Она могла висеть в нише стены, создавая иллюзию живой птицы, сидящей на клетке, равно как и служить дверцей маленького шкафчика. И в том и в другом случае для Бакгейзена (1631—1709) нет трудностей. Наиболее ярким представителем этой стадии голландского пейзажа является Ян ван Гойен (1596—1656). Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками.
Молодые художники объявили своим учителям настоящую войну. Общим характером своих жанровых изображений он близок к Терборху, но более ярок по краскам, чем последний. В XV-XVI вв. Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. Барбари принадлежит еще одно произведение, близкое к иллюзионистической живописи – «Битая куропатка» (1504, Мюнхен, Старая Пинакотека), где представлены подвешенная за лапы куропатка и на том же гвозде – стрела арбалета и железные перчатки. Художник кипучего воображения, Рубенс был создателем колоссальных патетических композиций.
Кейпу принадлежит, кроме того, одно из первых мест среди представителей чистого пейзажа. Являясь «обманками», они могли выполнять также функцию крышки специального ящика для картин, предохранявшей их от пыли и повреждений. Народные массы Голландии, — говорит Маркс, — уже в 1648г. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Откликом художника на эти события стала картина «Хиосская резня» (1824 г. ). На первом плане картины фигуры обречённых хиосцев в пёстрых лохмотьях фоном им служат тёмные силуэты вооружённых турок.
Портрет был написан в 1635 году, когда Ван Дейк работал при дворе английского короля. XVI век во Франции до гугенотских войн (1562-1594) – время укрепления королевской власти. Для полноты обзора основных явлений голландской бытовой живописи надлежит, наконец, отметить распространенность многофигурных композиций под открытым небом (сцены лагерной жизни и охоты, путешественники на отдыхе вблизи харчевен). Основной процесс развития голландской жанровой живописи завершается в своем подъеме творчеством одного из крупнейших живописцев Голландии — Яна Вермеера, прозванного по месту его деятельности Дельфтским (1632—1675).
Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена. Соч., т. 23, стр. Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте.
Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды. Это одновременно и справедливо и неправильно. Кроме того, сохранились ровные следы распила вверху и внизу (вероятно, первоначальная доска имела больший формат). Щедрость обстановки (блеск золоченой рамы зеркала, мерцание плит мрамора, полихромный рисунок ковра) служит усилению декоративности, а смелые эксперименты с перспективой – визуальному углублению не только пространства картины, но и того пространства, для которого предназначалось это произведение. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья.
Также художники начинают создавать портреты-типы людей из народа (Диего Веласкес, Хальс). Ян Вермеер Делъфтский. Весь ее образ полон здоровья, оптимизма: смеется круглое лицо, дышит виднеющаяся в вырезе кофты грудь, рассыпались по плечам растрепанные волосы. Показательна для него картина «Больная и врач» (ок. Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Уффици располагает тремя работами великого мастера.
Получили распространение посещения анатомических театров. Давиду был предложен сюжет из ранней римской истории — подвиг трёх братьев из знатного рода Горациев. Для работы над картиной «Клятва Горациев» (1784 г. ) Давид уехал в Рим. Об этом красноречиво свидетельствуют следы от дверных петель, сохранившиеся справа.
Техника выполнения маленькой композиции одновременно выразительна и сложна. Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. Честолюбивый художник был окружен в Англии вниманием знати, любим королем. Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов.
Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. «Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Калфа. Много места (примерно две трети картины) он оставлял небу с клубящимися облаками, насыщенными влагой. Художников было много. Активное усвоение научных исследований, технических навыков изучение природных явлений, природных ресурсов океана и отдалённых уголков мира, колониальные войны и эмиграция из страны— характерные признаки XVII века.
Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Как очень крупный и во многом близкий к Рейсдалю пейзажист в конце 17 века выдвинулся его ученик — Гоббема (1638—1709), создавший один из самых оригинальных и выразительных голландских пейзажей — знаменитую «Дорогу в Меддельхарнис» (1689, Лондон, Национальная галерея). В Лувре находится превосходная жанровая картина Массейса Меняла с женой (1514).
В эскизах – они хранятся в Германии, в Лувре и в Эрмитаже – больше чувствуется рука мастера, легкость его мазка (большие полотна писались с помощью учеников). Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Адриан ван Остаде.
Более гармоничен образ Марии, но и в нем чувствуется печаль. Ни одна страна не знала такого обилия налогов, как Голландия. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫIV. Ящик с отверстием в одной из стенок (диаметром приблизительно 0, 5 – 5 мм) был светонепроницаемым, для отклонения света использовалась система зеркал.
Никакого действия. Но встречались и аналоги прямоугольной формы (принято считать, что Ян Вермеер Делфтский работал с четырехгранными «перспективными ящиками»). И когда мастер заявлял: Мой талант таков, что как бы огромна ни была работа. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции.
Кажется, что созданный на холстах мир живет и колышется исполненный радости бытия. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма.
Художники-романтики, не считаясь с канонами, существовавшими в изобразительном искусстве предыдущих эпох, охотно обращались к необычным сюжетам, связанным с сумасшествием, сверхъестественными явлениями, насилием или экзотикой (то есть выходящими за пределы "нормального"). Делакруа во Франции был лидером этого направления. Творчество Питера де Хооха более демократично по характеру. В «Битве при Нанси» (1828—1834 гг. ) войска — серые сплочённые массы с разноцветными пятнами лиц и знамён — неуклюже движутся по снежной равнине под мутно-жёлтым закатным небом.
В них мастер обнаруживает острую наблюдательность, метко характеризует типы и рассказывает выбранные им эпизоды с тонким жизнерадостным юмором. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. Настроение офортов Бейтевега — неторопливое иногда с оттенком скуки. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев.
Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Натюрморт. Бытовой жанр сложился в двух разновидностях – крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Резко поднимающийся перед восточным мостом тротуар улицы также оказывается на нормальном уровне при помещении картины в «перспективный ящик».
Среди ценителей творчества Сегерса — сам Рембрандт. Пейзаж за ними – просто фон. Успешно заканчивалась борьба за собственную независимость от могущественной империи Испании. Живописные портреты мастера более парадны, декоративны, так как особое внимание уделяется передаче роскошного костюма и драгоценностей (Портрет королевы Елизаветы Австрийской, 1571).
5). Колорит, оставаясь сдержанным, приобретает большую интенсивность тона.
Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. Совсем в ином ключе, чем портрет Елены Фурман исполнена Кермесса (1635-1636), продолжающая традиции нидерландских живописцев XVI века.
Он живет в загородном доме вдали от Антверпена, не ищет заказов и редко обращается к помощи учеников. Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции. В кругу романтических тем Рейсдаль вращается главным образом после переселения (ок. В настоящее время их можно увидеть в Галерее Медичи. Рейсдаль. Выдающимся пейзажистом Голландии был Якоб ван Рейсдаль (1628/29—1682), одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями.
Кальвинистская церковь носила «республиканский» характер. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Типы и сцены выбираются главным образом из жизин богатых слоев бюргерства. Его страсть к камерам-обскурам разделял секретарь статхаудера, поэт и ученый, образованнейший человек своей эпохи Константин Хейгенс (1596 – 1687), купивший одну из них в 1662 году во время поездки в Лондон и писавший по этому поводу: «Камера-обскура создает замечательные эффекты, передавая изображение на поверхность стены Это такая редкость, что все художники города стремились ее посмотреть».
Заинтересованный в повышении своего мастерства, Рембрандт, который не был на стажировке в Италии, приобрёл на аукционе доски-матрицы Геркулеса Сегерса, а матрицу «Побег Св. В Малых кабинетах можно увидеть Питера де Хоха, Яна Стена, Габриэля Метсю. Оно порвало с антропоцентризмом, который был присущ Возрождению.
Одним из крупнейших представителей голландского реалистического пейзажа был Ян ван Гойен (1596—1656). Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Так побеждает и в этом сумрачном раздумье идея вечно обновляющейся жизни, которая пробивается сквозь все бури и разрушительные силы.
В каждом жанре существовали свои ответвления. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. (с XV в. Греция находилась под властью Турции). Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Ко второй половине семнадцатого века в жанре возникли более эмоциональные произведения с философскими идеями. Впервые Торе упоминает «Щегленка» в предисловии к каталогу галереи дАренберг в Брюсселе: «Я никогда не слышал, чтобы в Голландии говорили о картинах Карела Фабрициуса и я среди них видел только одну, лишь маленькую толику, пустячок, но прекрасный и драгоценный по причине подписи человека, который имеет отношение к Яну ван дер Мееру Делфтскому Это простой рабочий эскиз, вернее, этюд с натуры щегла, сидящего на своей клетке, прикрепленной к бледной стене, которая напоминает светлые палевые фоны из тех, что так любил ван дер Меер».
Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (1629-1682). Для Стена, в отличие от большинства его современников, сюжетная сторона небезразлична. С традициями искусства Рогира ван дер Вейдена связано творчество Квентина Массейса (1466-1530). Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе).
Филипс Воуверман. Своими живописными достоинствами в разработке подобных тем славится Филипс Воуверман (1619—1668). Золотой век голландской живописи — самая выдающаяся эпоха в нидерландской живописи, приходящаяся на XVII век. Ещё в 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства».
В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Страна прославилась своими естествоиспытателями, выдвинула известных юристов и историков. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ.
Композицию можно условно разделить на две части. 20-е гг. В этих условиях их искусство утратило глубокое общественное содержание и на первый план выступили слабые, ограниченные черты классицистического метода.
Последний собирал его офорты, а в годы учёбы – копировал их. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в «Морском берегу» (Ленинград, Эрмитаж). Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).
Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. В качестве одного из крупнейших представителей буржуазного жанра второй половины 17 века следует привести также Яна Стена (1626—1679).
Свои течения существовали в каждом жанре. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Искусство Вермеера Дельфтского принадлежит поздней поре развития Голландии. Главные успехи выпали на долю живописцев маленькой северной страны. 1660 г., Эрмитаж).
Для полноты обзора основных явлений голландской бытовой живописи надлежит, наконец, отметить распространенность многофигурных композиций под открытым небом (сцены лагерной жизни и охоты, путешественники на отдыхе вблизи харчевен). Увеличение поможет оценить точность движений, верность и выразительность рисунка. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк.
Иллюзорность передачи вещей отступает у этого мастера на второй план и интерес сосредоточивается на разработке пространственных отношений, в частности на изображении интерьеров, а также двориков и открывающихся за ними улиц («Хозяйка со служанкой», Эрмитаж, ок. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. Почти все полотна этих лет – шедевры. Наиболее же высокие достижения голландской культуры связаны с живописью. Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы.
Цвет приобретает звучность и интенсивность. Сюжеты простые, крестьянские – дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Нарочито демонстрируя предметы своих «обманных» натюрмортов зрителю, он создавал эффект оптической иллюзии за счет совпадения размеров реальных и написанных им на холсте предметов. В 1913 году Лувр приобрел так называемый триптих Брака (считается, что он был заказан Екатериной Брабантской в память мужа Жана Брака).
Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров – Питер де Хоох (1495-1562), Герард Терборх (1617-1681), Габриэль Метсю (1629-1667), вторые – из крестьянской жизни – Адриан ван Остаде (1610-1685), третьи – сцены из быта учёных и врачей – Геррит Доу (1613-1675) пейзажисты – Ян Порселлис (1584-1632), Симон де Влигер (1601-1653) изобразители лесных уголков – Мейндерт Хоббема (1638-1609), мастера интерьера – Питер Янсенс (1623-1682). Получили распространение посещения анатомических театров. Голландские художники 17 века ввели в моду реализм в живописи. Сюжеты простые, крестьянские — дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев.
Возможно, что в таком построении композиции проявилось знакомство с итальянской школой (Рогир ван дер Вейден ездил в Италию). Они могли быть точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Слева с противоположной, тыльной, стороны край доски сужается, картина как будто скошена. Портреты эпохи Возрождения кажутся рядом с Цыганкой статичными по композиции и характеру.
К тому же Рембрандт занимался офортом практически всю жизнь, оставив около двухсот девяноста образцов. Иное положение сложилось в последних десятилетиях 17 в., в период наибольшего усиления абсолютистского гнета и подавления прогрессивных явлений общественной мысли, когда централизация распространилась на художников, объединенных в Королевскую Академию и вынужденных служить своим искусством прославлению монархии. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. Осталось примерно пятьдесят (50) его графических произведений, а некоторые — вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды.
Остаде сначала пишет в манере Браувера, но со значительно меньшей остротой сцены драк за картами или под пьяную руку. Техника живописи находится на весьма высоком уровне, происходит эволюция выразительных средств: «убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приёмы письма плотными короткими, подчас раздельными мазками, что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность». Книга, которая выдвинулась из пространства картины и вот-вот упадет, муха, севшая на вазу, которую хочется прихлопнуть – типичные сюжеты для картины-обманки.
За домом обычно располагался крохотный дворик. За два года до смерти, в 1664 г., Халс снова возвращается к групповому портрету. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур.
Но люди невидимыми нитями притягиваются к лицу Христа, простому, спокойному и в то же время отмеченному печатью страданий. При подобном обозрении формы всех предметов действительно корректируются.
Но при экспонировании в такой камере не удается достичь пропорциональности всех предметов изображение остается слишком растянутым по горизонтали. Он является создателем национального голландского пейзажа.
Предметы скомпонованы так, чтобы увидеть привлекательность и особенность каждого. Картина «Щегленок» принадлежит к анималистическому жанру.
2). В картине при обычном рассмотрении многие предметы непропорциональны относительно других. Настали переломные моменты в живописи Хальса. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк.
Однако основным источником богатства для Голландии явилась не промышленность, а торговля, главным образом посредническая. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их.
Нигде в XVII в. пейзажная живопись не получила такого развития, как здесь. На боковых створках изображены Мария Магдалина и Иоанн Креститель в центре-богоматерь, Христос и Иоанн (евангелист). В картине господствует строгая геометрия отдельных частей интерьера.
В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. В живописи обстановка была сложнее ибо здесь переплелись влияния маньеризма, фламандского и итальянского барокко. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека.
Сразу по возвращении в Париж художник принялся за картину «Алжирские женщины в своих покоях» (1833 г. ). В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Излюбленные мотивы его небольших по размерам пейзажей: долины и водная гладь широких рек с городами и селениями на их берегах в серые, пасмурные дни. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами.
Наиболее крупным по своим живописным достоинствам в этой группе является Адриан ван Остаде (1610—1685). Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма изображает ли он лесные чащи («Лесное болото»), ландшафты с водопадами («Водопад») или романтический пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»). Таков «Вид реки Вааль у Неймегена» (1649, Москва, ГМИИ), выдержанный в тонкой коричнево-серой гамме красок. «Эта горсточка людей, – писал глава королевского совета Франции кардинал Ришелье, – владеющих клочком земли, состоящим из вод и выпасов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров».
Своими живописными достоинствами в разработке подобных тем славится Филипс Воуверман (1619—1668). Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. Утонченный колорит и мастерское исполнение снискали популярность голландским картинам- «обманкам» благодаря созданному в них эффекту пластической осязаемости предметов из повседневного окружения человека.
Герард Доу. Творчество Питера де Хооха более демократично по характеру. Первоначально были написаны все детали изображения – птица, насест, цепь.
Все дома напичканы картинами и голландцы продают их с большим барышом». Например, гарлемские художники натюрморта к так называемым «завтракам» – Питер Клас (1598-1661), Виллем Хеда (1594-1680). Вслед за Яном ван Эйком выступила целая плеяда выдающихся нидерландских мастеров. Особенно запоминается Портрет Карла I Ван Дейка (1599-1641). Вот таким образом в картинах голландских мастеров особенное значение придавалось разработке перспективы и многопланового пространства, грандиозность которого подчас не отвечала реальной ситуации, но была призвана «раздвинуть» в зрительном восприятии границы замкнутого помещения и иллюзорно продолжить его на холсте.
Он изображал жизнь сельской Голландии. Расцвет пейзажной живописи в голландской школе относится к середине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдал (1628/29—1682), художник неистощимой фантазии. В этот период ключевые позиции в портрете переходят к жанру станковой живописи. Одни, как Германия и Нидерланды, дали миру великих художников Дюрера и Брейгеля, вклад других (Франции, Англии) в историю изобразительного искусства был менее значителен, чем в историю литературы (Рабле и Шекспир).
Питер Клас (ок. Показательна для него картина «Больная и врач» (ок. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Организации этого единства способствует и исключительное умение голландских мастеров передавать освещение, влажный воздух, смягчающий все резкости очертания предметов. В последнее время все чаще в искусствоведческой литературе название направления, к которому принадлежит Луи Ленен, определяется термином "живопись реального мира".
Обилие воды в сочетании с зеленью придавало городским улицам большую живописность. Эжен Делакруа родился в городке Шарантон-Сен-Морис под Парижем. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Внимание художников обращено преимущественно на внешнюю сторону, позы, костюмы.
Ришелье писал о голландцах: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, состоящим из вод и выгонов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров». Константина ВеликогоX.
Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Довольно долго Фуке приписывали и Портрет мужчины со стаканом вина (около 1455). Реалистические черты удерживаются дольше всего в портрете, прежде всего в карандашных портретах Франсуа Клуэ (около 1516-1572).
В 1795—1799 гг. Делакруа выбрал, пожалуй, самую трагическую страницу греческой эпопеи. Настроение офортов Бейтевега – неторопливое иногда с оттенком скуки. 1585-1666 гг. ). Типы и сцены выбираются главным образом из жизин богатых слоев бюргерства.
Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Блестящего развития достигает натюрморт. Семнадцатое столетие было в Европе «золотым веком живописи». В центре страны таким очагом был город Тур, в котором работали художники луарской долины. Фанатично преданный гравюре, художник был склонен к новациям, к экспериментам, что не всегда приводило к находкам, приятным и приемлемым для современников. Так пишет, например, отличный художник Ян Порселлис (1584—1632).
Для народных масс это означало лишь смену одной формы социального гнета другой. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. В Лувре находится один из поздних автопортретов мастера (1660). Стул на первом плане вытянут в глубину и занимает положение ровно в точке стыка трех граней камеры, его форма сложного многоугольника – результат кропотливой работы живописца, наделившего мебель искаженными пропорциями с целью ее наиболее точного восприятия при обзоре картины в глазок «перспективного ящика».
Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Маркс и Ф. Энгельс. После этого картина уже не вставлялась в раму. Не менее показательны и камеры-обскуры с изображением домашних сцен.
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Две женщины, пожилая и молодая, похожи друг на друга.
Будучи знакомы с классическими ордерами, голландские мастера применяют ордерные элементы преимущественно в декоративном плане. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. В других источниках указывается количество 600. Это очень ярко отразилось на городской планировке. Молитвенно сложив руки, Роллен почтительно опустился на колени. Нидерландское искусство уже в XV веке опережало искусство соседних европейских стран.
Близкое сходство обнаруживается при сравнении «Щегленка» с работами итальянского автора эпохи Возрождения Якопо де Барбари (1440/1450 – до 1516). Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Художники с помощью иллюзионистического эффекта превращали закрытый в действительности ящик в визуально «открытый». Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты».
Не будет преувеличением сказать, что вся фламандская живопись вышла из творчества Питера-Пауля Рубенса (1577-1640). К этому же направлению относится творчество художника Жоржа де Латура. Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля (1525-1529).
На двадцать одном полотне Рубенс должен был прославить ничем не примечательную королеву. Виднеющееся за ним здание ратуши почти растворяется в серебристой дымке. Храм на дальнем плане выступает перспективным центром.
Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Вполне очевидно, что первоначально притягательная сила картины Фабрициуса для Торе-Бюрже состояла прежде всего в принадлежности художника к делфтской школе, в которой работал Вермеер (1632 – 1675). «. По отношению к ним церковь располагается на одинаковом расстоянии.
В отношении тематики, в узком смысле слова, у Вермеера нет ничего оригинального. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Чуть скосив глаза и улыбаясь, цыганка лукавит и подсмеивается над невидимым собеседником. Его панорамные пейзажи зовут в синеву, побуждают к долгому созерцанию, пугают неизвестным будущим, далёким от опасности. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием.
На протяжении первых десятилетий послереволюционного развития Голландии буржуазия, будучи еще прогрессивным классом, сохраняет демократические традиции. Смысл был в том, что типичный голландский натюрморт – цветы и фрукты, битая птица и рыба или предметы, связанные с наукой – книги, оптические приборы и т. д. - содержал полную иллюзию реальности. В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана – Иcаак ван Остаде.
На коленях Марии сидит худенький серьезный младенец. Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса (1589—1638), то художники, наоборот и воспевали и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. Лучи света, проходя сквозь отверстие, создавали на них перевернутое изображение. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников.
Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар источник спекуляции. Название картины граничит с именем заказавшего ее канцлера, фигура которого видна слева. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Правило в Голландии бюргерство – предприимчивое, расчетливое, практичное. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили.
Позднее глазок начали снабжать линзой, чтобы сфокусировать изображение. Данные примеры убедительно показывают, что реалистический метод воплощения отдельных деталей композиции не вступал в противоречие с иллюзионистическими приемами передачи изображения в целом (по своей сути служившими противоположной цели – исказить реальность). 1652 г. ) из Гарлема в Амстердам. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. Уже и тогда было высказано в этом образе главное: чувственное начало, языческое, в какой-то степени «тициановское» было в ней лишь частью общего в выражении сложных душевных переживаний, единого душевного порыва. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. 763. ).
Вместе с тем искусство Рубенса в основе своей реалистично. Истинным призванием голландских художников стала станковая живопись. Вермеер пишет удивительно бережно, любуясь каждым пятном чистой краски играющей на свету.
Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Кранах ставит перед собой задачу создать идеальный образ обнаженной женщины. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Особенно значительные достижения на этом этапе принадлежат главе гарлемской школы архитекторов Ливену де Кею (1560—1627). Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Рейсдаль не ограничивался определенными темами изображения. Вермеер сводит к минимуму предметы обстановки, каждый из них (столик, подушка, коклюшки) несет отпечаток трудолюбивых рук, подчиняется человеку.
В 1640-х гг. Что касается фламандского искусства, то интерес к нему пробудился значительно раньше. Образ короля поражает правдивостью и беспощадностью характеристики.
Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки». Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта. В числе лучших картин художника можно привести «Бокал лимонада» (Эрмитаж) и «Концерт» (Берлин, Далем). В Голландии становится необычайно популярным групповой портрет. Другим примером, демонстрирующим участие картины в системе интерьерного декора, является работа Карела Фабрициуса (1622 – 1654) «Щегленок» (1654, Гаага, Маурицхейс – рис. Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице. «Портретное» соответствие изображенного объекта своему прототипу помогало естественному выстраиванию предметного ряда в пространстве.
Когда Жанна дАрк, которой Карл VII был обязан короной, попала в плен к англичанам, он даже не сделал попытки спасти ее. Подобные картины-крышки традиционно украшались изображениями предметов, животных, растений, они полностью перекрывали габариты ящика и иллюзия реальности изображенного была почти совершенной.
Параллельно с пейзажем развивается и жанровая живопись. Его краски как будто излучают свет. В его портретах стала все чаще проскальзывать откровенная идеализация и даже лесть. 761. ).
Размашистая кисть передает подвижность, мгновенность выражения лица. в стране намечаются признаки перелома. Это очевидно, например, в картине Хогстратена «Дверца шкафчика с туалетными принадлежностями» (1655, Вена, Академия художеств, Картинная галерея), где вдоль наружной стороны дверцы на гвоздях или в карманчиках кружевной настенной сумки размещены полотенце, щетка, расческа, зеркало, губка и конверт с вынутым из него письмом.
Левая сторона содержит жанровую сцену, предельно выдвинутую на передний план. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Тесно прижатые друг к другу, они образовывали фронт застройки улицы или набережной. Он переписал заново центральную часть с героиней и служанкой. С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632).
Лицо, оживленное подвижными прозрачными тенями, кажется светоносным. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. К середине XVII века в голландской живописи утвердилось направление trompe lil (букв.
Наиболее интересное сооружение самого Ливена де Кея — Мясные ряды в Гарлеме (1601—1603) — пример характерного для Голландии монументально-художественного решения торговой постройки, в которой торжественная представительность сочетается с практической целесообразностью. Происходит глубокая демократизация портрета, что особенно заметно в Голландии. Основные черты и особенности западноевропейской культуры XIX века. III. Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с так называемой делфтской школой, с именем таких художников, как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер известный в истории искусства как Вермер Делфтский (1632—1675). Жанровая специализация художников приняла и географический характер.
Ян Стен.
Картины Рубенса пользовались большой популярностью уже в XVII веке. В «Натюрморте со свечой» П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов – композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность. Это является вершиной развития голландского искусства XVII века.
Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Обладая первоклассными работами обоих художников, так же как и других пейзажистов XVII в., эрмитажное собрание дает полное представление об отличительных особенностях развития пейзажной живописи Голландии.
Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям. При этом художники писали предметы нарочито с искривленными формами, так как только при обзоре в камеру-обскуру их соразмерность восстанавливалась, в случае же создания изначально правильных форм и пропорций они могли искажаться в «перспективном ящике».
Некоторые из них (натюрморт, бытовая картина) впервые именно в Голландии сложились в своих зрелых формах и достигли такого расцвета, что стали своеобразным эталоном данного жанра. Образы Марии Магдалины и неизвестной – свидетельство великолепного портретного мастерства. Во всяком случае в творчестве братьев Ленен эти влияния прослеживаются отчетливо. Его немногочисленные картины написаны в богатой и разнообразной фактуре. Расслоение и отход от церковного образаАйкидо – это искусство внутренней гармонии и бесконфликтного харизматичного общения в жизни и в бизнесе, основанное на принципах айкидо. Ампиру или «высокому классицизму» начало было положено в первые три десятилетия 19-го века. Английское искусство XVIII века. Андрей Рублев также стал создателем высокого иконостаса.
Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг. Благодаря мастерству художника, музыка «озвучивает» тихую размеренность домашнего уюта. Своего наивысшего экономического подъема республика достигла в середине 17 века. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты».
Установленная на объемной подставке или высоком штативе, камера-обскура с середины XVII века становится одним из излюбленных предметов использовавшихся для украшения домашнего интерьера состоятельным бюргерством и лишь высокая стоимость «перспективных ящиков» препятствовала их повсеместному распространению в среде любителей искусства и научных диковин. XIX в. были для Франции временем становления романтического искусства. При реставрации было обнаружены дефекты красочного слоя и грунта в виде нескольких вмятин, обескуражившие исследователей и наведшие на мысль о повреждениях, нанесенных, возможно, острыми предметами. Использовав народное движение для получения власти, король жестоко расправился затем с повстанцами. В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц.
Она написана на деревянной панели с высочайшим мастерством и вниманием к каждой детали. Его живопись отличается по большей части монохромным (условно-однотонным) характером («Конькобежцы», Эрмитаж, 1641).
По причине усиления буржуазии увеличивается количество заказчиков портретов. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Но Рембрандта не устраивала внешняя правда.
Герои Пуссена – люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Более сорока тысяч греков было убито и около двадцати тысяч обращено в рабство. Обратившись к картине в 40-е годы, художник усилил эмоциональное состояние. Еще в начале 17 в. о Голландии говорили, что она имеет больше домов на воде, чем на суше. Из других художников той же группы как отличный художник может быть отмечен Габриель Метсю (1629—1667). В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической страной.
Во время реставрации картины, проведенной в 2003 году, было обнаружено, что дубовая панель, которую Фабрициус использовал для «Щегленка», является частью другой, большей по размерам доски. Вермеер несомненно один из крупнейших колористов в истории западноевропейского искусства. Отсюда общая прогрессивная направленность его искусства, богатство его содержания. Эволюция голландского зодчества 17 в. делится на три основных этапа. Но все эти движения носили стихийный характер народные массы еще не могли выступить в качестве самостоятельной политической силы, вот таким образом правящим политическим партиям удавалось использовать их выступления в своих интересах.
По рембрандтовым офортам начали измерять высокую ступень и художественное качество офортов других художников, если те обращались к этой технике. Во-первых, Франц Хальс (1580/85-1666). Более одарённым был художник Виллем Бейтевег.
Но в удлиненных пропорциях изгибе фигуры, в жесте рук видны условность и манерность. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Новый и Ветхий завет. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр.
Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. В 1815 г. он поступил учеником в мастерскую Пьера Нарсиса Герена (1774—1833), у которого незадолго до этого учился Теодор Жерико. «Матфей и ангел» (1661). до н. э. )I. Названной задаче отвечали произведения разных жанров: натюрморты, бытовые сцены, пейзажи.
Лишь в редких случаях он обращается к занимательным сюжетам и вносит в композицию элемент действия («У сводни», 1656, Дрезден). Сами типы городских сооружений в Голландии сильно отличались от сооружений в других европейских странах. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр.
Голландцы его называли «stilleven». Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Росту торговли и судоходства способствовала колониальная политика: Голландии удалось захватить богатейшие земли в восточном и западном полушариях.
Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. Создателем классицистического направления в живописи Франции XVП в. стал Никола Пуссен. На смену простой утвари приходят мраморные столы, ковровые скатерти, серебряные кубки, сосуды из перламутровых раковин, хрустальные бокалы. Поздние произведения Хальса чутко отражают дух времени, столь чуждый мастеру, но в них слышится и его собственное разочарование в окружающей действительности. Характерной чертой французской культуры тех лет было всеобщее увлечение античностью.
Именно таким Карл VII вошел в историю. Все отмеченные черты нового пейзажного стиля характеризуют творчество художника, который был как бы олицетворением данного этапа развития голландского пейзажа, — Якоба ван Рейсдаля (1628 или 1629—1682). Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х и даже 40-х годов.
Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. Эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя. Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. I. Искусство Нового царства (16 – 11 вв. Религиозные сюжеты Рембрандт трактовал всегда как эпопеи о человеке и человечестве.
В этом направлении работал амстердамский художник Питер Янссенс Элинга (1623 – ок. Как указывает Маркс, «. Меняетсяобразныйстрой картин. Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»).
В каждой из европейских стран Возрождение имело свои особенности. Остаде передает сосредоточенность «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Рабочие промышленных предприятий— небольших мастерских и мануфактур — подвергались зверской эксплуатации. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. В этой части картины человек неразрывно связан с городским пейзажем.
Возросшая тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует разработке форм автопортрета (Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен). Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Он использует «перспективный ящик» пирамидальной формы, боковые грани которого имитируют стены комнаты имеющие каждая проход в соседнее помещение, в то время как нижняя грань отводится под изображение мебели и двух фигур: хозяйки дома за чтением и служанки, занятой уборкой. Работавший в середине века и пользовавшийся тогда большой популярностью Герард Доу (1613—1675) пишет скромные сцены из быта мелкой буржуазии.
Типичными представителями этого вида голландской живописи были Герард Терборх (1617—1681) и Питер де Хоох (1629—после 1683). Сама же дверца служит для них однородным фоном, как и стена в «Щегленке» Фабрициуса. Но кто бы ни был автором портрета, ему удалось создать запоминающийся образ некрасивого, но умного, погруженного в раздумье человека.
За фигурами людей выросли грандиозные дворцы. При небольшой затрате ценного материала здания оказывались очень нарядными.
Со временем «завтраки» Класа и Хеды уступают место «десертам» Абрахама ван Бейерена (1620/21—1690) и Виллема Кальфа (1622— 1693). Картины на библейские и античные сюжеты воспринимались как исторические. Эжен Делакруа — самый независимый художник во Франции первой половины XIX в. ЖАК ЛУИ ДАВИД (1748—1825) К началу XIX в. общепризнанным лидером среди французских художников был Жак Луи Давид — самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи и чуткий летописец своего бурного времени. Давид родился в Париже в зажиточной буржуазной семье. Основной процесс развития голландской жанровой живописи завершается в своем подъеме творчеством одного из крупнейших живописцев Голландии — Яна Вермеера, прозванного по месту его деятельности Дельфтским (1632—1675). Все действующие лица живут напряженной внутренней жизнью. Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты).
В водах заплескались тритоны и наяды, а в воздух устремились амуры и крылатые славы. Исключительная яркость дарования поставила этого живописца в ряд крупнейших пейзажистов мирового искусства. В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста. Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Но картины Виллема Бейтевега станут шагом вперед в сравнении с упрощенными опусами пейзажей на офортах Эайаса ван де Вельде.
В нем можно увидеть фрагмент уводящей наверх лестницы. Впоследствии рама оказалась снята, а картина выполняла функцию створки маленькой дверцы. Никакого покоя, никакой неторопливости – он умел быть разным и неожиданным. В 50-60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй. Мало кто из них мог прокормить себя живописью, многие брались за самые разные работы: Стен был трактирщиком, Хоббема — акцизным чиновником, Якоб ван Рейсдал — врачом.
Большинство пленников безучастны к своей судьбе, лишь дети тщетно умоляют родителей защитить их. Делакруа почувствовал интерес к современности и создал в 1830 г. картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 года)». Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения. Среди изображающих пейзажи были художники-маринисты и художники, которые предпочитали равнины или леса, также встречались мастера зимних пейзажей и видов с изображением лунного света. Будущий художник рано осиротел. Семьи в Египет» — переделал в собственный офорт. Вермеер несомненно один из крупнейших колористов в истории западноевропейского искусства. Лишь после этого был завершен фон, причем, художник написал его в два этапа, не затрагивая края панели (около 2 см по периметру). Бюргеры хотели запечатлеть себя, а художнику при этом стоило не забывать о почтительном отношении к каждой модели.
Более одаренным был художник Виллем Бейтевег. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). Глубокий реализм его приемов не соответствовал вкусам буржуазного общества, начинавшего определенно ориентироваться на декоративизм и идеализацию придворного искусства.
Внешняя политика Голландии в первой половине 17 в. характеризовалась борьбой с Испанией и Португалией за политическое и экономическое преобладание, а во второй половине столетия — с Францией и главным образом с Англией внутренняя политика— борьбой за власть между крупной буржуазией провинции Голландии и штатгальтером (номинальным главой государства), к которому нередко присоединялись различные слои населения, оппозиционно настроенные по отношению к всемогущему амстердамскому патрициату. Для Стена, в отличие от большинства его современников, сюжетная сторона небезразлична. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. 1660 г. ).
После падения Наполеона многие из них вернулись в Германию. В 1640-1660-х гг. Эти предельно простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику своим внутренним строем. Использование «Щегленка» Фабрициуса в качестве такой крышки объясняет и наличие отверстий от гвоздей, расположенных по периметру панели (с их помощью крышку приколачивали к ящику).
Ян Стен. Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах. Мадонна и канцлер находятся в лоджии, отделенные от окружающего стройной колоннадой. Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя.
1597—1661) и Биллем Хеда (1594—1680/82) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. Рембрандт имел огромное влияние на искусство, у него было много учеников, некоторые не пошли дальше внешнего подражания учителю, а большинство изменило ему, перейдя на позиции академизма и подражания фламандцам, а затем французам. Примером может служить одна из его поздних работ "Св. Себастьян и святые жены" с идеально прекрасной, напоминающей античную скульптуру фигурой Себастьяна на переднем плане, в теле которого – как символ мученичества – художник изображает лишь одну вонзенную стрелу. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры.
Его немногочисленные картины написаны в богатой и разнообразной фактуре. Тем не менее все его образы имеют вполне индивидуальный характер.
Первохристианское искусствоIV. – «puttertje») отдыхает на краю насеста и кажется настолько реальным и живым, что возникает искушение протянуть руку и дотронуться до него. Например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Портрет Карла I убеждает, однако, что и в английский период талант художника не иссяк. Типичными представителями этого вида голландской живописи были Герард Терборх (1617—1681) и Питер де Хоох (1629—после 1683).
Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. По берегам широкой извивающейся реки разбросаны дома горожан и церкви.
Они упоминаются только в инвентарях знатных семейств, например, в двух описях имущества дома Бартолотти (от 1649 и 1664 годов), причем в данных документах говорится лишь о настольных коврах. Уже после этих манипуляций был наложен второй слой фона.
Из других художников той же группы как отличный художник может быть отмечен Габриель Метсю (1629—1667). Герард Терборх, Питер де Хоох и Габриель Метсю.
В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем.
Крупнейший среди них – миниатюрист и портретист Жан Фуке (около 1420-около 1480). Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи – жанровая живопись. Внимание художников обращено преимущественно на внешнюю сторону, позы, костюмы.
За столом Христос и трое учеников. Естественно они изображены за дружным застольем. 3), автор которой – ученик Рембрандта (1606 – 1669), талантливый представитель художественный школы Делфта, трагически погибший в рацвете творческих сил и успевший создать очень мало произведений. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Его острый профиль вырисовывается на фоне ковра.
Повествовательное начало и рационализм построения композиции соседствовали с живым, непосредственным чувством «открытия» мира вещей. В начале XIX века Лувр обладал пятнадцатью картинами второго великого художника немецкого Возрождения – Ганса Гольбейна (1497-1543). К этому именно периоду относится зрелое, проникновенное и вместе с тем ясное и простое, несмотря на всю изощренность техники искусство Вермеера Дельфтского. Но в Лувре есть картина Хальса, мимо которой невозможно пройти, - это Цыганка (около 1630). Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов.
Иллюзорность передачи вещей отступает у этого мастера на второй план и интерес сосредоточивается на разработке пространственных отношений, в частности на изображении интерьеров, а также двориков и открывающихся за ними улиц («Хозяйка со служанкой», Эрмитаж, ок. Она представляет панораму города, воссозданную с топографической точностью. Так же изменчив фон: голубое небо с бегущими облаками.
Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Все элементы композиции объединены светом и колоритом. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету – «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер».
Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр.
На все эти события откликнулась и голландская живопись. Середина XVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. Благословляющий Христос полон тревожной настороженности серьезен, задумчив Иоанн.
Это исчезает в поздних портретах. Кроме них, на опушке леса нет ни души, что придает сцене черты романтической уединенности. Расположение предметов в пространстве интерьера и искажение их пропорций позволяют предположить, что именно для камеры-обскуры мастер написал свои знаменитые работы «Кружевница» (ок. Характерным примером воплощения иллюзионистических приемов в живописи выступает картина Эманюэла де Витте «Интерьер с женщиной, сидящей за верджиналем» (около 1665, Роттердам, Музей Бойманса-ван Бейнингена – рис. Тогда же возникает новый тип жанровой картины – небольшая мелкофигурная композиция изображающая сцены в интерьере. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами.
В середине семнадцатого века мастера изображали врачей, ученых в процессе работы, собственные мастерские, хлопоты по дому или светские мероприятия. Строже и спокойнее становится его палитра. 1682), создавший камеру-обскуру с «Интерьером голландского дома» (конец 1660-х годов, Гаага, Музей Бредиуса – рис. Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), художники, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов — «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652).
Герард Терборх, Питер де Хоох и Габриель Метсю. В картине «Зимний вид» представлен типичный пейзаж с серым, нависшим над землей небом, замерзшей рекой, на берегу которой, расположена деревня. Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает.
Из этой же точки направо стремительно убегает Фраувенрехт.
Фанатично преданный гравюре, художник был склонен к новациям, к экспериментам, что не всегда приводило к находкам, приятным и приемлемым для современников. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Тем не менее все его образы имеют вполне индивидуальный характер. Их мелкие фигурки можно хорошо различить, вооружившись лупой.
Тематика Вермеера более или менее традиционна молодые женщины за чтением письма, вышиванием, в обществе кавалера, художник перед мольбертом, просто мечтающая у окна девушка («Девушка с письмом», Дрезден) — словом, все то, что уже не раз изображалось голландскими живописцами.
Основой теории классицизма был рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Давид вместе с учениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами». Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Голландия тех годов вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности.
Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Произведения искусства предназначались главным образом для общественных светских зданий и частных жилищ их тематика, хотя и отражала протестантскую мораль имела светский характер. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Наибольшей тонкости характеристик Рембрандт достиг в автопортретах, которых дошло до нас около ста.
Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589 – 1638). Внимание к атмосферным явлениям приучает, наконец, голландцев избегать цветистости колорита. Параллельно с пейзажем развивается и жанровая живопись. 40—50-е годы — это пора творческой зрелости. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).
Сами библейские и мифологические сюжеты в голландском искусстве в значительной мере утрачивают прежние формы воплощения и трактуются теперь как бытовые картины. Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни.
Чувство пластичности, великолепное владение воздушной переспективой и богатый тональностями колорит дают Рейсдалю возможность значительно полнее, чем это было у старшего поколения голландских пейзажистов, передавать и широкие голландские равнины, которые он часто писал в окрестностях Гарлема. В отношении тематики, в узком смысле слова, у Вермеера нет ничего оригинального. 1). Такое построение придало изображению живость и естественность.
Важным источником возникновения у голландских мастеров интереса к пространственным построениям в живописи явился трактат «Перспектива» зодчего и теоретика искусства Ханса Вредемана де Вриса (1527 – около 1606), опубликованный в 1604 году в Антверпене (рис. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег.
4). И все же «Щегленок» стоит гораздо ближе не к натюрмортам с битой дичью, а к «обманкам» Самюэла ван Хогстратена (1627 – 1678), с творчеством которого Фабрициус был знаком намного лучше. Творческая зрелость художника приходится на середину 17 в. В это время он создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, ГМИИ), «Лесное болото» (1660-е гг., Ленинград, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е гг., Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Искусство Возрождения во Франции. III. Среди них искусство Голландии занимает особое место.
Историки назвали их выступление «романтической битвой», а её героем стал художник Эжен Фердинанд Виктор Делакруа. В картинах голландских художников эти методы взаимно дополняли друг друга. В 1625 году этот заказ был выполнен и холсты прибыли во Францию.
Ян ван Гойен. Как Хальс и Рембрандт, Вермеер Дельфтский был оценен в полной мере только в 19 веке. Не забывают Рубенса и в XVIII (Ватто) и в XIX (Делакруа) веках. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком».
Изображения церковных интерьеров, с помощью которых Врис иллюстрировал законы перспективы и правила ее применения в изобразительном искусстве, положили начало развитию архитектурного жанра в творчестве Герарда Хаугеста (около 1600 – 1661), Эманюэла де Витте (1617 – 1692), Хендрика ван Стенвейка (около 1580 – 1649) и других мастеров. Обстановка предельно проста: голая стена, ниша, дверь справа. 6.
Натюрморт голландцы называли «stilleven», что означает «тихая жизнь» и это слово несравненно точнее выражает тот смысл, который голландские художники вкладывали в изображение вещей, чем «nature morte» – мертвая натура. Когда входишь в Галерею Медичи испытываешь почти физическое ощущение шума. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса.
Рейсдаль не пользовался в свое время успехом. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. По мосту снуют пешеходы и всадники.
Оно настолько индивидуально, что, несомненно, представляет собой портрет. Изображенный на бежевом фоне маленький щегол (голл. Никакого покоя, никакой неторопливости — он умел быть разным и неожиданным. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. Это, в свою очередь, способствовало успешному решению задачи живописи «обманной живописи» : создать эффект глубокого пространства или объемности изображения там, где его в действительности нет.
«Еврейское кладбище» (1660-е гг., Дрезден), представляющее запущенную местность, где пенящийся поток пролагает себе путь среди развалин и могил, крайне характерно для этой стороны творчества мастера. Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Об этом свидетельствуют многочисленные работы Паулуса Поттера (1625—1654) и Альберта Кейпа (1620—1691). Таков Христос в Эмманусе (1648).
Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только, что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека. Как Хальс и Рембрандт, Вермеер Дельфтский был оценен в полной мере только в 19 веке. Но в начале 17 века тенденция переменилась.
Портрет Карла VII говорит о Фуке как о реалисте. Жанровая живопись. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей, тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»).
Получили распространение посещения анатомических театров. Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров. Они имеются сейчас почти во всех музеях мира, но Лувру принадлежат уникальные вещи Портрет Елены Фурман с детьми, Кермесса и двадцать одно полотно, заказанное французской королевой Марией Медичи для Люксембургского дворца в Париже. 1670, Париж, Лувр) и «Офицер и смеющаяся девушка» (ок.
Бюрже), который купил «Щегленка» у своего друга, бельгийского коллекционера Жозефа-Гийома Каберлена. Этот этап представлен творчеством таких художников как: Питер де Хох, Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс. Его картины отличаются исключительным мастерством передачи золотистого, солнечного света, крайне разнообразны в мотивах и включают немало марин (морские виды). Благодаря тому, что Витте немного смещает точку зрения вправо, можно частично увидеть обстановку комнат.
В числе лучших картин художника можно привести «Бокал лимонада» (Эрмитаж) и «Концерт» (Берлин, Далем). Перед зрителем человек пресыщенный, незначительный, трусливый. И, посмотрев на его лицо, можно сразу представить, о чем хочет он поведать людям.
Политическая жизнь страны изобиловала бурными потрясениями. Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир.
После Цыганки всегда останавливаешься перед Кружевницей Яна Вермеера Дельфтского (1632-1675). И в то же время приводит к взрывному распространению светских по тематике жанров. Они редко писали на заказ, большая часть картин продавалась на рынках. его изображения наиболее многочисленны. В качестве одного из крупнейших представителей буржуазного жанра второй половины 17 века следует привести также Яна Стена (1626—1679). Он превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков.
ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫXIV. Лувр дает возможность познакомиться с творчеством некоторых из них. Франция прежде других европейских стран приобщилась к итальянской культуре. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили.
На раннем этапе композиции отличаются простотой. Якоб ван Рейсдалъ. Географические условия, в которых находились северные Нидерланды, трудности, на протяжении веков преодолеваемые для осушения скудных заболоченных польдеров, способствовали сложению отличительного своеобразия голландских городских домов: в них доминировала тенденция роста этажности, но при этом интерьеры были ограничены по площади. Интерес к перспективе и оптике в Голландии проявился особенно сильно благодаря естествоиспытателю Антони ван Левенгуку (1632 – 1723) известному целым рядом изобретений в данной области и собственноручно изготовившему около 250 линз. Наиболее крупным по своим живописным достоинствам в этой группе является Адриан ван Остаде (1610—1685). Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл.
Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. В 1766 г. он поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры. Сами мотивы ищутся с учетом их эффектности и новизны. Весь он в состоянии внутреннего напряжения. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной.
Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Насыщенная динамика уступает в других случаях место более спокойным, но таким же неприветливым изображениям лесной чащи, стоячих болотных вод, гниющих среди них древесных исполинов и мертвенной тишины, нарушаемой порою только скачущим оленем и преследующими его охотниками (великолепное «Болото» в Эрмитаже, 1660-е гг. ). Адриан ван Остаде. Вторая половина 30-х – 40-е годы – время творческой зрелости Латура. Материальное единство природы выходило в работах на первый план.
Но и здесь новое пробивалось на поверхность. Изменились главным образом формы архитектурного декора фасадов и интерьеров. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Большинство картин создавалось для камер именно такой формы. Значительную часть городской территории занимала жилая застройка.
Филипс Воуверман. Особенно часты сцены получения письма, приход гостя или врача, домашний концерт, утренний туалет дамы и ее распоряжения по хозяйству. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь.
Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Спрос на живопись резко увеличился. Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный язык. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Свое главное решение она получила в жанровой картине.
Траектория движения по ней определена мастером от переднего плана в глубину. Однин из примеров изображений для камеры-обскуры мы находим в миниатюрной по размерам композиции Карела Фабрициуса «Вид Делфта с продавцом музыкальных инструментов» (1652, Лондон, Национальная галерея – рис. С конца 20-х гг. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. В их лицах чувствуется нежность, лиризм.
Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе». На все эти события откликнулась и голландская живопись. Герард Доу. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Прямоугольная форма верджиналя перекликается с правильными очертаниями дверного проема.
Искусство XVII века. Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам.
Примером служит картина «Ястреб-перепелятник» (около 1510, Лондон, Национальная галерея). Она создала яркую национальную живописную школу, которая своей тематикой, живописной манерой идейными устремлениями являла собой особую главу в искусстве XVII века, оставила неизгладимый след в мировой художественной культуре. В «Завтраке с омаром» В. Хеды (приложение рис. Он работал в Лейдене и Гааге.
Однако окружающие центральную группу фигуры более человечны, просты. Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков — так называемые «Синдики» (1662), где скупыми средствами Рембрандт создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязей людей. В XVII веке французские короли заказывают картины Рубенсу. Художник уже немолод.
Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г» (1807 г. ) Давид создал очередной миф — блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата. После поражения Наполеона Давид, который в своё время проголосовал в Конвенте за смертный приговор Людовику XVI, был вынужден покинуть Францию. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика прекрасно передают строгость и величавость идей и характеров. Нашли они применение также в натюрморте и бытовом жанре. Это некрасивое тело было передано предельно реалистично. Церковное искусство в эпоху св.
Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия» (К.
Вершиной немецкого Возрождения было творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528), гравера и живописца инженера и теоретика искусств. Тонкость, правдивость в воссоздании действительности сочетается у голландских мастеров с неприметной и будничной красотой. Но вернемся в Малые кабинеты, в те из них, которые выходят не на Сену, а в сад Тюильри. Лишь в редких случаях он обращается к занимательным сюжетам и вносит в композицию элемент действия («У сводни», 1656, Дрезден). О творчестве третьего немецкого художника – Лукаса Кранаха (1472-1553) в Лувре можно судить по картине Венера на фоне пейзажа (1523).
Художника интересуют и портреты людей и окружающая их обстановка. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Природа у Рейсдала предстает в динамике, в вечном обновлении. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Искусство Вермеера Дельфтского принадлежит поздней поре развития Голландии. Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны).
Большое значение в картинах Ленена имеет пейзаж. Хогстратен учился в мастерской Рембрандта в одно время с Фабрициусом и особенно успешно решал задачи живописи «bedriegertje». Возможно, моделью для ангела являлся Титус. Главой фламандской школы живописи был Питер Пауль Рубенс (1577—1640).
Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников. Вольтер XVI века, как позднее называли Эразма Роттердамского изображен сидящим за столом. – «обманывать взгляд») известное также как «bedriegertje». Подчас они выступали единственными элементами в системе интерьерного декора.
Гольбейн принадлежал к его кругу. картины Вермера как будто ни в чем не оригинальны. Пять фигур занимают всю поверхность деревянной доски.
Скромные черные с золотом рамы сдерживают движение, буйство красок, не отвлекают внимания от изображаемых сцен. С любовью и правдой он фиксирует самое обычное и вместе с тем типичное для его родины. Тематика Вермеера более или менее традиционна молодые женщины за чтением письма, вышиванием, в обществе кавалера, художник перед мольбертом, просто мечтающая у окна девушка («Девушка с письмом», Дрезден) — словом, все то, что уже не раз изображалось голландскими живописцами. Яркие представители художественного искусства стали появляться в стране в семнадцатом веке.
Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. Пожалуй, наибольшее влияние на развитие искусства XV века оказал Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464).
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. По его словам, он хотел «изобразить античные нравы с такой точностью, чтобы греки и римляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям». Вероятно, бордюр покрывала рама, прибитая к панели гвоздями (следы от них были также выявлены на рентгеновском снимке картины).
Античное наследие никогда не имело такого значения, как в Италии. И тот и другой наряду с картинами изображающими животных, пасущихся или отдыхающих под открытым небом («Ферма» Поттера, Эрмитаж, 1649), писали также отдельные их экземпляры крупным планом. 1660 г., Эрмитаж). Художник уехал в Брюссель (принадлежавший тогда Нидерландскому королевству), где жил до самой смерти. В своих первых работах на жанровые темы Латур выступает как художник близкий к Караваджо.
Узкие губы саркастически улыбаются. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс. Первые три были исполнены в Англии, последний (1523) – в Базеле – городе, где жил знаменитый немецкий гуманист. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами.
1657, Нью-Йорк, собрание Фрика). В ранний период творчества изображение крестьян в его картинах отличалось подчеркнутой комичностью иногда доходящей до карикатуры.
Ян Вермеер Делъфтский. В период зрелости голландский пейзаж вступает около 1630 года. Оно настолько выразительно, что сразу же приковывает к себе внимание. Особенно запоминается лицо неизвестного слева, по-видимому, заказчика. Именно в искусстве Голландии начали развиваться следующие жанры: портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт.
Питер Клас (около 1597— 1661), Биллем Хеда (1594—1680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. Ряд «анатомических уроков» создали — Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Ян ван Нек. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества.
Колорит его картин становится почти монохромным. Пристрастие фламандцев к действительности в ее чувственном бытии становится особенно заметным при сравнении с Рембрандтом (1606-1669).
Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т. к. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем.
Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам. 1660 г. ). В связи с подписанием Утрехтской унии и обособлением семи северных провинций многие жители после 1579–1581 гг. Жители Утрехта, в отличие от большинства художников протестантской Голландии исповедовали католицизм и всё ещё поддерживали связь с культурным и религиозным центром того времени— Римом. Работавший в середине века и пользовавшийся тогда большой популярностью Герард Доу (1613—1675) пишет скромные сцены из быта мелкой буржуазии.
Среди младших современников Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был М. Хоббема (1638—1709) — создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Вместо пейзажа весь задний план занят золотым фоном.