Историю голландской живописи 17 века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса.
Художник видит все так, как хочет. Бытового жанра Рембрандт чуждался. Он создал множество автопортретов в живописи и еще больше – в офорте. Маркс и Ф. Энгельс.
Он не анализирует, а постигает. «Натюрморт со свечой», 1627). 6.
Но все вместе взятое кажется принадлежащим к миру поэзии. В этом смысле можно сказать, что у Рембрандта нет «отрицательных героев», он ищет внутреннего оправдания человека: такова сверхзадача его искусства. В большинстве случае это были как раз наиболее талантливые художники, такие как Рембрандт и Франс Хальс.
Отсюда широкий диапазон живописи этого столетия, «узкая специализация» по отдельным видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Адриан ван Остаде (1610—1685) изображает поначалу теневые стороны быта крестьянства («Драка»).
Рембрандт до конца верен своим поискам истинно человеческого в человеке. В 10—30-х годах Халс много работает в жанре группового портрета. Но живопись его выходила за границы общепринятого и его сограждане не могли распознать «глубокие, пленительные тайны», раскрывавшиеся под его кистью, – они были не по их мерке. К травлению он прибавляет технику «сухой иглы», по-разному наносит краску при печатании иногда вносит изменения в доску уже после получения первых оттисков, отчего многие офорты известны в нескольких состояниях.
Рембрандта, преданная Хендрикье Стоффельс. Скромная «Головка» Вермера будет в числе таких «ключевых» произведений живописи, как бы тщательно и взыскательно их ни отбирать. (образ Клио) что мы, таким образом, чувствуем.
Это некрасивое тело было передано предельно реалистично. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения. В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц.
У Вермера голубой цвет кажется не холодным, а теплым и, обладая несравненной воздушностью, остается вполне материальным. Замечательно одухотворенной кажется легкая, написанная как бы на одном дыхании «Головка девочки» в Гаагском музее, хотя и она не заключает в себе никаких психологических глубин. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Он их зорко подмечает как человек со стороны, но уже без издевки, а, скорее, с добродушной насмешливостью («Крестьянское общество», Берлин-Далем, Картинная галерея).
Каждый из голландских пейзажистов специализировался на своей теме. В 1815 г. он поступил учеником в мастерскую Пьера Нарсиса Герена (1774—1833), у которого незадолго до этого учился Теодор Жерико. Это исчезает в поздних портретах. Такое построение придало изображению живость и естественность.
Но большинство его современников-живописцев не переступали грани. В Голландии же точка отсчета – Зубной врач. Вместе с тем искусство Рубенса в основе своей реалистично. Художник здесь дал, видимо, полную волю своему артистическому вкусу и решил эту картину как симфонию голубых, синих и лиловых тонов. Максимально раскрыл красоту голландского пейзажа Ян ван Рейсдал изобразивший его во всем драматизме, динамике и монументальности. Это очень ярко отразилось на городской планировке. Теперь гениальность Рембрандта – аксиома для всех.
Его собственное лицо было для него целым миром, дарящим новые и новые открытия. Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет.
761. ). В это впемя его кисть творит чудеса. Все, что он мог сказать, он говорил языком живописи и только живописи.
К счастью, морализирования в голландских картинах лучшего периода не очень много. (с XV в. Греция находилась под властью Турции). Будущий художник рано осиротел.
И все же они остаются духовными, то есть чем-то большим, нежели «только живопись». Свое главное решение она получила в жанровой картине. А здесь. На рембрандтовском полотне люди объединены между собой действием, все представлены в естественных позах их внимание обращено на главное действующее лицо —доктора Тулпа, демонстрирующего у «разъятого» трупа строение мышц. Эволюция голландского зодчества 17 в. делится на три основных этапа. Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Халса.
Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Сама живописная манера получила особое значение. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Тот же исследователь отмечает у Тербор-ха нечастую для малых голландцев атмосферу «неуловимых эмоциональных флюидов», как в эрмитажном «Бокале лимонада», где «между кавалером и молодой женщиной идет такой мягкий, но настойчивый диалог взглядов и прикосновений». Превосходна дрезденская картина Терборха «Женщина, моющая руки».
И это чувствуется не только в его библейских картинах, но и в портретах. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин, а может быть и за то и за другое. Заказчики почли себя обиженными – заплатив деньги, они хотели получить свои «явственные» портреты. Композиция в высшей степени динамична, построена по всем правилам барокко. Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки». Поздние представители жанра, к которым относятся такие голландские мастера живописи, как Ван дер Верф и Ван дер Нер, в своем стремлении к элегантному изображению часто создавали несколько претенциозные сюжеты.
Тогдашний «средний человек» разбирался в искусстве, вероятно, лучше, чем «средний человек» нового времени, но все же «добротность» нередко приравнивалась к очень большой тщательности и самым большим спросом пользовались прилежные виртуозы, как, например, Герард Доу, который, как говорили, затрачивал пять дней на писание одной только руки портретируемого. Уничтожение феодальных сословных отношений и отказ от религиозной нетерпимости привели к тому, что здесь искали убежища от преследования реакции передовые мыслители из других европейских стран — в их числе, например, великий французский философ Декарт.
В некоторых работах этих лет улавливается отзвук личных чувств старого художника, терявшего прежнюю славу и уже видевшего конец своего жизненного пути. Голландия дает первый в истории пример эволюции культуры на раннем этапе капиталистического общества. Рембрандт, по словам очевидцев, «вращался постоянно в кругу людей низкого звания». В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Композиция строится в большой степени на равновесии цветовых звучаний. Их мы видим на групповых портретах регентов и регентш приюта для престарелых.
Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики, в них заключились для него и как бы сгусток всего наиболее характерного индивидуально-выразительного в модели и ощущение уловленной жизни. Стоили они не очень дорого. Лейденский университет был центром свободомыслия. Ряд «анатомических уроков» создали— Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Ян ван Эйк.
Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. В 1640-х гг. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Художник кипучего воображения, Рубенс был создателем колоссальных патетических композиций. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк.
На картине «Ассур, Аман и Эсфирь» мантия Эсфири, корона Ассура написаны так, что сами мазки краски словно переливаются в изменчивой игре, как настоящие драгоценные камни. Простая бытовая зарисовка нет цельности, законченности.
1665-1668 гг. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Автопортрет. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Свое состояние он потерял и его драгоценная коллекция пошла в уплату за долги.
На все эти события откликнулась и голландская живопись. ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫXIV. Натюрморты Класса и Хеды исполнены особого настроения, сближающего между собой, – это настроение интимности и уюта, рождающее представление о налаженной и спокойной жизни бюргерского дома, где царит достаток и где во всем ощущаются забота человеческих рук и внимательных хозяйских глаз. В позе качающегося на стуле Хейтхейзена есть что-то неустойчивое, выражение лица как будто вот-вот должно измениться. Во-вторых, Хале чудесно схватывает мгновенные состояния избегая застылости.
Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры XVII в. Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Адриана», 1627 и 1633 «Стрелковая гильдия св.
Не так удивительно, что из недр голландской школы вышли «глубокий во внешности» Вермер Делфтский и артистический, насмешливый Хале. Несмотря на импозантный разворот фигуры, на насмешливый, чуть презрительный взгляд, несмотря на динамику живописной формы, во всем облике отчетливо проглядывают утомление и скепсис. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья. Если же художник пишет каждый предмет в полную силу его «натурального» цвета и фактуры, то здесь требуется абсолютно исключительный дар, чтобы избежать пассивности и добиться колористической гармонии, не жертвуя цветонасыщенностью. Каждый художник, как правило, специализировался в определенном жанре или даже в более узком направлении внутри жанра, – например, писал только морские виды (марины) или только цветы или только животных.
Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох (1629—1689). Но Терборх не просто виртуозный, но и очень тонкий художник. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. В 1766 г. он поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры. Вспомним, что здесь сформировался стиль Адриана Брувера. В сложных ракурсах предстают перед нами персонажи картины 1635 г. «Жертвоприношение Авраама».
В них Рембрандт находил «оправдание» людям и высокий смысл жизни. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого. Некоторые из них (натюрморт, бытовая картина) впервые именно в Голландии сложились в своих зрелых формах и достигли такого расцвета, что стали своеобразным эталоном данного жанра. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Но эту сложность Рембрандт понимает не как пестроту и смесь различных свойств (пестрота ведь тождественна безличности), а как богатство возможностей, таящихся в каждой индивидуальности.
«Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Но Рембрандта не устраивала внешняя правда. Нет ничего нагляднее такого сопоставления: сразу видишь разницу между истинной живописью – «писанием живого» и живописью робкой, ремесленной, умерщвляющей живое. Последний собирал его офорты, а в годы учебы— копировал их. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер.
Лесные пейзажи он особенно любил Б. Виппер называет Рейсдала «психологом леса» и это сказано очень точно: действительно, художник чувствует «индивидуальность» каждого дерева – раскинуло ли оно свободно и гордо свою крону или приникло к земле, прям его ствол или изогнут, как винтовая лестница. Историки назвали их выступление «романтической битвой», а её героем стал художник Эжен Фердинанд Виктор Делакруа. Одновременно Голландия в этот период — и важнейший центр европейской культуры. Феерический, сказочный мир.
Такого освещения, как у Рембрандта, в натуре не бывает. Внешняя политика Голландии в первой половине 17 в. характеризовалась борьбой с Испанией и Португалией за политическое и экономическое преобладание, а во второй половине столетия — с Францией и главным образом с Англией внутренняя политика— борьбой за власть между крупной буржуазией провинции Голландии и штатгальтером (номинальным главой государства), к которому нередко присоединялись различные слои населения, оппозиционно настроенные по отношению к всемогущему амстердамскому патрициату. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с так называемой делфтской школой, с именем таких художников, как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер известный в истории искусства как Вермер Делфтский (1632—1675).
Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Любимый им золотой таинственный свет озаряет улыбку, язвительную и торжествующую над бедностью, старостью, утратами, близостью смерти. Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи («Хозяйка и служанка», «Дворик»).
Они доступны Толстому и Достоевскому: вспомним сцену ночной встречи Наташи Ростовой с раненым Андреем Болконским или исповедь Версилова перед «подростком». Но дидактический подтекст, присущий главным образом поздним работам мастера, не делает его сцены ни тяжеловесными, ни скучными – мораль преподносится легко и весело, с жизненной активностью и задором («Расстроенное хозяйство», ок. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным.
Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). Характерной чертой французской культуры тех лет было всеобщее увлечение античностью. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. Уже и тогда было высказано в этом образе главное: чувственное начало, языческое, в какой-то степени «тициановское» было в ней лишь частью общего в выражении сложных душевных переживаний, единого душевного порыва.
Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Основные черты и особенности западноевропейской культуры XIX века. III.
С 40-х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими («В деревенском кабачке», 1660). Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Здание при этом возводилось из кирпича, но главные композиционные элементы фасадов — порталы, фронтоны, ордерные фрагменты, пояса, наличники, замковые камни — выкладывались из белого камня, красиво выделяющегося на фоне кирпича. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Еще в начале 17 в. о Голландии говорили, что она имеет больше домов на воде, чем на суше. Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Они потребовали деньги обратно.
Такая клиентура быстро разрасталась и вскоре начала проявлять интерес к новым жанрам, таким как пейзажи, натюрморты, церковные интерьеры, батальные и морские сцены. Просто зарисовка, анекдот. Ну и наконец – окорок аппетитный. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена. Весь этот период овеян романтикой. – Какие успехи сделал бы он в живописи.
Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Строже и спокойнее становится его палитра. Это некрасивое тело было передано предельно реалистично. Эта тема в полной мере получила свое воплощение в жанровой картине.
В Голландии работало множество живописцев. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Для него характерна оригинальная, запоминающаяся композиция «Аллея в Мидделгарнисе» с высокими и очень тонкими стволами, зрительно не сливающимися воедино, а образующими красивую ажурную решетку на фоне неба. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г» (1807 г. ) Давид создал очередной миф — блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата. После поражения Наполеона Давид, который в своё время проголосовал в Конвенте за смертный приговор Людовику XVI, был вынужден покинуть Францию. Как помним, Томас Манн называл бюргера «средним человеком в высоком смысле этого слова».
Очень популярны были морские виды. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Много безрассудного рвения, напора, неуёмной энергии и в индивидуальных портретах с очертаниями жанровой картины.
Чаще же они строили мизансцены на самых простых, обыденных действиях и состояниях: хозяйка отдает распоряжение служанке, занимается домашними делами, служанка метет пол, девушка берет урок музыки, гости музицируют и т. д. Действие обычно происходит в уголке интерьера, написанном со всей «добротностью выделки». В своих первых работах на жанровые темы Латур выступает как художник близкий к Караваджо. Как истинный голландец, Рембрандт не боится реалистических деталей, как большой художник, он умеет избегнуть натурализма. Но Рембрандта не устраивала внешняя правда.
Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе из музея в Касселе (60-е годы). Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма изображает ли он лесные чащи («Лесное болото»), ландшафты с водопадами («Водопад») или романтический пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»). Осталось примерно пятьдесят (50) его графических произведений, а некоторые— вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Но эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя. Духовное и чувственное начала воссоединяются в просветленной человечности.
Язык барокко наиболее близок выражению приподнятого настроения. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой.
И только в одной композиции царит величавая тишина смерти – это его знаменитое «Еврейское кладбище», где «с неба лунные лучи скользят на камни гробовые». На небольших по размеру голландских картинках все видно до мелочей: каждый кирпичик стены, каждая плитка пола, гвоздики на мебели, узоры на коврах. Успешно заканчивалась борьба за собственную независимость от могущественной империи Испании. Они тщательны, за-лизанны и сухи. Церковное искусство в эпоху св. В дальнейшем наблюдался застой, постепенно переходящий в упадок, так как Голландия была вынуждена уступить первенство Англии и Франции имевшим несравненно более значительные внутренние возможности для развития капиталистической промышленности.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Дорогая ваза – упала. Правда, как вернозамечено И. В. Линник, «тихая жизнь» — это более поздний поэтический перевод. Свои течения существовали в каждом жанре. Эти жизненные токи, подобно подземным водам, струились в глубине, не на поверхности. – художник смотрит на то, что его окружает, но это лишь толчок для его интерпретации, он действительность преображает: девушка простая – натурщица (по юбке видно), но художник дал ей дорогой костюм, атрибуты – и она преобразилась.
К чему обманчивый мираж плотской жизни, если все кончается одинаково – вот этим. Откровенной радостью жизни, ликованием пронизано все полотно. Природа у Рейсдала предстает в динамике, в вечном обновлении. И в то же время приводит к взрывному распространению светских по тематике жанров. Значительная художественная одарённость сделала непохожими между собой как его картины и рисунки, так и офорты. Первое, мастер – в глубине мы как будто бы подглядываем. К его раннему творчеству понятие «барокко» – своеобразного бюргерского барокко, – пожалуй, вполне подходит.
Тогда и в ее стремлении к домашнему благополучию, благоустройству, уюту было нечто живое: «чувство честной, бодрой жизни», как говорил Гегель о голландцах. Политическая жизнь страны изобиловала бурными потрясениями. Народные массы Голландии, — говорит Маркс, — уже в 1648г.
Вот таким образом главенствующими в городской застройке были общественные сооружения — ратуши и другие муниципальные учреждения и в еще большей мере — торговые ряды, рынки, биржи, здания коммерческих компаний, цеховые и гильдейские дома. Портрет пьяной старухи, «гарлемской ведьмы», содержательницы харчевни Малле Баббе (начало 30-х годов), с совой на плече и пивной кружкой в руке, носит черты жанровой картины. Была даже специализация внутри жанра: вечерние и ночные пейзажи (Арт ван дер Нер), «ночные пожары» (Экберт ван дер Пул), пейзажи зимние (Авер-камп), корабли на рейде (Я.
Эжен Делакруа — самый независимый художник во Франции первой половины XIX в. ЖАК ЛУИ ДАВИД (1748—1825) К началу XIX в. общепризнанным лидером среди французских художников был Жак Луи Давид — самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи и чуткий летописец своего бурного времени. Давид родился в Париже в зажиточной буржуазной семье. Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Особую поэтичность у «малых голландцев» приобретает интерьер.
к чему. Только вот лесов с узловатыми столетними деревьями, которые так любил изображать Якоб Рейсдал, в Голландии уже не стало, а парусные суда сохраняются на утеху туристам. Слов нет, нам сейчас могут показаться скучноватыми и монотонными многочисленные картины «малых голландцев» XVII века, особенно бытовые жанры с их неизменными чистенькими комнатками и двориками, с аккуратными хозяйками в белых чепцах, анемичными девушками в отороченных мехом жакетах и атласных юбках, читающими письма, робко играющими на клавесинах.
Он часто пишет деревья, сотрясаемые бурей и опаленные молнией. Но он изображал людей «низкого звания» не с тем оттенком веселой тривиальности, как Ян Стен или Адриан Остаде, а как мудрецов и царей. Сюжет самый низменный: мужчина и женщина за столом в простой комнате, оба пьяные. Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир.
В «Святом семействе» таким объединяющим пятном служит красное одеяло на колыбели. Художник выступает историографом целой эпохи. На расстоянии эти кляксы и штрихи дают точное впечатление помятого кружева, причем «живого», почти шевелящегося. В гарлемском музее Халса рядом с его портретами висят некоторые, тоже портретные, работы других его современников – добротные и посредственные. 1585-1666 гг. ). С этим каналом, который использовался и в транспортных и в фортификационных целях, была связана система внутригородских каналов, разрезавших территорию города по основным и второстеп енным магистралям.
Конфликт – этически обоснован. Обратившись к картине в 40-е годы, художник усилил эмоциональное состояние. Давиду был предложен сюжет из ранней римской истории — подвиг трёх братьев из знатного рода Горациев. Для работы над картиной «Клятва Горациев» (1784 г. ) Давид уехал в Рим.
Наиболее интересное сооружение самого Ливена де Кея — Мясные ряды в Гарлеме (1601—1603) — пример характерного для Голландии монументально-художественного решения торговой постройки, в которой торжественная представительность сочетается с практической целесообразностью. Самое сильное, самое неповторимо «рембрандтовское» из средств его живописи – светотень. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма. Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. В «Битве при Нанси» (1828—1834 гг. ) войска — серые сплочённые массы с разноцветными пятнами лиц и знамён — неуклюже движутся по снежной равнине под мутно-жёлтым закатным небом.
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. люди, которые веселы от всего сердца, не могут быть безусловно дурными и подлыми». Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев.
По праву шедевром живописи Остаде считается его «Художник в мастерской» (1663), в котором художник прославляет творческий труд, не прибегая ни к декларации, ни к патетике. Этим старинным легендам, столько раз уже служившим одеждами для самого различного содержания, суждено было пережить под кистью Рембрандта еще одно преображение: стать эпосом человеческой души. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их.
в стране намечаются признаки перелома. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Константина ВеликогоX. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты.
Гойен мастерски пишет небо, его непостоянную изменчивую жизнь. На языке XVII столетия это означало «неподвижная модель», что более отвечает практической сметке и деловому подходу голландцев того времени). Возникает ощущение анекдота. «Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Калфа. К этому времени, когда общественные противоречия еще не обозначались во всей своей остроте, относится ранний этап развития голландского искусства. Растворение предметов в свето-воздушной среде, умение создать эту иллюзию прежде всего определило признание и славу Вермера именно вXIX в. Позднее письмо Вермера стало более сплавленным, гладким, построенным на нежных сочетаниях голубого, желтого, синего, объединенного удивительным жемчужным, даже жемчужно-серым («Головка девушки»).
Большинство пленников безучастны к своей судьбе, лишь дети тщетно умоляют родителей защитить их. Делакруа почувствовал интерес к современности и создал в 1830 г. картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 года)». Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). В последней трети 17 в. и в начале 18 в., в связи с общими явлениями застоя в экономической жизни страны, промышленная и торговая буржуазия постепенно превращается в класс рантье, живущих на проценты с накопленных богатств. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. А. С. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. У него есть картина, которая называется так же, как упоминавшаяся картина Браувера, – «Гуляки», но сильно отличается от нее по настроению. Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия» (К.
Его персонажи держатся на портрете естественно и свободно их поза, жесты кажутся неустойчивыми, а на лицах вот-вот должно сменится выражение примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», Амстердам, Рейксмузеум «Мулат», Лейпциг «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. Беспечный оптимизм «малых голландцев» тут бессилен. Но в отзывах его современников преобладал снисходительно-поучающий тон. 1663, Вена, Музей истории искусств).
Он выпил, доволен и лучшего не желает. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной «эскизной» живописи. Некоторую скуку способны нагнать в большом количестве и голландские натюрморты – натюрморты-десерты, натюрморты-завтраки, натуральные «до обмана», с непременным полуочищенным лимоном и прозрачным бокалом. Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет. К середине 17 в. голландская буржуазная республика по своему экономическому потенциалу оказалась далеко впереди крупнейших европейских держав.
Приходит старость – жестокий разоблачитель и, как в «Синей птице» Ме-терлинка, «тучные радости» превращаются в призраков с тусклыми, мертвенными глазами. В бюргерской среде самодовольное безразличие и патрицианская спесь сменили прежний напор и оптимизм. Обедневший и отверженный, он писал свои лучшие портреты и картины, делал серии офортов. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс. Из этого следует, что картин тогда было в избытке. Офорт идёт как в услужение аристократии, так и в практическое приспособление, далёкое от цели возвеличивания человеческого духа, главной цели искусства вообще.
1680). У него задорная цыганочка улыбается и слегка подмигивает, мальчуган хохочет, полоумная старуха на кого-то кричит, нарядный коротыш покачивается на стуле, заложив ногу за ногу, – и все это до предела естественно, живо. Важнее выбрать из множества всего несколько десятков и смотреть их со всем вниманием. В 20—30-х годах XVII в. голландцы создали особый тип небольшой мелкофигурной картины. Они могли быть точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»).
Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме. В них, как во всяком товаре, ценили «добротность выделки». Начинается самый счастливый период его жизни.
Наиболее же высокие достижения голландской культуры связаны с живописью. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. Уже и тогда было высказано в этом образе главное: чувственное начало, языческое, в какой-то степени «тициановское» было в ней лишь частью общего в выражении сложных душевных переживаний, единого душевного порыва. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. В этих картинах Рембрандта все очищено от преходящего, случайного. Рембрандт смеется.
Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Это видно и по его картинам.
Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Пейзажи с изображением животных писали Пауль Поттер и Альберт Кейп. Главные достоинства Вермера-художника—в передаче света и воздуха. Немалое наследство Саскии и его собственные работы дают материальную свободу.
«Завтрак с омаром», 1648 Клас. Аналитиком был Леонардо да Винчи Рембрандт – нет. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. Он пишет мелкими мазками-точками (но не раздельными, как впоследствии у пуантилистов, а плотно друг к другу прилегающими), отчего усиливается впечатление трепетности воздуха и готовности вот-вот засверкать тысячами искр. Вермер, за всю жизнь написавший только два или три пейзажа, как пейзажист оказался далеко впереди тех современных ему голландских художников, которые постоянно работали в этом жанре. Портреты Хальса рождают ощущение взаимной связи людей, которые ценят и знают его силу. Меньшее значение имела голландская литература, не давшая ни одной фигуры общеевропейского масштаба.
Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Искусство Голландии XVII века стало своеобразным феноменом в художественной ситуации Европы XVII века. Феодальное дворянство и католическая церковь по-прежнему играли главную роль в жизни страны, являясь основными заказчиками искусства. В 1635 году в Харлеме на каждые 500 жителей приходился один художник.
Он переписал заново центральную часть с героиней и служанкой. Отсюда общая прогрессивная направленность его искусства, богатство его содержания. Ещё в 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства». Но Хале ничего доброго в старости не видит.
Сияние во мраке. Он написал большой групповой портрет офицеров стрелковой роты (впоследствии неточно названный «Ночной дозор» – дело там происходит днем, а не ночью). Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. Расслоение и отход от церковного образаАйкидо – это искусство внутренней гармонии и бесконфликтного харизматичного общения в жизни и в бизнесе, основанное на принципах айкидо. Ампиру или «высокому классицизму» начало было положено в первые три десятилетия 19-го века. Английское искусство XVIII века. Андрей Рублев также стал создателем высокого иконостаса. 30-е годы — время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца большая заказная картина 1632 г. —групповой портрет известный еще как «Анатомия доктора Тулпа» или «Урок анатомии».
Натюрморт голландцы называли «stilleven», что означает «тихая жизнь» и это слово несравненно точнее выражает тот смысл, который голландские художники вкладывали в изображение вещей, чем «nature morte» – мертвая натура. Получили распространение посещения анатомических театров. Обратившись к картине в 40-е годы, художник усилил эмоциональное состояние.
Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Искусство Голландии XVII века стало своеобразным феноменом в художественной ситуации Европы XVII века.
I. Искусство Нового царства (16 – 11 вв. В 30-х годах Рембрандт был молод, счастлив, полон энергии, деньги от заказов стекались к нему, он беспечно их тратил, собрал большую коллекцию произведений искусства и редкостей – восточных тканей и костюмов, старинного оружия, ковров, причудливой утвари, перстней, ожерелий, звериных шкур, морских растений и животных. У Рембрандта обнаженная «языческая» Даная – воплощенная душевная человеческая любовь.
Его, правда, хвалили за талант, но тут же порицали за пренебрежение к правилам и красоте. Его живописи присуще особое «брио», прелесть обнаженного артистического мазка. Стоит посмотреть вблизи, как у него написаны, например, белые воротники и брыжи, – капризный вихрь штрихов, клякс и зигзагов краски. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). де Лорм) и пр.
Во всяком случае в творчестве братьев Ленен эти влияния прослеживаются отчетливо. А Рембрандт изобразил Ганимеда, которого тащит орел, отчаянно орущим, болтающим ногами некрасивым мальчишкой, – очень похоже на несносного капризного ребенка, с которым никак не могут сладить мать и бабушка (у Рембрандта есть такая зарисовка). Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Конинк) натюрморты — «завтраки» (П.
Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. В основном простые мотивы его пейзажей оживляли или жидкие персонажи или порыв ветра, наклоняющего верхушки деревьев.
Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Он выглядит на нем очень старым – много старше своих шестидесяти лет. Соч., т. 23, стр. Жители Утрехта, в отличие от большинства художников протестантской Голландии исповедовали католицизм и всё ещё поддерживали связь с культурным и религиозным центром того времени— Римом. Это настроение выражено в одном автопортрете луврского собрания 1634 г. и в портрете Саскии из музея в Касселе (того же года), а также в эрмитажном изображении Саскии в образе Флоры.
Гротескная острота характеристик напоминала Брувера («Драка», Ленинград, Эрмитаж «Крестьюнское общество», Амстердам, Рейксмузеум). Уют Голландии давался ей нелегко, застывать в дремоте не приходилось и при всей их принципиальной «негероичности» голландцы не могли быть душевно дряблыми людьми. Такая цветовая гамма – редкость для XVII столетия: гораздо чаще встречаются гаммы теплых тонов, золотистых, красных и коричневых, оттеняемых оливковым. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Делакруа выбрал, пожалуй, самую трагическую страницу греческой эпопеи. Если не считать портретов, сюжеты он черпал из мифологии, более всего из Библии: писал ветхозаветного Авраама, Самсона, Давида перед Саулом, святое семейство, блудного сына.
Искусство XVII века. Голландские художники 17 века ввели в моду реализм в живописи. В XV-XVI вв. Он становится знаменитым и модным художником. К этому, главному, Рембрандт пришел не сразу.
Главой фламандской школы живописи был Питер Пауль Рубенс (1577—1640). В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса (1589—1638), то художники, наоборот и воспевали и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. Даже самые простые мотивы природы приобретают под кистью художника монументальный характер.
Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Блестящего развития достигает натюрморт. Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия, то человеческое, которое извечно, всечеловечно: материнскую любовь, сострадание.
Но. Создателем классицистического направления в живописи Франции XVП в. стал Никола Пуссен. С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632). Изменились главным образом формы архитектурного декора фасадов и интерьеров. Материальное единство природы выходило в работах на первый план.
Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Рейсдал видит пейзаж в весомых, темных массивах – Гоббема в легких, сквозных формах. С конца 20-х гг.
И в групповых и в индивидуальных портретах проявляются замечательные качества Халса. И вот это поднимало картину, возвышало ее.
«Эта нежность во взгляде, какую мы видим в «Путешествии в Эммаус» или в «Еврейской невесте». А между тем среди них были замечательные мастера. Это гармонический мир в себе не выходящий за пределы живописного пространства, как в барокко. В «Завтраке с омаром» В. Хеды предметы самой различной формы и материала – кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелка и др. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание.
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. А с другой стороны, мог ли Рембрандт создавать столь многозначительную музыку, если бы был «только живописцем» (как, скажем, Вер-мер Делфтский), если бы он не жил глубочайшей и напряженной духовной жизнью, которая ведь не имеет «собственного языка» и должна выбирать себе чувственный аналог, чтобы как-то выразиться. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс.
В 1795—1799 гг. Мы угадываем в этих трех людях обвинительницу, обвиняемого и судью, но вершится не простой суд, а высший суд совести Аман осужден не Эсфирью и не Ассуром, а голосом истины, слова которой тихо и твердо, не поднимая глаз, произносит женщина и они эхом звучат в потрясенной душе Амана. И, наконец, Рембрандт пишет «Блудного сына». Он бывает и простоватым и мудрым и неотесанным и элегантным и любящим и холодным.
Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Спрос на живопись резко увеличился. Вермер – не Рембрандт. Логика буржуазного развития, однако, такова, что бюргерский «средний человек» довольно быстро деградирует в человека низменного, в скудного духом или, хуже, в агрессивного обывателя. О каждом из его синдиков можно было бы, правда, написать целый роман.
Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики. Художник уехал в Брюссель (принадлежавший тогда Нидерландскому королевству), где жил до самой смерти. Он любил суровые, усталые лица бедняков, любил писать согбенных старцев и старух, слепых и увечных. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт.
Эжен Делакруа родился в городке Шарантон-Сен-Морис под Парижем. И Рембрандт в этот период во многом находится под влиянием итальянского барокко. Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. Получается приятное для глаза, но несколько искусственное тональное единство. Но не будем поспешны в заключениях.
Так именно и было с Рембрандтом. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. Виллем Бейтевег умер в возрасте 30 лет и в дальнейшем голландский офорт развивался без него. Халс много работает в жанре группового портрета.
Художники пользовались ими охотно, но больше как предлогом для композиционной мизансцены. ван дер Аст, Я. ван Хейсум), церковные интерьеры (А. Правдивость живописи Халса больше не привлекает богатых заказчиков, которые хотят видеть себя на портретах лучше, чем они есть на самом деле. Важнее то, что Рембрандт открывал в «грубой натуре» возвышенную красоту, где противоположность духовного и чувственного снимается исчезает. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов.
Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Это, скорее, относится к бюргерству эпохи Возрождения. В этих картинах привлекает отображение идеалов молодой республики, товарищества, равноправия и чувства свободы.
За домом обычно располагался крохотный дворик. Жанр крестьянских сцен получил в развитие в харлемской школе, в круг Франса Хальса. Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам. Откликом художника на эти события стала картина «Хиосская резня» (1824 г. ). На первом плане картины фигуры обречённых хиосцев в пёстрых лохмотьях фоном им служат тёмные силуэты вооружённых турок. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели.
Историю голландской живописи XVII в. прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса (около 1580—1666). Но только Рембрандт увидел в «Данае» образ любви. В 1642 году Саския умерла совсем молодой. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе).
Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). 1645, Прага, Национальная галерея). Его величие лишь в артистизме живописи. В этих условиях их искусство утратило глубокое общественное содержание и на первый план выступили слабые, ограниченные черты классицистического метода.
К этому же направлению относится творчество художника Жоржа де Латура. Уоллес). Это ведь делали и многие другие в конце концов и почти все «малые голландцы» отходили от академического понимания «прекрасного». Один француз скептически заметил, что нидерландцы проявляют «чрезмерный интерес к живописи».
Даже английские судовладельцы часто делали заказы голландским верфям. Влияние Рембрандта привело к распространенному использованию мягкой светотени золотистого цвета. Изменяется и колористический строй его живописи. Какое сложное существо человек. Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи («Хозяйка и служанка», «Дворик»). Ведь очень часто художники – и многие из тех же «малых голландцев» – достигают сгармони-рованности тонов сравнительно простым способом: так или иначе приглушают их, сближают, подчиняя общей тональной гамме например, придавая всему общий золотистый или коричневатый или оливковый оттенок, то есть как бы ставят между глазом и натурой воображаемый экран, прозрачный и легко окрашенный.
Главное достижение голландского искусства XVIII в. —в станковой живописи. Особенно значительные достижения на этом этапе принадлежат главе гарлемской школы архитекторов Ливену де Кею (1560—1627). Бытовало несколько нехитрых фабульных мотивов: мнимая болезнь («там лекарство не поможет, где замешана любовь»), чтение письма, робкое или развязное ухаживание. Молодые художники объявили своим учителям настоящую войну. Портреты Хальса 50 – 60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет.
Крестьяне, чаще всего изображавшиеся во время попоек и драк, показывались как существа грубые и жестокие. Естественно они изображены за дружным застольем. Одни проступают более явно, другие слабо мерцают, едва осознаваемые, но сама индивидуальность представляет нечто целостное и люди интересуют Рембрандта постольку, поскольку в основе, в сердцевине их сложной личности теплится духовный свет.
Георгия», 1627). Искусство Возрождения во Франции. III. Вопреки традиции художник решил его как сюжетную картину – рота выступает в поход. Для народных масс это означало лишь смену одной формы социального гнета другой.
В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей (недаром голландцы называли натюрморт «stilliven» — «тихая жизнь», а не «nature morte» — «мертвая природа». Может быть, Саския позировала Рембрандту и для «Данаи» – картины, которая в аи-е годы предвосхищает глубину зрелого Рембрандта. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. Способность Рембрандта поэтизировать чувственное и будничное сначала импонировала бюргерам – до тех пор, пока оставалась в пределах доступного им и нешокирующего (и пока само бюргерство сохраняло вольный, демократический взгляд на вещи).
В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической страной. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Порселлис), равнинный пейзаж (Ф.
Ришелье писал о голландцах: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, состоящим из вод и выгонов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров». Колорит сдержан и изыскан (Хеда. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Получили распространение посещения анатомических театров. Давид вместе с учениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами». В его сумрачных мощных пейзажах нельзя обнаружить ни малейшего намека на пристрастие к «милым видам», не чуждое Гойену, Саломону Рейсдалу, Поттеру.
ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫIV. И интерьер, в сущности однообразный, кажется заманчивым и влекущим. Близок Гойену по выбору мотивов и по мягкой созерцательности пейзажного образа Саломон ван Рёйсдаль – «Переправа» (Амстердам, Рейксмузеум) «Речной пейзаж» (Москва, ГМИИ им. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Питер Клас (около 1597— 1661), Биллем Хеда (1594—1680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе.
Колористическое единство здесь особенно поражает. Почти все зажиточные горожане покупали картины и вешали их у себя дома. «Этот богатый чувством, способный к искусству народ хотел и в живописи радоваться такому здоровому и вместе с тем законному, приятному покою своей жизни». В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Вторая половина 30-х – 40-е годы – время творческой зрелости Латура. Но, пожалуй, ярче всего мироощущение Рембрандта этих лет передает известный «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636).
Изменилась и манера письма. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. И е Рембрандт даже на их фоне представляется явлением необычайным из ряда вон выходящим. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом».
Более сорока тысяч греков было убито и около двадцати тысяч обращено в рабство. Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок.
Обилие воды в сочетании с зеленью придавало городским улицам большую живописность. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека. Композиция портрета – поколенный образ фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, – дает ощущение «масштаба», значительности личности. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет.
То, что делает в портретах Рембрандт, нельзя все же назвать привычным словом «психологический анализ».
Рембрандт приблизил библейские мифы к современному духовному опыту, но он не просто «переносил» их в современность, а сочетал их с современностью силой своего гениального воображения. Где Ян Стен пытается читать мораль, там он слабее. Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный язык. Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена из Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним.
Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает. После праздничных портретов 30-х годов перед нами предстает другая трактовка образа полный высокого достоинства и необычайной простоты человек в расцвете сил на портрете из Венского собрания 1652 года эти черты станут преобладающими со временем, как и выражение силы духа и творческой мощи (портрет 1660 г. ). Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому.
Значительную часть городской территории занимала жилая застройка. Первохристианское искусствоIV. При небольшой затрате ценного материала здания оказывались очень нарядными.
Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). Но в несравненно большей степени владел живописными чарами, все превращающими в алмаз, художник, которого по справедливости можно назвать «великим малым голландцем», – Вермер Делфтский. За два года до смерти, в 1664 г., Хале снова возвращается к групповому портрету. Неизвестный изображенный на картине из легендарного Эрмитажа (50-е годы), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи.
Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Далее: тонкий-тонкий стеклянный бокал, его почти не видно Случайно или нет. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. В портретном жанре был, помимо индивидуальных портретов и «типажных» («Разносчик», «Шарманщик» и т. д. ), очень распространен групповой портрет членов различных военных и штатских корпораций – стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин, ученых обществ.
Большое значение в картинах Ленена имеет пейзаж. Художники-романтики, не считаясь с канонами, существовавшими в изобразительном искусстве предыдущих эпох, охотно обращались к необычным сюжетам, связанным с сумасшествием, сверхъестественными явлениями, насилием или экзотикой (то есть выходящими за пределы "нормального"). Делакруа во Франции был лидером этого направления. Адам и Ева на офорте Рембрандта – неуклюжие, с головами, втянутыми в плечи некоторым исследователям даже приходило на мысль – не предугадал ли художник интуитивно теорию эволюции изобразив первых людей обезьяноподобными.
Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Караваджо писал на религиозный сюжет. Это сложное ощущение испытываешь, например, перед его амстердамской «Женщиной с письмом». Но Рембрандт. Многие лица просто плохо «прочитываются» в этой резкой светотени, в этих контрастах густых теней и яркого солнечного света, на который выходит отряд (в XIX в. картина уже так потемнела, что ее считали изображением ночной сцены, отсюда ее неправильное название. И он вернулся.
Ничем другим, кроме живописи и гравирования, не занимался. 763. ). В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста. Ни одна страна не знала такого обилия налогов, как Голландия.
Расцвет пейзажной живописи в голландской школе относится к середине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдал (1628/29—1682), художник неистощимой фантазии. У Питера де Хоха, например, композиции строятся так: комната, приоткрытая дверь в другую комнату, дверь в чуланчик, дверь во двор – целая система «рамок», вдвинутых одна в другую. Простота быта и облика людей не заземляет тему. Хале изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл.
Все богатство содержания, которое он воплощал, не имеет бытия, отдельного от глубины тона, от его трепетности и «расплавленности», оно – в отношениях фигур к фону, в их выступаниях из темноты и погружениях в темноту, в красочных сгустках, в легких, вьющихся штрихах офорта, в бархатистых пятнах – во всей этой неописуемой музыке изобразительного искусства. Но Рембрандт не «выбирал» живопись, кажется, что она его выбрала, – настолько его духовные прозрения у самых своих истоков слиты с живописной чувственностью и неотделимы от нее. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты».
Рембрандт Харменс ван Рейн. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. С 40-х годов художник предпочитает более спокойные сцены – сюжеты лишились «агрессивного» характера, гротеск сменился юмором, правда в облике крестьян Остаде по-прежнему подчеркивает и утрирует ущербные черты.
По его словам, он хотел «изобразить античные нравы с такой точностью, чтобы греки и римляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям». Так всегда.
Ранняя картина Вермера «У сводни» (1656) необычайно (для «малых голландцев») велика по размерам, монументальна по форме, звучна по цвету больших локальных пятен: красной одежды кавалера, желтого платья и белого платка девушки. Б. Виппер говорит о нем: «.
ведущим в голландской живописи был бытовой жанр. Он пользовался ими в живописи, как антуражем, создавая полусказочное окружение героям картин и утоляя свою любовь к живописности – к глубокому тону, мерцаниям, переливам, вспышкам, к «драгоценности» пастозной, шероховатой красочной фактуры. Полную волю своему бурному художественному темпераменту молодой Рембрандт дает в портретах Саскии, своей жены. Главными выразительными средствами являются не линии и массы, а свет и цвет. Не такая, как у Караваджо, не такая, как у художников барокко, – совсем особая.
Клас и В. Хеда) или изображение цветов и фруктов (Б. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). На художественном рынке установилась четкая классификация произведений живописи по жанрам – бытовой (или «комнатная живопись» – Kabinettmalen), пейзажный, портретный, натюрмортный.
Он переписал заново центральную часть с героиней и служанкой. Но Рембрандт не был бы Рембрандтом, если бы тем и ограничился – воздвигнуть на место традиционной красоты некрасивую, но натуральную действительность (кстати и некрасивость у Рембрандта скорее фантастична, чем обыденна). 40—50-е годы — это пора творческой зрелости. Примерно до начала 40-х годов Рембрандт был самым популярным художником в Голландии. Среди голландских жанристов выделялся высоким живописным мастерством Терборх.
Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Его искусство оказало большое влияние на ученика Хальса Адриана ван Остаде (1610 – 1685). Крепка вечная связь времен и древний опыт прочно оседает в сердцах. Сюжетами картин голландских художников становятся также Ост-Индская кампания, мануфактуры по переработке китового жира, заседания ботанических обществ. XIX в. были для Франции временем становления романтического искусства. Пушкина).
У Бернини его закутанная с головы до ног «святая» Тереза – воплощение сладострастия. 40—50-е годы — это пора творческой зрелости. Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов.
Растворение предметов в свето-воздушной среде, умение создать эту иллюзию прежде всего определило признание и славу Вермера именно в XIX в. Позднее письмо Вермера стало более сплавленным, гладким, построенным на нежных сочетаниях голубого, желтого, синего, объединенного удивительным жемчужным, даже жемчужно-серым («Головка девушки»). Но, конечно и голландские буржуа первой половины века не были такими уж безгранично благодушными людьми, какими они хотели видеть себя в искусстве. В этом фантастическом сплаве он воплощал и утверждал непреходящие человеческие ценности. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом.
Классовая борьба неоднократно принимала открытые формы забастовки промышленных рабочих подчас переходили в восстания. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Семьи в Египет»— переделал в собственный офорт. Своего наивысшего экономического подъема республика достигла в середине 17 века.
Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628 – 1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов. Богачи на портретах конца 17 в. демонстрируют модные платья и шляпы с перьями, ценное оружие, принимают горделивые позы. Красивого в академическом и обывательском смысле Рембрандт не признавал: ни гладкой миловидности лиц и фигур, ни благообразной плавности рисунка, ни «эмалевой» красочной поверхности. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Ведь их картины были товаром, который надо было продавать, чтобы жить.
до н. э. )I. Необычайно усложняется и обогащается его техника офорта. Рембрандт умел создавать портрет-биографию выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном», около 1654). Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом».
Они не возводят ее на котурны, но, всматриваясь в «рядового человека», открывают в нем многое достойное внимания. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох (1629—1689). Тут вновь вспоминается, что сказал о голландских жанрах Гегель: «. В его лесном «Болоте», окруженном старыми узловатыми деревьями-великанами, даже чудится что-то первобытное.
Таковы портреты Класа Ван Форхаута, недалекого, простодушного, немного смешного и нелепого в своей претензии казаться величавым и значительным (ок. 1635, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Николаса ван дер Меера (1631, Харлем, музей) и Питера ван ден Бруке (1633, Лондон, Кенвуд-Хаус) – натур простых, откровенных и чуть грубоватых, но деятельных и ясных духом или портрет Яспера Схаде, тщеславного, высокомерного, самовлюбленного (ок. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях. Живопись на евангельские и библейские сюжеты представлена также, но далеко не в таком объеме, как в других странах, равно как и античная мифология. Он пишет «Ассура, Амана и Эсфирь» – трое людей по виду спокойно сидят за одним столом, а между тем нельзя ошибиться в великом значении того, что между ними происходит.
Каждый цвет дан художником в тончайших градациях, в богатстве нюансов, каждый тон обрел замечательную глубину. Новые экономические и общественные условия содействовали бурному расцвету наук и искусства. Как указывает Маркс, «. Сразу по возвращении в Париж художник принялся за картину «Алжирские женщины в своих покоях» (1833 г. ). 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой.
И самые лучшие – в последнее десятилетие жизни. Тесно прижатые друг к другу, они образовывали фронт застройки улицы или набережной. Но эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя.
Подсвечник со свечёй – узнаваемая часть. :) но свеча потухшая. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности.
XIX в. художник создал ряд батальных полотен, посвященных средневековой французской истории. На смену классическому, прекрасному, но и абстрактному в своей красоте идеалу пришло выражение жизненной правды, яркой индивидуальности физического склада. Особую поэтичность у «малых голландцев» приобретает интерьер. На все эти события откликнулась и голландская живопись.
20-е гг. Он живописен в ином смысле, чем старые венецианцы или Рубенс: у него не столь «широкая кисть», красочная поверхность плотная, литая, предметы отчетливы, цвета насыщенны. Главные достоинства Вермера-художника—в передаче света и воздуха. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. В годы зрелости (в основном в 50-е годы) Рембрандт создал свои лучшие офорты.
Отдавал дань «трактирному» жанру видный художник Ян Стен. Колорит его картин становится почти монохромным. В живописи обстановка была сложнее ибо здесь переплелись влияния маньеризма, фламандского и итальянского барокко. В 1621году вышла в печать его серия офортов с пейзажами.
В 1640-1660-х гг. Как офортист, он не знает равных в мировом искусстве. Его не ожесточили личные горести, не озлобили оскорбления, которым он подвергался.
Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Новый и Ветхий завет. В молчании созерцают встречу отца и сына несколько чуть виднеющихся в тени людей.
Хале дерзко разрушает эту традицию. Рембрандт отошел от привычной композиции группового портрета—изображения пирушки, во время которой происходит «представление» каждого из портретируемых. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклоны голов. Большие размеры композиции, вытянутой по горизонтали, широкое уверенное письмо интенсивные, насыщенные цвета (желтый, красный, синий и т. д. ) создают монументальный характер изображения. Не всякая страна так любит и бережет свое прошлое, как Голландия. К подобным экзотическим вещам Рембрандт всегда питал настоящую страсть. «. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников.
«Обрамление» обладает особым свойством: вырезая из пространства кусок, даже случайный, оно как-то «собирает» его, придает ему не только цельность, но и манящую глубину и сгущенность цвета и света. Среди ценителей творчества Сегерса— сам Рембрандт.