Якоб ван Рейсдал не только крупнейший пейзажист голландской живописи XVII века, но и один из великих мастеров европейского пейзажного искусства. Голландские художники пейзажисты занимают важное место в мировой живописи их произведения являются настоящим украшением самых различных выставок. В 1682 г. великий голландский пейзажист умирает.
Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. «Болото» — другое значительное произведение 1660-х годов — несколько проще по своему мотиву. его изображения наиболее многочисленны. «Чисто чувствующий, ясно мыслящий художник», так характеризует голландца великий немецкий поэт. В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога.
Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Далекие просторы воздуха, воды, земли переданы с исключительным мастерством. Он то прибегает к вытянутому по вертикали формату, строя пейзаж уступами вверх, то развивает композицию вширь, объединяя на первом плане воду, камни и деревья.
Керстиан де Кейнинк (около 1560 – около 1635) также связан с традициями «космического» пейзажа. Однако известная условность пейзажа сохранилась у всех этих мастеров. Бытовой жанр сложился в двух разновидностях – крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Извечная борьба противоречивых сил созидания и разрушения — вот что находит свое воплощение в картинах Ройсдаля. Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным.
Ни одного яркого пятна. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим.
Все пронизано движением света. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Работы этого периода показывают новый этап в развитие голландского пейзажа.
Именно Паулюса Поттера считают создателем голландского анималистического жанра. В период зрелости голландский пейзаж вступает около 1630 года. Параллельно развивается также и идиллический, так называемый итальянский пейзаж. У кого Рейсдадь учился живописи — неизвестно. Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности.
Его картины сложны по построению, перегружены деталями и тем не менее передают специфику горной природы. Также как и Поттер, он умер молодым в 1672 году, когда ему было всего 33 года. Умение выявить породу животного, его строение, масть, характерные движения составляет одно из ярких свойств голландского анималистического пейзажа. Правда, в работах ван Гойена основное место все же занимала природа.
«Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Художник достигает необычайной тонкости в изображении морских далей. Рейсдал почти полностью преобразовал и, если можно так выразиться, "опоэтизировал" окружающий пейзаж. Признанием среди высших слоев голландского общества пользуются но лучший пейзажист и но великий творец психологического портрета, а нарядные «итальянизирующие» художники, блестящие, но поверхностные портретисты.
Показанные крупным планом деревья или скалы приобретают объемность и убедительность. Па переднем плане -- поваленный ствол дерева.
Правда, это пример не анималистического жанра, а бытового. Самым известным мастером реалистического пейзажа, несомненно, является Якоб ван Рёйсдал. Стилизация в трактовке человеческой фигуры и некая условность в построении пейзажа это понимание живописной природы художника. Предметы скомпонованы так, чтобы увидеть привлекательность и особенность каждого. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах.
Параллельно развивается также и идиллический, так называемый итальянский» пейзаж. Виртуозно переданная динамика природных стихий позволяет зрителю чувствовать, как на бесконечных водных просторах мягко покачиваются парусники, а свежий ветер надувает паруса и гонит вдаль плывущие над ними облака. Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Пастозная манера письма уступила место жидкому наложению красок с просвечивающим грунтом. Гиллис ван Конинкслоо (1544–1607) в «Пейзаже с изображением мифа о Латоне и ликийских крестьянах» искусно передал особенности разных пород деревьев, своеобразную игру света и тени в лесных зарослях и сумел создать ощущение лесной чащи. Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края.
Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Конец XVI столетия принес существенные изменения понимании природы. Например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
Но, скорее всего это не так, так как художники XVII века работали в основном у себя в мастерских. Так же, как в картине 1646 г. «Домик в роще), в центре видна группа деревьев.
К числу лучших относится «Пейзаж со св. В искусстве этого времени завершилось формирование системы жанров, которое началось еще в эпоху Возрождения. Голландцы его называли «stilleven». Но сохраняется особенность его колорита с несколько «ядовитой» красочной гаммой, художник с большой тщательностью пишет поросший растительностью холм и сидящего около избы Илью.
Признанием среди высших слоев голландского общества пользуются но лучший пейзажист и но великий творец психологического портрета, а нарядные «итальянизирующие» художники, блестящие, но поверхностные портретисты. В композиции картины можно обнаружить черты, присущие «космическим» пейзажам, появившимся в начале века: высокую линию горизонта, пространство, члененное на планы, огромное количество подробностей. «Чисто чувствующий, ясно мыслящий художник», так характеризует голландца великий немецкий поэт. В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать. Почти лишенные листвы, они характеризованы главным образом сложным рисунком изогнутых стволов и переплетающихся ветвей. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра.
В Италии он жил с 1653 по 1658 год, здесь же он познакомился с итальянистом Яном Хаккартом, уроженцем Амстердама (1639-1685), с которым был очень дружен и даже исполнил стаффаж во многих его лучших рисунках и картинахТаким образом, Адриан ван де Велде не только мастер анималистической живописи, но и яркий представитель итальнизирующего направления в Голландии. Среди последователей Паулюса Поттера можно также назвать Карела Дюжардена (1622-1678), который учился у Берхема. Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Живописцев, обратившихся к природе, было много, каждый старался найти в ней нечто свое.
2) отличается сравнительно небольшими размерами. Вауверман имел много учеников и еще больше подражателей и последователей. Ближе всего к манере художника работал его младший брат ПИТЕР ВАУВЕРМАН (Харлем, 1623 – 1682, Амстердам). Лукас ван Фалькенборх (около 1530–1597), а также Давид Финкбонс (1578–1629) развивали традиции Питера Брейгеля Старшего. Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева. Отзвуки этой манеры еще чувствуются в сдержанной гамме таких его картин, как «Море при лунном свете» и «Накренившийся парусник». Своего расцвета творчество Кейпа достигает в 1650-1660 годах. В других источниках указывается количество 600.
Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали. Это дало возможность художнику достичь большой прозрачности в изображении воды.
Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Искусство Голландии XVII в. стало своеобразным феноменом в художественном мире Европы XVII в. Голландские мастера проложили путь, по которому пошли художники других национальных европейских художественных школ. Изобилующий множеством разнообразных мотивов панорамный вид уступает место пейзажу определенного типа. Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу. Сами мотивы ищутся с учетом их эффектности и новизны.
Остаде передает сосредоточенность «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Де Ионг сочетает вместе приемы Кейпа и Поттера, он словно соединяет поттеровское видение животных и людей с пейзажем Кейпа. Еще одним мастером, который также обращался к анималистической живописи, был харлемский художник Филипс Вауверман (1619 – 1668). По-настоящему талант этого художника достиг своего расцвета в в конце 1650-х годов. Наиболее ярким представителем этой стадии голландского пейзажа является Ян ван Гойен (1596—1656). Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Но каждый раз основной характер изображения определяется движением бурных вод.
Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению.
Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб. Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни. Голландский пейзаж прошел тот же путь развития, что и бытовая живопись Голландии. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства).
Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только, что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека. Различные времена года становятся специальной темой пейзажных картин. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий.
Именно фламандцы открыли миру сценки из бытовой жизни обычных людей, крестьян и горожан или бюргеров. Как показывает ряд возникших в 1650—1655-х годах картин, художник побывал в восточно-нидерландских провинциях, посетил соседние области Германии, ездил по Рейну. В «Крестьянских домиках в дюнах» достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля. К 1650-м годам — началу периода новых исканий—относится небольшой, хуже других сохранившийся пейзаж «Дорога на опушке леса" (рп 4).
Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. На первом плане изображен эпизод античного мифа о Латоне, заимствованный из «Метаморфоз» Овидия: ликийские крестьяне, не давшие Латоне напиться, превращаются в лягушек, наказанные за свою жадность разгневанным Юпитером. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы.
В начале XVII века в нем большую роль играли человеческие фигуры (Эсайсу ван де Велде), а в маринах – суда, господствовавшие над водным пространством (Ян Порселлис). Художники приходят к пониманию значения ведущей среды и уделяю основное внимание разработке воздушной перспективы. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика.
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Тщательная, несколько кропотливая манера письма в передаче деталей сочетается с яркой характеристикой каждого и особенностях дерева. В композициях военные суда заполняют чуть ли не все пространство моря. Внимание к атмосферным явлениям приучает, наконец, голландцев избегать цветистости колорита. Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности. Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля (1525-1529).
Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Всегда на первом плане его картин развертывается либо мифологический, либо библейский сюжет («Пейзаж с Товием и ангелом», «Содом и Гоморра», «Пожар Трои», «Фортуна»). Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость.
Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева. В нем нет напряжения и динамичности, которые характерны для «Речки в лесу», но прекрасно подчеркнута стихийная мощь природы. Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (1629-1682). У кого Рейсдадь учился живописи -- неизвестно.
Творчество художника, однозначно, впечатляет.
Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника. Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников.
В картине «Зимний вид» представлен типичный пейзаж с серым, нависшим над землей небом, замерзшей рекой, на берегу которой, расположена деревня. Адриан ван де Велде родился в 1636 году и рано начал самостоятельную деятельность. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени.
Мягкие линии дюн и дороги, прячущиеся за деревьями, низкие строения, как ()ы ограничивающие изображение, — все это содействует впечатлению замкнутости и уединенности. Сужается точка зрения этих художников на мир, объектом внимания становятся небольшие уголки природы («Охотники в лесу» Давида Финкбонса), а изображение быта приобретает большую естественность. Нигде но раскрывается вид вглубь. Свое главное решение она получила в жанровой картине.
«Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров – Питер де Хоох (1495-1562), Герард Терборх (1617-1681), Габриэль Метсю (1629-1667), вторые – из крестьянской жизни – Адриан ван Остаде (1610-1685), третьи – сцены из быта учёных и врачей – Геррит Доу (1613-1675) пейзажисты – Ян Порселлис (1584-1632), Симон де Влигер (1601-1653) изобразители лесных уголков – Мейндерт Хоббема (1638-1609), мастера интерьера – Питер Янсенс (1623-1682). Этот художник жил и работал почти в тоже время, что и Альберт Кейп. Интересна в картине и передача деревьев. Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом.
Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды. Главное достижение голландского искусства XVII века — пейзажная живопись. Ян ван Гойен. Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем. Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки».
(3)В охваченных пафосом революционной борьбы нидерландских провинциях окончательно рушились средневековые представления о вселенной и человеке, ломались средневековые устои. Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. Иеронима в правом нижнем углу картины.
В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Теперь он уже не удовлетворяется изображением укромных уголков родной страны, скромными видами проселочных дорог и домиков среди дюн. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу.
Многочисленные горные пейзажи писал антверпенский мастер Иос де Момпер (1554–1635). Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. Как очень крупный и во многом близкий к Рейсдалю пейзажист в конце 17 века выдвинулся его ученик — Гоббема (1638—1709), создавший один из самых оригинальных и выразительных голландских пейзажей — знаменитую «Дорогу в Меддельхарнис» (1689, Лондон, Национальная галерея). В Эрмитаже это направление представлено работой, которая называется «Коровница».
Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи – жанровая живопись. Иеронимом». «Болото» -- другое значительное произведение 1660-х годов -- несколько проще по своему мотиву. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Настали переломные моменты в живописи Хальса. На первых картинах художники изображали морские баталии, кораблекрушения, военные события.
Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу. Середина XVII века -- время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы. В Эрмитаже довольно много работ Саверея.
Ни одного яркого пятна. (9)Развитие пейзажной живописи шло в эти десятилетия в направлении все более внимательного и вдумчивого изучения окружающего мира и поисков новых возможностей его реалистического отображения. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж).
(1)Точка зрения зрителя по отношению к изображенному еще не фиксирована и его взор лишь постепенно, переходя от одного занимательного вида к другому, от ярких тщательно выполненных деталей первого плана к почти так же выписанным подробностями дальних, может охватить панораму широко раскинувшихся ландшафтов. Его работы это принцип искусства переходного времени XVII века. Характерно, что и этот стаффаж крайне будничен: рыбаки, путники. Его живопись отличается по большей части монохромным (условно-однотонным) характером («Конькобежцы», Эрмитаж, 1641). Одним из крупнейших представителей голландского реалистического пейзажа был Ян ван Гойен (1596--1656). Пастозная манера письма уступила место жидкому наложению красок с просвечивающим грунтом.
Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным.
Родился Кейп в 1620 году в Дордрехте, где и умер в 1691 году. Это является вершиной развития голландского искусства XVII века. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. Однако он рано вступил и на художественное поприще.
Работа «Пейзаж с пророком Ильей» в ней он наоборот все тщательно детализирует. Постепенно марина отходит и у художников пробуждается совсем другой интерес к морю. В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать.
Голландские художники ХVII-ХVIII веков бесчисленное число раз изображали зимние развлечения на лоне природы – катание на коньках, гуляния, выезды в санях. В дальнейшем он много путешествовал по Голландии, делая зарисовки и эскизы. Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы. Великолепно владения чувством перспективы, Рейсдаль умело передавал широкие равнины и окрестности Голландии.
Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдала, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 века. Рейсдал не был бы истинным голландцем, если наряду с лесистой Голландией не показал бы и прибрежную ее часть, омытую северным морем, овеянную влажным морским ветром. В Эрмитаже есть несколько его работ, среди которых и «Пейзаж с охотниками», где животные изображены на фоне природы. В «Крестьянских домиках в дюнах» достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля. Высокое небо покрыто облаками. Эта картина имеет фальшивую подпись Поттера.
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Я. Рейсдаль вступает на другой путь. Рейсдал в основном датировал только ранние работы, вот таким образом уточнение этапов его творчества затруднено. Главное достижение голландского искусства XVII века — пейзажная живопись. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье.
В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения. Возникают различные по своей тематике композиции: лесные пейзажи создателя этого жанра (4) Галлиса ванн Конинкслоо (1544-1607), горные виды Иоса де Момпера (1564-1635), тирольские ландшафты Руланта Саверея (1576-1639). Зимний день.
В Эрмитаже есть картина этого художника «Пейзаж с животными», эта работа дает достаточно полное представление о том направлении, которому следовал Дюжарден. Написанный на медной пластине, он поражает глянцевым блеском ярких красок и тонким, тщательно разработанным рисунком. Написанная в 1646 г. картина Якоба ван Ройсдаля «Домик в роще" (рис.
Но, Кейп-анималист также большое внимание уделяет и изображению пейзажа. Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Одни посвятили себя изображению гор, другие писали море, третьи – лес, четвертые – деревенские и городские улицы.
Обобщенная трактовка дали контрастирует с выпиской деталей первого плана. 1603-1669) еще много декоративности и художник еще связан со старыми традициями, то выступивший в 1620-х годах со своими видами моря Ян Порцеллис (1584-1632) справедливо считается подлинным основоположником марины в западноевропейском искусстве.
Виппер, склонны думать, что подобные итальянские мотивы ван де Велде заимствовал из произведений своих современников, скорее всего это не так. В нем нет напряжения и динамичности, которые характерны для «Речки в лесу», но прекрасно подчеркнута стихийная мощь природы. Он изображал жизнь сельской Голландии.
Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. Много места (примерно две трети картины) Ян ван Гойен оставлял небу с клубящимися облаками, насыщенными влагой. 3).
Обычно их картины включают изображение природы и бытовые сценки («Деревенский праздник» Лукаса ван Фалькенборха) если же рассматривать их творчество в развитии, то заметна эволюция от фантастических пейзажей к более конкретным. Пронеся через века своего существования могучую силу, причудливую красоту форм, деревья в пейзажах Рейсдала обречены на гибель, рушатся, гниют в стоячей воде болот. Далекие просторы воздуха, воды, земли переданы с исключительным мастерством. Середина XVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана – Иcаак ван Остаде. Корнелис Спрингер (Cornelis Springer, 1817-1891) — известный голландский художник-пейзажист. Как говорит известный искусствовед Б. Р.
Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Возможно, художник вспомнил о каком-то виденном им близ Амстердама старом еврейском кладбище, но созданный им образ имеет более глубокий философский смысл. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами.
Главное достижение голландского искусства XVII века — пейзажная живопись. Созданные в 1660-х годах картины Рейсдаля вполне достойны той высокой оценки, которую дал им Гете. Ощущение своеобразной прелести подобных небольших, взятых из окружающей действительности видов сельских местностей отличает с самого начала искусство Рейсдаля. Складываются типы архитектурного пейзажа и марины. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире.
Если это действительно так, то картина не могла быть создана позднее 1672 года, когда ван де Вельде скончался. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде.
Это дало возможность художнику достичь большой прозрачности в изображении воды. Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров. Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным. Колорит, оставаясь сдержанным, приобретает большую интенсивность тона. Так же, как и расположившийся у дороги странник, они органически связаны с окружающей природой.
Рейсдаль не пользовался в свое время успехом. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием. Правда, нельзя еще говорить о решении проблемы пленэра в полном и точном смысле этого слова, так как в XVII веке художники еще не писали на открытом воздухе, лишь некоторые из них делали зарисовки и небольшие эскизы с натуры.
Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции. Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля. Например, гарлемские художники натюрморта к так называемым «завтракам» – Питер Клас (1598-1661), Виллем Хеда (1594-1680).
Па переднем плане — поваленный ствол дерева. Он сразу же вступил на путь исканий. Все отмеченные черты нового пейзажного стиля характеризуют творчество художника, который был как бы олицетворением данного этапа развития голландского пейзажа, — Якоба ван Рейсдаля (1628 или 1629—1682). Рулант Саверей (около 1577–1639) специализировался на изображении гор. Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. В окружающем их пейзаже животные размещены в самых естественных позах иногда даже и не в слишком пристойных с точки зрения дворянской эстетики но, видимо именно за эту меткую наблюдательность их особенно ценили голландские буржуа. Особенно выделяются в собрании Эрмитажа произведения замеча-тельных художников середины XVII века Альберта Кейпа и Паулюса Поттера, в которых пейзаж переплетается с анималистической живописью. Поттер также как и Кейп отказался от суммарного изображения природы, характерного для круга Гойена, в картинах которых предметы и фигуры как будто растворяются во влажном воздухе, теряя при этом четкость своих очертаний.
Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи. Фигуры, с большим тактом вписанные А. ван де Вельде, благодаря своим тонким силуэтам и сдержанной красочной волной самодовольного мещанства разбогатевшей буржуазии, столь гибельно сказавшейся на голландском искусстве.
Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Фигуры, с большим тактом вписанные А. ван де Вельде, благодаря своим тонким силуэтам и сдержанной красочной волной самодовольного мещанства разбогатевшей буржуазии, столь гибельно сказавшейся на голландском искусстве. В «Натюрморте со свечой» П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов – композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность. С любовью и правдой он фиксирует самое обычное и вместе с тем типичное для его родины. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее.
Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т. к. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика.
Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы. Рейсдаль далеко опередил своих современников, поставив перед собой задачу раскрыть средствами изобразительного искусства стихийную силу и мощь природы. Все в них полно жизни и движения.
(5)Ранние пейзажисты Генрик Аверкампа (1585-1634), Арента Аренс (1585-1635), Эсайаса ван де Вельде (ок. Все элементы картины тесно связаны между собой. стволами и изумрудной зеленью листвы.
В них присутствует красочность и линеарная манера письма. Он представлен в Эрмитаже большим полотном «Охота на, оленей» и четырьмя маленькими картинами из которых наиболее самостоятельна – «Лошади на пастбище». Пространственность пейзажа подчеркнута также резким уменьшением размеров деревьев от более крупных передних до маленьких дальних.
Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств).
Фантастические по общему замыслу, в деталях эти пейзажи очень конкретны и правдиво передают те или иные подробности горной природы (например, «Скалистый пейзаж с водопадом»). Зимний день. 1652 г. ) из Гарлема в Амстердам. Тарасов в своей книге «Голландский пейзаж XVII века» напомнил, что еще некий Хогеверф, опираясь на изыскания в архиве гильдии св. Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали.
Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. (6)Сражение между испанским и голландским флотами в 1573 году, битва при Гибралтаре 1607 года. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
Несмотря на то, что человек играет сравнительно ничтожную роль в рейсдалевских пейзажах, они всегда полны жизни и движения. Наша картина — одно из немногих произведений Рейсдаля, где ясно выступает его своеобразная техника. Но величественности и значительности своих изображений Ройсдаль достигает но путем отказа от многообразия реального мира. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени.
Он пытался передать солнечные лучи и облака на небе, движение водной стихии.
Они возвышаются на темном прпгорке, резко выступающем на фоне светлой дороги. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. Творчество Рембрандта, проникнуто к философскому постижению жизни и внутреннего мира человека. Четко выделяя фигуры мастер в то же время органично вписывает их в окружающий пейзаж. В «Пейзаже со стадом коров», как говорит исследователь голландской живописи Ю. И.
Возможно, моделью для ангела являлся Титус. Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр. Таковы картины «Бык» (1647, Гаага, Маурицхейс), «Собака на цепи» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). (Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанном для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей).
Пронизанное светом, окрашенное у горизонта лучами заходящего солнца, оно контрастирует с темными силуэтами деревьев. (Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанпом для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей). Уффици располагает тремя работами великого мастера.
Народ мореплавателей и рыбаков, голландцы были единственными в XVII веке, которые отвели в своем искусстве значительное место морским сюжетам. Сочная живопись, свободный, беглый мазок, богатая фантазия отличают произведения Кейнинка. Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям.
Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету – «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер». Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции.
Практически в каждом его произведении присутствует глубокий драматизм – будь то ландшафтные пейзажи Голландии с водопадами и лесными чащами или романтические зарисовки. Все элементы композиции объединены светом и колоритом. Ю. А.
Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Самым известным мастером реалистического пейзажа», несомненно, является Якоб ван Рёйсдал. Но в то же время здесь отчетливо видны и свои отличия.
Скорее всего ван де Велде делал с натуры небольшие эскизы и наброски. Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи. Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками.
Все в них полно жизни и движения. Стремление художника к созданию героического образа природы получает в здесь свое классическое воплощение. В «Завтраке с омаром» В. Хеды (приложение рис. Выездка лошадей показана с поражающей остротой и верностью наблюдений и профессиональным знанием предмета в «Манежной езде на открытом воздухе» сцены охоты – в «Изнемогающем олене», «Отправлении на охоту» и «Возвращении с охоты» веселое времяпрепровождение – в «Отдыхе во время прогулки верхом», «Веселом обществе».
Такая высокая оценка голландского пейзажиста вполне справедлива. Высокое небо покрыто облаками.
Так же, как в картине 1646 г. «Домик в роще", в центре видна группа деревьев.
Теперь художники стремились к большей конкретности изображения природы. Он впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как ван Гойен, де Молейн и ван Рейсдал. Дюжарден писал главным образом солнечные пастбища в итальянском духе.
Он работал в Лейдене и Гааге. Все правдиво, безыскусственно в этих изображениях, где уютные небольшие домики сквозят сквозь листву деревьев, а проселочные дороги виднеются между дюн. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину.
Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). «Матфей и ангел» (1661). Виппер: «Здесь все другое, все мягче, благозвучней. Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь.
Отсюда чрезвычайная сложность развития этого жанра живописи. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника.
Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее. Все правдиво, безыскусственно в этих изображениях, где уютные ноболыпие домпки сквозят сквозь листву деревьев, а проселочные дороги виднеются между дюн. Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги.
Правда, за исключением Питера Брейгеля Старшего, в этой области не было великих художников. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. Выделяя и подчеркивая основной мотив, он вместе с тем любовно выписывает каждую травинку, листик, цветок. Колористическая гамма картины построена на тонких живописных сочетаниях зеленоватой с белой пеной воды, тяжелого свинцового неба и желтоватого песка дюн.
(7)Если в картинах Абрагама Виллартса (ок. В Эрмитаже творчество этого художника представлено двумя работами, это «Охотники с собаками» и «Пейзаж с охотниками». Якоб ван Рейсдалъ.
Самым известным мастером реалистического пейзажа", несомненно, является Якоб ван Рёйсдал. Ок. В 50-60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй. Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде.
В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте.
Над раскинувшимся на дальнем берегу городом вырисовываются контуры ветряных мельниц, башня готического собора. Среди гор, скал, деревьев, животных, птиц абсолютно теряется крохотная фигурка св.
Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника. 1— Возникшая годом позднее картина «Крестьянские домики в дюнах" (рис. Параллельно развивается также и идиллический, так называемый итальянский" пейзаж.
Однако он рано вступил и на художественное поприще. Все элементы картины тесно связаны между собой. В кругу романтических тем Рейсдаль вращается главным образом после переселения (ок. Там, где Поттер дает острое, непосредственное ощущение современной действи-тельности, у ван де Велде все словно подернуто мягкой дымкой воспоминаний» В Эрмитаже творчество Адриана ван де Велде представлено двумя работами, это «Остановка в пути», датированная 1660 годом и «Пейзаж со стадом коров», эта картина была написана в 1671 года. Картина «Остановка в пути» является типичным примером в творчестве художника.
Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы. Нигде но раскрывается вид вглубь. Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем. Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет.
Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе».
Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. В его задушевных произведениях удивительно гармонично переплелись человек и природа, чего уже не заметишь в более поздних пейзажных картинах (в дальнейшем пейзажами стали называть только изображения природы без присутствия в них человека).
Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Но постепенно они все больше и больше растворяются в широком просторе окружающей их природы, так что человеческая фигура в конце концов сводится к подчиненной и незначительной роли – стаффажа. «Еврейское кладбище» (1660-е гг., Дрезден), представляющее запущенную местность, где пенящийся поток пролагает себе путь среди развалин и могил, крайне характерно для этой стороны творчества мастера. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник.
Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения. В композиции преобладают стихийные силы. Насыщенная динамика уступает в других случаях место более спокойным, но таким же неприветливым изображениям лесной чащи, стоячих болотных вод, гниющих среди них древесных исполинов и мертвенной тишины, нарушаемой порою только скачущим оленем и преследующими его охотниками (великолепное «Болото» в Эрмитаже, 1660-е гг. ). В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах.
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. Некоторые его работы того периода наиболее близки творчеству Паулюса Поттера. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень.
Навеянные впечатлениями родной природы, прогулками вокруг Гаарлема, простые по мотивам ранние пейзажи свидетельствуют об исключительной свежести восприятия молодого художника. Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции. Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице.
Особый вид пейзажа с изображением животных, пастбищ с коровами, овцами создал Пауль Поттер (1625—1654). Такова картина «Вид реки Вааль у Неймегена» (1649, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина), выдержанный в тонкой коричнево-серой гамме красок. Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт.
Скромные картины пейзажистов заняли прочное место в обстановке голландских домов, украсив, наряду с портретами, стены уютных комнат.