. Венецианцы, которые «чрезмерно увлекались» цветом, были рангом ниже, а фламандцы и голландцы — еще ниже. фламандский художник эпохи барокко.
В 50 — 60-е годы происходит кристаллизация внешнего облика женщины из буржуазной среды. Его картина «Св.
Главное, что голландский и французский костюмы имели различное стилистическое решение. Матфея» (см. Уходящее в даль пространство разворачивается плавно, а не шаг за шагом, как на идеальных пейзажах Пуссена.
Вскоре началось строительство нового дворца и закладка сада. Это относится, правда, в первую очередь к живописи. В этой критике, как нам кажется, слышались отголоски религиозного раздвоения кальвинизма – на последователей учения Кальвина, основанного на догмате об совершенном Божьем предопределении, независимом от поступков людей и Арминия, считавшего, что несмотря на предопределение, христианин может спастись верой, направляющей его поступки.
Примерно с 1280 года Мейдерслот владеет устьем реки Фехт. По идее своей «зеленые кабинеты» со своей различной тематикой были выражением восхищения разнообразием природы. Французский художник Жан Антуан Ватто (1684-1721) был создателем типичного для рококо жанра, называемого «галантными празднествами». Живопись стала товаром и торговля картинами шла по законам спроса и предложения. До 1962 года дворец Хет Лоо, находящийся на границе с городом Апельдорном (Apeldoorn), был летней резиденцией Королевской семьи Нидерландов.
Джон Эванс отмечает начавшуюся с 1630-х г. «тюльпаноманию». Можно сказать, что он завершил то, что за сто лет до него начал Дюрер: преодоление худо жественного разделения Севера и Юга. Южные же земли (в том числе Фландрия) еще длительное время оставались под протекторатом Испании. Часто моделью служила жена художника Катарина Болнес. Как же произошло это изменение.
Посланный Филиппом II в Нидерланды герцог Альба установил здесь неслыханный террор. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Австралийские негроиды. Большие и малые ленивцыДеньги большие и малыеЕвропеоидная раса.
Сохранялась и темная цветовая гамма, особенно много носили черного. Особенности художественных традиций южных Нидерландов повлияли на ее восприятие. 2б8). По масштабу и концепции картина героичнее любой другой север ной работы, но все же невозможно представить ее появление без «Снятия с креста» Рогира ван дер Вейдена (см. Или же, точнее, это Рафаэль, пропущенный через Аннибале Карраччи и его школу (сравн.
Но Рембрандт не пошел им навстречу и написал не то, чего от него ждали. По идее своей «зеленые кабинеты» со своей различной тематикой были выражением восхищения разнообразием природы. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне и висели они буквально в каждом доме.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Версальский дворец. Однако впечатление со стязания художника со временем, конечно, оши бочно. 307), принимали участие все трое, хотя обычно считается, что основную роль сыграл Перро.
Оставалось закрыть квадратный двор с восточной стороны впечатляющим фасадом. удовольствий, как «Вакханалия» Тициана (см. Французы не любят называть эту художест венную манеру барочной.
того же века были полностью засыпаны. Он был острым наблюдателем, наделенным самым сильным чувством добродуш ного юмора среди всех голландских живописцев повседневной жизни. Пьер-Поль Пюже (1б20—1694) — наиболее талантливый и самый барочный из французских скульпторов XVII столетия — не пользовался успехом при дворе до смерти Кольбера, после которой влияние Лебрена пошло на убыль.
Еще не достигнув две надцатилетнего возраста, он стал любимым уче ником Рубенса. В нем сочетается конструктивная ясность с очень умеренной декоративностью.
И стоки этого классицизма были в основном художественными, а не политическими. В течение восьми лет (1600 — 1608), в возрасте от 23 лет до 31 года, т. е. в период, который должен был оказать определяющее влияние на развитие его художественных склонностей, Рубенс жил в Италии и притом, не только в Северной Италии, но и в Риме и Неаполе, а также и в Испании он знал, следовательно, как новое искусство южных стран Европы, так и античное искусство. Характерным для его художественного чувства является тот факт, что его главным образом интересовали генуэзские дворцы, в особенности постройки Алесси, он воспроизвел их в гравюрах на меди. илл.
илл. Барочные мотивы отмечались в русском ландшафтном проектировании еще в XVII в. (в основном в московских садах и усадьбах: Коломенское, Кусково, Измайлово и др. ). Его групповой портрет «Регентши богадельни в Харлеме» (илл. «Воздвижение креста» (илл. 309), который во многих отношениях напоминает Капеллу Корнаро (сравн.
306) изображен сюжет, популярный в Венеции от Тициана до Веронезе. Т ак обстояли дела и в основанной в 1648 году Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. стр.
илл. Эти различные жанры, как мы помним, зародились во второй половине XVI столетия (см. Оно выглядит надутым, но по правде, я думаю, оно похоже на оригинал". 293) — настоящий шедевр.
Так, каналы, вырытые в 20—30-х гг. «Натюрморт» Виллема Класа Хеды (илл. Отдельные фигуры, обычно женщины, заняты у него простыми, повседневными делами когда же их двое, как на картине «Любовное письмо» (илл. 294).
В Петровскую эпоху это влияние еще более усилилось. Основными особенностями голландского сада является его небольшой размер и ухоженность. 1.
В строительстве здания, которое было в конце концов завершено (илл. Такое разностилье соответствовало вкусам самого короля. Ее костюм, сохраняя сходство с общеевропейским, становится еще проще и строже. Самый большой выбор книг.
того же века были полностью засыпаны. Тем не менее влияние Бернини ощущается в творчестве Антуана Куазевокса (1640— 1720) — одного из тех скульпторов, которые ра ботали в Версале под началом Лебрена. 301), то они ничего не делают, а лишь обмениваются взглядами. Одним из первых к этому опыту обратился Франс Хальс (1580/85—1666), великий хар-лемский портретист.
илл. 291), жизненная мощь и широта Рубенса сочетается с вниманием к «драматизму мгновения», которое, видимо, восходит к Каравад жо. У нас возникает соблазн рассматривать французское искусство эпохи Людовика XIV как выражение абсолютизма из-за Версальского дворца и других крупных проектов, прославивших короля Франции. Важнее всего для художни ка — быстрое воссоздание форм. Николая» (илл.
Такое положение вещей в какой-то мере существовало и прежде (см. Чувство драматизма было присуще Рубенсу в той же мере, как и Бернини. Это вполне справедливо для периода расцвета — времени правления Людовика XIV, 1660—1685 го дов, — однако к этому времени французское ис кусство XVII века уже обрело свой характерный художественный стиль.
Вот таким образом и сады голландского стиля были не «показными», а носили скорее «домашний» характер. Редкие тюльпаны были в XVII в. в такой цене, что луковицы их могли быть обменены на роскошный экипаж, небольшое поместье в двенадцать акров или мельницу Тюльпан был привезен в Европу Ожье Гизелином, послом Фердинанда I у Сулеймана Великолепного – в 1554 г. В 1561 г. первые луковицы были привезены в Антверпен, который с 1630 г. - центр финансовых спекуляций луковицами. В то время замок выглядел приблизительно также, как и сейчас. 1652), а также три больших композиции для амстердамской ратуши (1661).
Клод Лоррен. Иосиф-плотник» (илл. Эти две основные тенденции и характеризуют нидерландский костюм первой половины столетия. илл. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. В поздний период творчества Снейдерс писал также охотничьи сцены (Охота на оленя Диана после охотыи другие картины). В большинстве голландских барочных натюрмортов используется — открыто или неявно — тема Vanitas (тщетности, суетности всего земного): в них поощряется добродетель умеренности, бе режливости и трудолюбия путем убеждения зрителя в необходимости осознания краткости жизни, неизбежности смерти и преходящести всех земных наслаждений.
И, наконец, природа Голландии, в отличие от южной природы Франции, больше похожа на русскую, а ее низинная территория, пересеченная многочисленными речками и ручейками, очень напоминает район Петербурга. Вуэ. Общеизвестно, что строительство Санкт-Петербурга осуществлялось в «голландском вкусе», с регулярной городской планировкой, а также не только с использованием природного водного компонента, но и с проектированием большого количества искусственных каналов, причем активное строительство каналов сопровождалось не менее активным их переустройством, а иногда и ликвидацией.
Все здесь: дрожащие глаза и полуоткрытый рот, поднятая рука и покачнувшаяся рюмка — совершенно спонтанно. 298) Якоба ван Рей сдаля (1628/29—1682), крупнейшего голландского пейзажиста имеет откровенно воображаемый ха рактер. На картинах «Девушка, читающая письмо у открытого окна», «Молочница», «Девушка с жемчужным ожерельем», «Бокал вина», «Офицер и смеющаяся девушка» представлена одна и та же комната дома Вермеера.
того же века были полностью засыпаны. Они образуют ряд «внешних комнат» для роскошных празднеств и пышных представлений, которые так обожал Людовик XIV.
Аналогичным образом были классифицированы и сюжеты — от «исто рических» на самом верху (имелись в виду лите ратурные сюжеты, будь то классические, библей ские или мифологические) до натюрморта внизу. Эти художники тяготеют к занимательному рассказу. Лувр. Присутствие в натюрмортах типа «Vani- tas» драгоценностей, научных книг и предметов, аппелирующих к чувствам, создает двойственное отношение к теме. илл.
Голландские сады еще больше подчеркивали характерный для барочных садов элемент иронии, шутливости, увеселительности. Они находятся в безвре менном «натюрмортном» мире, который словно по грузился в состояние покоя под действием неве домых волшебных чар. Вероятно, что Ян Вермеер по прозвищу Дельфтский был одним из самых успешных художников своего времени.
Пурпуэн не имел фалд, высокая линия талии шла горизонтально, прямая баска закрывала бедра. И эти занятия могли продолжаться до позднего вечера. Искусство Голландии развивалось в двух областях — музыки и живописи. В живописи Рубенс тоже примирял, казалось бы, непримиримые противополож ности. Для них существует только долг. ».
В отличие от художников предыдущих эпох, он предпочитал разрабатывать свои картины в отношении света и цвета с самого начала (большинство его рисунков — это фигурные этюды или портретные эскизы). По идее своей «зеленые кабинеты» со своей различной тематикой были выражением восхищения разнообразием природы. (Сам Юпитер был воспитан лесными божествами см. Продолжительное время у крестьян сохранялись два головных убора — барет и войлочная шляпа с плоской или остроконечной тульей. Они часто называют искусство и литературу этого периода «классическими».
25), так как художник сосредоточился на моменте перед тем, как письмо было открыто. В принадлежащем ему бюсте Лебрена (илл. Всю глубину чувств Рембрандта раскрывают его офорты — такие, например, как «Проповеду ющий Христос» (илл. На место чувственной красоты «Ослепления Самсона» теперь приходит скромный мир босых ног и ветхих одежд.
стр. Мастера ориентировались на широкие слои заказчиков. Верхние чулки (ба-де-ботт) были отделаны только узкой кружевной полоской. Модный костюм дополнялся широкополой «рубенсов-ской» шляпой и плащом с отложным прямоугольным воротником.
В результате Голландия дала искусству поразительное разнооб разие мастеров и стилей. Тщательно пропи санные фигуры словно «заморожены в действии» подобно статуям, да многие из них, по существу и заимствованы из эллинистической скульптуры.
Централизованное руководство искусством осущест вляли Кольбер и художник Шарль Лебрен (1б19— 1690), причем не только посредством власти ко шелька. Но и архитектура приняла в ней живое участие. С 1632 ван Дейк работал в Лондоне как придворный художник короля Карла I. В многочисленных портретах короля и его семьи (Карл I на охоте, 1635, Лувр, Париж), английской знати (портрет Дж. Стюарта, Метрополитен-музей), отмеченных строгой изысканностью композиции и тонкой сдержанностью колорита, он акцентировал утонченный аристократизм образов. Становится модным все французское. На «Портрете Карла I на охоте» (илл.
Что касается Фландрии, то все та мошнее искусство затмила могучая личность ве ликого живописца Питера Пауля Рубенса (1577— 1640). илл. «Рассказ» Хеды, связь этих сгруппированных предметов с человеком выражены через разбитую рюмку, пол уочищенный лимон, перевернутое серебряное блюдо. Ее диапазон простирается от драк в таверне до изысканных домашних ин терьеров. Сейчас замок является часто посещаемым государственным музеем. Как и Яна Ван Эйка до него (см.
Обычно имеет небольшие размеры. Проект парка, созданный Андре Ле Нотром (1613—1700), отличается таким строгим соответствием плану дворца, что он как бы становится продолжением архитектурного пространства.
Окрестности Версаля с их геометрической регулярностью поражают нас еще большей строгостью духа абсолютизма, чем в самом дворце. Новая нация состояла из купцов, фермеров и моряков, а ее религией был протестантизм. Контактные расы.
Пюже. Г олландия гордилась своей с трудом завоеван ной свободой. 299) принадлежит к этому распространенному типу. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне и висели они буквально в каждом доме. Кроме того, рассматривая костюм Нидерландов XVII века, необходимо учесть и важнейший для него фактор разделения страны на две части, когда в северных провинциях под влиянием кальвинистов и буржуазного уклада жизни возобладала склонность к простоте и строгости, а в южных, «благодаря» католицизму и феодальному устройству — тяга к пышной декоративности и красочности. 287). В Петровскую эпоху это влияние еще более усилилось.
Колорит Ватто содержит новые цвета: серые, бледно-сиреневые и бледно-розовые. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский художник. Это название деревни, в переводе означающее «Овечий источник».
Первоначально разводились в основном многолетние травянистые растения, но, особенно с середины XVII в., вошли в моду и получили широчайшее распространение луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, гиацинты и др. ). Так, каналы, вырытые в 20—30-х гг. 304), относящейся к числу наиболее глубоких творений художника использована великая тема стоиков (Пуссен обращался к ней дважды в мо лодом возрасте), утверждавших, что смерти следует ждать даже в счастливейшем из миров.
Преобладают прямоугольные формы, точно соразмерные повер хности картины в ней нет «дыр», нет неоформ ленного пустого пространства. Де Латур. 295). Знаменитый холст Иисус среди книжников (1663, Майнц, Картинная галерея) свидетельствует о большой внутренней силе его живописи. Он создавал эскизы шпалер четыре исполненных им картона принадлежат коллекции Лувра. Возникновению развитой жанровой системы в голландском искусстве способствовало утверждение в Голландии демократического протестантского государства. Отсюда и распространение двойных воротников — горгеру часто носили поверх отложного.
77). Плащ из темной ткани и черная шляпа с полями заканчивали его. Кстати, не исключено, что они и были заказчиками этих, по сути, карикатур. Во время правления инфанты Изабеллы (1598 — 1621) Бельгия образовала самостоятельное государство, в котором развернулась интенсивная духовная жизнь. Его эпические полотна, таким образом, определяют масштаб и стиль живописи зрелого барокко.
Куазевокс. Тревожные предчувствия народа вскоре оправдались. Если Пуссен развивал герои ческие качества «идеального пейзажа», то великий французский пейзажист Клод Лоррен (1600—1682) подчеркивал его идиллические мотивы. В 1621 был избран деканом гильдии живописцев Антверпена. Самой богатой из вновь со зданных узких «специальностей» стал пейзаж, включавший в себя как точное изображение знакомых видов, так и творческое видение природы.
20 — 30-е годы — время распространения французской одежды в большинстве стран Европы. илл. Однако в его зрелом стиле, примером которого является картина «Веселый собутыльник» (илл. По идее своей «зеленые кабинеты» со своей различной тематикой были выражением восхищения разнообразием природы. илл.
287), например, не имел влияния на французское искусство до самого конца века. Растения на штамбе крайне популярны. илл.
Хальс. 286) Рубенса — художника, с творчеством которого Рембрандт соперничал. Также обязательно наличие каких-либо акцентов. По иронии судьбы, «Туалет Венеры» был написан около 1640 года, почти одновременно с началом печально завершившегося пребывания Пуссена в Париже, куда он приехал по приглашению Людовика XIII. Его строительство было начато в 1669 году Лево, который в том же году умер, а затем перешло к Жюлю Ардуэну-Мансару (1646—1708), значительно увеличившему масштабы проекта с целью разме щения постоянно разраставшегося королевского двора.
Они были для него наследниками библейского прошлого и терпеливы ми жертвами преследований. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Тесно связанные с морем, голландцы проявляли изобретательность в создании новых систем кораблей, увеличивавших их прочность, скорость движения и возможность лавирования во время тяжелых морских бурь. Матфея» (см. илл.
Деревьев в голландском саду обычно немного, но все они хорошо сформированы и ухожены. 282), но в полной мере его последствия проявились лишь после 1600 года. 252), но в ней нет откровенной эротики. После большого количества споров и ин триг Людовик XIV отверг все планы и передал право окончательного решения комитету, состав ленному из трех лиц: Луи Лево (1612—1670), при дворного архитектора, работавшего над проектом до этого придворного художника Шарля Лебрена а также Клода Перро (1613—1688), который был не профессиональным архитектором, а специалистом по античной архитектуре.
Эти балюстрады были заимствованы от итальянских ренессансных и барочных садов, но они служили уюту в большей мере, чем парадности (в Англии «Dutch Garden» (Голландский сад) означает обычно небольшой участок сада для отдыха и развлечении). Мы больше, чем просто при вилегированные свидетели — мы становимся пись моношей, только что доставившим послание мо лодой женщине. Это уравновешивает движение острых углов внутри силуэта (треугольники шнипа платья и абриса юбки).
Уже в конце 50-х и начале 60-х годов в моду вошли рэйнграв. илл. «Милон Кротонский» (илл. Для вполне сформировавшегося буржуазного государства терпеть уничтожение своей, с таким трудом созданной, отлаженной экономики и разумных коммерческих отношений, было делом немыслимым.
Рубенс пригласил его исполнить ряд декоративных работ, в том числе — украсить несколько триумфальных арок (1635) и написать картины для замка Ла Торре де ла Парада близ Мадрида (1637). Средняя и особенно мелкая сохраняет в одежде традиционное кальвинистское представление о жизни по правилам «мирского аскетизма», а именно, формы 40-х годов, простоту, темные (и, особенно, черный) цвета, скромную, ослепительно белую отделку, остроконечные шляпы.
Не исключено, что ее носили арминиане. И тогда возникало желание выразить эту радость в красоте звуков, мелодий. Виртуозность не была для Хеды самоцелью: он напоминает нам, что все — суета сует. Он стал выдающимся декоратором использовавшим совместные усилия архитекторов, скульпторов, живописцев и ремесленников для со здания ансамблей неслыханного величияЛБарокко идеально подходило для подчинения всех искусств единой цели прославления Людовика XIV.
В основных чертах этот костюм сохранился до конца XVII века. Рембран дта отличало особое сочувствие к евреям, которые часто служили ему моделями. Фигуры людей в натюрмортах Снейдерса чаще всего исполняли другие художники, в том числе Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс.
Сюда входила и новая система обучения художников в официально одобренном стиле. Несомненный шедевр Вермеера – «Девушка с жемчужной серьгой». Зритель словно призывается в свидетели этих «плодов» арминианской «свободы», увиденных с позиций ортодоксальных кальвинистов. илл.
На огромном холсте (первоначально он был еще больших размеров) изображена группа военных, заказавших этот портрет вскладчину. Его картины представляют обычно аристократов с гордым взглядом и стройной фигурой. Они создали костюмы, лишь грубо подражающие стилю «барокко» — все части были увеличены и это полностью изменило пропорции, лишив их той легкости и пленительной неопределенности в постоянном движении ткани, как в оригинале.
С этой целью были основаны «художественные академии» по образцу академий гуманистов (само название «академия» происходит от названия рощи в Афинах, где Платон встречался со своими учениками). ЗЮ) также повторяются общие черты бюста Людовика XIV изваянного Бернини. 300) Яна Стена (1625/26—1679) находится где-то посередине.
илл. Ни один художник со времени Яна ван Эйка не отличался такой остротой видения. Самый изящный среди них — Жорж де Латур (1593-1652), оценить которого по заслугам смогли только двести лет спустя. Все очень довольны, кроме плохого мальчика слева, которому досталась лишь березовая палка. О том, что выбор был сделан осознанно, нам известно из истории завершения Лувра — первого огромного проекта, осуществленного под руковод ством Кольбера. Для них — это стиль Людовика XIV.
Золотые херувимы и морские коньки выпускают в фонтаны искрящиеся струи воды. Хальс работал резкими мазками, каждый из которых настолько четок и различим как отдельное целое, что мы можем чуть ли не сосчитать общее количество «касаний» холста кистью. Эта картина, видимо имела для художника особый смысл, так как он только что женился на прекрасной шес тнадцатилетней девушке (его первая жена умерла в 1б2б году).
Нидерланды приняли учение Кальвина об совершенном Божьем предопределении, его проповедь «мирского аскетизма» идеи демократизации церковной жизни, что, конечно, не могло не войти в противоречие с официальной католической религией, всемерно поддерживаемой испанским королем. Выражение любопытства на лице служан ки говорит именно о таком шутливом интересе. 283)— Когда они окончательно сложились, началась небывалая прежде специализация. Хранителем традиций остается народ. Монарх изображен в неофициальной обстановке и холст можно было бы назвать «спешенным конным портретом» — он не так строг, как парадные портреты, но едва ли менее величествен. Малые голландцы (голландское барроко) -- группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера (отсюда и название).
С этого момента они стали называться Республикой Соединенных провинций или Голландией (по наименованию самой могущественной провинции). Тем не менее Пуссен обернул это в свою пользу и «Рождение Вакха» представляет собой чистейшее воплощение художественного замысла в живописной форме. В соседнем Лейдене мы встречаем изображения визита врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров. Австрало-негроидная раса.
Хотя он изобразил короля в классическом военном обла чении, статуя была отвергнута — она явно была слишком динамичной, чтобы подчеркивать досто инства Людовика XIV. У женщин средних и бедных слоев такие жакеты шили из шерстяных тканей. Акварель 1669 года Джона Обри (John Aubrey) изображающая Истон Пирс (Easton Pierse) – скромный голландский сад с террасами к воде, фонтаном и статуей. Фигура, написанная Вуэ, смахивает и на Ио Корреджо (см. Второе и третье из этих значений опи сывают явления, которые будет правильнее отнести к «классицизму».
илл. Так, каналы, вырытые в 2030-х гг. На хорошей картине зритель всегда сможет «прочитать» точные чувства каждой фигуры и соотнести их с сюжетом. 240). Йорданс был хорошим декоратором. стр.
244, 291). Сады в голландском вкусе продолжали устраивать и позже, даже в пору совершенного господства английских парков (например, четыре голландских сада у дворца в Гатчине, созданных при Павле I). Новое поколение стремится к роскоши.
Он был глубже связан с традициями прошлого. илл. «Еврейское кладбище» (илл. 241), однако Рембрандт подвергает себя анализу с такой же типично северной прямотой, какая отличает картину «Че ловек в красном тюрбане» Яна ван Эйка (см. По периметру сада размещают стриженую живую изгородь. Так же как и знаменитое покрывало с крошечной шапочкой на лбу — «гойке» — эта одежда приобрела национальные черты, своеобразную форму, отделку.
280), хотя декори ровке поверхностей Лебрен уделял явно больше внимания, чем Бернини. Судья доносит королю Кастилии о том, что виновного найти не удалось. Женщины в жанровом искусстве, как и в жизни, занимали большое место. Вот таким образом и сады голландского стиля были не показными, а носили скорее домашний характер.
Якоб Йорданс (Jacob Jordaens), 1593-1678 гг.
илл. Почти вся творческая жизнь этого художника также прошла в Риме. Поток яркого света, льющегося в темную палатку имеет неприкрыто театральный характер и усили вает драматизм сцены до такого напряжения, ко торое делает ее сопоставимой с «Воздвижением креста» (см. Кудрявые французские парики всеобщего признания здесь не получили. Молодой царь Петр Первый решил превратить царство в империю, а Азию – в Европу.
Исключение составляли военные. Такая тенденция была ха рактерна не только для Голландии — в той или иной степени она прослеживается по всей Европе. Так, каналы, вырытые в 20 – 30-х гг.
Так как стиль эпохи Людовика XIV вышел из итальянского искусства барокко, то мы можем назвать его «барочным классицизмом». Почему де Латур был так быстро забыт. Голландский сад с обилием цветов (в частности тюльпанов) из книги Hortus Floridus, 1614 год.
Рубенс усвоил лучшие черты обоих миров. Джон Эванс отмечает начавшуюся с 1630-х г. «тюльпаноманию». Дом расположен таким образом, что делит весь участок на две части. Ван Рейсдаль. Характерной его особенностью была простота.
Она существовала в нескольких вариантах. Джон Эванс отмечает начавшуюся с 1630-х г. «тюльпаноманию». Йорданс прожил небогатую событиями, спокойную жизнь бюргера и неутомимого труженика.
Но этот проект Бернини разделил судьбу выполненных им проектов Лувра. Настоящий вундеркинд, Ан тонис ван Дейк (1599—1641) был уникальным явпением среди художников. Хотя городские власти и гражданские учреждения оказывали искусству определенное покровительст во их потребности были ограничены и вот таким образом основные доходы художников поступали теперь от частных коллекционеров. Единственно значимой среди них стала Юдифь Лейстер (1609—1660). совпадают с границами нынешней Бельгии, остались верными католицизму.
Ее очаровательный «Мальчик играющий на флейте» (илл. Женский костюм городской бедноты и крестьянства в первой половине XVII столетия состоял из полотняной рубашки, плотного корсажа с рукавами (или без) и со шнуровкой спереди, двух или одной недлинных юбок, фартука и небольшого чепчика, плотно облегавшего голову.
268—270). Стен. 296). Воспевая богатство природы и изобилие даров земли, Снейдерс любовно передавал форму, фактуру и цвет предметов, объединяя их в роскошные декоративные композиции, выдержанные в спокойной нарядной гамме (серия картин с изображением мясных, рыбных и фруктовых лавок, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург и другие собрания Кладовая, Музей старинного искусства, Брюссель).
Умер Йорданс 18 октября 1678. После окончания строительства в середине 90 -х гг 17 -го столетия, Хет Лоо становится одним из красивейших дворцовых комплексов Европы, оказавших впоследствии заметное влияние на развитие садово-паркового искусства во всем мире, в том числе и в России. Пришедшие к королю крестьяне клянутся в верности монархии. Строительство таких кораблей служило увеличению богатств Голландии. Композиции, посвященные банкету (или завт раку), с изображениями остатков пиршества имели подтекст, связанный с «Vanitas» почти с самого начала. Лейстер.
Не забыл он по приезде и о великих североитальянских предшественниках барокко. Страна вступила в ту блестящую эпоху, которая получила свое высшее, художественное выражение в творчестве гениального художника Рубенса (1577 — 1640). Рубенс принял живое участие и в развитии архитектуры. Хотя самые знаменитые сады Петровской эпохи – Летний сад и Петергоф – испытали также сильное воздействие французской садовой культуры, они остаются голландскими садами в своей основе и справедливо признать, что из голландских садов выросло русское садово-парковое искусство (хотя этот источник забыт и обычно такие сады именуют теперь французскими). В композиции преобладают стихийные силы. Но когда ее директором в 1663 году стал Лебрен, он установил там строгое расписание обя зательных практических и теоретических занятий исходя из определенной системы «правил».
На картине «Туалет Венеры» (илл. Вот таким образом и сады голландского стиля были не «показными», а носили скорее «домашний» характер. Вот таким образом и сады голландского стиля были не «показными», а носили скорее «домашний» характер. Это обусловило небывалый в сравнении с остальной Европой расцвет и превалирование светской реалистической живописи.
В раннем возрасте Симон Вуз (1590—1649) тоже жил в Риме, где возглавлял кружок фран цузских караваджистов. Этот женский костюм становится классическим в Голландии. Вечнозеленый падуб зеленого цвета с добавлением желтого или серебристого, леукотое (лат. Вот таким образом декольте оттеняли кружевом, легкими буфами из прозрачной ткани. Молодые женщины могли появляться на улице и без чепчика, пожилые носили его всегда.
Простые, гладкие без разрезов рукава суживались к запястью. Кроме того, Петр очень любил цветы, которые во французских классицистических садах не использовались, но зато в голландских их было более чем достаточно.
Насколько сильно было влияние этих библейских эпизодов на художника, видно по кар тине «Ослепление Самсона» (илл. Мы рассматриваем «Любовное письмо» как перспективное «окно» и как плоскость, «поле», составленное из маленьких участков. С французскими парками ассоциируются симметричная схема построения садов относительно главного строения – дворца и основной композиционной оси использование законов линейной перспективы при сооружении аллейных посадок, масштабные плоские партеры. Маль чик рос преданным католиком. Любовь к музыке была такой же национальной чертой нидерландцев, как и трудолюбие. Однако, как обычно у Вермера, зритель не получает здесь окончательного ответа (см.
Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты»: один был посвящен душистым цветам, другой — плодовым растениям, третий — лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами.
Именно методом художника объясняется ощущае мое нами присутствие холодной, назойливой риторики в «Похищении сабинянок» из-за которой картина кажется нам столь чуждой, хотя мы не можем не восхититься ее строгой упорядочен ностью. Строгая кальвинистская чувствительность выражалась в наставлениях вроде: «Дурак и его денежки скоро расстаются», которое проиллюстрировано цветами, раковинами и другими экзотическими предметами роскоши. Когда мы всматриваемся в «Любовное письмо», словно какая-то завеса ниспадает с глаз. 311) – лучшая статуя Пюже — может быть сопоставлен с «Давидом» Бернини (см.