Вермеер Делфтский Ян (1632-1675) – голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Голландские художники пейзажисты занимают важное место в мировой живописи их произведения являются настоящим украшением самых различных выставок.
«Матфей и ангел» (1661). Бытовой жанр сложился в двух разновидностях – крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638).
Самым важным открытием Золотого века голландской живописи можно считать бытовой жанр. Это одновременно и справедливо и неправильно.
Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Применительно к подобным произведениям боле справедливо понятие не «мертвая природа» (nature morte), а «тихая жизнь» (stil liven). Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. Однако он рано вступил и на художественное поприще. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь.
Его произведения, по словам Гете, радостны для глаза, пробуждают внутреннее чувство, возбуждают мысль и, наконец, выражают определенные понятия. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Виппер). Возникают различные по своей тематике композиции: лесные пейзажи создателя этого жанра (4) Галлиса ванн Конинкслоо (1544-1607), горные виды Иоса де Момпера (1564-1635), тирольские ландшафты Руланта Саверея (1576-1639).
Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева. Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным. С любовью и правдой он фиксирует самое обычное и вместе с тем типичное для его родины. Пространственность пейзажа подчеркнута также резким уменьшением размеров деревьев от более крупных передних до маленьких дальних. Прозаические детали быта (выбившаяся из матраца солома, горящий камин, открытые окна и двери) передают реальную атмосферу жизни человека.
Наряду с этими прежними направлениями фламандской пейзажной живописи выступает теперь новое, сознающее недостаточность общей перспективы тогдашних пейзажей с просветами, но приходит на помощь с недостаточными средствами. Промежуточное положение между портретом и жанровой живописью занимает картина «Мальчик с птичкой» исполненная в 1630-е годы одним из видных учеников Рембрандта Якобом Адриенсом Баккером (1608-1651). Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса, то художники, наоборот и воспевали и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным.
Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева. Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб. Болото — другое значительное произведение 1660-х годов — несколько проще по своему мотиву. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Па переднем плане — поваленный ствол дерева. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами.
Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Эти художники известны под общим названием «малые голландцы», что никак не отражает их талант, а связано исключительно с выбором тем для творчества. Но присмотритесь их порядок кажется слегка нарушенным. Постепенно марина отходит и у художников пробуждается совсем другой интерес к морю.
В кругу романтических тем Рейсдаль вращается главным образом после переселения (ок. Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги.
Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Все элементы картины тесно связаны между собой. У кого Рейсдадь учился живописи -- неизвестно. Облака всегда художник писал с неподражаемым мастерством, умея уловить почти неуловимые переходы от света к тени. Обобщенная трактовка дали контрастирует с выпиской деталей первого плана. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность.
Таким образом, логично предположить, что мастер делал на пленэре лишь предварительные наброски, а основная работа над картиной происходила уже в мастерской. "Пейзаж с руинами замка" очень характерен для манеры Рейсдала. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы.
(Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанном для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей). Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер.
В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность.
Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Перед нами холмпстая местность с уходящей вглубь дорогой, огибающей небольшой домик, который виднеется справа за деревьями.
Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. Как показывает ряд возникших в 1650--1655-х годах картин, художник побывал в восточно-нидерландских провинциях, посетил соседние области Германии, ездил по Рейну. Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим. Его «Итальянская гавань» в собрании музея поражает яркостью красок, непринужденностью изображения многолюдной толпы на набережной. Бартоломеус Бренберг (1599/1600-1657) и окружавшие его мастера, работавшие в Италии в 1620-е годы, создавали картины условного итальянского пейзажа, обязательно населяя его мифологическими или библейскими персонажами.
Голландия дала многих прекрасных художников, сделавших изображение природы своей специальностью. Его картины отличают яркая выразительность запечатлённых ситуаций, умение передавать взаимоотношения героев с помощью красноречивых намёков и едва уловимых жестов. «Болото» -- другое значительное произведение 1660-х годов -- несколько проще по своему мотиву. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. К концу сороковых или началу пятидесятых годов нужно отнести подписную, но но датированную картину «Пейзаж с путником" Грис. Законодатель художественных вкусов — голландская буржуазия, в особенности ее быстро переродившаяся в паразитический класс верхушка, утратила вкус к национальному искусству с его трезвым реалистическим подходом к действительности.
Ни одного яркого пятна. Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селёдка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Одним из крупнейших представителей голландского реалистического пейзажа был Ян ван Гойен (1596--1656). "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Всё изображённое вполне можно было бы принять за галантную сцену в благородном семействе, если бы не отдельные детали картины.
Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Среди художников-жанристов выделялись те, которые изображали мещан и крестьян, сцены домашнего быта и гулянок, базаров и охоты. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом.
Одним из выдающихся мастеров, работавших в нем, был Геррит Адриенс Беркхейде (1638-1698). Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения.
Пастозная манера письма уступила место жидкому наложению красок с просвечивающим грунтом. Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям. Художник достигает необычайной тонкости в изображении морских далей. Мягкие линии дюн и дороги, прячущиеся за деревьями, низкие строения, как ()ы ограничивающие изображение, — все это содействует впечатлению замкнутости и уединенности.
Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека.
Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. Ян ван Гойен. Ни одного яркого пятна.
Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. На все эти события откликнулась и голландская живопись.
Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. Так же, как в картине 1646 г. «Домик в роще), в центре видна группа деревьев. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей.
По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее. Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем. Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля.
При всей лаконичности живописной палитры, она основывается на чрезвычайно тонких градациях. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. Ганс Вредеман де Врис (1527-1604) выступил с изображениями галерей в стиле ренессанса его картины этого рода с подписью находятся в Вене за ним его ученик Хендрик Стенвейк старший (около 1550-1603) выступил с готическими церквами, большими залами и мощными каменными сводами его несколько сухо, но отчетливо нарисованные внутренние покои отличаются глубокими тенями и утонченной светотенью. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Однако картины Виллема Бейтевега станут шагом вперёд в сравнении с упрощенными опусами пейзажей на офортах Эайаса ван де Вельде.
Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. «Пейзаж с фонтаном» и «Морская гавань» Яна Гриффира Старшего (1645-1718) относятся именно к такому типу произведений.
Например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. Правдивый показ человека п окружающего его мира— определяющие черты искусства этой небольшой, но мощной буржуазной республики, занявшей в XVII в. одно пз первых мест в экономической и культурной жпзнп Европы. Например, гарлемские художники натюрморта к так называемым «завтракам» – Питер Клас (1598-1661), Виллем Хеда (1594-1680). (1)Точка зрения зрителя по отношению к изображенному еще не фиксирована и его взор лишь постепенно, переходя от одного занимательного вида к другому, от ярких тщательно выполненных деталей первого плана к почти так же выписанным подробностями дальних, может охватить панораму широко раскинувшихся ландшафтов.
Матфей Бриль, родившийся в 1550 г. в Антверпене и умерший в 1584 г. в Риме, впервые перенес стиль Конинкслоо в Италию, где его брат Павел Бриль (1554-1626) развил его дальше, примыкая к Карраччи, раньше которых мы не можем говорить об этом мастере. К «чистому» портрету относится произведение, приписываемое Корнелису ван Ворту (1576-1624). Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов.
Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим.
(3)В охваченных пафосом революционной борьбы нидерландских провинциях окончательно рушились средневековые представления о вселенной и человеке, ломались средневековые устои. Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля. Далекие просторы воздуха, воды, земли переданы с исключительным мастерством. Во второй половине 17 века художники любили изображать врачей, ученых за работой, свои мастерские, домашние хлопоты дому или светские мероприятия.
Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки». Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали.
Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. В них присутствует красочность и линеарная манера письма. В ней отображено невероятное множество тонких чувств – радость от возвращения потерянного, потрясение, всеобъемлющая родительская любовь, но при этом и горечь потерь, унижения, стыда, раскаяния.
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Высокое небо покрыто облаками. Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. В «Крестьянских домиках в дюнах» достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).
Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. Па переднем плане — поваленный ствол дерева.
Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только, что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека.
Часто в этих картинах символически передаются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяволом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб. Это дало возможность художнику достичь большой прозрачности в изображении воды.
Сами мотивы ищутся с учетом их эффектности и новизны. Особое место в его творчестве занимают женские образы: «. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной.
«Еврейское кладбище» (1660-е гг., Дрезден), представляющее запущенную местность, где пенящийся поток пролагает себе путь среди развалин и могил, крайне характерно для этой стороны творчества мастера. За всем происходящим зорко следит «почтенная маменька» (возможно и участливая сводня). Это является вершиной развития голландского искусства XVII века. Оживляя пейзаж, они вместе с тем превращаются в часть всеохватывающей, простирающейся во все стороны равнины. Голландцы его называли «stilleven».
В «Завтраке с омаром» В. Хеды (приложение рис. Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника.
Как очень крупный и во многом близкий к Рейсдалю пейзажист в конце 17 века выдвинулся его ученик — Гоббема (1638—1709), создавший один из самых оригинальных и выразительных голландских пейзажей — знаменитую «Дорогу в Меддельхарнис» (1689, Лондон, Национальная галерея). В зрелых работах Гойена, умершего в 1656 г., как бы подведен итог исканиям пейзажистов в области передачи далеких пространств, воды, неба, атмосферы.
Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Середина XVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. Художники зарабатывали продажей картин, которые писались с учетом возможности детального просмотра с близкого расстояния.
Предметы скомпонованы так, чтобы увидеть привлекательность и особенность каждого. Признанием среди высших слоев голландского общества пользуются но лучший пейзажист и но великий творец психологического портрета, а нарядные «итальянизирующие» художники, блестящие, но поверхностные портретисты. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. Лишенное драматизма искусство Яна Вермеера, полностью сосредоточенное на созерцании, считалось отражением голландского среднего класса, теперь независимого и довольного тем, что у него есть. Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте. Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь.
«Хозяйка и служанка» — одна из лучших картин художника. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Все в них полно жизни и движения. (7)Если в картинах Абрагама Виллартса (ок.
Остаде передает сосредоточенность «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
Естественно они изображены за дружным застольем. В его картинах деревья, кусты, строения, прекрасно прочувствованные в своей объемности, выдвигаются ближе к переднему плану, становятся благодаря этому более мощными и крепко спаиваются в продуманный, но строго реалистический комплекс форм. К хозяйке только что подошла её служанка. 1652 г. ) из Гарлема в Амстердам. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи.
В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Богачи на портретах конца 17 в. демонстрируют модные платья и шляпы с перьями, ценное оружие, принимают горделивые позы.
Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу. Таковы картины «Бык» (1647, Гаага, Маурицхейс), «Собака на цепи» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля (1525-1529). 3).
Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Другой мастер – Карел Дюжарден (ок. Нигде но раскрывается вид вглубь. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Павловск обладает двумя подписными произведениями этого мастера – картинами «Итальянский пейзаж» и «Вид на Понте Лукано близ Рима».
Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали. В «Крестьянских домиках в дюнах» достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину.
Основателем этого переходного направления, как показал уже ван Мандер, является Гиллис ван Конинкслоо (1544-1607), с которым нас ближе познакомил Спонсель. На офортах в основном библейские и евангельские сюжеты, но в рисунке, как истинно голландский художник, он часто обращается и к бытовому жанру.
Нигде не раскрывается вид вглубь. 1— Возникшая годом позднее картина «Крестьянские домики в дюнах" (рис.
Отдельного упоминания заслуживают морские пейзажи или марины.
Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку. Правда, в работах ван Гойена основное место все же занимала природа.
Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Такая высокая оценка голландского пейзажиста вполне справедлива.
В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. Теперь море предстает на полотнах художников то в виде разыгравшийся бурной стихии, то в легком волнении, то в бескрайности своих далеких пространств. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества.
Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Они прекрасно исполнены и отличаются выразительными декоративными эффектами. Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр.
В центре, на самом почётном месте, восседает дородный командир роты с бокалом в руке. Так, характеризуя почву, художник по густо наложенным краскам наносит обратным, деревянным концом кисти зигзагообразные, короткие и глубокие борозды.
Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров. 1585-1666 гг. ). Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень.
Нигде но раскрывается вид вглубь. Все в них полно жизни и движения. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом. К первой можно отнести картину «Курильщик», которая приписывается Виллему Корнелису Дейстеру (ок. Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников. Все элементы композиции объединены светом и колоритом.
Возможно, моделью для ангела являлся Титус. Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра.
Художник, заслуженно пользующийся теперь мировой славой, умер бедняком в богадельне Гарлема. Наиболее ярким представителем этой стадии голландского пейзажа является Ян ван Гойен (1596—1656). Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице. (5)Ранние пейзажисты Генрик Аверкампа (1585-1634), Арента Аренс (1585-1635), Эсайаса ван де Вельде (ок. Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды. Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции.
Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи – жанровая живопись. Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды. Перед нами холмпстая местность с уходящей вглубь дорогой, огибающей небольшой домик, который виднеется справа за деревьями. Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. Такова картина «Вид реки Вааль у Неймегена» (1649, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина), выдержанный в тонкой коричнево-серой гамме красок. Они возвышаются на темном прпгорке, резко выступающем на фоне светлой дороги.
Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. В нем нет напряжения и динамичности, которые характерны для «Речки в лесу», но прекрасно подчеркнута стихийная мощь природы. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире.
В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. Потом центром живописи переместился в Амстердам, место работы Рембрандта и Вермеера.
Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Получили распространение посещения анатомических театров.
Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. Сюда не проникают шум и суета городской жизни.
Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. В композиции преобладают стихийные силы. К стилю Брегеля с его манерой изображать деревья посредством мелких точек, с яркой зеленью, примкнул пейзаж мехельнской школы, со старейшим своим мастером Хансом Болем (1534-1593).
Искусствоведы сходятся во мнении, что этот, написанный в 1653 году, пейзаж – одна из лучших работ Рейсдала. В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции.
Народ мореплавателей и рыбаков, голландцы были единственными в XVII веке, которые отвели в своем искусстве значительное место морским сюжетам. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века.
Каждую картину авторов отличает динамичный и даже брутальный характер, например, на одном полотне изображена трактирная драка. Второй период (с 1640 по 1660 годы) вызван расцветом местной художественной школы. На первых картинах художники изображали морские баталии, кораблекрушения, военные события.
Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги. Жизнь природы как извечная борьба созидающих и разрушительных сил- эта тема лежит в основе одного из лучших произведений Якоба ван Рейсдала, самого крупного художника голландского пейзажа второй половины 17 в. Первобытная мощь природы, нерасторжимость ее вечного цикла, в котором соединены рождение, расцвет и гибель, выражены в мотиве исполинских деревьев разных возрастов. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе». Насыщенная динамика уступает в других случаях место более спокойным, но таким же неприветливым изображениям лесной чащи, стоячих болотных вод, гниющих среди них древесных исполинов и мертвенной тишины, нарушаемой порою только скачущим оленем и преследующими его охотниками (великолепное «Болото» в Эрмитаже, 1660-е гг. ). «Малые голландцы» часто обращались к светскому реализму изображали окружающий мир и людей. Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи.
Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Высокое небо покрыто облаками. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Младшим современником Я. Бота был Адриан ван Эмонт (ок. 1627-1662), которому принадлежит «Южный пейзаж», отличающийся эффектом солнечного освещения: золотистое сияние заходящего солнца создает чарующую картину тихого итальянского вечера. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами.
Много места (примерно две трети картины) Ян ван Гойен оставлял небу с клубящимися облаками, насыщенными влагой. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). Интересна в картине и передача деревьев. Для большинства же голландских мастеров, работавших в жанре городского пейзажа, характерна конкретность изображения. Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа.
В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. Все отмеченные черты нового пейзажного стиля характеризуют творчество художника, который был как бы олицетворением данного этапа развития голландского пейзажа, — Якоба ван Рейсдаля (1628 или 1629—1682).
Он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы. (9)Развитие пейзажной живописи шло в эти десятилетия в направлении все более внимательного и вдумчивого изучения окружающего мира и поисков новых возможностей его реалистического отображения. Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу. Конец XVI столетия принес существенные изменения понимании природы.
В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана – Иcаак ван Остаде.
Еще одним характерным жанром Золотого века голландской живописи была интерьерная живопись, в том числе сценки с домашними, церковными и дворцовыми комнатами. С одной стороны, художники поэтизировали естественное течение повседневной жизни, а с другой — стремились к изображению гротескных, острых и живых ситуаций. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. 1599-1635). Если в XVI веке насмехались над алхимиками, в XVII веке видное место заняли изображения кабинетов, где работают богословы, ботаники, астрономы— теперь уже без едких намёков на насмешки.
Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр. Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Середина XVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать. Композиция построена на равновесии цветовых звучаний.
Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. Да и кажущийся новичком в этих делах кавалер не так уж неопытен и безгрешен.
Золотой век голландской живописи известен и своими пейзажами. Показанные крупным планом деревья или скалы приобретают объемность и убедительность.
Так же, как в картине 1646 г. Домик в роще, в центре видна группа деревьев. Но как различны при этом их форма и фактура. Так же, как в картине 1646 г. «Домик в роще", в центре видна группа деревьев.
Но каждый раз основной характер изображения определяется движением бурных вод. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Созданные в 1660-х годах картины Рейсдаля вполне достойны той высокой оценки, которую дал им Гете.
Первопроходцами натюрморта считаются мастера харлемской гильдии художников Клас и Хеда. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. Пожалуй, никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, как Терборх, передавать специфику жеста женщины, когда она шьёт, держит бокал вина либо лютню или моет руки и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд, направленный или на соответствующий предмет или, так сказать, внутрь себя» (Б. Р.
Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»).
В 50-60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй. стволами и изумрудной зеленью листвы. Яркие художники стали появляться в Нидерландах в семнадцатом веке. Уффици располагает тремя работами великого мастера.
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Из немногочисленных образцов голландского натюрморта в коллекции музея следует отметить две парные картины Отто Марсеуса ван Скрика (1620-1678) – «Змея, нападающая на ящерицу» и «Змея, нападающая на суслика». Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. Это дало возможность художнику достичь большой прозрачности в изображении воды. Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы.
Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб. Прежде всего, бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Дюны, просёлочные дороги, бедные крестьянские хижины, одинокие деревья, поваленные бурей, мельницы с широким взмахом крыльев, бурные водопады, каналы и пруды, скованные льдом, с бегущими фигурками конькобежцев становятся основными объектами изображения художников-пейзажистов. Особый вид пейзажа с изображением животных, пастбищ с коровами, овцами создал Пауль Поттер (1625—1654). Он изображал жизнь сельской Голландии. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов.
Теперь художники стремились к большей конкретности изображения природы. Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Однако он рано вступил и на художественное поприще. У кого Рейсдадь учился живописи — неизвестно.
Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем.
Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость. Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзажа, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство. Рейсдаль отказывается от резких контрастных сопоставлений, столь характерных для его творчества, отказывается от бурного движения. Настали переломные моменты в живописи Хальса.
В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать. Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах.
Все элементы картины тесно связаны между собой. Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности. Свое главное решение она получила в жанровой картине. Середина XVII века -- время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи.
Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Стремление художника к созданию героического образа природы получает в здесь свое классическое воплощение. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. В период зрелости голландский пейзаж вступает около 1630 года. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье.
Художник часто писал панорамные виды, но попытки исследователей установить точные места их создания всякий раз терпели неудачу. Па переднем плане -- поваленный ствол дерева. Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края.
Во второй половине 17 века в голландский пейзаж стали проникать философские подтексты. В композициях военные суда заполняют чуть ли не все пространство моря. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее. в галерее Лихтенштейна достаточно его обрисовывают. Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным. «Конная ярмарка» в собрании музея подписана и датирована 1682 годом, т. е.
Начав свою художественную деятельность видами в духе вангойеновских дюн, он вскоре перешел на изображение лесистых местностей, мотивы которых имел случай усвоить во время юношеских странствий на границах Германии.
Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. 1616-1677). Зимний день. Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем.
Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк. Меняетсяобразныйстрой картин. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. Автор «Рыночной площади» Людольф де Йонг (1616-1679) изобразил рядовую городскую застройку, но поместил слева статую Эразма Роттердамского, установленную на площади Большого рынка в Роттердаме в 1622 году. Я. Рейсдаль вступает на другой путь. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием.
В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Это Ян Стен (1626— 1679), Питер де Хох (1629—1684), Герард Терборх (1617—1681), Биллем Хеда, Питер Клас и др. «Чисто чувствующий, ясно мыслящий художник», так характеризует голландца великий немецкий поэт. Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Все предметы чинно расставлены на столе.
Написанная в 1646 г. картина Якоба ван Ройсдаля «Домик в роще" (рис. Якоб ван Рейсдалъ. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Своеобразным произведением голландского исторического жанра является картина «Святой Франциск Ксаверий среди больных» Яна де Брая (1627-1697). Все элементы картины тесно связаны между собой.
Пастозная манера письма уступила место жидкому наложению красок с просвечивающим грунтом. Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения. Но сохраняется особенность его колорита с несколько «ядовитой» красочной гаммой, художник с большой тщательностью пишет поросший растительностью холм и сидящего около избы Илью. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт.
Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист.
Ок. Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника.
Его традиции продолжил Хоббем, который добавил в пейзажи солнечный свет.
Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров – Питер де Хоох (1495-1562), Герард Терборх (1617-1681), Габриэль Метсю (1629-1667), вторые – из крестьянской жизни – Адриан ван Остаде (1610-1685), третьи – сцены из быта учёных и врачей – Геррит Доу (1613-1675) пейзажисты – Ян Порселлис (1584-1632), Симон де Влигер (1601-1653) изобразители лесных уголков – Мейндерт Хоббема (1638-1609), мастера интерьера – Питер Янсенс (1623-1682). Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т. к. В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом.
Вот таким образом его офорты вобрали и его сюжетные ходы и рост технического мастерства и художественную раскованность последних драматических лет жизни. Для ряда художников также характерно изображение в пейзажах животных, например, пасущихся коров и лошадей, а также охоты и сценок с кавалеристами. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом».
В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. Лазарев). В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. 1) — наиболее раннее из известных датированных произведений художника — очень много дает для понимания исходных позиций его творчества.
В его задушевных произведениях удивительно гармонично переплелись человек и природа, чего уже не заметишь в более поздних пейзажных картинах (в дальнейшем пейзажами стали называть только изображения природы без присутствия в них человека). Де Витте охотно использовал техники Вермеера изображая сценки, полные солнечного света. Жители Утрехта, в отличие от большинства художников протестантской Голландии исповедовали католицизм и всё ещё поддерживали связь с культурным и религиозным центром того времени— Римом. Для изысканных вещей стол служит своеобразным пьедесталом, подчёркивающим богатство и роскошь сервировки. Зимний день.
Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Особенно если речь идет о Золотом веке голландской живописи.
К 1650-м годам — началу периода новых исканий—относится небольшой, хуже других сохранившийся пейзаж Дорога на опушке леса (рис 4). Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем.
Слева начинающий засыхать бук с толстым обнаженным стволом в борьбе с грозящим увяданием пустил вверху покрытые листвой ветви. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным.
Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха. Как самостоятельный жанр пейзаж появился в творчестве харлемских художников: ван Гойена, ван Рейсдала и де Молейна. Колорит, оставаясь сдержанным, приобретает большую интенсивность тона. Пышные волосы ребенка украшены жемчужной нитью, уши – серьгами.
Среди пейзажистов-«итальянистов» были художники, предпочитавшие писать южные гавани, как например Томас Вейк (ок. Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (1629-1682). Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. (6)Сражение между испанским и голландским флотами в 1573 году, битва при Гибралтаре 1607 года.
Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. относится к зрелому периоду его творчества.
Были и родственные им мехельнские художники, Лукас ван Валкенборх (около 1540-1622), пейзажи которого написаны большей частью ради них самих его брат Мартен (1542-1604), его сын Фредерик ван Валькенборх (1570-1623), картины которых можно лучше всего изучить в Вене. По преданию, святой обладал даром исцеления. Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом. Они не столько стремились передать определенные морские сцены, сколько старались изобразить саму воду игру света на ней и в небе. Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы.
У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Нежный серебристый тон, пронизывающий всё пространство картины, рождает у зрителей чувство восхищения. Пространственность пейзажа подчеркнута также резким уменьшением размеров деревьев от более крупных передних до маленьких дальних.
2) отличается сравнительно небольшими размерами. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты.
Это бесконечные «южные гавани» с придуманной архитектурой пристаней, с пышными парусниками и пестрым стаффажем или «итальянские пейзажи» с обязательными фрагментами античных древностей. 1591-1630) Они населяют свои картины многочисленными фигурами людей и пейзажная живопись в эту пору еще неотделима от бытовой. Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). Особенностью коллекции является то, что лучше прочих жанров представлен пейзаж, причем так называемый «итальянизирующий» пейзаж.
Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Но в начале XVII века тенденция переменилась. Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком».
Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Подобно упавшему дереву, лежащему спереди, светлый ствол березы четко выделяется на фоне зелени, привлекая внимание зрителя своей интенсивной белизной. Если в своих: ранних произведениях Рейсдаль стремился к гармоничному сочетанию всех частей, то теперь основное настроение пейзажа создается путем удачного использования контрастов.
Ему удалось сделать «будничное — поэтическим, тривиальное — возвышенным, самым незначительным деталям придать редкую одухотворённость» (В. Н. В портретах, бытовых картинах, пейзажах и натюрмортах художники передавали свои впечатления от природы и быта. Свои течения существовали в каждом жанре. Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня.
В «Натюрморте со свечой» П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов – композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность. Признанием среди высших слоев голландского общества пользуются не лучший пейзажист и не великий творец психологического портрета, а нарядные итальянизирующие художники, блестящие, но поверхностные портретисты. В третий период (с 1670 по 1700 гг. ) происходит упадок голландской школы, связанный в первую очередь с экономическими причинами. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками.
Образцом первоначального этапа развития «итальянизирующего» пейзажа, получившего название «аркадского», является картина Б. Бренберга «Товий и ангел». В сороковых—пятидесятых годах достигает полного расцвета творчество Гойепа, ведущего художника раннего голландского пейзажа. Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи.
Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету – «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер». В картине «Зимний вид» представлен типичный пейзаж с серым, нависшим над землей небом, замерзшей рекой, на берегу которой, расположена деревня. Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас1 и Виллем Хед. По величественности и значимости своих пейзажных картин Рейсдаль может быть сопоставлен только с Пуссеном. (Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанпом для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей).
Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. Он является создателем национального голландского пейзажа.
Коричневый цвет сближает поджаристую булку, орехи и копчёную селёдку.
Один из шедевров художника — картина «Бокал лимонада». Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег.
Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. 3). Первооткрывателями этого жанра считаются Остаде и его ученики Бега, Ауденрогге и Дюсарт. Вот уже несколько веков подряд это дает многим искусствоведам основание интерпретировать их как символы приближающейся смерти.
Золотой век голландской живописи условно разделяют на несколько периодов. Рейсдаль не пользовался в свое время успехом. Изображенная в картине широкая панорама замерзшей роки воспринимается лишь как часть зримого мира, как случайный вырез из него. Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи. В других источниках указывается количество 600.
В этом очерке, озаглавленном Рейсдаль как поэт, Гете подчеркивает, что он видит в Рейсдале не только прекрасного живописца, но и мыслителя. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи.
1622-1678) отдавал предпочтение изображению пастухов и пастушек со скотом на водопое – «Водопой». Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили.
Ни одного яркого пятна. Даже те, кто плохо разбирается в искусстве, слышали о голландской живописи.
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции. Первый из них (примерно с 1620 по 1630 гг. ) связывают с утверждением в живописи реализма.
Именно здесь, впервые в истории мирового искусства, объекты окружающей действительности оказались источником творческого вдохновения и художественного замысла. Разнообразие и мягкость светотеневой игры, зеленовато-коричневая колористическая гамма объединяют людей и их окружение в единое целое. Основателем жанра городского пейзажа был Санредам и его последователи братья Беркхейде и Ян ван дер Хейден.
Он работал в Лейдене и Гааге. Чувство пластичности, великолепное владение воздушной переспективой и богатый тональностями колорит дают Рейсдалю возможность значительно полнее, чем это было у старшего поколения голландских пейзажистов, передавать и широкие голландские равнины, которые он часто писал в окрестностях Гарлема. Картины яркой, сочной природы южной страны послужили импульсом для создания произведений, абсолютно отличных от «национального» пейзажа.
Наивысшего расцвета жанр итальянизирующего пейзажа достигает в середине XVII века в творчестве Яна Бота (1610-1652). Его работы это принцип искусства переходного времени XVII века. Жест правой руки стоящей за спиной «маменьки» явно намекает на скрытые прелести молодой дамы. Зимний день. Возможно, что Питер Артс оказал на него влияние своим единством горизонтального плана, как выражается Иоганна де Жонг, но настоящим пейзажистом был именно Брейгель, а не Артс. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. Работа «Пейзаж с пророком Ильей» в ней он наоборот все тщательно детализирует.
Его живопись отличается по большей части монохромным (условно-однотонным) характером («Конькобежцы», Эрмитаж, 1641). Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни.
Далекие просторы воздуха, воды, земли переданы с исключительным мастерством.
его изображения наиболее многочисленны. 1603-1669) еще много декоративности и художник еще связан со старыми традициями, то выступивший в 1620-х годах со своими видами моря Ян Порцеллис (1584-1632) справедливо считается подлинным основоположником марины в западноевропейском искусстве. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.
Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Это исчезает в поздних портретах. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи.