Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает. Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство.
Особо хорошо это заметно в картине Неверие Фомы. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Именно в искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт, подобного которому не знали даже выдающиеся центры искусства в Италии или Франции. Особенно значительные достижения на этом этапе принадлежат главе гарлемской школы архитекторов Ливену де Кею (1560—1627). В картине «Бокал лимонада» Терборх в отличие от своих предшественников создает целомудренный образ девушки.
Более одаренным был художник Виллем Бейтевег. 40—50-е годы — это пора творческой зрелости. Пророк Иеремея на развалинах Иерусалима. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Да и старуха не терзает зрителя своим уродством или откровенной алчностью.
В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Рейздаля считают создателем философского пейзажа. В первой половине 17 века, величайшим портретистом Голландии является Франс Хальс. На все эти события откликнулась и голландская живопись.
Это очень ярко отразилось на городской планировке. Цвет приобретает звучность и интенсивность. С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632). Семьи в Египет»— переделал в собственный офорт.
В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Картина имеет повторение, она создает еще более острый смысл жизни и смерти. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин, а может быть и за то и за другое. Караваджо писал на религиозный сюжет.
В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Эволюция голландского зодчества 17 в. делится на три основных этапа. В отношении тематики, в узком смысле слова, у Вермеера нет ничего оригинального. Язык барокко наиболее близок выражению приподнятого настроения. Такое построение придало изображению живость и естественность.
В это время приезжает министр Голландии и покупает несколько работ Рембрандту. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Творчество Питера де Хооха более демократично по характеру. Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи – жанровая живопись.
Получили распространение посещения анатомических театров. Герард Доу. Картину приобрел Петр 1 и она стала одной из первых картин Эрмитажа. Но, пожалуй, ярче всего мироощущение Рембрандта этих лет передает известный «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636).
Параллельно с пейзажем развивается и жанровая живопись. Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. В этих картинах Рембрандта все очищено от преходящего, случайного. В тот год когда Саски болеет, Рембрандт получает заказ на групповой портрет роты капитана Кока – Ночной дозор.
Одновременно Голландия в этот период — и важнейший центр европейской культуры. Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Халса.
Для Стена, в отличие от большинства его современников, сюжетная сторона небезразлична. 12 разновидностей пейзажа: городской, морской, дюнный, водопады, лесной пейзаж.
На историческую арену выступили их внуки, которые могли спокойно пользоваться приобретенными благами. Эта тема в полной мере получила свое воплощение в жанровой картине. Соч., т. 23, стр. Последний встречался в Риме с самим Караваджо и оказался под впечатлением от его произведений. В Голландии же точка отсчета – Зубной врач.
Адриана», 1627 и 1633 «Стрелковая гильдия св. Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов. Одна из последних работ Хальса – Регенты приюта для престарелых.
За домом обычно располагался крохотный дворик. И вот это поднимало картину, возвышало ее. 1660 г. ). Типичными представителями этого вида голландской живописи были Герард Терборх (1617—1681) и Питер де Хоох (1629—после 1683). Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков — так называемые «Синдики» (1662), где скупыми средствами Рембрандт создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязей людей.
В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей (недаром голландцы называли натюрморт «stilliven» — «тихая жизнь», а не «nature morte» — «мертвая природа». Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. Настроение офортов Бейтевега — неторопливое иногда с оттенком скуки. При небольшой затрате ценного материала здания оказывались очень нарядными.
Две картины с одним названием: Еврейское кладбище. В амстердаме он получает первый заказ на групповой портрет – Анатомия доктора Тюльпа. С 40-х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими («В деревенском кабачке», 1660). Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Он становится знаменитым и модным художником.
Успех его в живописи привел к тому, что он женится Саски Ван Эленбург. Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании.
В портрете хорошо видно выделения треугольником фигур, каждое лицо хорошо видно. Все строит на принципе ассиметрии. Рейсдалу свойственно сочетать тщательную выписанность с большой жизненной целостностью, с синтетичностью образа. картины Вермера как будто ни в чем не оригинальны. Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции. Осталось примерно пятьдесят (50) его графических произведений, а некоторые— вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).
Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям. Просто зарисовка, анекдот. Родился в 1574 году в Антварпане. Еще в начале 17 в. о Голландии говорили, что она имеет больше домов на воде, чем на суше.
Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи. Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса (1589—1638), то художники, наоборот и воспевали и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. Художник видит все так, как хочет. Голландцы его называли «stilleven».
Приготовление напитка является лишь предлогом для их близости. Эмануэл де Витте«Рынок в порту».
Это картины со светотеневой композицией эпохи барокко. Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников. Искусство Вермеера Дельфтского принадлежит поздней поре развития Голландии.
Каждая фигура имеет свой поворот и свое движение. Подсвечник со свечёй – узнаваемая часть. Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг. В 10—30-х годах Халс много работает в жанре группового портрета. Хальс изображает офицеров во время пирушки, каждый офицер изображен в своем повороте.
Тем не менее все его образы имеют вполне индивидуальный характер. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»).
И Рембрандт в этот период во многом находится под влиянием итальянского барокко. В картине «Зимний вид» представлен типичный пейзаж с серым, нависшим над землей небом, замерзшей рекой, на берегу которой, расположена деревня. Центральный световой удар – памятник.
В работе есть диагональная композиция, свето-тенеая композиция. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Наиболее крупным по своим живописным достоинствам в этой группе является Адриан ван Остаде (1610—1685). В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. Он переписал заново центральную часть с героиней и служанкой.
Но в начале XVII века тенденция переменилась. Сюжеты простые, крестьянские — дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Из этого следует, что картин тогда было в избытке.
Питер Клас (около 1597— 1661), Биллем Хеда (1594—1680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической страной.
Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи («Хозяйка и служанка», «Дворик»). Один француз скептически заметил, что нидерландцы проявляют «чрезмерный интерес к живописи». Портреты 40-50 годов – портреты с преобладанием черного цвета. За свою жизнь Хальс создал более 200 картин. Эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ всем антуражем, от богатых одежд до торжественно поднятого хрустального бокала в руке ритмом пластических масс, богатством цветовых нюансов, светотеневой моделировкой, которая станет главным из выразительных средств в рембрандтовской живописи. В 20—30-х годах XVII в. голландцы создали особый тип небольшой мелкофигурной картины.
Он снимает сарай на берегу реки и создает свою школу в 16 лет. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. Лейденский университет был центром свободомыслия. Как Хальс и Рембрандт, Вермеер Дельфтский был оценен в полной мере только в 19 веке.
Колорит сдержан и изыскан (Хеда. В ее развитой по тем временам промышленности наибольшее значение имело текстильное производство и особенно судостроение— на голландских верфях строились корабли для всей Европы. Они служат, собственно, не столько темой изображения, сколько предлогом для передачи атласа и шелка костюмов изящных поз и всевозможных предметов обстановки. Натюрморты Класса и Хеды похожи между собой – это настроение интимности и уюта, спокойствие в жизни бюргерского дома, где есть достаток. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро.
Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством. Показательно, что в этой картине нет сюжета. «Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Калфа. Простая бытовая зарисовка нет цельности, законченности. Голландцы начали создавать портрет Голландии.
Саски с цветком. В его школе учится такие художники, как Доу. Потом его семья переезжает в Харлем. Это самое яркое пятно на полотне именно на простыню падает свет, освещает всё вокруг и объединяет композицию. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества.
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Пожилая дама стелит постель. Порселлис), равнинный пейзаж (Ф.
Они могли быть точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Картина является шедевром Рембрандта 40-х годов. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия» (К.
Среди ценителей творчества Сегерса — сам Рембрандт. И действительно, наиболее почтенные люди: почтенные по возрасту (старики вплоть до начала XVII века изображаются в платье), по социальному положению (государственные деятели, духовенство, магистраты) – продолжают носить платье. Он опустился без сил.
Родился в 1606 году в семье мельника в городе Лейдене. Георгия», 1627). В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. В Голландии церковь не играла роли заказчика произведений искусства: храмы не украшались алтарными образами ибо кальвинизм отвергал всякий намек на роскошь протестантские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами.
В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста. (образ Клио) что мы, таким образом, чувствуем. Наиболее же высокие достижения голландской культуры связаны с живописью. Осталось примерно пятьдесят (50) его графических произведений, а некоторые — вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. Сюжет библейской притчи о беспутном сыне, после многих скитаний возвратившемся в отчий дом, привлекал Рембрандта и раньше, о чем говорят один из ранних его офортов и несколько рисунков.
Внимание художников обращено преимущественно на внешнюю сторону, позы, костюмы. Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров – Питер де Хоох (1495-1562), Герард Терборх (1617-1681), Габриэль Метсю (1629-1667), вторые – из крестьянской жизни – Адриан ван Остаде (1610-1685), третьи – сцены из быта учёных и врачей – Геррит Доу (1613-1675) пейзажисты – Ян Порселлис (1584-1632), Симон де Влигер (1601-1653) изобразители лесных уголков – Мейндерт Хоббема (1638-1609), мастера интерьера – Питер Янсенс (1623-1682). Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды. Он передает состояние во время грозы. Историю голландской живописи XVII в. прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса (около 1580—1666). Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей, тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»).
В основном простые мотивы его пейзажей оживляли или жидкие персонажи или порыв ветра, наклоняющего верхушки деревьев. На первом плане сухое, но еще живое дерево. Рембрандт отошел от привычной композиции группового портрета—изображения пирушки, во время которой происходит «представление» каждого из портретируемых. Совсем иначе он пишет портрет Регенты госпиталя Святой Елизаветы. Ян Вермеер Делъфтский.
Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Хале изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету – «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер». Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры XVII в. Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Прощание Давида с Ионафаном, написанная в один год с Ночным дозором. Герард Терборх, Питер де Хоох и Габриель Метсю.
Но художник принес в офорт разнообразие и глубину человеческих чувств, отчаянных стремлений, пафос поисков и трагизм судьбы, даже героизм поступков, драму старости и прощание с миром. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, голландский магистрат, украшавшие не дворцы и виллы, а скромные жилища или общественные здания, — вот таким образом и картины в Голландии этой поры не имеют таких размеров, как полотна Рубенса или Иорданса и решают преимущественно станковые, а не монументально-декоративные задачи. Филипс Воуверман. Рембрандт учится какое то время в университете. Была даже специализация внутри жанра: вечерние и ночные пейзажи (Арт ван дер Нер), «ночные пожары» (Экберт ван дер Пул), пейзажи зимние (Авер-камп), корабли на рейде (Я.
Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Правда, как вернозамечено И. В. Линник, «тихая жизнь» — это более поздний поэтический перевод. Воля девушки немного скована жестом и взглядом старухи, которая подталкивает ее к мужчине. В Лейдене был написан его автопортрет.
Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс. Необычайно усложняется и обогащается его техника офорта. В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. В первых своих работах он говорит о принадлежности к барокко.
Адриан ван Остаде (1610—1685) изображает поначалу теневые стороны быта крестьянства («Драка»). Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни. Дорогая ваза – упала.
Его немногочисленные картины написаны в богатой и разнообразной фактуре. Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. Конфликт – этически обоснован. Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). После праздничных портретов 30-х годов перед нами предстает другая трактовка образа полный высокого достоинства и необычайной простоты человек в расцвете сил на портрете из Венского собрания 1652 года эти черты станут преобладающими со временем, как и выражение силы духа и творческой мощи (портрет 1660 г. ).
Он изображает выход стрелков на учения. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого. Откровенной радостью жизни, ликованием пронизано все полотно. Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Рембрандт внёс в офорт, бывший до того лишь одной из множества графических техник 16 века, столько мастерства и психологической глубины, что тот перестал быть техническим курьёзом и забавой чудаков-художников.
Маркс и Ф. Энгельс. Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом. Изменились главным образом формы архитектурного декора фасадов и интерьеров.
В картине получается активная диагональ. Мальчик был изначально очень одаренный. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья. Для полноты обзора основных явлений голландской бытовой живописи надлежит, наконец, отметить распространенность многофигурных композиций под открытым небом (сцены лагерной жизни и охоты, путешественники на отдыхе вблизи харчевен).
Первые работы которые они написали – Изгнание, торгующих из храма. Но в начале 17 века тенденция переменилась. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Он писал церковные интерьеры и то, что художник обращается к жанру рынка весьма удивительна.
Он изображал жизнь сельской Голландии. 1660 г., Эрмитаж). Строже и спокойнее становится его палитра. Получили распространение посещения анатомических театров. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами и темно-оливковый цвет фона. Блестящего развития достигает натюрморт. Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля (1525-1529). Блестящего развития достигает натюрморт. Лишь в редких случаях он обращается к занимательным сюжетам и вносит в композицию элемент действия («У сводни», 1656, Дрезден).
Феерический, сказочный мир. Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса (1589—1638), то художники, наоборот и воспевали и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. В 1635 году в Харлеме на каждые 500 жителей приходился один художник. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем.
Основной процесс развития голландской жанровой живописи завершается в своем подъеме творчеством одного из крупнейших живописцев Голландии — Яна Вермеера, прозванного по месту его деятельности Дельфтским (1632—1675). Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска.
Даже английские судовладельцы часто делали заказы голландским верфям. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Ян Стен. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт.
Хале в эти годы перестает быть популярным, так как никогда не льстит и оказывается чужд переродившимся, утратившим демократический дух вкусам богатых заказчиков. Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством. Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору.
Если до XVII века в европейском изобразительном искусстве большое значение имела библейско-мифологическая тематика, а другие жанры были слабо развиты, то в голландском искусстве соотношение между жанрами резко меняется. В работах появляется ирреальный свет. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).
Внешняя политика Голландии в первой половине 17 в. характеризовалась борьбой с Испанией и Португалией за политическое и экономическое преобладание, а во второй половине столетия — с Францией и главным образом с Англией внутренняя политика— борьбой за власть между крупной буржуазией провинции Голландии и штатгальтером (номинальным главой государства), к которому нередко присоединялись различные слои населения, оппозиционно настроенные по отношению к всемогущему амстердамскому патрициату. Это исчезает в поздних портретах. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Автопортрет с Саски на коленях. Колорит его картин становится почти монохромным. В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической страной.
Художник выступает историографом целой эпохи. «Матфей и ангел» (1661). Колорит его картин становится почти монохромным. Композиция в высшей степени динамична, построена по всем правилам барокко. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием.
Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Но. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным.
Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края. Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном. Композиция строится на расположении в пространстве рук, ног и лиц героев. Необычная работа с фактурой. Все элементы композиции объединены светом и колоритом.
Там он учится у художника Ван Мандера. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей, тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Обилие воды в сочетании с зеленью придавало городским улицам большую живописность. Перспективы комнат и сменяющих их двориков дают случай голландским жанристам показать во всем блеске их умение передавать то равномерный серебристый свет, то игру солнечных пятен в глубине полутемных помещений. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Конинк) натюрморты — «завтраки» (П.
Ни одна страна не знала такого обилия налогов, как Голландия. Главная религия – протестантство. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. 763. ). Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»).
Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения. На рембрандтовском полотне люди объединены между собой действием, все представлены в естественных позах их внимание обращено на главное действующее лицо —доктора Тулпа, демонстрирующего у «разъятого» трупа строение мышц. С помощью музыкальных мотивов эти художники тонко передавали мир чувств своих героев. Главное достижение голландского искусства XVIII в. —в станковой живописи. В картине голова святого излучает свет. В качестве одного из крупнейших представителей буржуазного жанра второй половины 17 века следует привести также Яна Стена (1626—1679). К травлению он прибавляет технику «сухой иглы», по-разному наносит краску при печатании иногда вносит изменения в доску уже после получения первых оттисков, отчего многие офорты известны в нескольких состояниях.
В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. В истории голландского искусства имя Вермеера Дельфтского должно быть поставлено рядом с именем двух его старших современников: с Хальсом и Рембрандтом. Острый недостаток и дороговизна земли способствовали выработке чрезвычайно экономной и рациональной внутренней планировки бюргерских жилых домов, внешне скромных, но отличавшихся высоким комфортом и уютом. Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты).
Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т. к. Например, гарлемские художники натюрморта к так называемым «завтракам» – Питер Клас (1598-1661), Виллем Хеда (1594-1680). Он активен в цвете. В картине «Хозяйка и служанка»Питера де Хоох (Pieter de Hooch, Hoogh, 1661-63, 5342, х. м., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) композиция держится на четком ритме вертикальных прямых: калитка, детали ограждения, устремившийся вверх цветок в вазоне, вертикаль дома на заднем плане, ставни, окна, дверной проем.
Адриан ван Остаде. В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана – Иcаак ван Остаде. «. Например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Общим характером своих жанровых изображений он близок к Терборху, но более ярок по краскам, чем последний.
Возникает ощущение анекдота. Именно этот предмет художник делает центром композиции — и геометрическим и смысловым. Главные достоинства Вермера-художника—в передаче света и воздуха. Для народных масс это означало лишь смену одной формы социального гнета другой. Его краски как будто излучают свет. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой.
Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтиспис), которыми начинали издание. Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. В самом начале голландского искусства – главным направлением становится портрет.
Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики. Дерево изображается на фоне живого и пышного дерева. Немалое наследство Саскии и его собственные работы дают материальную свободу. Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклоны голов.
в стране намечаются признаки перелома. Эта композиция очень отличается от других картин.
Ну и наконец – окорок аппетитный. Но в этом доме не всё так просто. Образ старости возникает. В 1640-1660-х гг. По праву шедевром живописи Остаде считается его «Художник в мастерской» (1663), в котором художник прославляет творческий труд, не прибегая ни к декларации, ни к патетике.
«Натюрморт со свечой», 1627). Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс. Художник создает устойчивую позу мужчины, показывая его ногу, его опору на колено.
Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Так всегда. его изображения наиболее многочисленны.
В 50-60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй. Рембрандт умел создавать портрет-биографию выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном», около 1654). Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников.
Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Своего наивысшего экономического подъема республика достигла в середине 17 века. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр. В 1621году вышла в печать его серия офортов с пейзажами.
В последней трети 17 в. и в начале 18 в., в связи с общими явлениями застоя в экономической жизни страны, промышленная и торговая буржуазия постепенно превращается в класс рантье, живущих на проценты с накопленных богатств. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их.
Среди ценителей творчества Сегерса— сам Рембрандт. 1585-1666 гг. ). Значительную часть городской территории занимала жилая застройка. 30-е годы — время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца большая заказная картина 1632 г. —групповой портрет известный еще как «Анатомия доктора Тулпа» или «Урок анатомии».
Картина — шедевр де Витте. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками. Рейсдаль не пользовался в свое время успехом.
«Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Калфа. Отсюда широкий диапазон живописи этого столетия, «узкая специализация» по отдельным видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Ряд «анатомических уроков» создали— Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Ян ван Нек. Клас и В. Хеда) или изображение цветов и фруктов (Б. Ему было лет 14, когда он почувствовал своё призвание к живописи и покинул университет.
Далее: тонкий-тонкий стеклянный бокал, его почти не видно Случайно или нет. Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр. Как офортист, он не знает равных в мировом искусстве. Почти все работы они там собраны.
В Амстердаме с его радиальной планировкой динии главных каналов распределялись по концентрическим полуокружностям, в других городах — по прямоугольной или лучевой сетке нередко встречалась планировка смешанного типа. Это настроение выражено в одном автопортрете луврского собрания 1634 г. и в портрете Саскии из музея в Касселе (того же года), а также в эрмитажном изображении Саскии в образе Флоры. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. Тесно прижатые друг к другу, они образовывали фронт застройки улицы или набережной. ван дер Аст, Я. ван Хейсум), церковные интерьеры (А. Это некрасивое тело было передано предельно реалистично.
В 1640-х гг. Обратившись к картине в 40-е годы, художник усилил эмоциональное состояние. К этому времени, когда общественные противоречия еще не обозначались во всей своей остроте, относится ранний этап развития голландского искусства.
В 40 годах живопись Хальса резко меняется. Из них портрет Регентши приюта для престарелых. Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. Девушка, вероятно, собирается на свидание.
Остаде передает сосредоточенность «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Большие размеры композиции, вытянутой по горизонтали, широкое уверенное письмо интенсивные, насыщенные цвета (желтый, красный, синий и т. д. ) создают монументальный характер изображения. Начинается самый счастливый период его жизни. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).
И в то же время приводит к взрывному распространению светских по тематике жанров. Даже небольшие по размеру произведения Рембрандта этих лет создают впечатление необыкновенного величия и истинной монументальности. В это время в моду входит портрет Ван Дейка.
Художник, заслуженно пользующийся теперь мировой славой, умер бедняком в богадельне Гарлема. «Банкет офицеров роты Святого Георгия» – первая работа которая принесла ему популярность.
В «Натюрморте со свечой» П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов – композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность. Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема.
Своеобразие нидерландской революции заключалось в том, что национально-освободительная борьба против испанского абсолютизма, будучи неразрывно связанной с борьбой против римско-католической церкви, привела к утверждению в Голландии кальвинизма. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших землях сумели создать молочное хозяйство, которое прославилось на европейском рынке. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Свои течения существовали в каждом жанре.
Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир. Здесь он написал картину Жертвоприношение Авраама.
В этой группе — в фигуре упавшего на колени оборванного юноши и возложившего руки на его бритую голову старца — предельная напряженность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния. Церковные здания в соответствии с духом кальвинизма не отличались очень большими размерами и пышностью убранства. Часто в их творчестве можно встретить «вариации» на тему одной и той же бытовой ситуации, но с небольшими изменениями: на первый взгляд бесхитростный сюжет их картин зачастую содержит изобретательную фабулу с многочисленными деталями и подробностями, понять которую помогает музыка. В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе из музея в Касселе (60-е годы). В годы зрелости (в основном в 50-е годы) Рембрандт создал свои лучшие офорты.
Из других художников той же группы как отличный художник может быть отмечен Габриель Метсю (1629—1667). Работавший в середине века и пользовавшийся тогда большой популярностью Герард Доу (1613—1675) пишет скромные сцены из быта мелкой буржуазии. Но Рембрандта не устраивала внешняя правда. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья.
В XV-XVI вв. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Этот этап представлен творчеством таких художников как: Питер де Хох, Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс. Семьи в Египет» — переделал в собственный офорт. Народные массы Голландии, — говорит Маркс, — уже в 1648г.
Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. Уже и тогда было высказано в этом образе главное: чувственное начало, языческое, в какой-то степени «тициановское» было в ней лишь частью общего в выражении сложных душевных переживаний, единого душевного порыва. Своими живописными достоинствами в разработке подобных тем славится Филипс Воуверман (1619—1668). Золотой век голландской живописи — самая выдающаяся эпоха в нидерландской живописи, приходящаяся на XVII век. Франс Хальс сумел совершить целую революцию в портрете. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки.
Оно занимает большую площадь – целых две трети холста. В 30 годах он написал картину портрет Офицеров роты святого Андриана. Никакого покоя, никакой неторопливости — он умел быть разным и неожиданным. Жители Утрехта, в отличие от большинства художников протестантской Голландии исповедовали католицизм и всё ещё поддерживали связь с культурным и религиозным центром того времени— Римом.
Питер Клас (около 1597— 1661), Биллем Хеда (1594—1680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. Ряд «анатомических уроков» создали — Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Ян ван Нек. Ришелье писал о голландцах: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, состоящим из вод и выгонов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров».
:) но свеча потухшая. «Завтрак с омаром», 1648 Клас. На все эти события откликнулась и голландская живопись.
Наиболее интересное сооружение самого Ливена де Кея — Мясные ряды в Гарлеме (1601—1603) — пример характерного для Голландии монументально-художественного решения торговой постройки, в которой торжественная представительность сочетается с практической целесообразностью. Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Предметы скомпонованы так, чтобы увидеть привлекательность и особенность каждого. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание.
В «Святом семействе» таким объединяющим пятном служит красное одеяло на колыбели.
Впервые тут появляется специализация художников. Главными выразительными средствами являются не линии и массы, а свет и цвет. Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте. Наибольший материал ему дает Священное Писание, а из него—сцены жизни святого семейства, сюжеты из жизни Товия.
На языке XVII столетия это означало «неподвижная модель», что более отвечает практической сметке и деловому подходу голландцев того времени). Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку.
де Лорм) и пр. Ван Мандер создал жизнеописание основных нидерландских художников. Это является вершиной развития голландского искусства XVII века. Ранняя картина Вермера «У сводни» (1656) необычайно (для «малых голландцев») велика по размерам, монументальна по форме, звучна по цвету больших локальных пятен: красной одежды кавалера, желтого платья и белого платка девушки.
За два года до смерти, в 1664 г., Халс снова возвращается к групповому портрету. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк. Начался долгий судебный процесс по поводу долгов Рембрандта. Весь этот период овеян романтикой. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты».
Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). Уффици располагает тремя работами великого мастера. Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (1629-1682). Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох (1629—1689). За два года до смерти, в 1664 г., Хале снова возвращается к групповому портрету.
Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. Хальс вносит в портреты динамику. Настали переломные моменты в живописи Хальса. Они могли быть точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»).
Более одаренным был художник Виллем Бейтевег. Это те же изображения застылого бюргерского быта: чтение письма, беседующие кавалер и дама, служанки, занятые нехитрым хозяйством, виды Амстердама или Делфта.
Изменилась и манера письма. Типы и сцены выбираются главным образом из жизин богатых слоев бюргерства. Отдельную группу в искусстве Голландии 17 века заняли так называемые утрехтские караваджисты.
Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только, что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Иллюзорность передачи вещей отступает у этого мастера на второй план и интерес сосредоточивается на разработке пространственных отношений, в частности на изображении интерьеров, а также двориков и открывающихся за ними улиц («Хозяйка со служанкой», Эрмитаж, ок.
Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). Композиция построена на равновесии цветовых звучаний.
Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Ян Вермеер Делфтский (Вермер Дельфтский, Jan Vermeer van Delft, Johannes Vermeer van Delft, 1632-1675) и Герард Терборх (Terborch, Ter Borch, 1617-1681) в своих картинах особенно часто обращались к сюжетам, связанным с музицированием. Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма изображает ли он лесные чащи («Лесное болото»), ландшафты с водопадами («Водопад») или романтический пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»). Распад плоти передает в портрете.
В сложных ракурсах предстают перед нами персонажи картины 1635 г. «Жертвоприношение Авраама». Если в 16 веке насмехались над алхимиками, в 17 веке видное место заняли изображения кабинетов, где работают богословы, ботаники, астрономы — теперь уже без едких намеков на насмешки. Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки». Руки молодых людей почти соприкасаются в стремлении удержать бокал лимонада.
Начиная с XIV века у мужчин короткая одежда и даже обтягивающие штаны вытесняют платье, к большому неудовольствию моралистов и проповедников, которые обличают бесстыдство этой моды и видят в ней признак аморальности наступившей эпохи. Первое, мастер – в глубине мы как будто бы подглядываем. Естественно они изображены за дружным застольем. Эти предельно простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику своим внутренним строем. Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия, то человеческое, которое извечно, всечеловечно: материнскую любовь, сострадание.
Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. В ней необычно яркий и тревожный свет. Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям.
Особую поэтичность у «малых голландцев» приобретает интерьер. В «Завтраке с омаром» В. Хеды (приложение рис. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях. Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет. Многие лица просто плохо «прочитываются» в этой резкой светотени, в этих контрастах густых теней и яркого солнечного света, на который выходит отряд (в XIX в. картина уже так потемнела, что ее считали изображением ночной сцены, отсюда ее неправильное название. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании.
Колористическое единство здесь особенно поражает. Такая клиентура быстро разрасталась и вскоре начала проявлять интерес к новым жанрам, таким как пейзажи, натюрморты, церковные интерьеры, батальные и морские сцены. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. 761. ). Природа у Рейсдала предстает в динамике, в вечном обновлении. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др.
Бытовой жанр сложился в двух разновидностях – крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды. Простота быта и облика людей не заземляет тему. Свое главное решение она получила в жанровой картине.
Но эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя. Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с так называемой делфтской школой, с именем таких художников, как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер известный в истории искусства как Вермер Делфтский (1632—1675). Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам.
Это один из великих художников 17 века. Возможно, моделью для ангела являлся Титус. Растворение предметов в свето-воздушной среде, умение создать эту иллюзию прежде всего определило признание и славу Вермера именно вXIX в. Позднее письмо Вермера стало более сплавленным, гладким, построенным на нежных сочетаниях голубого, желтого, синего, объединенного удивительным жемчужным, даже жемчужно-серым («Головка девушки»). Появились только мастера натюрморта или пейзажа.
Политическая жизнь страны изобиловала бурными потрясениями. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Бегущий ручей – символ быстротекущей жизни. Композиция строится в большой степени на равновесии цветовых звучаний.
Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе». Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с так называемой делфтской школой, с именем таких художников, как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер известный в истории искусства как Вермер Делфтский (1632—1675). Портрет пьяной старухи, «гарлемской ведьмы», содержательницы харчевни Малле Баббе (начало 30-х годов), с совой на плече и пивной кружкой в руке, носит черты жанровой картины.
Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Вермеер несомненно один из крупнейших колористов в истории западноевропейского искусства. Успешно заканчивалась борьба за собственную независимость от могущественной империи Испании.
Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Показательна для него картина «Больная и врач» (ок. Эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя. А здесь. Получили распространение посещения анатомических театров.
Расцвет пейзажной живописи в голландской школе относится к середине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдал (1628/29—1682), художник неистощимой фантазии. Меньшее значение имела голландская литература, не давшая ни одной фигуры общеевропейского масштаба. На переднем плане – надгробие, на котором портрет самого художника и подпись Рейздаль.
На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу. Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице. Картина построена на субординации. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. В Харлеме находится музей его.
Тематика Вермеера более или менее традиционна молодые женщины за чтением письма, вышиванием, в обществе кавалера, художник перед мольбертом, просто мечтающая у окна девушка («Девушка с письмом», Дрезден) — словом, все то, что уже не раз изображалось голландскими живописцами. Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров. В числе лучших картин художника можно привести «Бокал лимонада» (Эрмитаж) и «Концерт» (Берлин, Далем). Рембрандт покупает в Амстердаме дворец. Образцы офортов Сегерса самостоятельны по сюжету и уже сопоставимы с образцами нидерландской живописи.
Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. – художник смотрит на то, что его окружает, но это лишь толчок для его интерпретации, он действительность преображает: девушка простая – натурщица (по юбке видно), но художник дал ей дорогой костюм, атрибуты – и она преобразилась. В этом портрете 27 градаций черного цвета. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Очень выразительно изображено небо. Как указывает Маркс, «.
Воображаемый рисунок. Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х и даже 40-х годов.