В целом картины мастеров голландского пейзажа – это драгоценный пласт в мировой художественной культуре, давший толчок к развитию пейзажного искусства во многих странах, в том числе и в России.
Некоторые мастера были склонны поэтизировать будни, например, Терборх изображал сцены музицирования или флирта. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. «Чисто чувствующий, ясно мыслящий художник», так характеризует голландца великий немецкий поэт. Однако в середине XVII в. ужо ясно начинают обозначаться противоречия между реалистическими устремлениями представителей передового искусства и господствующими в буржуазных кругах идеалами. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье.
Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Его панорамные пейзажи зовут в синеву, побуждают к долгому созерцанию, пугают неизвестным будущим, далёким от опасности. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Так же, как в картине 1646 г. «Домик в роще), в центре видна группа деревьев.
Голландская живопись тех времен рассказывает и про мирные сцены: на некоторых работах крестьяне беседуют за трубкой и кружкой пива, проводят время на ярмарке или в кругу семьи. Картины, выполненные маслом на холсте, могут сохранять яркость цветов не одно столетие. Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи.
Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. О вкладе Бейтевега в голландскую гравюру свидетельствуют интерес к его произведениям Сегерса и Рембрандта.
Фигуры, с большим тактом вписанные А. ван де Вельде, благодаря своим тонким силуэтам и сдержанной красочной волной самодовольного мещанства разбогатевшей буржуазии, столь гибельно сказавшейся на голландском искусстве. Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. В каждой картине художник передаёт своё восприятие мира.
Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Такая высокая оценка голландского пейзажиста вполне справедлива. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным.
Ок. Этот этап представлен творчеством таких художников как: Питер де Хох, Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс. Получили распространение посещения анатомических театров. Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе.
Художник как бы запечатлевает определенное состояние в изменчивой жизни природы и вместе с тем всегда умеет выявить ее извечную сущность.
Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Но каждый раз основной характер изображения определяется движением бурных вод.
«Болото» -- другое значительное произведение 1660-х годов -- несколько проще по своему мотиву. Значительная художественная одарённость сделала непохожими между собой как его картины и рисунки, так и офорты.
Все картины в каталоге «В Интерьер» выполнены маслом – а это, как известно, очень долговечное вещество. Далекие просторы воздуха, воды, земли переданы с исключительным мастерством. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов.
Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж).
По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее. Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Пастозная манера письма уступила место жидкому наложению красок с просвечивающим грунтом. Рейсдал почти полностью преобразовал и, если можно так выразиться, "опоэтизировал" окружающий пейзаж. Зимний день. Признанием среди высших слоев голландского общества пользуются но лучший пейзажист и но великий творец психологического портрета, а нарядные «итальянизирующие» художники, блестящие, но поверхностные портретисты.
Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма.
Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).
Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. У кого Рейсдадь учился живописи -- неизвестно. Па переднем плане -- поваленный ствол дерева.
Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы. Это дало возможность художнику достичь большой прозрачности в изображении воды. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»).
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени.
Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности. Ко второй половине семнадцатого века в жанре возникли более эмоциональные произведения с философскими идеями. Мягкие линии дюн и дороги, прячущиеся за деревьями, низкие строения, как бы ограничивающие изображение, -- все это содействует впечатлению замкнутости и уединенности. Они становятся спокойнее, камернее, в них появляется больше лирической созерцательности, тихой задумчивости.
В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. (Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанном для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей). Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость.
Однако он рано вступил и на художественное поприще. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом».
Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. Утрехтские художники рисовали пышные цветочные натюрморты, а в Гааге мастерам особенно удавалось изображение рыб и морских гадов. Саймон Питерс Верелст пишет немецкого принца Руперта в манере аристократа-интеллектуала французского образца игнорируя и его жестокость и воинственность и безнравственность.
Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Все в них полно жизни и движения.
В нем нет напряжения и динамичности, которые характерны для «Речки в лесу», но прекрасно подчеркнута стихийная мощь природы. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Меняетсяобразныйстрой картин.
Неподдельным теплом веет и от полотен с изображениями повседневной жизни на фоне пейзажей Голландии. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). В «Крестьянских домиках в дюнах» достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля.
Все элементы картины тесно связаны между собой. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения.
Так, характеризуя почву, художник по густо наложенным краскам наносит обратным, деревянным концом кисти зигзагообразные, короткие и глубокие борозды. Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим. Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи.
Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника. В его задушевных произведениях удивительно гармонично переплелись человек и природа, чего уже не заметишь в более поздних пейзажных картинах (в дальнейшем пейзажами стали называть только изображения природы без присутствия в них человека). Но художник принес в офорт разнообразие и глубину человеческих чувств, отчаянных стремлений, пафос поисков и трагизм судьбы, даже героизм поступков, драму старости и прощание с миром.
Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом.
Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. Но величественности и значительности своих изображений Ройсдаль достигает но путем отказа от многообразия реального мира.
Если от портретистов требовали нарядных парадных изображений, где передаче одежды и обстановки придавалось более значения, чем выразительности лиц, где все большее распространение получала аллегория, то и в области пейзажа берут верх декоративные тенденции. Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. Так же, как и расположившийся у дороги странник, они органически связаны с окружающей природой. Середина XVII века -- время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи.
Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Покупатели и мастера сотрудничают напрямую, не оплачивая дополнительных наценок и комиссий посредников.
Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк. Живое непосредственное впечатление от действительности, увиденная художником красота этого интимного уголка -- вот что определяет характер изображения.
В дальнейшем он много путешествовал по Голландии, делая зарисовки и эскизы. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. В других источниках указывается количество 600. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень. Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем. В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами.
Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. В композиции преобладают стихийные силы. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным.
Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Крепкие деревья небольшими группами возвышаются над кочками, между которыми простирается водная гладь начинающего зарастать болота.
Угасающий свет вырывает из темноты то белые стволы деревьев, то их изогнутые ветки или выступающие из земли корни, то часть дороги с текущей внизу речкой. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа.
Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Корнелис Спрингер (Cornelis Springer, 1817-1891) — известный голландский художник-пейзажист. В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы.
Пейзажи Рёйсдала понятны любому человеку любой национальности, так как в них выражено общее для всех людей единение с природой. Рёйсдал создал около 450 картин. Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Но в начале XVII века тенденция переменилась.
Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. В середине семнадцатого века мастера изображали врачей, ученых в процессе работы, собственные мастерские, хлопоты по дому или светские мероприятия.
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Ни одна из них не датирована, но исследователи склоняются к тому, что большинство этих картин было написано не ранее 1660-х годов. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде.
Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Нигде но раскрывается вид вглубь. Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. Правда, в работах ван Гойена основное место все же занимала природа.
Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. В ранний период творчества изображение крестьян в его картинах отличалось подчеркнутой комичностью иногда доходящей до карикатуры. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы.
Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт.
Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Он является создателем национального голландского пейзажа.
Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы. Немногочисленные, небольшие, удачно расставленные фигуры людей находятся в полной гармонии с простыми мотивами природы. Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов.
Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу. Творчество художника, однозначно, впечатляет.
Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Высокое небо покрыто облаками.
Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. Я. Рейсдаль вступает на другой путь. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать.
Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдала, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 века. Рейсдал не был бы истинным голландцем, если наряду с лесистой Голландией не показал бы и прибрежную ее часть, омытую северным морем, овеянную влажным морским ветром. Теперь взгляд проникает в глубь старого леса, где рядом с высоким полузасохшим стволом лежит упавшее дерево, высятся могучие дубы, а извилистая тропинка теряется среди зарослей. Ни одного яркого пятна. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма.
Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой.